Святейший Патриарх Кирилл благословил сугубо молиться о здравии Президента России Владимира Путина
В связи с 70-летием главы Российского государства 7 октября и в день памяти преподобного Сергия Радонежского, благословившего защищать Землю Русскую, в храмах вознесут особые молитвы
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил архиереев, духовенство и верующих вознести молитвы о здравии Президента России Владимира Путина. Об этом говорится в циркулярном письме, которое Управление делами Московской Патриархии разослало епархиальным архиереям на территории России, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
В документе, в частности, сказано:
«7 октября с.г. Президенту России Владимиру Владимировичу Путину исполняется 70 лет со дня рождения.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает всех архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян вознести в этот день усердную домашнюю молитву о здравии Главы Государства Российского.
8 октября — в день праздника преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, благословившего много веков назад князя Московского — святого благоверного Димитрия Донского — и русское воинство на борьбу с противником, желавшим расчленения Земли Русской и поощрявшего междоусобицу в её народе, Святейший Патриарх благословляет вознести на сугубой ектении Божественной литургии особое прошение о здравии Президента России, присовокупив их к уже установленным прошениям о Святой Руси, а также возгласить многолетие по отпусте Литургии, согласно следующим формулировкам:
— на сугубой ектении, после прошений о Святой Руси: Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему о Главе Государства Российского Владимире Владимировиче, и о еже подати ему богатыя милости и щедроты Твоя, даровати ему здравие и долгоденствие, и от всех сопротивлений видимых и невидимых врагов избавити, в мудрости и крепости духовней утвердити, рцем вси, Господи услыши и помилуй;
— многолетие: Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, подаждь Господи ныне чествуемому Главе Государства Российского Владимиру Владимировичу, властем, воинству и народу Богохранимого Отечества нашего и сохрани их на многая и благая лета!"
Русская линия
Владимир Легойда: Заболевание Святейшего Патриарха протекает в лёгкой форме
Предстоятель Русской Православной Церкви, заразившийся коронавирусом, продолжает оставаться на карантине
В связи с сохраняющимся положительным тестом на коронавирус Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не сможет совершить запланированные на 8 и 9 октября визиты в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Донской ставропигиальный монастырь и возглавить богослужения в дни памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, и святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Об этом в своём Телеграм-канале написал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, сообщает Патриархия.Ru.
«Заболевание Святейшего Патриарха протекает в лёгкой форме. Предстоятель продолжает активно работать и проходит курс лечения в домашних условиях», — отметил пресс-секретарь Его Святейшества.
«Святейший Патриарх Кирилл сердечно благодарит верующих за молитвы о его здравии», — добавил В. Легойда.
Русская линия
«Наша Церковь выступает против любых войн, она за мир и за мирное разрешение любых конфликтов»
Св. Синод Эстонской Православной Церкви выступил со специальным обращением в связи с обвинениями со стороны эстонских властей на фоне конфликта на Украине
Священный Синод Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата отреагировал на угрозы глава эстонского Министерства внутренних дел Лаури Ляэнеметса лишить митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения вида на жительство, если он когда-либо выскажет поддержку российским военным на Украине.
«Это серьёзная проблема, если Церковь занимает провоенную позицию. Что касается Русской Православной Церкви в Эстонии, которая находится в подчинении Московского Патриархата, то мы очень внимательно следим за тем, что там делается и говорится», − сказал Ляэнеметс.
В связи с этим Синод Эстонской Церкви распространил сегодня следующее заявление:
«Продолжающиеся на Украине военные действия не оставляют равнодушными жителей Эстонии. У очень многих людей есть родные и близкие, которые оказались в зоне конфликта и, что трагичнее всего, с обеих сторон. Отголоски этого военного противостояния, как через прямое общение людей, так и с помощью средств массовой информации, достигают и нашей страны, вовлекая в это противостояние умы и сердца жителей Эстонии.
Обсуждение этой темы вызывает боль, непонимание, смущение, а также вражду, взаимную ненависть среди людей, что в итоге может привести к расколу в нашем обществе. Всё это истощает душевные силы людей, отвлекает их от насущных дел.
Звучат обвинения в адрес нашей Эстонской Православной Церкви, будто бы она призывает к продолжению конфликта и к насилию, хотя ничего такого за всё военного конфликта не было и быть не могло. Наша Церковь выступает против любых войн, она за мир и за мирное разрешение любых конфликтов.
Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата действует в многонациональном обществе, которое включает людей разного уровня образования, культуры, различных политических взглядов. В наши храмы приходят как местные жители, так и беженцы. Забота Церкви — предлагать всем единственный непреложный центр притяжения — учение Христа, на фоне которого всё временное, преходящее должно оставаться на втором плане. В этом миссия Церкви. В этом проявляется её миротворческая и объединяющая роль.
Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата поддержала заявление Совета Церквей Эстонии от 19 марта 2022 года, осуждающее военные действия России на Украине. В то же время продолжают звучать призывы к Церкви, чтобы она дала политическую оценку происходящим событиям, выступала с постоянными политическими заявлениями. Но если Церковь втянется в эти споры и наряду с политическими деятелями начнёт гневно осуждать происходящие события, где тогда человек найдёт успокоение своей мятущейся душе?
Церковь призвана к проповеди мира во Христе, — в этом её призвание. В храмах ЭПЦ МП звучит именно такая проповедь. Благодаря этому люди с разными взглядами на происходящие события имеют возможность участвовать в богослужении и получать духовную поддержку, опору и утешение. В Евангелии Христос призывает возлюбить как ближних, так и врагов своих, и это не какой-то недостижимый идеал, поскольку он реализовался в жизни самого Христа и многих святых. Первые шаги на этом пути — это искоренение ненависти из своего сердца. Сейчас мы на каждой Литургии произносим слова молитвы: «Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе Бога нашего и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды, кровопролития и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в людях земли Украинския и в сердцах всех нас». Если нам удастся достигнуть такой любви, то останется надежда, что по окончании войны накал ненависти спадёт. Если же война будет прекращена только силой оружия, но не будет преодолена взаимная ненависть, то мы никогда не можем быть уверенными, что конфликт не вспыхнет снова.
Церковь призвана нести и пророческое служение — доносить до сознания людей волю Божию о народе. Мы смиренно сознаём свою духовную меру и не считаем себя пророками вселенского масштаба, ограничиваясь в этом служении прежде всего сферой своей ответственности — православными верующими Эстонии, прихожанами наших храмов, и предоставляя суды над правителями и духовными лидерами стран Единственному Непогрешимому Судье — Богу.
Прихожан мы по-прежнему призываем к молитве. К молитве об Украине, чтобы во время беды и скорби Господь принимал молитвы и смиренные слёзы наши, чтобы свет любви Божией просветил всякого человека, страждущего в мире сем. Призываем также к молитве о нашей Церкви, чтобы мы могли беспрепятственно продолжить своё служение мира.
Всех тех, кто принимает политические решения, кто действует в сфере освещения этого конфликта через СМИ, призываем к сдержанности и благоразумию в словах. Мы видим, как легко можно нарушить мир и как тяжело его потом бывает восстановить. Будем искать мира в наших сердцах, в наших семьях и в нашем обществе.
Бог же мира да будет со всеми вами, аминь (Рим. 15:33)".
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского мыслителя А.С.Хомякова, видного государственного деятеля А.Х.Бенкендорфа и русского певца-патриота И.В.Талькова
Алексей Степанович Хомяков родился 1 мая 1804 г. в Москве в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, изучал философию, историю, математику и другие науки, овладел несколькими иностранными языками. В 1822 г. сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. В 1823−25 гг. находился на военной службе, затем вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария, Австрия). С 1826 г. снова на военной службе, в 1828 г. участвовал в Русско-турецкой войне, награжден орденом за храбрость, по окончании войны вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своем имении. Зимой жил в Москве, где организовал кружок единомышленников, получивший название славянофильского. Зимой 1838−39 гг. он познакомил друзей со своей работой «О старом и новом». Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее откликом И.В.Киреевского и ознаменовала возникновение славянофильства как оригинального течения русской общественной мысли. Вопросы, поставленные Хомяковым и Киреевским, очертили темы славянофильских дискуссий: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию? Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?».
Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. На протяжении своей жизни Хомяков сотрудничал в различных периодических изданиях славянофильского направления («Москвитянин», «Русская беседа»), выступая со статьями по вопросам крестьянской реформы, социологии и философии, в 1858−60 гг. был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете.
По словам протоиерея В.В.Зеньковского, «Хомяков в подлинном смысле слова христианский философ, ибо он исходит из христианства». В центре воззрений Хомякова — учение о начале «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте). Он трактовал «соборность» как общий метафизический принцип устроения бытия — множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов). Только православие сохранило подлинный идеал церковной жизни, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви — идею соборности. В католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае — во имя единства, во втором — во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви». В дальнейшем это учение Хомякова стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин, С.Л.Франк).
Мировая история, по Хомякову, это история народов, каждый из которых мыслится как коллективная личность, «живое лицо», наделенное неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам «кушитскому» (покорность необходимости, вещественный или логический, религиозный магизм и т. п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремленность к творчеству, нравственное самосознание и т. д.). Специфический характер русской истории Хомяков усматривал в Православии как единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело к разрыву между «просвещенным обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением «разрывов» русской истории. Он надеялся на «воскресение Древней Руси», хранившей по его убеждению, религиозный идеал соборности, но воскресение — «в просвещенных и стройных размерах», на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий.
Сегодня мы также вспоминаем видного военного и государственного деятеля России, шефа легендарного III отделения графа Александра Христофоровича Бенкендорфа, скончавшегося 23 сентября 1844 года.
Он родился 23 июня 1781 (по др. данным — 1783) года в семье генерала от инфантерии, бывшего при Императоре Павле I военным губернатором Риги. Его мать — баронесса Анна Юлиановна Шиллинг фон Канштадт была подругой детства Императрицы Марии Федоровны — супруги Павла I.
Начав службу унтер-офицером в лейб-гвардии Семеновском полку, в 1803 г. Бенкендорф проявил себя на Кавказе, где храбро воевал с горцами. В турецкую кампанию 1809 г. он выполнял самые трудные и опасные поручения, отличился в битве под Рущуком — стремительной атакой опрокинув турецкий отряд, угрожавший тылу Русской армии, за что удостоился ордена Св. Георгия 4-й степени. В годы Отечественной войны 1812 г. Бенкендорф проявил выдающиеся качества боевого генерала, находясь в авангарде армии при ее наступлении и арьергарде при отходе. Он блестяще действовал в сражении при Велиже, провел смелое и искусное наступление на Волоколамск, разбив неприятеля и взяв в плен более 8 тысяч французов. Преследуя наполеоновскую армию до Немана, Бенкендорф взял в плен трех генералов и 6 тысяч разных чинов. Дрался под Лейпцигом, в Голландии, Бельгии, удостоившись ряда высоких наград.
В 1821 г. генерал-лейтенант Бенкендорф по собственному почину подал Императору Александру I докладную записку, в которой со знанием дела изложил собранные им сведения о деятельности декабристов, высказавшись за срочные и действенные меры, но Государь оставил доклад без внимания. Зато усердие Бенкендорфа вскоре оценил Император Николай I, назначивший генерала главой созданного III Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое ведало политичеким сыском.
На этом посту Бенкендорф был движим идеей создать не презираемое сообщество шпионов, а уважаемое всеми авторитетное министерство полиции, которое действовало бы в интересах общественного блага. Предание, бережно хранимое российскими спецслужбами до 1917 г., гласило, что Император Николай I вручая при учреждении Третьего отделения Бенкендорфу белый платок сказал: «Вот тебе все инструкции. Чем более отрешь слез этим платком, тем вернее будешь служить моим целям!» В 1832 г. за заслуги перед Отечеством Бенкендорф был возведен в графское достоинство, а в 1834 г. награжден высшей наградой Империи — орденом Андрея Первозванного. Личный друг Государя Николая I, он сопровождал Императора в его путешествиях по России и за границей и до последнего дня добросовестно нес свои обязанности.
Сегодня также день памяти певца-патриота, автора многочисленных песен («Россия», «Я вернусь» и др.), пользующихся большой популярностью у русских людей Игоря Владимировича Талькова, застреленного 6 октября 1991 года — во время концерта за кулисами концертного зала «Юбилейный» в Петербурге.
Русская линия