Святейший Патриарх Кирилл вновь призвал вывести аборты из системы ОМС. По данным Росстата, Россия продолжает вымирать. Казаки отметили 100-летие преступного указа о расказачивании. Власти Санкт-Петербурга намерены следовать закону в вопросе возвращения верующим Исаакиевского собора. В России решили не отменять для селян льготы на электричество
Обзор внутриполитических событий в нашей стране за минувшую неделю
24 января 2019 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с преподавателями и студентами медицинских и фармацевтических вузов России. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом, в котором подверг резкой критике существующую практику государственного финансирования абортов и призвал медиков помочь изменить эту ситуацию.
Его Святейшество, в частности, заявил:
«Я бы хотел также затронуть тему, которая сегодня волнует многих людей в нашей стране. Это проблема абортов. Несколько слов о позиции Церкви, которую часто сводят к тому, что мы просто «против». Церковь, конечно, не просто «против», Церковь на самом деле «за». За что? За жизнь! Церковь за то, чтобы человек, жизнь которого уже началась в материнской утробе, увидел этот мир. Христианин не может относиться к абортам иначе — он однозначно рассматривает их как убийство.
Но Церковь беспокоится не только о неродившемся малыше, но и о его матери. Даже неверующий гинеколог скажет, что аборт часто наносит непоправимый вред здоровью женщины. Бывают случаи, когда аборт, вызывающий у организма женщины сильный стресс, является одновременно толчком, стимулирующим развитие уже имеющейся у нее болезни. Аборт нередко приводит к развитию бесплодия, последующим серьезным проблемам в течениибудущей беременности. Вы, конечно, знаете все это лучше меня, поэтому я не буду много говорить. Но это никак не безобидная манипуляция.
А ведь есть и нравственные последствия аборта. Нет ни одной женщины, которая бы совершила убийство ребенка во чреве и не переживала бы это событие как тяжелейший момент своей жизни. Аборт, независимо от того, как к нему относятся, совершается он по медицинским показаниям или нет, всегда сказывается на внутреннем и внешнем состоянии женщины. Эмоциональные и психические нарушения, чувство стыда и угрызений совести, тоски, безнадежности — все это часто вызвано тем, что женщина, даже убежденная в правильности своего решения об аборте, осознает себя виновницей гибели ребенка.
Но аборт разрушительно сказывается не только на женщине, его совершающей, но и на тех, кто помогает ей сделать это. Совершение аборта противно самой природе врачебного служения. Т от, кто давал клятву сохранять и беречь человеческую жизнь, не должен отнимать ее. Тот, кто в одном случае помогает человеку появиться на свет, в другом оказывается палачом, уничтожающим дитя в утробе матери и пролагающим дорогу многим заболеваниям, нередко даже смертельным. Такие врачи нарушают фундаментальный медицинский принцип «не навреди», неизменные нравственные законы.
Слава Богу, сегодня в России наблюдается динамика снижения количества абортов. Если в 2010 году общее число абортов превышало 1 млн, то в 2017 году, по данным Минздрава, их количество снизилось до 627 тысяч. Но все равно это ужасающая цифра. Фактически за прошедший год было уничтожено население нескольких городов регионального значения. Вот мы говорим, что в России не хватает населения. Огромная страна — Сибирь, Дальний Восток, — а население России — как одной провинции Китая. Колоссальные территории, богатства несметные — как все это освоить? Как разработать для блага нашего народа? Многое упирается в демографическую проблему — нет людей для заселения всех этих просторов. Вы знаете, что существует специальная программа заселения Дальнего Востока, но что-то не очень заметно, чтобы Дальний Восток энергично заселялся. А ведь можно было бы без особых материнских капиталов и каких-то преференций с легкостью увеличить количество жителей России — если мы сократим количество абортов. 627 тысяч — это официальная цифра, а мы знаем, что реальная может быть в два раза больше. Значит, если бы аборты прекратились, то у нас за десять лет был бы прирост 12 миллионов населения.
<…>Несколько слов я бы хотел сказать и о предложении вывести аборты по желанию женщины из системы обязательного медицинского страхования. Многие из вас уже слышали это моё предложение. Ещё раз хотел бы отметить: факт нахождения абортов в системе ОМС означает, что, простите, убийство детей воспринимается как обычная медицинская услуга, сопоставимая с любой другой лечебной процедурой, к тому же общедоступная и финансируемая из госбюджета. Но это не медицинская услуга. В результате этой услуги здоровье женщины не поправляется. Это не излечение болезни, это нечто совсем другое.
Мы убеждены, что люди, несогласные с абортами, каких очень много, не должны своими налоговыми отчислениями участвовать в финансировании этой нравственно порочной процедуры. Поэтому вывод абортов из ОМС должен стать значимым сигналом для всего общества. Знаю, есть оппозиция этому мнению, — ну, в жизни никогда не бывает, чтобы все единогласно всё поддерживали. Так бывало у нас в Советском Союзе, но мы знаем, что за этим единогласием реального единства никогда не было. Кто-то «за», кто-то «против», но я очень надеюсь, что эта позиция будет всё-таки положительно восприниматься большинством нашего народа.
Считаю, что важно на законодательном уровне закрепить защиту жизни нерожденных детей, иначе возникает вопрос о будущем нашего государства. Если мы хотим благополучия и процветания нашей страны, то все мы призваны объединить усилия в нашем общем деле по спасению детских жизней.
На этом я заканчиваю. Понимаю, что тема рождения детей, тема абортов не исчерпывает жизненной повестки дня, но я считаю аборты болезнью нашего общества. Вы как медики будете соприкасаться со всеми этими проблемами, поэтому я счел возможным познакомить вас со своими мыслями".
СМИ кратко и без особого желания сообщили на этой неделе о том, что данные Росстата, впервые за 10 лет показали, что Россия продолжает вымирать, и за год численность российского населения уменьшилась на 86,7 тысяч человек.
По данным ведомства, население России на 1 января 2019 года составляло 146 млн 793,7 тысяч человек. На 1 января 2018 года численность населения в РФ равнялась 146 млн 880,4 тыс. человек. Таким образом, из данных Росстата следует, что население в РФ за 2018 год сократилось на 86,7 тыс. человек. В 2017 году население РФ выросло на 76,1 тыс. человек.
Последний раз население в РФ сокращалось в 2008 году, а после него девять лет подряд росло, отмечает Интерфакс. Однако, в реальности ситуация гораздо более плачевная, чем представляют средства массовой информации и российские чиновники.
Если привести статистику по регионам, то окажется, что русские регионы, где проживает в основном государствообразующий народ, стремительно продолжали вымирать все последние годы, а прирост населения России наблюдался только за счёт бума рождаемости на исламском Кавказе.
9 лет кавказские регионы покрывали вымирание русских регионов, но в 2018 году им этого сделать не удалось. Причина этого не в том, что в Чечне и Дагестане стали меньше рожать, а в том, что в центральной России разрыв между родившимися и умершими существенно увеличился.
Так, согласно данным Росстата за январь — ноябрь 2018 года, в Центральном федеральном округе убыль населения составила -103 тысячи 705 человек, в Северо-Западном федеральном округе -27 тысяч 51 человек, в Южном федеральном округе -34 тысяч 267 человек, в Приволжском -70 тысяч 277 человек, в Сибирском -22 тысячи 502 человек, в Дальневосточном -93 человека.
При этом в Северо-Кавказском федеральном округе прирост населения был в +63 тысячи 147 человек. В Уральском федеральном округе эта цифра оказалась в десятки раз ниже + 1 тысяча 661 человек.
24 января 2018 года, в 100-летнюю годовщину издания преступного указа большевиков о расказачивании, на Дону, в Екатеринбурге и других городах России поминали казаков, которые были убиты в результате массового истребления казачества советской властью.
В Тацинской станице Всевеликого войска Донского в храме Рождества Пресвятой Богородицы состоялась заупокойная панихида по казакам «живот свой положившим» за Веру и Отечество, а также погибшим в годы массовых репрессий и геноцида казачества. На молебне присутствовали сотрудники сектора ГКУ РО «Казаки Дона» по работе с казачьими обществами Тацинского района, члены казачьих обществ Тацинского юрта, кадеты Тацинского казачьего техникума, казачьи образовательные организации и местные жители. Панихиду отслужил настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, духовник Тацинского юрта иерей Ростислав Сагинашвили.
Казаки Усть-Белокалитвинского юрта и воспитанники казачьего кадетского корпуса имени М.И. Платова почтили память расстрелянных и замученных предков в храме Святой Троицы в хуторе Дядин. Панихиду отслужил духовный наставник юрта отец Александр Калабухов. По завершении молебна с речью выступил атаман Усть — Белокалитвинского юрта Николай Тимошенко. Он отметил, что сохраняя память о наших предках, мы должны не только молиться, но и сделать всё зависящее, чтобы казаки вновь стали едиными и сильными, способными защитить не только себя, но и всю Россию.
В Сальске кадеты Сальского казачьего кадетского профессионального лицея, совместно с казаками юртового казачьего общества «Сальск» приняли участие в панихиде в память по безвинно убиенным казакам в годы геноцида казачьего народа в храме Святителя Димитрия Ростовского.
Казаки городского казачьего общества муниципального образования «Город Гуково» приняли участие в панихиде по погибшим казакам в годы красного террора. Духовник казачьего общества иерей Олег Бурлаков отслужил панихиду в храме Великомученика и Целителя Пантелеймона. После панихиды состоялась чаепитие, где казаки пообщались с воспитанниками воскресной школы, атаман ГКО МО «Город Гуково» Игорь Безбородых и председатель Совета стариков Владимир Самохвалов рассказали детям о тех страшных днях в истории казачества 1919 года.
Казаки Дубовского юрта приняли участие в панихиде по невинно убиенным казакам. Молебен отслужил духовный наставник казаков Дубовского юрта иерей Алексей Каменцев в храме Владимирской иконы Божией Матери села Дубовского.
В Новошахтинске казаки городского казачьего общества «Новошахтинское» во главе с атаманом Сергеем Мащенко почтили память жертв геноцида российского казачества. Заупокойную литию в храме Донской иконы Божией Матери отслужил благочинный приходов Новошахтинского округа, член епархиального совета Шахтинской епархии, председатель епархиального отдела по взаимоотношению церкви с обществом протоиерей Роман Амплеев. На молебне присутствовали представители ГКУ РО «Казаки Дона» по работе с казачьими обществами города Новошахтинска и представители местной администрации.
В городском казачьем обществе города Каменска-Шатинского прошли поминальные мероприятия, приуроченные к 100-летию геноцида казаков. В этот день у памятника атаману Платову в Каменске-Шахтинском был организован митинг по невинно убиенным казакам. На митинге присутствовали казаки ГКО города Каменска-Шатинского во главе с атаманом Сергеем Куркиным, директор Каменск-Шахтинской казачьей школы № 2 Александр Чеботарёв, представители местной администрации. По окончанию митинга в Свято-Троицком храме состоялась панихида, в память казаков, убиенных в годы расказачивания. Заупокойную литию провел духовный наставник казаков городского казачьего общества города Каменска-Шатинского иерей Олег Выборов.
Казаки городского казачьего общества «Глубокинское» во главе с атаманом Владимиром Статником провели урок памяти для казачат, посвященный геноциду казаков и началу гражданской войны на Дону. Лекция состоялась в Глубокинской казачьей школе № 1. Представители казачьего общества рассказали школьникам о самых важных трагических событиях в истории донского казачества. В рамках урока памяти казаки отметили и тот факт, что гражданская война началась под поселком Глубокий, ныне земли Глубокинского юрта Донецкого округа.
Казаки Митякинского юрта во главе с атаманом Владимиром Лавренко посетили заупокойную литию по безвинно убиенным предкам в храме Святителя Тихона Задонского поселка Тарасовский. Молебен провел настоятель храма иерей Игорь Колистратов. Также поминальная служба состоялась в церкви Рождества Христова станичного казачьего общества «Станица Митякинская». В панихиде приняли участие казаки и атаман казачьего общества Владимир Куприенко.
В Донецком округе в Миллеровском казачьем кадетском профессиональном техникуме проведена заупокойная панихида по безвинно убиенным казакам в годы геноцида, которую провел духовник казаков Миллеровского юрта иеромонах отец Димитрий Яроцкий. В мероприятии приняли участие более ста казаков Миллеровского юрта.
В юртах Восточного округа казаки также помолились о предках, ставших жертвами политики геноцида, развязанного большевиками.
Прошли панихиды и в Екатеринбурге, где казаки Оренбургского войска молились о погибших в Храме на Крови.
Врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов в интервью телеканалу «78» изъявил готовность выслушать все обеспокоенности городской общественности по поводу возможного возвращения Исаакиевского собора в пользование Русской Православной Церкви, но призвал горожан приводить реальные аргументы, которые необходимо учесть в этом процессе.
Градоначальник подчеркнул, что в России действует закон о возвращении культовых сооружений традиционным конфессиям, и власти не могут его нарушать, как бы кому этого не хотелось.
«Одни депутаты за то, чтобы передать собор Русской Православной Церкви, другие — против этого. Но у нас с вами есть закон от 30 ноября 2010 года, который предусматривает передачу культовых зданий конфессиям (не только Русской Православной Церкви), если они ранее были в пользовании конфессий. Русская Православная Церковь имеет право подать заявку о передаче любого собора, любого культового сооружения. Закон это позволяет. И даже если исполнительная власть любого региона, в том числе и Санкт-Петербурга, не передаёт, Церковь может подать в суд, и суд будет решать этот вопрос в соответствии с действующим законодательством. Власть не должна нарушать закон», — подчеркнул врио губернатора.
Если же кто-то выступает против такого порядка вещей, то этот вопрос надо решать в Государственной Думе и изменять действующее законодательство, а не переводить тему Исаакия в политическую плоскость. «Всё должно решаться в рамках закона. Это первое. Второе — безусловно, самое главное — надо учитывать мнение горожан», — добавил Александр Беглов.
При этом по убеждению градоначальника, никаких проблем между сосуществованием храма и музея в одном помещении не возникнет. «Собор остался в ведении города, он остаётся и работает. Сегодня есть договоренности между городом, музеем, Русской Православной Церковью о том, чтобы в соборе проходили богослужения. Там нет сегодня каких-то противоречий: Церковь не мешает музею, музей не мешает Церкви», — заявил врио губернатора.
Анонсированного повышения цен на электричество для селян и жителей, в квартирах которых установлены электрические плиты, пока не будет. На совещании у вице-премьера России Дмитрия Козака российские чиновники решили, что в последнее время и без того приняли слишком много непопулярных мер, ситуация в стране напряжённая и существенное повышение цен на электричество для населения может вызвать социальный взрыв.
23 января 2019 года в правительство рассматривали возможность введения соцнорм потребления электричества. Это привело бы к отмене льготного тарифа для жителей сел и владельцев электроплит уже к 2033 году. Также предлагается дифференциация тарифов для населения — до 300 кВтч в месяц будет оплачиваться по базовому тарифу, свыше 300 кВтч — по повышенному, а более 500 кВтч — уже по экономически обоснованному.
Совсем отказываться от этой идеи чиновники не стали и лишь отложили её на неопределенный срок. Когда настроение у россиян улучшится, и они «забудут» о повышении пенсионного возраста, резком росте цен на бензин и т. п., российское правительство может вернуться к введению соцнорм.
«Вопрос может быть снова рассмотрен только после детального определения финансовых последствий для различных категорий граждан и с учетом результатов мониторинга реальных доходов населения по итогам текущего года», — сообщил журналистам представитель вице-премьера Илья Джус.
Русская линия
Переговоры Путина и Абэ по Курилам к прорыву не привели. Меркель и Макрон заключили военный союз Франции и Германии. Состоялась первая встреча представителей России, Украины и ЕС по новому договору о транзите российского газа. На Афоне растёт недовольство действиями Патриарха Варфоломея. Совет Русского Экзархата в Западной Европе заявил о незаконных действиях Фанара против своих священников
Обзор событий прошедшей недели во внешней политике России, а также политической и экономической жизни в США, Европе и на Ближнем Востоке
На минувшей неделе президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ в течение трёх часов обсуждали вопрос заключения между Россией и Японией мирного договора и судьбу Курильских островов, однако к общему знаменателю так прийти и не смогли.
Владимир Путин по итогам переговоров обратил внимание, что условия заключения мирного договора должны устраивать и быть одобрены народами двух стран. «Впереди кропотливая работа по выходу на взаимоприемлемые решения, условия договора должны быть приняты народами наших стран», — заявил глава России.
Сама по себе эта фраза говорит о многом. Это означает, что никаких реальных договорённостей между Москвой и Токио пока нет, а речь идёт о долгих переговорах, только и всего.
Стоит также обратить внимание, что 11 января в МИД России заявили, что для заключения мирного договора между странами необходимо признание Токио итогов Второй мировой войны в полном объёме, то есть и принадлежность России Курил.
В то же время в СМИ появилась информация, что власти Японии готовы пойти на сделку при условии передачи под контроль Токио двух из четырёх островов — Шикотан и Хабомаи, как того предусматривали прежние договорённости между Японией и СССР.
В отсутствии реального продвижения по территориальному вопросу, Путин и Абэ решили посвятить больше времени экономическому сотрудничеству двух стран, развитие которых могло бы смягчить российско-японские отношения и привести к возможному компромиссу по мирному договору.
В этом свете генеральный секретарь японского правительства Ёсихидэ Суга дал положительную оценку завершившимся в Москве переговорам.
Он напомнил, что первые лица государства распорядились продвигать диалог о мирном договоре на уровне министров иностранных дел и спецпосланников, а также провели откровенную дискуссию о перспективах двустороннего сотрудничества в различных отраслях.
«В целом это прекрасный старт японско-российских отношений в 2019 году», — сказал Суга на пресс-конференции в Токио. Он также отметил, что основа основ — упорное ведение переговоров и «это не такая простая задача, чтобы сразу получить результат».
Непредсказуемое и предельно жёсткое поведение президента США Дональда Трампа по отношению к своим союзникам в Европе заставляет власти Германии и Франции думать не только о своём экономическом благосостоянии, но и о военной безопасности на тот случай, если у них в НАТО возникнут какие-то разногласия с американцами, и те начнут диктовать Берлину и Парижу условия, которые они сочтут неприемлемыми.
Через 56 лет после подписания Елисейского договора — первого договора о дружбе между Германией и Францией — канцлерин ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон во вторник, 22 января, в Ахене скрепили подписями новый договор о расширении двустороннего сотрудничества, большая часть которого посвящена военной взаимопомощи и политическим вопросам, сообщает «Немецкая волна».
Франция и Германия согласовали углубление сотрудничества почти в 15 сферах, при этом к реализации согласованной программы планируется приступить незамедлительно. В документе отмечается, что для Франции и Германии настало время «вывести двусторонние отношения на новый уровень и подготовиться к вызовам, стоящим перед двумя государствами и Европой в XXI веке».
Что это за вызовы не сообщается. Однако, в договоре заявляется, что стороны выражают твёрдую приверженность «международному миропорядку, зиждущемуся на соблюдении правил и многополярности, в центре которого находится ООН». Само по себе это утверждение очень напоминает то, на чём все последние годы настаивала Москва — мир больше не является однополярным, и США не могут быть в нём единственным мировым гегемоном.
Что касается военной составляющей, то в случае вооруженной агрессии ФРГ и Франция обязуются оказывать друг другу любую возможную помощь и поддержку, включая военную. Для координации действий в сфере безопасности создается Германо-французский совет обороны и безопасности, который будет регулярно проводить встречи на высшем уровне.
В рамках Ахенского договора Франция и ФРГ обязуются расширять сотрудничество в сфере европейской и внутренней политики, в том числе для борьбы с терроризмом и организованной преступностью. Приоритетом совместной дипломатии объявлена борьба за приём Германии в Совет Безопасности ООН в качестве полноправного члена. Запланировано также углубление сотрудничества в сферах экономики, образования, охраны природы, социального обеспечения и ряде других.
Профессор Инсбрукского университета Герхард Манготт в интервью «Немецкой волне» рассказал об условиях, которые пытаются добиться от России Евросоюз и Украина в вопросе заключения нового транзитного соглашения на прокачку российского газа через украинскую территорию, однако выразил скепсис по поводу того, что им удастся подписать такой договор с Москвой.
Трехсторонние переговоры между ЕС, Украиной и Россией о новом контракте на транзит газа из РФ через Украину прошли в Брюсселе в начале недели, но конкретных результатов не принесли. Нынешний контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» истекает в конце 2019 года и с каждым днём ситуация становится всё более напряжённая.
«Ожидания сторон по вопросу нового договора сильно расходятся. Это касается и его продолжительности — Марош Шефчович настаивает, как минимум, на 10-летнем соглашении. <…>Евросоюз хотел бы, чтобы Россия прокачивала через Украину минимум 60 миллиардов кубометров газа в год. Москва ни в коем случае не согласится на это, поскольку когда „Северный поток-2“ достроят, „Газпрому“ без сомнений больше не нужны будут такие объемы в украинской газотранспортной системе», — отметил эксперт.
Третьей причиной больших различий в ожиданиях сторон, по мнению Манготта, является то, что «Киев и Брюссель хотят заключить этот договор в соответствии с правилами ЕС, в то время как Россия хотела бы разрабатывать новый контракт на основе двусторонних договоренностей с Украиной».
Немецкий эксперт отметил, что время играет на Россию, и потому в Кремле настроены на длительные и изнурительные переговоры. «Очевидно, Россия тянет время. Следующий раунд переговоров назначен лишь на май. То есть мы всё больше приближаемся к 31 декабря 2019 года — дате истечения текущего договора. Москва определённо хочет дождаться мартовских выборов президента в Украине и посмотреть, как тогда будет выглядеть внешнеполитическая позиция Киева. Россия и дальше продолжит затягивать переговоры, чтобы увеличить давление на ЕС и Украину, дабы они пошли на компромиссы», — заявил Герхард Манготт.
«Я исхожу из того, что Москва не примет объём транзита через Украину более чем в 15−20 миллиардов кубометров в год, что не дотягивает даже до трети того, чего добивается Еврокомиссия. Думаю, пока ЕС и Украина не смягчат свою позицию, нового договора не будет», — заключил профессор.
Греческое агентство церковных новостей «Ромфея» сообщило несколько дней назад, что Святую Гору Афон на Крещение Господне неожиданно посетил митрополит Галльский Эммануил, который совершил богослужение в монастыре Пантократор. С чем был связан данный визит, не сообщается, однако, судя по опубликованным фото, владыку встретили весьма прохладно. Несмотря на двунадесятый праздник ни одной улыбки на лице у присутствующих в монастыре нет, а лицо самого владыки Эммануила очень напряжённое.
Характерно, что греческое агентство не стало развивать тему этого визита и не сообщило даже, когда митрополит Эммануил покинул Святую Гору и посетил ли он ещё какие-то монастыри.
Тем временем, в российских СМИ появилась информация о том, что на Афоне растёт недовольство действиями Фанара. Это во много связано с тем, что на Украине в настоящее время верующих УПЦ гонят и силой пытаются отбирать у них храмы, информация о чём постоянно приходит на Афон от украинских верующих. Не прибавляет Фанару авторитета и агрессивные заявления Денисенко.
Митрополит Галльский Эммануил и лже-патриарх Денисенко"Афонские монахи — в личных разговорах, во всяком случае — крайне негативно к этому относятся (к автокефалии «ПЦУ»). Но официального решения по этому поводу ещё не было", — сообщил РИА Новости со ссылкой на свои источники на Святой Горе.
Отвечая на вопрос о том, когда пройдет заседание Священного Кинота по данному вопросу, собеседник агентства отметил, что «в ближайшее время, наверное, будет собрание, но пока дата неизвестна». При этом он не исключил, что заседание состоится уже в январе-феврале.
В то же время источник признал, что «есть, конечно, и монастыри, которые поддерживают действия Константинопольского патриархата». На просьбу уточнить, может ли произойти разделение на Афоне по вопросу о поддержке Константинополя, он заметил, что «вполне вероятно, что оно будет».
При этом собеседник предположил, что Афон сейчас вряд ли выйдет из подчинения Константинопольскому Патриархату после его действий по признанию раскольников на Украине и даровании им «автокефалии». «Возможно, просто не подпишутся под этим решением, осудят это решение Константинополя», — отметил он.
После одностороннего и весьма неожиданного решения Синода Константинопольского Патриархата отозвать Томос об автономии Русского Экзархата и включить его храмы в епархии Константинопольского Патриархата в Европе фанарские архиереи начали рассылать письма в адрес духовенства Экзархата с требованием перейти в их подчинение и передать им все документы на церковные строения.
В связи с этим Совет Русского Экзархата в Западной Европе, который ранее отказался подчиниться решению Синода и решил созвать для обсуждения возникшей ситуации Генеральную ассамблею, вынужден был выступить на минувшей неделе с очередным заявлением, в котором назвал действия представителей Фанара незаконными и противоречащими церковной традиции.
«Вмешательство во внутреннюю жизнь нашей Архиепископии со стороны внешних епископов, пусть одного и того же Патриархата, незаконно как с точки зрения канонического, так и гражданского права: Высокопреосвященный Архиепископ Иоанн является единственным законным правящим епископом православных приходов русской традиции в Западной Европе. 28 марта 2016 года он был законно избран на Чрезвычайном Общем Собрании Архиепископии, т. е. полнотой духовенства и представителями от мирян, присланных приходами Архиепископии. 22 апреля 2016 года Священный Синод Вселенского Патриархата утвердил его избрание. С того момента Архиепископ Иоанн вступил в должность на бессрочной основе. Так как он до сих пор не отказывался от должности и не подавал прошения на покой, он остаётся по самому определению епископского звания центром соборности епархии и председателем „Епархиального объединения“, которое по законам Франции является юридическим лицом, обеспечивающим общность приходов и общин Архиепископии», — говорится в заявлении Совета.
В Русском экзархате указали, что устав Архиепископии «известен Патриархии и был последовательно одобрен Священным Синодом с 1931 года». Согласно этому документу: «Архиепископ осуществляет свои функции пожизненно. Однако он может отказаться от руководства Архиепископии после консультации с Советом епископов и Советом Архиепископии. С другой стороны, он не может быть отстранён от должности до решения компетентного высшего церковного суда, а именно Патриаршего Священного Синода».
«Эти положения не допускают какого-либо другого толкования вещей: наше епархиальное духовенство должно продолжать литургическое поминовение правящего епископа в прежнем порядке и остаётся так же, как приходы и монастыри, в непосредственной юрисдикции Преосвященнейшего архиепископа Иоанна. Всё делопроизводство Архиепископии продолжает обновляться и по юридически обязательным причинам не может быть передано внешнему учреждению», — отметил в Совете.
Что касается решения Синода Константинопольского Патриархата, то в Русском экзархате заявили, что оно «содержит положения как одностороннего характера (отмена томоса 1999 года), так и двустороннего или даже трехстороннего характера (приглашение объединить приходы Архиепископии с греческими митрополиями при том, что неизвестно, были ли проведены с ними консультации по этому вопросу)». «То, что представляет многосторонний характер, обязательно должно быть предметом обсуждения заинтересованными коллективными (приходскими) и отдельными (духовными) субъектами. Никто не может предвосхитить экклезиологически основополжный акт рецепции решения, вынесенного внешней инстанцией», — говорится в заявлении Совета.
«Для роспуска Архиепископии, основанной в 1921 году (то есть ещё до приёма в Константинопольский Патриархат), компетентно только Общее собрание. Оно созвано по всем правилам на 23 февраля текущего года и на повестке дня стоит один вопрос: обсуждение решения Патриархии», — заявили в Русском экзархате.
«Наша Архиепископия находится сегодня де-юре в том положении, в котором она обреталась до принятия во Вселенский Патриархат. Де-факто, однако, мы бы не хотели, чтобы этот длительный и плодотворный период закончился без непосредственной человеческой встречи между представителями нашей Архиепископии и властями Патриархата. <…> Если Вселенский Патриархат закроет дверь для любой возможности пребывания Архиепископии в его составе, Общее Собрание примет соответствующее решение. Однако ни греческие митрополиты Западной Европы, ни Совет архиепископии, ни даже сам Архиепископ не могут заменить Церковное Собрание, которое согласно правилам созвано на 23 февраля», — говорится в сообщении.
Русская линия
Патриарх Иерусалимский Феофил III отказался от встречи с Петром Порошенко, но встретился с паломниками УПЦ. Монашествующие Киево-Печерской лавры заявили, что не покинут обитель, даже если её попытаются забрать силой. В Грузинской Православной Церкви заявили о недопустимости давления в вопросе признания «ПЦУ». Денисенко настаивает на сохранении «Киевского патриархата»
Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России
Президент Украины Пётр Порошенко, побывавший на минувшей неделе в Израиле, планировал подключиться к давлению на Предстоятеля Иерусалимской Церкви Патриарха Феофила в вопросе признания «ПЦУ» и заранее анонсировал встречу с главой Иерусалимского Патриархата.
Однако, встреча Петра Порошенко с Патриархом Иерусалимским Феофилом неожиданно сорвалась. Как сообщили РИА Новости со ссылкой на источник, близкий украинской делегации, Патриарх Феофил отказался приветствовать главу Украинского государства, сославшись на болезнь.
Встреча была запланирована на 15.00 и, согласно программе, предполагала посещение Храма Гроба Господня в историческом центре Иерусалима. В итоге вместо Патриарха Феофила Петра Порошенко приветствовал патриарший викарий архиепископ Аристарх.
Чтобы смягчить неприятную ситуацию, в которую попал Пётр Порошенко из-за отмены встречи, украинские СМИ распространили информацию о том, что Иерусалимский Патриарх находится в больнице и едва ли не при смерти.
Однако, уже на следующий день в украинских СМИ появилась информация о том, что Патриарх Феофил, отказавшись от встречи с Порошенко, радушно приветствовал у себя паломников канонической Украинской Православной Церкви.
Яснее показать, кого поддерживает Иерусалимский Патриархат на Украине и собирается ли признавать «ПЦУ», Патриарху Феофилу (при соблюдении необходимой в таких делах дипломатии) было бы очень трудно.
Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел в интервью газете «Сегодня» на минувшей неделе заявил, что монашествующие Киево-Печерской лавры не станут покидать обитель даже, если их силой будут выкидывать на улицу.
Владыка Павел подчеркнул, что руководство «ПЦУ» хотят получить «уже готовую, красивую, отреставрированную Лавру». «Обидно, что сейчас никто не вспоминает, какой Лавра была прежде, когда нам её только отдали в 1988 году. Всё было в руинах, братии спать было негде. Спали на матрасах на полу в корпусе, где протекала крыша, и не было отопления. Еду носили из Покровского монастыря. Не было во что обуться и одеться, храма целого для молитвы не было. И первая служба была на площади Дальних пещер».
Архипастырь рассказал, что первые наместники и монахи своим трудом восстанавливали святыню, и отдавать её раскольникам теперь никто из монашествующих не станет. «Сколько труда вложено братией! За 30 лет мы реконструировали все храмы, корпуса, где братия живёт, наладили швейное производство, трапезные для братии и людей. Благоукрасили не только храмы. У нас только 8 тысяч кустов роз, множество разнообразных цветов на все времена года. «Мы живём Лаврой и вкладываем в неё часть души. Мы сохраняем святыню не для кого-то, а для украинского народа, для себя. А нас пытаются обвинить, запугать и угрозами забрать то, что с таким трудом и огромными усилиями восстанавливалось братией. Что бы кто ни делал — мы отсюда не уйдем!» — сказал наместник.
«Нас несправедливо хотят обвинить в чем-то, забывая, сколько всего лаврской братией, меценатами, верующими сделано. В Трапезном храме не было ни одной большой иконы. Все было трухлявое. А в Тёплом лежали мощи и с ними рядом — крыса. А пещеры! Все было направлено на то, чтобы они разрушались. Я заменил десятки километров труб дренажной системы, сделал водоотводы, чтобы не затопило пещеры, и не было оползней. Мы всё это приводили в порядок, восстанавливали, привозили отовсюду иконы», — напомнил архиерей.
«А сейчас все распереживались, как и что мы храним, — продолжил он. — Да мы это из руин подняли, всё отреставрировали. Никто не вспоминает, что нынешний храм „Всех скорбящих Радость“ был когда-то инфекционной клиникой. Страшное дело — в центре города такое».
«Слава Богу, что ещё в советские времена кому-то пришло в голову спрятать старые кресты храма под тоннами мусора. Когда нам вернули это здание, мы вывозили 100-летний мусор из подвалов и обрели два креста, которые реставрировали. И сегодня они на своих местах. Аннозачатьевский храм — это был театр. На месте храма „Живоносный Источник“ была огромная развалина», — заключил он.
По его словам, сегодня монастырь выживает благодаря меценатам. «Сейчас стало намного меньше средств, но, слава Богу, люди всё равно помогают, — продолжил архиерей. — После того как в обанкротившемся банке пропали все деньги Лавры, у нас возникли элементарные проблемы с оплатой коммунальных услуг. А сумма каждый месяц приходит немалая. Остановилась реконструкция бывшей инфекционной больницы, в которой мы хотели сделать больницу для братии и храм, по этим же причинам».
«Благо, есть хозяйство в селе Вороньков, благодаря которому мы кормим братию и помогаем детдомам и больницам. Лавра многим помогает. И те, кто думает, что от хозяйства мы имеем прибыль, глубоко ошибаются. Оно помогает нам выжить в эти трудные времена, не более», — добавил иерарх.
Грузинская Православная Церковь не будет спешить в столь серьёзном и неоднозначном вопросе, как признание «ПЦУ», и любое давление на Грузинскую Патриархию со стороны некоторых грузинских политиков и неправительственных организаций по этому поводу является недопустимым. Об этом заявил глава пресс-службы Грузинской Церкви протоиерей Андриа Джагмаидзе.
«Сегодня продолжается усиленное давление на нашу Церковь и священнослужителей под призывом, что якобы тот, кто не поддерживает новую церковную структуру в Украине, имеет пророссийские настроения. Между тем вопрос требует тщательного рассмотрения, так как и в греческой, и в славянских Церквах нет однозначного отношения к нему», — отец Андриа Джагмаидзе.
Он отметил, что вопрос создания «ПЦУ» и предоставления ей со стороны Фанара автокефалии изучается членами Священного Синода Грузинской Православной Церкви, и решение будет принято исключительно на основании церковных канонов. Однако, сейчас уже очевидно, что Грузинская Патриархия вряд ли станет первой Поместной Церковью, которая признает «ПЦУ».
Украинские средства массовой информации распространили на минувшей неделе аудиозапись разговора лже-патриарха Филарета Денисенко со своими подчинёнными, в ходе которого он открыто заявляет, что он не станет распускать «Киевский патриархат» и менять его название на «Православную церковь Украины».
В ходе беседы, утечка которой произошла со стороны представителей УПЦ КП, Денисенко утверждает, что Фанар дал Томос не «ПЦУ», а именно «Киевскому патриархату», поскольку у него больше всего приходов.
«Так называемые богословы начали говорить, что новая Церковь создана. Какая новая Церковь? Церковь не новая, а Церковь, которая существует больше 25 лет. И если бы не было этой Церкви „Киевского патриархата“, то кому Томос давать — этим двум московским архиереям без приходов? Или Автокефальной церкви, в которой 500 приходов? Ясно, что дали Томос „Киевскому патриархату“. Потому, это не новая Церковь. Потому от этой терминологии, что это новая Церковь, нужно отказываться и её не употреблять», — заявил лже-патриарх.
Обращаясь к главе Издательского управления УПЦ КП Филарет дал следующие указания: «Искоренить это название — Православная Церковь Украины — это не наше название. Мы являемся Украинской Православной Церковью. Как и другие: Болгарская Православная Церковь, Русская Православная Церковь, Сербская и т. д. „Православная Церковь в Украине“ — означает, что это не господствующая Церковь, а лишь одна из Церквей в Украине. А мы — господствующая Церковь в Украине».
Также Филарет обратился к Михаилу Омельяну, куратору официального сайта УПЦ КП, чтобы информация о новой Церкви была подана соответствующим образом: «Отец Михаил, вы там занимаетесь, пишите в Интернете. Так вот, чтобы в наших источниках информации не было этой ПЦУ. УПЦ, а не ПЦУ».
Всё это означает, что Денисенко не отходит от дел и продолжает жёстко руководить своими подчинёнными в «Киевском патриархате». Однако, судя по тому, что на сей раз произошла утечка этого частного разговора, среди раскольников далеко не все довольны тем, что лже-патриарх Филарет не хочет уходить на покой и стремится ликвидировать «ПЦУ».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти преподобного Иринарха Ростовского мы вспоминаем генералов В.О.Каппеля и А.П.Кутепова
Сегодня день памяти выдающегося русского святого — преподобного Иринарха, Затворника Ростовского, благословившего и предсказавшего успех ополчения Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
В тяжелое время смуты на Руси, преподобный Иринарх подвизался в Борисо-Глебском монастыре и провел в добровольном затворе и веригах 38 лет, вплоть до своего преставления 13 января (26 января по новому стилю) 1616 г. Накануне польского нашествия преподобный старец получил откровение от Бога и пешком пришел в Москву, чтобы поведать Царю о грядущем бедствии.
Во время собирания третьего ополчения преподобный Иринарх неоднократно посылал вождям русских людей свое ободряющее слово, призывая их с решимостью и мужеством идти на освобождение Православной столицы.
Именно от стен Спасо-Преображенского монастыря в Борисоглебском двинулось в 1612 году народное ополчение на Москву. Как когда-то давал благословение благоверному князю Дмитрию Донскому преподобный Сергий Радонежский на борьбу с иноверцами, так войска народного ополчения в 1612 году благословил преподобный Иринарх Затворник. Перед иринарховским крестом многие из ополченцев клялись одолеть врага, исполнить свой долг и вызволить из беды родную землю.
Ободряя русских людей, преподобных старец непрестанно молился об успехе предпринимаемого дела и предсказал князю Дмитрию Пожарскому его полную победу.
Сегодня день памяти одного из наиболее известных русских белых военачальников — генерала Владимира Оскаровича Каппеля, скончавшегося в 1920 г.
Генерал-лейтенант В.О.Каппель родился в 1883 г. в офицерской семье. Каппель был участником Первой мировой (Великой) и Гражданской войн (к 1917 г. был в звании подполковника), и по праву считается одним из наиболее знаковых офицеров Белого движения на Востоке России. Он зарекомендовал себя как храбрый офицер, до конца сохранивший долг присяге. Владимир Каппель лично водил в атаки подчиненные ему части, всегда заботился о вверенных ему солдатах.
Показательно, что во время Сибирского Ледяного похода зимой 1920 г., после смерти В.О.Каппеля, находившегося тогда уже в должности главнокомандующего белыми армиями Восточного фронта, простые русские солдаты не бросили его тело, а совершили с ним тяжелейший переход через озеро Байкал, чтобы достойно предать в Чите земле тело своего любимого командира. В 1922 г. во время исхода белых за пределы России прах генерала был вывезен соратниками для перезахоронения в Китай, в котором нашли свой последний приют тысячи русских воинов.
Останки В.О.Каппеля долгое время покоились в земле Харбина, у северной стены Свято-Иверской церкви, до сих пор известной как «Офицерская». В 1920—1930 годы в ограде Иверской церкви в Харбине на могиле В.О.Каппеля ежегодно совершалась панихида, на которую собирались многочисленные соратники генерала по Белой борьбе. В 1940-е годы, с началом Второй мировой войны, по вполне понятным причинам традиция была нарушена. Позже, по указанию гражданских властей из Москвы был разрушен и сам памятник на могиле Владимира Оскаровича — мраморный крест с терновым венком.
Напомним, что в 2006 году усилиями ИА «Белые воины» останки генерала В.О.Каппеля были найдены, перевезены в Россию и торжественно перезахоронены в январе 2007 года Москве, в Донском монастыре. Возобновилась и традиция — 28 июля, в день св. равноапостольного князя Владимира, небесного покровителя генерала Владимира Каппеля, проводить памятные мероприятия на месте его упокоения.
Сегодня мы также вспоминаем генерала Александра Павловича Кутепова. А.П.Кутепов родился в 1882 году. Окончил Архангельскую гимназию и Петербургское пехотное юнкерское училище, из которого вышел в 85-й пехотный Выборгский полк. Во время Русско-японской войны 1904−1905 годов находился в действующей армии.
На фронт Первой мировой (Великой) войны Кутепов выступил командиром роты в Преображенском полку. Был награжден многими боевыми орденами, в том числе Георгиевским оружием и орденом Св. Георгия 4-й степени. В 1917 г. он был уже командиром Лейб-Гвардии Преображенского полка.
После развала фронта, с декабря 1917 года Кутепов в Добровольческой армии, участник знаменитого 1-го Кубанского похода (командир 3-й роты 1-го офицерского полка). После гибели полковника Неженцева в бою под Екатеринодаром 30 марта 1918 года он был назначен командиром Корниловского ударного полка. 12 июня, в начале 2-го Кубанского похода, после гибели генерала С.Л.Маркова под станицей Шаблиевской, был назначен командующим 1-й дивизией, позднее командиром 1-й бригады 1-й дивизии.
После взятия Новороссийска Кутепов — Черноморский военный губернатор, «за боевые отличия» произведен в генерал-майоры. В мае 1919 года вступил в командование частями 1-го армейского корпуса в Донецком бассейне, в июне был произведен в генерал-лейтенанты. Летом и осенью 1919 года части генерала Кутепова находились на главном направлении: 1-й корпус с боями дошел до Орла. Это был наивысший успех белых на юге России за всю войну. После отступления белых в марте 1920 года прибыл с корпусом в Крым. Участвовал в боях в Северной Таврии. После разделения в сентябре Русской армии генерала П.Н.Врангеля на две армии был назначен командующим 1-й армией.
После эвакуации из Крыма в ноябре 1920 года был назначен помощником Главнокомандующего и командиром 1-го армейского корпуса в Галлиполи, произведен в генералы от инфантерии.
В декабре 1921 года вместе с частями 1-го армейского корпуса из Галлиполи прибыл в Болгарию. В ноябре 1922 года Кутепов был назначен помощником Главнокомандующего Русской армии. В марте 1924 года освобожден от этой должности в связи с переездом в Париж и переходом в распоряжение Великого князя Николая Николаевича.
В Париже Кутепов организовал и возглавил тайную работу на Россию. 29 апреля 1928 года, после смерти генерала П.Н.Врангеля, Великий князь назначил его председателем Русского общевоинского союза. 26 января 1930 года генерал Кутепов был похищен в Париже агентами советской разведки и скончался «от сердечного приступа» на советском корабле по пути в Новороссийск.
Русская линия