Святейший Патриарх Кирилл посетил Страсбург. Константинопольский Патриарх Варфоломей встретился с Архиепископом Афинским Иеронимом. В Европе прошли выборы в Европарламент. Власти Косово устроили провокацию против сербов
Обзор событий прошедшей недели во внешней политике России, а также политической и экономической жизни в США, Европе и на Ближнем Востоке
26 мая 2019 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение построенного в Страсбурге русского православного храмового комплекса в честь Всех святых и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме.
Богослужение совершалось на церковнославянском и французском языках.
В числе почетных гостей торжества были, в частности, Чрезвычайный и Полномочный посол России во Франции А.Ю. Мешков с супругой, постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы И.Д. Солтановский с супругой, мэр Страсбурга Ролан Рис, католический архиепископ Страсбурга Люк Равель, председатель европейской ассоциации Страсбурга Роберт Эррманн, генеральный консул России в Страсбурге Ю.А. Соловьев, дипломаты ряда стран.
Стены храма не смогли вместить всех пришедших на Литургию. Для тех, кто стоял на площади перед церковью Всех святых, была организована видеотрансляция.
После Литургии со словами приветствия от всей общины страсбургского храма Всех святых к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился настоятель прихода игумен Филипп (Рябых), отметив, в частности: «Мы прославляем сегодня Господа Бога, Который Своей волей содействовал созиданию этого храма. Многие из тех, кто присутствует сейчас здесь, являются соработниками в этом деле, и на первом месте стоите Вы, Ваше Святейшество, поскольку идея созидать в Страсбурге храм, открыть здесь общину исходила именно от Вас. Мы счастливы, что стали соработниками Богу в этом замечательном деле. И, конечно, нашими соработниками стали все святые, в честь которых освящен наш храм, особенно просиявшие подвигами на этой земле древние святые первого тысячелетия христианства».
Особо упомянув покровительницу Эльзаса преподобную Одилию Эльзасскую, которая во второй половине VII — начале VIII вв. много сделала для утверждения христианства на этой земле, отец Филипп от лица прихожан храма преподнес Святейшему Патриарху Кириллу образ этой подвижницы, написанный православным иконописцем. Он также вручил Предстоятелю Русской Православной Церкви памятный знак, который изготовил скульптор, ставший автором мозаики и керамических элементов украшения храма. Настоятель Всехсвятского храма подчеркнул, что приезд Патриарха стал большой радостью не только для русской православной общины, но и для жителей Страсбурга и всего региона.
От имени жителей города Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал мэр Страсбурга Р. Рис. Он обратился к предыстории возведения храма Всех святых, отметив, что вначале прихожане были вынуждены собираться на богослужения в перестроенном гараже. Когда возникла идея строительства, понадобилось решить ряд административных вопросов, подобрать участок для храма, заключить договор аренды, после чего в 2014 году состоялась закладка первого камня. Градоначальник поблагодарил участвовавших в строительстве российского архитектора Дмитрия Пшеничникова и его французского коллегу Мишеля Арнольда. «Я думаю, что они сделали великолепную работу», — сказал Р. Рис, подчеркнув, что за все время подготовки проекта и строительства храма он не получил ни одного возражения от жителей района.
«Отныне этот храм является частью религиозного наследия Страсбурга наряду со знаменитым католическим собором, недавно отметившим свое 1000-летие, протестантской церковью, большой синагогой, открытой сразу же после войны, и главной мечетью, в открытии которой я также принимал участие», — отметил мэр города.
«Пусть эта церковь служит православному сообществу, людям Страсбурга и его окрестностей, — сказал Р. Рис. — Пусть она позволит им возносить молитвы и служить Господу, как требует того вера».
Далее прозвучало Первосвятительское слово Патриарха Кирилла, в котором Его Святейшество обратил внимание, что «в нашей современной, технологически развитой цивилизации нам нужны места, где человек мог бы почувствовать свою близость к Богу». «В России мы это очень хорошо поняли. Вы знаете, что за время господства атеистической власти было разрушено большинство храмов и многим казалось, что никакой духовной жизни в России вообще не будет. Сегодня я хотел бы сказать, что мы открываем в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, по три храма за 24 часа. И не от того, что у нас очень много денег, и мы не знаем, куда их потратить, — наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял: без Бога ничего не получается».
«Все силы великой супердержавы, которая называлась Советский Союз, были брошены на то, чтобы построить счастливую жизнь без Бога. Все силы — политика, культура, наука, армия — работали на достижение этой цели. Но не получилось! Мы как народ вынесли очень большой урок: без Бога невозможно построить счастливую жизнь. Потому мы и строим по три храма в сутки и верим, что и на Западе, где, может быть, картина несколько иная, настанет время, когда люди снова осознают необходимость того, чтобы духовная жизнь становилась всё интенсивнее», — отметил Патриарх Кирилл.
В дар храму Его Святейшество передал образ Спасителя. «Я хотел бы, чтобы это величественное изображение Христа находилось в новопостроенном храме в городе Страсбурге», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
За усердные труды по строительству Всехсвятского храма в Страсбурге Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Филиппа (Рябых) в сан архимандрита.
Далее состоялась церемония вручения наград Русской Православной Церкви тем, кто оказал помощь и содействие в возведении страсбургского храма Всех святых.
Мэр города Страсбурга Ролан Рис был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского (III степени).
Вице-президенту предприятия «Транснефть» М.В. Маргелову был вручен орден благоверного князя Даниила Московского (III степени).
Ордена преподобного Андрея иконописца (III степени) из рук Святейшего Патриарха получили генеральный директор предприятия ООО «Архитектурная мастерская „Дмитрий Пшеничников и партнеры“» Д.И. Пшеничников и руководитель архитектурного бюро Tekton Architectes Мишель Арнольд.
Член Совета директоров холдинга «Ариант» А.В. Силаев удостоен медали ордена преподобного Серафима Саровского.
Медалью преподобной Ефросинии, великой княгини Московской, награждена руководитель просветительского центра для детей при храме Всех святых Т.Б. Бездыга.
Медаль преподобной Ефросинии, великой княгини Московской, вручена директору по связям с общественностью Группы «ЕСН», заместителю председателя фонда строительства храма Всех святых города Страсбурга М.Е. Белоусовой.
Патриаршие грамоты были преподаны:
иерею Евгению (Макушкину), клирику храма Всех святых города Страсбурга;
генеральному директору офиса группы Hans & Associes Фредерику Штуцману;
Алену Кормону, казначею фонда поддержки строительства храма Всех святых в Страсбурге;
С.А. Волосенко, члену приходского совета, помощнику настоятеля храма Всех святых города Страсбурга;
Е.В. Бианко, секретарю-бухгалтеру Фонда поддержки строительства храма Всех святых города Страсбурга.
После Литургии Святейший Патриарх Кирилл осмотрел храмовый комплекс, в том числе расположенный рядом с храмом Духовно-культурный центр. Ученики приходской воскресной школы поздравили Предстоятеля Русской Православной Церкви с днем тезоименитства, отмечавшимся накануне, и спели гимн святым Кириллу и Мефодию.
Константинопольский Патриарх Варфоломей совершил визит в Грецию, где пробыл со среды, 22 мая до вечера пятницы 24 мая 2019 года.
Патриарх Константинопольский посетил Афинскую архиепископию вечером 22 мая, чтобы встретиться с Архиепископом Афинским и всея Греции Иеронимом.
Два Предстоятеля провели решающую встречу за закрытыми дверями, чтобы обсудить основную тему — позицию Элладской Православной Церкви по вопросу об автокефалии т.н. «Православной церкви Украины», а также другие вопросы, связанные с двумя Поместными Церквями. В их числе — вопрос о церкви Святого Георгия в Ктима Промпона.
Утром 23 мая Патриарх Варфоломей также посетил Фонд Изящных Искусств и Музыки Теохаракисов, а затем отремонтированную Библиотеку имени Димитриса Пурнараса Фонда культуры Союза журналистов Афинских ежедневных газет (ESHEA).
Затем Константинопольский Патриарх принял участие в обеде, проведенном в его честь президентом «Братства архонтов Вселенского Патриархата «Панагия Паммакаристос» Герасимосом Фокасом.
В четверг 3 мая Патриарх Варфоломей принял участие в открытии Центра геронтологии и социальной поддержки Агиос Порфириос при Афинской Архиепископии.
Центр является одним из важнейших социальных проектов Афинской Архиепископии. Он был создан после многих лет усердных трудов Архиепископа Афинского и всея Греции Иеронима. Он расположен в Дилеси, Беотия, был построен на церковной земле площадью 27 акров. Здания имеют общую площадь 4600 квадратных метров, с вместимостью 64 коек. Целью Центра является предоставление базовых социальных услуг, таких как: кров, питание, творческая занятость, трудотерапия, психологическая поддержка, а также профилактическая медицина для пожилых и нуждающихся людей, живущих в Центре (базовая модель работы) или в другом месте (модель дневного ухода).
В пятницу, 24 мая, Константинопольский Патриарх принял посла США в Афинах Джеффри Пайетта, а затем — министра образования, науки и религий Константиноса Гавроглу.
В ответ на этот визит в начале июня этого года Архиепископ Афинский и всея Греции Иероним также намерен посетит Фанар по случаю именин Константинопольского Патриарха Варфоломея, передает греческое информационное агентство «Ромфея».
По данным «Ромфеи», «этот шаг свидетельствует о том, что „лёд“ в отношениях между двумя Предстоятелями растоплен, и Архиепископ Иероним решил ответить на визит Патриарха».
«Это наша первая встреча после некоторых размолвок, которые произошли между нами», — сказал Патриарх Константинопольский Варфоломей после встречи с Архиепископом Иеронимом, состоявшемся в среду, 22 мая 2019 года, в Афинской Архиепископии.
Архиепископ Иероним со своей стороны выразил благодарность Патриарху Варфоломею за визит в Грецию.
Согласно первому прогнозу итогов выборов в Европейский парламент, объявленных в Брюсселе, подтверждаются предсказания о победе на выборах Европейской народной партии и «Прогрессивного альянса социалистов и демократов».
По предварительным данным, составленным на основе прежнего распределения политических фракций, они могут получить соответственно 173 и 147 мест.
Сбываются также прогнозы о том, что движение президента Франции Эммануэля Макрона в союзе с «Альянсом либералов и демократов за Европу» выйдет на третье место. Им может достаться 102 места.
«Зеленые» претендуют на четвертое место, занимавшееся ранее либералами, перебирающимися на третье место.
Примерно одинаковые результаты, согласно прогнозу, набирают, как и предсказывали многие аналитики, «Европейские консерваторы и реформаторы», «Европа наций и свобод», «Европа свободы и прямой демократии».
За ними следуют «Объединенные Европейские левые и северные „зеленые“ левые».
Остальные сорок с лишним мест займут независимые депутаты и депутаты, не определившиеся с политическими фракциями.
Новые фракции будут формироваться после окончательного избрания Европарламента, и они не обязательно будут совпадать с нынешним распределением политических групп.
Что касается правопопулистских партий, в некоторых странах, как, например, Италии или Франции, они показали высокий результат. Но в целом исход голосования для них оказался ниже прогнозов. В общей сложности партии правого толка получат около 150 мандатов, однако они разделены на три различные фракции, отмечает «Немецкая волна».
Брюссельский аналитик Янис Эмануилидис отмечает, что 80 процентов мест в Европарламенте осталось за проевропейскими партиями. «Правопопулисты, как группа, в итоге не столь сильны, как некоторые предупреждали. Было понятно, что у них не будет большинства, но все равно они показали результат слабее, чем ожидалось», — рассуждает он. По мнению Эмануилидиса, высокие результаты партии Марин Ле Пен во Франции стали персональной неудачей для президента страны Эмманюэля Макрона. «Макрон попытался положить на чашу весов свой политический вес, чтобы не допустить первенства Марин Ле Пен. Но ему это не удалось», — констатирует эксперт.
Во многих из 28 стран Евросоюза крупным центристским партиям не удалось сохранить свои позиции. В то же время наблюдается усиление либералов, «зеленых», а также правых партий. Аналитики в Брюсселе говорят об усилившейся фрагментации Европарламента. «Мы видим, что крупным партиям пощипали перья и им нужна широкая коалиция, чтобы обеспечить большинство», — указал Эмануилидис. Похоже, единственным вариантом является коалиция двух ведущих фракций ЕП — христианских демократов и социал-демократов — с либералами и «зелеными». Левоцентристская коалиция из социал-демократов, левых партий, «зеленых» и либералов ничего не даст, так как не обеспечит большинства. Правая коалиция невозможна, потому что христианские демократы не пойдут на альянс с правыми популистами и евроскептиками.
«Теперь будет непросто, потому что никто не получит достаточного большинства в Европарламенте без участия других. Так что в ближайшие дни будет очень интересно, кто и с кем будет вести переговоры, чтобы приступить к действиям», — заявила Маргрет Вестагер с оглядкой на разрозненность сил в новом Европарламенте.
Всего в Европарламент на выборах 2019 года избирают 751 депутата.
Албанские власти самопровозглашённого Косово откровенно провоцируют Сербию на вооружённый конфликт, целью которого является попытка изгнать всех сербов из края, а также присоединить к Косово те приграничные территории Сербии, где проживают албанцы.
С этой целью власти Косово все последние месяцы принимают явно вызывающие антисербкие меры, но пока не смогли спровоцировать вооружённого конфликта.
Не успел президент Сербии Александр Вучич призвать сербское население смириться с потерей Косово, как албанский спецназ Косово вторгся на территорию всех четырёх сербских муниципалитетов на севере Косово и задержал более 20 местных жителей, в том числе сотрудников косовской полиции сербской национальности, сообщает ТАСС.
В числе задержанных оказался российский гражданин сотрудник Миссии ООН по делам временной администрации в Косове (UNMIK) Михаил Краснощенков, сообщил президент Сербии Александар Вучич в ходе обращения к депутатам в парламенте страны.
Посольство России в Сербии уже получило соответствующую информацию о задержании россиянина и выясняет обстоятельства произошедшего, подтвердила пресс-секретарь российской дипмиссии Маргарита Комиссарова.
Тем временем, президент Сербии Александр Вучич отдал приказ о переводе вооруженных сил страны в полную боевую готовность.
Если провокация косоваров удастся, на Балканах может начаться новая война, которая будет на руку именно властям Косово. Несмотря на весь свой национализм, косовские алюанцы так и не смогли построить в крае сильного государства. Их экономика находится на грани краха, а местное население бежит от нищеты в другие европейские страны и даже в Сербию.
В этих условиях война для косовских властей, мечтающих о построении Великой Албании, (при условии их безоговорочной поддержки со стороны Запада) была бы для них желанной. Несговорчивые же сербы, отказывающиеся вводить антироссийские санкции, вряд ли будут поддержаны США и ЕС.
Таким образом, сербам предстоит выбирать — либо поддаться на эту провокацию и вступиться в вооружённый конфликт, либо со смирением терпеть все подобные выходки своих соседей, коих будет ещё немало.
Русская линия
В России появились аэропорты имени Государя Николая II, княгини Ольги, Петра I и Императрицы Елизаветы Петровны. Св. Синод РПЦ принял целый ряд кадровых решений. В Общественной палате предлагают выдавать «отцовский капитал». Туристы признали мавзолей Ленина на Красной площади худшей «достопримечательностью» России
Обзор внутриполитических событий в нашей стране за минувшую неделю
Президент России Владимир Путин своим указом на этой неделе присвоил имена выдающихся деятелей русской истории и культуры 44 российским аэропортам. Соответствующий указ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Данным указом международному аэропорту Мурманск присвоено имя Государя Николая II, аэропорту Псков — великой княгини Ольги, аэропорту Благовещенск (Игнатьево) — российского государственного деятеля Николая Муравьева-Амурского, аэропорту Владивосток (Кневичи) имя путешественника Владимира Арсеньева, международному аэропорту Воронеж (Чертовицкое) — имя Императора Петра I, международному аэропорту Екатеринбург (Кольцово) — имя основателя горнозаводской промышленности на Урале и в Сибири Акинфия Демидова,
Согласно указу, международному аэропорту Калининград (Храброво) присвоено имя Императрицы Елизаветы Петровны, международному аэропорту Калуга (Грабцево) — имя философа и изобретателя Константина Циолковского, международному аэропорту Краснодар (Пашковский) — имя Царицы Екатерины II, международному аэропорту Красноярск — имя оперного певца Дмитрия Хворостовского, международному аэропорту Магадан (Сокол) — поэта Владимира Высоцкого, международному аэропорту Минеральные Воды — поэта Михаила Лермонтова.
Кроме того, российский президент присвоил имена выдающихся деятелей и столичным аэропортам: аэропорту Шереметьево имя русского писателя Александра Пушкина, аэропорту Домодедово — ученого Михаила Ломоносова, а аэропорту Внуково — советского ученого и авиаконструктора Андрея Туполева.
Международному аэропорту Анадырь (Угольный) имя писателя Юрия Рытхэу, аэропорту Анапа (Витязево) — летчика-испытателя Владимира Коккинаки, аэропорту Архангельск (Талаги) — имя писателя Федора Абрамова, аэропорту Астрахань (Нариманово) — художника Бориса Кустодиева, аэропорту Белгород — имя архитектора Владимира Шухова, аэропорту Казань — имя поэта Габдуллы Тукая.
Соответствующий указ вступает в силу со дня его подписания, 31 мая.
Голосование за присвоение российским аэропортам имён выдающихся россиян проходило в рамках конкурса «Великие имена России». 4 декабря 2018 года были подведены итоги финального голосования в конкурсе.
Ни одного лидера большевицкого переворота и вождей революционеров в списке не оказалось.
30 мая 2019 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, в ходе которого прибыл принят целый ряд кадровых решений.
Члены Синода, в частности, заслушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости иметь ещё двух викарных епископов и постановили:
1. Викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Павлово-Посадский» быть Преосвященному епископу Сызранскому и Жигулевскому Фоме, с освобождением от управления Сызранской епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды.
2. Временное управление Сызранской епархией поручить Преосвященному митрополиту Самарскому и Тольяттинскому Сергию.
3. Преосвященного епископа Павлово-Посадского Фому, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, назначить первым заместителем председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.
4. Викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Солнечногорский» избрать архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря.
Синод имел суждение о назначении архиереев за рубежом. По рассмотрении данного вопроса, Синод освободил митрополита Корсунского и Западноевропейского Иоанна от управления Корсунской епархией и приходами Московского Патриархата в Италии, а также от должности Патриаршего Экзарха Западной Европы.
Преосвященным Корсунским и Западноевропейским, Патриаршим Экзархом Западной Европы, временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии был назначен архиепископ Венский и Будапештский Антоний с освобождением его от управления Венско-Австрийской и Будапештско-Венгерской епархиями и сохранием за ним должность руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.
Управляющим Венско-Австрийской и Будапештско-Венгерской епархиями с титулом «Венский и Будапештский» поручено быть Преосвященному митрополиту Иоанну.
Принимая во внимание возрастающее количество молдавских приходов и общин на территории Италии, а также необходимость особого попечения о многочисленной молдавоязычной пастве Московского Патриархата на Апеннинах, Синод поручил их архипастырское окормление Преосвященному с титулом «Богородский» на правах викария Патриаршего Экзарха Западной Европы.
Преосвященным Богородским, викарием Патриаршего Экзарха Западной Европы, был избран епископ Нефтекамский и Октябрьский Амвросий, которого освободили от управления Нефтекамской епархией. Временное управление Нефтекамской епархией было поручено митрополиту Уфимскому и Стерлитамакскому Никону.
Члены Синода имели суждение о замещении вакантной кафедры Чистопольской епархии (Татарстанская митрополия) постановили Преосвященным Чистопольским и Нижнекамским избрать архимандрита Игнатия (Григорьева), клирика Казанской епархии.
Викарием Ярославской епархии с титулом «Некрасовский» был избран игумен Борис (Баранов), клирик Ярославской епархии.
Члены Синода заслушали рапорт председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова об изменениях в составе Номинационной комиссии Учебного комитета и исключили из комиссии заведующего кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия профессора А.Р. Фокина.
Вместе с тем в комиссию вошли заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии профессор А.К. Светозарский и проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия профессор Д.В. Шмонин.
В заключение Синод назначил клирика города Москвы протоиерея Александра Троицкого заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви — директором и исполнительным директором Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II.
В России может появиться так называемый «отцовский капитал» — субсидия, которую предлагается выплачивать при появлении третьего ребёнка. Получить её можно будет при условии, что все дети рождены и воспитываются в одной семье, а их родители находятся в зарегистрированном браке. Такое предложение содержит доклад комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, материнства и детства, сообщает газета «Известия».
«Отцовский капитал» не будет исключать материнский — он станет дополнительной мерой финансовой поддержки, уточнил автор документа Сергей Рыбальченко. Выплата многодетным папам будет сопоставима с маткапиталом, размер которого с 2017 года составляет 453 тысяч рублей. Реализацию проекта предполагается начать с Дальнего Востока, Калининградской области, Севастополя и Крыма, после чего в него будут включены и другие регионы РФ.
В июне доклад «Демография 2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост населения РФ» будет направлен в правительство и рабочую группу по подготовке доклада Госсовету о реализации национального проекта «Демография». Новые меры, полагают в ОП РФ, должны касаться именно многодетных.
Сейчас 90% всего объема финансирования в рамках нацпроекта направлено на семьи, в которых растут один или два ребёнка. При этом, отмечают в Общественной палате, в демографически успешных странах на поддержку рождения третьего и последующих детей идёт более 40% средств, выделяемых в рамках подобных проектов.
«Самой весомой из вновь принятых мер может стать отцовский семейный капитал при рождении третьего и последующих детей в семье. Он станет основой для уже действующего во многих регионах и доказавшего эффективность регионального материнского капитала», — отмечают авторы документа.
«Это не просто финансовая, это поддержка еще и ответственного отцовства и благополучия устойчивой многодетной семьи. Ведь, по исследованиям социологов, „третьего ребенка заказывает отец“. Но крен сейчас в сторону важности материнства, и роль отцов в госпрограммах остается недооцененной», — заявил зампредседателя комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства, член общественного совета при Минтруде Сергей Рыбальченко.
По его словам, сегодня число россиянок в возрасте 32 лет, на который в среднем и приходится рождение третьего ребёнка, находится на историческом максимуме. Поддержка многодетных семей обеспечит рост рождаемости и естественный прирост, считает политик.
Популярный российский сервис поиска билетов и отелей Островок.ru провел собственное исследование, целью которого было выяснить, какие достопримечательности Москвы пользователи считают своими нелюбимыми, сообщает портал Rublev.com со ссылкой на Travel Russian News.
Лидером антирейтинга в Москве стал мавзолей Ленина: 39% участников опроса отметили его как самое нелюбимое место в столице.
Мавзолей Ленина у Кремлевской стены в Москве существует в своём нынешнем виде с 1930 года. С 1953 по 1961 год в мавзолее находился саркофаг с телом Иосифа Сталина, но затем его тело всё же захоронили.
Сразу же после смерти Ленина в 1924 году его захоронение стало местом массового поклонения коммунистов, и потому большевики решили сделать из трупа вождя своеобразный идол. Эта идея удалась — за все годы существования мавзолей посетило свыше 120 миллионов человек — такую информацию приводит информационное агентство «Россия сегодня».
В постсоветское время в российском обществе возникла дискуссия о необходимости захоронения трупа Ленина, однако до сих пор этот вопрос не решён. Несмотря на то, что российские власти откровенно стыдятся того, что в самом сердце России до сих пор лежит труп Ленина и всякий раз закрывают мавзолей на время Парада 9 мая специальными конструкциями, вынести тело вождя большевиков они не решаются.
Тем временем, иностранные туристы с удовольствием посещают мавзолей на Красной площади, всякий раз убеждаясь, что Россия остаётся идейной наследницей СССР. Кроме того, стоит признать, что нигде больше в мире они такого наблюдать не смогут. Ну, разве что в Северной Корее.
При этом на содержание этого уродливого сооружения с трупом государство ежегодно тратит миллионы рублей.
Русская линия
Патриарх Кирилл призвал Совет Европы обратить внимание на нарушение прав верующих УПЦ. Константинопольский Патриарх Варфоломей вновь заявил, что своими действиями принёс церковный мир на Украину. «ПЦУ» продолжают сотрясать скандалы — противостояние между Денисенко и Думенко нарастает
Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России
27 мая 2019 года в Страсбурге состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с верховной главой комиссии Совета Европы по правам человека Дуньей Миятович, в ходе которой Его Святейшество обратил особое внимание на нарушение прав верующих Украинской Православной Церкви на Украине.
Обращаясь к Д. Миятович, Святейший Патриарх Кирилл отметил важную роль Совета Европы как организации, провозгласившей своей главной целью защиту прав человека. «Очень важно, что Совет Европы имеет потенциал, имеет специалистов, способных помогать людям в решении конкретных проблем, связанных с нарушением их прав», — сказал Святейший Владыка.
В ходе беседы Предстоятель Русской Церкви выразил глубокую озабоченность дискриминацией верующих Украинской Православной Церкви, возникшей в результате вмешательства прежних руководителей украинского государства в церковные дела. «Совсем недавно, как Вы знаете, произошли важные события: на Украине сменился президент, и мы надеемся, что политика государства в области прав человека изменится, поскольку прежняя власть открыто встала на путь дискриминации людей по религиозному признаку», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.
Предстоятель Русской Церкви обратил внимание Дуньи Миятович на то, что на Украине при прежнем президенте Петре Порошенко были приняты два закона, которые ущемляют в правах каноническую Украинскую Православную Церковь.
Так, в декабре 2018 года глава государства подписал закон, который предусматривает переименование Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Говоря об этом законодательном акте, Его Святейшество напомнил основополагающий принцип отношений светского государства с религиозными организациями, предполагающий невмешательство государственной власти в их внутренние дела. В частности, государство предоставляет возможность религиозной группе называть себя так, как она считает нужным.
«На Украине был принят закон, который запрещает Украинской Православной Церкви называть себя Украинской, — сказал далее Его Святейшество. — Несмотря на то, что Церковь полностью состояла из украинских граждан, её пытались представить Церковью Российской Федерации, хотя всё её управление находится на Украине, и она имеет полную автономию от Церкви в России».
Святейший Патриарх Кирилл также упомянул о законе, принятом Верховной Радой Украины в ноябре прошлого года; в нём идёт речь о таком порядке изменения юрисдикции религиозных общин, который в конечном итоге может лишить каноническую Украинскую Православную Церковь её храмов.
Рассказывая о новых правилах, прописанных в этом законе, Святейший Владыка заметил: «Любой житель населенного пункта вне зависимости от того, православный он или неверующий человек (более того, он может даже не жить в этом населенном пункте), получает право прийти на собрание общины и требовать смены юрисдикции православного прихода». Подобные ситуации приводили к протестам простых прихожан, выступавших против перевода их храмов в другую юрисдикцию, и нередко протестующие люди подвергались физическому нападению. «Такая совершенно незаконная практика существовала на Украине до этих выборов», — рассказал Святейший Владыка.
При этом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратил внимание собеседницы на то, что когда верующие начали обращаться за судебной защитой своих прав, в абсолютном большинстве случаев суд становился на сторону потерпевших. Его Святейшество подчеркнул: «Несмотря на сильное политическое давление, суды честно выполняли свою функцию. Всё, что касается грубого нарушения религиозных прав, исходило от законодательной и исполнительной власти, но отвергалось народом. И результаты выборов президента на Украине показали, что народ не приветствовал ту политику, которая силой насаждалась предыдущей властью».
Предстоятель Русской Церкви упомянул, что передаст верховному комиссару Совета Европы по правам человека документальные материалы о нарушениях прав верующих на Украине.
«Мне бы хотелось, чтобы Совет Европы осуществлял контроль за соблюдением прав людей в сфере религиозного выбора», — сказал Святейший Владыка.
В свою очередь Комиссар Совета Европы по правам человека поблагодарила Святейшего Патриарха Кирилла за визит и возможность обсудить важные темы. Д. Миятович, в частности, отметила, что информирована о том, что происходит на Украине, и в ближайшее время в рамках специального визита планирует приехать в эту страну, чтобы на месте тщательно и детально изучить ситуацию. «Я также намерена вновь приехать в Россию, чтобы установить контакты и начать процесс эффективного сотрудничества», — заявила она.
«Когда речь заходит о правах человека, о насилии в отношении верующих, это подпадает под мой мандат. Я буду очень внимательно этим заниматься», — подчеркнула Д. Миятович.
В продолжение беседы верховный комиссар Совета Европы по правам человека упомянула ряд вопросов, по которым также хотела бы сотрудничать с Русской Православной Церковью. В их числе — защита прав женщин, противодействие домашнему насилию, социальная поддержка людей с ограниченными возможностями, развитие гражданского общества.
«Если у нас одна цель, а именно благополучие всех людей на планете, то мы уже движемся в верном направлении. В качестве комиссара по правам человека я буду тщательно прислушиваться к Вашему мнению. Надеюсь, что у нас будет возможность встретиться вновь, когда я приеду в Российскую Федерацию», — сказала Д. Миятович.
Несмотря на призывы Предстоятелей ряда Поместных Православных Церквей пересмотреть свои решения по Украине и созвать для обсуждения украинской проблемы Всеправославный Собор, глава Константинопольского Патриархата Патриарх Варфоломей продолжает стоять на своём и утверждает, что, легализовав украинский раскол, он якобы принёс мир украинским верующим.
«Мы считаем большим Божиим благословением, что Вселенскому патриархату удалось восстановить каноничность целой многомиллионной нации», — заявил Константинопольский Патриарх Варфоломей в интервью болгарскому информационному агентству «BGNES».
При этом глава Фанара указал, что до этого украинская нация якобы «была вне Церкви без каких-либо догматических на то причин», хотя на Украине все эти годы существовала каноническая Украинская Православная Церковь, которую признавал сам Патриарх Варфоломей, и любой желающий мог прийти в храм этой Церкви.
«Слава Богу! Итак, решающим фактором, который заставил Вселенский Патриархат дать Украине автокефалию, есть исцеление раскола и восстановление церковного единства», — попытался оправдать свои действия Патриарх Варфоломей, забыв указать, что никакого церковного единства на Украине в настоящее время нет и быть не может.
По его словам, благодаря Халкидонскому Собору Константинопольский Патриархат имеет привилегию принимать апелляции и обжалования решений других Поместных Церквей, а в решении предоставить Томос о независимости новосозданным Церквям Фанар не обязан учитывать мнения остальных по этому вопросу.
«Вселенский патриархат, руководствуясь священными канонами (включая 9-й, 17-й и 28-й каноны IV Вселенского собора, 36-й Канон Трулльский собор и 1 Канон собора от 879/880 г., который был проведен в церкви Святой Софии в Константинополе), взял на себя ответственность за предоставление Томоса об автокефалии всем Церквям, превратив их в архиепископства или патриархаты, без обсуждения или сотрудничества в этом вопросе с другими Церквями», — заявил Патриарх Варфоломей.
По его мнению, легализация раскольников из УПЦ КП и УАПЦ без их покаяния вписывается в рамки такой практики.
«В случае с Украиной, мы не делали ничего другого. Мы использовали ту же практику, которой придерживались в признании всех новосозданных Автокефальных Церквей», — сообщил глава Фанара. Он вновь заявил, что считает Филарета Денисенко и Макария Малетича каноническими архиереями, несмотря на многочисленные свидетельства иерархов УПЦ и РПЦ, что Денисенко был анафематствован, а Малетич вообще никогда не был архиереем, а ушёл в раскол в сане священника.
Что касается украинского раскола, то Патриарх Варфоломей теперь винит в нём не Денисенко, как он считал ранее, а Русскую Православную Церковь: «Расколы, которые были созданы в прошлом веке, связаны, в основном, с желанием Русской Церкви не допустить церковной независимости Украины».
В этом контексте Патриарха Варфоломей считает, что нет нужды «возвращаться к историческим событиям прошлого века, так как они всем нам достаточно известны» и уверен, что присутствие Московского Патриархата в стране наносит ущерб украинскому народу, и поэтому его надо заменить Константинопольским Патриархатом.
«Шокирующие политические события, через которые были сформированы новые, совсем другие геополитические условия, сделали присутствие Московского Патриархата нежелательным и наносящим ущерб интересам украинской нации и единства украинского народа. По этой причине вполне понятно, почему большая часть украинского народа желает церковного освобождения от Церкви, которая помогает или даже служит интересам государства, которое находится в конфликте с Украиной», — обосновал свою позицию Патриарх Варфоломей.
29 мая 2019 глава «ПЦУ» Епифаний Думенко опубликовал указ, которым отменил указ лже-патриарха Денисенко от 28 мая 2019 о запрещении Александра Трофимлюка в служении и заявил, что забирает Покровский храм Киева, где Трофимлюк является настоятелем, в своё подчинение. Аргументировал он это действие тем, что Киевская епархия «ПЦУ» до сих пор не перерегистрирована из УПЦ КП, а потому все распоряжения Денисенко в данный момент недействительны.
Лже-патриарх Филарет, который, согласно решению Синода «ПЦУ» руководит её Киевской епархией, 28 мая 2019 года запретил в служении настоятеля Покровского храма Киева Александра Трофимлюка. Трофимлюк является правой рукой Епифания Думенко и ректором богословской академии «ПЦУ», в которой находится кабинет главы «ПЦУ». Указ Филарета написан на официальном бланке Киевского патриархата. 29 мая он направил в Покровский храм клирика с целью взять этот храм под свой контроль. «Епископ» ПЦУ Адриан Кулик назвал такие действия Филарета «захватом» храма.
В итоге Думенко издал указ:
«В связи с обнародованием от имени руководства религиозного объединения УПЦ КП, которое прекратило свою деятельность, не действующих документов, которые вносят смуту в среду клира г. Киева, во избежание дальнейших нарушений канонов и Устава Церкви, по просьбе религиозной общины Покрова Пресвятой Богородицы в Соломенском районе г. Киева и его клира — определяю:
— временно, до полного выполнения решений Священного Синода от 5 февраля 2019 и от 24 мая 2019 о регистрации в г. Киеве епархии в составе УПЦ (ПЦУ), принять религиозную общину Покрова Пресвятой Богородицы в Соломенском районе г. Киева в непосредственное подчинение Митрополита Киевского и всея Украины;
— любые документы и распоряжения от имени религиозного объединения УПЦ КП, которое прекратило свою деятельность, выданные после 30 января 2019, является недействительными и не подлежат исполнению в Украинской Православной Церкви (Православной Церкви Украины)".
В свою очередь, Денисенко обратился к Думенко с официальным письмом, в котором потребовал от него объяснений по поводу принятия им в свою юридикцию запрещённого в служении Александра Трофимлюка. Соответствующий документ опубликован на официальном ресурсе УПЦ КП.
«Мне стало известно, что Покровская церковь Киева (на Соломенке) из-за протоиерея Александра Трофимлюка, запрещенного мной в священнослужении, выходит из моего подчинения, как правящего архиерея Киева, подтвержденного решением Священного Синода от 5 февраля 2019 года, и переходит вместе с приходом под Ваше подчинение без отпускной грамоты», — написал лже-патриарх Филарет.
В документе он подчёркивает, что является законным «правящим епископом» Киевской епархии, и Епифаний, как глава «ПЦУ», обязан придерживаться канонического порядка и архиерейской присяги:
«Если Вы приняли её (общину, — ред.) без согласия правящего архиерея, то это означает нарушение канонического порядка в переходе духовенства из одной епархии в другую. Я думаю, что Вы, как Предстоятель, должны поддерживать, и думаю, что в действительности поддерживаете канонический порядок и архиерейскую присягу, данную при епископской хиротонии — „не принимать в свою епархию без отпускной грамоты“».
Нестроения в «ПЦУ» продолжаются, и ситуация становится всё более напряжённой.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Святого благоверного Великого князя Димитрия Донского, Великого князя Владимира Мономаха и митрополита Варфоломея (Городцова)
Сегодня Святая Церковь чтит память победителя Мамая св. блгв. Великого князя Московского и Владимирского Димитрия Иоанновича Донского, преставившегося ко Господу 19 мая 1389 г.
Он родился 12 октября 1350 г. и был сыном Великого Князя Московского Ивана II Ивановича Красного. В 1359 г. после смерти отца в 9-летнем возрасте вступил на прародительский престол. Воспитателем Дмитрия был Московский митрополит Свт. Алексий, который фактически управлял княжеством в малолетство Великого Князя. Княжение Дмитрия Ивановича выпало на очень бурную и тяжелую эпоху. Он проводил очень активную политику по собиранию русских земель. Еще в 1363 г. правительству Дмитрия удалось добиться от Нижегородского князя Дмитрия Константиновича отказа от ярлыка на великое княжение в пользу Московского князя, это соглашение было закреплено в 1366 г. женитьбой Дмитрия Ивановича на Евдокии Дмитриевне, дочери Нижегородского князя (после кончины св. князя Дмитрия она приняла постриг с именем Ефросинья в основанном ею Вознесенском монастыре в Московском Кремле, где и похоронена; обладала даром исцеления, как и ее святой супруг, прославлена Церковью). После длительной борьбы Дмитрий Иванович смирил Тверского князя Михаила Александровича, активно боровшегося за великое княжение, князь Михаил в 1375 г. вынужден был признать себя младшим братом Московского князя. Долгой была борьба с Рязанским князем Олегом, который дважды выступал союзником татар (Мамая и Тохтамыша), наконец в 1385 г. при посредничестве прп. Сергия Радонежского Дмитрий и Олег заключили мир, скрепленный женитьбой Федора Рязанского на дочери Московского князя Софье. В период великого княжения Дмитрия к Москве были окончательно присоединены Галич Мерьский, Белоозеро, Углич, а также Костромское, Чухломское, Дмитровское, Стародубское княжества. Был дан отпор великому литовскому князю Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество. Москве повиновался Новгород Великий. В 1367 г. по приказу Дмитрия в Москве был возведен белокаменный кремль.
Но в историю св. князь Дмитрий вошел своей победой над Мамаем на Куликовом поле. Первое столкновение с ордынцами произошло в 1377 г., оно закончилось поражением московского войска. Однако в следующем, 1378 г. Великий Князь разгромил на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича, что привело в ярость хана Мамая, решившего покарать Москву. На битву с татарами Великого Князя благословил игумен русской земли прп. Сергий Радонежский, предсказавший ему победу. 8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские войска под командованием Дмитрия Ивановича одержали блистательную победу на Куликовом поле над огромным татарским войском хана Мамая. Великий Князь, одел доспехи и сражался рядовым воином, воодушевляя своим примером ратников на подвиги. После кровопролитной сечи его нашли едва дышащего, панцирь его был весь разбит, но на теле не было ни одной серьезной раны. За победу на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил прозвище Донской. После Куликовской битвы Москва перестала платить дань татарам. Однако в 1382 г. новый хан Золотой Орды Тохтамыш совершил набег на Русь, захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани татарам была возобновлена.
Великий Князь Дмитрий установил новый (территориальный) принцип формирования военных сил взамен старого служилого, несколько ограничил «вольность» боярской службы и право отъезда от одного князя к другому, в его княжение начал интенсивно складываться Государев двор. Умирая, он передал великое княжение своему старшему сыну Василию I без согласования с ханом Золотой Орды. Летописец сообщает, что Дмитрий «умом совершен муж бяше», в его житии говорится, что он имел отвращение к забавам, отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. Некоторые летописцы называли Дмитрия Ивановича даже «русским Царем».
Сегодня мы также вспоминаем одного из самых знаменитых Великих князей Киевской Руси Владимира Всеволодовича Мономаха, скончавшегося 19 мая 1125 г.
Он родился в 1052 г. и был сыном Великого Князя Всеволода Ярославича (и, соответственно, внуком св. блгв. Великого Князя Ярослава Мудрого) и византийской царевны Анны, дочери византийского Императора Константина Мономаха. Прозвание «Мономах» он получил, вероятнее всего, по своему деду со стороны матери. Однако есть и другое объяснение: во время похода на генуэзцев он убил на поединке генуэзского князя, тогда и стал зваться Мономах, что означает «единоборец». С детства Владимир отличался отчаянной храбростью. Получил от отца в управление Чернигов, еще до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Его отец завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил Великим Князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним (и без него) участвовал в походах против половцев (в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 гг. и др.), в которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила затяжной характер, Мономах постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику. В отношениях с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. Был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 г. в Любече и в 1100 г. в Витичеве.
В 1113 г. умер Святополк, и киевское вече избрало Владимира Мономаха своим князем. Между тем, киевляне, недовольные поборами своего покойного князя, напали на дом его любимца тысяцкого Путяты и устроили погром жидов в Киеве, которым потакал Святополк во время своего княжения и поручал собирать налоги. Мятеж начался из-за того, что киевляне были сильно притесняемые ростовщиками. Владимир сел на великокняжеском престоле, и мятеж улегся. Мономах вошел в историю как один из выдающихся русских князей. Он прославился бранными подвигами. Ему удалось прекратить княжеские междоусобицы. За 12 лет своего правления (1113−1125) он подчинил Киеву всех князей, которые уже начинали считать себя независимыми и, таким образом, вновь собрал русские земли в одно мощное целое, опять продемонстрировав преимущества русской православной монархии. Как и при Ярославе, при Владимире Мономахе настала, по словам летописца, «тишина великая». Он явился прообразом русского православного монарха, правящего твердой рукой, но строго по православным законам.
Владимир Мономах в русской истории известен не только как «собиратель земель русских», но и как законодатель. Он дополнил древний свод законов «Русская Правда» «Уставом Владимира Всеволодовича». Главной причиной мятежа 1113 г. были бесчинства евреев-ростовщиков. Новый закон ограничивал взимание произвольных процентов, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%). Владимир Мономах положил конец мошенничествам купцов, а также ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество обанкротившегося человека продавали с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами. Идя навстречу народным чаяниям, Великий Князь повелел также выслать из Киева всех евреев: «Ныне из всей Русской земли всех жидов выслать и впредь их не впущать; а если тайно войдут — вольно их грабить и убивать».
Владимир Всеволодович был глубоко верующим человеком, никогда не нарушал данного слова, мирил ссорившихся князей, жалел слабых и обиженных. Незадолго до кончины Владимир Мономах написал свое знаменитое «Поучение», обращенное к своим детям, в котором просил их жить мирно, в «страхе Божием»: «Дети мои, храните заповеди Божии, ходите по стопам отцов ваших. Страх Божий — основание добродетели. Хвалите Бога и любите человека. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас: спасут вас дела добрые. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце. Бойтесь лжи, пьянства и любострастия, равно пагубного для тела и души. Не засыпайте никогда без земного поклона. Да не застанет вас солнце в постели. Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Божья охрана лучше человеческой».
Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета литературной и художественной деятельности на Руси. В Киеве воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью: при Святоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близ Киева — Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели князя Бориса. К этому времени относят и появление нашей первоначальной летописи. Игумен Сильвестр (ок. 1115 г.) собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те, свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод были писания летописца Печерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовой летописью.
Блестящие результаты деятельности Владимира привлекли к нему симпатии населения и окружили его имя в народной памяти особым ореолом. Летописец называет его «чудным князем», «милостивым паче меры», «жалостливым». Долгие века Русь хранила память о Владимире Мономахе как об идеале своего князя-правителя — бесконечно доброго, мудрого и могучего. Годы великого княжения Владимира Мономаха (1113 -1125) на «золотом Киевском столе» стали временем наибольшего расцвета Руси. Владимир Мономах был погребен в Киевской Софии рядом с гробом отца. По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе;.. весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери».
По преданию, византийский Император Алексей Комнин послал к Мономаху своего представителя митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок Великому Князю царский венец (знаменитую Шапку Мономаха) и царские бармы (оплечья), которыми венчал его на царство. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи. Копия Шапки Мономаха, сделанная предположительно в XIV в., хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.
Сегодня также день памяти почетного председателя Тифлисского патриотического общества, митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова), скончавшегося в 1956 г.
Он родился 5 июля 1866 г. в семье священника в Рязанской губернии и в миру звался Сергеем Дмитриевичем. Образование получил в Рязанской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил в 1890 г. кандидатом богословия. С 1892 г. в Тифлисе, где был рукоположен во иерея, служил в разных храмах, в 1903 г. возведен в сан протоиерея. За диссертацию на тему «Книга Иова» был удостоен степени магистра богословия. О. Сергий активно участвовал в жизни Грузинского экзархата: был председателем миссионерского братства, председателем епархиального училищного совета, благочинным русских церквей, законоучителем в школе слепых. Будучи убежденным монархистом и твердым борцом за русское дело на Кавказе, он был избран в 1906 г. почетным членом Тифлисского патриотического общества, крупнейшей монархической организации на Кавказе. От имени Общества он прислал приветственную телеграмму в адрес 3-го Всероссийского монархического съезда в Киеве (октябрь 1906). В январе 1907 г. патриотическая Россия была потрясена известием о покушении на священника Сергия Городцова. Но Господь уберег Своего служителя — несмотря на тяжелые ранения он выжил. Оправившись от ранения, он вновь возглавил Тифлисское патриотическое общество.
После революционных потрясений в 1918 г. о. Сергий вынужден был уехать из Тифлиса в Баку, где служил в церкви до 1923 г., когда был арестован и приговорен к ссылке в Уфу. Однако в 1924 г. дело было пересмотрено, и он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился до 1926 г. Затем он был направлен в ссылку в Барабинский округ Западно-Сибирского края, где пребывал до начала 1931 г. По окончании ссылки был определен на жительство в г. Богучары Воронежской области, только в 1935 г. он получил приход в Клинском районе Московской области. 29 мая 1942 г. о. Сергий принял монашеский постриг с именем Варфоломей, 31 мая хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, а 1 июня за немалые труды возведен в сан архиепископа. В ноябре 1942 г. назначен архиепископом Ульяновским, а с августа 1943 г. и до самой кончины возглавлял Новосибирскую и Барнаульскую епархию. Член Архиерейского Собора, который 8 сентября 1943 г. избрал митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом. В 1949 г. возведен в сан митрополита.
Автор многих статей на богословскую тематику, акафистов, составил службу Свт. Иоанну Тобольскому. В 1949 г. уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме в секретной характеристике на владыку написал: «Архиепископ Варфоломей — фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины, благожелательно относится ко всему русскому и отрицательно — к немцам и вообще к инаковерцам, особенно к баптистам и католикам, ревностный служитель Православной Церкви, стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст». Такая характеристика — настоящий наградной лист для советского архиерея. Скончался владыка в Новосибирске, погребен в Вознесенском кафедральном соборе.
Сегодня мы также вспоминаем товарища председателя Русского Собрания профессора Николаевской академии Генштаба генерал-лейтенанта Акима Михайловича Золотарева, скончавшегося в 1912 г.
В этот день 19 мая 1891 г. Наследник Цесаревич Николай Александрович (будущий Император Николай II) заложил во Владивостоке Великий Сибирский железнодорожный путь (знаменитый Транссиб).
Русская линия