Архимандрит Ефрем: «Отношения мирянина и духовника — одно, монаха и старца — совсем другое»
Игумен афонского монастыря Ватопед об Исповеди, духовничестве и частоте Причащения…
Игумен афонского монастыря архимандрит Ефрем, ставший широко известным в России после принесения в нашу страну Пояса Пресвятой Богородицы, на страницах «Православной газеты» рассказал о практике Исповеди и Причастия в Греции и на Святой Горе Афон, а также ответил на волнующий многих российских верующих вопрос: чем духовник отличается от старца?
«Духовник — это тот, кто нас исповедует. Отношения мирянина и духовника — одно, монаха и старца — совсем другое. К сожалению, в миру есть такие духовники, которые строят из себя старцев, — сказал отец Ефрем. — Что имею в виду? Хотят, чтобы миряне слушались их абсолютно во всём, на любую мелочь брали благословение, обо всём рассказывали. Запрещают идти к другим духовникам. Всего этого в мирской жизни не может быть: такая полная зависимость от духовного отца существует только в монашестве.
Например, молодой человек идёт и исповедуется у духовника. Потом, по каким-то причинам, духовник его уже не удовлетворяет, возникают какие-то трудности: пусть тогда идёт к другому без всяких угрызений совести, не надо даже благословения просить у предыдущего. Это должен делать только монах, потому что таинственно связан со своим духовным отцом через постриг".
Касаясь вопроса Исповеди и Причастия, игумен Ефрем отметил, что в Греции два этих таинства разделены между собой и никаких проблем в духовной жизни у греков это не вызывает, поскольку «исповедь перед каждым причастием не является догматическим условием». «Исповедуемся, когда чувствуем необходимость в этом. Не смертельные, простительные грехи — не препятствие приступать к Святому Причастию», — отметил игумен Ватопедского монастыря.
Греческие монахи также гораздо чаще приступают к принятию Святых Христовых Таинств, чем это принято в русских монастырях, где причащаются раз в неделю. «К сожалению, в ваших монастырях монахи не причащаются часто. У нас в монастыре и, по большей части, на Афоне причащаются по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям, т. е. после постных дней (в субботу вечером едят постную еду ради Причастия в Господский день)», — рассказал отец Ефрем.
«Старец Софроний (Сахаров) говорил мне, что сегодня очень сильно ослабла человеческая природа, уменьшились физические силы, ослабла нервная система, — продолжил он. — И люди уже не могут, как древние отцы, долго заниматься Иисусовой молитвой, но этот недостаток восполняется Божественной литургией. У многих монахов после Божественной литургии и Причастия Иисусова молитва начинала твориться сама собой».
Есть в греческих монастырях и своя система наказаний. «Наказание — отлучение от святого Причастия. Ещё даём поклоны, за серьёзное прегрешение кто-то может и триста поклонов сделать. Есть и публичные наказания. Могу накричать на кого-нибудь во дворе, чтоб все слышали. Или ставлю виновного посреди трапезной: он не ест, держит большие чётки и перебирает их. И все знают: что-то натворил. Но не подумайте плохого: отцам это нравится. Ведь унижения и оскорбления, особенно когда человек сам начинает себя унижать и оскорблять, — один из самых эффективных способов излечения падшей человеческой природы. Самоукорение на исповеди также весьма действенно. Когда человек говорит: „Я — вор, я — блудник, я горд, я тщеславен, я — чревоугодник“, — он унижает и оскорбляет самого себя. И если он это делает в таинстве исповеди — это первый и самый действенный способ исцеления».
Архимандрит Ефрем: «Отношения мирянина и духовника — одно, монаха и старца — совсем другое» Игумен афонского монастыря Ватопед об Исповеди, духовничестве и частоте Причащения...