Русская линия
<< Полная сводка новостей от 7 марта 2011 >>

Начался Великий пост
Сегодня Чистый понедельник — первый день говенья

Христос в пустынеПервый день Великого поста называется Чистым понедельником. Это название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий пост очищенными духовно — через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье — и телесно.

Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя — Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды — в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.

Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста — некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года.

Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образно представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», — такими словами начинается Великий канон. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», — повторяет хор особым великопостным распевом после каждого тропаря канона.

Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» (вдохновившая Пушкина на стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны», являющееся, по сути, парафразой этой великопостной молитвы). В этой молитве — несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».

В течение всего Великого поста по будним дням не совершается Литургия — главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим постом служат Литургию Преждеосвященных Даров — особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название — «преждеосвященных Даров») на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре.

Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе — Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое — преподобной Марии Египетской.

В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII—XVIII вв.еках в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии — чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. «Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению», — поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.
Русская линия


Протоиерей Димитрий Смирнов: «Получается, что источником власти в нашей стране является не народ, а Андрей Фурсенко»
Глава Синодального отдела призывал общественность дать жёсткий отпор введению в школе т.н. «нового образовательного стандарта»

Протоиерей Димитрий Смирнов«Сначала мне вообще не хотелось говорить на тему реформы нашего образования, потому что я увидел, что народ настолько пассивен, что такое ощущение, что он просто безразличен к судьбе собственных детей. Наш министр Андрей Фурсенко с упорством, достойным лучшего применения, двигает систему образования к определенной ситуации. Родители против, директора против, учителя против, многие, занимающие высокие посты в государстве высказываются против — премьер-министр и другие. Но всё равно — дело идёт. Получается, что источником власти в нашей стране является не народ, как это по конституции, а Андрей Фурсенко, дай Бог ему доброго здоровья», — заявил на своём мультимедийном блоге глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, призывая общественность дать жёсткий отпор введению нового образовательного стандарта.

«Мое предыдущее выступление по поводу антихриста натолкнуло меня поговорить и об этом, — отметил отец Димитрий. — В силу того, что большинство людей по своей природе, по масштабу своих личностей, они ну не могут представить даже масштаб происходящих перемен, и настолько глубоко заняты ну какими-то собственными делами, что вот о тех реформах, которые будут в 2016 году или 2020, как-то даже и не помышляют. Поэтому можно что-то вводить сразу, а можно вводить постепенно, и людей как бы к этому приучать. Поэтому видя, что происходит, совершенно понятно, что та система образования, которая давала у нас хорошие результаты, она будет полностью разрушена в угоду каких-то формальных идей. Ну, например, чтобы наши дипломы признавались в Европе. Звучит вроде нормально, но с точки зрения государства, нам это надо? Зачем? А затем, чтобы здесь готовить, а там бы они работали на другие страны. Но где же логика?»

«Раньше, при советской власти, человек закончив ВУЗ, обязан был работать какое-то время по распределению, — подчеркнул священник. — Но если мы заботимся о том, чтобы наши образованные мальчики и девочки работали в Европе или Америке, тогда, конечно, нужно сделать единую систему образования. Но ведь, наоборот, это же очень удобно, когда у нас одна железнодорожная колея, а в других странах другая — если будет сухопутная война, то невозможно будет эшелоны со снарядами переводить на другие рельсы. То есть это мудрейшая ситуация. Ведь когда едут люди в отпуск, скажем, в Баден-Баден, то можно пересесть в другой поезд, а когда везут снаряды? Так же и здесь. И вот очень много из того, что предлагается, — так всегда действует антихрист. Потому что он против Бога, он действовал так еще когда в виде змея предлагал Адаму и Еве плод: вкусите и будете, как боги, знающие добро и зло. Ну и что в результате получилось?»

Поэтому, по словам отца Димитрия, Фурсенко действует точно также, как некогда действовали коммунисты. «Что они обещали, когда захватили власть, захватили путем переворота, нелегитимно? Декрет «О земле» — восстановили крепостное право, крестьяне не имели даже паспорта, их согнали с земли и превратили в колхозников, то есть в государственных рабов. Декрет «О мире» — сначала получили гражданскую войну, потом получили страшный голод, а потом получили II Мировую войну, в которой тоже десятки миллионов погибли. А третий декрет знаете какой? «Об Учредительном собрании» — сколько оно просуществовало? Несколько часов? — потом его разогнали. Все от начала до конца обман — предлагается некий лозунг, люди за него цепляются. Красивое слово «реформа».

«Я, к счастью, знаком с педагогикой, и прекрасно понимаю, в чем смысл педагогики, если нужна реформа, то в чем? — исключительно в образовании педагогов и в их воспитании, — подчеркнул глава Синодального отдела. — Подлинная школа зависит исключительно от ума и сердечного качества педагога, а не от того, какие там используются технологии, как принимают экзамены и т. д. Если педагоги — жулики, то никакое ЕГЭ не спасет, что собственно и показано. Как Иван Андреевич Крылов говорил в басне про квартет: «Вы, друзья, как не садитесь, в музыканты не годитесь» — можно педагогов пересаживать, насыщать их какими-нибудь новыми технологиями — ничего не изменится. Андрей Фурсенко совсем неглупый человек, я с ним знаком, и раз он это делает, ему зачем-то это надо — более того, при совершенно отрицательных результатах или неизвестном конце, просто делать во имя того, чтобы делать».

Однако, наиболее печально в этой ситуации, по мнению отца Димитрия, то, что народ совершенно пассивно к этому относится. «В нашей стране, оказывается, один человек может поставить на уши весь народ, потому что образование наших детей касается каждой семьи. И что? Никто ничего не может сделать, не могут, не хотят, не знают и вообще, как будто они не хозяева страны, системы образования и т. д. Если вернуться к предыдущим проблемам по поводу электронных паспортов. Вот технологии, которые касаются всех, и никто ничего не делает. Неужели если кто-то заартачится и не будет принимать электронный паспорт, что-то изменится в стране или где бы то ни было? Надо подумать, хозяева ли мы своей страны и той действительности, которую мы формируем или это все отдано на откуп тем людям, которых мы не выбирали, не назначали, которым мы только платим зарплату, и никакого влияния. Максимум, нам позволяют общественные обсуждения — пообсуждать мы можем. Но опять же, Иван Андреевич Крылов говорил: «а Васька слушает, да ест».
Русская линия


Патриарх Кирилл: Покаяние — это центр великопостного поприща
Предстоятель РПЦ совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя

Патриарх Кирилл совершает Чин прощения Вечером 6 марта 2011 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.Ru.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений; епископ Павлово-Посадский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; диакон Николай Ребиндер, клирик Корсунской епархии; духовенство кафедрального собора и храмов Москвы.

За богослужением молились заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов), ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев), руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк), председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

После пения великого прокимна и закрытия Царских врат Предстоятель Русской Православной Церкви и духовенство переоблачились в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, где он в частности сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшним вечерним богослужением мы вступаем на поприще Великого поста. Мы вступаем в Великий пост через особый чин прощения, и это не случайно. Первыми словами проповеди Спасителя были слова, призывающие к покаянию: „Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие“ (см. Мф. 4, 17). Если вдуматься в эти слова, то возникает много вопросов. В каком смысле Спаситель говорил о том, что приблизилось Царствие Небесное, Царствие Божие? Спустя две тысячи лет мы видим, что Царствие Божие в мире не наступило. Но ведь Спаситель многократно говорил о приближении Царствия Божиего: „Истинно говорю вам, что многие из стоящих здесь не увидят смерти, как узрят Царствие Божие, грядущее в силе“ (см. Мк. 9, 1). И это не напрасные слова — это свидетельство о великой истине, что с пришествием в мир Спасителя Царствие Божие стало доступно каждому человеку. Каждый, кто приходит в этот мир, имеет возможность войти в Царствие Божие.

Но есть непременное условие, есть некий „проходной билет“ в это Царствие, и этим условием является покаяние. Царствие Божие, которое, по слову Самого Спасителя, внутри каждого человека (см. Лк. 17, 21), есть царство мира, радости, правды, любви, блаженства. Царствие Божие есть полнота бытия и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. В переводе на обычный человеческий язык, которым мы пользуемся, Царствие Божие есть великое, абсолютное счастье, больше которого нет ничего.

Удивительно, что для вхождения в это царствие не требуется ничего из того, что является столь вожделенным, столь необходимым, столь важным для каждого современного человека. Чтобы войти в это царствие, не нужно занимать высокого места в обществе. Чтобы войти в это царствие, не нужно быть могущественным, обладающим властью человеком. Чтобы войти в это царствие, не нужно денег, не нужно человеческого успеха. Чтобы войти в это царствие, нужно покаяться — и никаких других условий нет. А потому Царствие Божие открыто для всех — для богатых и для бедных, для могущественных и для слабых, для удачливых и даже для тех, кто очень неудачлив с обыденной точки зрения.

послушницаА почему именно покаяние? Потому что Царствие Божие — это царство, где присутствует Бог, где нет зла, где нет лжи, где нет нравственной грязи, где свет и правда. „В злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху“ (Прем. 1, 4), учит нас слово Божие. Свет Божественного Царства не может войти в злохудожную душу, ибо свет и тьма несовместимы. Если в свете тьма, то это уже не свет — мы это хорошо знаем из жизненного опыта. Там, где свет перемешивается с тьмой, там сумерки, а сумерки — это не свет. Там, где грех и зло, там не может быть в полноте Божией правды и Божиего Царства.

Каждый из нас несет внутри себя человеческую неправду и грех. Более того, в течение жизни мы так сращиваемся со своими грехами, что они становятся частью нашего бытия; иногда мы опираемся на эти грехи, чтобы добиваться своих жизненных целей. Сегодня тот день, когда мы должны подумать о своей жизни, ясно представить себе, что с нашими грехами и с нашей неправдой мы не сможем войти в Царствие Божие. Господь, нисходя к каждому из нас, дает нам удивительную способность к самоочищению. Этой силой, очищающей человеческий разум и человеческое сердце, является покаяние.

Покаяние есть в первую очередь осознание своей неправды. Мы признаем целесообразность самокритики во многих областях человеческой деятельности. Мы считаем, что политические деятели, неспособные критически оценить свои собственные действия, поступают неправильно. Мы считаем, что начальник, неспособный критически взглянуть на свою работу, подвержен ошибкам. Мы считаем, что исполнитель, который не умеет трезво оценить свои действия, чаще всего допускает ошибки. Почему же, допуская критическую оценку своих профессиональных возможностей, способностей и действий и считая это непременной положительной чертой каждого человека, мы часто исключаем покаяние из нашей жизни? Покаяние и есть критическая оценка самого себя, но не перед лицом людей, потому что в самокритическом отношении к себе всегда присутствует нечто не соответствующее в полной мере истине — из-за слабости, из-за боязни, из-за неготовности раскрывать душу другим людям. Покаяние есть возможность сбросить с себя грех, сказав самому себе правду о своей собственной жизни, и сделать это пред лицом Божиим.

Вот почему покаяние — в центре великопостного поприща. Чтобы помочь человеку раскаяться пред Богом, Церковь вводит его в особую благодатную стихию великопостных богослужений, молитвы, частого причащения Святых Христовых Таин. Время поста — это время очищения души, время, когда мы готовим себя к принятию Царствия Божия.

С чего же должно начаться наше покаянное поприще? Оно должно начаться с очень простого и одновременно очень трудного дела. Мы должны в первую очередь найти в себе силы и мужество принести покаяние перед нашими ближними, как бы трудно и больно это ни было. Перед лицом тех, кого мы обидели и даже перед лицом тех, кто нас обидел, принести покаяние, сказать простое слово „прости“. Сказать его не машинально, не по обычаю только, но с полным осознанием того, что без этого примирения с ближним не может быть внутреннего очищения человека, не может начаться дорога в Царствие Божие. И Церковь призывает нас к этому деянию сегодня. Найдем в себе силы сказать нашим ближним „прости“. В первую очередь тем, с кем мы живем бок о бок, входя нередко в бытовые, семейные конфликты. Сказать это и тем, с кем мы работаем и с кем наши отношения также могут быть омрачены. Сказать это и ближним, и дальним, потому что раскаяние пред ближним есть первый шаг на пути нашего раскаяния пред Богом. И да поможет всем нам Господь обрести внутреннюю силу, дабы сегодня сделать столь важный шаг на пути к Царствию Божиему. Аминь.

Я сознаю, что и мне не все удается сделать так, как, может быть, от меня ожидали люди. Сознаю, что мои слова могут кого-то раздражать, вызывать несогласие, порождать конфликтный потенциал. Я сознаю также и то, что по человеческой немощи не могу сделать всего того, что хотел бы сделать и чего от меня часто ожидают. Также сознаю и то, что по человеческой немощи мог кого-то обидеть — вольно и невольно, словом или делом или даже мыслию своею. За все это перед вами, а в вашем лице — перед всей Церковью, перед народом нашим приношу покаяние. Благословите и простите меня, отцы, братья и сестры. А теперь я прочитаю молитву перед началом Великого поста».

После проповеди Святейшего в храме состоялся чин прощения. Испросив друг у друга и у народа прощения, Патриарх Кирилл и сослужившие Его Святейшеству иерархи и священнослужители благословили верующих на прохождение поприща Великого поста.
Русская линия


Протоиерею Владимиру Вигилянскому исполнилось 60 лет
Предстоятель Русской Церкви наградил руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси орденом равноапостольного князя Владимира III степени

6 марта 2011 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме в честь святителя Николая Чудотворца в Покровском, по окончании которой поздравил руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси протоиерея Владимира Вигилянского с 60-летием со дня рождения, сообщает Патриархия.Ru.

Патриарх Кирилл наградил протоиерея Владимира Вигилянского орденом св. равн. кн. Владимира III степениВо внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви и в связи с 60-летем со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил отца Владимира орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. «Взаимодействуя со средствами массовой информации, что так непросто в наше лукавое время, отец Владимир совершает очень важное служение, свидетельствующее о присутствии Церкви в нашем обществе и о тех великих идеалах, которые она несет миру. Благодарю Вас, отец Владимир, за Ваши труды», — сказал Святейший Патриарх, вручая награду юбиляру.

С 60-летием со дня рождения отца Владимира также поздравили главы Синодальных отделов, духовенство и многочисленное верующие Русской Православной Церкви, отмечает газета «Татьянин день». «Отец Владимир прошел через очень нелегкую школу — быть христианином в современной журналистской среде. Эта школа его духовно укрепила и помогла стать самоотверженным церковным тружеником и добрым пастырем. Сегодня священнику очень важно знать и светский мир, и жизнь приходской общины. Отец Владимир прекрасно знает и то и другое», — отметил в своем поздравлении председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

«Я всегда вдохновлялся его способностью быть верным Церкви, работать ради неё, бороться за её благо даже при глубоком знании всех тех негативных сторон, которые есть в церковной жизни. Если они нам встречаются (а их, увы, немало), они должны не повергать нас в уныние, отчаяние или злобу, но побуждать нас больше любить Церковь и больше трудиться для того, чтобы ничто не мешало людям в ней славить Бога и проповедовать Христа. Отец Владимир подает добрый пример такого отношения к церковным нестроениям и сложностям» — подчеркнул отец Всеволод.

«Отец Владимир — человек глубоко знающий, много повидавший и тонко чувствующий. Естественно, эти качества не вмещают в себя всех его достоинств, но именно они ассоциируются у меня с образом батюшки. Наверное, именно они позволили ему сделать то многое, что уже достигнуто, и двигаться дальше», — отметил в свою очередь председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви, профессор кафедры международной журналистики МГИМО (У) МИД России Владимир Легойда.

протоиерей Владимир Вигилянский «Отец Владимир обладает удивительным чувством языка и литературы, у него огромный опыт работы в светских СМИ, и мне очень приятно, что мы общаемся и на „человеческой струне“, и в профессиональной области. Ведь работа с журналистами — это тончайшая сеть человеческих отношений, настроений, знаний, чувствования полутонов и реакций. Отец Владимир отлично с ней справляется. С пресс-службой Святейшего Патриарха у нас всегда были самые близкие и теплые отношения, я очень благодарен ему за ту неоценимую помощь и поддержку, которую получаю уже два года, со времен создания Синодального Информационного отдела» — заявил В.Легойда.

Настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов отметил, что «шестьдесят лет в жизни любого человека — значимый юбилей, возраст, по достижении которого на каждого человека смотрят с ожиданиями мудрости, жизненного опыта, совета, данного не от книжек, но от того, что в разуме, в душе, в сердце накопилось за десятилетия». «И для нас очень радостно, что среди клириков храма святой мученицы Татианы есть такой человек. Перефразируя в обратном порядке известное современное присловье, «не по возрасту старичок, а по прожитым годам возросший в мудрости и в духовном опыте», — подчеркнул отец Максим.

«Для меня всегда было очень существенной поддержкой знать, что среди клириков храма мученицы Татианы есть человек и старший меня по годам жизни, и, несомненно, превосходящий мирностью и покойным устроением души и умением утешить и поддержать. В деятельности любого настоятеля неизбежно встречаются моменты, когда ты кого-то вольно или невольно обидишь, кто-то чем-то соблазнится. Невозможно принимать и решения, которые будут для всех равно приятны. И здесь все эти пятнадцать с лишним лет нашего совместного труда я был уверен, что любую обиду, немирность духа, смущение человек сможет разрешить на исповеди, за духовной беседой у отца Владимира Вигилянского».

«Хочу пожелать дорогому отцу Владимиру, чтобы при всех его иных ответственных и значимых для всей Церкви многообразных служениях это первейшее, пастырское, было для него главным, и всегда Господь благословлял бы его силами, временем и здоровьем», — заключил настоятель храма мч. Татианы при МГУ.

Редакция «Русской линии» присоединяется ко всем поздравлениям, которые звучат в эти дни в адрес досточтимого отца Владимира. Желаем Вам, дорогой отец Владимир, помощи Божией в Вашем нелегком служении, преуспеяния в трудах на благо Церкви и Отечества и многая и благая лета!
Русская линия


Митрополит Тульский Алексий считает неудачной акцию по обсуждению религиозных взглядов Б. Гребенщикова
Вместе с тем, пресс-секретарь Миссионерского отдела Тульской епархии Валерий Отставных заявил о своём выходе из «Ассоциации православных экспертов»

Митрополит Тульский и Белевский Алексий3 марта 2011 года в Туле под председательством митрополита Тульского и Белевского Алексия состоялось заседание Епархиального совета, одним из вопросов которого стало рассмотрение прошедшей 13 февраля акции, проведенной Миссионерским отделом Тульской епархии, на котором обсуждались религиозно-философские взгляды музыканта и рокера Б.Б. Гребенщикова, сообщает официальный сайт Тульской епархии.

На совете присутствовали руководитель епархиального Миссионерского отдела священник Павел Картушин, пресс-секретарь Валерий Отставных и сотрудник отдела А. Ярасов.

В ходе заседания владыка Алексий охарактеризовал данную акцию, в той форме в какой ее провели сотрудники отдела, как неудачную и впредь нежелательную, а также подчеркнул, что все исходящие от епархиального Миссионерского отдела суждения должны носить четкую печать православной церковности, отражая позицию священноначалия с точки зрения духовности и нравственности.

Сам Борис Гребенщиков от комментариев по этому поводу отказался. Вместе с тем, ранее в адрес редакции «Русской линии» поступило заявление от пресс-секретаря Миссионерского отдела Тульской епархии Валерия Отставных, в котором он заявил о своём выходе из «Ассоциации православных экспертов».

«После нашей неудачно сформулированной информации о прошедшей в тульском городском Миссионерском Центре дискуссии относительно религиозно-философских взглядов „властителя дум“ современной молодежи и предыдущих поколений Б. Гребенщикова, после выступления в нашу поддержку проф.А.Л.Дворкина и ответственного сотрудника синодального Миссионерского отдела священника Андрея Хвыли-Олинтера, в отношении меня лично была развязана грязная кампания травли», — говорится в заявлении.

«В ход были пущены все средства: клевета, оскорбления, подлог, угрозы. К сожалению, люди, участвующие в ней по сей день так или иначе позиционируют себя как представители кругов, близких к о. Сергию (Рыбко) и К. Фролову. В связи с этим, считаю своим долгом заявить о своем выходе из т.н. Ассоциации православных экспертов и прошу меня больше членом этой организации не считать», — заявил В. Отставных.
Русская линия


Соцопрос ВЦИОМ: «новый образовательный стандарт» не выдерживает никакой критики
Подавляющее большинство россиян считает, что обязательными предметами в школе должны быть не физкультура и ОБЖ, а алгебра, русский язык, литература и история

ВЦИОМПодавляющее большинство россиян (51 процент) считают, что введение нового «образовательного стандарта» в школе никак неоправданно и необоснованно. Данные о том, как россияне относятся к проекту нового образовательного стандарта и какие предметы школьной программы, должны, по их мнению, изучаться всеми школьниками без исключения, 5 марта 2011 г. представил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

«Безусловно, отрицательно» к идее введения нового стандарта относятся 31 процент россиян. 20 процентов при этом заявляет, что они относятся «скорее отрицательно» к предлагаемому нововведению. Ничего не знаю об этом 16 процентов, затруднились ответить — 11. Лишь 5 процентов россиян «безусловно, положительно» оценивает работу министерства образования в этом направлении. 17 при этом заявляют о поддержке нового проекта в целом.

61 процент россиян предпочитает сохранить действующую сегодня систему образования, когда все старшеклассники на базовом уровне осваивают основные 20 предметов. Это, в первую очередь, респонденты, у которых есть дети до 18 лет (62%), 45−59-летние респонденты (66%), а также большинство россиян моложе 35 лет, активных пользователей сети Интернет, обеспеченных россиян.

«Против» перехода к новой системе обучения старшеклассников выступают, в первую очередь, 25−44-летние (57%) россияне и жители большинства российских городов (61%). Из 22-х процентов выступающих «за» новый образовательный стандарт — совсем молодые люди (28−29%), обеспеченные респонденты (28%), активные пользователи сети Интернет (26%), москвичи и петербуржцы (26%).

Размышляя над тем, какие предметы школьной программы необходимо оставить обязательными для всех старшеклассников без исключения (т.е. на них право выбора распространяться не будет), наши сограждане чаще всего делают выбор в пользу алгебры, русского языка (по 70%), литературы (43%) и истории (42%). Реже в этой связи упоминаются такие предметы, как иностранный язык (28%), география и информатика (по 12%), геометрия и физика (по 11%). Наконец, реже всего в контексте обязательных дисциплин «без права выбора» респонденты называют физкультуру, биологию (по 6%), химию, экономику (по 5%), обществознание (3%) и др.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 19−20 февраля 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Русская линия


Протоиерей Максим Козлов: «Времена нынче для христиан внешне лёгкие, а тем самым, довольно паскудные»
Настоятель храма мч. Татианы при МГУ рассказал слушателям «Эха Москвы» о том, что такое Великий пост и в чём заключается суть поста

Протоиерей Максим Козлов«Итак, завтра Великий пост — никого не удивишь. Времена не советские — кто из кино, кто из газет, но думаю, все мы знаем, что „отцы-пустынники и жены непорочны“ пушкинские — это именно то, что относится к завтрашнему и последующему дням», — обратился накануне Великого поста, в Прощёное воскресенье, к радиослушателям «Эха Москвы» профессор Московской Духовной семинарии, настоятель храма мч. Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов, рассказывая о сути православного поста.

«Слово „пост“ — в данном случае славянское, соотносится ведь и с тем, что мы знаем под этим наименованием и в нашей жизни обычной, — отметил отец Максим. — Кроме постов на КПП, и (вспоминайте, вспоминайте, служившие) постовых на тумбочках и в других дивных армейских учреждениях, есть ещё и пост таможенный, который проходим всякий раз, когда вылетаем куда-нибудь туда, на дивный прекрасный райский остров, к зелёному океану, к разноцветным рыбкам, к солнцу, которое не только светит, как у нас, но и греет ещё, оказывается. Нам туда безумно хочется. И вот последним рубежом, помимо строгого пограничника, конечно же, является ещё и не менее строгий таможенник».

«Мы знаем, что что-то можно с собой протащить: бутылку воды — может быть, и махнут рукой. А что-то — пистолет или пакетик марихуаны — никак нельзя брать. Ради чего-то более значимого, большего приоритета моей жизни, приходится оставить — и мы оставляем. То же самое и пост в христианской традиции, — подчеркнул священник. — Если хочешь достигнуть Пасхи не только, как повода сходить в ресторан, чтобы потом, посмотрев в течении пяти минут Крёстный ход, вкусно покушать. А Пасхи как того, что (ну, поверьте, даже если не были тем, кто эти слова говорил и даже писал) иные переживали и переживают, как совершенно необыкновенный опыт неба на земле. Даже на уровне эмоций, психологии, чего-то такого важного, что мог сказать когда-то священник Павел Флоренский, что не нужно других доказательств Бога, кроме торжества Пасхальной ночи. Но вот, чтобы иметь право поставить над собой этот эксперимент, нужно от чего-то отказаться».

Ещё одна побудительная причина для поста, по мнению отца Максима, заключается в том, чтобы не на словах, а на деле доказать свою любовь ко Христу. «Времена нынче для христиан внешне лёгкие, а тем самым, довольно паскудные. Потому что известно, что для Церкви вообще лучше, когда её несколько притесняют. Сейчас христианином быть ну никак не затруднительно, никак не случится с тобой того, что мне рассказывала старая преподавательница университета, когда её, молодой ещё студенткой, в 30-е годы, увидев выходящую из церкви в Москве, просто советская гражданка не поленилась остановиться, подойти к ней, плюнуть в лицо и сказать: „На тебе за твоего Бога!“. Ну, кто же из нас что подобное переживает?»

«Тут есть возможность немножко почувствовать цену того, что называется христианством. Ну, я могу ради Того, в Кого, претендую, что верю, отказаться, ну хотя бы, от отбивной, от биатлона и фигурного катания? Ограничить себя в посещении Интернета, ну ещё какие-то небольшие вещи? А тут, глядишь, заметишь троюродную тётю, у которой не был с полгода. Вдруг найти время проверить с детьми уроки и начинать встречу с женой вечером не с упреков за неубранные тапочки и грязную посуду. Шанс не Монблан духовности. Можно не употреблять славянского слова „трезвение“, а сказать простым словом „самоконтроль“. Вот если мы некоторый самоконтроль соединим с целеполаганием, то у нас будет шанс что-то небанальное, выходящее за рамки обыденного „дважды два — четыре“, пережить через семь недель. Можно рискнуть!», — предложил отец Максим.
Русская линия


Митрополит Иларион: «Тема семейных ценностей должна занимать одно из центральных мест в проповеднической деятельности»
В Москве прошло рабочее заседание Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии

4 марта 2011 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялось рабочее совещание Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии, посвященное теме «Сотрудничество религиозных и общественных организаций в области демографической политики», сообщает сайт ОВЦС.

Состоялось рабочее заседание комитета стран СНГ и Балтии В совещании приняли участие сопредседатели ХМКК — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, глава римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци и председатель ОВЦС Российского союза евангельских христиан-баптистов В.К. Власенко, а также представители входящих в Комитет христианских церквей: Армянской Апостольской Церкви; Евангелическо-Лютеранской Церкви, РОСХВЕ, РЦХВЕ, Адвентистов седьмого дня, представители общественных организаций.

Участники обсудили демографическую ситуацию на постсоветском пространстве, коснулись проблемы абортов, а также вопросов государственной политики в области семьи, утверждения христианских нравственных принципов в обществе.

Глава православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов отметил важность недавно прозвучавших предложений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по совершенствованию российской политики в сфере заботы о семье и детстве. Отмечая высокую статистику абортов в современной России, он подчеркнул, что уменьшению их количества могут способствовать, в основном, миссионерская работа приходов и широкая благотворительность.

О зарубежном опыте противодействия распространению абортов рассказали директор Центра семьи архиепархии Божией Матери в Москве священник Дариуш Пеляк и пастор Евангелическо-Лютеранской Церкви Андрей Бабылев.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в своем выступлении сообщил о состоявшемся в тот же день совещании с руководителями Синодального отдела по благотворительности и социальному служению и Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами, а также ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Обращаясь к участникам рабочего заседания ХМКК, владыка Иларион подчеркнул, что демографическая проблема может быть решена только «всем миром». Председатель ОВЦС назвал четыре фактора, совокупность которых могла бы кардинально изменить сложившуюся катастрофическую ситуацию:

 — государственная политика по поддержке семьи, материнства и детства;

– работа христианских Церквей и нехристианских традиционных религий России в данной сфере, укрепление в обществе понимания ценности семьи;

– солидарные усилия средств массовой информации по поддержке семейных ценностей, материнства, супружеской верности, по борьбе с абортами;

– пропаганда через систему начального, среднего и высшего образования, то есть среди детей и молодежи, здорового образа жизни и создание такого образа многодетной матери, многодетной семьи, который был бы привлекателен для молодого поколения.

Состоялось рабочее заседание комитета стран СНГ и Балтии Обращаясь к теме государственной политики в области семьи, владыка констатировал, что основные импульсы и сигналы должны идти с самого верха — от Президента, Председателя Правительства, от руководителей органов законодательной власти. Он отметил, что многое уже делается в этом направлении и демографическая тенденция постепенно меняется, однако изменения пока происходят слишком медленно. «Нужны радикальные изменения в области демографии», — уверен иерарх.

Председатель ОВЦС поднял вопрос о необходимости просвещения врачей и студентов медицинских вузов в области семейной этики, биоэтики и тех медицинских проблем, которые связаны с жизнью зародыша во чреве матери, с жизнью уже родившегося ребенка, а также с воспитанием детей.

«Врачебному сообществу следует поставить четкую задачу: приоритетом медицинских работников должно быть сохранение жизни ребенка», — подчеркнул архипастырь, высказав мнение, что качество работы врачей должно оцениваться по тому, сколько жизней они смогли сохранить, а не по тому, сколько удалось уничтожить.

Председатель Отдела внешних церковных связей также коснулся иных аспектов демографической проблемы. Он, в частности, напомнил о важности бесперебойной работы системы усыновления: «Мы знаем, что одной из проблем нашего общества является отказ родителей от своих детей. Но не меньшей проблемой могут оказаться трудности, связанные с усыновлением или удочерением. Процесс этот чрезвычайно бюрократизирован, на пути усыновления ребенка здоровыми родителями лежит множество препятствий, и трудности потенциальных усыновителей нередко вызваны недобросовестностью чиновников, которые этим занимаются».

Меры по повышению рождаемости должны проводиться по всей стране, но особое значение они имеют для так называемых депрессивных регионов, подчеркнул далее владыка. Он предложил по образцу эксперимента по преподаванию основ религиозной культуры, который проводится в ряде регионов страны, выбрать субъекты федерации с наиболее вопиющей демографической статистикой, и именно в них в первую очередь начать программу по повышению рождаемости и поддержке многодетных семей.

Митрополит Иларион также поделился своими мыслями о том, что могут сегодня сделать для решения демографической проблемы христианские церкви и другие традиционные религии. «Наше главное орудие, дорогие братья, — это проповедь. Проповедь в каждой из наших конфессий осуществляется по-разному, но в том, что касается нравственных ценностей, наши позиции очень близки: между представителями христианских конфессий и традиционных религиозных традиций нашей страны нет существенных расхождений в вопросах, касающихся семейной этики. Поэтому мы имеем очень широкое пространство для взаимодействия и можем совместно обсуждать стратегию просветительской работы в поддержку семьи», — сказал иерарх. Он подчеркнул, что тема семейных ценностей должна занимать одно из центральных мест в проповеднической деятельности. Каждый приход, каждая религиозная община может стать не только местом, где люди встречаются с Богом, участвуют в таинствах, но и местом, где они узнают о том, что такое полноценная семья.

Усугубляет демографическую ситуацию беспрецедентное по масштабам распространение алкоголизма и наркомании среди населения страны. «Решение, хотя бы частичное, этой проблемы может оказать большое влияние на уровень рождаемости в России и на здоровье детей. Безусловно, демографический вопрос невозможно рассматривать вне контекста борьбы с этими бедами нашего общества», — сказал митрополит Волоколамский Иларион.

Обратившись к третьему из названных факторов — работе средств массовой информации, — владыка констатировал отсутствие на центральных российских телеканалах стратегии по поддержке семьи, пропаганде здорового образа жизни. Наоборот, очень много времени уделяется прямой или косвенной пропаганде сексуальной распущенности, насилия, разврата и прочих пороков, которые радикально противоречат христианской семейной этике. «Сегодня, к сожалению, на нашем телевидении нет регулярной передачи, в которой рассказывалось бы о том, что такое семья, почему нужно рожать и как надо воспитывать детей, как муж и жена должны вести себя по отношению друг к другу, почему опасны добрачные и внебрачные половые связи, к каким последствиям приводят аборты и контрацепция», — напомнил митрополит Волоколамский Иларион.

Он не согласился с мнением, что телевидение лишь отражает жизнь общества, не влияя на нее: «На самом деле в наше время средства массовой информации, в особенности телевидение и интернет, обладают очень большим влиянием, благодаря которому не только отражают действительность, но именно формируют ее. Глубоко убежден в том, что формируемая нашими СМИ действительность должна приводить не к вымиранию нашей нации, а к постепенному изменению демографической ситуации к лучшему».

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион также поделился своими мыслями о роли системы образования в процессе нормализации демографической ситуации. Иерарх обратил внимание слушателей на то, что сегодня через систему начального, среднего и высшего образования детям и молодежи внушается мысль о том, что успешный человек — этот тот, кто сделал карьеру, создал для себя и вокруг себя ситуацию максимального материального благополучия. Таким образом, подчеркнул архипастырь, семейные ценности стоят далеко не на первом месте в тех уроках, которые преподаются детям и студентам.

В связи с этим, по мысли владыки, чрезвычайно важным представляется расширение эксперимента по преподаванию основ религиозной культуры в светских школах. «Основы религиозной культуры — это не только история церквей или религиозных традиций, это и нравственность, которую они проповедуют, — подчеркнул председатель ОВЦС. — Я думаю, что значительную часть курса мог бы занимать разговор о нравственных ценностях, в частности, о религиозном понимании семьи».

Митрополит Иларион также отметил важность дальнейшего распространения в высших учебных заведениях предмета «Теология», а также создания кафедр теологии в светских вузах. «Как правило, в тех высших учебных заведениях, где создается такая кафедра, открываются храмы, на постоянной основе присутствует священник; в некоторых случаях присутствие пастыря играет очень существенную роль в жизни вуза. По сути дела, кафедра теологии становится не только источником знаний по данной тематике, но и очагом нравственности, который столь необходим высшим учебным заведениям», — напомнил архипастырь.

В заключение речи митрополит Иларион предложил обсудить в ходе рассмотрения поднятых на заседании вопросов важный документ по данной тематике — Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве, с которыми недавно выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

По окончании дискуссии участниками был принят итоговый документ.
Русская линия


В Эстонии прошли парламентские выборы
Победу одержала Партия реформ во главе с действующим премьер-министром республики

Флаг ЭстонииПартия реформ, которую возглавляет премьер-министр Эстонии, победила на парламентских выборах, сообщает в понедельник, 7 марта, РИА Новости со ссылкой на Республиканскую избирательную комиссию страны. За партию, возглавляемую премьер-министром страны Андрусом Ансипом, проголосовало 28,6 процента избирателей. Это соответствует 33 из 101 мандата в парламенте. На настоящий момент осталось подсчитать примерно пять тысяч голосов, но это уже не повлияет на результаты выборов.

На втором месте — оппозиционная Центристская партия. За нее проголосовало 23,2 процента избирателей, что соответствует 26 мандатам. Возглавляет центристскую партию мэр Таллина Эдгар Сависаар.

Входящая в нынешнюю правящую коалицию партия IRL (Союз Отечества и Res Publica) во главе с Мартом Лааром набрала 20,6 процента голосов (23 мандата). На четвертом месте — оппозиционная Социал-демократическая партия с результатом 17,1 процента (19 мандатов). Только эти партии сумели преодолеть пятипроцентный барьер, необходимый для прохождения в парламент.

Партии «Народный союз» и партия «Зеленых», входившие в парламент, набрали соответственно 2,1 процента и 3,8 процента. Русская партия Эстонии набрала 0,9 процента голосов избирателей.

Среди политиков наибольшее количество голосов набрал председатель Центристской партии Эдгар Сависаар. Он опередил председателя Партии реформ Андруса Ансипа и министра иностранных дел Урмаса Паэта, также являющегося реформистом. Они заняли соответственно второе и третье места. Всего в голосовании приняли участие 573,3 тысячи человек, или 62,9 процента от общего числа имеющих право голоса граждан страны.

А. Ансип, который имеет неплохие шансы сохранить пост премьера, прославился своей антисоветской и антироссийской позицией. Он неоднократно выступал на митингах ветеранов эстонских войск СС, а также был одним из инициаторов сноса памятника советским солдатам в Таллине в 2007 г. (позднее скульптуру было решено перенести).

Нынешний премьер-министр возглавляет правительство Эстонии с 2005 г. Во время его правления страна пережила глубокий экономический кризис. На начало 2010 г. уровень безработицы составлял порядка 20%. С начала 2011 г. страна приняла решение войти в еврозону.

Известно также, что до 1990 года Андрус Ансип работал инструктором горкома Коммунистической партии Эстонской ССР, в том числе и во время разгона студенческой демонстрации 1988 г., в Тарту. Однако, как мы видим, партбилет КПСС на форму СС Ансип поменял достаточно легко, что навивает мысли о некоторой общности этих двух политических структур.
Русская линия


В Ливии идут ожесточённые бои
Противоборствующие стороны меняют тактику

Муаммар КаддафиВесь вчерашний день в Ливии продолжилось наступление армейских подразделений, сохранивших верность Муамару Каддафи. Однако информация о соотношении сил и достигнутых военных успехах остается противоречивой. Вместе с тем в официальных СМИ появилось сообщение, что повстанцы используют мирных жителей в качестве «живых щитов».

В минувшие сутки правительственные войска вошли в город Мисрата в 200 километрах восточнее Триполи, но через несколько часов были вытеснены оттуда противниками Каддафи, сообщает портал Newsru.com.

Также сообщается, что войска Каддафи штурмовали позиции повстанцев вблизи города Рас-Лануф — примерно в 700 километрах восточнее столицы страны. В частности, в воскресенье ополченцы были вынуждены оставить город Бин-Джавад, находящийся на пути к Сирту, родному городу Каддафи. Идут бои и в самом Рас-Лануфе.

Сообщается, что войска Каддафи продолжают активно применять танки, артиллерию, а также боевые вертолеты и самолеты. По данным Agence France-Presse, в воскресенье из-за постигших оппозицию военных неудач боевой дух противников Каддафи стал слабеть.

Со своей стороны представители оппозиции заявляют, что они отбили атаку правительственных сил в Мисрате и западном городе Эз-Завия. Как передает Associated Press со ссылкой на местных врачей в Мисрате, там погибли 20 человек, и около 100 получили ранения.
Ливийский государственный телеканал «Аль-Джамахирия» обвинил оппозиционные силы в использовании мирных жителей в качестве «живых щитов». В воскресенье он транслировал соответствующее заявление представителей вооруженных сил, сообщает AAP. По словам военных, сторонники Муамара Каддафи захватили контроль над большей частью атакованных населенных пунктов. Правда, названия этих поселений не указывались. Также сообщалось, что вооруженным силам был дан приказ не входить в те части городов, где «банды террористов» удерживают гражданское население в качестве «живого щита». О реакции на это заявление противников Каддафи пока ничего не известно.

Вместе с тем, противники Каддафи сообщили подробности отступления из города Бин-Джавад. Как оказалось, правительственные войска взяли там верх благодаря схожей тактике: солдаты смешивались с мирным населением и прятались до поры на крышах жилых домов, чтобы потом нанести удар с тыла по вошедшим в город оппозиционерам.

Кроме того, по данным международных наблюдателей, жертвы среди мирного населения связаны, прежде всего, с бомбардировками городов авиацией Каддафи, а не с уличными боями. А защитники Рас-Лануфа говорили, что проправительственные силы применяют тактику выжженной земли: «Каддафи посылает самолеты, чтобы бомбить нас. Смотрите, чем мы вооружены — Калашниковы (автоматическое стрелковое оружие) против авиации!»

Впрочем, оппозиционеры опровергают утверждения сторонников Каддафи, будто бы они терпят военные поражения. «Революционные силы подтвердили в обращении к ливийскому народу, что освобожденные территории по-прежнему находятся в наших руках, — заявил представитель повстанцев Ваниф Бу Ханада. — Государственное телевидение дает неверную информацию, здесь все не так, и вы, журналисты, сами могли убедиться, что мы полностью контролируем земли, которые мы освободили. Все эти слухи — полная ерунда, никто на нас не наступал и никто не отбил у нас наших территорий».
Русская линия


«Божий царь. Павел I Петрович Романов»
К 210-летней годовщине со дня мученической кончины Императора Павла I издательство Царское Дело выпустило в свет новую книгу о Государе

Книга *Божий царь. Павел I Петрович Романов*«Несмотря на краткое по времени царствование Императора Павла Первого, интерес к нему не только не убывает, но, напротив, все более и более возрастает. И причиной тому не столько обаятельный облик Царя-рыцаря, все ярче проступающий сквозь нечистоты клеветы, вылившейся на него за два столетия, сколько слава Божия, явно почивающая на убиенном Самодержце», — говорится в кратком предисловии к книге, размещённом на сайте издательства.

«В настоящей книге предпринята попытка рассмотреть образ Государя Павла Петровича с православной точки зрения, понять мотивы его Царственных деяний, проистекающих из его понимания Монаршего служения — как служения Богу», — пишет автор труда Е.И. Карасева.

В книге также представлены свидетельства народного почитания и небесного прославления Императора-Страстотерпца на протяжении XX века. Некоторые из них, в частности, тексты брошюры В. Вишнякова «Император Павел Первый. Опыт применения принципов Православия к историческим исследованиям», публикуются впервые после февральского переворота 1917 г.

Книга издана по благословению высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Владивостокского и Приморского.

Государь Император Павел I родился 20 сентября 1754 г. и был сыном Императора Петра III и Екатерины Алексеевны (будущая Императрица Екатерина II). Сразу после рождения его забрала к себе Императрица Елизавета Петровна, намеревавшаяся передать ему Царский престол после своей кончины. С матерью, которая заняла престол после низложения его отца, у Павла были натянутые отношения, поэтому Екатерина II намеревалась передать престол после своей смерти старшему сыну Павла Александру. Павел первым браком был женат на принцессе Вильгельмине Дармштадтсткой (Наталья Алексеевна в православном крещении), которая умерла при родах, второй его женой стала принцесса София Доротея Августа Луиза Вюртемберг-Штуттгартская (Мария Федоровна в православном крещении). В этом браке появилось много детей, среди которых — будущие Императоры Александр I и Николай I. С 1783 г. Павел Петрович с женой жил вдали от императорского двора, в основном в Гатчине. Там он создал собственный гарнизон, руководил дворцовым распорядком и своим войском.

Павел Петрович взошел на престол после смерти своей матери Императрицы Екатерины Великой 17 ноября 1796 г. Коронование Императора Павла совершилось в Москве 5 апреля 1797 г., в первый день Святой Пасхи. Оно отличалось тем, что Павел при этом священнодействии, прежде чем облечься в порфиру, приказал возложить на себя далматик — одну из царских одежд византийских императоров, сходный с архиерейским саккосом. По окончании венчания на Царство Император прочел в Успенском соборе с высоты трона составленный им Закон о престолонаследии. По оглашении Закона Государь вошел царскими вратами в алтарь и положил свиток с Законом в серебряный ковчег, стоявший на св. жертвеннике, для хранения на вечные времена. Святитель Иоанн Шанхайский писал: «Павлу удалось издать закон, представляющий из себя систему, основанную на принципах, проводимых в жизнь Московскими собирателями Руси и укоренившихся в душе русской».

Строго соблюдая Заповеди Божии, Государь всячески заботился о своих подданных. Уже в день своей коронации Павел обнародовал Манифест о помещичьих крестьянах, положивший начало ограничению крепостного права: «дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам». Впервые в истории России, крестьянское сословие было приведено к присяге. Было создано особое крестьянское управление, для казенных крестьян были установлены наделы и всем крестьянам было дано право апелляции на решения судебных дел. После этого случая особым указом воспрещалось продавать порознь крепостных одной и той же крестьянской семьи. Также в царствование Павла Петровича была сокращена барщина до трех дней в неделю.

Император Павел I заботливо относился к православному духовенству. Он стремился, чтобы священство имело более «соответственные важности сана своего образ и состояние». Вследствие этого принимались в его царствование меры к улучшению быта белого духовенства: состоящим на штатном жаловании были увеличены оклады, а где не было установлено жалование, там на прихожан была возложена забота по обработке церковной земли, замененная затем соответствующим хлебным взносом натурой или денежной суммой. Для поощрения духовенства к более ревностному исполнению своего служения введены были знаки внешнего отличия. Духовные лица получали награды, по личному почину Государя вновь был учрежден для них наградной наперсный крест. Ревновал Государь и о просвещении духовенства. При Нем учреждено было несколько семинарий и духовные академии в Петербурге и Казани.

Воцарение Павла I было ознаменовано крутою ломкою екатерининских порядков, что вызвало недовольство многих знатных семейств. Он запретил ввоз иностранных книг, употребление таких слов, как «гражданин», «отечество», запретил носить одежду французского покроя. В 1798 г. Россия вступила в коалицию европейских держав против Франции, но в 1800 г. из-за козней и происков Англии разорвала торговые отношения с ней, заключив союз с Бонапартом. Это и стало смертным приговором Государю, заключившему соглашение с Наполеоном для похода на Индию, что подорвало бы английское могущество. Против Павла I сложился заговор, который возглавили генерал-губернатор Петербурга Пален и генерал фон Беннигсен. Они действовали с молчаливого согласия цесаревича Александра Павловича. Штаб-квартирой заговора стал салон Жеребцовой, сестры трех братьев Зубовых, будущих убийц, за ее спиной стоял английский посол сэр Чарльс Уитворт. Через Жеребцову участникам убийства было роздано два миллиона золотом.

В ночь на 12 марта 1801 г. заговорщики ворвались к Императору в спальню (Михайловский замок) и убили его. Князь Н.Д.Жевахов писал в своих воспоминаниях: «Отношение императора Павла I к Церкви было таково, что только революция 1917 года прервала работы по его канонизации, однако сознанием русского народа император Павел давно уже причислен к лику святых. Дивные знамения, благоволения Божия к Праведнику, творимые Промыслом Господним у его гробницы, в последние годы перед революцией не только привлекали толпы верующих в Петропавловский собор, но и побудили причт издать целую книгу знамений и чудес Божиих, изливаемых на верующих молитвами благоверного императора Павла I». П.Н.Шабельский-Борк свидетельствует: «В Триестенской библиотеке как зеница ока хранится ставшая теперь редчайшей уникальная брошюра, изданная в свое время причтом Петропавловского собора, о случаях чудес на гробнице Императора Павла Первого, каковых удостоверено не менее трехсот».
Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти видного правого деятеля А.А.Нарышкина, а также видного русского государственного деятеля Д.Г.Бибикова

Александр Алексеевич Нарышкин Александр Алексеевич Нарышкин родился 15 октября 1839 г. в дворянской семье, принадлежавшей к известному в российской истории дворянскому роду в Орловской губернии. Образование получил в Московском и Гейдельбергском университетах, в которых прослушал курсы лекций, и на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, который в 1862 г. окончил со степенью кандидата.

Получив высшее образование, Нарышкин поступил на службу кандидатом мирового посредника, служил председателем уездной и губернской земской управы, был председателем Орловского съезда мировых судей.

В 1876 г., когда началось восстание балканских славян и их освободительная война против турок, Нарышкин выехал в Сербию, где оказывал поддержку восставшим в качестве уполномоченного славянских комитетов Москвы и Петербурга. С началом Русско-турецкой войны Нарышкин оставил гражданскую службу и определился «охотником» (добровольцем), хотя на военной службе ранее никогда не состоял. Вскоре легендарный герой Русско-турецкой войны генерал-адъютант М.Д.Скобелев взял Нарышкина к себе ординарцем — молодой доброволец обратил на себя внимание Белого генерала «своим холодным и спокойным бесстрашием» в боях. За проявленную храбрость и личное мужество в битве под Шейновым, Нарышкин удостоился «солдатского Георгия».

По окончании войны Нарышкин вернулся к гражданской службе. В 1883 г. он был назначен инспектором Московского учебного округа, затем служил управляющим земледелием и государственными имуществами в Прибалтийских губерниях, в 1892 г. был произведен в действительные статские советники и назначен Подольским губернатором, в коей должности обратил на себя благосклонное внимание Императора Александра III. В 1894 г. Нарышкин был назначен товарищем министра земледелия и государственных имуществ.

В смутные революционные годы Нарышкин принял самое активное участие в монархическом движении. Он был заместителем председателя элитарной умеренно-правой организации «Отечественный союз», входил в ряды Союза Русских Людей, был видным членом Русского Собрания, входил в Постоянный совет Объединенного дворянства и в правую группу Государственного Совета, являясь одним из ее руководителей.

Скончался Нарышкин на 77-м году жизни в Петрограде 22 февраля 1916 года. Современники так характеризовали Нарышкина: «Он был единственным сенатором, имевшим солдатский Георгий. Он, полжизни пробывший в рядах бюрократов, уклонялся от получения звания», Нарышкин «отличался исключительно высокими нравственными качествами и рыцарской честью», он был «честным, убежденным консерватором», «столпом консерватизма».

Дмитрий Гаврилович Бибиков Сегодня мы также вспоминаем видного русского государственного деятеля, министра внутренних дел генерал-адъютанта Д.Г.Бибикова, скончавшегося 22 февраля 1870 года.

Дмитрий Гаврилович Бибиков родился 29 марта 1791 года в семье генерал-майора. Д.Г.Бибиков был участником турецкой кампании 1811 г., отличился при штурме крепости Журжи, в бою у Троянова вала. Затем Бибиков превосходно показал себя в Отечественной войне 1812 г. — он участвовал в сражениях под Витебском, Смоленском и Бородином в должности адъютанта генерала М.А.Милорадовича. Во время Бородинского сражения ему ядром оторвало левую руку. Перейдя из-за ранения на гражданскую службу, Бибиков последовательно занимал должности Владимирского, Саратовского и Московского вице-губернатора. С 1824 по 1835 гг. он служил директором департамента внешней торговли, причем особенно старался искоренять злоупотребления в таможенном ведомстве. В 1837 г. генерала назначили Киевским военным губернатором, а также Подольским и Волынским генерал-губернатором.

Главной задачей его управления Юго-западным краем было укрепление в нем русских начал. Бибиков особенно энергично боролся с польскими дворянскими элементами в крае и отстаивал интересы малороссийского крестьянства. Ему удалось провести ряд мероприятий, улучшающих положение крестьянства в крае, а также существенно сократить имущественные права иноверного духовенства. С целью ослабить влияние и значение местного польского дворянства Бибиков заменил местных чиновников русскими, провел проверку прав польской шляхты на дворянство, в результате которой часть шляхты была переведена в податное сословие, заменил существовавшую с начала 1830-х годов в Киеве секцию варшавского банка конторой государственного банка.

В 1848 г. Бибиков был назначен членом Государственного Совета, а в августе 1852 г. был призван на пост министра внутренних дел, став последним руководителем этого ведомства в царствования Императора Николая I. В этой должности с присущей ему энергией Бибиков продолжал проводить великодержавную политику. В 1855 г., в связи с либеральными веяниями, которыми характеризовалось начало царствования Императора Александра II, Бибиков был уволен от должности, с оставлением членом Госсовета. Однако по болезни генерал отказался от работы в Совете и вышел в отставку. Скончался в Санкт-Петербурге.
Русская линия


В Смоленске планируется возродить Борисоглебский монастырь

В рамках работы по созданию Всероссийского паломнического центра органы региональной власти и Смоленская епархия занимаются возрождением утерянных православных святынь, некогда находившихся на территории региона. Одной из них, несомненно, является Борисоглебский монастырь, построенный в XII веке на малом притоке Днепра, речке Смядынь, где встретили мученическую смерть святые князья Борис и Глеб, сообщает Российская газета.

Крупный духовный центр впоследствии был полностью разрушен, и до наших дней сохранились только фрагменты фундаментов монастырских сооружений, в чем смогли убедиться губернатор Сергей Антуфьев и епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт в ходе совместного визита на это памятное место. Они договорились, что к 1150-летию Смоленска здесь будет построен временный храм, а к 2015 году, когда РПЦ намерена отметить 1000-летие мученической кончины святых Бориса и Глеба — и постоянный. Вообще, речь идет о воссоздании монастырского комплекса.

Всероссийский паломнический центр создается в Смоленской области в рамках подготовки к 1150-летию города. В ходе этой работы предполагается оборудовать и построить общежития или гостиницы для размещения паломников при Герасимо-Болдинском монастыре в Дорогобужском районе и женском монастыре в самом Дорогобуже, а также в селе Новоспасском Ельнинского района, где епархии передано здание бывшей лечебницы. Кроме того, места для размещения паломников будут созданы в Гагарине, Вязьме и Рославле, являющихся крупными православными центрами. В Смоленске гостиница для паломников будет создана на Соборном холме, в непосредственной близости от Успенского кафедрального собора. Стоит отметить, что в концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» развитие паломнического туризма рассматривается именно на примере Смоленской области.
Русская линия


«Жизнь как молитва» — выставка в филиале столичного Музея Льва Толстого

«Жизнь как молитва» — так называется выставка в филиале столичного Музея Льва Толстого. Это несколько десятков работ Юрия Селивёрстова из семейного архива художника. Некоторые произведения публика увидит впервые, сообщают «Новости культуры».

Селивёрстова часто называют моделью целого поколения. Художник по призванию, архитектор по образованию, мыслитель по жизни, Юрий Селивёрстов родился в Сибири в 1940 году. Он проиллюстрировал больше сотни книг. Он оформлял спектакли, выступал за создание интересных архитектурных проектов — таких как «Бульвар русской славы» или воссоздание Храма Христа Спасителя только в виде каркаса, объемного силуэта. Селивёрстов создавал целые серии литографий, среди которых самая известная — серия портретов русских писателей, мыслителей и поэтов от Толстого и Чаадаева до Андрей Платонова.

«Он собрал иконостас русской мысли, вчитался сначала, протащил сквозь тексты, достал портреты. Если поставить их перед русским человеком, он перекреститься и скажет: „Юрий понял, зачем была русская мысль“», — уверен писатель Валентин Курбатов.

«Он не просто художник, который рисует деревья, цветы или даже людей. На всех его портретах есть мысль, и эта мысль очень ясно выражается», — полагает вдова художника Екатерина Селиверстова.
Русская линия


В понедельник первой седмицы Великого поста Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Свято-Даниловом монастыре

7 марта 2011 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Данилов ставропигиальный монастырь, сообщает Патриархия.Ru.

Предстоятель Русской Церкви молился в Троицком соборе обители, где были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня.

После богослужения Святейший Владыка прочитал молитву на начало Великого поста, а затем обратился со словом назидания к братии и прихожанам обители.

Сегодня вечером Святейший Патриарх Кирилл совершит великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Храме Христа Спасителя.
Русская линия


В первую седмицу Великого поста Предстоятель РПЦ будет совершать ежедневные богослужения в храмах и монастырях Москвы

По традиции, в первую седмицу Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл будет молиться за уставными богослужениями в храмах и монастырях Москвы, сообщает Патриархия.Ru.

В первые четыре дня Великого поста Святейший Патриарх Кирилл будет совершать великое повечерие с чтением покаянного канона прп. Андрея Критского.

В среду, 9 марта, и в пятницу, 11 марта, Святейший Владыка совершит Литургию Преждеосвященных Даров. В субботу, 12 марта, Предстоятель возглавит служение Божественной литургии святителя Иоана Златоуста.

В воскресенье, 13 марта, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия.

Богослужения с участием Его Святейшества пройдут в Храме Христа Спасителя, Донском, Даниловом и Новоспасском монастырях Москвы, в храме Успения Божией Матери в Печатниках, а также Троице-Сергиевой лавре.
Русская линия


Патриарх Александрийский Феодор II поблагодарил Патриарха Кирилла за поддержку

Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за братолюбивую позицию, выраженную в заявлении Его Святейшества в связи с социальными и политическими волнениями в ряде арабских стран, сообщает Патриархия.Ru.

«С волнением прочитали мы Ваши недавние заявления относительно социальных и политических волнениях, которые сотрясают в данный момент страны Северной Африки, а в более широком масштабе — всего Ближнего Востока, и о намерении Вашего возлюбленного Святейшества придти на помощь древним Патриархатам Ближнего Востока в этот трудный момент, за что мы благодарим Вас», — говорится в послании Блаженнейшего Патриарха Феодора Предстоятелю Русской Православной Церкви.

«Известно, что издавна наш Апостольский и Патриарший Престол хранил и продолжает доныне хранить особые отношения с Россией, Вашей Святейшей Церковью и ее верующим народом. В трудные годы наши предшественники-мученики прибегали в братолюбивые объятья Русской Церкви и православных правителей Вашей благословенной страны за помощью, всегда находя отклик и помощь, — подчеркнул Александрийский Патриарх. — Вы, Ваше Святейшество, достойный носитель и продолжатель этого величественного духовного вклада благодаря общепризнанной Вашей любви».
Русская линия


<< Полная сводка новостей от 7 марта 2011 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика