Русская линия
<< Полная сводка новостей от 9 марта 2009 >>

Патриарх Кирилл: «Единство там, где любовь, а где любовь — там и Бог»
Предстоятель Русской Православной Церкви совершил богослужение в храме Христа Спасителя

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (фото "Патриархия.ру")В воскресенье, в Неделю Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.ru. После богослужения Святейший Патриарх обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом.

Начиная проповедь, Его Святейшество напомнил, что еще в 787 году состоялся VII Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь иконоборчества, но по милости Божией опасная для Церкви ересь была преодолена. «Иконоборцев осудили, и было принято решение в первую неделю Великого поста, в первый воскресный день, праздновать победу над иконоборчеством, а вместе с этим и победу над всеми ересями, сотрясавшими жизнь Церкви в первом тысячелетии. Велика была надежда отцов Седьмого Вселенского Собора, что отныне никакие ереси и отступления не поколеблют Православной веры. Именно в знак этой надежды и был учрежден праздник, который мы сегодня празднуем», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Однако следующее, второе тысячелетие по Рождестве Христовом, также дало примеры множества попыток разделить Церковь и исказить православное вероучение. Эти попытки не прекращаются даже до сего дня, — отметил Святейший. — И потому для нас день Торжества Православия — это не столько подведение некого итога борьбы с ересями в первом тысячелетии, сколько повод еще раз обратиться с горячей молитвой, чтобы никакие разделения и отступления от истинной веры не поколебали единства Церкви Божией».

атриарх Московский и Всея Руси Кирилл (фото "Патриархия.ру") «Единство там, где любовь, а где любовь — там и Бог, — сказал Патриарх. — И если кому-то приходит в голову мысль сказать нечто о вероучении, что расходится с традицией Святых Отцов, Вселенских и благочестивых Соборов, то такой человек многажды должен подумать, для чего, во имя каких целей, он предлагает то или иное новшество». «Если из уст такого человека мы слышим потоки брани, порой даже грязи, которые обрушиваются на Церковь и ее служителей, если мы слышим горячие призывы к борьбе, к разделению, к спасению Православия даже до смерти, когда мы слышим такой возглас и такой лозунг: „Православие или смерть“ — нужно опасаться этих проповедников, — предостерег Патриарх Кирилл. — В глазах этих людей вы не найдете любви, там горит дьявольский огонь гордыни, стремление к власти, к разрушению церковного единства».

«Мы должны хранить единство не только Вселенского Православия от каких либо ересей и расколов, мы не только должны хранить как зеницу ока единство нашей Поместной Церкви, Церкви-мученицы, выстрадавшей свое право быть единой и неделимой. Мы должны хранить единство наших приходов и монастырей, помня, что самый главный критерий оценки деятельности любого христианина — от Патриарха до простого мирянина — это любовь. Есть любовь — есть Христос! Нет любви — нет Христа!» — провозгласил Святейший Патриарх.

«Да поможет всем нам Господь хранить единство Церкви нашей, хранить его как зеницу ока, назидаясь страшными и опасными примерами из прошлого, но одновременно вдохновляясь и подвигом тех Святых Отцов семи Вселенских и благочестивых Соборов, что охраняли, защищали и поддерживали единство Церкви Христовой, утверждая в основе церковной жизни единственный Богом определенный закон — закон любви, которым спасаемся. Аминь». — заключил Патриарх Московский и всея Руси.
Русская линия


«Господь букве не подчиняется, Он выше ее»
Православные священнослужители о Таинстве Соборования

СоборованиеВеликим постом, как известно, в православных храмах осуществляется Таинство Елеосвящения (Собрования), заключающееся в смазывании освященным елеем (благовонным оливковым маслом, смешанным с вином), как это указано в Евангелии (Лк. 10:34), щек, губ, рук и груди верующего. Таинство это рассматривается как средство врачевания недугов и отпущения забытых, но не сознательно скрытых грехов. Соборованием таинство это именуют из-за того, что совершать его положено собором семи священников, но в случае необходимости, Елеосвящение может быть совершено и тремя-двумя священниками.

Мы попросили священнослужителей ответить на часто задаваемый верующими вопрос: кому и как часто следует прибегать к этому церковному Таинству? Следует ли прибегать к нему лишь в случае тяжелых телесных недугов, или же надо приступать к Соборованию ежегодно?

Протоиерей Александр Новопашин«В нашей епархии есть традиция совершения для прихожан Таинства Соборования в течение Великого поста в определенный день, — рассказал известный миссионер, настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин. — Совсем не обязательно соборовать только тогда, когда человек тяжело болен или находится в предсмертном состоянии. Давайте задумаемся, что такое болезнь? Ведь тяжелобольной человек — это необязательно физически немощный человек, он может иметь и тяжелое духовное заболевание, которое также нуждается в лечении. Кроме того, духовное состояние также связано с состоянием физическим. Если человек постоянно находится, как сейчас говорят, в тяжелой депрессии, в унынии, из которого не может выйти, ему начинают приходить в голову дурные мысли о самовольном уходе из жизни. Такого человека тоже надо лечить. В Таинстве Соборования вспоминаются и прощаются те грехи человека, которые он забыл. Поэтому речь здесь идет, прежде всего, о духовном состоянии, об исцелении души человека. Поэтому совсем не обязательно соборовать только тогда, когда человек лежит в реанимации или находится в почти коматозном состоянии».

«Что касается вопроса об обязательности ежегодного соборования, то этот вопрос является темой для рассуждений. По моему частному мнению, нет никакой необходимости превращать Таинство в автомат. Когда мы исповедуемся и причащаемся, когда мы сознательно очищаем свою душу от греховной грязи, требуется определенная духовная работа. Ведь исповедь — это вершина покаянного состояния, когда мы приходим и осуждаем себя перед лицом Божиим, испрашиваем у Господа прощение, вытаскиваем гнилые занозы из своей души. Поэтому в отношении Соборования человек не должен рассуждать так: „Зайду в храм, пособоруюсь и все будет хорошо“. Соборование не должно быть неким хитрым ходом во избежание постоянной духовной работы над собой, нельзя думать, что Соборование „отменяет“ исповедь. С другой стороны, если человек недомогает, если ему тяжело, если он находится в постоянном упадке сил, может для него и есть необходимость регулярно собороваться. Но Соборование, исповедь и Евхаристия должны идти вместе», — сказал священник.

«Что же касается мнения о том, что к Соборованию следует допускать только тяжких больных, находящихся при смерти, то вовсе необязательно ждать, когда человек действительно будет отходить ко Господу. Неужели мы соборуем только тогда, когда придет последний момент? Многие ведь умирают неожиданно. Бог весть, когда Господь призовет к Себе, поэтому мне кажется, что не надо привязывать совершение этого Таинства исключительно к последнему моменту человеческой жизни. Во всем остальном, это вопрос пастырской практики. Духовный наставник должен принимать решение, смотря по ситуации, по духу, по человеколюбию, по снисхождению к немощи человеческой. Ведь в духовной жизни невозможно делать все по трафарету, иначе это может вылиться в фарисейство и начетничество. Господь букве не подчиняется, Он выше ее», — заключил отец Александр Новопашин.

Иерей Виталий ЕвсеевВ свою очередь клирик Лазаревской церкви в Тамбове, сотрудник епархиального отдела по сотрудничеству с Вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Виталий Евсеев указал на то, что «в словах апостола Иакова, брата Господня: „Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему“ (Иак. 5: 14−15), — конкретно сказано, что человек, приступающий к Таинству Соборования, должен быть болен. В Таинстве Соборования прощаются грехи забытые, и это таинство должно совершаться при собрании семи священнослужителей, собора священников. Семь священников совершают семь раз помазание священным елеем, также читается семь отрывков из Апостолов, соответствующего содержания, семь евангельских отрывков об исцелении Господом болящих и возжигаются семь свечей». «То, что Таинство Соборования ныне совершается в храмах в течение поста, причем не только Великого, связано с тем, что сегодня Церковь не имеет достаточного числа священнослужителей, чтобы к одному больному можно было бы позвать семь священников», — пояснил пастырь.

Отец Виталий отметил также, что «основываясь на мнении Святителя Тихона Задонского, принято считать, что Соборование совершается над тяжелобольным человеком и „близко к смерти сущим“». Вместе с тем, заметил священник, «еще в дореволюционной практике Соборование совершалось не только над тяжко больными — в Великий Четверг, в честь установления Таинства Евхаристии — вечери Господней, соборовали всех желающих, в основном пожилых людей. Ведь никто не знает, когда их Господь призовет. Сейчас эта практика возобновляется. У нас много смертей от внезапных болезней, инсульта и инфаркта, и я говорю прихожанам, чтобы они не ждали, когда их настигнет тяжкая болезнь, а приходили Великим постом и соборовались. Это нисколько не противоречит учению Церкви. Единственное, что я не рекомендую собороваться совершенно здоровым людям и маленьким детям. Духовно- и душевнобольным к Соборованию нужно приступать обязательно. Многие духовные заболевания, вызванные увлечением оккультизмом и т. п., требуют Соборования как радикального вмешательства. Но я категорически против того, чтобы человек несколько раз за время поста прибегал к Соборованию, в таком случае происходит уничижение Таинства», — заключил отец Виктор Евсеев.

Иерей Александр МиняйлоВ том, что к Соборованию нельзя подходить формально предупреждает и иерей Александр Миняйло, профессор, ректор Уральского института бизнеса им. И.А.Ильина. «Не думаю, что регулярное Соборование вредно, на мой взгляд, оно даже полезно. Человек соборуется, ему прощаются все забытые грехи, что ж тут плохого? Тем более есть причина лишний раз в церковь придти. Важно не то, регулярно или не регулярно соборуется человек, а то, чтобы Таинство Соборования не превратилось в проформу, а было наполнено содержанием. А соборуют не только тяжелобольных и не только перед смертью, зря так рассуждают», — сказал отец Александр.
Русская линия


Николай Коняев: Православных и коммунистов разъединяет Ленин
Русский писатель об участившихся попытках КПРФ показать свою приверженность Православию

Николай Коняев«Движение КПРФ в сторону Православия связано с попыткой самоопределения себя в новых условиях. КПРФ борется против олигархического капитализма, борется против разрушения России, я имею в виду еще и ее борьбу против развала СССР, борется со многими вещами, с которыми любой православный человек тоже должен бороться. Патриотическая установка КПРФ близка православному русскому человеку, но есть одно условие, с которым совершенно невозможно смириться. Это отношение КПРФ к Ленину», — заявил в интервью «Русской линии» известный русский писатель, секретарь правления Союза писателей России, председатель православного общества писателей Санкт-Петербурга, главный редактор журнала «Аврора» Николай Коняев, анализируя статью члена КПРФ Петра Сергеева «Нависшая катастрофа как зеркало империалистического коллапса. Взгляд православного писателя», а также участившиеся в последнее время попытки КПРФ показать свою приверженность Православию и лояльность Русской Православной Церкви.

В статье Петра Сергеева, опубликованной на официальном сайте компартии, говорится, что «идейные установки КПРФ полностью коррелируют с основными духовными ценностями Православия». «Кстати, это в последнее время подчеркивают многие иерархи Русской Православной Церкви, включая Патриарха Кирилла», — указывает автор. «За это говорит и наш исторический опыт, из которого возможно сегодня взять много позитивного и адекватного нынешней экстремальной политической ситуации, — утверждает П.Сергеев. — Напомню, что исторический духовный поворот в развитии Государства Российского, учет на государственном уровне духовной православной практики произошел именно в период социализма — в правление выдающегося государственного и партийного деятеля страны И.В.Сталина».

«На мой взгляд, незримое духовное домостроительство неожиданно показывает сейчас всем, что Христос-Спаситель, человеколюбец и борец за души людей, а, по сути, первый коммунист на земле, выбирает Россию, а в ней государственно — патриотические силы во главе с КПРФ под знаменем духовности и справедливости для сплочения всех сил на планете, чтобы противостоять извечному врагу и его последователям в человеческом обличии», — ничтоже сумняшеся заявляет Петр Сергеев.

«Мир продвигается к ситуации, которая не имела прецедента, — предупреждает писатель. — Когда заполыхает у нас и у них, когда окончательно обрушатся рынки и волны конфликтов парализует сознание и мышление людей, мир интуитивно обратится к России с ее исконным социализмом и понятием справедливости. И в самой Российской Федерации, и на просторах исторической России люди будут иметь морально-политическую силу. И этой силой станет государственно-патриотическое движение под организационно-политическим руководством КПРФ, опирающееся на традиционные духовные ценности российской цивилизации». «Кажется, нас сейчас мало, но волны кризиса все поставят на места. Как сказано в Писании, „и последние станут первыми“. Внутренне, безошибочно чувствовал такую логику наш великий соотечественник, руководитель партии и государства И.В.Сталин. Нельзя ошибиться и нам», — заключает писатель-коммунист.

Николай Коняев, в свою очередь, отметил, что «пока Ленин остается знаменем КПРФ, пусть она даже исповедует православные и патриотические ценности, эта партия никак не сможет считаться православно-патриотической в том понимании Православия и патриотизма, которое вкладывает в них любой человек, принадлежащий к Русской Православной Церкви».

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов«Для любого мало-мальски исторически образованного человека ясно, что Ленин был злейшим врагом России и русского Православия. Казалось бы, проще простого — взять и отказаться от Ленина. Ведь коммунист Зюганов и коммунисты-ленинцы — это члены абсолютно разных партий. Не сомневаюсь, что живи Ленин в наши времена, он скорее пошел бы на контакт с Борисом Ельциным, чтобы вместе с ним работать против русского народа, против русского Православия, а Зюганова первым делом расстрелял бы. Поэтому для меня до сих пор остается непостижимой загадкой, почему нынешние коммунисты так крепко держатся за Ленина», — недоумевает писатель.

«Что же общего между православными и нынешними коммунистами? В „Моральном кодексе строителя коммунизма“ изложены все библейские заповеди, кроме первой „возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим..“. У нас одни и те же взгляды на патриотизм, на положение трудящихся. Православные, также как и коммунисты, хотели бы, чтобы не было того жуткого обирания русского человека, которое сейчас происходит. И коммунисты и православные отвергают построенный за последнее двадцатилетие воровской и назначенческий капитализм, который абсолютно антиморален и безнравственен; у православных, как и коммунистов, ничего кроме раздражения, не вызывают олигархи, грабящие национальные сокровища России; и те и другие возмущены пропагандой безнравственности», — отметил писатель.

«Но пока Ленин поднимается КПРФ как знамя, между нами будет непреодолимое разногласие. Ведь Ленин воплощает собой антирусскость и антиправославность, что коммунисты сейчас скрывают. И даже в добром и здравомыслящем человеке, чтущим человеконенавистническое имя Ленина, обязательно окажется червоточина. Никогда не может между нами быть единства, пока коммунисты будут нести знамя Ленина», — выразил уверенность председатель православного общества писателей Санкт-Петербурга.

Вместе с тем, отметил Н. Коняев, «я думаю, что стремление КПРФ сблизиться с Православием искреннее. Сейчас русским людям важно найти то, что их объединяет, а не то, что разъединяет. Стремление к объединению живет в каждом русском человеке независимо от его партийной, социальной и прочей принадлежности. Многие члены КПРФ искренне хотели бы объединиться с православными людьми, точно так же, как многие православные люди хотели бы объединиться в социальной программе, в отношениях к нынешнему олигархическому капитализму с КПРФ. Но на пути естественного соединения русских людей лежат препятствия. Одно из них — это ленинская идеология, которая несет в себе гигантское зло. Так зачем же нам объединяться со злом? Но если бы КПРФ нашла в себе силы отказаться от Ленина, тогда появилась бы реальная возможность для объединения, ведь именно Ленин, в первую очередь, разъединяет коммунистов и православных. Для Ленина Россия была лишь дровами для растопки пожара мировой революции, другой роли у России и русского человека, по его мнению, не было. Однако православные русские люди считают иначе. И пока КПРФ этого не осознает, между нами не может быть никакого единства», — заключил Николай Коняев.
Русская линия


Протоиерей Геннадий Беловолов: «Это коммерческое подтверждение высокого авторитета Церкви»
Петербургский священник размышляет о проблемах использования православных понятий в названиях торговых марок и продукции

о.Геннадий Беловолов«Сейчас зайдя в магазин можно увидеть немало церковных названий на продукции самого различного ассортимента. И это является своеобразным коммерческим подтверждением высокого авторитета Церкви в современном обществе. Ни для кого не секрет, что в использовании церковных названий, прежде всего, лежит коммерческий интерес. Продают то, что покупают, тут действует закон: спрос рождает предложение», — сказал в интервью «Русской линии» известный петербургский священник, настоятель Леушинского подворья в Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов, комментируя проблему широкого использования в коммерческих целях православных и церковных понятий. Достаточно вспомнить такие торговые марки, как вино «Шепот монаха», пельмени «Русь Православная», ряженка «Соборная», творожная масса «Пасхальная», творог «Приходской», сметана «Церковная», водка «Александр Невский», кагор «Святые угодники», не говоря уже об изображении на винных этикетках ликов святых.

В связи с этим, отец Геннадий заметил, что с одной стороны, «в православной стране Православие должно быть не только в церковной ограде». «Все, с чем соприкасается человек, не должно быть вне воцерковления. И объективно этот процесс, помимо коммерческого эффекта, являет собой тенденцию воцерковления страны, показывая проникновение Православия в общество». «И в этом плане приятнее видеть нашу национальную символику, нежели символику, навязанную нам западными производителями. И если мы будем запрещать любое применение наших исторических или даже церковных понятий, символов, то мы можем потом увидеть наводнение западными эмблемами и символикой».

Но с другой стороны, справедливо указал пастырь, «приходится говорить и об издержках производства». «Как правило, нашим производителям свойственны небольшие познания в Православии и они называют свою продукцию так, как им заблагорассудится. Если в любой другой области они прибегают к помощи специалистов-консультантов, то в этой сфере советоваться с православным духовенством они не спешат. За все годы моей службы ко мне ни разу не обратился ни один предприниматель с вопросом можно ли использовать относящиеся к Православию и Церкви названия для наименования своей продукции или своего предприятия. В результате мы видим много примеров, порой забавных, а подчас и кощунственных. Самый яркий пример — это пельмени „Монастырские“. Мясной продукт очень странно смотрится с таким названием, учитывая, что монахи в принципе не вкушают мяса. Поэтому хочется пожелать нашим производителям обращаться за консультацией к священникам или архиереям, чтобы не допускать таких ляпсусов», — сказал священник.

Кроме того, обратил внимание отец Геннадий, «безусловно, надо помнить о церковных правилах и церковных канонах»: «Абсолютно исключено изображение на торговых упаковках креста, поскольку это святой символ. Упаковка после употребления выбрасывается, естественно вместе с ней в мусор будет отправлено и изображение святого символа, что станет его поруганием. Исключено и изображение икон святых, что очень распространено сегодня на бутылках кагора, на которых часто изображают Святителя Николая, а также Апостолов Петра и Павла. Производитель должен осознавать, что-то, что он изобразит на упаковке, может быть кощунственно выброшено, а это большой грех, который ляжет как на того, кто выбросил, так и на того, кто произвел эту продукцию, ведь это объективно осквернение и поругание. Изображения икон и крестов на упаковках и этикетках являются не только профанацией, но и настоящим кощунством. Использование икон в рекламных целях абсолютно недопустимо. Всегда надо помнить одну простую вещь, что иконы и кресты предназначены для почитания и для молитвы».

Священник также обратил внимание, что такое небрежение к святыне встречается иногда и в церковной среде. «Посмотрите на магазин „Софрино“, где любой товар пакуют в красивую бумагу, сплошь украшенной крестами, помещенными в круг — символом этого предприятия. И куда потом девать эту упаковку? Когда это делают производители, далекие от Церкви, — это одно, но когда это церковное производство, то здесь уже даже трудно понять, чем это объяснить. Подчас и издатели православных книг помещают на обложке изображения икон, поверх которых идут надписи, что тоже недопустимо и недостойно. Поэтому приходится признать, что даже в церковной среде утрачена культура благоговейного почитания святых изображений и символов. Поэтому, может быть, даже необходимо издать какое-то пособие по благочестию, чтобы восстановить подлинную православную культуру. Утрата культуры благочестия — это результат расцерковленности, и здесь большая нива для делателей церковных, для пастырей и архипастырей. Благочестие — это воплощенная нравственность, это религиозность в конкретных формах и её отсутствие очень опасный синдром», — заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия


«Воспитывая мальчика — воспитываешь мужчину, воспитывая девочку — воспитываешь нацию»
Президент Татарстана призвал воспитывать детей в духе уважения к институту семьи и брака, материнству и отцовству

Минтимер ШаймиевВ своём традиционном обращении к женщинам в связи с Международным женским днём 8 марта, распространённом накануне в республиканских средствах массовой информации, президент Татарстана Минтимер Шаймиев обратил особое внимание на проблемы воспитания детей в духе приверженности традиционным ценностям, передаёт наш корреспондент в Казани.

Отметив, что «в душе каждого из нас навечно запечатлён светлый лик матери, подарившей нам жизнь, воспитавшей, согревшей нас лаской, указавшей верную дорогу», глава республики, в частности, заявил: «Кто бы и на каком языке ни произносил святое слово „мама“, он всегда делает это с неизменной теплотой, уважением и благодарностью. Ведь в нём отражается таинственный и непостижимый дар, данный женщине самим Богом и природой — дар участия в сотворении новой жизни. Являясь продолжательницей рода и хранительницей семейного очага, женщина таит в себе великое творческое начало, которое, подобно искусному хрупкому сосуду, требует бережного и ответственного отношения. Это особенно важно понимать в наше непростое время, когда на волне эмансипации проявляются и весьма тревожные поведенческие тенденции, связанные с отказом женщин от семьи и детей в пользу карьеры и „свободного“ образа жизни».

Приведя древнюю восточную мудрость, гласящую: «Воспитывая мальчика — воспитываешь мужчину, воспитывая девочку — воспитываешь нацию», М. Шаймиев подчеркнул, что, «если мы хотим, чтобы история нашего многонационального народа получила достойное продолжение, то обязаны создать все условия для передачи от поколения к поколению традиционных духовных ценностей, воспитания наших детей в духе уважения к институту семьи и брака, материнству и отцовству».

Как отмечает ИА «Росбалт», нынешнее обращение президента Татарстана стало «самым длинным посланием к женщинам Приволжского федерального округа из поздравительных обращений чиновников в 2009 году». Занимая в оригинале три страницы, оно «наполнено сравнениями, эпитетами, пословицами, рассказом о достижениях», а также словами благодарности в адрес женщин.

Особо М. Шаймиев отметил заслуги татарстанских спортсменок и представительниц женского звена тренерского состава, благодаря успехам которых «неуклонно укрепляется спортивный престиж родной республики, растет популярность физкультуры и спорта среди населения (и особенно — среди молодёжи), становится возможным проведение таких грандиозных спортивных состязаний, как Всемирная летняя универсиада 2013 года в Казани».

Тёплых слов благодарности также удостоились женщины-ветераны. «Незабвенными подвигами в тылу и на фронте вы прославили свое имя в веках, и именно вам, вместе с ветеранами-мужчинами, в первую очередь, принадлежит выстраданное право называться гордостью и совестью народа, — говорится в обращении. — Низкий вам за это сыновний поклон. Будьте счастливы, живите подольше и радуйте всех нас — своих детей, внуков и правнуков — мудрыми наставлениями и добрыми улыбками!»
Русская линия


Владимир Крупин: «Он должен публично каяться за свою мерзость»
Известный русский писатель поддержал инициативу привлечь за русофобию к уголовной ответственности писателя Виктора Ерофеева

Владимир Крупин«Я поддерживаю эту акцию возмущенных людей, возмущенных нравственно, возмущенных оттого, что обливается грязью такое явление высочайшей духовности, каким является Россия — наиболее близкая к Богу страна. Писатель он примитивный, необыкновенно простенький, неинтересный. Это порода антирусских людей, порожденных эпохой „демократии“, которая сегодня в России правит бал. Он должен публично каяться за свою мерзость», — заявил в интервью «Русской линии» известный русский писатель Владимир Крупин, комментируя инициативу активистов организации «Русского ДПНИ», подавших в московскую прокуратуру заявление с просьбой привлечь к уголовной ответственности писателя Виктора Ерофеева за публикацию им книги «Энциклопедия русской души», содержащей откровенную русофобию и оскорбления в адрес русского народа.

Авторский сборник Ерофеева был выпущен издательством «Зебра» еще в 2002 году, переиздан в 2005-м и находится в продаже по настоящее время. «Мы с соратниками решили потревожить безмятежную и сладкую жизнь известного диссидента, либерала и русофоба мистера Ерофеева, — сказано в сообщении на сайте „Русского ДПНИ“. — Свои поганые изречения этот „деятель“ постоянно записывал и, собрав достаточное их количество, издал в книжечке „Энциклопедия русской души“. Сей опус мы приобрели в книжном магазине, изучили его, вычленили самые русофобские фразы и написали заявление в прокуратуру г. Москвы». В приложении к заявлению с указанием на нумерацию страниц приводятся, в частности, следующие высказывания Ерофеева: «Русских надо бить палкой. Русских надо расстреливать. Русских надо размазывать по стене. Иначе они перестанут быть русскими. Русские — позорная нация. Тетрадка стереотипов. Они не умеют работать систематически и систематически думать. По своей пафосной эмоциональности, пещерной наивности, пузатости, поведенческой неуклюжести русские долгое время были прямо противоположны большому эстетическому стилю Запада. Русских надо пороть. Особенно парней и девушек. У русских нет жизненных принципов. Они не умеют постоять за себя. Они вообще ничего не умеют. Они ничего не имеют..»

Податели заявления просят прокуратуру провести проверку о наличии состава преступления, предусмотренного ст. 282 ч. 1 УК РФ (Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) в действиях Ерофеева и в случае обнаружения таковых возбудить уголовное дело по указанной статье; внести представление в суд о признании авторского сборника Ерофеева экстремистским материалом, с целью его последующего конфискации и изъятия из торговой сети; в связи с тем, что Ерофеев является автором сценария и ведущим программы «Апокриф» на государственном телеканале «Культура», а также ведущим радиопередачи под названием «Энциклопедия русской души» на радиостанции «Свобода» — провести проверку его деятельности в этом качестве на предмет разжигания межнациональной розни с использованием вышеуказанных СМИ.

Виктор ЕрофеевКак сообщил «Русской линии» Алексей Канурин, один из инициаторов обращения в прокуратуру, эта акция не является самоцелью (тем более что эта книга появилась на свет почти четыре года назад). «Прежде всего, мы стремимся обратить внимание правоохранительных органов и СМИ, что подобный факт является далеко не единичным, что это часть целого явления, которое знаменует собой последовательную и безнаказанную русофобию со стороны враждебных русскому народу элементов нашего общества». «Наша задача — обратить внимание общества на эту проблему и подтолкнуть власть к принятию соответствующих мер для пресечения подобных явлений», — сказал Канурин. Он напомнил, что сегодня в России на русских людей заведено огромное количество уголовных дел за «возбуждение межнациональной розни» в отношение лиц самых различных национальностей. «Невозможно даже представить себе ситуацию, чтобы в России был опубликован материал с высказываниями типа „евреи — позорная нация“, или — „кавказцев нужно расстреливать“. А Ерофееву в отношение русских это удается. Если речь касается оскорбления или унижения по национальному признаку именно русских — то здесь мы наблюдаем полное игнорирование и замалчивание проблемы как таковой, хотя ее масштабы превысили уже все мыслимые пределы», — подчеркнул А. Канурин. Представитель РДПНИ также высказал предположение, что Ерофееву, учитывая его диссидентское прошлое, вероятно, требовался всего лишь сам факт выхода в свет подобной книжки, — для отчета перед своими западными грантодателями.

Писатель Владимир Крупин, в свою очередь, отметил, что эта точка зрения не лишена основания. «Эта ерофеевская порода — люди они очень жадные. А Запад просто так дивидендов не раздает. Так что ерофеевым приходится отчитываться перед своими хозяевами подобными авторскими сборниками», — сказал писатель. «Это воспитанник западной культуры — чужой, холодный, циничный, расчетливый. Прибежавший в Россию, как говорил Пушкин, — „на ловлю счастья и чинов“», — охарактеризовал русский писатель Ерофеева. «Ему, конечно, при его холодности, при глухой затворенной душе это разбирательство (если до него дело дойдет) — как с гуся вода, а, пожалуй, послужит и на рекламу, — считает В.Крупин. — Он ведь еще будет использовать телевидение, чтобы лишний раз сказать: «вот эти русские — посмотрите на них, как они возмущаются завоеваниями демократии и свобод»..

«Но если суд человеческий его не страшит, то есть Божий суд, а это уже настоящая реальность. Нам нужно знать тех людей, которые льют на нас грязь. Он сам настолько грязен, что я очень боюсь за него. Я очень страшусь за его душу», — заключил Владимир Крупин.
Русская линия


Архиепископ Юстиниан возгласил анафему гетману Мазепе
В Тираспольской епархии Русской Православной Церкви впервые за 140 лет возродили чин анафематствования предателя России

Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан8 марта, в великий праздник Торжества Православия, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, проводя чин анафематствования во всех соборах Тирасполя, Бендер и Рыбницы, возгласил анафему гетману Ивану Мазепе, памятник которому руководство Приднестровья намеревается установить у Бендерской крепости.

Напомним, 14 октября 2008 года, в присутствии ряда приднестровских чиновников, депутатов Верховного Совета ПМР, представителей украинских общественных организаций, учащихся украинской гимназии и сотрудников посольства Украины в Молдавии была торжественно открыта плита, заложенная в основание памятника гетману Мазепе, что вызвало волну возмущения не только в Приднестровье, но и далеко за его пределами.

Одним из первых публично осудил эту кощунственную акцию архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан. Регенту Архиерейского хора диакону Вячеславу Лукановскому, солисту трио духовной музыки «Южный глас», обманным путём втянутому в это постыдное шоу, пришлось приносить покаяние. 4 марта, отвечая на вопросы телезрителей в утреннем эфире телеканала ТСВ, владыка Юстиниан заявил о недопустимости увековечивания гетмана Мазепы на приднестровской земле: «Как гражданин, как архиерей я переживаю этот момент как недружественный. Ссылаться на то, что Мазепа некогда топтал эту землю и поэтому нужно увековечить его память плитой, что произошло в Бендерах, — это аргументы, притянутые за уши. Думается, из-за сиюминутной, тактической конъюнктуры, не стоит вбивать клин между взаимоотношениями братских славянских народов». Отметив, что в ближайшее воскресенье во всех православных храмах будет провозглашаться анафема врагам Церкви, владыка заявил: «В этом году, конечно же, необходимо провозглашение анафемы имени Мазепы. Отлучения от Церкви с него никто не снимал».

Воскресным утром 8 марта в Преображенском кафедральном соборе города Бендеры яблоку было негде упасть. В этот день были отслужены две Литургии, во время каждой из них более 400 человек причастились Святых Христовых Тайн. Однако в ходе второй Литургии, которую возглавил правящий архиерей, привычный порядок причащения был изменён. Перед святым причастием, сразу же после чтения «Отче наш», был отслужен чин Торжества Православия, дабы причастники подходили к Чаше, отвергнув лжеучения и поклонения анафематствованным лжекумирам.

«В этом году мы вынуждены вернуть в чин анафематствования забытое имя гетмана Ивана Мазепы, — объяснил секретарь Тираспольской епархии иеромонах Никодим (Балясников). — Причиной этому является стремление некоторых сил в соседней Украине в угоду политической моде поднять на свои знамёна имя этого преступника перед Отечеством и Верой. Гетман Мазепа преступил клятву, приведя на православную землю еретика Карла XII, целью которого был не только захват и расчленение Государства Российского, но, вместе с тем, попрание Православной веры и обращение нашего народа в лютеранскую ересь. К нашему великому стыду, анафематствованного Церковью гетмана пытаются возвеличить и некоторые политики в Приднестровье. Чем это является, как не вторичным предательством нашей истории, нашей Церкви и православной веры?».

Возгласив 12 анафематствований (включая анафематствование бывшего митрополита Филарета, дерзающего именовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»), владыка Юстиниан отдельно возгласил чин анафематствования, составленного митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским):

Гетман Мазепа и Карл XII«Новый изменник нарицаемый Ивашка Мазепа, бывый Гетман Украинский, или паче антихристов предтеча, лютый волк овчею покрытый кожею, и потаенный вор, сосуд змиин, вне златом блестящийся, честию и благолепием красящийся, внутрь же всякия нечистоты, коварства, злобы диавольския, хитрости, неправды, вражды, ненависти, мучительства, кровопролитиа и убийства исполненный. Ехиднино порождение, иже аки змий вселукавый, яд свой злаго умышления на православное государство чрез долгое время начальства своего потаенный, изблева 1708 года в месяце Декемврии презрев толикая благодеяния Божия, и крайнюю неизреченную к себе Государеву милость и любовь, ковалерством превысоким от Него почтенный. Сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную.

И аки вторый Иуда предатель отвержеся Христа Господня и благочестивыя державы Благочестивейшаго Государя нашего Царя и Великаго князя Петра Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца. И привержеся врагу Божию и святых Его, проклятому еретику королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадил его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил. И бысть ему шведцкому королю помощник и поборник в брани, и на благодетеля своего и Государя, разбойническую воздвиже руку, хотя малороссийскую землю аки прегордый люцыфер хоботом своим изменническим, и разбойническим, от благочестивой и великороссийской державы отторгнути.

Но не поможе ему Господь сил тое свое диавольское умышление и злобу совершити; ибо силою Божиею, мужеством же и храбростию, непреодоленнаго монарха нашего: Благочестивейшаго Государя нашего Царя и Великаго князя Петра Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца; и Его победоноснаго воинства побеждены суть вся полки неприятельския, под городом Полтавою, в прошлом в 1709 году, месяца Иуния в 27 день, тако преславно, яко едва сам король свейский и оный изменник Мазепа убеже к Турскому порту под защищение. И тамо окаянный по немногих днех злобу свою, и житие сконча, и хотя взыйти на небо, и быти подобен вышнему, до ада низведеся.

Темже яко сын погибели за таковую свою измену отступничество от благочестивой державы, предательство же и поднесение рук разбойнических и брани на Христа Господня, своего благодетеля и Государя, со всеми своими единомысленники, скопники и изменники, да будет проклят. Анафема!».

Хор сослужившего ему духовенства, опуская свечи огнём вниз, дважды возгласил: «Анафема! Анафема!» Затем, по чину Торжества Православия, хор провозгласил «Вечную память» всем защитникам Православия, в том числе правоверному Императору Юстиниану, праведной Царице Феодоре, святой благоверной княгине Ольге, святому равноапостольному князю Владимиру, святому благоверному князю Александру Невскому, а также святому благоверному воеводе Молдавскому Стефану Великому.

По окончании причастия владыка Юстиниан обратился со словам поздравления к женщинам, собравшимся в этот день в храме: «Я за свою жизнь никогда не поздравлял женщин с 8 марта. Не наш это праздник. Его история восходит к иудейскому празднику Пурим в честь ветхозаветной царицы Есфири. Однажды, когда Пурим выпал на 8 марта, революционеры, бывшие в большинстве своём еврейского происхождения, установили в этот день празднование „международного женского дня“. Но почему мы, православные верующие, должны праздновать этот праздник с иудейскими корнями?»

Однако, отметил владыка, именно Торжество Православия является настоящим православным женским праздником: «В этот день мы чествуем святую праведную царицу Феодору, восстановившую почитание святых икон. Этот день мы по праву можем называть истинным православным женским днём. С праздником вас, дорогие сестры!».
Владимир Букарский, специально для «Русской линии»


Россия не готова к началу гражданской войны на Украине
Аналитик Андрей Добровольцев предупреждает, что летом возможна серьезная дестабилизация ситуации

Украина-НАТОРаздел Украины, теракт на плотине Киевского моря и «новая миссия» НАТО — такие планы вынашивают США и их союзники, предполагает аналитик Андрей Добровольцев в своей статье «Украина: на грани гражданской войны», опубликованной «Русской линией».

«Что происходит и должно произойти? Прежде всего, экономика Украины на грани дефолта. Запад не поможет, да и ему откровенно наплевать на Украину. Украинскую экономику не спасти без России. Чтобы спасти экономику нужны колоссальные вливания и помощь России и стратегический военно-политический союз двух стран. Но такого чуда не произойдет, поскольку для этого нет никаких предпосылок на Украине. Свержения „оранжевых“ и смены политического режима на Украине также ожидать не приходится. Следовательно, динамично будет надвигаться глубокий экономический кризис, безработица и социально-политическое потрясение. Не исключены массовые протесты и выход из-под контроля ситуации в ряде регионов», — так представляет себе Добровольцев развитие событий на Украине в этом году.

В результате, прогнозирует автор, намеченные на этот год празднества — юбилей Полтавской битвы, основания Симферополя, Севастополя и Черноморского флота России, — открывают перед Западом широкие возможности для организации серии терактов и дестабилизации Крыма. «В Грузии уже повоевали, наступил черед для Украины», — считает он.

Не исключено, пишет Добровольцев, что «Крым запылает в гражданской войне и кровавом насилии, прекратится подача воды с „большой земли“ (прилегающих областей) на полуостров, — замаячит гуманитарная миникатастрофа. С территории Украины и с моря, „по просьбе“ В. Ющенко будет введен натовский „миротворческий“ контингент, а в места базирования украинского флота введут объединенную эскадру НАТО по главе США с целью защиты транзита энергоресурсов на Черном море, локализации конфликта и борьбы с терроризмом».

Далее, дестабилизация перебрасывается на континентальную часть Украины, проводится ряд терактов, которые обостряют внутриполитическую ситуацию на Востоке и в Центре, и позволяют «оранжевым» ввести военную диктатуру («В.Ющенко вводит чрезвычайное положение, и выборы навсегда отменяются»). «Внутриполитическая ситуация выходит из-под контроля, и начинается гражданская война между Востоком и Западом. Не зря же Центр Д. Маршалла в Гармише-Партенкирхене столько лет отрабатывал военные сценарии дезинтеграции Украины и „гуманитарной интервенции“ со стороны Альянса. В. Ющенко, в виду „российской угрозы“ просит ввести войска НАТО в Западную и Центральную часть Украины. Миротворческие силы США берут под полный контроль всю газотранспортную систему Украины (не зря же американо-украинскую Хартию о стратегическом партнерстве в декабре 2008 года подписали и дважды за последние годы отработали сценарий газовых войн), стратегическую инфраструктуру и атомные электростанции. Создается независимое государство Правобережная Украина (на основе Центральной и Западной) во главе с гетманом-диктатором В. Ющенко или Ю.Тимошенко. Диверсии и поток оружия проникают через открытые границы на территорию России, и Москва вынужденная ввести войска на Восток Украины, становится фактически стороной конфликта. На левобережной Украине начинается диверсионная война и формируется линия фронта по Днепру, которую разделяют натовские „миротворцы“ (модель — раздел Украины между Московией и Польшей, раздел Польши между Гитлером и Сталиным). Часть Правобережной Украины (Одесская область и Буковина) захватывается румынами, Бухарест вводит войска для „защиты этнических румын“», — полагает автор.

В итоге, пишет Добровольцев, Правобережная Украина, признанная со стороны США и ряда стран НАТО, автоматически обращается к Польше и Литве создать конфедерацию: «На Западе и в Центре Украины под штыками НАТО как в Косове проводится „референдум“ о немедленных благах и автоматическом европейском гражданстве как следствие евроатлантической и евроинтеграции. Референдум говорит — „Да“ объединению с Польшей и Литвой в единое государство (не зря же поляки парились с „картой поляка“ и работой ксендзов „в поле“ Украины). С „благословения“ США конфедерация в составе Польши, Литвы и Правобережной Украины создается с политическим центром новой Речи Посполитой в Варшаве (не зря же столько лет создавали новую Речь Посполитую). Правобережная Украина автоматически (через членство Польши и Литвы) становится членом НАТО и ЕС, чего никогда не примет левобережная часть Украина — итог ожесточенная гражданская война и война за новый передел собственности». В результате ополяченная и окатоличенная правобережная часть Украины превращается в мощнейший плацдарм против России и Германии в Центральной Европе.

Не исключает автор и теракта на плотине Киевского моря, в котором заинтересованным силам будет выгодно обвинить Москву, чтобы «цинично развернуть войну Украины против России». «Последствия взрыва плотины — гигантская волна высотой в 30 метров сметет большую часть правобережного Киева, весь левобережный Киев и все приднепровские города и поселки, дачи и инфраструктуру вниз аж до Черного моря, Украина будет отброшена в каменный век. Жертв — как после массированной атомной бомбардировки — миллионы. В основном пострадает Восток Украины. Россия пострадает от такого теракта непосредственно и не потому, что погибнут миллионы родственников живущих на Украине, а поскольку неуправляемая лавина беженцев из стертых в пустыню городов двинется в Россию, дестабилизируя, криминализируя и обостряя социальную обстановку в приграничных областях, — РФ будет втянута в навязанную ей гражданскую войну», — говорится в статье. «Новой столицей правобережной Украины станет ополяченный Львов, не зря же туда переводили разрушаемые по всей стране уникальные военные училища», — считает А.Добровольский.

«У России должен быть адекватный ответ в случае срабатывания „принципа домино“», — считает автор. При этом ответ должен адекватно болезненный, предполагающий «ответную, ассиметричную по боли и автоматическую дестабилизацию трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Ерзурум, энергетических поставок из региона Ближнего Востока и Карибского бассейна в США. При этом, как мне кажется, приоритетную роль и внимание в этом процессе следует уделить сердцевине Европы — Германии, Франции и Италии с целью удержания их на стороне России. Начало дестабилизации Украины, как мне видится, должно привести к началу формирования новой Антанты по выкорчевыванию американских проектов в Европе (проамериканских союзов в составе Польши, Балтийских государств, Косово, Румынии, Чехии, Словакии). У России нет права вето в НАТО, но это право есть у западноевропейских энергетических партнеров России — „Старой Европы“, уставших от американской гегемонии и перманентной дестабилизации Европы и евро. В этом контексте восстановление Германии в качестве великого государства Европы будет России только на руку».

Впрочем, оговаривается Андрей Добровольцев, «представленный выше сценарий является игрой ума на фоне трактовки текущих событий. Для более точного анализа и прогноза нужны разведданные, которых у автора нет. Поэтому относиться к вышепредставленному нужно со всей осторожностью и рассудительностью. Но мне понятно одно — у России, на сегодняшний день, нет стратегического плана и продуманной реакции на случай начала подобных событий в Украине. Я уже не говорю о стратегии работы на опережение. Россия никогда не бывает готова к войне! Так может пришло время изменить эту историческую парадигму?!«
Русская линия


Епископ Артемий: «Просим избавить нас от подобного лицемерия»
Управляющий Рашко-Призренской епархией выразил возмущение клеветнической статьей «Вашингтон таймс»

Епископ Рашко-Призренский Артемий5 марта газета «Вашингтон таймс» опубликовала письмо епископа Рашко-Призренского Артемия, адресованное редактору этого издания в связи с публикацией на его страницах 24 февраля с.г. статьи шефа наблюдательной миссии ОБСЕ в Косове и Метохии Уильяма Уокера, сообщает Православие.Ru.

В своем письме архиерей указал на ряд тенденциозных высказываний о событиях на территории вверенной ему епархии Сербской Православной Церкви. «Уважаемый господин редактор! Как человек, неоднократно публично выступавший против репрессий и коррумпированности режима Слободана Милошевича, я считаю себя обязанным отреагировать на то, как преувеличенно и фантастически изображаются события 1999 года в сербском крае Косово и Метохия», — говорится в письме архиерея.

«Никто не намерен преуменьшать степень ответственности Милошевича. Но осыпание Сербии и всех сербов вместе взятых чудовищными и бездоказательными обвинениями, какие только способна измыслить людская злоба, ­ это уже нечто совсем другое. Я жил в Косове в то время, и по-прежнему живу здесь. Я был непосредственным очевидцем всего, что происходило до, во время и после войны, которую НАТО развязал против моей страны, и я знаю, что на самом деле не происходило», — пишет сербский епископ.

«Уокер говорит о террористах ОАК (Освободительная армия Косова. — РЛ) как о „крошечной группке“ борцов против „систематического насилия, грабежей и убийств“ косовских албанцев. Между тем, никакого насилия не совершалось до тех пор, пока UCK не атаковала сербских беженцев — жертв хорватской операции „Буря“ 1995 года, опустошившей Сербскую Краину, и не начала убивать почтальонов, лесников и прочих „предателей“ албанского народа, причем нередко на глазах их семей», — отмечает владыка Артемий.

По его мнению, «ничуть не более правдоподобно выглядит утверждение Уокера, что „миллион албанцев были выброшены из собственных домов и вывезены из своих деревень в вагонах для скота или вынуждены пешком отправиться в изгнание“». «Но до главного наступления югославской армии на ОАК и до бегства большого количества албанцев (многие из которых нашли пристанище в самой Сербии или же в сербских монастырях и церквях) дело дошло только тогда, когда стало очевидно, что бомбардировки со стороны НАТО неизбежны. Даже воспаленное воображение тогдашней пропаганды не могло породить ничего похожего на „вагоны для скота“, упоминание которых можно трактовать как намеренную попытку наградить сербов „нацистским“ клеймом», — полагает архиерей.

«Что касается заявлений Уокера о том, что он защищает права человека и гражданские права сербов в Косове, — просим избавить нас от подобного лицемерия! Насилие, в котором Уокер обвиняет сербов, на самом деле совершалось ОАК над сербами, причем в так называемое мирное время, после окончания военных действий. Две трети моей паствы — жертвы этнических чисток в Косове и Метохии, их число несоразмерно превышает количество албанцев, бежавших от войны. И через десять лет сербские беженцы не могут вернуться в свои дома. А те сербы, которые остались здесь, не могут покинуть свои анклавы без страха подвергнуться нападению. Вот так выглядят права сербов, которые так отстаивает Уокер», — обращает внимание владыка.

«В завершение, хочу сказать, что, хотя я и не всегда разделяю позицию президента Сербии Бориса Тадича относительно оптимальных методов защиты сербского суверенитета и территориальной целостности, я полностью солидарен с ним в том, что Косово есть и всегда будет неотъемлемой частью нашей страны. Нападки Уокера на человека, никогда никаким образом не поддерживавшего Милошевича, поведение которого, более того, может показаться даже слишком дружелюбным по отношению к странам настроенным против Сербии, я могу истолковать только как продолжение политики коллективной демонизации всего сербского народа», — подытожил епископ Рашко-Призренский Артемий.
Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем видного монархического деятеля ученого-востоковеда Н.Ф.Катанова

Николай Федорович КатановСегодня мы вспоминаем выдающегося российского ученого-востоковеда, известного монархического деятеля в Казани профессора Николая Федоровича Катанова, скончавшегося, по уточненным данным, 24 февраля / 9 марта 1922 года (ранее датой его смерти называлось 10 марта).

Он родился 6 мая 1862 года в хакасской православной семье в степной местности Изюм. Окончив гимназию с золотой медалью, Катанов продолжил образование на факультете восточных языков Петербургского университета. С 1888 по 1892 гг. в составе научной экспедиции Академии Наук он посетил Сибирь, Монголию, Китайский Туркестан, где изучал обычаи, быт, язык, фольклор местных тюркских народов. Катанов прославился как крупный исследователь персидского, бурятского, башкирского, монгольского, калмыцкого и хакасского языков. Он служил профессором кафедры турецко-татарской словесности Казанского университета и преподавал в Казанской духовной академии.

Помимо научной работы Катанов вел активную православно-патриотическую деятельность. Он принимал участие в трезвенническом движении, состоял действительным и почетным членом Казанского общества трезвости, был «правой рукой» лидера казанский монархистов-черносотенцев А.Т.Соловьева, состоял товарищем (заместителем) Совета местного отдела Русского Собрания.

После революционных событий 1917 года, Катанову к счастью удалось избежать репрессий со стороны новых властей. До своей кончины в 1922 году он продолжал жить и трудится в Казани. Ныне его именем назван Хакасский государственный университет и один из переулков г. Казани.
Русская линия


Подтасовка голодомора
Материалы, представленные в украинском музее, позаимствовали из американской истории

Голодающие американцы (фото с сайта Shorpy.com)Очередной скандал, связанный с недавно открывшимся Музеем голодомора, разразился на Украине, пишет деловая газета «Взгляд». По словам одного из депутатов горсовета Севастополя, подготавливая экспозицию, украинские спецслужбы бесцеремонно подтасовали факты: фотографии, которые представлены на выставке, на самом деле относятся ко времени Великой депрессии в США, а вовсе не к украинской трагедии. Измученные женщины и дети на снимках — жители Калифорнии, но никак не Украины.

Фотографиями, которые не имеют никакого отношения к Украине, заставлены залы в Музее голодомора при здании отделения севастопольской службы безопасности. «Это преступление против украинского народа, попытка подтасовки фактов, навязчивое стремление выставить Россию виновной в этой страшной общей трагедии», — заявил депутат горсовета Андрей Меркулов. «Это снимки времен Великой депрессии в США 1932−1933 годов», — уверил политик, предложивший желающим убедиться в этом, зайдя на сайт «Shorpy». «Дети на заборе, женщина у дома — все это Оклахома, Калифорния, но никак не Украина», — отметил депутат.

Музей голодомора и ветеранов Украинской повстанческой армии (т.е. бандеровцев) в Севастополе, который должен «пролить свет на всю правду о кровавом советском режиме», был открыт по приказу из Киева 2 марта 2009 года. Однако для простых посетителей и прессы долгое время в заведение доступа не было.

Напомним, что ранее известный российский историк Наталия Нарочницкая так прокомментировала попытки «оранжевых» властей выставить голодомор «геноцидом украинского народа»: «Голодомор — это трагедия, но это не этническая чистка, а массовый голод, вызванный коллективизацией и желанием властей подчинить консервативную часть населения — крестьянство, которому максимально чужды революционные идеи, безбожие. Голод на Украине был точно такой же, какой произошел в те годы в Казахстане и Поволжье. Но ведь тот же Казахстан, не отвергая факт голодной трагедии, признает — ничего этнического здесь не было. И чудовищно, что такую азбучную истину приходится доказывать, что никто в Москве не думал уничтожать украинцев. Мало того: Влас Чубарь, председатель СНК УССР с 1923 года, подписавший роковое постановление „О борьбе с саботажем в хлебозаготовках“ 6 декабря 1932 года, после которого и начался голод на Украине, являлся ярым большевистским „украинизатором“».

Тогда же историк обратила внимание, на то, что украинская пропаганда для доказательства тезиса о «геноциде» нередко использует подложные документы и фотографии. «И эти грубые приемы могут достичь своей цели — современная молодежь мало читает, она смотрит картинки. И, естественно, образы голодных детей со вздутыми от травяной пищи животами отпечатываются в сознании. И эти впечатления сохраняются надолго, создавая общий психологический настрой. Он не разрушается даже от столкновения с фактами».
Русская линия


«Русский народ, русский мир и русская цивилизация: история и современность»
20 марта на историческом факультете Петербургского университета состоится заседание круглого стола

Крещение Руси20 марта в Санкт-Петербургском государственном университете пройдет дискуссия в рамках круглого стола на тему «Русский народ, русский мир и русская цивилизация: история и современность». Организаторами круглого стола выступают исторический факультет Петербургского университета, информационное агентство «Русская линия» и Международный исторический журнал «Русин» (Кишинев).

В современных условиях проблема, обозначенная в качестве темы круглого стола, обретает сугубую актуальность. Нашему обществу искусственно, а иногда и агрессивно навязывается новая «религия толерантности», не прекращаются попытки изгнать понятие «русский народ» из современного политического дискурса, заменив его понятием «россияне», «российский народ» порождают опасные тенденции, плоды которых мы уже пожинаем. Вместе с тем в последние годы власти обратили, наконец, внимание на русских, оказавшихся по воле судьбы за границами современной России, пытаются объединить русские организации. В политический лексикон вошло понятие «русский мир». Духовная власть по обыкновению идет дальше, — в своем слове после интронизации новый Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уверенно говорил о «православной русской цивилизации», термин пока чуждый политическому классу России.

В связи с этим участникам дискуссии предложены для обсуждения следующие вопросы:
— единство русского народа в истории: реальность или миф?
— русский народ в советскую эпоху: утрачена ли идентичность?
— факторы, препятствующие единству русского народа;
— роль Русской Православной Церкви в восстановлении русского единства;
— русский народ, русский мир и русская цивилизация: соотношение понятий.

Модераторами Круглого стола будут диакон Владимир Василик, к.филол.н., доцент СПбГУ и СПбДА; Анатолий Степанов, гл. редактор информагентства «Русская линия» и Сергей Суляк, к.и.н., гл. редактор Международного исторического журнала «Русин», президент Общественной ассоциации «Русь».

Согласие принять участие в заседании Круглого стола дали:
Алимов Денис Евгеньевич, к.и.н., ассистент кафедры истории славянских и балканских стран исторического факультета СПбГУ (Санкт-Петербург);
Безпалько Богдан Анатольевич, зам. директора Цента украинистики и белоруссистики МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва);
Вассоевич Андрей Леонидович, д.псих.н., профессор СПБГУ (Санкт-Петербург);
Казин Александр Леонидович, д.филос.н., профессор кафедры истории культуры исторического ф-та СПбГУ (Санкт-Петербург);
Каплин Александр Дмитриевич, д.и.н., профессор Харьковского национального университета (Харьков);
Котельников Владимир Алексеевич, д.филол.н., профессор, г. н.с. ИРЛИ — Пушкинский Дом (Санкт-Петербург);
Петров Алексей Владимирович, д.и.н., профессор кафедры истории России исторического факультета СПбГУ (Санкт-Петербург);
Руденко Юрий Константинович, д.филол.н., профессор, зав. кафедрой истории русской культуры исторического факультета СПбГУ (Санкт-Петербург);
Руссев Николай Дмитриевич, д.и.н., профессор, зав. кафедрой антропологии и социальных технологий Высшей антропологической школы (Кишинев);
Семенов Валентин Евгеньевич, д.соц.н., профессор кафедры культурной антропологии и этнической социологии СПБГУ (Санкт-Петербург);
Смолин Михаил Борисович, к.и.н., гл. редактор журнала «Имперское возрождение» (Москва);
Чумакова Татьяна Витаутасовна, д.филос.н., профессор кафедры истории религии факультета философии и политологии СПбГУ, директор Центра изучения Православия (Санкт-Петербург).

В заседании примут участие также преподаватели и студенты исторического факультета СПбГУ, преподаватели вузов Санкт-Петербурга, священнослужители Петербургской епархии, участники Санкт-Петербургского патриотического форума. В рамках круглого стола состоится презентация Международного исторического журнала «Русин».

Круглый стол, который состоится 20 марта на истфаке СПбГУ, продолжит дискуссию, состоявшуюся 21 ноября в рамках заседания Санкт-Петербургского патриотического форума «В Киевской купели родился единый народ. Станет ли он снова единым?». Материалы Круглого стола будут опубликованы на сайте ИА «Русская линия», в Международном историческом журнале «Русин» и в журнале «Имперское возрождение».
Русская линия


Архиепископ Хризостом: Сохранение и укрепление своеобразия — это вовсе не шовинизм

Архиепископ Кипрский Хризостом в послании к пастве по случаю недели Торжества Православия обратил внимание на важность миссии Церкви в современном мире, а также на то, что христианская традиция воспитания будущих поколений не должна быть принесена в жертву стремлению современного мира к толерантности и сглаживанию межкультурных различий, передает Богослов.ru.
Владыка Хризостом отметил, что «Церковь не пребывает самодовольно в прошлом и не исчерпывается торжествами», но «обличает тех, кто нарушает установления и оспаривает определения, утвержденные благочестием отцов». «Конечно, настойчивость (принципиальность) Церкви не заключается в тоске по идеальному образу жизни или в приверженности формам и ценностям прошлого. Она состоит в сохранении всего, несомненно, правильного мира, в котором живут и действуют его обитатели», — сказал он. Обращаясь к соотечественникам, владыка заметил: «От греческой культуры человечество унаследовало многие значительные достижения: и логику Аристотеля, и научные исследования, и демократию, и политическую свободу в общественной жизни, а также идеал „доброго и благого“ гражданина в нравственности. В свою очередь, Христианство подарило человечеству уважение к личности, свободу совести, общественную справедливость, равенство мужчины и женщины, упразднение рабства».
«В современном мультикультурном пространстве воспитание детей имеет межкультурный характер. Но под предлогом межкультурного воспитания мы не можем изменить нашу историю, упразднить национальные символы, принизить наши национальные праздники. Межкультурное воспитание не может стать средством выкорчевывания души нашего народа и уничтожения его памяти. Принятие иного не означает уничтожения различий, лежащих между нами. А наше совместное жительство с другими народами не предполагает забвения или извращении прошлого. Сохранение и укрепление своеобразия — это вовсе не национализм и не шовинизм», — подчеркнул архипастырь.
«Что же касается образования детей, то оно должно хранить неугасимую память о нашей завоеванной территории, укреплять национальный и боевой дух молодого поколения, далекий при этом от шовинизма, ненависти и раздора. Не может подвергаться сомнению и то, что Церковь предпочитает воспитание в духе примирения и любви ко всем. Выделяя приоритет воспитания, Церковь не пренебрегает знанием, „ибо знание — свет для души, а незнание — тьма“», — заключил Предстоятель Кипрской Церкви.
Русская линия

В Петербурге состоится показ фильма, посвященного архимандриту Кириллу (Начису)

Завтра, 10 марта, в Петербургском Доме кино (киноцентр «Родина», Караванная ул., д. 12), в годовщину со дня блаженной кончины архимандрита Кирилла (Начиса), состоится премьерный показ документального фильма, посвященного его пастырскому служению, сообщила «Русской линии» режиссер фильма Наталья Уложенко.
Архимандрит Кирилл (Начис) долгое время был духовником Петербургской епархии и духовных школ, наместником Александро-Невской лавры. Кинолента посвящена нелегкому жизненному пути отца Кирилла, который прошел через ГУЛАГ и высылки. Эпиграфом к фильму стали слова архиепископа Иоанна Шаховского: «Взятие креста Христова есть готовность человека на борьбу за правду, за любовь и чистоту в этом мире».
Своими впечатлениями об архимандрите Кирилле делятся его духовные чада — насельники Александро-Невской лавры игумены Никита (Марков) и Сильвестр (Кирсанов), настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина), настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади протоиерей Константин Смирнов и другие.
Русская линия

В Красноярске отметили память священномученика Димитрия Неровецкого

В этом году первая неделя Великого поста, называемая Неделей Торжества Православия, приходится на 8-е число марта. Для Красноярской епархии это знаменательно тем, что ровно 90-лет назад, 8 марта 1919 г., именно в Неделю Торжества Православия, в Канском благочинии мученического венца сподобился святой Димитрий Неровецкий (Апанский) — по дивному Божиему Промыслу в день девяностолетия со дня кончины священника-новомученика за Веру Христову празднование Торжества Православия снова выпадает на то же число, пишет пресс-служба Красноярской епархии.
Димитрий Доримедонтович Неровецкий родился 30 мая 1887 г. в селе Великая Мечетня Балтского уезда Подольской губернии, происходил из семьи псаломщков — сообщает Православная энциклопедия. В 1893 г. окончил курс второклассной сельской школы и был назначен вторым учителем церковно-приходской школы в селе Березовка Гайсинского уезда. С мая 1894 г. принят в число певчих Подольского архиерейского дома. 20 июня 1897 г. назначен псаломщиком в с. Ольховец Новоушицского уезда. 22 марта 1909 г. Рукоположен во диакона к той же церкви.
20 января 1916 г. назначен на вакантное священническое место в с. Апано-Ключи Канского округа Енисейской губернии. 17 апреля 1916 г. епископ Енисейский и Красноярский Никон (Бессонов) рукоположил диакона Димирия во иерея к Никольской церкви села Апано-Ключи. Приход был обширный и помимо данного села включал еще 10 деревень. С октября 1916 г. священник стал преподавать Закон Божий крестьянским детям в Апанском и Зимниковском одноклассных министерских училищах. По свидетельству благочинного 6-го участка Канского уезда, иерей Димитрий, мягкий в выражениях, уступчивый в разговорах, никогда не шел на компромисс в делах веры и в церковных вопросах.
В мае-июне 1918 г. на территории Канского округа возникла так называемая Тасеевская партизанская республика. В конце ноября того же года красный партизанский отряд под командованием бывшего унтер-офицера Д.А.Апановича, известного своей жестокостью, занял село Апано-Ключи, где вместе с волостным старшиной красные схватили и о. Димитрия, обвинив его в выступлениях против партизан. Через некоторое время священник был отпущен. 8 марта 1919 г. иерей был вновь схвачен красными партизанами. После жестоких мучений его застрелили в лесу близ деревни Байкан (ныне несуществующей), забросав тело снегом. Весной, когда останки мученика стали видны с дороги, они были перевезены красными на 32-ю версту от деревни Байкан и сожжены. На сосне рядом с костром одним из партизан был вырезан крест.
В настоящее время место упокоения останков священномученика Димитрия найдено и почитается. Святой Димитрий прославлен в сонме новомученников и исповедников Российских Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 г. По благословению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония сотрудниками пресс-службы Красноярской епархии ведется подготовка книги о священномученике.
Русская линия

Торжество Православия в Киеве

Около тысячи православных верующих Украинской Православной Церкви приняли участие в традиционном Крестном ходе, который ежегодно проходит в Киеве в день Праздника Торжества Православия — в воскресенье после первой седмицы Великого поста, сообщает пресс-служба Всеукраинской общественной организации «Православный выбор».
Крестный ход начался от Свято-Успенского собора Киево-Печерской Лавры и проследовал по центральным улицам Киева — колыбели Русского Православия — к памятнику Крестителя Руси Великого Равноапостольного Князя Владимира. Там представители духовенства совершили чин последования в Неделю Православия с прочтением имен анафематствованных, с упоминанием, в том числе, отлученных от Церкви гетмана Мазепы и М.А.Денисенко (бывшего митрополита Киевского Филарета). Следующий Крестный ход Православная общественность Украины проведет 15 марта в день иконы Божией Матери Державная. Начало Крестного хода в 12−30 от Киево-Печерской Лавры.
Русская линия

Библия и отдельные ее книги переведены на 2479 языков, а целиком Священное Писание можно прочитать на 451 языке

Тексты Библии или отдельных ее книг в настоящее время переведены на 2479 языков, а целиком Священное Писание переведено на 451 язык, сообщил «Русской линии» корреспондент Анатолий Холодюк со ссылкой на данные Всемирного союза Библейских обществ (United Bible Societies) в английском городе Reading.
Новый Завет переведен на 1158 языков. Около 95% всего населения земного шара может познакомиться с текстом Библии на своем родном языке.
Согласно данным того же Всемирного совета Библейских обществ, из ныне существующих в мире 6 900 языков только на 451 язык переведены все книги Священного Писания. В настоящее время во всех странах мира насчитывается 145 Библейских обществ.
Русская линия

В США в баптистской церкви застрелен пастор

В баптистской церкви города Мэривилль в штате Иллинойс неизвестный открыл огонь, в результате чего погиб пастор церкви, а два прихожанина получили ранения, сообщает русская служба Би-би-си. Как сообщил сотрудник полиции Ральф Тимминс, во время воскресной службы в церковь вошел неизвестный. До того, как открыть огонь, он обменялся с пастором Фредом Уинтерсом несколькими словами.
Американский телеканал «Fox News» передает, что во время нападения пастор читал Библию. С ее помощью он пытался защититься от пуль. Когда пистолет заклинило, преступник выхватил нож и нанес себе и двум находившимся рядом прихожанам ранения. Уинтерс скончался в больнице Мэривилля от полученных ранений. По словам представителей полиции, преступник арестован и находится под присмотром врачей. У следствия нет версий о мотивах злоумышленника. «Мы не знаем об отношениях между пастором и стрелявшим, и что заставило его прийти сюда сегодня», — цитирует агентство Ассошиэйтед пресс слова Ральфа Тимминса.
Русская линия

Разгон демонстрации в Косово: более 50 раненых

При разгоне акции протеста в селе Шилово на западе Косово пострадали порядка 50 сербов, и пять полицейских-албанцев, сообщает РБК со ссылкой на Reuters. Состояние двух демонстрантов оценивается врачами как тяжелое. В акции протеста, продолжавшейся уже третьи сутки, принимали участие около 200 сербов. Причиной выступления стало то, что контролируемые албанской общиной энергетические службы края несколько недель назад отключили в сербском селе электричество.
Власти в Белграде быстро отреагировали на события в Шилово. Как заявил глава Министерства по делам Косово и Метохии в правительстве Сербии Горан Богданович, условия жизни для нескольких тысяч косовских сербов стали «невыносимыми». «Все говорит о том, что мы — на пороге гуманитарной катастрофы», — предупредил министр.
По версии косовских властей, подача электроэнергии прекращена из-за того, что жители сербских сел с 1999 г., то есть с момента фактического отделения Косово от Сербии, не платят по счетам Косовской электрической компании. В Белграде же полагают, что неоплаченные счета — лишь предлог для оказания давления на не желающих быть ассимилированными жителей сербских анклавов.
Русская линия

Войска Северной Кореи приведены в полную боевую готовность

КНДР полностью разорвала телефонную связь с Южной Кореей. Власти Северной Кореи 8 марта приказали привести вооруженные силы страны в полную боевую готовность, сообщает Лента.ru со ссылкой на официальное сообщение государственного информагентства КНДР KCNA.
Согласно распространенному KCNA сообщению, этот шаг связан с начинающимися 9 марта совместными военными учениями США и Южной Кореи под названием «Key Resolve/Foal Eagle». Власти КНДР неоднократно осуждали эти учения и называют их «беспрецедентными по количеству войск агрессора и длительности». Приведение сил Корейской народной армии в полную боеготовность власти КНДР назвали «мерой самообороны, направленной на защиту независимости и достоинства нации».
Северная Корея также предупредила, что любая попытка помешать запуску телекоммуникационного спутника «Кванменсон-2», о готовящемся старте которого было объявлено 24 февраля, неизбежно приведет к войне. По словам представителя генштаба Корейской народной армии, «ответный удар будет направлен не только против средств перехвата спутника, но и против самих агрессоров в лице США и Японии и их марионетки Южной Кореи, вынашивающих планы по перехвату спутника». Западные эксперты полагают, что КНДР под прикрытием запуска спутника намерена испытать новую ракету.
30 января 2009 года Пхеньян в одностороннем порядке аннулировал все ранее достигнутые соглашения с Южной Кореей, что привело к обострению отношений между двумя государствами. Впоследствии, 19 февраля, КНДР объявила о готовности к войне с Сеулом; по данным Министерства обороны Южной Кореи к февралю 2009 года на вооружение армии КНДР поступили новые ракетные комплексы, а численность войск страны достигла 1,2 миллиона человек.
Рсская линия

Геннадий Зюганов: «Политика Сталина была абсолютно эффективна»

«Политика Сталина была абсолютно эффективна», — заявил 6 марта депутат Государственной думы, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, передает «Агентство национальных новостей». Он противопоставил современной экономической политике советский опыт. «Люди, которые забыли свою историю, превращаются в манкуртов, и с ними можно делать, что угодно. Не случайно, в последние двадцать лет все, кто ненавидит нашу страну, советский строй, социализм, все русофобы злобствуют, прежде всего, по поводу сталинского периода. Напомню, что в свое время, когда в Америке свирепствовал кризис, советская страна развивалась темпами 10−20% в год. Строилась индустрия, реализовывалась идея всеобщей грамотности, готовились новые кадры специалистов. Тогда даже президент США Рузвельт изучал советский опыт и пришел к выводу: то, что делает Сталин в экономике — абсолютно правильно. И в Америке тоже стали использовать для борьбы с кризисом государственные рычаги, организовывать общественные работы», — напомнил Зюганов, отметив, что «за десять предвоенных лет наша страна построила почти шесть тысяч предприятий, которые были одними из лучших в мире».
Он напомнил, что «за последние 18 лет страна пережила четыре крупнейших потрясения». «Путину повезло, восемь лет на него лился золотовалютный дождь. Но он иссяк. Те миллиарды, которые страна получила за счет высоких цен на энергоресурсы, не были вложены ни в производство, ни в социальную сферу, ни в образование. Путин и Кудрин отправили их на Запад и отдали тем, кто уничтожал СССР. Но либеральный капитализм, который создавали пятьдесят лет, взорвался и рухнул навсегда. И больнее всего нынешний кризис ударил по России. Для борьбы с ним уже выкинули 217 миллиардов долларов, но ни одного негативного процесса не остановили. Средства опять не дошли до реального сектора экономики», — констатировал депутат.
«Вот две политики. Политика Сталина, которая даже при всех издержках, трудностях и перекосах привела к индустриализации страны, Победе в Великой Отечественной войне, созданию ракетно-ядерного щита и прорыву в космос, к достойной жизни для абсолютного большинства граждан. И политика нынешних российских властей, которая вызвала развал державы и четыре жесточайших кризиса за 18 лет», — заявил Геннадий Зюганов.
Русская линия

В Санкт-Петербурге открылась новая станция метро, названная в честь взорванного храма

В Санкт-Петербурге открылась новая станция метро — «Спасская», сообщает сайт Санкт-Петербургского метрополитена. Она расположена на четвертой (Правобережной) линии и представляет собой первый пересадочный узел в городе с переходом сразу на две станции — «Сенную площадь» и «Садовую».
Станция располагается в историческом центре на пересечении Сенной площади и улицы Ефимова, недалеко от места, где в 1961 году, для строительства павильона станции метро «Площадь мира» (ныне «Сенная») был взорван собор Спаса на Сенной.
Одновременно с открытием станции произошло переключение линий метрополитена: четвертая, «оранжевая» линия стала короче, так как часть ее отошла Фрунзенскому радиусу: поезда от «Улицы Дыбенко» теперь ходят до «Спасской», которая, в свою очередь, работает как пересадочный узел с «Садовой» и «Сенной». По новой, 5-ой линии, движение организовано следующим образом: поезда от «Комендантского проспекта» следуют до станции «Садовая» и далее — по Фрунзенскому радиусу («Звенигородская», «Волковская»).
Русская линия

Глава ГУВД Москвы: «Такого „смельчака“ порвут просто, как Тузик шапку»

Массовые публичные акции с участием представителей секс-меньшинств для Москвы неприемлемы, убежден начальник столичной милиции Владимир Пронин, передает «Интерфакс-религия».
«Это неприемлемо, и разрешать гей-парады нельзя. Никто не дерзнет это сделать, такого „смельчака“ порвут просто, как Тузик шапку», — заявил В.Пронин. «И пусть нас на Западе считают плохими, зато наше население будет признавать, что это правильно. Наша страна патриархальна, и этим все сказано», — подчеркнул он. «Я категорически согласен с Церковью, с Патриархом, политиками, в том числе и с Лужковым, которые убеждены: мужчина и женщина должны любить друг друга. Это Богом отведено и природой», — добавил глава ГУВД.
Русская линия

<< Полная сводка новостей от 9 марта 2009 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика