Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня моя молитва о том, чтобы народ наш на Украине сохранил веру православную, чтобы не убоялся давления тех, кто предлагает ему уйти в раскол»
Предстоятель Русской Православной Церкви в Неделю Торжества Православия заявил, что с болью в сердце следит за тем, что происходит сегодня в церковной жизни Украины
13 марта 2022 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом, в котором высказался о сложной церковной ситуации на Украине.
Текст этой проповеди был опубликован на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.Ru:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня первое воскресенье Великого поста, и оно посвящено воспоминанию о тех, кто сохранил для нас с вами веру православную, — начиная от святых апостолов, мужей апостольских, святых отец, многих святителей, которые возглавляли Поместные Церкви, мучеников и исповедников. Всех тех, кто не убоялся внешних обстоятельств, кто не склонил свою главу пред безбожной властью, остался верным Христу даже до смерти и благодаря кому мы сегодня празднуем день Торжества Православия в возрожденном Храме Христа Спасителя в граде Москве, в российской столице.
История, которая была пройдена нашей Церковью, Церковью Вселенской, исполнена многих скорбей, но и многих радостей. Соприкасаясь с той или иной жизненной трудностью, болезнью, неудачей, мы чаще всего считаем себя несчастными; те, кому не удалась карьера, считают себя неудачниками. И часто эта скорбь настолько подавляет человека, что мешает ему увидеть, что в жизни является главным, а что — поверхностным и второстепенным. История Церкви учит нас, что является самым главным. Для нас, верующих, нет ничего более важного, чем хранить веру православную, оставаться верным Церкви вне зависимости от любых обстоятельств, будь то умственное, интеллектуальное давление на Церковь и на веру со стороны тех, кто утверждает, что Бога нет, или давление лжебратьев, которые стали на путь расколов и разделений и призывают других стать на тот же путь. Или давление со стороны людей, безразличных к вере и духовной жизни, которые живут сиюминутными интересами и для которых такие вопросы, как вера в Бога, практически не существуют, а если существуют, то где-то на самой периферии их жизни.
Взирая на историю Церкви, мы вспоминаем, как люди отдавали за веру жизнь, нередко под пытками, под издевательствами. Они страдали так, что и представить невозможно, как человек такие страдания может вынести, но именно они — апостолы, мужи апостольские, мученики, исповедники, святые отцы — донесли до нас веру Христову. Поэтому в день Торжества Православия мы вспоминаем в первую очередь их святые имена и молимся соборно о всех тех, кто жизнью своей, словом своим, мыслью своей, чудесами своими и подвигами своими сохранил и приумножил веру, передал ее последующим поколениям, включая нас, ныне живущих на земле людей.
Вся история Церкви отмечена многими примерами давления внешних сил. Вот и история иконоборчества свидетельствует о том, как зависела жизнь Церкви от позиции императора, светской власти. После VII Вселенского Собора, который утвердил веру Церкви в то, что иконопочитание не только возможно, но и спасительно, что почитание икон должно быть частью духовной жизни, в Византийской империи сменилась государственная власть. Пришел император, который под влиянием различных политических обстоятельств, в том числе всматриваясь в опыт других монотеистических религий, не знающих иконопочитания, принял решение, что для консолидации многонациональной империи лучше всего отказаться от иконопочитания. И началось не просто искоренение икон, но настоящий вандализм: шедевры церковного искусства уничтожались, дивные фрески стирались или закрашивалось орнаментами, заимствованными из животного и растительного мира. А поелику так думал и так верил император, то, по закону тогдашней политической жизни «чье царство, того и вера», и подчиненные должны были верить так же. Но поскольку отрицание иконопочитания противоречило соборным постановлениям, то Церковь, конечно, восстала, и начались гонения — не от язычников, а от иконоборцев, жестокие гонения. И все-таки Господь приклонил милость Свою, испытав народ Византии на верность Ему. Через приход во власть благочестивой императрицы Феодоры иконопочитание вновь было утверждено, как соответствующее апостольской вере, апостольскому преданию, по которому жила Церковь Православная.
Казалось бы, как же сильна зависимость Церкви от светской власти, которая проявилась во всей этой истории с иконоборчеством! Пришел император, не верящий в иконы, и приказал всем не верить в иконы. Пришла императрица Феодора, которая верила в правоту Церкви и иконопочитания, и все вернулось на свои места. Вот эта зависимость Церкви от внешней силы, зависимость от тех, кто имеет политическую власть, есть самая опасная зависимость. Все члены Церкви — законопослушные люди, мы молимся за власти и воинство. Но одновременно каждый христианин оставляет за собой право выбора — в том случае, если власть становится безбожной и принуждает христианина к отречению от веры или, как было в случае с иконоборчеством, впадает в ересь и принуждает своих подчиненных идти за ней.
Казалось бы, все это уже в прошлом. Совсем нет! Мое сердце кровью обливается, когда я думаю о том, что происходит на Украине. Разве не то же, что когда-то в Византии? Приходит власть и по политическим соображениям не считает возможным, чтобы большинство православных верующих людей принадлежало Русской Православной Церкви, Московскому Патриархату. Начинается притеснение этих людей. Их обвиняют чуть ли не в государственной измене, на них оказывают давление, чтобы они не ходили в Церковь, которую оскорбительно и кощунственно называют «Церковью оккупантов». И, конечно, находятся люди, как-то было во времена иконоборчества, которые немедленно идут в фарватере государственной власти, — «как бы чего не произошло, как бы батюшку не лишили хорошего прихода, как бы архиерей не потерял своей кафедры, как бы не обвинили в пособничестве оккупантам», и так далее, и так далее.
Всем тем, кто «колеблется вместе с колебанием власти», нужно сказать: но ведь наша Церковь прошла через испытания этим самым колебанием и выжила, несмотря на гонения и притеснения. И сегодня, отталкиваясь от собственного исторического опыта, мы должны сказать: мы уважаем светскую власть, но оставляем за собой право быть свободными от вмешательства власти во внутреннюю жизнь Церкви. Надеемся, так и будет на Украинской земле, хотя сегодня даже поминовение имени Патриарха в храме для некоторых становится невозможным страха ради иудейска (Ин. 19:38).
Мы никого не осуждаем, но своим скорбящим сердцем я хочу понять таких людей. Вместе с тем я сознаю: если кто в малом неверен, то ведь он и в большом может быть неверен (см. Лк. 16:10). Поэтому сегодня моя молитва о том, чтобы народ наш на Украине сохранил веру православную, чтобы не убоялся давления тех, кто предлагает ему уйти в раскол и тем самым явить лояльность к власти. Мы молимся и будем молиться за Украинскую Православную Церковь, чтобы Господь уразумил и укрепил епископат наш, духовенство наше, чтобы никакие позорные, оскорбительные клички, которые сегодня носители радикальных взглядов налагают на наших православных людей, обвиняя их в некоем пособничестве чуть ли не оккупантам, чтобы вся эта скверна не омрачала их души. Нужно помнить, что все мы принадлежим Единой Святой Соборной Апостольской Церкви — той самой Церкви, что и в Москве, и в Киеве; нашей Поместной Церкви, мученице и исповеднице. И дай Бог нам всем сохранить единство, невзирая ни на какие внешние давления и ни на какие старания сил, чуждых Церкви, разрушить духовное единство наших народов. Когда кто-то из-за страха отказывается поминать Патриарха, то это, конечно, есть признак слабости. Меня это не обижает. Но это опасно для духовной жизни тех, кто в малом отступает от истины. Сегодня не поминаем Патриарха, потому что страшно, а ведь завтра кто-то может потребовать большего.
Пусть Господь хранит нашу Церковь на земле Украинской, Блаженнейшего митрополита Онуфрия, весь епископат, за который мы молимся, с которым мы вместе в эти трудные дни. Верим, что вера православная и Церковь Православная не потерпят урона от происходящих ныне политических процессов — надеемся, скоро преходящих. Пусть Господь хранит нашу Церковь, укрепляет наш народ и помогает всем нам, русским православным людям. Повторюсь: когда я говорю «русские», я имею в виду слова «откуда есть пошла Русская земля» из «Повести временных лет». Молюсь о всех, кто живет на Украине, в Беларуси, в нашей Русской земле, чтобы все мы были едины духом и сохраняли единство в вере. Да поможет нам Господь, и об этом сегодня, в день Торжества Православия, особая наша молитва, сохранить единство в вере, единство в духе, помня, что у нас одни святые, одна духовная традиция, нередко общие духовные отцы, монашествующие — один народ Божий. Печаль и скорбь пройдут, но очень важно, чтобы эти печаль и скорбь не ослабили нашу внутреннюю духовную силу. Если выстоим, то сохранятся и земля наша Русская, в которую ныне входят Россия, Украина, Беларусь, и наша Церковь, чада которой живут в разных государствах почти по всей планете. И верим, что Господь будет с нами, если сохраним в чистоте веру православную, хранителей которой мы особо вспоминаем в первое воскресенье Великого поста. Аминь".
Русская линия
Митрополит Святогорский Арсений: «Я, как наместник Свято-Успенской Святогорской лавры, призываю всех, от кого это зависит, прекратить это безумие»
Святогорская лавра, в которой укрылись сотни беженцев, подверглась обстрелу
12 марта 2022 года в 22 часа, после Всенощного бдения накануне праздника Торжества Православия по Святогорску, в ту часть города, где расположена Свято-Успенская Святогорская Лавра и мост через реку Северский Донец, соединяющий Лавру с левобережной частью города, был нанесён мощный бомбовый удар, сообщает сайт Святогорской лавры.
В своём обращении по данному факту по одной из самых почитаемых святынь Православия, а также мирным людям — беженцам войны, искавшим здесь приют и укрытие, митрополит Святогорский Арсений сказал, что по милости Божией жертв нет, но есть пострадавшие люди, которым оказана медицинская помощь.
Братия обители и находящиеся на попечении Лавры беженцы выведены во время удара в подвалы (бомбоубежища) и находятся в безопасности. Что же касается материального ущерба, нанесённого этим варварским обстрелом, — подчеркнул владыка Арсений, — его трудно сразу оценить в ночное время при отсутствии электричества.
Степень нанесённых разрушений и количество пострадавших объектов смогли определить только утром 13 марта. Наибольшим разрушениям подверглись входная часть лаврского комплекса и гостиничные корпуса, прежде всего выходящий окнами на набережную корпус № 9, где размещена основная часть беженцев. Поверхностный осмотр комнат, коридоров, а также лестничных маршей гостиницы показал наличие повреждений и внутри здания, на полу и поручнях лестничных маршей остались следы крови пострадавших. Другие гостиничные корпуса также получили повреждения различной степени. Наиболее удалённый, верхний гостиничный корпус (№ 14) также лишился окон и не пригоден для нахождения людей.
Удар был нанесён такой силы, что в большей части сооружений входной группы зданий Лавры и нововыстроенного храма святого праведного Иоанна Русского повреждены крыши, оконные и дверные блоки, на 100% выбиты стёкла. Осколками повреждены фасады и кирпичные конструкции. Некоторые здания разбиты полностью и не подлежат восстановлению. Пострадала и мраморная фигура Богородицы — Игуменьи Святых Гор, лишившись части рук и посоха.
Вся площадь вокруг скульптуры Богородицы усеяна материалами от разрушенных зданий и хвоей деревьев, которые стали голыми со следами от недавнего пожара. Легковые машины, которые находились на стоянке возле въездных ворот, и помещения для охраны также оказались искорёженными взрывом, как и архитектурные малые формы въезда в Лавру.
С отсутствующими или повреждёнными дверными и оконными проёмами оказались и основные храмовые сооружения Святогорской Лавры — Успенский собор, Покровская церковь, которые также являются памятниками архитектуры XIX в. Внутри храмов и на территории обнаружены многочисленные осколки бомбы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с трапезной также стоит без окон. Пострадал и лаврский музей, а также административный (казначейский корпус), в котором кроме выбитых стёкол и дверей, в результате разрушения отопительной системы произошло частичное затопление служебных помещений. Есть повреждения и сооружений, связанных со Святой Скалой. Нанесён ущерб Кирилло-Мефодиевской лестнице. В целом пострадали в той или иной степени десятки зданий и сооружений на территории Святогорской Лавры, а также мост через Северский Донец.
С раннего утра братия Лавры и все монастырские службы приступили к устранению последствий обстрела. Прежде всего, была оказана помощь беженцам и проведены мероприятия по отселению из недавно ещё тёплых и благоустроенных комнат гостиниц. Были восстановлены энергокоммуникации и подано электричество оборудованием Лавры (генератор), произведена разборка завалов и уборка мусора, восстанавливается теплоснабжение. Вместе с тем, ещё предстоит детальное инженерное обследование, составление дефектных актов с определением объёмов работ, необходимых для ремонта лаврских зданий, а также необходимых финансовых средств для восстановления.
Кто обстрелял Святогорскую лавру, до сих пор неизвестно. В районе Северодонецка и Славянска идут активные боевые действия, а потому обстрел мог быть следствием, как трагического стечения обстоятельств и ошибки украинских или российских военных, так и целенаправленной акцией против Святогорской обители.
Характерно, что в ночь обстрела владыка Арсений заявил о якобы нанесённом авиаударе, что косвенно указывает на то, что это сделала российская сторона. Однако, в Министерстве обороны России неоднократно подчёркивали, что российские ВКС наносят удары исключительно по военным объектам, коих в Святогорске нет.
Буквально на следующий день после обстрела на сайте Лавры появились сообщения уже не об «авиаударе», а о «бомбовом ударе». При этом не уточняется, какими снарядами был произведён обстрел. Нет и фото самих осколков или воронки от разрывов, по которым специалисты могли бы определить, чем и кем была обстреляна Лавра.
Так или иначе, обитель нуждается в срочной помощи и поддержке, и все православные люди могут это сделать по следующим реквизитам.
Русская линия
Епископ Ливенский Нектарий: «Мы сегодня собираем те камни, которые когда-то разбросали»
В Ливнах торжественно открыли и освятили памятник Святителю Николаю Чудотворцу
13 марта 2022 года, в праздник Торжества Православия, в городе Ливны Орловской области состоялась торжественная церемония открытия и освящения памятника Святителю Николаю Чудотворцу Мирликийскому, сообщает News.myseldon.com
В мероприятии приняли участие председатель Орловского областного Совета Леонид Музалевский, губернатор и председатель Правительства Орловской области Андрей Клычков, митрополит Орловский и Болховский Тихон, епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий, Главный федеральный инспектор по Орловской области Леонид Соломатин, Глава г. Ливны Сергей Трубицин, президент фонда «Наследие», заведующий кафедрой истории и исторического архивоведения Московского государственного института культуры, кандидат исторических наук, генерал-лейтенант Леонид Решетников, российский художник, скульптор, автор памятника Олег Молчанов, депутаты, представители общественных организаций, жители и гости города.
Памятник установлен на площади Сергия Булгакова близ Свято-Сергиевского кафедрального собора. Выполнен из бронзы, в полный рост. Высота — 5,5 м., вес — около 6 тонн. Николай Чудотворец изображён в виде покровителя города, в левой руке святитель держит храм — как символ города, в деснице держит меч — как символ покровительства над городом и его духовной защиты.
В своём обращении к присутствующим Сергей Трубицин отметил, что открытие памятника имеет не только большое духовное значение: «покровительство такого святого, который является одним из самых почитаемых, — это значимо и с точки зрения общественного единения». Инициативу установки памятника на этом месте поддержали более трёх тысяч ливенцев, которые поставили свои подписи под обращением к главе города.
«Дорогие друзья, сегодня мы видим, как восстанавливаются храмы, возводятся памятники и это замечательно, поскольку свидетельствует о возрождении веры на нашей земле. А ведь именно вера объединяет, несёт мир и спокойствие в наши семьи, в наши души. Сейчас недружественные силы стараются разобщить славянские народы, расколоть православную веру, но Русская земля всегда была оплотом духовности, колыбелью Православия, а русский народ всегда вставал на защиту веры и Отечества, мирных граждан. Я искренне благодарю всех причастных к созданию этого замечательного памятника», — подчеркнул спикер регионального парламента Леонид Музалевский.
Сердечно поздравил всех с этим знаменательным днём митрополит Орловский и Болховский Тихон: «Святые отцы говорят: „Дух творит себе форму“, и когда у нас стоят православные символы, мы обращаемся к этим символам, мы видим, что нам, действительно, помогает Господь по молитвам наших великих предков, орловских предков, и великих святых, которые засияли на небосклоне нашей Матери Православной Церкви», и «дай Бог, чтобы мы приумножались в первую очередь духовно, потом пойдёт и рост экономики, без роста нравственного сознания, духовного ничего этого сделать невозможно».
Епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий напомнил слова Соломона, что есть время разбрасывать камни и время собирать камни: «Мы сегодня собираем те камни, которые когда-то разбросали. Мы сегодня не можем восстановить те прекрасные храмы, которые были на ливенской земле и были посвящены великому угоднику Божию святителю Николаю, но сегодняшний памятник — видимый наш знак благодарности Святителю Николаю за его заступничество и нашей горячей любви к нему. От души поздравляю всех с праздником. Да будет к нам милостив Господь молитвами и предстательством великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая Мирликийского».
«Мы сейчас сталкиваемся с серьёзнейшей ситуацией и в этот момент открываем памятник великому святому, — сказал Леонид Решетников. — Это знаменательное событие. Давайте с Богом в сердце, со святыми угодниками сплотимся вокруг нашего президента, и мы выстоим!».
В мероприятии также приняли участие депутаты Юрий Ревин, Вадим Сезин, Владимир Филонов.
Русская линия
На Украине начались аресты общественных деятелей, поддерживавших каноническую УПЦ
Православный публицист и телеведущий «Первого Казацкого» 70-летний Ян Таксюр арестован СБУ и заключён в СИЗО в Киеве
10 марта 2022 года вооруженные люди, представившись сотрудниками СБУ, арестовали в Киеве известного православного публициста и общественного деятеля, тележурналиста, который до военных действий на Украине активно выступал в поддержку канонической Украинской Православной Церкви, больного раком Яна Таксюр, сообщает «Союз православных журналистов».
Дочь арестованного 70-летнего православного публициста Мария Таксюр, рассказала, что сейчас он находится в Лукьяновском СИЗО Киева, хотя первоначально в СБУ утверждали, что не производили ареста и обыска в его квартире. При этом никакого обвинения ему до сих пор не предъявлено.
«Сейчас папа находится в Лукьяновском СИЗО, обвинение не предъявлено, папа нуждается в юридической помощи, написал нам записку, чтобы мы постарались найти медицинские документы, подтверждающие его онкологический диагноз. Диагноз есть и ещё есть ряд проблем со здоровьем. Папе в этом году 70 лет и чувствует он себя плохо. Папа нуждается в юридической защите и в поддержке, пишите мне, чем вы можете помочь. Мы будем объявлять сбор средств, это будет немного позже. Спасибо всем большое, ждём папу домой», — рассказала Мария Таксюр.
Несмотря на то, что Ян Таксюр активно выступал в поддержку Украинской Православной Церкви и неоднократно брал интервью у целого ряда украинских архиереев по тем или иным вопросам, ни один украинский священнослужитель и архипастырь пока не осмелился выступить в его поддержку.
Русская линия
Из-за трагических событий на Украине
Приход храма Святителя Николая в Амстердаме решил перейти из Московского в Константинопольский Патриархат
Приход храма святителя Николая Мирликийского в Амстердаме решил разорвать отношения с Московским Патриархатом из-за событий на Украине. Ранее состоялось внеочередное заседание приходского совета из-за угрозы приходу и духовенству, сообщает РИА Новости.
«Священнослужители прихода единогласно заявили, что для них стало невозможным осуществлять своё служение в составе Московского Патриархата и обеспечивать духовно безопасную обстановку для прихожан. В связи с этим они обратились к архиепископу Елисею с прошением о выдачи отпускной грамоты», — говорится в заявлении прихода.
Отмечается, что священнослужители параллельно направили прошение митрополиту Бельгии, Нидерландов и Люксембурга Афинагору (Константинопольский Патриархат) о принятии их в его епархию. Митрополит Афинагор выразил готовность рассмотреть прошение и запросить у архиепископа Елисея переход духовенства прихода под свой омофор.
«Приходской совет поддерживает данный шаг духовенства и рекомендует членам прихода последовать за духовенством. Это предложение будет представлено на рассмотрение внеочередного Общего собрания прихода 26 марта», — добавили в общине.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти Царя-Освободителя Александра II Николаевича и русского дипломата Н.П.Резанова
Сегодня день памяти Царя-Освободителя Александра II Николаевича, ставшего жертвой революционных террористов 1 марта 1881 года. Император Александр II родился 17 апреля 1818 года. Его воспитателем был поэт В.А.Жуковский, который привил ему романтическое отношение к жизни. В 1837 г. он совершил длительное путешествие по России, а в 1838 г. — по странам Западной Европы. В 1841 г. женился на принцессе Гессен-Дармштадтской Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии (Марии Александровне, 1824−1880), имел семь детей: Александра, Николай, Александр (будущий Император Александр III), Владимир, Мария, Сергей, Павел (первые двое умерли: дочь в 1849 г., наследник престола в 1865 г.). Второй раз женат (1880) морганатическим браком на княжне Е.М.Долгорукой (княгиня Юрьевская), от этого брака имел четырех детей.
Вступил на трон после смерти отца Императора Николая I 19 февраля 1855 г. Коронация состоялась 26 августа 1856 г. По случаю коронации Государь объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830−31 гг. Главным делом его царствования стало освобождение крестьян. В течение 4 лет (от учреждения Секретного комитета 1857 г. до объявления Манифеста 19 февраля 1861 г.) Государь проявлял неуклонную волю в стремлении отменить крепостное право. Следом за этой коренной реформой последовали другие: земская (учреждение земства в 1864 г.), городская (Городовое положение 1870 г.), судебная (Судебные уставы 1864 г. ввели публичность и гласность суда, новый порядок судопроизводства), военные реформы 1860−70-х гг. (Устав о всеобщей воинской повинности и др.), реформы народного образования, цензуры, отмена телесных наказаний.
Во внешней политике главным его достижением стала славная Русско-турецкая война 1877−1878 гг., которая принесла свободу славянским народам. Во внешней политике при Александре II Россия ориентировалась на дружбу с Германией и Австро-Венгрией. Во время Гражданской войны в Америке Россия решительно поддержала правительство США. По окончании войны в 1867 г. американцам были проданы Аляска и Алеутские острова. При Царе-Освободителе завершилось присоединение Кавказа. Россия включила в свой состав Туркестан, Приамурье, Уссурийский край, Курильские острова в обмен на южную часть Сахалина.
Его царствование несмотря на либеральные реформы не было спокойным. В 1863−64 гг. серьезным испытанием стало подавленное с трудом очередное Польское восстание. Террористы организовали на Государя настоящую охоту. На его жизнь неоднократно покушались: Каракозов 4 апреля 1866 г., польский эмигрант Березовский 25 мая 1867 г. в Париже, Соловьев 2 апреля 1879 г. в Петербурге, попытка взрыва императорского поезда под Москвой 19 ноября 1879 г., взрыв в Зимнем дворце, произведенный Халтуриным 5 февраля 1880 г. 1 марта 1881 Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Гриневицким. На месте цареубийства возведен храм Спаса-на-Крови.
Сегодня также день памяти одного из организаторов и руководителей Российско-американской компании, начальника первой русской кругосветной экспедиции (1803 — 1806), русского дипломата Николая Петровича Резанова, скончавшегося 1 марта 1807 года.
Он родился 28 марта 1764 г. в семье судьи, принадлежавшей к старинному дворянскому роду, известному с XVI в. Получив домашнее образование, Резанов поступил на военную службу сначала в артиллерию, а затем в лейб-гвардии Измайловский полк; вышел в отставку в чине капитана и в середине 1780-х гг. поступил на гражданскую службу сначала в Псковскую палату гражданского суда, а затем в Санкт-Петербургскую казенную палату.
В начале 1790-х гг. он был назначен правителем канцелярии вице-президента Адмиралтейств-коллегий, а затем правителем канцелярии известного русского поэта Г. Р.Державина, служившего секретарем для доклада по сенатским мемориям.
В 1792 г. Резанов по особому поручению Государыни Императрицы был направлен с инспекционной поездкой в Иркутск, где познакомился с Г. И.Шелеховым, который посвятил его в свои планы создания русской колонии в Америке. В 1798 г., состоявший к тому времени обер-прокурором Первого департамента Сената, Резанов подал Павлу I прошение о создании монопольной Российско-американской компании, утвержденной Императором в том же году и вскоре был назначен уполномоченным корреспондентом компании при правительстве.
Благодаря его усилиям к освоению Русской Америки Резанову удалось привлечь многих известных лиц, включая членов Императорской Фамилии. В 1803 г. он был назначен начальником организованной при поддержке Императора и Академии наук (с одновременным избранием ее почетным членом) первой русской кругосветной экспедиции 1803−1806. Одновременно на Резанова были возложены обязанности посла в Японию, однако его миссия закончилась неудачно: японский император отказался принять Резанова и установить с Россией торговые отношения. Однако неутомимый Резанов успел за время своей миссии составить «Словарь японского языка».
В 1805—1806 гг., Резанов совершил инспекционную поездку в Русскую Америку и экспедицию в Испанскую Калифорнию, где договорился об установлении торговых отношений между русскими и испанскими владениями на Тихом океане. Ему удалось доставить в Ново-Архангельск продовольствие, что было необходимо из-за массовых болезней, вызванных голодной зимой 1805−1806 гг. По возвращении из Калифорнии Резанов организовал экспедицию Хвостова и Давыдова, в задачи которой входили вытеснение японцев с Южного Сахалина и защита русских владений на Курильских островах. Умер этот видный государственный деятель в Красноярске, по дороге в Санкт-Петербург, куда направлялся для личного отчета о «японской экспедиции».
Русская линия