Русская линия
Русская линияСвященник Валерий Духанин29.10.2009 

Как относиться к исламскому чуду
И как вообще христианам относиться к чудесам в нехристианских религиях?

Не так давно (в середине октября 2009 года) в СМИ появилась информация о том, что на теле дагестанского младенца Али Якубова проявились надписи. Это случается с удивительной точностью дважды в неделю — понедельник и пятницу, когда на голени и лодыжке девятимесячного мальчика вырисовываются, а потом исчезают, похожие на родимые пятна слова. Причем, каждый раз новые и с каждым разом все более сложные. Правда, надписи не заключают в себе каких-то особых откровений, а являются повторением давно известных мусульманам коранических истин, таких, например как «Аллах велик», «Аллах создатель всего сущего», «Самые почитаемые у Аллаха наиболее богобоязненные» и т. п. Есть, правда, еще и одна физиологическая особенность — в момент появления новых надписей Али не спит всю ночь, у него поднимается температура (под 40), которую не могут сбить даже сильными лекарствами.

Конечно, может быть, то, что распространилось в СМИ о дагестанском мальчике, на самом деле есть обычное для любителей раздувать сенсации преувеличение. Ученые, например, объясняют, что подобные надписи легко получить посредством внешнего вмешательства — механического или химического. Допустим, в случае патологии желудочно-кишечного тракта, если по коже больного провести палочкой, то через некоторое время на этом месте появится рисунок (потом он, естественно, исчезнет). Иногда встречается так называемый уртикарный дермографизм, который выражается в местной реакции, возникающей при надавливании на кожу. Если вести по коже такого больного пальцем или каким-либо тупым предметом, то на ней остаются полосы. Даже простые средства, такие как перец и соль, тем более некоторые лекарственные препараты, если нанести их на кожу, увеличивают проницаемость и расширяют сосуды.

Насколько нам известно, в случае с мальчиком не проводилось специального научного исследования под наблюдением консилиума ученых. Сомнения высказывают и сами мусульмане (хотя Совет муфтиев России принял случай как знамение свыше), в частности, на сайте islam.ru следующий отзыв делает канонический редактор издательского дома «Ансар» Аскар Сабдин: «Относительно этого мальчика, в первую очередь, надо обратить внимание на то, есть ли действительно научные доказательства тому, что это правда происходит само по себе, без вмешательства людей. Я допускаю, что это может быть краска, может быть, удар наносят каким-нибудь трафаретом, потом кровь дает последствия и т. п. В СМИ я не заметил ни единой ссылки на специалиста, а имам деревни, или медсестра, не источник в данном случае. Если есть доказательства необычного появления этих надписей, тогда, конечно, дело другое. Я думаю (т. е. это моя точка зрения, она может не совпадать с другими мнениями), что шумиха вокруг мальчика — дело журналистов, которые ссылками на деревенского имама (псевдодоводами) или, предоставляя только часть достоверной информации, пытаются продать информацию» (http://www.islam.ru/pressclub/vslux/wudesatoka/).

И все-таки, как бы там ни было, для православного христианина вообще стоит разобраться, а может ли в другой религии на самом деле произойти чудо, и если может, как его воспринимать? Как нам, христианам, относиться к случающемуся в других религиях чему-то необычному и, как кажется, сверхъестественному?

Дело в том, что чудеса, в смысле чего-то из ряда вон выходящего, действительно происходят фактически во всех религиях. Ведь любая религия предполагает соприкосновение с силами высшими, преодоление обыденности, выход по ту сторону бытия (не всегда, разумеется, законным способом). И поэтому в любой религии есть свой опыт чуда — проявления потусторонних сил, необычных изменений с душевно-телесным естеством человека, преодоления ограниченности земных способностей, предсказания, получения вести из мира иного, даже опыт исцелений, видимого прекращения немощей и недугов.

Например, три древних историка Тацит, Светоний и Дион Кассий сообщают как очевидный факт, что римский император Веспасиан совершил два исцеления. Вот что пишет в своей «Истории» Тацит (56 — 117 гг. по Р.Х.) (текст этот весьма любопытен): «За несколько месяцев, что Веспасиан провел в Александрии, дожидаясь, пока установятся попутные ветры и море станет совсем спокойным, произошло множество чудес, как бы доказывавших благоволение неба и приязнь богов к новому принцепсу (т.е. Веспасиану — В.Д.). Один из александрийских простолюдинов, у которого, как все знали, болезнь отняла зрение, пал Веспасиану в ноги, со слезами умоляя об исцелении. Он уверял, что поступает так по велению Сераписа, почитаемого этим суеверным народом больше всех прочих богов, и просил принцепса смазать ему слюной веки и глазницы. Другой, с парализованной рукой, якобы по указанию того же бога, умолял Цезаря наступить ему на больную руку. Сначала Веспасиан посмеялся над обоими и наотрез отказал им. Однако, когда они стали настаивать, он заколебался: ему не хотелось прослыть слишком самоуверенным, но мольбы обоих калек и уверения льстецов рождали в нем надежду, что исцеление может удастся. Наконец, он приказал спросить у врачей, в человеческих ли силах справиться с подобной болезнью глаз и с таким увечьем руки. После долгих споров те ответили, что слепой утратил зрение не до конца и его можно восстановить, устранив помехи, которые не дают больному видеть; что же касается руки, то она вывихнута и под действием целительной силы может вернуться в обычное положение. „Может быть, — говорили врачи, — это угодно богам, и они избрали принцепса для исполнения своей воли. Кроме того, если исцеление удастся, слава достанется цезарю; если ничего не получится, посмешищем станут калеки“. Веспасиан, решив, что удача сопутствует ему во всем, и нет вещи, даже самой невероятной, которой ему не дано было бы совершить, весело улыбаясь, исполнил то, о чем его просили. Огромная толпа следила за ним с напряженным вниманием. Увечный тут же начал двигать рукой, слепой узрел дневной свет. Люди, присутствовавшие там, уверяют, что все так в точности и происходило; они повторяют это до сего дня, когда им уже нет выгоды говорить неправду» (История, IV, 81).

Древние эллины почитали кумир Аполлона в Магнесии на Менандре чудотворным, имеющим «силу для каждого дела», то есть, были очевидные случаи помощи. Вообще, язычникам их боги являлись так часто, что в этом порой уже не видели ничего удивительного. У древних римлян оракулы прорицали будущее, а иногда даже статуи говорили человеческим языком. Римский историк Светоний (70 — 140 гг. по Р. Х.) сообщает такой случай: «Убийство (императора Гая Калигулы) было предвещено многими знаменьями. В Олимпии статуя Юпитера, которую он (император) приказал разобрать и перевезти в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота, что машины затряслись, а работники разбежались; а случившийся при этом человек по имени Кассий заявил, что во сне ему было велено принести в жертву Юпитеру быка» (Жизнь двенадцати цезарей, IV, 57).

Индусы достигают способности левитации — перемещения в пространстве вопреки действию гравитации, и, как говорят, усовершенствованный гуру становится способен убить мыслью слона. Тибетский буддизм насквозь пропитан чудесными способностями, так что какой-нибудь лама обретает чудное дарование появляться то в одном, то в другом месте. А известный мистик нового времени Сведенборг (1688 — 1772) был удостоен особого посещения: когда он, будучи голоден, с аппетитом обедал в отдельной комнате лондонского ресторана, помещение вдруг наполнилось туманом, на полу появилось множество гадов, туман перешел в густую тьму, а когда всё рассеялось, в углу комнаты Сведенборг увидел в ярком сиянии сидящего человека, который грозно сказал: «Не ешь так много!». Ненадолго Сведенборг лишился зрения, ночь и другой день провел без еды, а на следующую ночь увидел того же пришельца в сиянии и красной мантии, который сказал, что он — Христос, и будет диктовать разъяснение внутреннего и духовного смысла писаний. Надо сказать, что Сведенборг очевидно для всех проявлял ясновидение: в частности, 19 июля 1759 года во время званого обеда в Гетеборге он с ужасом поведал окружающим о страшном пожаре, который в эту минуту начался в Стокгольме и вплотную приблизился к его дому. Как вскоре выяснилось, бедствие, и впрямь охватившее шведскую столицу, развивалось практически идентично описанию Сведенборга. Он также утверждал, что общается с духами умерших людей, причем, подчас знал такие факты, которые никому, кроме самых близких родственников усопшего, известны не были. И при этом он высказывал вполне благотворные мысли, например, что люди создают себе ад сами собственными дурными мыслями, делами и манерами.

О невероятных же способностях некоторых современных экстрасенсов нет смысла упоминать.

Итак, чудесность — свойство практически всех религий, а также мистико-оккультных систем. И на упрек в вероучительных заблуждениях адепт любой нехристианской религии или секты скажет: «Да у нас вон сколько всего необычного происходит, и что вы мне тут предлагаете?»

Это действительно так. Весь вопрос заключается только в том, каков источник этих чудес?

Для христианина ответ может быть раскрыт только на основании Священного Писания и Предания, постичь которые лучше всего смогли святые отцы. В творениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина встречаются такие слова: «Весьма часто люди, развращенные умом и противники веры, именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса» (Собеседования египетских подвижников, 15: 6). Почему же такое возможно? Преподобный Иоанн поясняет, что в отличие от чудес, совершаемых благодатью Божией чрез святых и праведных людей, и от чудес (допустим, исцелений), совершаемых по вере просящих, есть еще и третий вид чудесного: «Исцеления третьего рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим. Чрез это увлекаются к подражанию его порокам и открывается пространный путь к поношению и уничижению святости религии; да и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение» (там же, 15: 1).

Еще в Ветхом Завете есть такое предостережение: Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»: то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего(Втор. 13: 1 — 3).

В Евангелии же о судном дне сказано: Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22 — 23).

Значит, не всё, что кажется сверхъестественным, исходит от Бога. Ибо не только Бог и Его светлые ангелы могут являться нам грешным из мира невидимого. Скорее даже наоборот, по своей падшести мы более доступны воздействию тех, кто и в духовном мире является падшим. Доступна воздействию невидимых сил не только душа человека, но и тело. И потому само по себе появление благочестивой надписи еще не свидетельствует в пользу действительного Откровения Божия.

Надо заметить, что в среде мусульман время от времени встречаются свидетельства о чудесно появляющихся надписях. Так, некоторое время назад в Турции родилась овца, на одном боку которой красовалась надпись «Аллах», а на другом — «Мухаммед». Когда хозяину объяснили значение арабских надписей, он создал для «священного» животного особые, куда более лучшие условия содержания. В 2004 году в СМИ сообщалось, что на виске тринадцатилетнего казахского жителя Фархата Жакашева появилась священная надпись. Через два года в городе Чимкенте арабскую вязь обнаружили у новорожденного Санжарбека Мусаева. Родимое пятно, в котором угадывалось арабское «Аллах», тогда же усмотрели на переносице у Исмаила Мухамадова — новорожденного в Чечне. Надписи разглядывают в облаках, их видят даже на овощах и фруктах. Чудеса доходят до того, что едва какой-нибудь правоверный разрезал арбуз, как уже увидел там имя «Аллах». Как пошутил на эту тему один исламский богослов, можно уже писать научный труд на тему «Зоологические и ботанические предпосылки обращения в мусульманскую веру». Почему именно надписи, а не что-то другое, можно тоже понять. В исламской религиозной системе запрещены изображения священного. В исламе нет иконы (по той простой причине, что нет веры в Боговоплощение), интерьеры мечетей пестрят замысловатой вязью арабских надписей. И поэтому небесное, как полагают мусульмане, знамение проявляется в надписи.

Что касается дагестанского мальчика, то возможны три версии события.

Версия номер один. Предположим, что это действительно реальное чудо, необъяснимое с точки зрения науки и логики. И возможно, что кто-то усмотрит в этом действие Промысла Божия, обращающегося к каждому народу на языке его культуры. Собственно, а почему бы и нет, ведь арабское имя «Аллах» в переводе на русский есть то же самое имя «Бог». И в таком случае все проявляющиеся на теле мальчика надписи: «Бог велик», «Бог Создатель всего сущего», «Самые почитаемые у Бога наиболее богобоязненные» — не содержат ничего догматически противоречащего христианству. И в Коране, как мы знаем, есть воспринятые из Священного Писания крупицы истины, и ислам говорит о нравственности, добрых делах и необходимости молитвы Богу. Как позаботиться о людях, воспитанных в религиозной культуре ислама? — Дать им вразумление на понятном для них языке! — кстати, семья Якубовых, по собственному признанию, до этого индифферентная к вере, стала более религиозной. А всякое религиозное возвышение души, всякое ее пробуждение и обращение от меркантильных ценностей к духовным в общечеловеческих масштабах признается благом. Уж лучше пусть люди, рожденные в исламской традиции, будут правоверными мусульманами, хранящими мир и любовь к другим людям, нежели ваххабитами, террористами и доходящими до садизма преступниками. Не случайно Совет муфтиев России (под председательством Равиля Гайнутдинова) объяснил чудо как высшее знамение мусульманским народам России и Дагестана, призывающее их к покаянию, прекращению раздоров на Кавказе и укреплению основ добрососедства. В таком разрезе события, если бы на теле ребенка появилось «Христос Воскресе», то это было бы воспринято мусульманами как ненужное наваждение и стало бы только лишним раздражающим фактором, усугубляющим конфликты на кавказской земле.

Такая версия, внешне очень красивая и не лишенная логики, хорошо вписывается в межрелигиозный диалог, ищущий точки соприкосновения, общую почву для единения. Другой вопрос, что стоит за этой видимой красотой? Чем увенчается такое слепое доверие чужим чудесам и знамениям, с попыткой найти им обоснование непременно в Божественных действиях? Почему мы должны приписывать Богу то, подлинная природа чего до конца неизвестна?

Версия номер два. «Не все то золото, что блестит», — гласит народная мудрость. Существует выверенный веками принцип: в отношении всех необычных явлений сохранять рассудительность и осторожность. Очень даже возможно, что происшедшее с мальчиком в Дагестане является тем, что в православной аскетике называется искушением. А в Священном Писании сказано: Сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11: 14), чтобы оставить вне Истины своих последователей. В самом описании, как появляются чудесные надписи, действительно, есть некоторые настораживающие моменты. А именно, для упомянутого феномена характерно то, что появлению надписей предшествуют муки мальчика. Приведем слова его собственной матери: «Держать невозможно на руках. Мы его улаживаем специально в люльку, он вот это тело вот так поднимает, кричит, плачет, до сорока температура. Очень сильно мучается ребенок. Всю ночь, в эту ночь, когда это появляется, он не спит» http://aifudm.net/news/news4930.html. Итак, мальчик неимоверно мучается при получении надписей. И здесь можно найти параллель с мучительным обращением самого Мухаммеда, который тоже испытывал жар, муки, давление.

В случае самого Мухаммеда есть тоже о чем задуматься. Случилось это в 610 году по Р. Х. в аравийской пустыне, где сама местность, лишенная зелени, с безжизненными глыбами скал, способна повергнуть в тяжелое состояние духа. На горе Хире явилось Мухаммеду некое сверхъестественное существо, набросившееся с силой на Мухаммеда с возгласом «Ыкра» (что в одном толковании значит «читай», а в другом — «проповедуй»), стало душить его, и после нескольких робких попыток сопротивления избранник сдался. Затем он испытывал страшную внутреннюю борьбу, одиноко бродил в сумрачных долинах, ему чудился какой-то зов, а душевные страдания были нестерпимы до усталости от жизни, и только новое видение вернуло ему покой, убедив, что он есть особый избранник Всевышнего.

Очень не хочется проводить параллель с так называемой шаманской болезнью, когда человек, избранный духами стать шаманом, также испытывает принуждение, насильное влечение, непонятный зов, подавление. Тем не менее, есть очень простой вопрос: зачем Всемогущему Богу давать Откровение в тяжелых физиологических мучениях? Почему в исламе прозрениям и откровениям сопутствуют тяжелые психосоматические истязания?

Святой Василий Великий о способе подлинного Божественного воздействия на человека писал: «Некоторые говорят, что они (пророки) пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмевался Духом. Но самому посланническому назначению Божественного наития противоположно делать богодухновенного (человека) — исступленным, так чтобы он, когда исполняется Божественных наставлений, выходил из присущего ему разума, и когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных слов. И вообще сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал кого-либо подобным лишенному ума и Дух ведения лишал разумности? Свет не ослепляет, а, напротив, возбуждает данную от природы силу зрения, — так и Дух не души омрачает, а, напротив, возбуждает ум, очищаемый от греховных скверн, к духовному созерцанию. Что лукавая сила, злоумышляющая против человеческой природы, может смешать мысли, в этом нет ничего невероятного, но нечестиво утверждать, чтобы то же самое действие производило присутствие Божия Духа» (Толкование на пророка Исаию. Предисловие).

Вообще, в науке есть вполне естественные объяснения того, что было с Мухаммедом на момент получения откровений. Например, авторитетный голландский ориенталист и исламовед XIX века Рейнхарт Дози пишет: «Объяснение этого явления нам нужно искать в болезни, которой подвергся Мохаммед. Прежде ученые полагали, что у него была падучая, но последний историк Мохаммеда доктор Шпренгер, который является не только ориенталистом, но и медиком, определяет болезнь Мохаммеда как мускульную истерию. В такой степени, в какой болезнь эта проявилась у Мохаммеда, она иногда встречается и в наших странах у женщин, гораздо реже — у мужчин. У него были приступы, пароксизмы. Если приступ бывал слабый, то за ним следовали те расширения и сокращения мускулов, которые и свойственны этой болезни. Язык и губы тряслись; глаза в течение некоторого времени вращались то в одну, то в другую сторону; голова качалась, так сказать, автоматически. В то же время больной испытывал головные боли. Если приступ бывал силен, то, наоборот, болезнь проявлялась в столбняке; больной падал на землю, лицо его покрывалось горячим румянцем, дыхание делалось затрудненным. Сознания, по-видимому он не терял, а в этом-то и заключается разница между его припадками и падучей… Истеричные люди, кроме того, бывают вообще очень чувственны и большие энтузиасты. Таким был и Мохаммед. Истерики способны видеть сны наяву; у них бывают галлюцинации, видения, экстазы; те мысли, какие они высказывают в этом состоянии, пожалуй, могут и не выдерживать здравой критики. Однако они обладают какой-то особенной свежестью и высотой и выражаются с таким жаром и с такой уверенностью, что кажущаяся оригинальность, в которую они бывают облечены, немедленно вызывает к себе доверие во многих людях» (см.: Крымский А. Е. История мусульманства. — М., 2003. С. 61 — 62, 63).

Со своей стороны заметим и то, что любой некрещеный младенец более доступен непосредственному воздействию искусителя. Потому что на нем нет той благодати, которая уберегает от чуждого наваждения. К сожалению, положение грешного человечества таково, что соблазниться видимостью добра и святости легко, а взойти к подлинному общению с Богом и светлыми ангелами трудно.

Надо сказать, что ислам, как бы мы ни пытались увидеть в его исторических путях Божественный промысл, все-таки подвергает искажению основные истины христианства. Богооткровенное учение о Троице рассматривается как религиозное извращение и непрощаемый грех. Христос ни в коей мере не почитается Богом воплотившимся, а только человеком, в котором признается наитие Божества. Сам Мухаммед общался с разными еретиками — несторианами, арианами, сектантами гностического толка, и потому естественно полагал, что многие места Евангелия искажены. Искупительные страдания Христа отвергаются мусульманами, с точки зрения Корана, Он вовсе и не страдал, желавшим Его распять только показался Его облик, тогда как Аллах сразу вознес Его на Небо (см. Коран 4: 157 — 158). Итак, нет Троицы, нет Боговоплощения, нет Искупления. Таким образом, в Коране христианство, образ Самого Христа, при отдельных исключениях, подвергается существенному искажению. И те, кто видят в мусульманстве особую заботу Божию о людях, должны подумать, а нужно ли было Богу давать людям учение, в котором искажается Его Собственный образ и повреждается Его уже дарованное людям истинное учение, то есть Новый Завет? Совершив спасение людей во Христе, затем посылать Мухаммеда, искажающего образ Христа, и вместо Церкви с ее Таинствами предлагающего обрезание, рамадан и хадж в Мекку? Значит, не все в исламских откровениях чисто. И каковы основания в таком случае принимать чудеса, совершающиеся в рамках мусульманства, лишь еще больше убеждающие мусульман в своей правоте, фактически еще более отдаляющие их от Спасителя?

Версия номер три. С дагестанским младенцем всё может быть куда более просто. Обращает на себя внимание факт отказа родителей ребенка от его серьезного научного обследования. Ситуация предельно ясна: если вы утверждаете, что это чудо неземного характера (что провозглашается по всем светским и религиозным СМИ), даете интервью и разрешаете снимать ребенка, то почему бы не подтвердить это элементарной экспертизой? Очень даже может быть, что произошедшее с дагестанским младенцем есть обыкновенное мошенничество, каковое достаточно распространено не только в светской, но и в религиозной среде. Что ни говори, но люди весьма падки на слухи о всем чудесном и сверхъестественном, а если им еще покажут что-либо необычное по телевизору, то тут уж есть о чем поболтать с друзьями и подругами.

Важно учесть и то, что в настоящее время в странах Кавказа, в том числе в Дагестане проводится политика активной исламизации населения, и любая сенсация, прославляющая величие их религии, будет только на руку. Поэтому в СМИ можно встретить самые необыкновенные свидетельства чудесного. В 2006 году сообщалось, что надпись с именем Всевышнего появилась на оладьях, испеченных в семье Хайруддиновых в Симферополе. В 2009 году такая же надпись появилась на свежеиспеченном блине в семье Абударовых в Бельгии. Правда, полная бессмыслица подобных чудес и знамений налицо.

Если же мы обратим внимание на чудеса Евангелия, то мы не увидим ни одного так сказать бесполезного чуда — Христос исцелял людей, открывал очи слепым, даровал слух глухим, поднимал с постели парализованных, изгонял бесноватых, и всегда этому сопутствовало духовное преображение человека — покаянное переосмысление прошлой жизни и последование за Спасителем.

В христианстве чудо — не просто что-то необычное, сверхъестественное, поражающее своей невероятностью, как это было во многих языческих религиях, и не просто знамение, прославляющее Божие всемогущество и величие, как это признается в исламе на примере чудных надписей, а особая Божественная помощь людям, неразрывно сопутствующая их духовному преображению. Подлинное преображение человека не есть только переосмысление прожитой жизни, не есть только нравственное исправление себя (ибо и атеисты бывают высоконравственные). Подлинное преображение есть единение человека с Богом, а это единение даровано лишь во Христе, соединяющем в Себе два естества — Божество и человечество.

Собственно для православного человека вопрос о том, какое чудо следует понимать как откровение Божие, разрешается достаточно просто. Он напрямую связан с другим вопросом, а какую религию мы признаем за действительное откровение Божие. Если Господь даровал во Христе всю необходимую для спасения истину, то какой смысл в иных откровениях и совершающихся в соответствии с их религиозной парадигмой чудесах? Если мы понимаем, что любая религия вне Христа уже не есть Откровение Божие, то соответственно чудеса и откровения, случающиеся вне Христовой религии, также вряд ли есть действие Божие.

Конечно, подобные рассуждения не убедительны для мусульман. В формуле Исламского свидетельства Мухаммед называется последним посланником Аллаха. А пару лет назад некоторые исламские богословы заявили, что их религия по отношению к христианству является третьим, последним заветом Бога с людьми. Они исходят из чисто хронологической последовательности. Муса (то есть Моисей) получил первый Завет, затем Иса (то есть Иисус, Которого мусульмане великодушно почитают за пророка) принял новые откровения, а Мухаммед является последним посланником, завершающим изъяснение высших истин, а в чем-то и корректирующим учения предыдущих пророков.

Но если более серьезно подойти к проблеме, то никакой проповедник и тайнозритель, будь даже очень благочестивый, а тем более злочестивый, не сможет уже добавить ничего к Откровению Божию, данному во Христе. Почему? Уникальность Христа заключается не в том, что Он даровал какое-то новое учение: возвышенное нравственное, доходящее до самопожертвования и любви к врагам, и возвышенное догматическое, приоткрывающее тайну Троицы, недоступную для слабого рассудка человека. Уникальность Христа заключается, прежде всего, в том, что в Нем воплотился Сам Бог, навеки соединив человеческое естество со Своим Божеством. Его Откровение заключается не в морали или новых обрядовых предписаниях, а в реальном пути освобождения от греха и обретении вечной жизни — чрез приобщение Самому Христу. Потому что в крестных страданиях Сына Божия искуплены грехи мира, а в Его Воскресении уже одержана победа над смертью и тлением. И потому во Христе мы видим средоточие судеб мира, соединение небесного и земного, так что Крест Христов по своему значению для людей уже безмерно превосходит любые нравственные, догматические и идеологические выкладки, которые появлялись, появляются и будут появляться на земле. И никакие чудеса, случающиеся в других религиях, уже не могут дать человечеству чего-либо нового, так как и на йоту не приближаются к тому, что дано в христианстве. Дай Бог, чтобы люди иных вер и религий неисповедимыми судьбами Божиими обретали свое спасение во Христе.
Валерий Николаевич Духанин, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии, кандидат богословия

https://rusk.ru/st.php?idar=114717

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  брат Матвей    03.11.2009 19:15
Достигнут полный консенсус! Приятно было пообщаться с мудрым человеком.
С поклоном, б.М. (bratstvo.kiev.ua)
  Валерий Духанин    02.11.2009 22:16
Большое спасибо, брат Матвей, за активное участие в обсуждении обозначенной проблемы (хотя статья, кажется, скоро уйдет с форума и канет в лету)! Я думаю, что у Вас достаточно хороший настрой в душе, ведь мы действительно не должны относиться к представителям других религий как к нелюдям каким-то, и свидетельствовать им нужно прежде всего примером подлинной христианской жизни. Но что касается разных религий, то можно привести сравнение: кому-то открыто само солнце, кто-то видит его отражение в земном водоеме, кто-нибудь видит нарисованное солнце, а кто-то принимает за солнце шаровую молнию (я говорю условно, просто для образного представления). Вот так и Бог – Он Один, а образ Его в разных религиях неодинаков: кому-то (подразумеваю христианство) Бог явил Себя Сам непосредственно, кому-то явлено Его слабое отражение, кто-то искажает Его образ в своем собственном понятийном рисунке, а кто-то за Бога принимает силу чуждую (таковы языческие религии). От дальнейших суждений воздержусь. Мне кажется, что когда-нибудь Господь приоткроет нам пути Своего Промысла, который в этой земной жизни не может быть нами постигнут полностью. Остается только одно – идти тем путем, на который призвал нас Господь, и по возможности призывать к вере во Христа людей других вер и религий.
  брат Матвей    02.11.2009 21:14
Уважаемый Валерий! Спасибо за то, что откликнулись, и с Вашего позволения, позволю себе продолжить.
Почему написал – 90%? По той простой причине, что мы никак не имеем права считать, будто Господь сообщил нам в своем Откровении все, что нам возможно знать. Чего-то мы, определенно еще не знаем, и, кроме того, каждый из нас в отдельности, определенно, где-то заблуждается, то бишь, непогрешимостью не "страдает".
Опять же, речь идет только об исламе и ни в коем случае об иудаизме, о котором разговор особый. Но почему Вы считаете, будто "для христианина очень опасно думать, что (индуизм и буддизм тоже пока уберем) ислам .. – другой путь к Богу – не доведет такое мнение до добра"?
Может это утверждение и справедливо в отношении христианина недалекого и нестойкого. Однако нормальному православному ясно, как Божий день, что лишь Православие обладает наибольшей полнотой знания Истины и что спасение наше – через Господа Иисуса Христа. Когда же лично общаешься с мусульманами, то приходишь к выводу, что они подобны неразумным детям, неготовым, в силу своей какой-то, извините, природной недоразвитости, воспринять высоту христианского вероучения. И которые потому предпочитают "взрослой" религии свои "игрушки", если можно так выразиться. Как Вы сами заметили, ислам – лишь Божие снисхождение к их уровню.. А значит, логично рассуждая, Бог таки сообщил им "кусочек" Откровения – ровно столько, сколько они способны "вместить". И в той форме, какая наиболее соответствует их душевному и физическому устроению. Ведь ислам появился и утвердился среди арабских племен, наследников Исмаила, незаконнорожденного, следует подчеркнуть, сына Авраама от служанки Агари. В их отношении действует особый, как очевидно, Божий Замысел и Промышление. Не надо забывать и про особенности их физиологии, имею в виду то, как они постятся. Господь ведь учел все особенности. Арабы, в силу своей "южной" натуры не способны поститься неделями и месяцами. Только на день, при желании, их и хватает…
И опять же, если ислам, как Вы сами заметили – религия, значит она таки дана от Бога. Потому что, если иначе, то от лукавого и это секта. Третьего, согласитесь, не дано, здесь или, или…
Не вижу в подобной трактовке ничего противоречивого. Ведь если мы сами отвергаем любую земную непогрешимость, то вся разница между нами и мусульманами только в степени приближения к Истине. Они – гораздо дальше, но, даже если так, это не дает нам права возноситься и утверждать, будто они находятся в полной, беспросветной тьме заблуждения. Согласны, или не совсем?
Миссия (миссионерство), кстати, думаю, в среде мусульман, действительно, не только не обязательна, но и вредна. Не тот случай. Здесь, как и с детьми, лучшим миссионерством (средством воспитания) является собственный пример.
С уважением, б.М.(bratstvo.kiev.ua)
  Валерий Духанин    02.11.2009 19:25
Спаси, Господи! Правда, в журнале мои статьи на совсем другие темы, никак не связанные с исламом. Сам журнал "Благодатный огонь" – полемический, там поднимается много важных тем, связанных с либерализмом и модернизмом, на что важно в наши дни обращать внимание.
  Валерий Духанин    02.11.2009 17:41
Думаю, что феминизация – это не явление христианства, а постхристианства. Самое пагубное в этом то, что в западно-христианских конфессиях феминизация стала выражаться в женском священстве, то есть по сути идет разрушение тех основ, на которых когда-то строилось западное христианство и тоже имело прекрасных подвижников благочестия. Но неужели для преодоления феминизма обязательно нужно обращаться к многоженству, ведь есть средний путь – путь православной семьи, в которой по слову апостола "муж есть глава жены" (Еф. 5: 23). То, что в исламе женщина смиряется, наверное, так и есть, и Вы правильно вспомнили о чадородии, как пути ко спасению, только вот в Священном Писании после слов "спасется чрез чадородие" добавлено непременное условие: "если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим. 2: 15). О всякой ли вере, упомянутой кстати на первом месте, здесь сказано? Или о той же самой, о которой говорил Христос: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16: 16)? Согласен, что подлинность веры должна подтверждаться жизнью, кстати, праведный Иоанн Кронштадтский помогал обездоленным не только пока был начинающим священником, вся его жизнь была сплошной жертвой. А если говорить о брошенных детях в нашей стране, то ведь секрет здесь не в том, что тому пособствует православная вера, а в том, что мы не всегда хотим соответствовать своей вере. Один знакомый мне батюшка о. Николай из Оренбургской области, откуда я и сам родом, к настоящему времени усыновил уже шестьдесят детей – делается это на протяжении многих лет. Брошенные дети – признак нашей личной слабости, а не эффективности религии. Полностью согласен по поводу Суда, ведь кому вверено многое, с того много и взыщется. Христианин, живущий словно язычник, осужден будет больше язычника. Так что постараемся ценить ту веру, которая нам дана, и будем стараться, сколько возможно, ей соответствовать в собственной жизни.
  Анна из Москвы    02.11.2009 16:46
Уважаемый Валерий, низкий Вам поклон за прекрасные статьи в журнале "Благодатный огонь" № 19.
  Владимир Дмитр.    02.11.2009 16:42
Уважаемый Валерий.
Спасибо за взвешенный, исследовательский тон статьи.
Тем не менее.
Можно сколько угодно бить себя в грудь чем угодно и заявлять:"Наша вера самая верная", но вряд ли это действо будет решающим аргументом на Суде. Простите, но точно так же говорят и все другие религии , секты и даже (еще раз простите) клиенты психиатрических учереждений. Истинность веры должно быть видно со стороны. Иоанн Кронштадский пока был начинающим священником и не стал чудотворцем уходил после службы в беднейшие районы Кронштадта (место высылки) и помогал обездоленным чем мог: помогал ухаживать за детьми, отдавал не только зарплату, но и свою одежду.
У мусульман гораздо меньше брошенных детей, чем в православной России. Так где сила Божия (любовь)?
Хотя я так же как и вы считаю для себя Православие более подходящим.
Вы говорите, что другие религии – шаг назад. Да, многоженство вряд ли лучше Христовой моногамии. Но многоженство делает женщину смиреннее и концентрирует ее внимание на чадородии – спасении. В этом смысле этот шаг назад защищает от того скачка, который делала феминизация в христианских народах.
  Валерий Духанин    02.11.2009 13:55
Уважаемый брат Матвей! В своей статье я предложил три возможные версии события, с каждой из которых по своему желанию может согласиться или не согласиться любой читатель. Вы соглашаетесь с первой версией, и это Ваше полное право. Я же, поскольку и мне дано право отдавать личное предпочтение какой-либо версии, склоняюсь более ко второй версии, а не к третьей (мошенничеству), хотя в жизни часто все бывает слишком прозаично, и чудо часто видят там, где его нет. Кстати, когда американцы побывали на Луне,то мусульмане стали утверждать, что астронавт Нил Армстронг якобы слышал там арабское слово "азан" (мусульманский призыв на молитву), это подавалось как очевидный факт, и Армстронг вынужден был публично опровергать такое "чудо". Я же, повторю, больше придерживаюсь второй версии. Просто, следуя святоотеческой аскетике, не следует торопиться все, что пришло "сверху", тут же приписывать Богу. В истории Церкви были конкретные соборы, которые прямо анафематствовали тех, кто признает Мухаммеда за пророка Божия, в частности Константинопольский собор 1180 года. Старец Паисий Афонский вообще говорил, что дервиши чудесным образом видят свет, но это тот свет, который им показывают бесы. А некоторые христианские мученики даже говорили, что в видении им было открыто, что Мухаммед находится в аду (в самой статье я воздержался от столь жестких свидетельств). Из этого, впрочем, не следует, что ислам есть сатанинская секта. Ислам – это религия, а сатанизм религией не является. Потому что любая религия за основополагающую истину признает общение с Божеством, обращение к Нему и соответственные религиозные правила, сатанизм же всего этого отвергается. Но в отличие от христианства, которому дана полнота Откровения (а не 90 %, как Вы написали, иначе получится, что Бог лишь на 90 % говорит нам в Евангелии правду), в других религиях есть лишь проблески истины, где-то больше, а где-то меньше. На момент появления Мухаммеда, в Аравии уже были проповедники Единого Бога, блюстители нравственных правил, боровшиеся с политеизмом и идолами, Мухаммед здесь не исключение, но сама по себе такая высота вероучения еще не достаточна для спасения. Упомянутый Вами "нравственный кодекс" есть и у коммуниста, и взаимопомощь, любовь к ближнему и даже жертвенность есть в самых разных религиях и в безрелигиозных сообществах. Другое дело, что спасается человек не просто исполнением нравственных обязанностей – как сказал апостол Павел, "если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал. 2: 21). Спасаемся мы только чрез приобщение Христу, вспомним Писание: "Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (Ин. 14: 6); "Кто не чтит Сына, Тот не чтит и Отца, пославшего Его" (Ин. 5: 23); "Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4: 12). Боговоплощение слишком уникально, и того, что нам дается в Боговоплощении, с изобилием достаточно для нашего спасения, обожения и вечной жизни, так что другие "откровения" – уже шаг назад, от Христа. Вообще, для христианина очень опасно думать, что индуизм, буддизм, ислам, иудаизм (уж кто-кто, а они вообще свято блюдут Откровение, только Христа при этом распяли) и прочие религии – разные пути к Богу, кому какой более доступен – не доведет такое мнение до добра. А уж если посмотреть на их чудеса, то нам с Вами и не угнаться. Важно также различать Промысл Божий о людях, Его заботу, которая обращена абсолютно к любому человеку, "ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5: 45), соответственно, подает им доступные им утешения, и, повторяю, различать собственно Откровение Самого Себя и подлинного пути спасения. Несомненно, что люди, по каким-то причинам не принявшие христианство, будут судимы по закону совести, а эта совесть, допустим, у мусульманина, проявляет себя в выполнении или невыполнении положительных нравственных религиозных предписаний. Однако это ни в коей мере не свидетельствует в пользу того, что сам ислам – Откровение Божие. Это лишь Божие снисхождение к их уровню, не стоит его тут же объявлять небесной истиной. В таком случае, и сама миссия в среде мусульман необязательна.
  М.Яблоков    02.11.2009 11:12
Мне не просто ответить на этот вопрос…
Но думаю, что "истинных" тогда было больше…
  Виталий Н.    02.11.2009 10:30
А как вы думаете, те, кто завоевывал Византию и другие христианские государства, были истинные мусульмане или просто мусульмане?

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика