Митрополит Ахалкалаки Николай: Грузинской Патриархии не следует спешить с признанием «ПЦУ»
Грузины, после 8-дневной войны ненавидящие Москву, не скрывают, что готовы поддержать украинских раскольников, но боятся последствий…
Практически все грузинские политики считают, что Грузинская Православная Церковь должна одной из первых признать так называемую «ПЦУ», поддержав тем самым союзные Грузии украинские власти, и грузинские Преосвященные также склоняются к этому шагу.
Однако, в Грузинской Православной Церкви опасаются оказаться в изоляции среди Поместных Православных Церквей, ни одна из которых (кроме Фанара) пока не признала украинских раскольников. Понимают в Тбилиси и то, что признав Епифания, они могут навсегда потерять Абхазию и Южную Осетию, которые Московский Патриархат, в отличие от российских властей, до сих пор считает канонической территорией Грузинской Церкви и отказывается признавать отколовшуюся от Грузинской Патриархии Абхазскую церковь.
Не секрет, что ранее в Тбилиси состоялось несколько Синодов Грузинской Православной Церкви, которые рассматривали ситуацию на Украине, и что весьма характерно, ни один из них не высказал даже слова поддержки подвергающимся гонениям верующим канонической УПЦ. Более того, ряд грузинских архиереев открыто заявляли, что Грузинская Патриархия склоняется поддержать автокефалию «ПЦУ». Однако, одно дело говорить об этом гипотетически, другое — принимать решения, за которые потом придётся отвечать.
В Грузинской Патриархии, похоже, до последнего надеялись, что процесс легализации украинских раскольников застопорится сам собой, и тогда им не придётся выносить решения по столь непростому для них вопросу. О канонах здесь речь не идёт — значительная часть грузинских Преосвященных размышляют по украинскому вопросу, как политики, которые бы хотели дать ответ обидевшей их Москве за то, что та отняла у них Абхазию и Южную Осетию.
Однако, обида плохой советчик. Тем более, что позиции церковной и светской Москвы по Абхазии и Осетии кардинально отличаются. Саакашвили ранее тоже обижался на российские власти, но в итоге он своими действиями не только не приблизил, а серьёзно отдалил даже гипотетическую возможность возвращения Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии. Как бы не оказалось, что и действия Грузинской Патриархии будут способствовать тому же самому.
На возможность такого развития событий обратил внимание митрополит Ахалкалаки, Кумурдо и Кари Николай (Пачуашвили), который в своём комментарии грузинскому информационному агентству «Интерпрессньюс» заявил, что Грузинской Патриархии не следует спешить с признанием «ПЦУ», сообщает «Союз православных журналистов».
По его мнению, сначала по поводу украинской автокефалии должны высказаться Церкви, которые в иерархии находятся выше Грузинской Церкви, а также необходимо досконально изучить текст полученного «ПЦУ» Томоса, причем в оригинале, а не в одной из переведенных версий. При этом владыка Николай Николоз отметил, что «в целом Грузинская Православная Церковь поддерживает право украинского государства иметь автокефальную Церковь».
«Но надо учесть, при каких условиях эта автокефалия применяется, — сказал он. — В частности, кто должен стоять во главе Церкви Украины, кто должен быть другими духовными лицами. Очень важно установить их каноничность. Некоторые из них ранее были преданы анафеме, которую признавали все Православные Церкви, в том числе Константинопольская. Некоторые из них, получается, самопровозглашенные епископы. Как с такими совместно служить? Мы не можем таких признать».
Также митрополит обратил внимание на одну опасную формулировку, содержащуюся в письме Константинополя в адрес Грузинской Церкви.
«На Синоде мы обсудили письмо, полученное из Константинопольского Патриархата о признании автокефалии Церкви Украины, — пояснил священнослужитель. — В нём содержится очень опасная фраза о том, что Константинопольский Патриархат имеет исключительное право вмешиваться во внутренние дела любой Поместной Церкви. Лично для меня это неприемлемо и может вызвать много трудностей в будущем».
«Если Церковь Украины немножко подождёт, нет в этом ничего особенного или вредного. Грузинская Православная Церковь восстановила автокефалию в 1917 году, Русская Православная Церковь признала это лишь в 1943-м, а Константинополь — в 1990-м. Процесс признания медленный и сложный», — резюмировал грузинский митрополит, как бы упрашивая грузинских политиков войти в положении Грузинской Церкви.
Митрополит Ахалкалаки Николай: Грузинской Патриархии не следует спешить с признанием «ПЦУ» Грузины, после 8-дневной войны ненавидящие Москву, не скрывают, что готовы поддержать украинских раскольников, но боятся последствий...