На съезде раввинов в Москве Адольф Шаевич заявил о создании нового объединения ортодоксального иудаизма, в которое он надеется привлечь хасидов
Вечером 27 мая в Мемориальной синагоге на Поклонной горе открылся съезд раввинов России, организованный Евроазиатским еврейским конгрессом (ЕАЕК) при участии Конгресса еврейских религиозных общин и организаций в России (КЕРООР), Российского еврейского конгресса и ряда еврейских благотворительных фондов. Главный раввин России (КЕРООР) Адольф Шаевич выступил первым, рассказав о возрождении еврейской жизни, открытии новых синагог (в частности, в Махачкале): «Мы стремимся к тому, чтобы каждая община была обеспечена хотя бы одним свитком Торы». Шаевич отметив, что «синагога всегда была фундаментом всей еврейской жизни» и массовый отход евреев от религии в XX в. привел к утрате национальной идентичности: «Нет в России такой нации, которая бы так ассимилировалась, как еврейская, мы должны помнить, что дарование Торы произошло не для какой-то части нашего народа, а для каждого». Адольф Соломонович призвал также «подумать о создании в рамках КЕРООР Федерации ортодоксального иудаизма в России», так как до революции в России «не было никакого другого иудаизма, кроме ортодоксального, все синагоги были ортодоксальными». В то же время главный раввин отметил, что «создавая структуру ортодоксального иудаизма мы это делаем не против кого-то». В подтверждение этого в съезде активное участие принимал лидер российских иудеев-реформистов, председатель исполкома КЕРООР и президент Объединения религиозных организаций современного иудаизма в России (ОРОСИР) раввин Зиновий Коган. Вел мероприятие исполнительный вице-президент КЕРООР Анатолий Пинский. По данным организаторов, в мероприятии приняли участие 45 раввинов, а общее число присутствующих приближалось к 60. С приветственным словом к съезду выступил председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Виктор Зоркальцев, прибывший на съезд вместе со специалистом-экспертом своего комитета Степаном Медведко и заявивший, что «в РФ 67 конфессий, и все озабочены одними и теми же проблемами: проблемами сохранения традиций и самоидентификации». Зоркальцев отметил заслуги Шаевича в возрождении российского иудаизма: «Благодаря усилиям Шаевича мы видим то, что происходит в этом зале». Посол Израиля в РФ Аркадий Мил-Ман вспомнил «не такие уж далекие времена 12−14 летней давности, когда подобные конгрессы были невозможны, даже вообразить себе их было невозможно». Произошедшие изменения, по мнению посла, доказывают, что «надо верить во Всевышнего и видеть даже то, что находится в рамках мечты. Я согласен с Шаевичем, что сегодня нет никаких препятствий для развития еврейской жизни в России. Еврей неотделим от своей религии — это забывают многие евреи и неевреи, организации и неорганизации. Если мы нарушим это правило связи еврейского народа связи с нашей религией — мы прекратим существование как народ». В то же время Мил-Ман отметил, что не имеет «права высказываться в поддержку того или иного направления иудаизма» (известно, впрочем, что в Израиле государственную поддержку имеет в основном ортодоксальный иудаизм, а у реформистов часто возникают проблемы). Сотрудник Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата диакон Михаил Прокопенко сказал, что «когда слушал вступительное слово уважаемого Адольфа Соломоновича, мне подумалось, что он говорит о проблемах той Церкви, которую представляю здесь я: мы также страдаем от того, что православные разобщены..». Представитель ОВЦС призвал объединить усилия с целью торжества «в будущем религиозного образа жизни». Зампред Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин начал выступление своеобразно: «Позвольте передать привет Равиля Гайнутдина словами: „Шолом алейхем“. Я тоже, как и представитель Русской Православной Церкви, думал, что Адольф Соломонович говорит и о нас тоже. Россия богата не только своими природными ресурсами, но и народами и религиозными конфессиями». После этого сотрудница американского посольства огласила приветствие посла США в РФ Александра Вершбоу. Глава московского филиала Еврейского агентства в России Дов Шарфштейн поздравил всех присутствующих и напомнил о наступлении «через неделю» (на самом деле 6−7 июня) праздника Шавуот, а также о праздновании 30 мая Дня Иерусалима: «Самое главное для евреев — это Иерусалим». Следующим выступавшим Пинский представил директора представительства «Джойнт» в Поволжье и Центральной Росси Илью Пестрикова, отметив «что его наверно в лицо знает большинство присутствующих здесь раввинов». Пестриков посетовал, что, поездив по регионам России, он обнаружил «не так много религиозных людей в провинциальных еврейских общинах». Вице-президент ВААДа России Роман Спектор отметил, что «чаще всего происходят в жизни российских евреев съезды. Можно даже переделать знаменитую пословицу: скажи мне, какой у тебя съезд, и я скажу, кто ты. И съезды обычно проходят для противостояния друг другу. Но наш сегодняшний съезд созван для объединения». Зиновий Коган призвал «раввинов-граждан Израиля восстановить российское гражданство, тем более что есть договор РФ-Израиля о том, что можно иметь и то, и другое гражданство». Далее Коган коснулся проблем российских евреев: «Две главные проблемы у нас — ассимиляция и антисемитизм, но это проблемы вечные. Еврейские дети — их десятки тысяч, но они по одному-двое в школе — как донести до них информацию о еврейских законах, традициях и истории? Впервые в истории России мы живем в демократическом государстве, впервые российское государство не идентифицирует нас по национальному признаку — но наши дела должны быть такими, чтобы разбросанные и незаметные в общей толпе людей евреи пришли к нам». Заключительное слово произнес генсек Совета раввинов ЕАЕК и главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт (гражданин Швейцарии, говорящий по-русски с заметным акцентом), который говорил громче и эмоциональней всех: «Очень большая часть евреев стесняется придти в синагогу, придти в еврейские организации. Я считаю, что евреи должны ходить в синагоги! Но в реальности в лучшем случае 30−40% евреев соприкасаются с еврейской жизнью, посещая синагоги или еврейские общины. Многие евреи пытаются избавится от своего еврейства: зачем страдать от антисемитизма, зачем испытывать на себе все проблемы, которые приносит принадлежность к еврейству? В результате получается, что католический мальчик в Бруклине больше знает об иудаизме, чем еврей, живущий в России!». По окончании официальной части большинство присутствующих погрузились в автобус и поехали отмечать событие в ресторан «Прага». Шаевич, Шарфштейн и другие важные руководители добирались на собственных автомобилях (Зиновий Коган поехал вместе со всеми в автобусе). Особенностью яств в «Праге» было отсутствие мяса: Зиновий Коган это объяснил тем, что по законам иудаизма на одной тарелке не должны лежать рыба и мясо, возможно также, что подготовленное мясо оказалось не кошерным. На фуршете появился зампред думского комитета по связям с религиозными организациями Константин Блаженов, произнесший краткую приветственную речь. Было также зачитано длинное обращение министерства туризма Израиля, призвавшего приезжать в Израиль и рассказывать правду об Израиле, потому что последнее время «о Государстве Израиль распространяется в мире много клеветнической информации». В конце первого дня съезда Шаевич заявил «Порталу-Credo.Ru», что надеется увидеть в Федерации ортодоксального иудаизма в России (ФОИР) и хасидов, которые пока объединены вокруг другого главного раввина России (Федерации еврейских общин России — ФЕОР) — Берла Лазара. «У нас с хасидами намного больше общего, чем различного. Мы же сотрудничаем с реформистами, хотя с ними у ортодоксальных иудеев намного больше расхождений», — отметил Адольф Соломонович. Съезд проходит с 27 по 29 мая 2003 г. Во второй день его работы в Мемориальной синагоге прошел круглый стол «Положение в общинах — проблемы и решения», который вел раввин Мандейл из «Canadian Foundation», семинар под говорящим названием «Как начать собирать деньги на общину — первые шаги и дальнейшая стратегия» во главе с Гольдшмидтом, а также семинар «Использование средств масс-медиа в общинной работе» во главе с раввином Амзелем из Израиля. 29 мая пройдут семинары «Методы и средства по усилению заинтересованности еврейских общин в посещении Израиля» под руководством атташе по туризму посольства Израиля г-жи Севили Алаев, «Поиск истины как исходная очка для кирува» во главе с руководителем иешивы «Оалей Яаков» раввином Йосовичем, «Допустимые и недопустимые методы в работе по приближению к иудаизму» под руководством главы иешивы «Торат Хаим» раввина Лебеля, «Использование компьютера для улучшения техники чтения Торы» под руководством представителя раввинских судов на Украине Ар-Шалома и лекция раввина Эдельштейна «Принципы руководства в стрессовых ситуациях». В целом же результат создания ФОИР пока предвидится не слишком заметный. На 1 января 2003 г. в РФ зарегистрировано 197 еврейских религиозных организаций традиционного иудаизма (из них 1 образовательное учреждение — иешива «Томхайт Тмимим» в составе ФЕОР) и 73 — современного (из них также 1 образовательное учреждение — Институт современного иудаизма). Все общины современного иудаизма подчиняются Зиновию Когану, однако половина их зарегистрирована в составе КЕРООР, другая половина — в составе ОРОСИР. Что касается ортодоксальных общин, то 70 из них в ходят в КЕРООР, 5 — независимые, не входящие ни в КЕРООР, ни в ФЕОР (обе цифры называют и Зиновий Коган, и пресс-секретарь ФЕОР Борух Горин — удивительное единодушие, ибо обычно цифры у этих двух деятелей не сходились), остальные входят в ФЕОР. Таким образом, в ФЕОР входит 121 община. Горин говорит о 142 зарегистрированных общинах ФЕОР и о 12 на стадии регистрации, однако признает, что, возможно, часть общин начала сотрудничество с ФЕОР, но, не желая ругаться с КЕРООР, не оформила выход из КЕРООР. Корреспондент «Портала-Credo.Ru» обнаружил конкретный пример такого двойного членства: в списке ФЕОР числится община Ачинска во главе с Ильей Гринбергом, однако эта же община во главе с этим же человеком зарегистрирована как принадлежащая к консервативному направлению современного иудаизма Когана. В итоге Шаевич может рассчитывать на присоединение к созданному им ФОИРу только 5−6 независимых ортодоксальных общин: двух возглавляемых хасидами общин Москвы (в Отрадном во главе с присутствовавшим на съезде Довидом Карповым, и в Новогиреево во главе с Берлом Цисиным), по одной в Перми (во главе с Ефимом Бурштейном), Воронеже, Санкт-Петербурге (община бухарских евреев), и возможно, в Иваново (Горин признает возможность присоединения ивановской общины к ФОИР, но пока ФЕОР числит ее у себя). Впрочем, образование ФОИР может стать и шагом к примирению Шаевича и Лазара: представитель последнего Горин заявил «Порталу-Credo.Ru», что образование ФОИР — шаг Шаевича навстречу ФЕОР: «Одна из основных причин разрыва наших общин с КЕРООР — вхождение в эту организацию реформистов, которых мы вообще не считаем иудаистами». Михаил Тульский, «Портал-Credo.Ru»