В Святогорской лавре прошёл форум «Люди мира», который выступил против войны на Донбассе. В Минске состоялась инаугурация Александра Лукашенко. Предстоятель Белорусской Церкви призвал верующих к трёхдневному посту ради мира в стране. Департамент по делам религий и национальностей Минкульта Украины де-факто прекратил своё существование
Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России
21 сентября 2020 года в Святогорской лавре открылся форум «Люди мира», который был организован Украинской Православной Церковью в поддержку мира на Донбассе. В нём приняли участие известные врачи, ученые, спортсмены, артисты, журналисты и другие.
Накануне форума управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Антоний (Паканич) рассказал в интервью Vesti.ua, почему каноническая Церковь решила организовать такой миротворческий форум.
По словам владыки Антония, сегодня двигаться по пути к миру на востоке Украины очень сложно из-за постоянного информационного шума в украинских СМИ, а также обилия провокаций со стороны деструктивных сил, разжигающих вражду в обществе. Поэтому форум «Люди мира» стремится к тому, чтобы пропаганда войны на Украине навсегда осталась в прошлом.
«„Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими“ (Мф. 5, 9), — напомнил иерарх УПЦ. — Размышляя над этими словами Евангелия, святитель Иоанн Златоуст отметил: „Здесь Христос не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует еще более, — именно того, чтобы мы примиряли несогласия и других; и опять представляет также духовную награду. Какую же? „Ибо они будут наречены сынами Божьими“, так как и дело Единородного Сына Божьего состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее“».
Данное толкование, добавил владыка, показывает, что миротворчество — это не только следование заветам Господа, но и обязанность, которую Он на нас возлагает.
«Исходя из этого, активное движение к миру нельзя загнать в рамки каких-либо политических или идеологических целей, — пояснил митрополит. — Оно гораздо выше и чище любых сиюминутных программ, лозунгов или концепций. И поэтому обвинения Церкви в том, что её стремление к миру является частью какой-то политической игры можно уподобить, например, ничем не обоснованной и абсурдной позиции видеть в словах Евангелия о миротворцах некий политический заказ».
Владыка Антоний подчеркнул, что миротворчество — это Божье дело, которое должно совершаться на основе искреннего желания услышать и понять друг друга, но очень сложно продвигаться вперед в условиях постоянного информационного шума, наполненного разжиганием вражды, манипуляциями и методиками расчеловечивания противоположной стороны.
«Учитывая это, нам всем необходимо не просто понять, но и приложить все усилия для того, что пропаганда войны навсегда осталась в прошлом. Эта задача, наравне с налаживанием полноценного диалога по вопросу достижения мира на украинской земле, должна стать приоритетом для всех здоровых сил общества на ближайшую перспективу», — резюмировал управделами УПЦ.
На этой неделе в Минске состоялась церемония инаугурацию президента Белоруссии Александра Лукашенко. Однако, целый ряд европейских стран отказались признать легитимности власти Лукашенко. Об этом заявили даже в Германии, чем фактически не оставили ему никакого выбора — теперь вся надежда Лукашенко только на Кремль.
При этом бросается в глаза, что ЕС оказался расколот по вопросу санкций против Белоруссии.
Отвечая на вопрос о санкциях ЕС против представителей Минска, представитель канцлерин Гремании Штеффен Зайберт выразил сожаление правительства Германии по поводу того, что странам Евросоюза до сих пор не удалось их ввести, сообщает «Немецкая волна». «Наша цель — как можно скорее принять штрафные меры, и для этого мы будем и дальше вести интенсивные консультации со всеми нашими европейскими партнерами», — заявил Зайберт.
Пресс-секретарша МИД ФРГ Мария Адебар в свою очередь выразила надежду на то, что в рамках ЕС скоро будет достигнуто согласие по вопросу о санкциях в отношении Беларуси. Но чтобы выразить свое негативное отношение к действиям представителей Минска, добавила она, немецкий МИД сделал дипломатический жест — приостановил деятельность германо-белорусской рабочей группы, консультирующей правительство Беларуси.
Более ничего сделать с Лукашенко в Европе не смогли.
При этом постоянный докладчик Европарламента по Беларуси Пятрас Ауштрявичюс считает инаугурацию частью договоренностей между Лукашенко и президентом России Владимиром Путиным во время их встречи в Сочи 14 сентября. «Я думаю, мы видим реализацию „сочинского плана“. То, о чем договорились (в Сочи. — Ред.), до сих пор держат в тайне от нас. Только благодаря поддержке Путина Лукашенко решился пойти на инаугурацию, хотя народ его отверг и не считает легитимным», — отметил Ауштрявичюс в интервью DW.
Евродепутат считает, что после инаугурации последуют другие шаги из «Сочинского плана», о которых общественность пока не знает. «Но то, что эти два человека (Лукашенко и Путин. — Ред.) решили и сейчас реализуют, — это не принесет ничего хорошего ни Беларуси, ни Европе. Это поставит под угрозу существование Беларуси, стабильность в Европе и региональную безопасность», — добавил он.
К трехдневному посту и усиленной молитве ради возвращения мира в Беларусь призвал православных христиан митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, выступая 23 сентября на пресс-конференции «Сохранение культурно-исторического наследия белорусского народа: воссоздание напрестольного креста Туровской епархии XII—XIII вв.еков».
«Со всей ответственностью говорю, сознавая важность своих слов, что никто как Бог поможет. Призываю в поручители за мои слова Матерь Божию и наших Белорусских святых. Они нас учат, что зло можно преодолеть добром и обращением к Богу», — сказал Предстоятель.
Выразив глубокое упование на то, что в ответ на молитвы народа будет явлен отклик с Неба, владыка сказал:
«Если же слова мои окажутся обманчивыми, то пусть даже завершится жизнь моя! Но прошу вас откликнуться на мой призыв. Сила Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас грешных!»
Департамент по делам религий и национальностей Украины, активно занимавшийся организацией гонений на каноническую Украинскую Православную Церковь, де-факто прекратил своё существование. Об этом сообщил сам глава скандального подразделения Минкульта Андрей Юраш 21 сентября 2020 года.
«От имени Департамента по делам религий и национальностей хочу сообщить о прекращении функционирования нашего подразделения: де-факто, — написал Юраш. — Департамент уже более года не мог выполнять свои функции в том объёме, как это было до августа 2019 года, а последние два месяца — целиком были посвящены сворачиванию всех возможностей и потенциала нашего подразделения».
Перечислив достигнутые Департаментом «впечатляющие прорывы» и «достижения», Юраш особо отметил роль возглавляемого им подразделения в создании «ПЦУ».
«Департамент активно присоединился на всех этапах к организационному и концептуально-законодательному обеспечению процесса получения и имплементации на национальной почве Томоса об автокефалии Украинской Православной Церкви — события и явления, которые наравне с получением независимости навсегда станут одним из крупнейших подтверждений украинской самостоятельности и её уникальной духовной идентичности», — подчеркнул он.
С сегодняшнего дня работники Департамента временно разошлись по различным подразделениям и структурам исполнительной власти, добавил Юраш, «но практически все они остаются верными своим принципам, призванию и, что очень важно, избранным направлениям приложения сил и стратегическим приоритетам — служению Государству и созданию условий и обстоятельств, чтобы каждый верующий или каждый, кто чувствует свою причастность или единство с конкретным национальным сообществом, никогда и ни в чём не чувствовал ущемления и ограничения своих прав».
Напомним, одной из приоритетных задач Юраша на посту департамента Минкульта по делам религий и национальностей была организация гонений на каноническую Украинскую Православную Церковь. В частности, его структура саботировала регистрацию уставов УПЦ, из-за чего Церковь вынуждена была обратиться в суд. Кроме того, при участии этого скандального ведомства «ПЦУ» была зарегистрирована под названием, фактически дублирующем название УПЦ.
После упразднения Департамента Юраш пытался занять должность главы новой Госслужбы по этнополитике и свободы совести, однако проиграл конкурс и обвинил в этом «Путина и Московский Патриархат».
Русская линия
Собянин вновь посадил пожилых москвичей по домам. Патриаршая комиссия по вопросам семьи выступила против корректировки позиции Церкви по отношению к ЭКО. В Екатеринбурге отметили 20-летие основания монастыря Царственных страстотерпцев на Ганиной яме. Псково-Печерский монастырь вновь открыл двери для паломников
Обзор событий в нашей стране за минувшую неделю
О том, как можно использовать тему коронавируса в своих политических интересах, наглядно стало видно на примере недавних массовых демонстраций в Белоруссии. До протестов только ленивый не обвинял белорусские власти в безумстве из-за того, что Минск не стал вводить никаких ограничений из-за «китайского вируса». Однако, как только начались массовые акции протестов, об опасности коронавируса все забыли и в первую очередь, критики белорусских властей. Получается, что если надо — возникает тема коронавируса и ограничений, а если нет — можно о ней забыть.
На этом фоне не оставляет мысль о том, что отныне коронавирус может стать удобным рычагом для решения тех или иных задач для чиновников во всём мире, и вряд ли кто-то просто так станет отказываться от такого хорошего рычага управления. Так, ещё совсем недавно практически никто из россиян не знал имени главы Роспотребнадзора Поповой, а сегодня она единолично издаёт распоряжения, которые касаются жизни всех россиян, ограничивая их свободу и предписывая соблюдать те или иные ограничения. Какой чиновник не мечтает о такой власти?
Не случайно, мэр Москвы Сергей Собянин буквально сроднился с темой коронавируса. С недавних пор он своими распоряжениями на тему ограничений задаёт тон практически для всей России и соревнуется в этом с правительством и Кремлём. И хотя во время встречи с губернаторами президент Владимир Путин заявил о нежелательности серьёзных ограничений из-за коронавируса, Собянин буквально в тот же день «рекомендовал» посадить всех пожилых людей по домам.
Мэр столицы попросил москвичей старше 65 лет и граждан более молодого возраста, страдающих хроническими заболеваниями, начиная с 28 сентября:
— без особой необходимости не выходить из дома (не покидать загородный участок),
— временно отказаться от контактов с родственниками и знакомыми, которые проживают отдельно,
— при этом прогулки и занятия физкультурой на воздухе никак не ограничиваются,
— поручить более молодым членам семьи покупки и оплату счетов, а если это невозможно, то ходить в магазины и аптеки в масках и перчатках и как можно реже,
— работающим пенсионерам старше 65 и лицам с хроническими заболеваниями перейти на удаленку или взять отпуск,
— при необходимости им будут выданы больничные листы,
— если присутствие на работе остро необходимо, то быть максимально осторожными.
Референдум по новой Конституции и выборы прошли, теперь, по всей видимости, можно закручивать «ковидные гайки».
Изменение общецерковной позиции по вопросу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) пока преждевременно, нужно вначале дождаться получения однозначных научных данных относительно последствий ЭКО, заявил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов.
Ранее стало известно, что Церковь может уточнить свою позицию по ЭКО с учётом новых технологий. По словам одного из авторов готовящегося документа в Межсоборном присутствии священника Романа Тарабрина, разрабатываемый документ будет отражать отношение Церкви к ЭКО с учетом последних достижений и появившейся возможности не уничтожать так называемые «лишние эмбрионы».
«Если предположить, что Церковь даст этическое одобрение методу ЭКО для бесплодных пар (даже в случае использования лишь одного эмбриона), получается, что мы подписываемся на чистом листе бумаги и серьёзно рискуем. Мы не знаем подлинных последствий, которые проявятся спустя десятилетия», — обратил внимание отец Федор.
Он напомнил, что первый ребёнок родился с помощью ЭКО лишь в 1978 году, а в СССР — в 1986 году.
«На мой взгляд, какое-либо изменение позиции Церкви возможно лишь тогда, когда хотя бы научное сообщество получит более-менее полную картину последствий использования экстракорпорального оплодотворения. До сих пор не разработана — и я думаю, не случайно — единая система оценки как эффективности, так и безопасности различных вспомогательных репродуктивных технологий с ведением единых регистров таких пациентов. По крайней мере, нет общедоступных и объективных данных, а не данных лоббистов данной технологии. Наоборот, многие учёные высказывают серьёзную обеспокоенность последствиями ЭКО», — отметил глава Патриаршей комиссии.
По его словам, вмешательство в естественный процесс зачатия «может индуцировать трудно тестируемые, сложные и далеко идущие изменения в генетическом материале потомства». Собеседник агентства задался вопросом, готова ли сейчас Церковь «взять на себя моральную ответственность за сохранение и воспроизводство факторов нарушения здоровья потомства, а самое печальное, за передачу последующим поколениям мужского и женского бесплодия?».
Полемизируя со сторонником корректировки позиции Церкви священником Романом Тарабриным, глава Патриаршей комиссии сослался на «данные авторитетных российских ученых», согласно которым, число детей с врожденной патологией сильно разнится среди тех, кто рожден с помощью ЭКО и зачатых естественным образом.
«Более 70% детей, зачатых с помощью ЭКО, имеют нарушения в развитии. Это позиция Союза педиатров России, глава которого, ученый с мировым именем, академик Александр Баранов, неоднократно заявлял об опасности ЭКО как для здоровья женщин, так и для здоровья детей, зачатых таким образом. < > Согласно данным финских исследователей, приведенным в документе „О состоянии здоровья детей, родившихся в результате использования вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе ЭКО“, смертность среди ЭКО-детей оказалась в два раза выше, в сравнении с результатами в популяции», — сообщил священник.
Говоря о том, может ли Церковь с богословской и нравственной позиции одобрить какой-либо из видов ЭКО, он призвал «быть предельно осторожными и не спешить».
23 сентября 2020 года, в день 20-летия со дня основания монастыря Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил чин освящения храма святых Царственных страстотерпцев и затем Божественную литургию в новоосвященном храме.
23 сентября 2000 года, через месяц после канонизации Царской семьи, Святейший Патриарх Алексий II посетил святую шахту № 7 и благословил на Ганиной Яме строить монашескую обитель. Первым храмом мужского монастыря стал так называемый Царский храм, в котором сегодня, в столь памятный день, было отслужено праздничное архиерейское богослужение.
При освящении храма был совершен торжественный крестный ход в Державный храм, после чего состоялось обнесение мощей вокруг Царского храма, которые затем были вложены в освященный престол.
За богослужением молились настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря игумения Домника (Коробейникова) и настоятельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» игумения Варвара (Крыгина).
По завершении Литургии владыка Кирилл поздравил всех с праздником в честь 20-летия основания Царской обители. В своём архипастырском слове владыка митрополит пожелал всем участникам богослужения, чтобы никогда нас не оставляла помощь святых Царственных страстотерпцев, принявших мученическую кончину в подвале дома инженера Ипатьева. Именно сюда, в урочище Ганина Яма, были привезены на уничтожение августейшие останки, чтобы стереть с лица земли следы чудовищного преступления, а вместе с ними и память о святой Царской семье.
«Здесь пытались уничтожить и всю память, и любой след. Но сто лет прошло, а мы помним. И эти люди, которые приходят сюда нескончаемой вереницей, помнят всегда подвиг Царской семьи, — отметил владыка. — Все это является свидетельством не только любви Бога к человеку, но и свидетельством верности человека Богу и тем Его избранным угодникам Божиим, к которым, прежде всего, причислил сам Господь, и которых мы сегодня считаем молящимися за нас перед престолом Божиим».
«Поэтому помолимся сегодня в этом освященном вновь храме Господу Богу нашему, дабы Он благословил миром и благоденствием нашу русскую землю, чтобы давал нам правильную и благочестивую жизнь, и чтобы всегда были люди, которые всем сердцем, всей душой молились бы Богу, и эта молитва охраняла бы весь человеческий род от разных бед и напастей», — сказал архипастырь.
Владыка митрополит выразил слова братской любви и благодарности генеральному директору УГМК Андрею Козицыну. Правящий архиерей отметил, что все в этом монастыре — «практически каждый камушек, каждая святынька» — наполнены любовью его сердца, его друзей и помощников.
Отметим, компания «Уралэлектромедь», головное предприятие в составе Уральской горно-металлургической компании — генеральный подрядчик строительства монастыря с 2001 года и главный ктитор (благодетель) обители многие годы.
После богослужения все молящиеся также пропели «Многая лета» владыке Викентию — двадцатилетие назад архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, ныне митрополит Ташкентский и Среднеазиатский, был первым настоятелем монастыря и осуществлял общее духовное руководство строительством обители.
С 20 сентября 2020 года Псково-Печерский монастырь начинает принимать паломников и гостей без ограничений.
Для богослужений открываются храмы, для посещения — монастырские пещеры (кроме понедельника) и кельи Старцев.
Паломническая и экскурсионная служба будут работать ежедневно.
Для расселения открыты Паломнический центр и монастырская гостиница.
В четверг в монастыре братский день: богослужения совершаются только братией, проводится санитарная обработка помещений и уборка территории. В этот день для посещения с 10:00 до 18:00 открыта Михайловская площадь, часовня под Никольским храмом, работает свечная и иконная лавка. В 17:00 совершается пение акафиста святителю в Никольском храме.
Русская линия
Трамп вновь выступил против абортов и в защиту нерождённых детей. Патриарх Варфоломей обижен тем, что Поместные Церкви не хотят признавать его восточным папой Римским. Ватикан подтвердил свою жёсткую позицию по эвтаназии. Греция готова возобновить авиасообщение с Россией
Обзор событий прошедшей недели во внешней политике России, а также политической и экономической жизни в США, Европе и на Ближнем Востоке
23 сентября 2020 года президент США Дональд Трамп объявил, что подпишет закон, требующий оказания медицинской помощи младенцам, родившимся живыми после неудачных абортов.
«Сегодня я объявляю о том, что подпишу исполнительный приказ „Born-Alive“, чтобы все драгоценные младенцы, рождённые живыми, независимо от обстоятельств, получили медицинскую помощь, которую они заслуживают. Это наш священный моральный долг», — подчеркнул Дональд Трамп.
Законпроект о лицах, переживших младенческий аборт, неоднократно представлялся в Конгрессе, но так и не стал законом из-за недостаточного количества подписей членов Палаты представителей.
Предлагаемый закон не устанавливает каких-либо новых ограничений или лимитов на доступ к аборту, но будет требовать, чтобы младенцы, рождённые живыми после попытки аборта, получали надлежащую медицинскую помощь, соответствующую той, которая оказывается ребёнку того же возраста, рождённому при других обстоятельствах. Несколько штатов уже приняли свою собственную версию законопроекта.
Трамп также объявил, что его администрация будет «увеличивать федеральное финансирование неонатальных исследований, чтобы обеспечить каждому ребёнку наилучшие шансы на процветание и рост».
Ранее Трамп уже неоднократно выступал против абортов, и хотя его намерение подписать новый закон — это полумера, которая не останавливает в США само убийство детей, тем не менее, это всё, что ныне возможно сделать для спасения нерождённых младенцев в реалиях нынешнего американского общества.
Глава Константинопольского Патриархата Патриарх Варфоломей серьёзно разочарован и обижен тем, что, несмотря на его прямые заявления о своих особых правах во всём православном мире, Поместные Православные Церкви отказываются признавать его «восточным папой Римским» и подчиняться «Матери-Церкви — Константинополю».
Об этом свидетельствуют постоянные оговорки Патриарха Варфоломея, которые он допускает по поводу и без повода в адрес неких «неблагодарных детей», которые всем обязаны Константинопольскому Патриархату, однако не хотят считать его действия безошибочными.
Так, 1 сентября 2020 года глава Константинопольского Патриархата вновь пожаловался на «неблагодарных детей с Севера», сообщает СПЖ со ссылкой на Orthodox Times.
Приветствуя новоизбранного митрополита Метрского и Афирского Димитрия, Патриарх Варфоломей указал на «особый восторг» в связи официальным возложением «евангелического послания вашего достойного избрания в качестве митрополита Вселенского престола, в заслугу ваших многих лет служения, особенно в великой стране Германии среди эмигрантов, детей Матери-Церкви, под началом выдающегося пастыря брата Августина».
«Мы всем обязаны нашему Вселенскому патриархату, этой любящей Матери, которая рождает и взращивает своих детей в воспитании и послушанию Господу, она делает их пастырями и учителями народа Божьего, она поддерживает их, она прославляет их и она хвалится ими Богу, иногда она претерпевает от их неблагодарности, как от отдельных лиц, так и церковных лиц и объединений, как в случае с ее детьми с севера», — сказал глава Фанара.
Ватикан обнародовал новый документ Конгрегации вероучения Samaritanus bonus — «Добрый самарянин», посвященный заботе о людях на критическом и терминальном этапе их жизни. Папа Франциск одобрил этот документ, подписанный кардиналом-префектом Луисом Ладариа и секретарем Конгрегации архиепископом Джакомо Моранд.
Ответственное отношение к больному подразумевает уход за ним до самого конца. Именно этот критерий и должен лежать в основе оценки различных действий, которые следует предпринять в ситуации неизлечимой болезни, помня, что невозможность вылечить не означает невозможность лечить, заявили в Ватикане.
Однако паллиативного лечения будет недостаточно, если рядом с больным нет человека, благодаря которому он может осознать свою ценность и уникальность. Рядом со страждущим может быть немало людей, как это было во время распятия Христа: у Креста были и чиновники Римской империи, и любопытные, и безразличные, и разгневанные люди. Они находились у Креста, но не были с Распятым. Точно так же, в отделах интенсивной терапии или в больницах рядом с пациентами можно «находиться», подобно чиновникам, а можно «быть» с больными.
В документе перечисляются некоторые факторы, которые затемняют священный характер каждой человеческой жизни, ограничивая способность воспринимать ее глубокую ценность, и первый из этих факторов — это двусмысленное понятие «достойной смерти», которое соотносится с понятием «качества жизни». Здесь мы сталкиваемся с утилитаристской антропологической перспективой. Второй фактор — это ошибочное понимание сострадания. Перед лицом страдания человека, которое мы расцениваем как нестерпимое, некоторые оправдывают его смерть во имя «сострадания».
На самом деле, подчеркивается в документе, «человеческое сострадание заключается не в содействии смерти, а в принятии больного, в том, чтобы поддерживать его в трудностях, проявлять к нему любовь, внимание и предлагать средства для облегчения страданий». В некоторых законодательных текстах есть также упоминание о «праве на одиночество», основанное на автономии личности и на принципе «разрешения-согласия»: это «разрешение-согласие» в страдании может дойти до решения, жить дальше или нет. Именно такая концепция права побуждает к эвтаназии и самоубийству при врачебном содействии, приводя к утрате чуткости по отношению к человеку, нуждающемуся в заботе, и искажая человеческие взаимоотношения.
Эвтаназия — это преступление против человеческой жизни, подчеркивается в документе Конгрегации вероучения. Цитируя предыдущие свои документы на эту тему, Конгрегация напоминает, что настойчивые просьбы пациентов об ускорении смерти не следует воспринимать как выражение реальной воли к эвтаназии, но почти всегда речь идет об отчаянных просьбах о помощи и о любви.
В Ватикане также заявили о недопустимостидля священнослужителя предпринимать действия, которые могут интерпретироваться как одобрение эвтаназии, например, недопустимо находиться в палате больного во время ее осуществления. Это присутствие должно расцениваться как соучастие. Особенно это относится к капелланам тех структур, в которых практикуется эвтаназия: священнослужители никоим образом не должны вводить верующих в соблазн, выступая соучастниками в убийстве, говорится в документе.
Греция готова восстановить авиасообщение с Россией в полном объеме с 1 октября. На днях греческие власти прислали российской стороне официальное письмо, в котором сообщили, что согласны на возобновление полетов с 1-го числа, сообщает газета «Известия» со ссылкой на свои источники на российском рынке авиаперевозок.
При этом издание отмечает, что окончательное решение остается за российскими властями. Полёты будут возобновлены в случае если оперативный штаб примет положительное решение по данному вопросу, а председатель правительства Михаил Мишустин подпишет распоряжение.
По данным источников, на первом этапе авиасообщение, по всей видимости, будет открыто в усеченном виде. Хотя изначально рассчитывалось, что его возобновят полностью — по той же схеме, по которой в августе открыли полеты в Турцию.
Однако пока оперштаб рассматривает вариант запуска по одному рейсу в неделю — от российской стороны будет летать «Аэрофлот» один раз в неделю из Москвы в Афины.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Авраамия Палицына и А.А.Римского-Корсакова
Сегодня мы вспоминаем русского политического деятеля и писателя, сподвижника Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского Авраамия Палицына, скончавшегося в 1626 году.
Дата его рождения, к сожалению, неизвестна. Мы знаем лишь, что в миру он звался Аверкием и происходил из старинной служилой дворянской семьи. В 1588 г., в царствование Иоанна Грозного он был подвергнут опале и пострижен в монахи в Соловецком монастыре, но при Царе Борисе Годунове возвращен из ссылки. В правление Царя Василия Шуйского в 1608 г. Авраамий был назначен келарем Троице-Сергиева монастыря. В 1612 г. он активно содействовал победе ополчения, возглавляемого Кузьмой Мининым и кн. Дмитрием Пожарским над польскими интервентами, призывая народ в Москве (в т.ч. казаков) к активной борьбе с иноземными захватчиками. В 1613 г. Авраамий выступал на Земском Соборе, избравшем на Царство Михаила Федоровича Романова. В 1618 г. успешно руководил защитой монастыря от войск польского королевича Владислава. С 1619 г. Авраамий проживал в Соловецком монастыре, где и скончался 13 сентября 1626 г.
Авраамий Палицын — автор популярного «Сказания об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах». В них автор, говоря «о начале беды во всей России», указывает, что ее причиной было «безумное молчание» приближенных Царя Бориса Годунова, не решившихся говорить ему правду. В нем впервые в публицистике XVII в. была сделана попытка выяснить причины Смутного времени. В главах, посвященных осаде монастыря, описаны героические сцены и эпизоды, даны образы героев-крестьян, подчеркнут патриотизм русских людей. Авраамий Палицын защищал идею Самодержавной монархии и подчеркивает ее Божественное происхождение. Историческое по своему замыслу и значению «Сказание» одновременно является замечательным художественным произведением о «великой разрухе» Московского государства.
Сегодня также день памяти видного государственного деятеля, активного участника патриотического движения Александра Александровича Римского-Корсакова, скончавшегося в 1922 г. в изгнании.
Он родился 5 мая 1850 г. в старинной дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета, служил по ведомству юстиции. В 1905 г. назначен Ярославским губернатором, где повел бескомпромиссную борьбу с революционным движением. В 1907 г. на губернатора было совершено покушение, к счастью, он остался жив. В 1909 г. за крайне правые убеждения был смещен П.А.Столыпиным со своего поста и назначен сенатором.
Римский-Корсаков пользовался авторитетом и популярностью в монархических кругах. Он был избран членом Главного Совета Союза Русского Народа. Это произошло в самый разгар борьбы между сторонниками А.И.Дубровина и Н.Е.Маркова. Он стал на сторону Маркова и своим авторитетом немало способствовал победе этой группы и изгнанию из Главного Совета сторонников Дубровина. Одно время Римский-Корсаков исполнял обязанности председателя Главного Совета СРН. Принимал участие в монархических съездах, большую роль сыграл в подготовке к празднованию 300-летия царствования Дома Романовых (был председателем Комитета монархических организаций по устройству празднования юбилея). Помимо СРН Римский-Корсаков принимал активное участие в деятельности Русского Собрания, был членом Совета РС.
В годы Первой мировой войны стал одним из инициаторов образования Российского общества попечения о беженцах православного вероисповедания, выступал с резкой критикой Земского и Городского союзов, Государственной Думы и Прогрессивного блока. В 1915 г. назначен членом Государственного Совета, состоял в правой группе. Римский-Корсаков принимал активное участие в Совещании монархистов в Петрограде (ноябрь 1915), был избран одним из товарищей председателя Совета монархических съездов. С осени 1915 г. на его квартире стал собираться Кружок видных правых деятелей, в котором было подготовлено несколько Записок на имя Императора Николая II с рекомендацией перейти к более решительным действиям по борьбе с революцией. В ноябре 1916 г. в Кружке была составлена Записка, которая через князя Н.Д.Голицына была передана Государю. В ней подчеркивалось, что «в настоящее время не представляется сомнений в том, что Государственная Дума при поддержке т. н. общественных организаций вступает на явно революционный путь». Правые предлагали Царю осуществить ряд решительных мер, «клонящихся к подавлению мятежа»: назначить на высшие посты только лиц, преданных Самодержавию; распустить Госдуму без указания срока ее созыва; ввести военное положение в столицах и больших городах; закрыть все органы левой и революционной печати и т. д. Записка пришлась Государю по душе, о чем свидетельствовало назначение князя Н.Д.Голицына председателем правительства.
После февральского переворота Римский-Корсаков уехал в свое имение в Витебской губернии. Он приветствовал выступление генерала Л.Г.Корнилова, выказывал готовность оказать ему полное содействие. После подавления корниловского выступления был арестован, но вскоре освобожден. После октября 1917 г. переехал в Москву, где на своей квартире проводил собрания монархистов с целью «изыскания способов спасения Царской Семьи и развития возникших на юге белых движений». В 1918 г. бежал в Ригу, участвовал в походе генерала Н.Н. Юденича на Петроград. В 1920 г. уехал в Берлин, где занял выдающееся место среди русской монархической эмиграции. В начале 1921 г. был председателем Русского Общественного Собрания в Берлине, затем членом Совета объединенных русских организаций. В марте 1921 г. был избран председателем Русского Комитета в Берлине. В 1921 г. участвовал в Съезде хозяйственного восстановления России в Рейхенгалле, был одним из товарищей председателя Съезда. Скончался в Белграде.
Русская линия