Сегодня Радоница
Во вторник Фоминой недели во всех православных храмах совершается особое пасхальное поминовение усопших
Сегодня православные верующие отмечают особый день поминовения усопших — Радоницу. Согласно канонам Православной Церкви, посещение кладбища в день Христова Воскресения не предусмотрено. Для этого существует специальный праздник Радоница (Радуница) — девятый день по Пасхе.
Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь творит в определенные дни года поминовения всех умерших по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто, настигнутый внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Творится это поминовение с тем благочестивым намерением, чтобы, по совершении светлого семидневного торжества Воскресения Христова, разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного воскресения, радость которого возвестил Сам Господь, сойдя во ад с вестью о победе над смертью. Эта весть радостная, отсюда и Радоница, слово древнеславянское, означающее «радующаяся».
Предание гласит, что однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры вместе с диаконом на Пасху пошел покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос Воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину Воскресе!»
Во вторник Фоминой недели во всех православных храмах совершается особое пасхальное поминовение усопших, после которого верующие идут на кладбище, чтобы символически похристосоваться с умершими близкими. В этот день также принято приводить в порядок могилы усопших, причём не только могилы своих родственников, но и те, которые по какой-либо причине оказались забытыми и неухоженными.
Весьма полезно на Радоницу и в другие памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молитв об усопшем. Во всех храмах существуют особые панихидные столы-каноны, на которые кладут жертвуемую служителям церкви снедь. Вкушая ее, они поминают тех, за кого была принесена эта жертва.
Русская линия
Патриарх Кирилл пригрозил священникам, допускающим верующих в храмы во время карантина, Церковным судом
В Москве и Московской области начнут наказывать священнослужителей за нарушение распоряжений и инструкций по недопущению распространения коронавируса
Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции выступила с заявлением, в котором проинформировала священников Русской Православной Церкви о том, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особым распоряжением установил ответственность священнослужителей за несоблюдение указаний, направленных на ограничение распространения коронавирусной инфекции, сообщает Патриархия.Ru.
Ниже мы приводим текст заявления целиком:
Продолжающийся рост количества заболевших коронавирусной инфекцией подтверждает необходимость всех профилактических мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, предпринятых в Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с момента появления эпидемической угрозы. Количество случаев заражения, в том числе среди клира и верующих, было бы значительно выше, если абсолютное большинство священнослужителей не отнеслись бы с вниманием к рекомендациям Священноначалия.
Вместе с тем, несмотря на предпринятые меры, ряд священнослужителей был инфицирован, а некоторые стали жертвами инфекции. Болезнь унесла жизни епископа Железногорского и Льговского Вениамина, протоиерея Владимира Вериги, клириков Богоявленского Елоховского кафедрального собора в Москве протоиерея Александра Агейкина и протодиакона Евгения Трофимова.
К сожалению, на начальных этапах распространения инфекции не все восприняли её как серьёзную угрозу, проигнорировав предостережения врачей и Священноначалия. В отдельных монастырях и некоторых храмах это привело к большому количеству случаев заражения. В связи с этим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особым распоряжением установил ответственность священнослужителей за несоблюдение указаний, направленных на ограничение распространения коронавирусной инфекции.
В ситуации риска заражения, верные священнической присяге, клирики продолжают совершать богослужения. Исполняя свой пастырский долг, они нуждаются в молитвенной поддержке церковной полноты.
В условиях ограничений особое значение приобретает пастырское окормление верующих на дому, а также в больницах, которое должно реализовываться с соблюдением всех профилактических требований, призванных обезопасить как клириков, так и мирян. Отделом по церковной благотворительности и социальному служению разработаны и разосланы в епархии рекомендации по причащению верных в больницах и на дому. Помимо этого, отдел готов предоставить любому клирику дополнительные консультации и ответить на имеющиеся вопросы.
Вслед за улучшением санитарно-эпидемической обстановки в Русской Православной Церкви будет поэтапно восстанавливаться церковно-приходская жизнь в привычной форме.
Русская линия
Власти Греции пошли на уступки Элладской Православной Церкви
Премьер-министр Кириакос Мицотакис заявил, что с 4 мая в Греции начнут постепенно открываться храмы
Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис обратил внимание на предельно жёсткое послание Архиепископ Афинского Иеронима и пообещал, что вскоре верующие Греции смогут молиться в храмах, но только при условии сохранения определенных карантинных мер.
Мицотакис сообщил, что правительство позволит открыть храмы Элладской Православной Церкви, закрытые из-за коронавируса, в два этапа, сообщает СПЖ со ссылкой на издание Orthodoxia News Agencу.
С 4 мая храмы будут открыты для индивидуальных молитв, а с воскресенья 17 мая верующие смогут участвовать в Божественных Литургиях.
Вместе с тем, Мицотакис подчеркнул, что верующие смогут принимать участие в храмовых богослужениях только при соблюдении строгих правил, оговоренных Священным Синодом и научным сообществом.
Премьер-министр поблагодарил также Архиепископа Иеронима и клириков Элладской Церкви за их понимание и сотрудничество относительно борьбы против коронавируса.
О реакции на это решение священноначалия Элладской Православной Церкви пока ничего неизвестно.
Русская линия
Мы просим всех верующих, где бы они ни находились, молиться об освобождении похищенных епископов
Православный и Сиро-Яковитский Патриархи Антиохийские опубликовали совместное заявление в связи с 7-й годовщиной похищения митрополитов Павла (Язиги) и Юханны Ибрагима
В этом году исполнилось 7 лет со дня похищения митрополита Алеппского Павла (Язиги) (Антиохийская Православная Церковь) и митрополита Алеппского Юханны Ибрагима (Сиро-Яковитская Церковь), которое произошло 22 апреля 2013 года.
По этому случаю Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х (Язиги), родной брат похищенного православного Алеппского митрополита, и Мар Игнатий Афрем II, патриарх Антиохийский и всего Востока и первоиерарх Сиро-Яковитской Церкви, опубликовали совместное заявление. Перевод текста c греческого приводится на своих страницах Седмица.Ru (первоначально он был опубликован порталом «Ромфея»):
«Возлюбленные братья и духовные дети,
Христос Воскрес! Воистину Воскрес!
Братья, мы обращаемся к вам с Пасхальным приветствием, разделяем ваши молитвы в ваших домашних уголках и склоняем вместе с вами с вами колени и сердца перед Христом, Который был распят ради нас, который воскрес из мертвых и сделал нас воскрешенными Его Божественным Светом, отирая от душ пыль горьких времен и пепел опустошения и отчаяния.
Однако сияние Пасхи остаётся неполным из-за скорбного случая с нашими двумя братьями, епископами Алеппо, митрополитами Павлом Язиги и Юханной Ибрагимом, похищенными 22 апреля 2013 года. Сегодня мы обращаемся к вам и взываем ко всему миру, чтобы сказать, что христиане Ближнего Востока, наряду с его другими группами, все ещё платят своими жизнями и их судьбами налоги терроризму и насилию: перемещению, похищению людей, убийству и многим несчастьям. Несмотря на все это, они остаются верными своему обещанию любви к Иисусу Христу, поскольку Господь, Который искупил их на Кресте, поселил их на Ближнем Востоке две тысячи лет назад, чтобы исполнить радость Своего Евангелия.
С момента похищения до сегодняшнего дня тысячи намерений и множество попыток получить какую-либо информацию о судьбе двух епископов оставались бесплодными. Все это происходило на фоне утечек данных, улик, анализов и запросов, которые часто усложняют и запутывают перспективы.
С тех пор прошло 2557 дней, и мы никогда не жалели ни малейших усилий, чтобы довести это дело до счастливого конца и, в конечном итоге, до самого желанного освобождения двух епископов, когда они снова будут среди нас. Мы не пощадили какие-либо местные, региональные или даже международные двери, чтобы стучать в них, прося правительства, организации, политические движения и влиятельных личностей подключить это дело к множеству глобальных платформ. Это было сделано в числе многих других усилий. Мы выражаем нашу сердечную благодарность всем, кто предоставил помощь и обещания, предлагая свои усилия и вклад на гуманитарном, медийном, дипломатическом, политическом и политическом уровнях, будь то в официальном или личном формате. Отклик этих людей проливает свет надежды в черную печальную ночь.
Сегодня, ставя перед нашими глазами образ двух епископов, наших братьев, которые постоянно молятся за всех нас, мы просим всех верующих, где бы они ни находились, молиться за них на этой конкретной неделе. Мы просим их молиться за двух епископов и за каждого похищенного, пропавшего без вести или перемещенного, за любого человека, который попал в ловушку тяжелой ситуации, но затем нашел на Кресте Христа надежду и утешение, и был укреплен Его славным и победоносным воскресением.
Человек на Ближнем Востоке имеет не меньшую ценность, чем в других местах. Эта нынешняя пандемия, которая опустошает земной шар — пусть Бог избавит нас от неё, — является ярким доказательством того, что при любых обстоятельствах, выше любых соображений расы, религии или нации, мы все братья во человечестве, все на одной лодке — и на Ближнем Востоке и во всем мире.
Если бы только люди могли знать об этом. Если бы только политики и те, кто занимается мировыми делами, могли понять, что люди созданы из одной и той же природы и имеют одинаковое достоинство, независимо от их различий в стране, родине, языке, цивилизации и религии. Несмотря на свою горечь, эпидемия стала говорить нам о том, что мы живем в этом широком мире и имеем общее человеческое братство. Если бы только это было кристально ясно для глаз, сердца и восприятия тех, кто нарушает достоинство своего брата, не подозревая, что это в итоге будет направлено и против них самих, и что их собственное достоинство будет унижено, в конце концов. Прежде всего, мы все должны отстаивать истинное человеческое достоинство; мы должны осознавать, что достоинство, жизнь и существование наших собратьев являются частью нашего собственного сердца, существования и бытия.
Как христиане Леванта мы глубоко укоренились с давних времен. Наши корни никогда не увядают. Из этих корней вытекает великий оазис, которым является христианское Антиохийское присутствие на Востоке и во всем мире, оазис, процветающий и благоухающий христианским свидетельством во имя Самого прославленного Господа Иисуса Христа и с любовью к ближнему из всех слоев общества. История учит нас тому, что нам не нужно ни от кого защиты, и мы не стремимся ни к кому. Мы являемся оригинальной составляющей Ближнего Востока со всеми его извилинами и озарениями. Учитывая нашу роль, логика меньшинства и большинства распадается и заменяется логикой встречи и диалога, а также новаторской ролью христиан и других. Мы не являемся и никогда не будем картой, которую кто-либо будет разыгрывать.
Мы молимся сегодня за наших двух братьев-епископов и за каждого похищенного человека, помня о том, что мы не пожалеем усилий, чтобы отстаивать это дело и привести его к желаемому результату, которого очень ждут все христианские сердца, каждый потомок Леванта и каждый человек доброй воли. Сказав это, мы подтверждаем, что путь Креста всегда заканчивается зарей Воскресения.
Сегодня мы молимся Иисусу Христу, Владыке Воскресения и Хозяину Жизни, пусть Он откатит надгробную плиту Своим Крестом и порадует наши глаза Светом Воскресения. Мы молимся за мир, страдающий от эпидемии. Мы молимся за Ближний Восток во всех его странах, которые ищут зарю Воскресения, идущую от Голгофы Креста. Мы молимся за наших детей в Алеппо, которым мы особенно желаем Пасхального мира, прося Господа Воскресшего возродить надежду в их сердцах и наших.
С вами, братья, наши души преклоняются в молитве, наши сердца горят, как масляные лампы, по углам наших домов перед Господом Христом, Который воскрес из гроба. Мы молимся за мир во всем мире и за возвращение всех похищенных, в то время как мы просвещаем наши сердца и души Пасхальной надеждой и поем:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Дамаск, 22 апреля 2020 г.
Его Святейшество Мор Игнатий Афрем II
Патриарх Антиохийский и всего Востока и Верховный глава Вселенской Сирийской Православной Церкви
Его Блаженство Иоанн X
Патриарх Антиохийский и и всего Востока Греко-Православной Церкви"
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти Великого Князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, также мы вспоминаем русского генерала и государственного деятеля А.М.Дондукова-Корсакова
Сегодня день памяти Великого Князя Владимиро-Суздальского Всеволода (во святом крещении Димитрия) Юрьевича (Георгиевича) «Большое Гнездо», скончавшегося 15 апреля 1212 г.
Он родился в 1154 г., был сыном Великого Князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого и «грекыни» (скорее всего, византийской принцессы), был сводным братом святого благоверного князя Андрея Боголюбского.
С юных лет Всеволод участвовал в междоусобной борьбе, в походах на половцев. Став Великим Князем (1176), он начал диктовать свою волю Новгороду Великому, Смоленску, Рязани, Галичу, Киеву. Он был самым могущественным князем из современных ему Русских князей. Обращаясь к нему, автор «Слова о полку Игореве» писал: «Великий князь Всеволод! Неужели и мысли у тебя нет прилететь издалека отцовский золотой стол поберечь? Ты ведь можешь Волгу веслами раскропить и Дон шлемами вычерпать. Был бы ты здесь — была бы рабыня по ногате, а раб по резане, ибо ты можешь посуху живыми шереширами стрелять — удалыми сынами Глебовыми!»
Свое прозвище — Большое Гнездо — князь получил за то, что имел восьмерых сыновей и четырех дочерей. Во Владимире-Залесском и в Переяславле-Залесском Великий Князь Всеволод построил новые детинцы, основал Городец на р. Волге. По его приказу в Северо-Восточной Руси был создан ряд каменных церквей и среди них жемчужина русской архитектуры — Дмитриевский собор во Владимире.
Сегодня мы также вспоминаем А.М.Дондукова, русского генерала и государственного деятеля, скончавшегося 15 апреля 1893 года.
Александр Михайлович Дондуков-Корсаков родился в Петербурге 12 сентября 1820 г. Получив образование на юридическом факультете Петербургского университета, Дондуков-Корсаков в 1841 г. поступил на военную службу. Он участвовал во многих боях против войск горцев, возглавляемых Шамилем и Крымской войне 1853−1856 гг. В 1859 г. он был назначен начальником штаба Войска Донского. С 1869 по 1876 гг. служил генерал-губернатором Киевской, Волынской и Подольской губерний.
Во время Русско-турецкой войны 1877−1878 гг. Дондуков-Корсаков командовал 13-м армейским корпусом, а после ее победоносного окончания в 1878—1879 гг. был верховным русским комиссаром в Болгарии, в каковой должности провел большую работу по административному, судебному, финансовому и военному устройству этой братской страны, освобожденной русскими войсками от турецкого ига. При участии Дондукова-Корсакова был разработан первоначальный проект ограниченного устава, который лег в основу первой болгарской, т.н. «Тырновской конституции», формально действовавшей до 1947 г. В 1880—1882 гг. Дондуков-Корсаков командовал Харьковским и Одесским военными округами, затем, вплоть до 1890 г., являлся главноначальствующим гражданской частью на Кавказе и командующий войсками Кавказского военного округа. При нем на Кавказе было введено новое положение об управлении, действовавшее до большевицкого переворота.
Русская линия