Патриарх Алексий II: «Наше братское общение сближает не только наши Церкви, но и народы»
Предстоятели Русской и Кипрской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля
Блаженнейший Архиепископ Хризостом прибыл в Русскую Церковь с первым официальным визитом вечером 15 июля. За Божественной литургией Предстоятелям Русской и Кипрской Православных Церквей сослужили иерархи Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Истринский Арсений; епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя ОВЦС; члены кипрской делегации митрополит Пафосский Георгий, митрополит Лимассольский Афанасий, митрополит Тамасосский Исаия, протосингел Кипрской Архиепископии архимандрит Иероним (Пилиотис), московское и кипрское духовенство.
«Сердечно приветствуем Вас и Ваших досточтимых спутников в Первопрестольном граде Москве. Только что мы имели счастье совместно предстоять и священнодействовать у великого и страшного жертвенника Господа Славы. Тем самым мы вновь засвидетельствовали нашу нелицемерную любовь, которая, по слову апостола Павла, никогда не престает и которая связывает наши Церкви на протяжении многих столетий», — сказал Святейший Патриарх Алексий после совершения Божественной литургии. Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, что в едином сонме Престолу Божию предстоят кипрские и русские угодники Божии — святители Лазарь Четверодневный, друг Христов; Спиридон Тримифунтский, Епифаний Кипрский; Иоанн Милостивый и Московские святители, мощи которых почивают в Успенском кафедральном соборе.
Особое место среди них отведено святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея России, чудотворцу. «Занимая московскую первосвятительскую кафедру, святитель не убоялся возвысить свой голос за правду, мужественно встав на защиту своей паствы от несправедливых преследований. За это он был отправлен в ссылку, где претерпел мученическую кончину от одного из царских слуг. Но верно слово Псалмопевца: в память вечную будет праведник. Подобно Божественному Златоусту, святитель, скончавшись в изгнании, вдали от своей кафедры, возвратился на нее со славой честными своими и цельбоносными мощами», — рассказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
По мнению Его Святейшества, это событие олицетворяет собой признание важной духовно-нравственной роли Церкви в обществе: «Мы знаем, что на Кипре влияние Церкви на общественную жизнь также всегда было и остается весьма значительным. Поэтому наше братское общение сближает не только наши Церкви, но и народы, что имеет большое значение в современную непростую и противоречивую эпоху». В заключение Святейший Патриарх Алексий пожелал Блаженнейшему Архиепископу Хризостому благоуспешного и приятного пребывания в Русской Православной Церкви и предал в дар список Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
В ответном слове Предстоятель Кипрской Православной Церкви поблагодарил Его Святейшество за слова братского приветствия, за совершение совместной литургии. По словам Блаженнейшего Архиепископа Хризостома, это богослужение на деле показывает единство православных христиан всего мира, ведь «в причащении от общей чаши Тела и Крови Его, мы все становимся братьями, спутниками и соратниками в деле совершенства и спасения».
«Всякий раз, когда мы посещали Вашу великую страну и многочисленную по числу верующих Церковь с более чем тысячелетней историей, то приобретали неповторимый опыт. Мы всегда восхищались нелицемерным благочестием Ваших верующих, пленялись вашими религиозными памятниками, ощущали веяние святости над всей русской землей», — подчеркнул Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II. Он поблагодарил Святейшего Патриарха Алексия за радушный прием, оказанный ему в ходе первого визита после восхождения на Архиепископский Престол Кипра.
«Прибыв с небольшого по размерам и по количеству населения острова в великую Россию, мы желаем прежде всего выразить свою глубокую признательность и благодарность нашего народа Правительству, Церкви и народу Вашей страны за значительную и постоянную поддержку, оказываемую нам в борьбе, которую мы ведем за наше выживание как нации», — отметил Блаженнейший Архиепископ Хризостом.
«Русская Церковь неоднократно спешила помочь и поддержать находящихся в трудных обстоятельствах киприотов», — сказал он, напомнив о трагедии 1974 года, когда вследствие действий турецкой армии было захвачено 37 процентов территории острова, а треть его населения стала беженцами. Блаженнейший Архиепископ Хризостом особо отметил посредничество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который донес свою позицию до Президента России Владимира Путина. Благодаря этому четыре года назад «в Совете Безопасности, где пытались принять в качестве резолюции губительный для Кипра план Кофи Анана, было наложено вето». «Православные христиане-киприоты никогда не забудут вклад Русской Церкви в развитие братских и дружеских отношений, всегда будут хранить чувства признательности и уважения», — отметил Предстоятель Кипрской Православной Церкви.
Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за памятный дар — Владимирский образ Пресвятой Богородицы, подчеркнув, что перед этой иконой будут возноситься молитвы за Русскую Церковь и ее Предстоятеля, за кипрский и русский народы.
В свою очередь, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул, что Русская Церковь и русский народ неизменно разделяют скорби кипрского народа. «Мы с сердечной болью слышим, когда святыни северной части острова рапродаются на аукционе, — сказал Его Святейшество. — Но мы верим, что Кипр будет единым государством, неразделенным и неоккупированным».
Русская линия
Русский и итальянский народы хранят общее христианское наследие
Предстоятель Русской Православной Церкви Алексий II встретился с президентом Италии Джорджо Наполитано
Со стороны МИД России во встрече приняли участие чрезвычайный и полномочный посол России в Италии А.Ю. Мешков и заместитель директора первого европейского департамента А.В. Парамонов. Русскую Православную Церковь представляли председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, секретарь по межхристианским отношениям ОВЦС МП священник Игорь Выжанов, сотрудник секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП священник Сергий Звонарев, помощник председателя ОВЦС МП протодиакон Владимир Назаркин, благочинный Данилова монастыря архимандрит Лука (Пинаев).
Обращаясь к президенту Италии, Святейший Патриарх Алексий сказал, что рад приветствовать высокопоставленного гостя в древнейшей обители Москвы — Свято-Даниловом монастыре. «Россия сильно изменилась за последние десятилетия. Мы вновь возвращаемся к духовным и культурным традициям, укреплявшим наше Отечество на протяжении столетий. Главным из вновь обретенных сокровищ является вера» — отметил Патриарх. Русский и итальянский народы, по словам Предстоятеля Русской Церкви, хранят общее христианское наследие. «Оно служит прочной основой для созидания искренних и сердечных отношений как между представителями власти, так и для братского общения простых людей», — подчеркнул Его Святейшество.
Он также отметил, что в настоящее время многие чада Русской Православной Церкви живут и трудятся в Италии. По некоторым данным, численность православных верующих в Италии достигает 1 млн. человек. «Для пастырского попечения о таком большом числе верующих необходима соответствующая церковная структура, — отметил Святейший Патриарх. — После консультации с римско-католической стороной мы начали процесс оформления регистрации Русской Православной Церкви, которую будет представлять епископ в Италии».
Святейший Патриарх также выразил удовлетворение тем фактом, что в Риме при благоприятном отношении и содействии со стороны итальянских властей стало возможным строительство русской церкви святой великомученицы Екатерины, и уже в декабре этого года планируется освящение храма. Как сообщил Святейший Патриарх, церемонию возглавит митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей.
Его Святейшество отметил добрые отношения, складывающиеся у Русской Православной Церкви с Римо-католической Церковью в Италии. В частности, он оценил как плодотворные контакты, которые развиваются между представителями Русской Православной Церкви и Итальянской епископской конференцией, а также рядом католических епархий Италии.
Как сообщает официальный сайт ОВЦС МП, одной из тем, обсуждавшихся в ходе встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с президентом Италии Д. Наполетано, стал вопрос о передаче России помещений Никольского подворья в городе Бари. Озабоченность вызвало решение Административного трибунала, который 10 июля 2008 года постановил признать недействительным акт Муниципального совета Бари о передаче Никольского подворья в собственность Российской Федерации. Причиной такого решения было названо нарушение установленной законодательством Италии правовой процедуры. Однако 15 июля на вечернем заседании Муниципальный совет города Бари большинством голосов повторно принял акт о передаче Никольского подворья, при этом были учтены все необходимые процедурные вопросы.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказал удовлетворение данным решением. Со своей стороны президент Итальянской Республики также выразил удовлетворение в связи с решением данного вопроса о передаче Подворья, что, по его мнению, явилось «и подарком города Бари, и свидетельством открытости Италии».
С принятием Муниципальным советом Акта о передаче Никольского подворья собственником последнего стало Итальянское государство и автоматически, согласно принятому в апреле сего года соответствующему закону Италии, в права собственника вступила Российская Федерация.
Данная тема обсуждалась в этот день и на переговорах в Кремле между Президентом Российской Федерации Д.А.Медведвым и Президентом Италии Джорджо Наполитано. Как сообщает пресс-служба Главы Российского государства, Д.А.Медеведев поблагодарил итальянское руководство от имени православных граждан России за безвозмездное возвращение храмового комплекса «Подворье Русской Православной Церкви» в городе Бари.
Инициатива создания храмового комплекса для русских паломников, приезжающих в Бари поклониться мощам святителя Николая, одного из самых почитаемых на Руси святых, принадлежала святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне. Комплекс строился по проекту архитектора Щусева на пожертвования верующих, в том числе императора Николая II. Из-за Первой мировой войны и революции работы не были завершены, а в 1937 году все здания храмового комплекса вместе с землей были переданы муниципалитету города. Часть построек в конце 1990-х годов власти Бари передали в пользование Московскому Патриархату. Но комплекс оставался в ведении муниципалитета, что затрудняло развитие паломничества и исполнение воли людей, некогда построивших этот храм.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем день памяти Святых Царственных Мучеников, св. преп. Андрея Рублева и блгв. кн. Андрея Боголюбского
Святые Царственные Мученики молите Бога о нас!
Сегодня мы также чтим память преподобного Андрея Рублева.Св. Андрей родился во дни славных благоверных великих князей Димитрия Донского и сына его Василия Димитриевича. Год и место рождения преподобного Андрея Рублева не известны, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев.
Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой Лаврой и Московским Спасо-Андрониковым монастырем.
Иноческий постриг святой Андрей принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, он поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.
Летопись сообщает, что в 1408 г. преподобный Андрей, вместе с Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.
На протяжении XVI—XVII вв. память преподобного Андрея была окружена почитанием. Можно найти свидетельства о духовном признании святости его в строгановском иконописном подлиннике: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные..»
Согласно поздним источникам святые мощи его почивают в Андрониковом монастыре. Память святого праздновалась в Троице-Сергиевой Лавре 4 июля в день тезоименитства со св. Андреем Критским.
Канонизирован преподобный Андрей на основании святой жизни, его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.
Сегодня Русская Церковь вспоминает Святого благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского. В ночь с 28 на 29 июня 1174 г. в своей великокняжеской резиденции Боголюбово под Владимиром был убит св. блгв. Великий Князь Андрей Боголюбский. Он родился около 1110 г. и был внуком Великого Князя Владимира Мономаха и вторым сыном Великого Князя Юрия Долгорукого.
Когда умер его дед, Андрею было около 15 лет, и он вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей. При таком порядке старший в роде одновременно являлся вел. князем и сидел на старшем — Киевском — столе. Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри княжеского рода при этом не было места государственным отношениям — они принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими временными подданными. Такой порядок был неудобен и сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол. Св. блгв. князь Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем, чтобы расчистить место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в междоусобице родичей, в 1115 г. князь Андрей ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он основал новое великое княжение Владимирское, которому Промысл Божий предназначил стать почти на два столетия сердцем Русского государства.
На великокняжеском столе св. князь Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа), благословившему князя на его державное служение. Тогда же был установлен и праздник в честь Покрова Божией Матери, ставший любимым церковным праздником русского народа. Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих стараниях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой чудотворную икону, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!»
Дважды утром икону находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах. Когда св. Андрей миновал Владимир, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем усмотрел знамение Божие, а Владимир сделал столицей княжества. Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божией Матери, явленного над Россией на всем протяжении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только Русская Церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то, что событие, вспоминаемое в этот день (видение покрова над собором молящихся), произошло в Византии.
Столь ревностное стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны антиправославных сил. Знаменательна, с этой точки зрения, мученическая кончина князя. Летопись недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. князя Андрея. Главное лицо среди «начальников убийства» — ключник Анбал Ясин — иудей. Совет злоумышленников летописец уподобляет совещанию «Иуды с жидами» перед предательством Спасителя. Летопись приводит и непосредственную причину преступления — это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших Православие. Узнав об убийстве князя, владимирцы взбунтовались, и лишь крестные ходы по улицам города с чудотворной иконой Богоматери Владимирской предотвратили дальнейшие кровопролития.
Церковь, свидетельствуя богоугодность трудов Великого Князя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской государственности. Память Св. блгв. князя Андрея Боголюбского празднуется Церковью 4 (17) июля.
Русская линия
Митрополит Сергий: «Лично я все же сомневаюсь в подлинности этих останков»
Глава Воронежской и Борисоглебской епархии призвал с осторожностью относиться к результатам генетической экспертизы так называемых «екатеринбургских останков»
Заключение экспертизы было опубликовано 16 июля, сообщает РИА Новости. «Полученные в целом научные результаты на основе анализа ДНК по трем генетическим системам согласуются с гипотезой, что во „втором“ захоронении обнаружены останки Великой княжны Марии и Цесаревича Алексея, — говорится в сообщении СКП. — Несмотря на то, что костные останки были подвергнуты воздействию кислот, пламени и высокой температуры, исследователям удалось выделить из них ДНК в количествах, достаточных для проведения анализа». Генетические исследования костных останков проводили порядка 12 различных учреждений и 22 специалиста. Результаты первого этапа исследований фрагментов скелета, а именно анатомо-морфологических исследований, говорят о том, что найденные фрагменты костей — это кости двух скелетов человека — мальчика 12−14 лет и девушки 16−18 лет.
Отвечая на вопрос об отношении священноначалия к объявленной идентификации останков, как останков Царских детей, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в интервью, опубликованном на сайте Екатеринбургской епархии, сказал: «Мне не хотелось бы относиться как-то критически к этим людям, экспертам. Но они как-то все делают не так. С одной стороны, все эти обретения, эксгумации и в прошлый раз и сейчас — это дело не церковное. Но если государство взялось решать этот вопрос, то — пожалуйста, решайте. Но если вы все это делаете без участия Церкви, то зачем вы требуете, чтобы Церковь их признавала за мощи? Если вы от нас этого требуете — то тогда вы должны допустить представителей Церкви к наблюдению за всеми этими изысканиями. Если вы от нас этого требуете, то мы должны быть свидетелями: что там раскапывается, что там находится, куда это все отправляется, какие специалисты привлечены и так далее. От Церкви должен был быть какой-то наблюдатель. А иначе это все вызывает очень много вопросов».
Владыка Сергий отметил также скрытный характер исследований очередных «екатеринбургских останков». «Закрытая комиссия, куда не допускается вообще никто, что-то там делает, куда-то что-то возит, а потом говорит: давайте, почитайте это как мощи! В плане светском я не вижу здесь вообще никакой проблемы. Даже если это останки не царские, если не придавать им сакраментального значения, любые человеческие останки требуют уважения, благоговейного отношения, достойного захоронения. Все прекрасно. Но ведь здесь мы имеем дело просто с каким-то дьявольским желанием посмеяться над Церковью! И все время толкают Церковь на этот путь: объявить эти останки святыми мощами и заставить нас им поклоняться. Но святые мощи — это не просто останки. Ведь мы же перед ними совершаем молитвенное поклонение, мы как бы молитвенно соединяемся, духовно соединяемся с тем, пред святыми мощами кого мы совершаем богослужение. А если эти „царские останки“ вовсе не царские? А если это останки безбожника, убийцы, сатаниста?! Он находится в аду, и „хозяин“ его души дьявол, а мы ему будем воздавать молитвенное поклонение? Но ведь в этом случае мы, поклоняясь этим лже-мощам, по сути, начнем поклоняться его „хозяину“ — сатане! И мы окажемся в том положении, что Господь просто оставит нас. Вот к чему нас толкают, вот к чему нас призывают!», — высказал предположение митрополит Сергий.
«Есть и другая сторона вопроса, мы чтим Царскую Семью, она прославлена в лике святых. Но у нас очень много святых, чьи мощи не обретены, находятся под спудом. Молитвенное почитание святых и обретение их мощей никак не связаны. По моему мнению, эти вопросы — принадлежности останков — вообще должен решать суд. Должен быть судебный процесс, максимально открытый, и суд должен вынести решение, чтобы никаких вопросов уже ни у кого не оставалось», — заключил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
Русская линия
В Екатеринбурге вспоминают Святых Царственных Страстотерпцев
В годовщину убийства Императора Николая II и его Семьи по всей России проходят торжественные Богослужения, Крестные ходы и памятные мероприятия
В это же время жители уральской столицы встречали многочисленные крестные ходы, прибывшие на торжества Царских дней из Тобольска, Перми, Санкт-Петербурга. В час дня началось общее молитвенное шествие по пути прибытия в Екатеринбург императора Николая II и его семьи. В нем участвовали паломники со всей России и гости, прибывшие из других стран: жители Самары, Костромы, Нижнего Новгорода, Москвы, городов и сел Украины, Белоруссии, далеких Германии, Сербии и еще более далеких Америки и Австралии.
Вечером 16 июля в Храме-на-крови началось Всенощное бдение. Службу совершили митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископ Берлинский и Великобританский Марк, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил. Храм не мог вместить всех богомольцев, и тысячи людей молились на площади перед ним.
В восемь вечера окончилась служба в верхнем приделе Храма-на-крови. Для паломников наступило краткое время отдыха перед началом ночной литургии. Люди не расходились: кто-то молился у «расстрельной» комнаты, кто-то читал акафист угодникам Божиим, стоя у стен храма на площади. Здесь же для всех желающих было организовано горячее питание.
Ровно в полночь ударили колокола, возвестив о начале Божественной литургии. Богослужение совершал собор иерархов Русской Православной Церкви, тысячи человек стали причастниками Таин Христовых. В течение всей ночной службы Храм-на-крови был ярко освещен прожекторами. Богослужение транслировалось на всю округу, и те, кто не смог попасть в переполненный храм, молились под открытым небом.
В четыре утра завершилась Литургия, и под звон колоколов начался покаянный Крестный ход на Ганину яму. Тысячи людей двинулись по рассветным екатеринбургским улицам, с молитвой совершая двадцатикилометровый путь. С каждой минутой отступала ночная тьма, светлело небо. Первые солнечные лучи крестоходцы встретили, уже находясь на городской окраине. Отсюда дорога шла вдоль полей и перелесков.
Около 30 тысяч богомольцев прошли с пением и чтением молитв к монастырю на Ганиной яме, и почти у каждого была в руках небольшая икона Святых Царственных Страстотерпцев. В обители паломников встретили колокольным звоном, затем было совершено торжественное Богослужение.
Русская линия
Протоиерей Димитрий Смирнов: «Русская Церковь не собирается канонизировать Сталина»
По словам известного московского пастыря, проект «Имя Россия» нелеп и абсурден
«Если он (Сталин. — РЛ) победит, мы обратимся к Русской Православной Церкви с просьбой рассмотреть вопрос о канонизации Сталина. Ленин для Церкви был коммунистом, а Сталин был подлинным национальным лидером. Для нас он примерно то же, что для Франции Наполеон», — заявил лидер организации «Коммунисты Петербурга и Ленобласти» Сергей Малинкович в беседе с корреспондентом газеты «Таймс». По его мнению, возможная победа позволит возродить культ Сталина, сообщает Седмица.Ru. «Люди помнят, что Сталин жил не для себя, а для страны и для народа. Мы считаем это голосование первым сигналом того, что в России вновь появятся памятники Сталину», — сказал С.Малинкович. «Конечно же, были лагеря, но они не были таким масштабным явлением, как полагают на Западе. Если бы они существовали сегодня, то в тюрьме оказались бы две трети бюрократов — настолько они погрязли в коррупции», — добавил он.
Отметим, что изначально бывший советский лидер удерживал первую строчку в упомянутом рейтинге с большим отрывом от всех остальных исторических персонажей. Однако во вторник Сталин уступил первое место Святому Царю-мученику Николаю II. Окончательные итоги голосования станут известны в конце года.
По словам протоиерея Димитрия Смирнова, итоги голосования в проекте «Имя Россия» свидетельствуют о «совершенно отвратительном преподавании истории Отечества в наших школах». «Я очень люблю и почитаю Императора Николая II, но, его роль в истории отечества не была определяющей. Император Петр Первый тоже очень много сделал для нашей Отчизны, но и он не является какой-то определяющей фигурой в нашей истории. По моему глубокому убеждению, единственный человек, который определил линию нашей страны в истории это князь Владимир Красное Солнышко. Рядом с ним никого нельзя поставить. Пройдет лет 20 и Сталина также забудут как и Маленкова, а имя Владимира Красное Солнышко останется на века, потому что все мы, а это более ста миллионов человек, крещены благодаря ему. Он определил все: пейзажи наших городов, которые украшаются православными храмами, литературу и поэзию, не одна область духовной жизни России не была оставлена без его влияния. Везде, в любом проявлении русского духа, мы увидим проявление влияния князя Владимира, это влияние совершенно очевидно», — полагает известный московский пастырь.
Руководитель Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями с сожалением отметил, что для многих нынешних русских людей история нашей страны началась с 17 года XX века, и «что было раньше, они просто не знают, разве что помнят еще пару имен: Императора Николая II, и то, потому что о нем сейчас много говорят в связи с 90-летием расстрела Царской Семьи, и еще Императора Петра Первого, помнят о том, что есть памятник такой в Петербурге. Но я уверен, что абсолютное большинство наших граждан не вспомнят, в каком году он жил или хотя бы в каком веке, на этот вопрос ответить смогут лишь немногие. В наших школах безобразно преподают историю, именно историю нашей страны».
Оценивая проект «Имя Россия», протоиерей Димитрий назвал его «совершенно нелепым». «Этот проект также нелеп, как, например, всеобщее избирательное право, — заявил он. — Абсурдно, когда при избрании власти голос ректора МГУ, действительного члена Российской академии наук Виктора Садовничего сопоставим с голосом серийного маньяка Пичушкина. Как вообще это может быть: что у двух людей, новобранца и генерала армии, один и тот же голос? Это абсолютная нелепость! Та же самая нелепость содержится в проекте „Имя России“, в котором полуграмотные люди и академики оценивают историю, и при этом их оценки уравниваются. А кто-то третий будет с этими оценками и мнениями проводить арифметические операции. Это просто смешно! О футболе должны судить тренеры, о живописи — искусствоведы, в крайнем случае, художники, но никак не школьники. Разве мы будем доверять оценкам школьника, который пришел в музей, увидел там картину, на которой изображена обнаженная натура, хихикая показал пальцем на изображение и спросил: „ой, а что это такое?“ Неужели мнение этого школьника будет приравнено к мнению эксперта?!», — задал риторический вопрос протоиерей Димитрий Смирнов.
Русская линия
В Храме Христа Спасителя прошел концерт-реквием в память о расстреле Царской Семьи
По мнению авторов и зрителей, концерт в Храме Христа Спасителя, скорее, можно было назвать литературно-музыкальным спектаклем. «С одной стороны, это трудно, но когда дирижируешь такую музыку, с таким содержанием, и музыку действительно красивую, то эти трудности как бы отходят на второй план, а на первый выдвигается значимость этого мероприятия», — говорит заслуженный деятель искусств России, дирижер Валерий Халилов. «Годовщина расстрела Царской Семьи — это совершенно особенная дата и для истории нашей страны, и для истории нашей Церкви. Мы сегодня вспоминаем не только Царственных мучеников, но и всех тех, кто безвинно пострадал в годы гонений на веру, в 20-е — 30-е годы — а это сотни, тысячи, миллионы людей», — отмечает епископ Иларион.
Русская линия