«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины..»
Сегодня Русская Православная Церковь отмечает день Святого Духа
Сегодня Русская Православная Церковь отмечает праздник Святого Духа, который также называют «Духов день». Духов день наступает на пятьдесят первый день после Пасхи, то есть в первый понедельник после праздника Святой Троицы и является особым церковным праздником в честь третьего Лица Троицы — Святого Духа, почитаемого наравне с Богом-Отцом и Богом-Сыном.
В этот день вспоминается основание Церкви Христовой на земле. После того как Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени, они обрели «дар языков», получив возможность проповедовать веру Христову по всему миру. Апостолы начали свидетельствовать об Иисусе как воскресшем Христе, Царе и Господе. Ученики Христовы обратились к жителям Иерусалима с первой проповедью, и первые последователи Господа и Спасителя стали членами Церкви Христовой.
В богослужении праздника сошествие Святого Духа отмечается вместе с явлением людям Святой Троицы, потому что в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества, Его самооткровение и самоотдача Своему творению.
В православном Предании Пятидесятница часто называется Троицей, и даже в центр храма в этот день выносится икона Святой Троицы, в виде трех ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Каноническая же икона сошествия Святого Духа изображает огненные языки над двенадцатью апостолами, которые восседают в единстве, окружая символический образ «космоса"-мира. Это и есть первый образ апостольской Церкви.
На богослужении в день Пятидесятницы в первый раз после Пасхи пелись молитвы «Царю Небесный» и «Видехом Свет Истинный», призывая Святого Духа «приити и вселитися в ны». На Великой Вечерне читались молитвы, во время которых верующие, в первый раз после Пасхи, преклонили колена. В этот праздник храмы украшаются цветами и летней зеленью в знак того, что Дух Божий приходит как «жизни Податель», чтобы обновить всю тварь.
До 1918 года День Святого Духа наряду с другими двунадесятыми праздниками был в России неприсутственным (выходным) днём.
Русская линия
Протоиерей Николай Котельников принял мученическую смерть за Христа
66-летний настоятель Покровского храма Дербента был убит террористами прямо на территории храма
23 июня 2024 года, в День Святой Троицы, в Дербенте был жестоко убит 66-летний протоиерей Николай Котельников, которого многие называли старейшим духовником Дагестана. Террористы неожиданно напали на храм Покрова Пресвятой Богородицы, осквернили и подожгли святыню, а потом ворвались в дом настоятеля отца Николая и убили его, перерезав горло, прямо на глазах у своей семьи, сообщает газета «Известия».
Нападение на храм отца Николая было не случайным. О миролюбии и незлобии священника знал весь Дагестан, он был очень дружен как с мусульманами, так и с иудеями, что очень не нравилось исламистам. Две дочери священника вышли замуж за азербайджанцев, которые в итоге приняли Православие и стали священнослужителями.
Не случайно, второе нападение в этот день террористы совершили на Успенский кафедральный собор Махачкалы, где в это время богослужение совершал зять отца Николая — отец Сергий Аббасов, женатый на матушке Галине. Отец Сергий со своими маленькими детьми второй раз в жизни пережил покушение (первый был в Грозном в 2018-м году), его семье чудом удалось спастись, закрывшись в храме, передаёт портал Милосердие.Ru. Свою жизнь за прихожан отдал охранник храма, пытавшийся остановить террористов.
Духовником принявшего мученическую кончину протоиерея Николая был отец Петр Сухоносов, также жестоко замученный исламистами на Кавказе, сообщает газета «Комсомольская правда».
Схожесть в обстоятельствах смерти Николая и его духовного наставника очевидна. Летом 1997-го отца Петра впервые попытались похитить, но тогда его спасла девушка, которая схватилась за него обеими руками и громко закричала. На крики сбежались женщины-ингушки и все вместе они отбили отца от террористов.
В 1999 году боевики похитили священника на глазах прихожан прямо из храма. После террористы захватили ещё двух священников — протоирея Петра Макарова и отца Сергия Потапова. Последних двух нашли в ходе спецоперации, а о судьбе Петра Сухоносова долго не было ничего известно. Только через полгода появилась видеозапись, на которой опознали замученного обнаженного отца Петра. Его тело так и не нашли, а обстоятельства смерти до сих пор покрыты завесой тайны.
И вот вчера отец Николай пошёл по стопам своего духовника, и нет никаких сомнений, что ныне они оба пребывают в Царствие Небесном.
Русская линия
«С глубокой сердечной болью воспринял известие об обстреле Севастополя со стороны Вооруженных сил Украины»
Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования родным погибших и пострадавшим при ракетном обстреле Севастополя
23 июня 2024 года Севастополь подвергся ракетному обстрелу со стороны Вооруженных сил Украины, в результате которого погибло несколько человек, в том числе дети, более 140 человек получили ранения, сообщает Патриархия.Ru.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования губернатору Севастополя М. Развожаеву, митрополиту Симферопольскому и Крымскому Тихону, родным и близким погибших и пострадавших в результате обстрела.
«Хладнокровная жестокость и поразительный цинизм совершителей террористического акта, приурочивших его к великому православному празднику — дню Святой Троицы, в очередной раз свидетельствуют о бездне духовного и нравственного падения исполнителей и заказчиков преступления, для которых поистине не осталось ничего святого», — подчеркивается в послании Его Святейшества главе региона.
Святейший Владыка выразил надежду на то, что «руководство города, а также представители федеральных органов власти окажут необходимую помощь родным погибших и пострадавших».
«С глубокой сердечной болью воспринял известие об обстреле Севастополя со стороны Вооруженных сил Украины, в результате чего погибли и получили увечья многие люди», — говорится в соболезновании Предстоятеля Русской Православной Церкви митрополиту Симферопольскому и Крымскому Тихону.
Святейший Патриарх призвал духовенство Симферопольской епархии «оказать необходимую пастырскую поддержку тем, кого затронуло совершенное злодеяние».
Русская линия
Владимир Легойда: Священнослужители Махачкалинской епархии окажут пострадавшим и родственникам погибших в Дагестане всю необходимую помощь, которая в их силах
Председатель Синодального отдела заявил, что общество и государство должны сделать всё, чтобы подобные террористические вылазки были исключены
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимир Легойда в своем Telegram-канале отреагировал на страшные сообщения из Дагестана, где террористы совершили нападение на православный храм и синагогу, а также пост ДПС, сообщает Патриархия.Ru.
«Зверским образом был убит пожилой священник Русской Православной Церкви — протоиерей Николай Котельников, служивший у алтаря Божия более 40 лет», — отметил В. Легойда. — Святейший Патриарх и вся Русская Церковь молятся об упокоении отца Николая Котельникова и других погибших, а также о скорейшем выздоровлении раненых".
В. Легойда добавил, что священнослужители Махачкалинской епархии «окажут пострадавшим и родственникам погибших молитвенную и любую другую помощь, которая в их силах».
Что касается теракта, то, по мнению представителя Церкви, «мало осудить такие действия, недостаточно сказать, что это варварство и изуверство», «общество и государство должны сделать все, чтобы подобные террористические вылазки (какими бы мотивами нападавшие ни руководствовались) были исключены».
«Нападения на священнослужителей или культовые сооружения, представителям какой бы религии они ни принадлежали, не имеют оправдания. Храмы и молитвенные места любой религии должны оставаться пространством, где царит мир, где люди могут в тишине и покое обращаться к Богу, без опаски подвергнуться нападению с чьей бы то ни было стороны», — подчеркнул В. Легойда.
Русская линия
Митрополит Тульчинский Ионафан (Елецких) смог покинуть Украину
Владыка молился за Всенощным бдением в канун праздника Святого Духа в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска
23 июня 2024 года, в канун праздника Святого Духа, митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) прибыл на территорию Белоруссии и молился за Всенощным бдением в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска, где богослужение совершил Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин, сообщает сайт Патриаршего Экзарха всея Беларуси.
Его Высокопреосвященству сослужили председатель наградной комиссии Белорусского Экзархата, председатель приходского совета Свято-Духова кафедрального собора иерей Дионисий Ковалёв, клирики кафедрального собора и гости в священном сане.
Трансляция богослужения велась на официальном YouTube-канале Белорусской Православной Церкви.
В ближайшее время владыка Ионафан, остро нуждающийся в лечении и медицинской реабилитации, прибудет в Москву.
Русская линия
Кипрская Православная Церковь считает неприемлемым рукоположение женщин в диакониссы
Св. Синод Кипрской Церкви потребовала от Александрийского Патриархата разъяснений по поводу действий митрополита Зимбабве, начавшего «рукополагать» диаконисс
Священный Синод Кипрской Православной Церкви рассмотрел несколько вопросов, касающихся событий, которые были сочтены «неприемлемыми» в некоторых Поместных Церквях, включая «рукоположение» диакониссы митрополитом Зимбабве, сообщает Седмица.Ru.
Заседая 20 июня 2024 года под председательством архиепископа Кипрского Георгия, члены Синода запросили у Александрийского Патриархата официальную информацию о каноническом статусе рукоположения женщины в сан диакониссы митрополитом Зимбабвийским.
Этот вопрос уже некоторое время является предметом разногласий в Православной Церкви. Ранее Александрийский Патриархат выступил с двусмысленным заявлением, пытаясь сохранить нейтралитет между критиками и сторонниками «хиротонии», не разъясняя при этом каноническую легитимность этого акта.
Священный Синод Кипрской Церкви считает, что это «рукоположение» является неканоническим.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем основоположника славянофильства И.В.Киреевского, а также писателя И.С.Шмелева
Сегодня день памяти выдающегося русского православного мыслителя, основоположника славянофильства Ивана Васильевича Киреевского, скончавшегося 11 июня 1856 г.
И.В.Киреевский родился 22 марта 1806 г. в Москве в дворянской семье. На шестом году лишился отца, умершего от тифозной горячки во время ухода за ранеными русскими и французскими солдатами. Большое влияние на Киреевского оказал близкий родственник его матери известный поэт В.А.Жуковский, который в 1813−14 гг. жил в родовом имении Киреевских селе Долбино. Рано начал изучать философскую литературу, под влиянием отчима А.А.Елагина увлекся немецкой метафизикой. С 1822 г. вместе с братом Петром брал домашние уроки у лучших профессоров Московского университета, для чего семья переехала в Первопрестольную. В 1824 г. поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, был одним из основателей «Общества любомудрия». В 1830 г. поехал в Германию для завершения образования, в Берлине слушал лекции Гегеля и Шлейермахера, в Мюнхене Шеллинга, на которого произвел большое впечатление. После восьмимесячного пребывая за границей Киреевский вернулся домой, обеспокоенный известием о появлении холеры в Москве и тревогой о своих близких. Через год после возвращения он пытается начать издание журнала под очень характерным названием «Европеец», для которого пишет программную статью «XIX-ый век». Журнал был запрещен именно за статью Киреевского, только заступничество Жуковского помешало его высылке из Москвы. После неудачи он замолчал на 12 лет.
В 1834 г. Киреевский женился на своей троюродной сестре Наталье Петровне Арбеневой, руки которой давно просил. Жена его была воспитана в традициях русского христианского благочестия, вела строгую церковную жизнь и находилась под старческим руководством схимника московского Новоспасского монастыря Филарета (в схиме Феодора). Знакомство с этим старцем, которое затем переросло в тесное духовное общение, изменило жизнь Киреевского. Его жене причиняло скорбь равнодушие к Православной Церкви, которое она наблюдала у своего мужа в первые годы супружества. Увлеченный тогда Шеллингом, Киреевский читал вслух жене его труды и удивлялся, что она не выражает восхищения. Она же отвечала, что эти мысли ей известны из творений Святых Отцов Церкви, и давала читать мужу книги, полученные от старца Филарета, который собственноручно переписывал святоотеческие творения, не изданные в то время (преп. Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова и др.).
Сохранилось ее свидетельство о воцерковлении Киреевского, записанное другом Киреевского А.И.Кошелевым со слов Н.П. Киреевской: «И.В. Киреевский никогда прежде не носил на себе креста. Жена его не раз его о том просила, но Иван Васильевич отмалчивался. Наконец, однажды он сказал ей, что наденет крест, если он будет ему прислан от отца Филарета, которого ум и благочестие он уже давно уважал. Наталья Петровна поехала к отцу Филарету и сообщила ему это. Старец, перекрестившись, снял с себя крест и, давая, сказал Наталье Петровне: „Да будет он Ивану Васильевичу во спасение“. Когда Наталья Петровна приехала домой, то Иван Васильевич, встречая ее, спросил: „Ну что сказал старец Филарет?“ Она вынимает крест и отдает его Ивану Васильевичу. Он спрашивает ее: „Какой это крест?“ Наталья Петровна говорит ему, что отец Филарет снял его с себя и сказал, что да будет он ему во спасение. Иван Васильевич пал на колени и говорит: „Теперь чаю спасения для души моей, ибо я в уме своем положил: если отец Филарет снимет с себя крест и мне его пришлет, то явно будет, что Бог призывает меня ко спасению“. С этой минуты заметен был решительный поворот в мыслях и чувствах Ивана Васильевича». В дальнейшем Киреевский сблизился с отцом Макарием Оптинским (имение Киреевского находилось в семи верстах от Оптиной Пустыни), который стал его духовником. У него возникает глубокий интерес к творениям Св. Отцов и он принимает деятельное участие в подготовке их к изданию.
Киреевский оставил после себя небольшое наследие (по русской привычке он не любил писать, предпочитая письму беседу), но и написанного им достаточно, чтобы считать его одним из основоположников самостоятельной русской философии. В 1839 г. он написал свой «Ответ А.С.Хомякову» — размышление по поводу доклада «О старом и новом». Эти два труда и положили начало славянофильству как самобытному течению русской мысли. В 1845 г. он некоторое время редактировал погодинский журнал «Москвитянин». В 1852 г. для подготовленного славянофилами первого «Московского сборника» написал программную статью «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России», в которой изложил основы славянофильского учения. С воцарением Александра II славянофилы задумали издавать журнал «Русская беседа», для которого Киреевский подготовил статью «О необходимости и возможности новых начал для философии», которая была как бы вступлением к изложению собственной философской системы (в бумагах Киреевского были найдены некоторые подготовительные материалы к работе). Но Господь судил иначе, 11 июня 1856 г. Киреевский скончался от холеры в Петербурге, куда приехал для свидания с сыном.
В одном из писем Киреевский прозорливо писал: «Если, сохрани Бог, в России когда-нибудь сделается что-нибудь противно Православию, то будет враждебно России столько же, сколько и вере ее. Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, все то препятствует развитию и благоденствию народа Русского; все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое».
Сегодня также день памяти выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева, скончавшегося в изгнании в окрестностях Парижа в 1950 г.
Он родился 21 сентября 1873 г в Замоскворечье в купеческой семье. Окончив в 1898 г. юридический факультет Московского университета, Шмелев некоторое время работал помощником присяжного поверенного в Москве, а в 1901−07 гг. — чиновником для особых поручений во Владимире. После Февральской революции 1917 г. писатель работал корреспондентом московской газеты «Русские ведомости» в Сибири. После октября 1917 проявил себя как горячий противник большевистского насилия. В 1918 г. Шмелев переехал с семьей в белый Крым, в котором, по взятии города красными, в 1920 г. был расстрелян его единственный сын, сражавшийся в рядах Русской армии барона Врангеля. В 1922 писатель вернулся в Москву, откуда эмигрировал во Францию.
Публиковаться Шмелев начал еще в студенческие годы. Появление в 1911 г. повести «Человек из ресторана» принесло писателю всероссийскую известность. Еще перед революцией начало выходить собрание сочинений Шмелёва (к 1916 вышел восьмой том). Через все творчество этого выдающегося русского писателя проходит тема русской религиозности, благочестия, неприятия нравственного распада и кровопролития — спутников революции. С особой теплотой и выразительностью Шмелев живописал старое Замоскворечье, быт и нравы патриархальной Москвы, историю своей семьи. Его произведения «Солнце мертвых» (1923), «Лето Господне» (1933), «Богомолье» (1935) и другие стали классикой русской литературы.
В этот день 24 июня 1945 г., когда православные отмечали двунадесятый праздник Святой Троицы, в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы.
Русская линия