Иеромонах Лука (Степанов): «Здесь присутствует пренебрежение к образу и подобию Божию»
Православный священнослужитель об отношении христиан к карикатуре…
«Есть такая расхожая шутка: „В мультфильмах не снимались?“ Она подразумевает некоторое насмешничество над человеком. Как будто он не человек, а некая функция, которую легко передать: „ручка, ножка, огуречик — получился человечек“. Так что изображение реальных людей в карикатурном виде есть признак неуважения, хотя, в притчах возможно изображать и символически. Когда „некий человек“, на „некоем поле“, посадил „некое дерево“. Поэтому условный стиль изображения может быть приемлем в сказках и притчеобразных повествованиях. Но когда подобным насмешливым образом изображаются живые личности, происходит надсмеяние над творением Божиим. Ведь никто из нас не хотел бы видеть себя в карикатурном виде, который подчеркивает, утрирует внешние недостатки или обнажает какие-то склонности, если только человек не заинтересован в популизме любой ценой», — сказал в интервью «Русской линии» завкафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии иеромонах Лука (Степанов), рассуждая о том, приемлем ли для христианина такой жанр как карикатура.
В блогосфере развернулась полемика вокруг заметки одного из пользователей «Живого журнала», который восторженно отозвался о свободе карикатурного творчества на Западе, для которого не существует никаких нравственных ограничений — будь то религия, смерть или трагедия. При этом автор сетует, на то, что в России карикатура так и не стала сколько-нибудь заметным жанром, да и не все темы ей «по зубам», так как не исключены «петиции РПЦ, священники с топорами на презентации, шквал возмущений в прессе».
Рассуждая на тему карикатуры, отец Лука заметил: «В сатире, а сатиры мы не находим в святоотеческих творениях, всегда присутствует некоторая уничижительная насмешка над человеком. Поэтому если карикатура касается дорогих для того или иного народа персон, то ее можно воспринимать как вызов. Могу сказать, что мною, к примеру, воспринимаются карикатурными изображения Евангельской истории и её действующих лиц в примитивном мультипликационном виде. Я считаю это непристойным».
«Упрощенные изображения, в принципе иногда приемлемы (я уже сказал о притчах, где они вполне уместны), но только в том случае, когда предполагается условная форма, когда нет личности, когда изображается функция, которая должна что-либо иллюстрировать. И недопустимо, когда в таком виде изображаются конкретные живые люди, живущие или усопшие, потому что в карикатуре всегда присутствуют признаки насмешливости, а также пренебрежение к образу и подобию Божию, существующему в человеке», — отметил священник.
«Мне в таких случаях всегда вспоминаются слова из постной триоди о „всесмехливом аде“, когда всё земное подвергается осмеянию, поскольку там, где грех, там и смерть. Там же где добродетель, там есть место доброй улыбке, доброжелательному юмору. Там есть место, подкрепляющей в тяжелых обстоятельствах, шутке. А постоянное хохмачество и скалозубство в отношении всего, приводит к уничижению общепринятых нравственных нормативов. Человек внутренне, под видом, что это „всего лишь шутка“, разоряет нравственные общественные твердыни. И в результате смеховые передачи становятся основоположниками мод, порядков и отношений в обществе. Это, конечно, является признаком нравственной деградации нашего общества. Ни слово назидательное, ни классическое искусство, ни слово мудрых, украшенных сединами, являются сегодня отражателями и установителями народных ориентиров, а какие-то смехачи. Что тут скажешь? Все это очень печально», — заключил иеромонах Лука (Степанов). Русская линия
Иеромонах Лука (Степанов): «Здесь присутствует пренебрежение к образу и подобию Божию» Православный священнослужитель об отношении христиан к карикатуре...