Верховный суд отказался отменить уроки религиозной культуры в школах
Большинство граждан России видят в религиозном воспитании единственный источник нравственных ценностей для современных подростков
Верховный суд отказался удовлетворить ходатайство гражданина Дмитрия Бондаря и отменить уроки религиозной культуры и светской этики в школах, сообщает РИА Новости. Заявитель пожаловался, что введение подобного предмета в обязательную программу нарушает права его дочери на нравственное воспитание.
Второй стороной в суде выступило Министерство образования. Представитель ведомства не согласился с доводами Д. Бондаря и напомнил, что любой ученик или его родители самостоятельно могут выбрать модуль программы, причем не только по религиозному признаку. В рамках курса школьникам рассказывают об основах религиозной культуры, дают представление о различных конфессиях.
Ранее Министерство юстиции и Генпрокуратура не нашли оснований для удовлетворения жалобы истца, и тогда гражданин обратился в Верховный суд. Высшая судебная инстанция также не нашла повода для исключения школьного курса из учебной программы.
Напомним, что предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» состоит из шести модулей. Родители выбирают, какой именно из этих модулей будет изучать ребенок: основы светской этики, православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур. По данным соцопросов, около одной трети родителей выбрали основы православной культуры, чуть меньше — 30% – основы светской этики, 19% — основы мировых религиозных культур, 3,5% — основы исламской культуры, полпроцента — основы иудейской культуры. Почти 10% до сих пор не определились с выбором.
Понятно, что после 70-летнего господства тотального атеизма, далеко не все граждане России легко примиряются с тем, что школа становится местом для религиозного обучения. Но приведённая статистика наглядно свидетельствует, что уже значительное большинство наших граждан видят в религиозном и этическом воспитании единственный источник нравственных ценностей для современных подростков и приветствуют новые возможности получения этих знаний своими детьми.
Русская линия
«Претерпевшие до конца»
В Архангельске открывается передвижная выставка памяти новомучеников
«Среди погибших — священники, взятые в плен белые офицеры и солдаты, а также гражданские лица с отвоеванных у белых территорий — мужчины, женщины и дети, кронштадтские матросы, крестьяне, поддержавшие восстание Антонова на Тамбовщине, казаки Кубани и Дона и их семьи, — сообщил будущий директор музея, краевед Николай Суханов. — Выставка содержит 23 стенда (9 из них подарены Соловецким монастырем). Один из стендов, в частности, посвящен новомученику протоиерею Николаю Попову, расстрелянному в 1918 году в Шенкурске. После презентации в Архангельске, силами городского краеведческого музея, выставка посетит все краеведческие музеи области».
Задача выставки, по словам краеведа, не столько показать ужасы первых советских концлагерей (в частности, Холмогорского и Пертоминского) и преступления большевистского режима (хотя и этому посвящена часть экспозиции), сколько донести до людей высокую стойкость и мужество новомучеников, помочь осознать, что русский человек способен на настоящий подвиг, когда речь идет о его вере. По данным Николая Суханова, в период с 1920 по 1923 годы в архангельских лагерях было уничтожено (расстреляно, потоплено на баржах, умерли от голода и замерзли от холода) около 25 тыс. человек. В частности, в Холмогорском лагере погибло 11 тысяч человек.
«Мы также планируем сделать в Интернете виртуальный музей с картотекой погибших, для тех, кто не имеет по разным причинам доступа к архивам ФСБ», — добавил Н. Суханов.
Русская линия
Архимандрит Ефрем: «Отношения мирянина и духовника — одно, монаха и старца — совсем другое»
Игумен афонского монастыря Ватопед об Исповеди, духовничестве и частоте Причащения
Игумен афонского монастыря архимандрит Ефрем, ставший широко известным в России после принесения в нашу страну Пояса Пресвятой Богородицы, на страницах «Православной газеты» рассказал о практике Исповеди и Причастия в Греции и на Святой Горе Афон, а также ответил на волнующий многих российских верующих вопрос: чем духовник отличается от старца?
«Духовник — это тот, кто нас исповедует. Отношения мирянина и духовника — одно, монаха и старца — совсем другое. К сожалению, в миру есть такие духовники, которые строят из себя старцев, — сказал отец Ефрем. — Что имею в виду? Хотят, чтобы миряне слушались их абсолютно во всём, на любую мелочь брали благословение, обо всём рассказывали. Запрещают идти к другим духовникам. Всего этого в мирской жизни не может быть: такая полная зависимость от духовного отца существует только в монашестве.
Например, молодой человек идёт и исповедуется у духовника. Потом, по каким-то причинам, духовник его уже не удовлетворяет, возникают какие-то трудности: пусть тогда идёт к другому без всяких угрызений совести, не надо даже благословения просить у предыдущего. Это должен делать только монах, потому что таинственно связан со своим духовным отцом через постриг".
Касаясь вопроса Исповеди и Причастия, игумен Ефрем отметил, что в Греции два этих таинства разделены между собой и никаких проблем в духовной жизни у греков это не вызывает, поскольку «исповедь перед каждым причастием не является догматическим условием». «Исповедуемся, когда чувствуем необходимость в этом. Не смертельные, простительные грехи — не препятствие приступать к Святому Причастию», — отметил игумен Ватопедского монастыря.
Греческие монахи также гораздо чаще приступают к принятию Святых Христовых Таинств, чем это принято в русских монастырях, где причащаются раз в неделю. «К сожалению, в ваших монастырях монахи не причащаются часто. У нас в монастыре и, по большей части, на Афоне причащаются по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям, т. е. после постных дней (в субботу вечером едят постную еду ради Причастия в Господский день)», — рассказал отец Ефрем.
«Старец Софроний (Сахаров) говорил мне, что сегодня очень сильно ослабла человеческая природа, уменьшились физические силы, ослабла нервная система, — продолжил он. — И люди уже не могут, как древние отцы, долго заниматься Иисусовой молитвой, но этот недостаток восполняется Божественной литургией. У многих монахов после Божественной литургии и Причастия Иисусова молитва начинала твориться сама собой».
Есть в греческих монастырях и своя система наказаний. «Наказание — отлучение от святого Причастия. Ещё даём поклоны, за серьёзное прегрешение кто-то может и триста поклонов сделать. Есть и публичные наказания. Могу накричать на кого-нибудь во дворе, чтоб все слышали. Или ставлю виновного посреди трапезной: он не ест, держит большие чётки и перебирает их. И все знают: что-то натворил. Но не подумайте плохого: отцам это нравится. Ведь унижения и оскорбления, особенно когда человек сам начинает себя унижать и оскорблять, — один из самых эффективных способов излечения падшей человеческой природы. Самоукорение на исповеди также весьма действенно. Когда человек говорит: „Я — вор, я — блудник, я горд, я тщеславен, я — чревоугодник“, — он унижает и оскорбляет самого себя. И если он это делает в таинстве исповеди — это первый и самый действенный способ исцеления».
Русская линия
Русская Церковь продолжает сбор средств на нужды пострадавших от наводнения
Тысячи человек на Дальнем Востоке по-прежнему не могут вернуться в свои дома
Суммарный ущерб от наводнения на Дальнем Востоке составил 50 миллиардов рублей, сельскому хозяйству нанесен ущерб в 6,6 миллиардов рублей. Учитывая все эти негативные факторы, Русская Церковь по благословению Святейшего Патриарха Кирилла продолжает сбор средств на нужды пострадавших от наводнений.
По официальным данным Минсельхозразвития России, на восстановление сельского хозяйства в регионе уйдет три года. Около 50% пахотных земель оказались в зоне затопления. Из-за аномального паводка пропала большая часть урожая. По данным сайта Милосердие.Ru, стоимость картофеля в Амурской области возросла в 3,7 раз, продуктов питания на всех не хватает. Для преодоления дефицита сельскохозяйственной продукции на Дальнем Востоке выделяется помощь из Росрезерва, однако, в первую очередь, продукты идут на нужды пострадавших от наводнения, на рынке продукты питания не появляются и цены продолжают расти. В то же время закупочная стоимость килограмма говядины в Амурской области снизилась на 20 рублей. Фермеры начали массово забивать скот, так как кормить поголовье зимой будет нечем — паводок не дал возможности заготовить зимние корма. Если положение дел не изменится, весной на Дальнем Востоке может произойти продовольственный кризис.
По распоряжению Президента Российской Федерации, государство выделило 40 миллиардов рублей на преодоление последствий наводнения. Министерство развития Дальнего Востока сообщает, что более 2 млрд. рублей потребуются Дальнему Востоку для того, чтобы преодолеть последствия стихии, помимо тех средств, которые направлены государством.
«Людей, оставшихся на зиму без жилья, расселили по пунктам длительного пребывания, вещи первой необходимости у них есть, — сообщила сайту Диакония.Ru член комиссии по оказанию помощи пострадавшим от наводнения Хабаровской епархии Вера Дегтярева. — Пострадавшие получают денежные выплаты и гуманитарную помощь. Однако некоторых вещей не хватает, поэтому мы оказываем адресную помощь пострадавшим семьям из тех средств, которые выделил Синодальный отдел по церковной благотворительности. Например, мы приобретаем и отвозим микроволновые печи в места размещения пострадавших». По словам В. Дегтяревой, большинство домов, которые оказались в зоне затопления, восстановлению не подлежит. Люди, проживавшие в них, проведут зиму в специально оборудованных пунктах длительного пребывания, а весной начнется строительство нового жилья, которое должно завершится к концу 2014 года.
Русская линия
Азербайджанцы угрожают России
Организация освобождения Карабаха вступилась за убийцу Егора Щербакова, пригрозив нападениями на русских в Баку
Азербайджанская Организация освобождения Карабаха выступила с дерзкими угрозами в отношении России. Вступившись за убийцу Егора Щербакова Орхана Зейналова, зарезавшего русского парня прямо в подъезде его собственного дома, азербайджанцы пригрозили «адекватными мерами» всему русскому населению в Баку. Поводом к такому ответу, по словам кавказцев, является «антиазербайджанская кампания» в России, сообщают Вести.Ru.
Азербайджанцы потребовали от России наказать сотрудников правоохранительных органов, «которые применили насилие в отношении Орхана Зейналова». Также они обвинили российских правоохранителей в предвзятости, потребовав в связи с этим экстрадировать Зейналова на родину и судить его там.
Ранее посол Азербайджана в Москве Полад Бюльбюль-оглы в своем интервью одному из телеканалов высказал мнение, что якобы в обществе и СМИ нагнетаются антиазербайджанские настроения.
Мать Зейналова также выступила с заявлением в СМИ: она пригрозила «взорвать себя», если над её сыном будут «издеваться».
Все подобные заявления пока не нашли должного ответа Министерства иностранных дел России. Российские дипломаты по непонятным причинам очень мягко отвечают на дерзкие выпады кавказцев против русского населения, ограничиваясь лишь простыми опровержениями.
«Заявления азербайджанского представителя о раздувании в России антиазербайджанской истерии носит надуманный характер и оснований под собой никаких не имеют», — заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
А ведь это далеко не первый антироссийский выпад со стороны Азербайджана. Оскорбление России совсем недавно нанесли азербайджанские болельщики: перед футбольным матчем между сборными командами России и Азербайджана они освистали российский гимн.
Наши чиновники тогда не обратили на это никакого внимания. Однако, открытые угрозы русскому населению со стороны кавказцев — это даже не надругательство над символикой нашего государства, что в былые времена считалось достаточным для начала военных действий.
Что предпримут наши власти, если в Баку, действительно, начнутся нападения на русских? Может быть, пора уже подумать и о планах полного выселения азербайджанцев с территории России. Не нравится им наше правосудие — пусть возвращаются к себе на родину и занимаются бизнесом там. Мы в свою очередь, готовы принять всех русских, проживающих в Баку.
Русская линия
Протодиакон Андрей Кураев: Храм в Кижах используют для пропаганды язычества
Профессор МДА просит министра культуры В. Мединского проверить руководство Кижей на служебное соответствие должности
Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев предложил министру культуры Владимиру Мединскому озаботиться вопросом о служебном соответствии руководителей государственного музея-заповедника «Кижи», которые используют Преображенский храм для пропаганды дремучих языческих суеверий и пастафарианства, сообщает «Православие и мир».
22 октября на территории государственного музея-заповедника «Кижи», где в одном из храмов возобновлены православные богослужения, пройдёт этап эстафеты Олимпийского огня, зажжённого в честь языческих богов. В связи с этим руководство музея планирует передать в качестве талисманов для российской сборной три детали православного храма.
«Лемех — символ защиты и высоты, поскольку он защищает храм и соприкасается с небом. Кованый гвоздь, которым крепился лемех, — символ силы. Розетка-колесо — символ солнца, энергии и вечного движения; именно от Солнца загорается Олимпийский огонь. Эти талисманы — не только древние обереги; их символика соответствует олимпийскому девизу: «Быстрее, выше, сильнее», — заявили в музее.
«Я думаю, что руководство этого музея должно определиться, не превратить ли этот храм в музей „пастафарианской церкви“, потому что это будет больше соответствовать их убеждениям. Это очень странные люди, которые взялись управлять имуществом, к созданию которого они никак не причастны, к символике — также», — заявил отец Андрей.
«Взять на себя управление православной культурой, и использовать её для пропаганды культуры, мягко говоря, альтернативной, а, точнее, враждебной православию — очень „креативный“ подход», — с иронией заметил профессор МДА.
В связи с этим он обратился Владимиру Мединскому с просьбой обратить внимание на заявления музейщиков. «В 2003 году Указом Патриарха Московского и всея Руси при Спасо-Преображенском храме на острове Кижи было образовано Патриаршее Подворье, там проходят богослужения. Поэтому, тем более необходимо быть аккуратными при такого рода „утилизации“ христианской святыни».
Стоит отметить, что случаи, когда из уст музейных работников можно услышать совершенную ахинею по поводу убранства храма и тем более смысла православного богослужения — не редкость. Крайне низкая квалификация и откровенное религиозное невежество наших культурных работников, воспитанных в советское время на атеистических кафедрах, уже давно бросается в глаза.
В многочисленных храмах-музеях России о Православии россиянам и иностранцам рассказывают всё те же «культурные работники», которые когда-то вели пропаганду безбожия и считали религию «опиумом для народа». Казалось бы, что проще — пригласить священника, чтобы он рассказал людям о православной вере и устроении храма. Так нет же, этого не происходит. Более того, священнослужителей за редким исключением, просто не пускают на порог храмов-музеев, очевидно, опасаясь за судьбу награбленных и хранящихся в музейных запасниках православных святынь.
Всё это с новой силой ставит вопрос о необходимости скорейшего выезда музейных работников из храмов и церковных строений.
Русская линия
Уезжают — мусульманами, приезжают — ваххабитами
Глава Дагестана призвал провести кампанию по отзыву студентов исламских вузов из «кризисных стран»
Выступивший на минувшей неделе на расширенном заседании Антитеррористической комиссии в Дагестане глава республики Рамазан Абдулатипов затронул важную тему, поручив руководителям районных и городских антитеррористических комиссий провести кампанию по отзыву студентов исламских вузов из «кризисных стран». Действительно, проведшие несколько лет в окружении исламских экстремистов, а ваххабизм, как известно, процветает в мусульманских ВУЗах и Саудовской Аравии, и Пакистана, и Турции, молодые люди возвращаются на родину с весьма изменённым сознанием.
Хорошо проясняет ситуацию с состоянием умов исламских служителей культа, получивших образование за рубежом, известный исламовед Силантьев. В своей статье, 15 октября опубликованной на сайте Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ), он, в частности, пишет, что в России за 15 лет было привлечено к уголовной ответственности за нарушения антиэкстремистского и антитеррористического законодательства 22 мусульманина в сане муфтия и имама.
Как отметил он, из 22 случаев 19 имеют непосредственное отношение к Совету муфтиев России, который занимает четвертое место по числу контролируемых мусульманских общин в стране, объединяя около 700 мечетей. При этом 11 случаев приходятся на Духовное управление мусульман азиатской части России в составе Совета муфтиев, которое объединяет не более 100 организаций.
Силантьев заявил, что представители Совета муфтиев нарушали антиэкстремистское и антитеррористическое законодательство России, Узбекистана и Таджикистана «чаще, чем духовные лица всех остальных религиозных организаций нашей страны».
Из 22 привлеченных к уголовной ответственности семеро оказались членами террористических организаций, преимущественно «Хизб ут-Тахрира» и Исламского движения Узбекистана. Чаще всего имамы и муфтии привлекались по 282 статье УК РФ за разжигание религиозной розни. Все подсудимые, за исключением казанского имам-хатыба Азата Зарипова, характеризуются как приверженцы радикальных направлений ислама.
В свою очередь, отличной иллюстрацией состояния сознания зарубежных мусульманских деятелей является недавнее провокационное заявление влиятельного турецкого имама, который ратует за обращение собора Святой Софии (ныне музей «Айя-София») в Стамбуле в мечеть. В праздничной проповеди по случаю праздника Курбан-байрам имам столичной «Голубой мечети» Мустафа Акгюль призвал мусульман добиваться «возвращения» «Айя-Софии», пишет Седмица.Ru.
«Вы видите, что огромная мечеть Султан-Ахмет сегодня переполнена, в то время, как находящаяся рядом Айя-София не используется в жизни мусульманской общины. Необходимо добиваться разрешения на проведение в ней молитв. Я намерен от вашего имени обратиться c таким предложением к правительству, — заявил имам. — Однажды Айя-София должна открыть свои двери как мечеть».
Напомним, что собор Святой Софии был построен в VI веке, и около тысячи лет был главным храмом Византийской империи. После завоевания Константинополя османами в XV веке он был превращен в мечеть. С основанием Турецкой республики в 1923 г. собор был объявлен музеем, религиозные обряды в нем были запрещены. Одна из главных святынь христианского мира открыта сейчас всем желающим, и сотни тысяч человек посещают этот храм ежегодно. Что произойдёт в случае превращения Св. Софии в мечеть даже трудно себе представить.
Русская линия
Пензенская митрополия: Участвующие в обрядах т.н. «Михайловской обители» не будут допущены до Причастия
Духовенство Пензы предупреждает, что «обитель» самозваного «иеромонаха Гавриила» никакого отношения к Русской Православной Церкви не имеет
Миссионерский отдел Пензенской митрополии выступил со специальным заявлением, в котором под угрозой отлучения от Причастия предостерёг верующих от участия в раскольнической и сектантской деятельности так называемой «Михайловской обители» в поселке Победа Железнодорожного района Пензы. Текст обращения был опубликован на официальном сайте Пензенской митрополии.
По данным Миссионерского отдела, главой сектантов является Александр Жуков, самовольно провозгласивший себя иеромонахом Гавриилом. «Основная деятельность этой общины состоит в распространении почитания так называемого старца Алексия. Старец похоронен на территории Успенской церкви в поселке Победа, относящейся к Пензенской епархии Русской Православной Церкви. Сооружения и здания в виде храмов, располагающиеся напротив Успенского храма, никакого отношения к Русской Православной Церкви не имеют, равно как и возглавляющий „обитель“ А. Жуков», — говорится в заявлении Миссионерского отдела.
«Поминовение Святейшего Патриарха и Правящего пензенского архиерея за их „службами“ является лишь прикрытием для непросвещенных паломников, которые во множестве устремляются в эту „обитель“, — подчёркивают в Пензенской митрополии. — Приехавших почтить место упокоения старца завлекают на территорию „обители“ обманным путем. Их посылают на строительные и подсобные работы, якобы ради памяти старца, используют как бесплатную силу».
В связи с этим духовенство Пензенской митрополии обратилось ко всем православным жителям Пензы и паломникам из других регионов России с предупреждением о том, что «посещение „Михайловской обители“ может принести вред духовному здоровью». «Знакомство и общение с представителями этой „обители“ рассматривается как общение греховное, а участвующие в обрядах внутри данной общины не будут допущены до Причащения, пока не принесут покаяния. Напоминаем вам слова святого апостола Павла: „Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте“ (Еф. 5, 11)».
Как сообщает Интерфакс-Религия, власти Пензенской области в ближайшее время намерены демонтировать незаконные строения, самовольно возведенные под Пензой под видом обители «истинно православной церкви». Решение о сносе было принято Железнодорожным районным судом Пензы в 2008 году. В 2010 году суд обязал Железнодорожный районный отдел судебных приставов демонтировать самовольно возведенные строения.
От владельца участка в адрес судебных приставов поступают угрозы о публичном самосожжении членов обители в случае попытки принятия мер по принудительному сносу. Сама «обитель» охраняется сектантами, представителей Пензенской митрополии «михайловцы» к себе не пускают, на вопросы о том, кто благословил строительство храма, отвечать отказываются.
Так называемая «Михайловская обитель», или община «старца Алексия», образовалась в 1950-е годы вокруг инвалида-колясочника Михаила Шумилина. В 1992 году он объявил себя схимником и старцем. В январе 2005 года тяжелобольной М. Шумилин умер и был похоронен на территории храма Успения.
В Русской Православной Церкви факт пострига отрицают и называют культ «старца Алексия» движением сектантского и раскольнического духа, маскирующимся под православие.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем героя обороны Севастополя В.А.Корнилова и художника М.В.Нестерова
Сегодня день памяти выдающего русского флотоводца, организатора обороны Севастополя в годы Крымской войны вице-адмирала В.А.Корнилова, погибшего 5 октября 1854 г.
Владимир Алексеевич Корнилов родился 1 февраля 1806 года в семье офицера в Тверской губ. Он окончил Морской кадетский корпус (1823 г.). С 1827 г. служил на линейном корабле «Азов». В звании мичмана он отличился в Наваринском сражении — «был одним из самых деятельных, расторопных и исполнительных офицеров», и Русско-турецкой войне 1828−29 гг. В 1830−34 гг. служил на Балтийском, а с 1834 г. на Черноморском флотах. С 1838 г. Корнилов был начальником штаба эскадры известного русского флотоводца М.П.Лазарева, руководил действиями десантов при рейдах к Кавказскому побережью. «Контр-адмиралов у нас много, но легко ли избрать такого, который соединил в себе и познания морского дела и просвещение настоящего времени, которому без опасения можно было бы в критических обстоятельствах доверить и честь флага и честь нации?», — говорил о назначении В.А.Корнилова начальником штаба Черноморского флота (1849 г.), адмирал Лазарев.
С сентября 1854 г. Корнилов возглавил оборону Северной стороны Севастополя, а после сражения на р. Альме, являясь начальником штаба гарнизона Севастополя, стал во главе обороны всего города. Сослуживцы писали, что вице-адмирал Корнилов «совокуплял в себе взаимодействие всех отраслей обороны: инженерной, морской, сухопутной и артиллерийской» и что «можно, не боясь обвинения в пристрастии, сказать, что вся беспримерная оборона Севастополя была создана Корниловым».
5 октября 1854 г. Корнилов был смертельно ранен на Малаховом кургане неприятельским ядром, раздробившим левую ногу вице-адмирала у самого живота. Офицеры подняли его на руки и положили за бруствером между орудиями. Тяжело раненный флотоводец успел отдать последний приказ-завещание: «Отстаивайте же Севастополь», после чего он потерял сознание, не испустив ни одного стона. Последними словами героя были: «Благослови, Господи, Россию и Государя, спаси Севастополь и флот».
Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского художника, одного из самых крупных представителей православного искусства к. XIX — н. XX вв. Михаила Васильевича Нестерова, скончавшегося в 1942 году.
Он родился 19 мая 1862 года в Уфе в семье купца. Окончив уфимскую гимназию и московское реальное училище, Нестеров, проявивший талант художника, продолжил свое образование в Училище живописи, ваяния и зодчества и в натурном классе Академии художеств. В 1885 г. за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова» Нестеров получил звание свободного художника.
Утрата в 1886 г. любимой жены обратила Нестерова к осмыслению православной веры. Поэтизировавший русскую природу и старину, художник искал нравственный идеал в одухотворенной гармонии древнерусской жизни («Юность преподобного Сергия», «Святая Русь», росписи в Марфо-Мариинской обители и др. храмах), пейзажах. Сам художник считал сутью своего творчества «поэтизированный реализм».
Был у Нестерова и явно выраженный талант иконописца, который особенно ярко проявился при росписи Владимирского собора в Киеве. Продолжая традиции древнерусской иконописи, Нестеров создал проникнутые поэзией, кротким и задумчивым религиозным чувством образы Спасителя, Пресвятой Богородицы и многих святых. В его росписях (Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, свв. Кирилл и Мефодий, св. Николай Чудотворец, свв. Борис и Глеб, свв. Константин и Елена, св. Филарет и вмц. Варвара) ощущается духовная красота традиций Святой Руси.
Нестеров участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок и был одним из членов-учредителей «Союза русских художников». По своим политическим взглядам художник стоял на твердых патриотических и монархических позициях.
После Октябрьской революции художник остался в России, но был вынужден оставить прежнее направление своей живописи, переключившись на портреты и пейзажи. Наиболее заметным явлением того времени стал созданный им ряд психологических портретов известных деятелей русской культуры и науки (А.В.Щусева, В.И.Мухиной, И.П.Павлова и др.).
Русская линия
На месте расстрела 30 тысяч человек в урочище Койранкангас под Петербургом совершена панихида
В Койранкангасе — закрытой зоне посреди Ржевского полигона под Петербургом — 12 октября 2013 года было совершенно заупокойное богослужение. Панихиду на месте массовых расстрелов в лесном урочище вблизи поселка Токсово возглавил протоиерей Вячеслав Харинов. Ему сослужили протоиерей Роман Гуцу и священник Михаил Преображенский.
В последние годы руководство полигона разрешает в определенные дни посещать закрытую территорию тем, кто желает почтить память жертв репрессий. Вместе с участниками поминовения в урочище приезжают поисковики, которые находят очередные захоронения. У открытых могил возлагаются цветы и возжигаются свечи.
Как сообщает сайт «Вода живая», государственные службы безопасности до сих пор не открывают архивы и утверждают, что по Койранкангасу документов о расстрелах нет. О массовом уничтожении людей в этом месте стало известно, в частности, из рассказов коренных жителей близлежащих деревень — ингерманландских финнов. Их свидетельства собрал краевед Алексей Крюков. По словам местных крестьян, расстрелы происходили с первых послереволюционных лет вплоть до Великой Отечественной войны.
Временному забвению трагедии способствовали дальнейшие исторические события. Местные жители были депортированы в Сибирь и на Крайний Север блокадной зимой 1942 года. Немногие уцелевшие и вернувшиеся из ссылки успели засвидетельствовать, что с середины 1920-х годов до их выселения весьма часто, порой каждые сутки, по ночам на Койранкангас приезжали машины, слышались выстрелы. Днем прохожие наблюдали свежие могилы, разбросанную одежду, выкопанные дикими животными и мародерами останки убитых. Находили даже выбравшихся из могил раненых, но судьба их осталась неизвестной. Страх сковывал местных жителей, а незнание ими русского языка не позволяло подробно рассказать о трагедии. Один из местных жителей, Юхани Конкка, уехавший в Финляндию, написал об этих событиях повесть «Огни Петербурга».
Общее число жертв репрессий в Петрограде — Ленинграде оценивается в 70−75 тысяч человек. Протоиерей Вячеслав Харинов, окормляющий участников поискового движения в Санкт-Петербурге, отмечает: «Как правило, это были лучшие люди нашего Отечества. Их жизни были украдены только за то, что они имели офицерское звание, священнический сан или дворянское происхождение».
В этом году на панихиду, которую в урочище совершил отец Вячеслав, приехали помолиться 150 человек. Несколько приходов в Санкт-Петербургской митрополии вовлечены в сохранение памяти о жертвах на Ржевском полигоне. Постоянные участники панихид — духовенство и прихожане Свято-Троицкого храма на Румболовой горе, храма святой Анастасии Узорешительницы на набережной Лейтенанта Шмидта и храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной. В последнем создан музей новомучеников и исповедников Российских, куда попадают редкие предметы, найденные поисковиками среди останков на Койранкангасе. По оценкам исследователей, в урочище захоронено около 30 тысяч человек.
Русская линия
Служба «Милосердие» приглашает на бесплатные курсы по уходу за тяжелобольными
Начался набор на патронажные курсы по уходу за тяжелобольными пациентами, сообщает Милосердие.Ru. Занятия на курсах организованы для тех, кто хочет научиться профессионально ухаживать за тяжелобольными людьми и работать в проектах православной службы помощи «Милосердие». Также пройти обучение на курсах смогут те, кто планирует в православном приходе организовать патронажную службу по уходу за пациентами.
«После обучения на патронажных курсах будущие сотрудники наших социальных проектов смогут не только правильно помыть, перевернуть, переодеть и накормить человека, но и научатся понимать смысл своих действий, не растеряются в нестандартной ситуации», — рассказала руководитель курсов, старшая сестра Свято-Спиридониевской богадельни Ольга Иорданская. Для тяжелобольного человека квалифицированная сиделка — это шанс продлить жизнь, сделать ее более полноценной и насыщенной, считает она.
С первых дней учебы студенты начнут применять свои знания на практике, ухаживая за подопечными православной службы «Милосердие» в Свято-Спиридониевской богадельне, в отделениях больницы Святителя Алексия, в травматологическом и неврологическом отделениях Первой градской больницы, в патронажной службе Свято-Димитриевского сестричества, в ПНИ № 11 и в Детском доме-интернате для детей инвалидов в Южном Бутово.
Занятия будут проводить преподаватели Свято-Димитриевского медицинского училища сестер милосердия. Среди специальных дисциплин курса — анатомия, терапия и основы фармакологии. Кроме того, в программе обучения предусмотрены курсы лекций о проблемах старения, правильном отношении к болезни и смерти, о том, как надо вести себя с родственниками умирающего пациента.
Занятия будут проходить по вечерам три раза в неделю в течение одного учебного года. Для поступления на курсы необходимо пройти собеседование. Записаться на собеседование, а также узнать подробнее о программе обучения можно по телефону справочной службы «Милосердие» +7 (495) 972-97-02.
Русская линия
24−26 октября в Москве пройдет конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий»
Международная научная конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий», организуемая Общецерковной аспирантурой по благословению митрополита Волоколамского Илариона, пройдет в Москве с 24 по 26 октября 2013 года. Об этом сообщает служба коммуникаций ОВЦС.
Форум организуется по решению руководства Общецерковной аспирантуры и докторантуры при участии Мемориального научно-просветительского центра «Бутовский полигон», Новоспасского ставропигиального мужского монастыря и при поддержке Фонда «Русский мир».
В рамках конференции запланированы дискуссии с участием российских и зарубежных ученых, церковных, государственных и общественных деятелей, посвященные истории мученичества, подходам к рассмотрению мартирологических проблем, вопросам увековечения памяти умученных за веру и безвинно пострадавших в эпоху массовых репрессий.
Действует Оргкомитет конференции, задачей которого является отбор докладов и формирование программы конференции. Правила представления докладов размещены на официальном веб-сайте Общецерковной аспирантуры.
Заседания и мероприятия конференции пройдут:
24 октября с 11.00 до 17.15 в Большом конференц-зале гостиницы «Даниловская» и с 18.00 до 20.00 в Большом зале Отдела внешних церковных связей;
25 октября с 10.00 до 18.00 в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре;
26 октября с 9.00 до 14.00 на Бутовском полигоне.
В рамках конференции запланированы три пленарных заседания, круглый стол «Критерии канонизации святых новомучеников и исповедников Церкви Русской», круглый стол «Проблемы увековечения памяти новомучеников, исповедников и жертв массовых репрессий», презентация первого тома издания Соловецкого ставропигиального мужского монастыря «Воспоминания Соловецких узников», презентация Мемориального научно-просветительского центра «Бутовский полигон». Участники конференции также соберутся на Божественную литургию в храме новомучеников и исповедников российских на Бутовском полигоне.
Русская линия
Международная общественная организация «День Крещения Руси» организует всеукраинский концертный тур «Мы едины»
С 19 октября по 9 ноября 2013 года по крупным городам Украины пройдет серия концертов, посвященных 70-летию начала освобождения страны от фашистских захватчиков. Организатором масштабного концертного тура «Мы едины» выступила международная общественная организация «День Крещения Руси», сообщает Патриархия.Ru.
«На сцены городов выйдут творческие коллективы, ветераны, известные и уважаемые граждане стран, которые принимали участие в освобождении Украины и Великой Победе», — сообщили организаторы акции. По словам руководителя организации «День Крещения Руси» Олега Карамазова, идея тура «Мы едины» — сохранение исторической памяти и правды, развитие у молодых людей чувства патриотизма и любви к Родине.
В разных городах тура выступят группы «С.К.А.Й.» (Украина), «ЧАЙФ» (Россия), «Разные люди» (Украина, Россия), «Антитела» (Украина), «Кубанский казачий хор» (Россия), «Песняры» (Беларусь), Эмир Кустурица и The No Smoking Orchestra (Сербия), «Братья Карамазовы» (Украина).
Всеукраинский тур стартует 19 октября концертом в Севастополе, в тот же день в 16.00 в Севастопольском городском совете состоится пресс-конференция, посвященная акции.
Русская линия
Монастырь Святой Екатерины на Синае вновь открыт для посещения
В Египте на Синайском полуострове вновь можно посетить монастырь Святой Екатерины, доступ в который для посторонних был прекращен в начале сентября из соображений безопасности. Также открыта для туристов и паломников гора Моисея, сообщает Седмица.Ru.
Гора Моисея (гора Синай), расположенная на ее вершине церковь, а также находящийся у ее подножия монастырь — самые посещаемые достопримечательности полуострова. За счет интереса туристов живут местные бедуины, которых закрытие монастыря и горы оставило без доходов. В последние несколько недель ситуация на Синайском полуострове несколько улучшилась, и власти приняли решение вернуть туристов и паломников к местным святыням.
Русская линия
Александрийской Православной Церкви передали в собственность храм в Ботсване
В африканском государстве Ботсвана ирландское католическое братство передало свой храм в собственность Александрийской Православной Церкви, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на сайт Romfea.
Отмечается, что в храме, переоборудованном под православный несколько лет назад, начались регулярные богослужения.
«Так Бог благословил, чтобы по молитвам нашего Блаженнейшего Патриарха Феодора II (который приложил много трудов по данному вопросу и направлял действия епархии) ирландское католическое монашеское братство пассионистов „Форест Хилл“ ответило согласием на официальную просьбу местной Православной Церкви и передало в пользование епархии красивейший африканский храм на следующие 99 лет. И неслучаен тот факт, что это благословение Божие мы получили в те самые дни, когда исполняется 3 года учреждения епархии Ботсваны», — сказано в сообщении.
Храм, переданный католическим братством Александрийской Церкви, переименован в честь святителя Иоанна Златоуста.
Отмечается, что епархия Ботсваны планирует создать медицинский центр и аптеку, при участии местных клиник и больниц, где будут реализовываться специальные лечебные программы.
Русская линия