Русская линия | 15.05.2024 |
Положение дел Александрийского Патриархата в Африке настолько шаткое, что александрийские архиереи готовы начать рукополагать в священный сан не только мужчин, но и женщин, что совсем недавно продемонстрировал митрополит Зимбабве и Анголы Серафим. Этот владыка «рукоположил» африканку в дьяконы и благословил ей причащать из Чаши прихожан.
Однако, такой откровенный модернизм может вызвать обратный эффект, и Александрийский Патриархат потеряет, а не приобретёт паству. Тем более, когда в Африке активно развивается Африканский экзархат Русской Православной Церкви, чуждый таких нововведений.
В связи с этим Александрийский Патриарх Федор явно осторожничает и официально отказывается признавать факт начала рукоположения женщин, но в то же время называет владыку Серафима «опытным миссионером» и указывает на необходимость диаконисс для Африки.
Ниже мы приводим текст заявления Александрийского Патриархата по этому поводу. Следует указать, что данное заявление подверглось критике даже со стороны представителей Элладской Православной Церкви за свою путанность и попытку «навести тень на плетень» в данном вопросе. При этом никакого осуждения нововведений в Зимбабве и Анголе в нём не содержится, а это значит, что в Александрийском Патриархе фактически подтвердили, что продолжат рукополагать женщин в дьяконский сан.
Предлагаем нашим читателям ознакомиться в данным заявлением, английская копия которого была опубликована на профанарском портале «OrthodoxTimes»:
«В последние дни разгорелись серьезные дебаты вокруг митрополита Зимбабве и Анголы Серафима, который рукоположил диакониссу в четверг, 2 мая 2024 года, для удовлетворения миссионерских потребностей Святой Митрополии. Это событие вызвало разнообразную реакцию и положило начало открытых дискуссий, при этом свободно выражались различные взгляды и подходы.
Во избежание какой-либо путаницы разъясняются следующие моменты:
— Миссии в Африке требуются диакониссы в первую очередь для выполнения пастырских обязанностей и крещения взрослых женщин. Они играют решающую роль в удовлетворении потребностей женщин, особенно в таких ситуациях, как вдовство, когда социальная и церковная изоляция сохраняется из-за преобладания мужчин.
Церковь полностью осведомлена о положении, порядке и условиях статуса диакониссы, как описано в Евхологии, Канонах Апостольских орденов и Трулльском соборе. Стоит отметить, что на протяжении всей истории диакониссы не назначались женщинами-служительницами Святых Тайн. Вместо этого они служили как преданные помощницы в более широких пастырских, литургических и освящающих задачах Церкви. Их роль в первую очередь заключалась в служении женщинам, особенно в условиях, когда местные обычаи и условия исключали их из активного участия в церковной жизни. Ранняя Церковь сталкивалась с пастырскими проблемами и решала их путём учреждения диаконисс. По мере духовного развития общества и признания прав женщин институт диаконисс постепенно устаревал. Документально подтвержденные исторические записи подтверждают существование института диаконисс, который остается частью «духовного богатства» Церкви, доступного для решения подобных ситуаций сегодня, особенно в уникальных местных условиях.
— Продолжающееся распространение Евангелия в Африке и непрерывное обращение местных братьев и сестер в Православие подняли пастырские проблемы, аналогичные тем, с которыми сталкивалась раннехристианская Церковь, особенно в отношении африканских женщин. Священный Синод Александрийского Патриархата и всей Африки принял решение возродить и активизировать институт диаконисс в пределах своей пастырской юрисдикции. Однако это решение было передано на дальнейшее рассмотрение для установления деталей, касающихся одежды, метода проведения служения и литургической роли диаконисс в современной жизни Церкви.
Митрополит Зимбабве Серафим, будучи опытным миссионером в Африке, приступил к выполнению первоначального решения Священного Синода. Однако это решение Синода ещё не вступило в силу, поскольку рассмотрение вопроса Синодом не завершено для принятия окончательного решения.
Давайте будем доверять нашей Церкви, особенно Александрийскому Патриархату и всей Африке, который распространяет весть о распятом Христе по обширным просторам Африканского континента, основываясь на традиции и практике Единой, Святой, Католической и Апостольской Церкви. Мы надеемся увидеть такой же уровень чувствительности и внимания, уделяемый таким вопросам, как отбор духовенства для Патриаршего престола Святого Марка, систематическая помощь в продвижении Апостольской работы в Африке и важный вопрос об Автокефальной Церкви (имеется в виду Русская Православная Церковь — РЛ), посягающей на юрисдикцию Древнего Александрийского Патриархата. Кроме того, мы призываем серьезно рассмотреть попытки раскола местной паствы, которая приняла Христа благодаря самоотверженному служению и даже жертве скромных греческих миссионеров. Пусть эти вопросы будут решены во славу Божью и для просвещения наших африканских братьев, пребывающих во мраке тьмы и смерти.
От Александрийского Патриархата и всей Африки
Александрия, 11 мая 2024 г."
Русская линия