Протоиерей Андрей Ткачёв: Праздник свв. Петра и Февронии — это, действительно, «наш ответ Чемберлену»
По мнению священника, у христиан есть своя система ценностей, в которую 8 марта вписывается с большим трудом и на очень смиренных правах
«Все в жизни становится на свои места только тогда, когда Христос стоит на своем главенствующем месте в сознании людей, тогда все второстепенное располагается уже в правильном порядке, — подчеркнул отец Андрей. — Поэтому я думаю, что праздник почтения матери и жены — это один из тех дней, которые достойны гражданского внимания. Однако у христиан есть своя система ценностей, в которую 8 марта вписывается с большим трудом и на очень смиренных правах».
«Я не думаю, что Д. Медведев уже в самое ближайшее время примет решение перенести 8 марта на другой день календаря. Прежде всего, народ должен сам из недр своего народного бытия и обновляющегося самосознания, вынести новые творческие идеи. По мере внутреннего улучшения качества духовной жизни, отношения к себе, к ближним, к Богу, народ должен родить новые праздники. Запретить то, что было раньше — это само собой разумеется, но новые формы жизни должны вытеснять старые, а не отменять их. Отмена говорит о слабости, о попытке реставрации того, что было, а это невозможно. Нужно рождать новые формы традиции, которые будут естественным образом выдавливать отжившие несвоевременные ошибочные формы».
«Наша задача, — считает священник, — из недр внутреннего бытия, которое мы стремимся обновить, вывести на свет Божий новые благочестивые традиции. Специфические мужские праздники нужны, также как и специфические женские. Обязательно нужны дни в календаре, в которые бы мы чтили воинов и защитников, и в которые мы чтили бы матерей и жен, хранительниц очага. Может быть, даже несколько таких дней нужно — это непременное условие нормального мировоззрения. Вопрос в том, что их придется открепить от этих дат. Вот, например, как с Петром и Февронией — это действительно „наш ответ Чемберлену“, взамен непонятного „дня Валентина“, провозглашен праздник Любви, верности и согласия. Его нужно раскручивать и внедрять его в общественное сознание. Это вполне достойный ответ. Подобным образом нужно поступать и здесь».
«Нужно отмечать праздники святых жен, например, Февронии Муромской или мученицы Елизаветы — эти дни могут быть днями церковно-народного возвеличивания лучших женских качеств. Дни памяти святых мужей и воинов или благоверных царей и князей могут быть днями прославления лучших мужских качеств. Но это должно идти постепенно, органично. Приказы сверху здесь мало чем помогут, ведь обычай сильнее законов. Поменять обычай и традицию, ввести новый, и чтобы он вытеснил старый — это многолетняя задача, многолетний труд», — заключил отец Андрей.
Русская линия
Протодиакон Андрей Кураев: Градация наказаний должна быть более разнообразна
Профессор МДА прокомментировал указ Дмитрия Медведева о либерализации Уголовного кодекса РФ
Кроме того, санкции по еще 11 составам преступлений дополняются таким видом наказания, как штраф, который может применяться в качестве основного. Речь идет, к примеру, о таких преступлениях, как незаконное использование товарного знака, за которое законом предусматривается штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. В этом перечне преступлений также оказалось незаконное участие в предпринимательской деятельности, за совершение которого вместо заключения суды смогут назначить штраф до 300 тыс. руб.
В свою очередь, по 12 другим составам преступлений вводится альтернативное наказание в виде исправительных работ, в основном на срок до 2 лет. При этом в качестве основного наказания принудительный труд может применяться и за совершение таких общественно опасных преступлений, как убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ), убийство при превышении пределов необходимой обороны (ст. 108 УК РФ), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) и т. д.
Прокомментировать указ Дмитрия Медведева о либерализации Уголовного кодекса РФ мы попросили профессора Московской Духовной академии протодиакона Андрея Кураева:
«Первая ассоциация, которая приходит в голову в связи с принятыми изменениями УК РФ, это рассказ „Повести временных лет“ о том, как князь Владимир отменил смертную казнь на Руси, и затем по настоятельной просьбе епископов вновь ввёл её. Для того, чтобы понять этот сюжет, надо отойти от современных гуманистических штампов. Понятно, что когда Русь приняла христианство, она практически целиком заимствовала и византийский Номоканон, свод церковных и государственных законов, который предусматривал смертную казнь. Казалось есть епископы, которые настаивают на смертной казни, а есть князь Владимир, который против смертной казни, — симпатии человека должны быть на стороне князя Владимира в этом вопросе. Однако, на самом деле, мотивы, по которым князь Владимир отменял смертную казнь, были совсем нехристианские, они были чисто фискальные, налоговые.
Дело в том, что в дохристианской древнерусской традиции за преступление, в том числе за убийство, платился штраф — вира, и соответственно, князь Владимир просто решил увеличить взимаемую налоговую сумму за счет отмены смертной казни. Епископы же возмутились тем, что за смерть человека берётся штраф и пояснили, что жизнь человека бесценна, и нельзя покупать право на убийство. В конце концов, смертная казнь в Киевской Руси была восстановлена. Так что поступок, который с точки зрения современного мировоззрения формально был гуманным — отмена смертной казни — на самом деле был антигуманным.
Я точно не знаю, касательно Президента Медведева, нет ли тут того же самого денежного подтекста. С одной стороны он очевиден — снижается нагрузка на систему исправительных заведений, соответственно, экономятся бюджетные расходы государства — это плюс с точки зрения наших секвестров. С другой стороны в бюджет пойдет поток штрафов, что вроде бы тоже плюс. Но этот же проект можно расценить и иначе: и в самом деле, почему за любое наказание должна быть только тюремная камера, градация наказаний должна быть гораздо более разнообразна. Таким образом, этот вопрос, действительно, для профессионального анализа.
То же самое касается смягчения наказания за убийства по неосторожности или в случае превышения мер обороны. Лично мне кажется, хотя я не совсем в курсе, о чем в точности идёт речь, это может в некоторой степени помочь как раз русским людям, их попыткам организации активной самообороны от некоторых этнических хулиганствующих элементов. В случае же с убийством в состоянии аффекта, я бы ни в коем случае не опускал планку, потому что в этом случае убийцы Егора Свиридова скажут, что мы, мол, были в состоянии аффекта, мы услышали какое-нибудь там матерное слово, и, вы понимаете, русский мат нас сразу же вводит в состояние аффекта.
Если же подходить к этому вопросу с точки зрения тюремного праздности и социальной оторванности заключенных, то это старая дискуссия, и не очень понятно, где больше правды, где больше неправды. С одной стороны, нехорошо, когда что-то производится за счет принудительного рабского труда, с другой стороны, жизнь в состоянии полного тунеядства тоже не очень хороша. Поэтому чтобы в полной мере оценить суть принятых изменений нужно быть внутри этой системы, знать её плюсы и минусы. Оценить это однозначно положительно или отрицательно невозможно. Здесь нужно прислушиваться к мнению экспертов, знающих подробную мотивацию, правовые контексты и прочее».
Русская линия
Александр Алекаев: Хочется верить, что курс Евгения Примакова будет продолжен
Руководитель проекта «Белые воины» прокомментировал избрание главой Торгово-промышленной палаты Сергея Катырина
«Необходимо отметить, что в жизни мне удалось столкнуться непосредственно с Евгением Примаковым, — рассказал А. Алекаев. — В период подготовки переноса останков генерала Каппеля он реально помог нам, переговорив с одним из высоких руководителей ЦК Китая. После этого разговора проблема была решена. Таким образом, реальный вклад Евгения Максимовича не как президента Торгово-промышленной палаты, а как общественного деятеля, для нас был просто неоценим. Не случайно, информагентство «Белые Воины» в свое время писало большое благодарственное письмо Евгению Максимовичу и всему протокольному отделу Торгово-промышленной палаты России».
«Для православных христиан избрание президентом ТПП близкого соратника Е.М. Примакова означает только одно — продолжение поддержки со стороны палаты целого ряда православных проектов, — подчеркнул руководитель ИА «Белые Воины». — Сергей Катырин — это опытный и в тоже время еще довольно молодой руководитель, который, несмоннено, сможет придать динамизма этой работе. Напомню, что во время руководства Торгово-промышленной палаты Евгением Примаковым, в одном из основных ее подразделений, в выставочном комплексе на Красной Пресне, на территории комплекса был построен православный храм в честь преп. Серафима Саровского. То есть Небесным покровителем выставочной деятельности с этого момента мы можем считать св. преп. Серафима. И это очень важно».
«Мы видим, что глаз православного человека, который входит через главный вход на основную выставочную площадку России, радует прекрасный храм с золотым куполом и крестом. Что может быть лучше? Человек может перед работой или перед какой-нибудь сделкой подойти помолиться, попросить благословения или помощи. Я считаю, что это очень важный аспект, о котором православные не должны забывать. Конечно, тут же речь идет и о поддержке выставочных проектов РПЦ, в том числе большого количества православных выставок. Все мы знаем, что и Святейший Патриарх Алексий II, и Святейший Патриарх Кирилл неоднократно открывали выставочные мероприятия, связанные Православием, на территории «Экспоцентра». Хочется верить, что подобные выставки продолжатся и впредь», — заключил Александр Алекаев.
Русская линия
Патриарх Кирилл: «В основе уныния — маловерие»
Предстоятель РПЦ совершил великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В молитве святого Ефрема Сирина, которую мы многократно повторяем за великопостными богослужениями, содержатся такие слова: «Господи и Владыко живота моего, дух. уныния не даждь ми». Чувство уныния — очень опасное чувство, которое нередко сопровождают печаль, скорбь, а иногда и отчаяние. Особенно хорошо это чувство известно людям одиноким, престарелым, больным, проходящим через трудные жизненные обстоятельства.
С человеческой точки зрения уныние может быть вызвано разными причинами. Нередко это не вполне удавшаяся жизнь, кончина близких или недобрые отношения с родственниками, когда они становятся хуже чужих. Нередко это обстоятельства, связанные с потерей здоровья. Нередко уныние посещает нас, когда происходит срыв в карьере, случаются конфликты на работе, когда в жизни складываются тяжелые обстоятельства. Но уныние является грехом, а значит, вне зависимости от человеческих причин у него есть некая духовная причина. И если мы эту духовную причину поймем, то все житейские обстоятельства окажутся лишь поводами к унынию.
Что происходит с человеком, когда он становится одиноким, когда уныние постигает его именно в силу одиночества? Это значит, что другие люди как бы подвели его, оставили его. Он не может возлагать на них надежду, вокруг него нет тех, кто мог бы стать ему опорой. Ну, а что происходит, когда человек теряет здоровье, когда причиной уныния является заболевание? Это значит, что человек сам себя «подвел»: он оказался недостаточно сильным, закаленным, здоровым. Возлагал надежду на самого себя, но надежда оказалась посрамленной. Ну, а что происходит, когда причина уныния — во внешних обстоятельствах, когда вдруг оказывается, что образование, служебные навыки, деньги, власть не могут помочь человеку преодолеть жизненные трудности? Уповал на деньги, на власть, на друзей, на коллег, на образование, на карьеру — и не оправдало надежд это упование.
Размышляя на тему уныния, святитель Тихон Задонский сказал замечательные слова: «Как можно верить в Бога, а надеяться на тварь?» В самом деле, уныние посещает людей верующих, но таких, кто, веря в Бога, надежду свою не на Бога возлагает, а либо на других людей, либо на самих себя, либо на жизненные обстоятельства. Может ли быть сильной вера, которая не связана с надеждой? Можно ли верить в Бога и не надеяться на Него? Подобно тому, как апостол Иаков свидетельствует, что вера без дел мертва (Иак. 2, 20), так же можно сказать, что вера без надежды мертва, потому что вера осуществляется в надежде. Надежда — это реальная сила, которая оплодотворяется верой и которая помогает человеку никогда и ни при каких обстоятельствах не впадать в уныние.
В основе уныния — маловерие, бесплодная вера, вера, которая не имеет плода, ибо самый яркий плод веры — это надежда. «Не надейтесь на князей, на сына человеческого», — учит нас слово Божие (Пс. 145, 3). Надейтесь на Бога. Но надежда на Бога не должна освобождать человека от осознания ответственности за свою жизнь и за свои поступки, потому что в таком случае на надежду будут списываться личные ошибки и даже преступления. Человек, живущий с верой в Бога, исполненный надежды на Творца, обладает внутренней силой делать все, чтобы решать возникающие перед ним задачи. В отличие от того, кто лишен веры и надежды на Бога, такой человек не подвержен чувству уныния. Как и человек неверующий, он может проходить через скорбные обстоятельства, но уныния испытывать не будет — ибо какое уныние, если Бог рядом? И даже если Бог попускает нам быть одинокими, не вполне здоровыми, попускает трудные обстоятельства, то, преломляя все это через призму своей веры, мы видим над нами руку Божию и тем самым способны обретать мирный, спокойный и уверенный взгляд на окружающую нас жизнь.
Упование на Бога, надежда на Бога есть великая сила, помогающая человеку сохранять свободу вопреки внешним обстоятельствам, сохранять мирный дух, сохранять целостным свое внутреннее душевное бытие. Никакие внешние обстоятельства не способны избавить человека от чувства уныния, если он уповает только на князей, на сына человеческого, на самого себя или на внешние обстоятельства. Дух уныния — это дух безбожия. Дух уныния — это негативная сила, разрушающая целостность человеческой жизни. Уныние и сила несовместимы. Когда же уныние охватывает общества и народы, такие народы перестают быть жизнеспособными.
Вот почему так важно сохранять веру в жизни людей. Вот почему так важно, чтобы вера сопровождалась непоколебимой надеждой. Тогда эта надежда отобразится во внутренней силе и каждого человека, и всех вместе.
Мы молимся Господу словами великой молитвы святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух уныния не даждь ми». Слыша эти дивные слова, будем возносить Господу горячую молитву, чтобы Он дал нам веру, оплодотворенную надеждой, и тогда дух уныния отойдет от наших сердец, делая нас сильными, мудрыми, спокойными и свободными. Храни вас Господь.
8 марта 2011 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Троице-Сергиевой лавре.
Русская линия
Иеромонах Тихон (Зимин): Наша национальная политика должна быть реалистичной
Священнослужители РПЦ выразили надежду на то, что Россия действительно станет Единой
Султыгов, в частности, предложил объявить 2012 год Годом русской нации. «У нас стала традиционной прекрасная практика празднования юбилеев вхождения земель и народов в состав России. В этом проявляется бережное отношение к истории нашего национального единства, истории формирования многонационального российского государства. Истории, в которой основополагающую роль сыграл русский народ. Казалось бы, это очевидная истина. Речь идет не об абстрактном народе, а о вполне конкретных людях и прежде всего молодежи — о бережном отношении к национальным чувствам обыкновенных русских парней и девушек, — если хотите, о национальной гордости великороссов, об исторической роли русского народа в созидании и сбережении России, на протяжении всей его тысячелетней истории. Ведь очевидно, что для русского человека это как минимум так же важно, как и для представителя любого другого российского народа», — заявил он.
Султыгов также отметил, что выделение в составе России республик по этническому принципу — наследие советского режима, преодолеть которое непросто, но необходимо. «Проблема в том, что не только представители относительно малых, но самого большого народа России — 80% – русские не чувствуют себя равноправными на всей территории своего Отечества. Уже на самом высоком уровне приводятся примеры того, когда для русского Россия заканчивается там, где начинается т.н. этнореспублики. Но также обстоят дела и с самоощущениями выходцев одной республики на территории другой», — отметил он.
Координатор «Единой России» напомнил, что в свое время СССР распался именно по границам национальных образований — союзных республик, и что дальнейший распад, уже по границам автономий, удалось остановить не без труда.
Султыгов предлагает национальным элитам республик, включенных в состав России, подумать об отказе от республиканского статуса — хотя и не считает формальное упразднение республик обязательным, если будет решена главная задача — добиться того, чтобы Конституция в полной мере действовала на всей территории России.
«Любые рассуждения об упразднении национальных республик сверху являются провокативными, они контрпродуктивны по определению. Другое дело, что нельзя запретить подобных решений самим республикам. Это их конституционное право», — заявил он.
С просьбой прокомментировать позицию А.-Х.Султыгова портал Regions.ru обратился к священнослужителям РПЦ.
Игумен Мелетий (Соколов) , преподаватель Московской духовной семинарии, выразил надежду, что национальная политика «Единой России» придет в соответствие с названием партии. «Инициативы и предложения Абдула-Хакима Султыгова я всецело поддерживаю и приветствую. Безусловно, наша страна должна быть единой для всех ее граждан и конституционные права граждан должны в равной мере уважаться на всей территории страны», — сказал он. «При этом для каждой, даже самой малочисленной народности должны быть созданы условия для полноценного развития. В этой связи бесценным представляется положительный опыт Российской империи», — добавил отец Мелетий. «Особенно актуальным я считаю напоминание о государствообразующей роли русского народа в предложениях Султыгова», — отметил он.
Протоиерей Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, согласился с Султыговым, что не столь важно, называются ли некоторые регионы республиками, — гораздо важнее, чтобы любой гражданин в любой точке страны ощущал себя дома. «Я — за единую Россию, за мир и дружбу между всеми народами, живущими в России. При правильной социально-экономической и национальной политике все народы будут стремиться жить вместе, а не разбегаться — ведь очевидно, что жить вместе лучше, чем порознь», — сказал он. «Собственно, на создание таких условий, чтобы всем в едином государстве жилось хорошо, и должна быть направлена государственная политика. При правильной политике и наличие автономий не будет восприниматься как угроза государственному и национальному единству», — заключил о.Алексий.
Иеромонах Тихон (Зимин) , преподаватель МДАиС, считает, что национальная политика должна быть в первую очередь реалистичной. «А реальность, как мне кажется, такова, что каждый народ хочет помнить о своих корнях и сохранять свою культурную самобытность. Предложение национальным элитам отказаться от республиканского статуса может быть воспринято как покушение на эту самобытность и автономию, которая, кстати, как и федеративное устройство государства, закрепляется Конституцией. Более того, это предложение может быть воспринято как призыв к созданию некой новой надэтнической наднациональной общности. Ведь у всех еще в памяти этот печальный опыт», — сказал он. «Мудрость и дальновидность государственной политики проявилась бы в создании таких условий для жизни, при которых у каждого человека есть ощущение страны как родного дома, и каждый народ имеет возможность полноценно и свободно развиваться. Тогда не будет почвы для сепаратизма. Тогда утратит всякую актуальность и проблема автономий», — добавил отец Тихон.
Русская линия
Вместо тюремных нар — штраф
Дмитрий Медведев своим указом существенно смягчил Уголовный кодекс
Новый закон позволяет не лишать свободы по 68 видам нетяжких преступлений, за которые ранее наказанием была только тюрьма или колония. Среди таких преступлений — мошенничество (ч.4 ст. 159 УК РФ), незаконная банковская деятельность (ч.2 ст. 172 УК РФ), легализация денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем (ч.3 и ч.4 ст. 174 УК РФ), манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (ч.2 ст. 185.3 УК РФ), коммерческий подкуп (ч.4 ст. 204 УК РФ) и т. д.
Кроме того, санкции по еще 11 составам преступлений дополняются таким видом наказания, как штраф, который может применяться в качестве основного. Речь идет, к примеру, о таких преступлениях, как незаконное использование товарного знака, за которое законом предусматривается штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. В этом перечне преступлений также оказалось незаконное участие в предпринимательской деятельности, за совершение которого вместо заключения суды смогут назначить штраф до 300 тыс. руб.
В свою очередь, по 12 другим составам преступлений вводится альтернативное наказание в виде исправительных работ, в основном на срок до 2 лет. При этом в качестве основного наказания принудительный труд может применяться и за совершение таких общественно опасных преступлений, как убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ), убийство при превышении пределов необходимой обороны (ст. 108 УК РФ), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) и т. д.
Наряду с этими изменениями законом исключается нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста по 115 составам преступлений.
Также предусматривается, что в случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом.
Вместе с тем в ходе доработки документа в действующем УК РФ было решено сохранить нижние пределы санкций в виде лишения свободы по ряду составов преступлений. Среди них — грабеж и вымогательство, если они были совершены организованной группой или в особо крупном размере (ст. 161 и ст. 163 УК РФ), а также разбой при условии совершения этого преступления организованной группой или незаконного проникновения в жилище либо в особо крупном размере (ст. 162 УК РФ).
«Я выражаю серьезную озабоченность в связи с тем, что наши суды смогут перестроиться с учетом отмены низших пределов наказаний. Угрозу также представляет и неподготовленность общества к реформе. Необходимо провести серьезную разъяснительную работу, чтобы либерализация была понятной для общества и не привела к росту преступности, к мысли о том, что от наказания можно уйти», — сказала адвокат Нина Еременко, чьи слова цитирует сайт РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации).
Еременко подчеркнула, что с вступлением в силу поправок в УК на суды ложится обязанность досконально изучать личности подсудимых, мотивы совершения ими преступлений, чтобы в случае установления вины назначать справедливое наказание в соответствии с конкретным обстоятельством дела.
По ее мнению, новые условия назначения наказаний сделают неприемлемым тот конвейерный подход к назначению наказаний, который подчас имеет место в судах.
Еременко обратила внимание на необходимость составления правоприменительной практики и выработки инструкций Верховным судом России. «Потребуются обобщения судебной практики судами высших инстанций, постановления пленумов Верховного суда. Ждать, что конкретный федеральный судья завтра в полной мере начнет применять новый закон нельзя», — пояснила она.
Адвокат Мурад Мусаев рассматривает поправки как важный элемент в реформе негибкого и зачастую непродуманного Уголовного кодекса. «Одна из основных проблем кодекса — одинаковые наказания за преступления разной степени тяжести. Так, за вымогательство, совершенное группой лиц, и за убийство одного человека у нас примерно одинаковое наказание: до 15 лет. То есть, если два человека подойдут к третьему и скажут ему: давай нам 1 миллион рублей, или мы тебя изобьем, то они получат такое же наказание, что и убийца», — пояснил Мусаев.
По его мнению, Уголовный кодекс нуждается в дальнейших изменениях, в частности, полном уничтожении нижнего предела наказания, связанного с лишением свободы. «Нижний предел попросту лишний. Наши судьи все равно не будут назначать «несоразмерно низкое «наказание. Они никогда не приговорят к одному году условно, скажем, наемного убийцу», — уверен адвокат.
Все адвокаты, согласившиеся ответить на вопросы РАПСИ, выразили уверенность в том, что новые поправки сделают систему наказаний более справедливой и гуманной. Юристы обращают внимание на то, что поправки носят либеральный характер, предоставляют больше свободы судье при вынесении приговора. Вместе с тем, большую значимость приобретают характеристики личности подсудимого, такие факторы, как мотив преступления, его конкретные обстоятельства. «Эти поправки либерализуют Уголовный кодекс и делают его более гуманным», — считает адвокат Дмитрий Баранников.
По убеждению адвоката Людмилы Айвар, разрешение не использовать лишение свободы как наказание по ряду статей соответствует интересам правосудия и будет положительно воспринято обществом. Она заявила, что российское общество разуверилось в целесообразности тюрем как исправительных учреждений.
«До изменений в Уголовном кодексе судьи могли назначить наказание более мягкое, чем предусмотрено законом, только в исключительных случаях. Да и то они рисковали бы своим креслом. После поправок у судей появилась возможность быть более гуманными, не рискуя своей карьерой», — отметила Айвар.
Русская линия
Епископ Лонгин: «Пост — это время, когда мы, очищая свое сердце от греха, стремимся стать хотя бы немного ближе ко Христу»
Правящий архиерей Саратовской и Вольской епархии обратился с посланием к пастве в дни Великого поста
«Призывая нас к постному подвигу, к определенному самоограничению, Церковь всеми средствами помогает нам понести этот труд, — отметил владыка. — Удивительное по своей глубине и силе воздействия на душу богослужение Великого поста покажет нам примеры истинного покаяния, преображения человеческого сердца, восстания из самой мрачной греховной глубины к Свету, — как исполнение неложного обещания Божия: Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю (Ис. 1, 18). Если, вглядываясь в свою душу, человек просит Бога даровать ему зрение своих грехов, начинает труд по самоисправлению, если, осознав свою духовную нищету, свою нужду в Спасителе, прибегает к Нему в Таинствах покаяния и причащения — Господь обязательно подает Свою благодатную помощь».
По словам архипастыря, «в дни Страстной Седмицы богослужение соделает нас свидетелями последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, прощальной беседы Его с учениками, участниками Тайной вечери, а в день Его Крестной смерти — приведет ко Кресту, чтобы мы могли сострадать Ему». «Да поможет нам Господь с пользой для души совершить поприще поста, изменившись или хотя бы осознав ту бездну падения, в которой мы находимся; да возродит в наших сердцах стремление к святости, к которой призван каждый христианин».
«Пост — это время, когда мы, очищая свое сердце от греха, стремимся стать хотя бы немного ближе ко Христу, — подчеркнул владыка Лонгин. — Но, как земля, очищенная от плевел, но не засеиваемая добрыми семенами, зарастает сорняками еще быстрее и гуще — так и сердце человеческое, если мы не будем стараться наполнить его добродетелями, творить дела любви, вновь зарастает тернием страстей: гордости, тщеславия, осуждения других людей. Как часто мы ставим себя выше остальных, присваивая себе право, которого не имеет ни один человек на земле — право оценивать и осуждать других! Святая Церковь особенно предостерегает нас от этого в дни Великого поста. Поэтому, как наставляет нас апостол, будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр. 10, 24), будем стараться, как ученики Христовы, преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (1 Тим. 6, 11)».
«От всего сердца желаю вам, дорогие братия и сестры, в крепости и целостности душевных и телесных сил, с неослабевающим усердием проходить поприще великопостного подвига. Да сподобит нас Господь, достойно совершив его, стать общниками непостижимой Пасхальной радости светлого Христова Воскресения!», — заключил архипастырь.
Русская линия
Каддафи готов пойти на «мировую»
Повстанцы пока не приемлют условия диктатора, и готовы биться до конца
М. Каддафи якобы готов отказаться от власти при условии предоставления ему «определенных гарантий», — передает катарский телеканал. В обмен на уход из власти М. Каддафи хотел получить гарантии личной безопасности для себя и своей семьи, а также судебную неприкосновенность.
Ранее М. Каддафи и члены его семьи последовательно отрицали возможность ухода в отставку этого политика. Недавно один из сыновей ливийского главы Аль-Саади Каддафи заявил, что если его отец откажется от власти, страна распадется на несколько частей по примеру Сомали.
Национальный совет, выполняющий функции временного правительства на подконтрольных повстанцам восточных территориях Ливии, отказался от предложенных условий, сообщает РИА «Новости». Предложение было отвергнуто из-за того, что предоставляло для Каддафи возможность уйти «с почетом», что стало бы оскорблением для жертв его режима, пояснили источники катарского телеканала.
Накануне аль-Талхи, который был главой ливийского правительства в 1980-е годы и которого теперь называют посредником на переговорах с повстанцами, выступил в эфире государственного телеканала. Он обратился к лидерам оппозиции и призвал их «использовать шанс для национального диалога и разрешения кризиса». Бывший премьер призвал оппозицию «прекратить кровопролитие» и не позволить иностранцам «вмешаться во внутренние дела Ливии и захватить ее снова». В эфире, однако, Талхи не уточнял, на какие уступки готов пойти Каддафи.
Сам Каддафи публично не говорит о возможной капитуляции. Ранее он смеялся в ответ на вопрос, уйдет ли он в отставку и утверждал, что народ его любит. Кроме того, Каддафи настаивает, что у него нет реальной власти, и он является моральным лидером нации, подобным английской королеве.
Национальный совет, учрежденный 27 февраля, состоит из тридцати представителей ливийской оппозиции из разных районов востока Ливии — как военных, так и гражданских лиц. Временному правительству поручено, в частности, наладить нормальную жизнь на неподконтрольных Каддафи территориях и подготовить проведение всеобщих выборов в течение ближайших трех месяцев.
Русская линия
«Чёрные ястребы» кружат над Кабардино-Балкарией
«Антиваххабиты» собираются стать грозой бандподполья
«Если твоими лесными бандитами будут предприняты какие-то активные действия по отношению к жителям Кабардино-Балкарии, то «Черные ястребы» начнут карательные действия в отношении любого члена рода твоих бандитов, — пишут «Черные ястребы».
Также, по их словам, они располагают достаточными сведениями для того, чтобы выслеживать тех, кто причастен к бандитским формированиям.
«Каждого из них постигнет кара», — пообещали антитеррористы.
Кроме того, антиваххабиты пригрозили и тем боевикам, которые будут вымогать у предпринимателей даньги на так называемый «джихад». При этом наказание ждет не только самого вымогателя, но и его род, который понесет ущерб «такой, какой тебе (Аскеру Джаппуеву) и не снился».
Напомним, антитеррористическая группировка «Черные ястребы», участники которой намерены бороться с боевиками их же средствами, заявила о себе в начале марта. Представитель этой организации заявил, что «Черные ястребы» — это жители республики, которых «достал беспредел, творимый этой бородатой нечистью».
«Сейчас они начинают взрывать в центре города, ведут реальную террористическую войну, а там страдают женщины и дети. Нам это надоело», — заявил один из «ястребов». Он также пригрозил начать убивать семьи и детей боевиков, чтобы те «на своей шкуре испытали, как это больно».
Добавим, как заявил ранее член Национального антитеррористического комитета (НАК), первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, появление в Кабардино-Балкарии движения «Черные ястребы», противопоставляющего себя террористическому подполью, вполне естественно и оправдано.
По его словам, ваххабиты из террористического подполья обложили бизнес в республике «данью на джихад». «Этих людей местные жители называют не иначе как бородачи. И отказ от дани грозит поджогом, убийствами и похищениями», — подчеркнул Александр Торшин.
Между тем, как он подчеркнул, появление такой структуры приведет, без всякого сомнения, к эскалации конфликта в регионе. «Это такая гражданская война с бандподпольем. Я выскажу парадоксальное мнение: я считаю, что местным правоохранительным органам надо не бороться с этими приличными людьми из «Черных ястребов», которых достали ваххабиты, а использовать их, поскольку они могли бы стать хорошим информационным каналом», — полагает Торшин.
Напомним, что не так давно РЛ публиковала материал, где цитировалось противоположное мнение. В частности, директор РИСИ, генерал-лейтенант Леонид Решетников считает, что с попытками самосуда необходимо бороться, так как это преступление. «Ястребы возникают только тогда, когда власть не справляется», — считает он. По мнению Леонида Петровича, руководители органов исполнительной власти и правоохранительных органов сами должны нести ответственность за то, что не могут организовать эффективную работу по нейтрализации бандитов.
Русская линия
Последний соучастник убийства Егора Свиридова задержан в Махачкале
Свою вину Рамзан Утарбиев по-прежнему не признаёт
Как сообщает пресс-служба Следственного комитета, Рамазану Утарбиеву ранее было заочно предъявлено обвинение по ч.2 ст. 213 и ч.2 ст. 116 Уголовного кодекса — «Хулиганство, совершенное по предварительному сговору группой лиц с применением оружия» и «Нанесение побоев из хулиганских побуждений». В настоящее время решается вопрос о препровождении Р. Утарбиева в Москву для проведения с ним следственных действий.
Ранее по данному уголовному делу были задержаны и по ходатайству следствия судом арестованы Аслан Черкесов, обвиняемый в убийстве Егора Свиридова, а также Акай Акаев, Хасан Ибрагимов, Нариман Исмаилов и Артур Арсибиев, которым Главным следственным управлением Следственного комитета по городу Москве предъявлены обвинения в хулиганстве и нанесении побоев. Расследование уголовного дела продолжается.
Напомним, в феврале 2011 г. Р. Утарбиев записал видеообращение, в котором рассказал, что скрывается от следствия, поскольку опасается за свою жизнь. Он заявил, что драку на Кронштадтском бульваре первыми начали болельщики футбольного клуба. Ему и его товарищам якобы пришлось обороняться от напавших болельщиков. Такие же показания дали его друзья, которые были задержаны ранее. Между тем свидетельства других участников драки расходятся с заявлениями Р.Утарбиева.
Е. Свиридов был убит в Москве в ночь на 6 декабря 2010 г. Тогда на Кронштадтском бульваре завязалась драка между уроженцами Северного Кавказа и болельщиками футбольного клуба «Спартак». Один из кавказцев выстрелил в Е. Свиридова из травматического оружия. От полученных ранений в живот и голову 28-летний болельщик скончался. Это преступление вызвало крупные беспорядки в столице. 11 и 12 декабря 2010 г. несколько тысяч человек собрались в центре столицы, учинили погромы и потасовки с милицией.
В ответ на эти выступления уроженцы северокавказских республик по интернету договорились провести ответные акции 15 декабря 2010 г. у торгового центра «Европейский». В результате это несанкционированное мероприятие, которое прошло на Площади Европы, вылилось в беспорядки, а также локальные потасовки в разных районах столицы. Попытки организации несанкционированных митингов предпринимались и в других городах России.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем митрополита Евгения (Болховитинова)
Он родился 18 декабря 1767 года в семье бедного священника и в миру звался Евфимием Алексеевичем Болховитиновым. В 10 лет осиротев, он поступил в архиерейский хор, затем получив образование в Воронежской духовной семинарии и Московской Славяно-греко-латинской академии, Е.А.Болховитинов служил преподавателем, а затем ректором Воронежской духовной семинарии. В 1800 г. он принял монашество, и вскоре стал учителем философии, красноречия и префектом Александро-Невской духовной семинарии в Петербурге. Последовательно занимал пост викария Новгородского (с 1804 г.), епископа Вологодского (с 1808 г.), Калужского (с 1813 г.), Псковского (с 1816 г.) и митрополита Киевского (с 1822 г.).
Будущий митрополит был членом Российской академии и Общества истории и древностей российских. До принятия монашеского сана он увлекался западно-европейскими просветителями, уповал на всемогущество человеческого разума. Однако после принятия монашества (в результате смерти жены и троих детей) он кардинально изменил свои воззрения. Со временем митрополит Евгений стал последовательным консерватором, который отказывался принимать всевозможные «новизнолюбивые» теории за их интеллигентский деспотизм и целенаправленное подавление творческого потенциала человека при помощи «прогрессивных» и «гуманных» идей.
Митрополит Евгений был также выдающимся для своего времени историком и архивистом. Он много ездил по монастырям, разбирал архивы, списывал надписи; по его распоряжению в архиерейский дом целыми возами доставляли разного рода архивный материал, среди которого находились такие памятники, как сочинения Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского и др. Он прославился такими работами как «Полное описание жизни преосвященного Тихона», «Историческое изображение Грузии», «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», издал «Памятный церковный календарь», заключающий в себе немало материала для «Истории российской иерархии» и многими другими. Но главным трудом его жизни стал «Словарь духовных писателей России», который владыка составлял более двадцати лет.
В этот день в 1917 г. начались уличные беспорядки в Петрограде, завершившиеся февральским государственным переворотом. Накануне Государь покинул столицу, отправившись в Ставку. 23 февраля 1917 г. был четверг второй седмицы Великого поста.
Русская линия
В Московской духовной академии состоится семинар, посвященный вопросам славянской библеистики
Семинар посвящен вопросам славянской библеистики. Со времен равноапп. Мефодия и Кирилла библейский текст является идейной и художественной основой славянской культуры. В рамках семинара на многочисленных примерах будет проведен анализ восприятия и функционирования библейского текста в традиционной православной культуре, а также определено значение библейских мотивов для средневекового литературного творчества.
Посетить семинар приглашаются все желающие. Место проведения: Большой актовый зал МДА.
Темы семинара:
– Церковнославянская литература как система.
– Библия в системе церковнославянской литературы.
– Священное Писание и богослужение у православных славян.
– Библейские элементы в цсл. агиографии и гомилетике.
– Библейские элементы в цсл. гимнографии и евхографии.
Расписание работы семинара:
14 марта (понедельник) — 9.00 — 11.35
15 марта (вторник) — 9.00 — 11.35
16 марта (среда) — 9.00 — 11.35
17 марта (четверг) — 11.55 — 14.30
18 марта (пятница) — 11.55 — 14.30
Наумов А.Е. Род. 6 июля 1949 г. в семье священика Польской Православной Церкви. В 1971 году окончил славянскую филологию в Кракове. Вся научная карьера связана с Ягеллонским университетом (доктор 1974, доцент 1983, профессор 1996). Преподавал в Сербии, Италии, Болгарии, США и в Университете «Адам Мицкевич» в Познани. С 2003 постоянно читает лекции в Кракове и в Венеции.
Русская линия
В Москве стартовал фестиваль «Традиции и Современность»
На пятом, юбилейном, фестивале, который продлится по 10 марта, свои работы представят более двухсот живописцев, скульпторов, фотографов, графиков, мастеров прикладного искусства из России, Франции, Италии, Германии, Греции, США и Румынии.
Наряду с работами известных мастеров — Василия Нестеренко, Дмитрия Белюкина, Владимира Суворовцева, на фестивале можно будет увидеть работы начинающих и малоизвестных художников Евгении Инфелициной, Александра Карпычева, Марины Жгивалевой.
Среди спецпроектов фестиваля — «Великая Россия», показывающий, по задумке организаторов, искусство всех федеральных округов России и стран ближнего зарубежья. Также в «Манеж» привезут гобелены бельгийского художника Эдмонда Дюбрафо и «Отражения» Миши Ленна — серию живописных работ, выполненных в особой авторской манере.
Традиционно на фестивале покажут коллекцию уникальных кукол из музейных, галерейных и частных собраний. Победителей конкурсной программы фестиваля в номинациях «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Фотография», «Прикладное искусство» и «Музейное дело» определит международное жюри, которое возглавляет вице-президент Российской академии художеств Таир Салахов.
Главную награду фестиваля, бронзовую статуэтку «Вера», вручат на торжественной церемонии в октябре в Волгограде. Тогда же на четырех площадках города покажут работы художников Южного федерального округа, не представленные в Москве. В этом году фестиваль «Традиции и Современность» впервые пройдет под эгидой ЮНЕСКО.
Русская линия
Светлана Медведева открыла в Венеции центр изучения культуры России
Центр, созданный при участии Фонда социально-культурных инициатив, возглавляемого супругой президента РФ, будет действовать при кафедре русского языка и культуры, одной из старейших и виднейших научных баз русистики в Италии. Светлана Медведева, приветствовавшая собравшихся по-итальянски, назвала открытие центра «важнейшей акцией Года российской культуры и русского языка в Италии и Года итальянской культуры и итальянского языка в России», официальный старт которым был дан в Риме 16 февраля. «Центр будет оказывать всестороннюю поддержку научным и общественным организациям в изучении культурно-исторического наследия России и русского языка. Будет вести научно-исследовательскую и просветительскую деятельность. Центр также призван помочь укреплению контактов крупнейших учреждений культуры и искусства двух стран», — объявила Светлана Медведева. Она особенно отметила важность работы с молодежью в рамках этой инициативы.
В свою очередь итальянский министр Мариастелла Джельмини выразила надежду, что и другие итальянские вузы последуют примеру «Ка'Фоскари».
Открытие центра закреплено в протоколе о намерениях, под которым свои подписи поставили вице-президент Фонда социально-культурных инициатив Татьяна Шумова и ректор университета Карло Карраро. Он заявил, что «Центр изучения культуры России» сразу становится международным. «У нас много партнеров не только в России и Европе, но и в Америке, в Лос-Анджелесе», — сообщил Карло Карраро. Директор центра с итальянской стороны профессор Сильвиа Бурини рассказала, что у центра уже есть большие планы: в июне состоится выставка из Государственного Эрмитажа, а также экспозиция работ современного художника Дмитрия Пригова, которая будет приурочена к Венецианской биеннале искусства, а осенью — фестиваль молодого российского кино. А первой инициативой центра стала открывшаяся в воскресенье выставка работ российского художника Сергея Андрияки, создавшего уникальную «Школу акварели».
В ходе сегодняшней торжественной церемонии был вручен сертификат на передачу в дар библиотеке Московской духовной академии 21,568 тысячи книг по истории религии, теологии, философии из различных библиотек Северной Италии и папских университетов Рима.
Университет «Ка'Фоскари», созданный в 1868 году как первая в Италии Бизнес-школа, ныне более известен как одно из лучших учебных заведений с лингвистическим уклоном. Здесь преподаются 40 языков, среди которых русский занимает особое место — здешняя кафедра русского языка — одна из первых в Италии.
Русская линия
Во вторник первой седмицы Великого поста Патриарх Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь
Затем Предстоятель Русской Церкви молился в Воскресенском соборе обители, где были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня.
После богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом о грехе любоначалия.
Сегодня вечером Святейший Патриарх Кирилл совершит великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Троице-Сергиевой лавре.
Русская линия
В Болдино освятили иконостас в пушкинской церкви
Храм был построен в год рождения Александра Сергеевича Пушкина. Эту церковь поэт описал в одном из стихотворений.
На богослужении присутствовал полпред в ПФО Григорий Рапота.
После освящения архиепископ Георгий отметил, что оно совершено в день памяти святителя Льва, епископа Катанского, являющегося тезоименитым святым Льва Александровича Пушкина (деда поэта), который и построил Успенскую церковь в селе Большое Болдино.
Русская линия
Администрация турецкого музея признала, что экспонируемые ими «мощи» Святителя Николая ненастоящие
Николай Чудотворец, один из наиболее почитаемых в христианстве святых, по преданиям родился во второй половине III века в городе Патара в Ликии (территория нынешней Турции в провинции Анталья). После смерти он был объявлен святым, с V по IX век к его могиле в Мирах Ликийских (ныне Демре) совершалось паломничество, в 1087 году она была ограблена, а останки святителя увезены в Италию, в город Бари, где хранятся по настоящее время.
«Наши многолетние усилия по борьбе за торжество истины принесли свои плоды. Частицы мощей, переданные в 1925 году неизвестной итальянкой музею Антальи, которые 86 лет хранились там и преподносились в качестве мощей Святого Николая, изъяты из демонстрации в качестве экспонатов», — сказал собеседник агентства.
«В последний раз мы обратились к министру туризма с просьбой запретить показ псевдомощей 20 декабря 2010 года, и вот узнали, что она удовлетворена, музею поступило соответствующее указание», — добавил он.
По словам собеседника, это событие примечательно тем, что удалось, хоть и поздно, исправить важную историческую ошибку.
«Настоящие останки святителя хранятся в Бари, и ни у кого на этот счет не должно быть сомнений», — отметил глава совета.
Русская линия