Напомним, 14 октября 2008 года, в присутствии ряда приднестровских чиновников, депутатов Верховного Совета ПМР, представителей украинских общественных организаций, учащихся украинской гимназии и сотрудников посольства Украины в Молдавии была торжественно открыта плита, заложенная в основание памятника гетману Мазепе, что вызвало волну возмущения не только в Приднестровье, но и далеко за его пределами.
Одним из первых публично осудил эту кощунственную акцию архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан. Регенту Архиерейского хора диакону Вячеславу Лукановскому, солисту трио духовной музыки «Южный глас», обманным путём втянутому в это постыдное шоу, пришлось приносить покаяние. 4 марта, отвечая на вопросы телезрителей в утреннем эфире телеканала ТСВ, владыка Юстиниан заявил о недопустимости увековечивания гетмана Мазепы на приднестровской земле: «Как гражданин, как архиерей я переживаю этот момент как недружественный. Ссылаться на то, что Мазепа некогда топтал эту землю и поэтому нужно увековечить его память плитой, что произошло в Бендерах, — это аргументы, притянутые за уши. Думается, из-за сиюминутной, тактической конъюнктуры, не стоит вбивать клин между взаимоотношениями братских славянских народов». Отметив, что в ближайшее воскресенье во всех православных храмах будет провозглашаться анафема врагам Церкви, владыка заявил: «В этом году, конечно же, необходимо провозглашение анафемы имени Мазепы. Отлучения от Церкви с него никто не снимал».
Воскресным утром 8 марта в Преображенском кафедральном соборе города Бендеры яблоку было негде упасть. В этот день были отслужены две Литургии, во время каждой из них более 400 человек причастились Святых Христовых Тайн. Однако в ходе второй Литургии, которую возглавил правящий архиерей, привычный порядок причащения был изменён. Перед святым причастием, сразу же после чтения «Отче наш», был отслужен чин Торжества Православия, дабы причастники подходили к Чаше, отвергнув лжеучения и поклонения анафематствованным лжекумирам.
«В этом году мы вынуждены вернуть в чин анафематствования забытое имя гетмана Ивана Мазепы, — объяснил секретарь Тираспольской епархии иеромонах Никодим (Балясников). — Причиной этому является стремление некоторых сил в соседней Украине в угоду политической моде поднять на свои знамёна имя этого преступника перед Отечеством и Верой. Гетман Мазепа преступил клятву, приведя на православную землю еретика Карла XII, целью которого был не только захват и расчленение Государства Российского, но, вместе с тем, попрание Православной веры и обращение нашего народа в лютеранскую ересь. К нашему великому стыду, анафематствованного Церковью гетмана пытаются возвеличить и некоторые политики в Приднестровье. Чем это является, как не вторичным предательством нашей истории, нашей Церкви и православной веры?».
Возгласив 12 анафематствований (включая анафематствование бывшего митрополита Филарета, дерзающего именовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»), владыка Юстиниан отдельно возгласил чин анафематствования, составленного митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским):
«Новый изменник нарицаемый Ивашка Мазепа, бывый Гетман Украинский, или паче антихристов предтеча, лютый волк овчею покрытый кожею, и потаенный вор, сосуд змиин, вне златом блестящийся, честию и благолепием красящийся, внутрь же всякия нечистоты, коварства, злобы диавольския, хитрости, неправды, вражды, ненависти, мучительства, кровопролитиа и убийства исполненный. Ехиднино порождение, иже аки змий вселукавый, яд свой злаго умышления на православное государство чрез долгое время начальства своего потаенный, изблева 1708 года в месяце Декемврии презрев толикая благодеяния Божия, и крайнюю неизреченную к себе Государеву милость и любовь, ковалерством превысоким от Него почтенный. Сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную.
И аки вторый Иуда предатель отвержеся Христа Господня и благочестивыя державы Благочестивейшаго Государя нашего Царя и Великаго князя Петра Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца. И привержеся врагу Божию и святых Его, проклятому еретику королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадил его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил. И бысть ему шведцкому королю помощник и поборник в брани, и на благодетеля своего и Государя, разбойническую воздвиже руку, хотя малороссийскую землю аки прегордый люцыфер хоботом своим изменническим, и разбойническим, от благочестивой и великороссийской державы отторгнути.
Но не поможе ему Господь сил тое свое диавольское умышление и злобу совершити; ибо силою Божиею, мужеством же и храбростию, непреодоленнаго монарха нашего: Благочестивейшаго Государя нашего Царя и Великаго князя Петра Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца; и Его победоноснаго воинства побеждены суть вся полки неприятельския, под городом Полтавою, в прошлом в 1709 году, месяца Иуния в 27 день, тако преславно, яко едва сам король свейский и оный изменник Мазепа убеже к Турскому порту под защищение. И тамо окаянный по немногих днех злобу свою, и житие сконча, и хотя взыйти на небо, и быти подобен вышнему, до ада низведеся.
Темже яко сын погибели за таковую свою измену отступничество от благочестивой державы, предательство же и поднесение рук разбойнических и брани на Христа Господня, своего благодетеля и Государя, со всеми своими единомысленники, скопники и изменники, да будет проклят. Анафема!».
Хор сослужившего ему духовенства, опуская свечи огнём вниз, дважды возгласил: «Анафема! Анафема!» Затем, по чину Торжества Православия, хор провозгласил «Вечную память» всем защитникам Православия, в том числе правоверному Императору Юстиниану, праведной Царице Феодоре, святой благоверной княгине Ольге, святому равноапостольному князю Владимиру, святому благоверному князю Александру Невскому, а также святому благоверному воеводе Молдавскому Стефану Великому.
По окончании причастия владыка Юстиниан обратился со словам поздравления к женщинам, собравшимся в этот день в храме: «Я за свою жизнь никогда не поздравлял женщин с 8 марта. Не наш это праздник. Его история восходит к иудейскому празднику Пурим в честь ветхозаветной царицы Есфири. Однажды, когда Пурим выпал на 8 марта, революционеры, бывшие в большинстве своём еврейского происхождения, установили в этот день празднование „международного женского дня“. Но почему мы, православные верующие, должны праздновать этот праздник с иудейскими корнями?»
Однако, отметил владыка, именно Торжество Православия является настоящим православным женским праздником: «В этот день мы чествуем святую праведную царицу Феодору, восстановившую почитание святых икон. Этот день мы по праву можем называть истинным православным женским днём. С праздником вас, дорогие сестры!». Владимир Букарский, специально для «Русской линии»
Архиепископ Юстиниан возгласил анафему гетману Мазепе В Тираспольской епархии Русской Православной Церкви впервые за 140 лет возродили чин анафематствования предателя России...