Патриарх Варфоломей сослужил с главой украинских раскольников и выдал ему Томос. Трамп пригрозил ввести в США режим чрезвычайного положения. В МИД России вызвали «на ковер» посла Японии
Обзор событий прошедшей недели во внешней политике России, а также политической и экономической жизни в США, Европе и на Ближнем Востоке
Можно по-разному относиться к тому, какие грамоты раздаёт Константинопольский Патриарх Варфоломей. В свете последних его действий на Украине и в Европе это не так уж и важно: сегодня Фанар выдал одну грамоту, завтра другую, а прежнюю 300 летней давности забрал обратно и всё это как ни в чём не бывало. Чудеса эквилибристики в этом плане со стороны Патриарха Варфоломея в последнее время с удивлением и недоумением наблюдал весь православный мир.
Однако, есть куда более важные вещи, чем грамоты, и эти вещи никак не вычеркнешь из истории даже по желанию Патриарха Варфоломея. Что это? Причащение от одной Чаши с раскольниками. Именно это произошло 6 января 2019 года в Стамбуле. Глава Константинопольского Патриархата впервые совершил Божественную литургию вместе с не имеющим никакого канонического рукоположения Епифанием. Это и есть самое главное и трагичное, что произошло в наступившем 2019 году, а не выдача какой-то грамоты, которая, как верно заметили в Русской Православной Церкви, носит совершенно ничтожный канонический характер.
Выдача Томоса — это ерунда по сравнению с падением Патриарха Варфоломея, который решился сослужить с самосвятами. Но это факт и последствия этих незаконных и постыдных действий главы Фанара, наверняка, ещё проявятся в современной церковной жизни.
Что же касается Томоса, то греки умело устроили из его вручения настоящее шоу. Подписание этой грамоты транслировалось в прямом эфире и доставило фанариотам много приятных минут. Ведь до всей этой истории с украинскими раскольниками о существовании Вселенской Патриархии в мире знали очень немногие. А теперь сообщения с Фанара обсуждаются на мировой арене, а о действиях Патриарха Варфоломея рассуждают лидеры мировых держав.
Что до Томоса, то дав украинцам понаслаждаться его лицезрением буквально пару дней, фанариоты потребовали вернуть бумагу обратно. Формально — чтобы её подписал не только Патриарх Варфоломей, но и все члены Синода Константинопольского Патриархата. Правда, сама по себе эта история кажется уж очень подозрительной.
Как будто на Фанаре не могли собрать членов Синода, чтобы те сразу подписали эту грамоту. Очевидно, что могли. Тогда в чём причина такого странного возвращения Томоса в Стамбул? Одно из двух: либо греки хотят продолжить пиар-кампанию по его выдаче, либо просто страхуются и не доверяют украинским властям, которые пока так и не передали Фанару обещанную недвижимость в виде десятков украинских храмов и монастырей.
«Томос подписан, все его видели, но бумага пока полежит в Стамбуле, чтобы вы не вздумали взбрыкнуть и изменить договорённости», — словно говорят украинским властям фанариоты, которые всегда могут отменить выдачу этой грамоты.
Впрочем, это уже никак не изменит того факта, что Патриарха Варфоломей сослужил на Фанаре с откровенными проходимцами.
Президент США Дональд Трамп решительно настроен заставить Конгресс США выделить 5,7 млрд долларов на строительство стены на границе США и Мексики. При этом глава Белого дома проявляет завидное упрямство.
В понедельник, 7 января, Дональд Трамп заявил, что готовит обращение к стране в связи с угрозой национальной безопасности и отказом демократов профинансировать постройку стены на границе США с Мексикой. Ряд экспертов предположил, что глава государства в своей речи может объявить о введении в стране режима ЧП, чтобы в обход Конгресса США получить финансирование на возведение заградительных сооружений, сообщает «Немецкая волна».
Конгресс США 21 декабря 2018 года не утвердил проект бюджета на следующий финансовый год из-за разногласий с главой государства. Трамп требовал выделить 5,6 млрд долларов на возведение стены вдоль границы с Мексикой. Демократы согласны направить на защиту границы лишь 1,3 млрд, при этом в их планы не входит строительство каких-либо заграждений.
Президент тогда не исключил введение в стране чрезвычайного положения для финансирования строительства стены на границе с Мексикой. «Да, я рассматривал (такую возможность). И я могу сделать это, если захочу», — заявил глава государства.
Работа ряда федеральных учреждений в Соединенных Штатах 22 декабря была временно прекращена из-за отсутствия финансирования. До урегулирования этого вопроса около 800 тысяч американских госслужащих не будут получать зарплату. Часть служащих отправлена в принудительный неоплачиваемый отпуск. Те сотрудники, от чьей работы государство не может отказаться, должны продолжать работу без оплаты.
Пока американский президент не решился вводить чрезвычайное положение и 8 января в своем первом обращении к нации из Овального кабинета Белого дома, которое в прямом эфире транслировали ведущие американские телеканалы, лишь сделал последнее предупреждение демократам в Конгрессе. Если их позиция не изменится, Трамп введёт чрезвычайное положение. То, что именно он выйдет из этой ситуации победителем, нет никакого сомнения.
В активе российских властей есть положительные примеры решения территориальных споров со своими соседями. Так переговоры с Китаем по спорным территориям на границе прошли весьма успешно и закончились обменом, чего российская общественность практически не заметила. Попади эта информация преждевременно в СМИ, эта сделка вряд ли бы состоялась, ведь в таких вопросах никогда не может быть полного общественного консенсуса.
Вот и в вопросе Курил российские чиновники решили действовать подобным образом. Сначала в Кремле хотели договориться с Токио, подготовить все необходимые документы, а уж потом подумать о том, как подать эти новости российской и японской общественности. В противном случае Японии и России просто никогда не удалось бы прийти к компромиссу, ведь отдавать территории не готово ни одно государство мира.
Япония не собирается передавать «северные территории» России, а Россия Курильские острова Японии, — вот и все переговоры на языке общественного мнения. Пока ситуация между двумя странами мирная и сохраняется статус-кво, это вроде бы никому ничем не грозит, но все понимают, что отсутствие окончательной договорённости по этому вопросу — это мина замедленного действия, которая рано или поздно может взорваться и привести к войне.
Воевать с Японией России нет никакого смысла, территориально Япония в России никого не интересует. Тем более, что за Японией стоит союзные им США. А вот японские технологии и оборудование в Кремле приняли бы с радостью. А потому в Москве посчитали лучшим попытаться договориться с японцами в обход общественного мнения, а потом взвесить все плюсы и минусы от возможной сделки.
Как обращает внимание газета «Взгляд» Александр Солженицын в своё время предлагал Борису Ельцину вернуть часть Курильских островов Японии, но за очень дорогую цену. Похоже, что к этому совету и решили прислушаться в Кремле.
Все карты в этих переговорах Москве смешали сами японцы, которые оказались чрезмерно словоохотливы. Вчера российский МИД вынужден был в срочном порядке вызвать «на ковер» японского посла и указать ему на недопустимость заявлений японских чиновников о том, что Курилы якобы скоро вернутся в состав Японии.
Очевидно, российские власти никаких подобных решений не принимали, а вот общественное мнение в России теперь точно не на стороне возможного компромисса с японцами. Наиболее активные противники территориальной сделки уже предлагают провести по этому вопросу референдум, который, как они считают, поставит точку в этом вопросе. Впрочем, это тоже обман — никакой точкой нежелание России идти на компромисс с Японией не станет. Токио в ответ, к примеру, может провести референдум и принять решение, что «северные территории» принадлежат Японии. И что дальше, война?
Такого развития событий очень бы не хотелось. В любом случае России было бы выгоднее иметь на юго-востоке государство, с которым у неё хорошие отношения, а не врага, думающего только о том, как вернуть «свои незаконно отобранные территории». Так что компромисс в этом вопросе был бы более уместен.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл призвал россиян не становиться рабами гаджетов. Вход в Исаакиевский собор останется платным, верующим собор передавать пока не будут. Уполномоченная при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова вновь призвала реформировать органы опеки
Обзор внутриполитических событий в нашей стране за минувшую неделю
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал на минувшей неделе не впадать в зависимость от гаджетов, которая, по мнению Предстоятеля, как алкоголь и наркотики, лишает человека свободы.
«Что такое алкоголик? Человек, лишенный свободы, он не может жить без употребления алкоголя. Наркотики, гаджеты — вот, с одной стороны, ведь дьявол очень мудро действует. Вот вам игрушка, которая дает вам безграничную свободу, нету расстояния, все вот на вашем экране, доступ к информации, обменивайтесь с людьми, устанавливайте личные отношения, ну что может быть лучше!» — сказал Патриарх в рождественском интервью телеканалу «Россия-1».
В итоге, по его словам, человек, поглощенный этой технологией, уходит из реальной жизни в виртуальную реальность, которая и «становится его жизнью, причём он там больше, чем он вне», и происходит «дегуманизация человеческой личности».
Патриарх Кирилл обеспокоен и другой стороной вопроса, а именно тем, что всемирная сеть гаджетов сегодня даёт возможность осуществлять «вселенский контроль над человеческим родом».
«А завтра может появиться и методология, и технические средства, которые обеспечат не просто доступ к этой информации, а использование этой информации. Вы представляете, какая будет власть сконцентрирована в руках тех, кто будет владеть знаниями о том, что происходит в мире!» — сказал патриарх.
По его словам, с точки зрения христианства, «контроль из одной точки — это предвестие пришествия Антихриста». «Антихрист — это та личность, которая будет во главе всемирной паутины, контролирующей весь человеческий род. Значит, сама по себе структура представляет опасность. Не должно быть единого центра, по крайней мере в обозримом будущем, если мы сами не хотим приблизить апокалипсис», — считает Предстоятель Русской Церкви.
Подводя итог, он пояснил, что не является категорическим противником гаджетов как таковых, но просит не забывать слова апостола Павла: «Все испытайте и хорошего держитесь.»
«Если это есть — ну пожалуйста, но никогда не попадайте в рабство от того, что в ваших руках (..) Вы должны оставаться внутренне свободными и не подпадать ни под какую зависимость — ни под алкогольную, ни под наркотическую, ни под зависимость от гаджетов», — сказал Патриарх Кирилл.
Срок действия распоряжения, утверждающего план мероприятий по передаче Исаакиевского собора Санкт-Петербурга в пользование Русской Православной Церкви, истёк, а Санкт-Петербургская епархия так и не подала официального запроса на возвращение собора верующим. Об этом сообщили в Комитете имущественных отношений Правительства Петербурга.
Таким образом, антицерковная кампания, которая была развёрнута недобросовестными местными политиками и общественными деятелями, обвинявшими священнослужителей города на Неве в «жадности» и попытке «отобрать чужое», оказалась откровенным фарсом. Власти Санкт-Петербурга на своё усмотрение решили исполнить закон о возвращении церковного имущества, однако Церковь не стала будоражить общественное мнение и отказалась подавать официальную заявку. Впрочем, свою порцию клеветы и злобы она всё равно получила.
Теперь, согласно федеральному закону № 327-ФЗ, новое распоряжение о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви может быть издано только после поступления в Смольный соответствующей официальной заявки от Санкт-Петербургской епархии, однако таковой на данный момент нет.
Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин в комментарии «Федеральному агентству новостей» заявил, что в Русской Православной Церкви знают об истечении срока действия распоряжения о передаче собора, но подавать заявку для издания нового документа пока не будут.
«В тот момент, когда священноначалие сочтёт необходимым послать такую заявку, она будет направлена в Смольный. Когда это будет, мне неизвестно. Но, как я понимаю, сейчас рассматривается вариант, что пока не время», — сказал отец Александр.
Он напомнил, что самое первое письмо о передаче Исаакиевского собора Церкви, подписанное экс-губернатором Георгием Полтавченко в 2015 году, противоречило федеральному закону № 327-ФЗ.
«В силу того, что бывшее руководство города не очень точно восприняло закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, возникла достаточно жёсткая коллизия. Федеральный закон чётко определяет, что нужно было создать согласительную комиссию, куда бы вошли представители различных сообществ. На это всё отводится шесть лет. За это время все вопросы и нюансы можно было бы обсудить во всех деталях. Но этого не было сделано. А поскольку не было никакой подготовительной работы и разъяснений ситуации, ею воспользовались горлопаны, которые начали раскачивать политическую обстановку», — объяснил отец Александр Пелин.
«Этого не нужно было делать. В любых сложных моментах нужно собирать комиссию, обсуждать, договариваться, реализовывать федеральный закон так, как он это предписывает. Там все четко прописано. В случае с Кирилло-Белозерским музеем-заповедником согласительная комиссия активно работает. Там тоже непростая ситуация с монастырём и музеем. В Псковской области есть похожая история. И в других регионах. Механизм для таких сложных ситуаций создан. Его надо грамотно осуществлять. И не только со стороны Церкви, но и со стороны чиновников, которые в случае с Исаакием очень обидно подставили своего губернатора и не понесли за это наказания», — добавил отец Александр.
Характерно, что те, кто во время инициированной в Санкт-Петербурге антицерковной кампании кричал о том, что «жадные попы» хотят «отобрать у горожан храм», добились только того, чтобы вход в Исаакиевский собор по-прежнему оставался платным. Ранее в Санкт-Петербургской епархии неоднократно заявляли о необходимости упразднить музейную практику по взиманию денег за вход в храм. Однако, всё так и осталось на своих местах. Попы, хотевшие отменить входные билеты, остались «жадными», а музейные работники, собирающие деньги с каждого посетителя, «благородными».
Кстати, в 2019 году цена за вход в собор резко выросла и составляет теперь: днём — 350 рублей, а в вечернее время — 400 рублей; за вход на колоннаду придётся заплатить ещё 200 рублей.
Уполномоченная при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова выступает категорически против принятия дополнительных мер, устанавливающих препятствия к устройству сирот в семьи, на чём под предлогом борьбы с насилием против детей настаивают некоторые чиновники и депутаты.
«Как уже неоднократно отмечалось, первым этапом должна быть проведена работа по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства, к исключительной компетенции которых отнесены вопросы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и последующий контроль за соблюдением их прав и законных интересов. Сегодня результаты их работы не отвечают новым вызовам времени. Органы опеки и попечительства нагружены большим количеством задач, исполнять которые в полной мере они не имеют возможности из-за отсутствия должных компетенций и по ряду иных причин», — заявила Анна Кузнецова.
Правозащитница напомнила, что в целях выработки путей реформирования системы опеки в России Министерством просвещения создана рабочая группа. «Результаты ее деятельности будут положены в основу принципиальных подходов к совершенствованию работы системы органов опеки и попечительства и законодательства Российской Федерации. А пока эта работа будет проводиться, считаю необходимым совершенствовать систему подбора и сопровождения приёмной семьи», — отметила Анна Кузнецова.
По её мнению, «важным остаётся вопрос проведения обязательного психологического обследования граждан, готовых принять ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью». «Однако данная норма должна быть предложена совместно с проектом подзаконного нормативного акта, утверждающего примерную методику проведения психологического обследования, содержание психологического обследования, сроки его проведения, порядок пересмотра и оспаривания результатов психологического обследования, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению психологического обследования, а также порядок отбора и требования к организациям, проводящим психологическое обследование», — считает уполномоченная.
Относительно разработанного законопроекта институт уполномоченной по правам детей уже дал отрицательное заключение, так как он «вводит дополнительные, прежде всего, ограничительные нормы, значительно ужесточающие требования к лицам, желающим принять ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью».
Так, законопроектом предлагается установить возможность усыновления только одного ребёнка в год, за исключением случаев усыновления братьев и сестёр, а также детей, которые ранее находились под опекой или были усыновлены одним лицом или супругами и воспитывались вместе. «Между тем существующая практика показывает, что большое количество семей, имея собственных детей, берут на воспитание и несколько приемных, и такие семьи необходимо поддерживать, а не создавать дополнительные ограничения», — считает Анна Кузнецова.
Русская линия
Глава «ПЦУ» Епифаний начал публично молиться за Святейшего Патриарха Московского Кирилла. В УПЦ назвали провокацией слова министра культуры Нищука о пропаже святынь из Киево-Печерской лавры. Поместные Церкви начали высказываться против признания украинских раскольников
Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России
Украинские патриоты, которые долгие годы обвиняли каноническую УПЦ в том, что она поминает за богослужением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, оказались в идиотском положении, когда ставленник лже-патриарха Денисенко глава «ПЦУ» Епифаний в присутствии Порошенко и других украинских чиновников помянул 7 января за богослужением в числе других Предстоятелей и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, после чего хор грянул «многая лета, многая лета!».
По всему было видно, что сам Епифаний весьма смущён тем фактом, что теперь ему надо молиться и о Патриархе Кирилле. За богослужением он помянул Предстоятеля Русской Православной Церкви как Патриарха Российского Кирилла, хотя всем известно, что Российской Церкви не существует, а Патриарх Кирилл носит титул Московский. Однако, произвести слово «Москва» Епифаний, видимо, просто боится.
И без того бессменному спикеру «Киевского патриархата» Евстратию Зоре пришлось объясняться перед украинскими патриотами, зачем «патриотические украинские попы» молятся за Патриарха Кирилла и желают ему «многая лета». По признанию Зори, это теперь «необходимо».
«Во время литургии предстоятель поместной церкви на великом входе поминает предстоятелей других поместных православных церквей в соответствии с диптихом. Такая обязанность указана и в томосе: «каждый блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины должен поминать согласно древним преданиям святых отцов наших: вселенского патриарха, блаженнейших патриархов и других предстоятелей поместных православных церквей, в ряду диптихов, в соответствии с каноническим порядком», — оправдывался Зоря.
По его словам, Русская Православная Церковь входит в число Поместных Православных Церквей и является пятой в диптихе, поэтому поминовение её Предстоятеля необходимо, потому что этим, несмотря на имеющиеся споры, удостоверяется единство Церкви. «Такое поминовение принципиально отличается от того, как поминают Патриарха Кирилла в Московском Патриархате — там о нём молятся, как о своём главе, признавая тем самым своё ему подчинение», — попытался убедить патриотов представитель Денисенко. Но вряд ли это убедительный довод для украинских националистов.
Так или иначе, в «ПЦУ», как и в УПЦ, молятся о здравии Святейшего Патриарха Кирилла. В чём же тогда разница между ними, не совсем понятно. Тем более, что каноническая УПЦ в административном плане столь же независима от Москвы, как и «ПЦУ». При этом права последней серьёзно урезаны Фанаром, и убедиться в этом можно, прочитав текст выданного Епифанию Томоса.
Инвентаризация в Киево-Печерской лавре, проведённая сотрудниками Минкульта Украины впервые за десятилетия независимости Украины, ожидаемо обнаружила утрату ряда «ценных икон». Правда, что это за иконы и каким образом они исчезли, если власти должны были следить за их сохранностью, министр культуры Евгений Нищук не сообщил.
Иного исхода этой инвентаризации, никто и не ожидал. Украинским властям нужен был повод, чтобы обвинить духовенство Украинской Православной Церкви в ненадлежащем обращении со святынями в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, и они его нашли. Не дожидаясь окончания работы и не сообщая никаких подробностей, Нищук сделал сенсационное заявление в эфире телеканала «Прямой».
«К нам поступали обращения и депутатские, и людей, — сказал Нищук. — Мы частично уже сделали полную инвентаризацию, полные отчёты нам сейчас присылают. Есть некоторые потери икон из Киево-Печерской лавры, мы об этом отдельно будем делать брифинг».
По его словам, сейчас он говорит об этом предварительно, «чтобы потом не выдергивали из контекста и не говорили о заявлениях». «Да, мы делали эти сверки», — подтвердил министр и подчеркнул, что ценности из Лавры могли быть вывезены ещё до 2003 года.
«Сейчас на базе этой сверки идут уголовные производства. Вся документация направляется в правоохранительные органы. И тогда уже совместно мы выйдем на пресс-конференцию для того, чтобы и средства массовой информации, и людей полностью уведомить о тех потерях, которые были в наших лаврах и в наших церквях», — подытожил Нищук.
Стоит обратить внимание, что заявление министра специально сделано так, чтобы ничего невозможно было опровергнуть. Никакой конкретики он целенаправленно не представил, зато косвенно обвинил УПЦ в том, что та якобы украла иконы.
В связи с этим Глава Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов назвал заявление Нищука преждевременным, провокационным и ничем не обоснованным. «Сейчас эти заявления звучат достаточно абстрактно. Что-то и куда-то исчезло и никто об этом не знает», — сказал протоиерей Александр Бахов.
Основанием для заявлений о краже «должно быть заключение комиссии, которая обследовала эти все культурные ценности», отметил он.
«На основании этого заключения должностное лицо может утверждать, что произошло исчезновение таких вещей, представить перечень этих вещей, и тогда мы можем уже конкретно говорить по каждому объекту культурного наследия — что, как, почему, чтобы было понятно. А сейчас не понятно, с какой целью и для чего это делается. Поэтому сейчас это просто беспредметный разговор», — добавил юрист.
При этом глава Юридического отдела УПЦ назвал заявления Нищука провокацией, отметив, что «министр не подтвердил свои слова никакими документами или хотя бы какими-то доказательствами».
Отец Александр подтвердил, что комиссия проводила обследование более 800 объектов в Киево-Печерской лавре и оформила свои выводы ещё в декабре 2018 года. «Мы не имеем доступа к этому документу. Там обследовано более 800 объектов. Каждый день комиссия ходила и проверяла определённое количество объектов. Почему этот документ сейчас не подписывается и не публикуется — я не знаю», — добавил священник.
Фанар поставил в крайне нелёгкое положение Предстоятелей Поместных Православных Церквей, легализовав раскол на Украине. В настоящее время Поместные Церкви больше не могут молчать и занимать нейтральную позицию по этому вопросу и должны высказаться, хотя делать это многим Предстоятелям откровенно не хочется, ведь портить отношения ни с Москвой, ни с Фанаром в их интересы не входит.
Священный Синод Элладской Православной Церкви на своём заседании 8 января 2019 года не стал признавать новообразованную церковную структуру под названием «Православная Церковь Украины» и передал этот вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора.
Предстоятель Кипрской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Хризостом заявил, что не станет признавать «ПЦУ», поскольку единство Православия важнее всякой автокефалии. Предстоятели Польской и Сербской Православных Церквей дали понять, что новый глава украинских раскольников для них не является даже архиереем, так как никогда не имел канонического рукоположения. Антиохийский Патриархат поддержал каноническую УПЦ. Александрийская и Иерусалимская Церкви пока официально молчат. Более того, есть информация о том, что на Патриарха Иерусалимского Феофила оказывается серьёзное давление, чтобы он принял делегацию «ПЦУ» на Крещение и совершил с ней совместное богослужение. Грузинская Православная Церковь склоняется к признанию «ПЦУ», однако опасается, что тогда будет признана и Абхазская церковь, отколовшаяся от Грузинской Патриархии. О позиции других Поместных Церквей пока ничего неизвестно.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти святителя Макария, митрополита Московского, а также архиепископа Никона (Рождественского)
Митрополит Макарий родился около 1482 г. в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий и что мать его приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. При крещении он был наречен во имя Михаила, Архистратига Небесных Сил. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий (+ 1515; память 9 сентября).
Монашество будущий святитель принял в конце XV века в Пафнутиево-Боровском монастыре. В Боровской обители инок Макарий духовно возрос и воспитался. Непродолжительное время, в 1523—1526 гг., он был настоятелем Можайского Лужецкого монастыря, а затем архиепископом Великого Новгорода и Пскова. В лице нового владыки новгородская паства получила мудрого архипастыря, талантливого организатора и устроителя. При нем велись большие работы в главной святыне Великого Новгорода — Софийском соборе.
В 1542 г. архиепископ Макарий был избран на первосвятительский престол Московской митрополии. 16 января 1547 г. святитель впервые на Руси совершил венчание на царство Иоанна IV Грозного. Царское венчание явилось завершением развития самосознания московской государственности. С этих пор святитель Макарий станет первым помощником и соратником Государя. В 1551 г. он принимает участие в созыве знаменитого Стоглавого Собора, который был призван искоренить различные недостатки в русской церковной и общественной жизни всего Московского государства. В 1552 г. митрополит предрек Иоанну успешность похода на Казань, во время которого в Коломне Царь молился перед чудотворным Донским образом Пресвятой Богородицы.
Современники святителя Макария видели в нем святого мужа и подвижника, почитая его за добродетельную жизнь. Они чтили его при жизни и поклонялись ему после его блаженной кончины. Канонизован митрополит Макарий был 6 июня 1988 г. в дни великого юбилея — празднования 1000-летия Крещения Руси.
Сегодня день памяти выдающегося церковного деятеля Царской России, активного участника монархического движения архиепископа Никона (Рождественского).
Владыка Никон родился в многодетной семье (22 ребенка) бедного причетчика в Московской губернии, в миру звался Николаем Ивановичем. Уже в детстве он проявлял редкостные способности. В 1874 г. окончил первым учеником Московскую духовную семинарию, но вместо академии поступил послушником в монастырь. В 1880 г. принял иноческий постриг в Троице-Сергиевой Лавре, с которой была связана вся его дальнейшая жизнь. Он написал книгу о преподобном Сергии, которая до сих пор считается лучшей, на рубеже веков издавал знаменитые на всю Россию нравоучительные «Троицкие листки».
В 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии, но вскоре был переведен в Московскую епархию, где встретил смуту 1905−1906 гг. В это время он стал одним из вдохновителей создания монархических союзов в Москве, публично призывал русских людей сплотиться и дать отпор врагам Царя и Отечества. Был близок к организатору Русской монархической партии, редактору влиятельной газеты «Московские ведомости» В.А.Грингмуту (день памяти 11 октября). В апреле 1906 г. назначен на Вологодскую кафедру, где стал почетным председателем местного отдела Союза Русского Народа. В 1908 г. он стал членом Св. Синода и членом Государственного Совета от Синода. Часто бывая в Петербурге, владыка принимал активное участие в деятельности старейшей монархической организации Русского Собрания (РС), был избран членом Совета РС, а затем и почетным членом Собрания. В 1913 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен председателем Издательского Совета при Св. Синоде. Он продолжал поддерживать монархистов, благословляя их начинания. В 1915 г. присутствовал при открытии Петроградского совещания монархистов. Лейтмотивом всех его выступлений был призыв к единству, в одном из обращений он писал: «Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов. Иначе придут языцы в достояние Божие, придут иудеи и возобладают казни. И будут тогда последняя горше первых: плен иудейский горше плена татарского».
В 1916 г. согласно прошению владыка был уволен от всех должностей и перебрался в родную Троице-Сергиеву Лавру, где издавал накануне революции известную книгу С.А.Нилуса «Близ есть, при дверех». Здесь он и скончался 12 января 1919 г.
Русская линия