Патриарх Кирилл: Соединять времена, чтобы стать сильнее
Впервые в истории состоялось патриаршее богослужение в Петропавловском соборе Петербурга
Предстоятелю Русской Церкви сослужили архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии; епископы: Балтийский Серафим, викарий Калининградской епархии; Солнечногорский Сергий, викарий Патриарха Московского и всея Руси, руководитель административного секретариата Московской Патриархии; Гатчинский Амвросий, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских духовных школ; Петергофский Маркелл, викарий Санкт-Петербургской епархии; Выборгский Назарий, викарий Санкт-Петербургской епархии, наместник Александро-Невской лавры. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир не смог участвовать в богослужении по состоянию здоровья.
На богослужении также присутствовали заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Н.Чилингаров, губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко, вице-губернатор Санкт-Петербурга и руководитель администрации губернатора Санкт-Петербурга В.И.Вахмистров, члены правительства Санкт-Петербурга, руководители ряда крупных музеев, сообщает Патриархия.ru. Помолиться в этот день в собор прибыла и О.Н.Куликовская-Романова, известная в России и Русском зарубежьи общественная деятельница.
После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь, посвященную подвигу святых апостолов Петра и Павла. По завершении Божественной литургии был совершен молебен славным и всехвальным первоверховным апостолам.
«С особым чувством я совершил Божественную литургию в этом историческом кафедральном соборе города на Неве, города святого апостола Петра. История так распорядилась, что многие люди забыли о том, что самый высокий храм в городе, находящийся в самом красивом его месте, является его кафедральным собором. Но пора вспоминать о том, что город носит имя святого Петра, что кафедральный собор находится в Петропавловской крепости, потому что, вспоминая наши символы — духовные, исторические, — мы соединяем времена, мы становимся сильнее, в нас пробуждается национальное самосознание, а вместе с ним и любовь к Родине, любовь к своему родному городу. Мы иногда задаем себе вопрос, почему люди с таким небрежением относятся к окружающей среде, почему мы с легкостью загрязняем улицы и самые красивые места — и в городах, и вокруг них; почему мы часто не щадим своих памятников. Да потому, что со всем этим не связано сознание человека, его национальное самочувствие, его национальное самопонимание», — сказал Святейший Патриарх
Предстоятель Русской Церкви считает, что сегодня одна из задач Церкви заключается в том, чтобы возродить все это: «Тогда у нас не будет грязи в подъездах, на улицах, у нас города будут чистые, люди с любовью и уважением будут относиться к своей истории, ко всему тому, что было сделано до них, и будут бережно созидать будущее. Не во имя сиюминутных интересов, связанных с наживой, со стремлением жить богаче и лучше, а ответственно созидать будущее, с любовью относясь ко всему тому, что Бог нам вручил и что окружает нас».
В конце богослужения епископ Амвросий от имени митрополита Владимира поздравил Святейшего Патриарха с праздником и подарил ему в память о богослужении икону небесных покровителей города первоверховных апостолов Петра и Павла. В своем слове владыка Амвросий, отметивший многообразные труды Патриарха на благо Церкви и Отечества, пожелал Его Святейшеству увидеть плоды его трудов. Патриарх Кирилл передал в дар Петропавловскому собору в память о первой Патриаршей Божественной литургии Казанскую икону Божией Матери. Все участники исторического богослужения получили образки святых апостолов с памятной надписью. Затем на площади перед собором состоялось общение Святейшего Патриарха Кирилла с петербуржцами и гостями города.
Вечером 12 июля Святейший Патриарх посетил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. У врат Троицкого собора обители Его Святейшество встречали наместник Лавры епископ Выборгский Назарий и братия обители. Предстоятель Русской Православной Церкви проследовал в Троицкий собор, где поклонился иконе Божией Матери «Скоропослушница Невская» и мощам святого благоверного князя Александра Невского. На Никольском кладбище Лавры Святейший Патриарх совершил литию на могиле митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), а также поклонился находящимся на том же кладбище могилам митрополита Антония (Мельникова), митрополита Иоанна (Снычева) и архиепископа Михаила (Мудьюгина). Покойным архиереям была провозглашена вечная память.
Затем Предстоятель направился на Большеохтинское Георгиевское кладбище, где побывал в храме святителя Николая Чудотворца и совершил литию на могиле своих родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых.
Святейший Патриарх Кирилл побывал также на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, где совершил литию на могиле своего деда Владимира Васильевича Кучина и посетил кладбищенский храм в честь преподобного Серафима Саровского. Затем Патриарх направился в Кронштадт для участия в церемонии встречи исторического штандарта легендарного крейсера «Варяг». Здесь Святейший Патриарх осмотрел также строящееся здание часовни Тихвинской иконы Божией Матери, чин закладки которого совершил 22 сентября 2008 года Святейший Патриарх Алексий II. Патриарх Кирилл также посетил Морской собор Святителя Николая Чудотворца, а также собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте.
Русская линия
«Морской собор должен стать хранителем военно-морской славы России»
Протоиерей Геннадий Беловолов рассказал о визите Святейшего Патриарха Кирилла в Кронштадт
Как рассказал отец Геннадий, Патриарх Кирилл с большим благоговением помолился в кабинете Всероссийского батюшки. «Мы знаем, что родители Патриарха молились о рождении и здравии своего сына, как бы вверяя отцу Иоанну покровительство над своим чадом. Патриарх Кирилл считает Иоанна Кронштадтского и Серафима Вырицкого своими особыми небесными покровителями. Он приложился к наперсному кресту и Евангелию, принадлежавшими Иоанну Кронштадтскому. Когда он осматривал кабинет и узнал, что найдены и отреставрированы подлинный рабочий стол и кресло праведника, то воссел на кресло перед столом всероссийского пастыря, в этом виделась определенная преемственность. В своё время Иоанн Кронштадтский в скиту Ваулово Ярославской епархии уступил своё место патриарху Тихону и все в этом увидели символическое значение. Думаю, в этом действии Патриарха Кирилла мы тоже можем усмотреть подобный смысл. Святейший живо интересовался, какие подлинные вещи сохранились, расспрашивал каким образом их удалось обрести, сохранить, восстановить. Он высказал мысль, что квартиру нужно восстанавливать полностью такой, какой она была, потому что сейчас она восстановлена примерно на 2/3. Некоторые ее комнаты все еще остаются заселенными жильцами. Патриарх несколько раз повторил, что дает свое благословение на дальнейшие труды по восстановлению мемориальной квартиры. Особым моментом посещения квартиры стало благословение с балкона, как некогда святой праведный Иоанн Кронштадтский выходил на балкон и благословлял народ, так и Патриарх Кирилл, выйдя на балкон, благословил собравшихся кронштадтцев, которые каким-то образом узнали о визите Патриарха. В заключение я Патриарху рассказал, что найдено масло, освященное св. Иоанном Кронштадтским в 1894 году, и Патриарх пожелал помазаться святым елеем. Этот елей хранили как зеницу ока, и милостью Божией треть елея в бутылочке сохранилось. Этим же елеем Патриарх помазал своего главного помощника управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Варсонофия. Я не преминул испросить благословения Святейшего Патриарха на продолжение трудов по восстановлению квартиры и удостоиться такого высокого помазания. На память о посещении квартиры мы преподнесли Патриарху две иконы, исполненных в технике серебряной гальванопластики „Иоанн Кронштадтский в Андреевском соборе“ и икону „Аз есмь с вами и никтоже на вы“, которые Патриарх с благоговением принял и приложился к ним».
Святейший Патриарх оставил запись в книге посетителей, написав в ней такие слова: «Благословенно сие святое место, хранящее память о великом светильнике Земли Русской. Патриарх Кирилл, 12 июля 2009 года». Затем Его Святейшество проследовал на Якорную площадь у Морского собора, где состоялась церемония встречи стяга крейсера «Варяг», принесенного в Россию для поклонения из Кореи. «К сожалению, пока что этот стяг не возвращается, а лишь приносится на время, но, тем не менее, все равно для нас это историческое событие. По этому случаю был проведен парад морских войск, присутствовали высокие чины ВМФ. На паперти военно-морского собора был установлен флаг „Варяга“. Он находится под стеклом, так как в Корее является музейной реликвией, и обрамлен багетом. Ему были возданы подобающие воинские почести. Равнение на флаг и громкое „Ура!“ прокатилось над Кронштадтом в честь русских героев. Затем Патриарх сказал вдохновенное слово о том, что подвиг „Варяга“ напоминает нам о беззаветной любви к Родине. Нет лучшего примера для воспитания патриотизма, чем подвиг „Варяга“, сказал он, также высказав мысль, что мы должны быть достойны памяти этих героев. После этого, несмотря на поздний час, весь собравшийся народ исполнил знаменитую русскую песню о „Варяге“. Предварительно она была отпечатана и роздана присутствующим, поэтому несколько тысяч, стоявших на площади людей, единым сердцем, едиными устами исполнили эти знаменитые русские слова „Наверх вы товарищи, все по местам! Последний парад наступает..“. Во время исполнения все смотрели на флаг крейсера и, конечно, сердце наполнялось гордостью за наших предков, глаза наполнялись слезами, а душа наполнялась великой верой в будущее нашего Отечества. На церемонии встречи стяга присутствовала С.В.Медведева, В.И.Матвиенко, А.Д.Беглов и другие представители власти. Затем флаг был торжественно пронесен перед войсками, на этом церемония закончилась», — сообщил священник.
После Патриарх Кирилл посетил и осмотрел Морской собор. Как известно в соборе был придел в честь Петра и Павла, которые наряду со святителем Николаем являются покровителями храма, в связи с чем было исполнено величание им. Здесь же провели совещание о дальнейшей судьбе собора и сроках его восстановления. «Патриарха проинформировали, что в 20-х числах произошла осадка собора, открывшая трещины. Сейчас он считается в аварийном состоянии и доступ в него закрыт. Патриарх осмотрел и сказал, что паника явно преувеличена, что ситуация стабилизировалась и состояние собора дальше не ухудшается и возможно начать реставрационные работы в ближайшее время. Собор предполагают отреставрировать к 2013 году, т. е. к столетию его освящения. Патриарх высказал важную концептуальную мысль, что собор в Кронштадте должен стать вторым Храмом Христа Спасителя в России. Храм Христа Спасителя в Москве является хранителем русской воинской славы, а Морской собор — в Петербурге, поскольку Кронштадт является частью Петербурга, должен стать хранителем военно-морской славы России. Активное участие в восстановлении примет Ю.М.Лужков, на заседании был его представитель, после этого Патриарх поблагодарил всех, кто трудится над этим, благословил, и дал понять, что собор будет восстанавливаться под его пристальным вниманием. Патриарх также благословил обязательно восстановить все доски с именами павших в морских сражениях и добавить имена павших в битвах на последней войне. „Мы не разделяем героев на „до революции“ и „после“, поскольку и те и другие сражались и погибали за одну нашу Родину“, — подчеркнул наш Предстоятель», — сообщил протоиерей Геннадий Беловолов.
Последнее, что посетил Патриарх — это собор Владимирской иконы Божией Матери, где настоятель, протоиерей отец Святослав Мельник тепло рассказал о восстановлении этой святыни Кронштадта.
Русская линия
В Татарстане прошёл республиканский праздник кряшенской культуры «Питрау»
На этот раз участие в нём приняли около пятидесяти тысяч человек
Традиционно «Питрау» («Петров день»), знаменующий собой окончание Петровского поста, отмечается в ночь с 11 на 12 июля и, наравне с «Раштау» (Рождеством), «Нардуганом» (аналогом святок) и «Тройсыном» (Троицей), считается одним из основных праздников этого тюркоязычного народа, исповедующего Православие. Раньше ему предшествовало празднование дня памяти святой мученицы Агриппины («Аграфены Купальницы») и рождества Иоанна Крестителя («Иванова дня»), а также — в ряде мест — дней памяти преподобного Давида Солунского и преподобного Сампсона Странноприимца. В настоящее же время «Питрау» носит почти исключительно светский этнокультурный характер, но сохраняет прежнюю «привязку» к религиозным торжествам.
Мамадышский район — одно из традиционных мест компактного проживания кряшен, где уже в 1980-е гг. была возрождена традиция празднования «Питрау». Сначала он отмечался на самодеятельном уровне в деревне Албаево, а затем распространился и на другие кряшенские деревни. С 1999 г. «Питрау» стали праздновать в селе Зюри (отметившегося в российской истории тем, что здесь в июле 1774 г. подразделением под командованием подполковника Ивана Михельсона был разбит отряд пугачёвского «полковника» Бахтиара Канкаева). По этой причине нынешний зюринский «Питрау», проводимый уже десятый раз (причём, последние годы в статусе республиканского праздника кряшенской культуры) считается юбилейным.
Современный широкий размах праздника во многом объясняется его поддержкой со стороны кряшенских предпринимателей, общественных деятелей и представителей местной администрации, в том числе — уроженца Зюрей, председателя Правления Общественной организации кряшен РТ Ивана Егорова (генерального директора ОАО «Холдинговая компания Ак Барс»), руководителя Исполкома Мамадышского муниципального района Анатолия Иванова и других, а также особого расположения к «кряшенскому Сабантую» премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова. В последнее время в кряшенских кругах ходили упорные слухи о том, что на зюринский «Питрау» собирался приехать и сам президент Татарстана Минтимер Шаймиев, но по каким-то причинам этого не произошло. Руководство республики представлял глава республиканского парламента, председатель Совета «Ассамблеи народов Татарстана» Фарид Мухаметшин.
В специальном обращении Ивана Егорова, размещённом на сайте «Pitrau.ru», говорилось, в частности: «Питрау, давно переросший рамки религиозного праздника, традиционно является одним из основных и наиболее любимых торжеств кряшен. Понятно, что в условиях современной жизни многие праздники утрачивают свой изначальный обрядовый смысл и постепенно уходят в прошлое, но Питрау является одной из тех немногих сохранившихся духовных опор, которые позволяют тюркоязычным кряшенам сохранять свою этно-культурную и религиозную самобытность. В советское время этот праздник, как и все религиозные, был запрещён, но народ не переставал соблюдать, давний обычай и сумел сберечь свои традиции. Для нас большая честь видеть в селе Зюри кряшен не только из других районов республики, но и некоторых регионов страны. Общение, обмен информацией — это один из эффективных методов изучения быта и культуры кряшен, ведь у того, кто не знает прошлого, нет будущего».
Зюринский «Питрау», основные мероприятия которого по традиции начались ближе к вечеру, включал в себя спортивную и культурную части. Над главной сценой был установлен большой экран, показывающий основные события праздника. Об истории кряшен, их быте, традициях, обычаях и народном творчестве рассказывала построенная здесь же этнокультурная деревня. Проводились конные скачки, гостям была представлена большая культурная программа, работали торговые ряды. Собравшиеся выбирали красавицу «Питрау», соревновались в борьбе.
Выступивший с приветствием Фарид Мухаметшин признался, в частности, что за десять лет впервые присутствует на «Питрау». «Скажу откровенно, организация праздника и количество участников удивили и порадовали», — цитирует его слова ИА «Татар-информ». При этом Фарид Мухаметшин отметил, что в настоящее время в Татарстане проживает порядка двухсот тысяч кряшен. «Это очень трудолюбивый и дружный народ, который умеет работать и отдыхать, — подчеркнул он. — В развитие культуры народов Татарстана они вносят заметную лепту, занимая в общей многонациональной семье нашей республики достойное место».
Согласно традиции, ночью на праздничной поляне был зажжён костер, вокруг которого участники и гости «Питрау» водили хороводы.
Русская линия
«Слова Кадырова очень мудры и правильны»
Православные священнослужители прокомментировали заявление лидера Чечни о воспитании детей
В современном же обществе роль родителей и семьи вообще в воспитании детей падает. Уже давно значительную часть забот о ребенке взяла на себя школа. В наши дни во многих странах отношения родителей и детей в той или иной мере контролирует государство — для этого, например, существует так называемая «ювенальная юстиция», предполагающая, что государство лучше родителей знает, каковы интересы ребенка. В связи с этим агентство обратилось с вопросом к православным священнослужителям: чем вызвано падение родительского авторитета в обществе и возможно ли этот авторитет восстановить?
«Слова Кадырова очень мудры и правильны, — может быть потому, что на Востоке ещё не разучились воспитывать детей, — заметил настоятель храма Всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров. — Мне как пастырю Русской Православной Церкви приходится часто с удовольствием для себя отмечать, что малые народы ещё сохраняют определенную устойчивость, нравственный консерватизм, а их дети не отравлены бациллой, которая именуется „проблемой отцов и детей“, „веком нынешним и веком минувшим“, отторжением друг от друга».
«Нравственный авторитет родителей прежде всего зависит от них самих. Если родители понимают, что определяющим фактором в воспитании детей являются их собственные сердца, что нравственное состояние родителей неминуемо сказывается на детях, то жертвуя собою, своим временем, они устанавливают, я бы сказал, с Божьей помощью, ту гармонию, то взаимное доверие, единство общих интересов семьи, имея которое за спиной ребенок никогда ни в детстве, ни в подростковом возрасте не уйдет из дома как блудный сын», — добавил отец Артемий.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что очень многие сферы общественной жизни нужно заново продумывать — в том числе и проблемы семьи. «Уже более века в нашей стране резко и искусственно снижается ценность семьи в глазах общества. Ценность семьи падает в глазах тех, кто ее создает, и падает ее авторитет для всех, кто к ней относится или как-то с нею сообщается. Падает авторитет родителей в глазах детей. Общество и власть поддерживают структуры, которые негативно влияют на прочность семьи», — сказал он.
«То же касается и образования. Я имею в виду именно систему образования, а не учителей, которые героически за мизерную зарплату несут свое тяжелейшее служение. Так вот, система образования такова, что детям неинтересно учиться, дети перегружены, они, закончив школы, не знают элементарных вещей. Необходимо пересматривать в корне программы, сокращая их объем, исключая из школ ненужные и лишние предметы, которые в большом числе внесены в учебные планы», — добавил священник.
«Далее, нужны очень решительные меры — скорее всего, административного характера, — чтобы пресечь тот разврат и безобразие, которые извергаются СМИ. Конечно, отчасти в этом безобразии повинно само общество и идеалы, которых оно придерживается. Никогда культ денег не был таким откровенным, и никогда культ денег не приводил ни к чему хорошему», — продолжил он.
«Пересматривать надо многое и глубоко. Но это должно обсуждаться не в кабинетах, но при активном участии общественности, — к примеру, на таком крупном международном мероприятии, как Рождественские чтения», — заключил отец Александр.
Русская линия
Сергей Шаров: Мы хотим напомнить о пути жертвенного служения Отечеству
Координатор фестиваля «Русский Царьград» рассказал о втором этапе международного крестного хода «Царский путь»
С.Шаров рассказал о втором этапе крестного хода «Царский путь» (первый этап состоялся в Германии). «Этот день нас очень порадовал, — сказал он, — и особенно нас порадовали слова Святейшего Патриарха Кирилла — мы услышали от него то, что пытаемся инициировать в течение трех лет. Когда в 2007 году мы основали этот фестиваль — „Русский Царьград“ — одной из целей было празднование дня свв. Апостолов Петра и Павла как небесных покровителей Санкт-Петербурга. Сначала мы проводили празднование в одном районе — Кронштадте — совершали крестный ход, лагерь, фестиваль; инициировали службу в Морском соборе Кронштадта (здесь есть придел во имя свв. Апостолов Петра и Павла, но до этого в этот праздник здесь не проводилось богослужений). В своем слове Патриарх напомнил о том, что раньше в любом поселении отмечался престольный праздник кафедрального или главного храма, который там находился. Святейший подчеркнул, что наш город начинался с Петропавловского собора, поэтому мы должны в полной мере праздновать день покровителя Петербурга — св. апостола Петра».
«Так получилось, что мы сразу это и сделали» — сказал Сергей Шаров, добавив, что прохождение Крестного хода по центру города предварительно согласовано не было и все так сложилось только по Божьему промыслу. Было запланировано, что крестный ход отправляется от Петропавловской крепости до Исаакиевского собора на теплоходе, а потом пройдет по воде в Кронштадт. Но из-за того, что федеральная служба охраны перекрыла фарватер и запретила всем судам подходить к крепости до половины четвертого, перейти на теплоходе до Медного всадника не получалось. «Слава Богу, Комитет по безопасности нашел выход и в последний момент согласовал шествие крестного хода «по суше», — рассказал организатор крестного хода.
«Впервые мы совершили крестным ходом морское путешествие от Исаакиевского собора к Морскому собору в Кронштадте, — это два державных имперских знамени, символизирующих идею Третьего Рима. Наш фестиваль, составной частью которого является «Царский путь», называется «Русский Царьград». В нем участвуют люди из разных уголков России и из-за рубежа. Это люди, которые деятельно любят Россию и чают ее подлинного духовного и государственного возрождения и готовы жертвовать во имя этой цели. Пусть это жертва и малая, но, как Патриарх сегодня также говорил, — именно только жертва каждого сможет спасти и возродить Россию», — подчеркнул С.Шаров.
Пройдя по Кронштадту, участники крестного хода совершили молитву во Владимирском соборе, и на месте закладного камня Андреевского собора, после чего прошли к Морскому собору, где для них специально сыграл марш морской оркестр. После посещения Кронштадта крестный ход переправился по воде в Ораниенбаум. Здесь состоялось посещение собора Архангела Михаила и храма Спиридона Тримифунтского. С. Шаров особо отметил благорасположение и теплое гостеприимство к участникам хода со стороны прихода и настоятеля храма. «Настоятель рассказал нам, что этот храм во имя св. Спиридона также имеет отношение к жизни святой Царской Семьи. Он «числился» за Волынским полком, шефом которого являлся Цесаревич Николай, будущий последний Император. Святой Царь так и остался покровителем этого храма», — сказал С. Шаров. После путешественники прослушали концерт авторской патриотической песни, на котором выступили лауреаты из разных городов и регионов — из Саратова, Забайкалья, Иваново.
Сегодня, 13 июня, крестному ходу предстоит пройти от Ораниенбаума до Петергофа. Около трех часов он подойдет к Петергофу, а в семь часов в кинотеатре «Каскад» состоится концерт ансамбля «Атаман», который согласился спеть для участников крестного хода во славу Божью. 14 числа, — переход из Петергофа в Стрельну, 15-го числа — в Красное село. В этот день силами участников крестного хода при поддержке местного муниципалитета будет устроен праздник военной славы — концерт на центральной городской площади. Последний день — 16 числа — «Царский путь» выходит и Красного села в Царское село. Сначала — в Софийский собор, после чего состоится молитва на кладбище героев первой мировой и гражданской войны и воинов, погибших в Чечне. Крестный ход увенчается ночной Божественной литургией в Федоровском Государевом соборе — в ночь убиения святых Царственных мучеников.
«Весь наш крестный ход — подготовка к ночному богослужению в Федоровском соборе. Там завершается наш «Царский путь». Наша задача — не просто пройти. Наша миссия — нести слово Божье людям. Мы хотим раскрыть путь жертвенного служения Отечеству, которым шли святые Новомученики и исповедники Российские и святые Царственные страстотерпцы», — заключил Сергей Шаров.
Фотоотчет о прошедшем Крестном ходе можно посмотреть на сайте Александро-Невского братства (anbratstvo.ru).
Русская линия
Иеромонах Лука (Степанов): «Здесь присутствует пренебрежение к образу и подобию Божию»
Православный священнослужитель об отношении христиан к карикатуре
В блогосфере развернулась полемика вокруг заметки одного из пользователей «Живого журнала», который восторженно отозвался о свободе карикатурного творчества на Западе, для которого не существует никаких нравственных ограничений — будь то религия, смерть или трагедия. При этом автор сетует, на то, что в России карикатура так и не стала сколько-нибудь заметным жанром, да и не все темы ей «по зубам», так как не исключены «петиции РПЦ, священники с топорами на презентации, шквал возмущений в прессе».
Рассуждая на тему карикатуры, отец Лука заметил: «В сатире, а сатиры мы не находим в святоотеческих творениях, всегда присутствует некоторая уничижительная насмешка над человеком. Поэтому если карикатура касается дорогих для того или иного народа персон, то ее можно воспринимать как вызов. Могу сказать, что мною, к примеру, воспринимаются карикатурными изображения Евангельской истории и её действующих лиц в примитивном мультипликационном виде. Я считаю это непристойным».
«Упрощенные изображения, в принципе иногда приемлемы (я уже сказал о притчах, где они вполне уместны), но только в том случае, когда предполагается условная форма, когда нет личности, когда изображается функция, которая должна что-либо иллюстрировать. И недопустимо, когда в таком виде изображаются конкретные живые люди, живущие или усопшие, потому что в карикатуре всегда присутствуют признаки насмешливости, а также пренебрежение к образу и подобию Божию, существующему в человеке», — отметил священник.
«Мне в таких случаях всегда вспоминаются слова из постной триоди о „всесмехливом аде“, когда всё земное подвергается осмеянию, поскольку там, где грех, там и смерть. Там же где добродетель, там есть место доброй улыбке, доброжелательному юмору. Там есть место, подкрепляющей в тяжелых обстоятельствах, шутке. А постоянное хохмачество и скалозубство в отношении всего, приводит к уничижению общепринятых нравственных нормативов. Человек внутренне, под видом, что это „всего лишь шутка“, разоряет нравственные общественные твердыни. И в результате смеховые передачи становятся основоположниками мод, порядков и отношений в обществе. Это, конечно, является признаком нравственной деградации нашего общества. Ни слово назидательное, ни классическое искусство, ни слово мудрых, украшенных сединами, являются сегодня отражателями и установителями народных ориентиров, а какие-то смехачи. Что тут скажешь? Все это очень печально», — заключил иеромонах Лука (Степанов).
Русская линия
Протоиерей Андрей Ткачев: «Отпевание самоубийц — это страшная ошибка»
Известный пастырь прокомментировал предложение католического епископа смягчить отношение Церкви к наложившим на себя руки
Епископ Вестминстерского архидиоцеза Бернард Лонгли, являющийся представителем Католической церкви Великобритании заявил, что к тем, кто сам лишает себя жизни, следует относиться с состраданием, воспринимать такие действия в контексте состояния душевного здоровья этих людей и не подвергать их осуждению. По его мнению, сообщает Newsru.com, когда человек совершает самоубийство, он, как правило, находится в таком смятении и отчаянии, что теряет контроль над собой — его сознание помрачено, а значит он уже не является психически здоровым. «Бог же не осуждает того, кто не ведает, что творит. Его милосердие бесконечно», — сказал Лонгли. Епископ также заявил, что члены семьи и друзья людей, которые совершили самоубийство, серьезно страдают, поэтому нет необходимости отказывать им в церковном погребении самоубийцы.
«Мне кажется, что возросшее количество самоубийств — это болезнь нашего времени. Психическая перегрузка, неумение справиться с житейскими проблемами приводит к тому, что очень много людей решают закончить жизнь таким способом. То, чем раньше занимались только философы, ощущавшие мировую тоску и уходившие из жизни добровольно, то сегодня очень многие люди делают это из-за слабости или от отсутствия жизненных ориентиров, отсутствия силы воли, веры, высших ценностей. Английская католическая церковь таким своим шагом ставит большую проблему, т. е. оказывается, Церковь некоторые вещи делает ради души человека, за которого молится, а некоторые вещи делает ради душ его ближних и родных. В словах этого епископа скрыт подтекст, что делается это не столько ради души покойного, сколько для успокоения совести его родных. А это опасная тенденция. Если мы будем угождать родным покойного, то, сделав эту серьезную ошибку, мы дойдем до ещё более серьезных, сведя молитву о душе просто к утешению родственников», — заметил отец Андрей.
По словам православного пастыря, такое новаторство вызвано опасением растерять паству, поскольку количество самоубийц сегодня очень велико: «Вот тут и вскрывается проблема. Люди стали слабы и дезориентированы. Не имея жестоких испытаний в виде голода, войны, эпидемий, замученные просто повседневностью, бессмысленностью, они массово добровольно уходят из жизни. И церковь Англии, не желая терять паству в лице родственников самоубийц, решается на такой шаг. Это проблема, касающаяся всех развитых обществ, всех государств находящихся в постхристианском или христианском ещё мире. И нас эта проблема тоже тревожит. Наши епископы и священники тоже становятся перед этой дилеммой: отпевать ли самоубийцу, чтобы не оттолкнуть родственников или нет. Был ли самоубийца сумасшедшим всегда, или смалодушничал в последние часы жизни — эта проблема касается всех пастырей. Просто западные люди более радикальны в своих решениях. Мы тоже иной раз руководствуемся этой практикой, но я считаю её греховной, потому что ради угождения людям, мы нарушаем важные моменты, касающиеся веры Христовой. А между тем, процент психически нездоровых самоубийц относительно невысок, большинство из них — совершают тяжкий грех под влиянием момента».
Объясняя, почему самоубийство считается Церковью столь тяжким грехом, отец Андрей сказал: «Человек сам для себя загадка. В нем скрыто столько всякого чуда! В нем хранится бездна всяких возможностей. Когда человек, как ему кажется, сломленный непосильными проблемами, поспешно решает увести себя из этой жизни, этим он пресекает Промысл Божий о себе. Он лишает себя самораскрытия, лишает мир тех возможных богатств, которые могли бы через него открыться миру. Он сам прекращает действие Бога над собой. Не познав себя, оставшись для себя загадкой, по малодушию он разрывает тончайшую, драгоценную, Богом сплетенную нить. Справедливо многие считают, что в этом акте сокрыта тысяча грехов. Неверие в Бога и Его Промысл, богохульство. „Ты виноват, что мне плохо, я не хочу жить той жизнью, которую Ты создал“, примерно так заявляет самоубийца своим поступком. Поэтому самоубийство — это вызов Всевышнему. Самоубийство страшно не только как факт, но и как смесь чувств, скрытых в этом поступке. Поэтому ради родных дерзать на молитву о таких людях и без разбора их отпевать, за всех молиться — нельзя. Мы молимся „со святыми упокой Христе, душу усопшего раба твоего!“, т. е. со святителем Николаем Чудотворцем, с Георгием Победоносцем и другими святыми. А как же можно просить у Господа упокоить всех без разбора со святыми? Поэтому отпевание самоубийц — это страшная ошибка, малодушное решение вопроса, ради успокоения живущих. Они от этого лучше не станут, а мы согрешаем».
Русская линия
«Еще ничего не решено»
Председатель Движения «Возвращение» призывает поддержать инициативу Владимира Якунина по возвращению Николаевскому вокзалу его исторического имени
Топоним «Николаевский вокзал» попал в список ОСОБО ЦЕННЫХ памятников культуры. Уже сам факт, что Владимир Иванович Якунин обратил внимание на это имя, и, несмотря на окрики «охранителей советского прошлого», попытался восстановить историческую справедливость, заслуживает нашей поддержки.
Борьба еще не окончена, ее результат зависит от каждого из нас. Полагаю, было бы разумным продемонстрировать главе Российских железных дорог нашу всемерную поддержку. Сделать это можно направив факс со словами благодарности за Николаевский вокзал на номер — 8−495−262−90−95. Работает круглосуточно, там сидит дежурный. Желательно направлять на бланке организации, церковного прихода, общественной организации. Срок — начиная уже с воскресенья.
Повторяю: еще ничего не решено. Это косвенно подтверждает выступление губернатора Ульяновской области Сергея Морозова перед молодежью на Селигере, в котором он решительно поддержал возвращение имени Симбирск, добавив что «никому не возбраняется построить новый населенный пункт и назвать его Ульяновском». Добавлю, что все желающие могут строить и вокзалы (желательно за личный счет) и называть их «Ленинградскими».
Юрий Бондаренко, председатель Движения «Возвращение»
Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в главном храме Иоанновского монастыря на Карповке
Его Святейшеству сослужили: архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии; епископы Гатчинский Амвросий, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских духовных школ; Троицкий Панкратий, викарий Московской епархии, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря; Петергофский Маркелл, викарий Санкт-Петербургской епархии; Солнечногорский Сергий, викарий Патриарха Московского и всея Руси, руководитель административного секретариата Московской Патриархии; епископ Выборгский Назарий, викарий Санкт-Петербургской епархии, наместник Александро-Невской лавры.
В алтаре собора за Литургией молился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молящимся со словом назидания. По окончании богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовала настоятельница Иоанновской обители игумения Серафима (Волошина). Матушка Серафима преподнесла в дар Его Святейшеству лампаду и подсвечники. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил насельниц и прихожан Иоанновского монастыря с престольным праздником главного храма обители. В дар монастырю Святейший Владыка передал образ Божией Матери «Знамение».
Русская линия
Поездка по Царским местам Финляндии
Русская линия
Дмитрий Медведев совершает первый визит в Южную Осетию
Д.Медведев приехал в Южную Осетию по приглашению президента республики Эдуарда Кокойты. На встрече с югоосетинским лидером в Цхинвали Медведев заявил, что имеется целый ряд проектов по восстановлению экономики и социальной сферы республики, передает ИТАР-ТАСС. Президент России также говорил о необходимости поддерживать сотрудничество в оборонной сфере. Москва планирует подписать с республиками соглашения о военном сотрудничестве.
В марте 2009 года Сухуми согласился предоставить территории под российские военные объекты на 49 лет, Цхинвали — на 99 лет.
Медведева встречали в Цхинвали в соответствии с местными традициями — деревянной чашей с вином, шашлыками и осетинскими пирогами. По сообщению сайта «Осетинское радио и телевидение», время и подробности визита Медведева не разглашались из соображений безопасности. В республике ожидали визит премьер-министра Владимира Путина.
Русская линия
В Москве пройдет конференция «Человек в условиях мирового экономического кризиса»
В работе конференции примут участие: Ректор Общецерковной аспирантуры Русской Православной Церкви, доктор богословия архиепископ Волоколамский Иларион; Председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон; Директор Института психологии РАН, член-корреспондент РАН, д.пс.н., профессор Анатолий Журавлев; Заслуженный деятель науки России, директор Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, д.пс.н., проф. Валентин Семенов; Первый заместитель директора Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор Вера Кольцова; Руководитель Социально-инновационного центра России при Совете Федерации Федерального Собрания России Михаил Розинский; Руководитель Общества православных психологов Санкт-Петербургской митрополии, профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии, д.пс.н. Лариса Шеховцова; ведущий научный сотрудник Национального научного центра наркологии Минсоцздрава, д.мед.н., проф. Валентина Москаленко; Сотрудник Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП священник Сергий Звонарев; Ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, д.пс.н., проф. Вера Абраменкова; Действительный член Крымской Академии Наук, профессор Украинской военно-медицинской академии (г.Киев), д.мед.н. Олег Сыропятов; Декан факультета экстремальной психологии МГППУ, к.пс.н., доцент Дмитрий Донцов; Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, д.пс.н. Николай Ракитянский; Профессор Института психологии РАН, д.пс.н. Андрей Гостев; Ректор Института психологии и психотерапии, к.пс.н. Александр Махнач; Профессор Столичной финансово-гуманитарной Академии, руководитель Центра социально-философских исследований культуры и образования, д.ф.н. Ольга Жукова; Директор Института проблем христианского отношения к психическим заболеваниям, к.мед.н., проф. Дмитрий Авдеев; Доцент Российского государственного социального университета, к.пс.н. Жанна Максименко; Директор Центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий РАН, к.т.н., доцент Леонтий Миронов, профессора Московской православной духовной академии и семинарии, Российского психологического общества, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московской службы психологической помощи населению, Ставропольского государственного педагогического института, Делового сообщества «ДелоРус» и другие.
Место проведения конференции: г. Москва, ул. Ярославская, д. 13 (конференц-зал Института психологии РАН). Заявки на участие в конференции, тезисы и доклады принимаются в письменном и электронном виде в форматах DOC (MS WORD) и RTF. Для публикации материалов конференции принимаются: тезисы докладов (3 страницы) или статьи (8−10 страниц) 1 страница — 1800 знаков с пробелами.
Издание материалов. Параметры текста: шрифт Times New Roman, размер — 14, полуторный интервал. Допускаются выделения полужирным, курсивом, полужирным курсивом, но не заглавными буквами. Ссылки по тексту — в круглых скобках, с указанием фамилии цитируемого автора, года издания труда, номера страницы. В конце статьи — список литературы в алфавитном порядке. В присланном файле должны быть:1. Направление работы конференции, соответствующее теме доклада; 2. Сведения об авторе: Ф.И.О. (полностью); ученая степень и ученое звание; должность и место работы; город; контактный телефон; e-mail; 3. Название доклада; 4. Текст статьи (8−10 стр.) или тезисов доклада (3 стр.). Публикация бесплатная. Организационный взнос не планируется. Материалы принимаются по электронному адресу:
spba-moscow@bk.ru. Почтовый адрес: 129 344, г. Москва, ул. Печорская, дом 2, каб. 26 (для Д.В. Гавчук).
Приглашаются все заинтересованные лица.
Русская линия
Пальму первенства по результатам ЕГЭ твердо держат Чечня, Дагестан и Ингушетия
При этом преподаватели вузов Москвы и Санкт-Петербурга отмечают небывалый наплыв экс-школьников из российской глубинки, сдавших профильные ЕГЭ на высокие баллы (80 и более). Пальму первенства твердо держат Чечня, Дагестан и Ингушетия. «Знакомая работает в приемной комиссии МГУ и сообщает о жутком наплыве джигитов с сотнями по ЕГЭ. Они даже по-русски с трудом говорят! Чабанов конечно стараются отсеять на собеседовании, но это не так-то просто», — пишет в ЖЖ пользователь strezzen. Помимо высоких баллов по ЕГЭ выпускники из регионов берут и другим — большим количеством льготников: детей «чернобыльцев», участников боевых действий и пр.
Тем временем, по сведениям «Новых Известий», Рособрнадзор начал проверку регионов, в которых выпускники школ показали подозрительно хорошие результаты при сдаче ЕГЭ. Аномально высокие результаты показали выпускники школ в национальных республиках: Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Мордовии, Татарстане и Башкортостане. Будут ли они отменены, чиновники сказать затрудняются. Минобразования обещают наказывать экзаменаторов, если окажется, что студенты с высокими баллами ЕГЭ плохо учатся в вузах.
Как пишет в одном из интернет-форумов работник сферы высшего образования, представившийся Лавром, на десяток бюджетных мест по каждой специальности в Москве и Петербурге претендует по нескольку сотен выпускников, имеющих по профильным ЕГЭ оценки в диапазоне от 80 до 90 и выше, при этом местных уроженцев из них — буквально единицы. Автор отмечает: если в столицах количество сдавших профильные ЕГЭ на 100 баллов едва достигает полутора сотен (в основном это выпускники специализированных школ), то в кавказских республиках «таких выращено — едва ли не четверо из каждых пяти выпускников». При этом абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ не могут написать без ошибок даже заявление на поступление в вуз.
В связи с этим, предостерегает автор статьи, если данный процесс примет системный характер, «то уже лет через пять в России „честные выпускники“ просто утратят доступ к высшему образованию, поскольку конкурировать с энергичными детьми гор и ушлыми выходцами „из глубинки“ им уже сейчас явно не под силу». Таким образом, «в короткий срок будет насмерть и окончательно убита вся система подготовки квалифицированных специалистов», — пишет автор.
По мнению ряда ученых, авторов форумов образовательных учреждений, родителей выпускников, злоупотребления в системе ЕГЭ возможны, в частности, по причине отсутствия «народного контроля» за проведением государственной итоговой аттестации в школах и недоступности для широкой общественности вариантов заданий ЕГЭ по каждому из общеобразовательных предметов, отмечает «Полит.ру». В связи с этим доказать факты коррупции или нарушения правил весьма проблематично, подчеркнул профессор МГУ Алексей Песков.
Русская линия
В Светицховели пройдет публичное крещение младенцев
Русская линия