Митрополит Климент: Миссионерство должно заключаться не в изменении богослужения, а в изменении самих себя
Управляющий делами Русской Православной Церкви рассказал о проблемах приходской и миссионерской деятельности
Владыка считает деятельность приходов и монастырей важнейшей составляющей жизни Русской Церкви. «Именно через призму своего личного восприятия храма и его тружеников, или монастыря и его насельников, смотрит на Православие наш современник, зачастую не обладающий богословскими познаниями и не умеющий отделить человеческие немощи христиан от Божественного Откровения Христа. Более того, именно в храм приходит человек, ищущий помощи в решении своих проблем, что должно стать следствием общения с Богом. В условиях современной жизни Церкви, когда перед нами стоит задача возвращения наших соотечественников к вере отцов этот вопрос приобретает особую актуальность», — полагает архиерей.
Митрополит отметил, что на протяжении последних лет наблюдается постоянный рост количества новооткрытых приходов и возобновивших иноческое делание обителей. «По сути, сегодня сложилась такая ситуация, когда мы имеем довольно значительное число прихожан, чье духовное и социальное становление происходило в период возрождения Православия в нашем Отечестве. Однако, слыша на протяжении всей сознательной жизни о духовном преображении общества, о возвращении людей к вере, они по-прежнему видят декларирование тех же целей, что стояли перед Церковью двадцать лет назад», — считает владыка Климент.
Поэтому, заявил митрополит, основным направлением Русской Церкви должна быть организация просветительской работы на приходах. Он напомнил, что в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», принятой на заседании Священного Синода 27 марта 2007 года, сказано: «Образ жизнедеятельности и сам облик современного церковного прихода должен быть максимально приспособлен к миссионерским потребностям, исходя из интересов миссии Церкви». При чем, по мнению митрополита Климента, «миссионерство должно заключаться не в реформировании, изменении богослужения и церковных традиций, но в изменении самих себя и своего отношения к людям, приходящим в наши храмы».
Управляющий делами Московской Патриархии считает, что никакая серьезная работа по приобщению людей к вере невозможна без личного общения настоятеля и духовенства с прихожанами, и особенно с теми нашими согражданами, кто только еще находится на пути богоискания. «Эти люди наиболее остро нуждаются в живом, личном контакте со священством, поскольку сам их приход в храм является, чаще всего, стремлением получить ответ на важные мировоззренческие вопросы. Невозможность услышать вразумительные ответы зачастую подталкивает человека к уходу „на страну далече“ на поиск истины в иных конфессиях или даже иных религиозных движениях», — полагает владыка Климент.
В связи с этим, отмечает архиерей, особую важность имеет вопрос информирования прихожан об актуальных вопросах церковной жизни, доведению до их сознания официальной позиции священноначалия по важным проблемам. «Следует иметь в виду, что при отсутствии непосредственного проникновения настоятеля и духовенства в область проблем, волнующих прихожан, возникает возможность распространения в приходской среде опасных суеверий, ложных мнений, а иногда и откровенно антииерархических настроений. Напрямую с этой темой соотносится вопрос изданий, предлагаемых верующим в церковных лавках или на книжном стенде у свечного ящика. Иногда в церковных лавках невозможно найти Нового Завета, зато — полная подборка брошюр сомнительного содержания самого широкого спектра: начиная от знахарских советов относительно исцеления от различных болезней и заканчивая живописанием самых невообразимых пророчеств об Антихристе и последних судьбах мира. Необходим строгий контроль и личная, в том числе дисциплинарная ответственность настоятеля за содержание находящихся там книг и брошюр», — заявил управляющий делами РПЦ.
Митрополит Климент заметил, что в последнее десятилетие наблюдается тенденция, когда священник, восстановив храм и сделав приход обеспеченным, замыкается в кругу личных интересов. «Всякому правящему архиерею хорошо известно, что такие настоятели совершенно не интересуются тем, как организована жизнь на других приходах, какие там используются методы работы с молодежью, в социальной сфере, в области катехизации и воцерковления, в решении сложных пастырских вопросов», — считает владыка.
Говоря о деятельности архиереев в отношении приходов, митрополит Климент отметил, что архипастыри Церкви стараются периодически совершать визиты по епархии, чтобы получать непосредственную информацию о состоянии дел на местах. «Такие поездки можно использовать для организации непосредственных встреч с духовенством данного района или благочиния. К сожалению, имеющаяся сегодня ситуация далеко не всегда располагает к тому, чтобы пастыри постоянно и беспрепятственно обсуждали актуальные, а зачастую и болезненные темы. Прямым следствием этого становятся дискуссии в интернет-пространстве на различных форумах и в „Живых журналах“, где ведется полемика (не всегда приличная по форме) на сугубо конфиденциальные, внутрицерковные темы, не нуждающиеся в допуске к их рассмотрению посторонних лиц, среди которых могут оказаться и недоброжелатели Церкви», — заявил владыка Климент.
При этом, отметил Управляющий делами РПЦ, «противники Церкви, представители раскольнических сообществ постоянно участвуют в полемике, а наше духовенство, не имея дискуссионного опыта, зачастую не обладает умением отражать нападки и агрессивные выпады в сторону Церкви».
Русская линия
Протоиерей Геннадий Беловолов: «Отвергать православные праздники может только недруг России»
Петербургский священник поддержал инициативу сделать некоторые православные праздники выходными днями
Отметим, что ряд российских политиков не одобрили эту идею. В частности, член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, представитель фракции «Единая Россия» Александр Хинштейн заявил в интервью Regions.Ru о том, что выступает «против установления государством выходных дней в церковные и любые другие религиозные праздники, потому что в Российской Федерации Церковь отделена от государства. По мнению члена Комитета Совета Федерации (СФ) по вопросам местного самоуправления, представителя в СФ от Законодательного органа госвласти Нижегородской области Леонида Белова, «делать лишь православные праздники выходными — значит обострить религиозную рознь». Кроме того, считает он, «в России хватает общих для всех государственных праздников. А превращать всю жизнь в праздник нельзя, страна тогда просто рухнет».
По словам же отца Геннадия, инициатива владыки Марка чрезвычайно важна, поскольку она, по сути, формулирует новую идею — защитить права православного большинства в России. «Ибо мы каждый день слышим о правах человека, причем человека какого-то абстрактного; но в нашей стране есть конкретные православные люди. И почему-то о правах православных людей никто не говорит. А право православных людей, в том числе детей — отмечать свои праздники. Безусловно, это право должно быть сформулировано и защищено законом конституционно. Это вообще нонсенс и парадокс, что государство православных людей толкает, по сути, на совершение греха — работу в православные праздники, когда труд возбраняется законом Божиим и Церковными заповедями. Тем же депутатам-законодателям, которые эту инициативу не хотят слышать, отворачиваются от нее и подвергают критике, нужно напомнить, что все-таки отделение Церкви от государства не означает отделение народа от Церкви и отделения народа от государства. Напомнить, что они, как депутаты, представляют большинство, а большинство народа — православные люди. Также, говоря о православных праздниках, следует напомнить, что в седьмой день недели депутаты отдыхают, а воскресенье, как известно, является православным праздником, установленным Церковью. Если они так боятся религиозной розни от празднования Троицы, Успения или Преображения, тогда пусть отменят и сам воскресный день. Ведь не пятница, и не суббота, а именно воскресенье — общенародный выходной день, и не мусульмане, ни иудеи этим не возмущаются. Они, наверное, лучше, чем наши депутаты понимают, что живут не в мусульманской и не иудейской, а в православной стране; и никто не ставит под сомнение существование выходного дня именно в воскресный день», — подчеркнул священник.
«Нужно просто эту логику продолжить и завершить. Не только воскресные дни праздновать, но и более великие праздники сделать выходными. Уверен, не один мулла или раввин, если они в здравом уме, никогда не будут против. Так же, как в Саудовской Аравии ни один православный не будет протестовать против празднования у них пятницы, и ни один человек не будет протестовать против празднования субботы в Израиле. Это право народа — праздновать те дни, которые он считает своими праздниками. В данном случае, если депутаты не выражают интересы народа, можно выразить сомнение — кого они вообще представляют в том собрании, где они собираются и за что получают народные деньги», — добавил отец Геннадий.
«Опять эта навязчивая идея о том, что Церковь отделена от государства. Что это за государство, которое отделило себя от всех и всего: от Церкви, от истории, от традиций и своего народа? Тогда такое государство вообще нужно выделить в какую-то особую зону, и пусть они в этой зоне существуют, отделенные от всех! Это просто возмутительная спекуляция на этой идее «отделенности»; это говорит просто о вопиющей неграмотности депутата. Что же касется обилия прадников, то в Церкви, на самом деле, каждый день — прадник, но это не мешало русскому народу тысячу лет трудиться, причем и сам труд становился тоже праздником. Праздники великие, в данном случае, двунадесятые, — двенадцать дней в году, не могут сравниться даже с теми выдуманными зимними каникулами, которые депутаты придумали, чтобы путешествовать на Канарские острова и загорать зимой. Большинство нашего народа такой возможностью воспользоваться не могут, сидят у телевизора и впустую тратят время, просматривая дурацкие телепередачи», — заметил священник.
«Так что нашим депутатам надо все-таки обрести здравый смысл и сознавать то, что они говорят; еще раз вспомнить, что они живут в России, а не в каких-нибудь Соединенных Штатах. Отвергать православные праздники может только недруг России, тот, для кого Россия — не Родина. Если бы против православных праздников выступил какой-нибудь американский сенатор, я бы не удивился, но когда это делает российский депутат, то его высказывания вызывают, по меньшей мере, недоумение. Кто вообще его выбрал, какой народ его делегировал представлять свои интересы?», — вопрошает протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия
Протоиерей Александр Новопашин: Мы не можем не молиться за наших спортсменов!
Накануне матча сборной России по футболу в полуфинале Евро-2008 с Испанией во многих православных храмах прошли молебны о даровании победы
В свою очередь, референт епископа Барнаульского и Алтайского Сергей Гончаров сообщил, что специальных молебнов за победу России на Евро-2008 в барнаульских храмах не служат, но в алтарь подают записки с именами игроков сборной России, передает Newsru.com. «Естественно, священнослужители молятся за здравие тех, кто указан в записках, то есть за нашу команду», — отметил Сергей Гончаров. Не равнодушны к ходу предстоящего полуфинального матча и в Южно-Сахалинской и Курильской епархии. «Накануне полуфинальной встречи, вечером 26 июня, в Воскресенской кафедральном соборе отслужат молебен за победу российских футболистов», — сообщил руководитель миссионерского отдела отец Виктор.
Со своей стороны, известный сектовед, директор Новосибирского отделения межрегиональной общественной организации «Центр религиоведческих исследований» протоиерей Александр Новопашин в интервью «Русской линии» поддержал екатеринбургских священников и заявил, что не видит ничего плохого в том, что Церковь своим авторитетом освятит победы сборной России по футболу. «Надо сказать, что многие священнослужители сами занимаются спортом. И я никак не могу понять, почему спортсмены, которые являются нашими прихожанами и нашими духовными чадами, посещающими храм, не могут получить благословение Церкви и благословение Божие на тот труд, который они на себя взвалили? Ведь они все-таки защищают честь Отечества, которое в последние годы, даже десятилетия, чаще всего находилось в поругании. Они отстаивают честь Родины, пусть даже в такой форме. Тем более, мы видим, какова реакция общества на их победы: поднимается национальный дух и в народе появляется гордость за свою Родину. Я считаю, что это замечательно», — сказал священник.
По мнению отца Александра, православный священнослужитель «не просто имеет право молиться за сборную России и за наших спортсменов, он просто обязан молиться за своих граждан, за свое Отечество, чтобы оно во всех формах имело доброе первенство, не зазнайство или кичение, а именно гордость за то, что есть такие воспитанники, есть такие граждане, которые своим добрым примером учат нас крепить нацию, жертвовать ради нее своими силами и энергией, объединять, пусть даже вокруг спорта, свой народ».
Что же касается замечаний о том, что возможные в будущем поражения наших спортсменов могут ввести народ в уныние и депрессию, особенно после ажиотажа вокруг феноменальных побед России в спорте, то, по словам отца Александра, «никто не может отвечать за весь народ», но и в таком случае «нет ничего плохого в том, что мы будем молиться за наших спортсменов, проиграют они или победят». «Кто из здравомыслящих людей возьмет на себя право определять, когда весь народ будет испытывать радость, а когда он впадет в депрессивное состояние? Народ ведь состоит из отдельных людей. Если мы воспитаем ребят, у которых есть не просто желание выпить пиво по случаю и без случая, лишь бы был повод, а тех, кто будет думать о России, то они в случае наших побед, пусть даже в спорте, будут испытывать радость, а не ажиотаж», — отметил священник.
«Конечно, после поражения в любом деле человек, испытав перед этим душевный подъем от победы, может впасть в уныние. Ажиотаж, разумеется, вреден в любой деятельности. Другое дело, здоровая радость за то, что Россия наконец-то, слава Богу, встает на ноги. Я не думаю, что если наши спортсмены начнут проигрывать, то наш народ впадет в общее депрессивное состояние. В связи с этим мне хотелось бы напомнить один эпизод из отечественной истории. Все, наверное, хорошо помнят, что через два года после победы на Куликовом поле Тохтамыш взял Москву, спалил ее, но все равно это не поколебало веру русского народа в свои силы. И все потому, что народ, одержавший победу на Куликовом поле, понял, что он с Божией помощью может твердо стоять на своих ногах», — заключил протоиерей Александр Новопашин.
Русская линия
Следует восстановить ежегодное проведение Крестного хода по Бульварному кольцу
РОО «Бородино-2012» обратилось к Архиерейскому собору с просьбой возобновить традицию молитвенной защиты исторической части столицы
В документе говорится, что 4 ноября 2007 года, в День народного единства и празднования в честь иконы Божией Матери «Казанская», была возобновлена традиция молитвенной защиты исторической части столицы: по Бульварному кольцу Москвы прошел многочисленный Крестный ход. Он начался и завершился на Пушкинской (Страстной) площади, где в течение двух последних лет проходят Крестные ходы и возносятся молитвы за восстановление Страстного монастыря.
В заявление отмечается, что в пошлом году в 4-часовом Крестном ходу, организацию которого взяла на себя РОО «Бородино-2012», приняло участие около полутора тысяч человек. «Они выразили поддержку сохранению исторического облика и реставрации одной из центральных площадей Москвы, недавно признанной достопримечательностью города», — говорится в обращении организации.
Обращение подписали президент РОО «Бородино-2012», сопредседатель Межрегионального общественного движения «Народный Собор» Олег Кассин, вице-президент РОО «Бородино-2012» Г. П. Сальников, доктор исторических наук, генерал-лейтенант Николай Леонов, секретарь Союза писателей России Владимир Крупин, заместитель председателя фонда «Русский Предприниматель» Виталий Аверьянов, народный художник России Сергей Харламов, скульптор Владимир Мокроусов.
Русская линия
Архиерейский Собор принял Положение о церковном суде
Председателем Общецерковного суда утвержден митрополит Екатеринодарский Кубанский Исидор, заместителем председателя — митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий
Положение было разработано в результате длительной и обстоятельной работы во исполнение поручения данного Священному Синоду Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, поскольку принятый последним Собором Устав РПЦ предусматривал создание церковно-судебной системы в трех инстанциях. При окончательной подготовке проекта были, в частности, учтены отзывы, присланные более чем 80 епархиальными архиереями.
Проект включает шесть разделов, устанавливающих основные начала церковного судоустройства и судопроизводства, виды и порядок сбора судебных доказательств, порядок формирования и компетенцию церковных судов, порядок церковного судопроизводства. Согласно проекту судебная система РПЦ будет включать епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей.
Ведению епархиальных судов, функции которых в исключительных случаях по благословению Патриарха Московского и всея Руси могут возлагаться на епархиальные советы, подлежат дела в отношении клириков, монашествующих и мирян из разряда церковно-должностных лиц епархий, приходов, епархиальных монастырей и подворий. Общецерковный суд является судом первой инстанции по делам в отношении архиереев, а также руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений. В качестве суда второй инстанции Общецерковный суд будет рассматривать апелляционные жалобы на решения епархиальных судов, а также на решения высших церковно-судебных инстанций Русской Православной Церкви Заграницей или Самоуправляемых Церквей. Общецерковный суд также вправе пересмотреть в порядке надзора решения епархиальных судов, вступившие в законную силу. Архиерейский Собор является апелляционной инстанцией по решениям Общецерковного суда.
Перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами, будет рассмотрен и утвержден Священным Синодом. Этот перечень включает пять категорий дел, а именно дела по церковным правонарушениям против веры; против ближнего и христианской нравственности; против правил о монашестве; против иерархического порядка и, соответственно, против пастырской службы.
Проектом предусмотрен делегированный характер судебных полномочий церковных судов. Полнота судебной власти в Русской Православной Церкви принадлежит епископату Русской Церкви в его совокупности, — то есть Архиерейскому Собору. В период между Соборами эта власть осуществляется Священным Синодом во главе с Патриархом Московским и всея Руси. Из полномочий Священного Синода проистекает осуществляемая Общецерковным судом судебная власть. В епархии носителем полноты судебной власти, согласно православной экклезиологии, является епископ. Согласно принятому положению, епархиальные архиереи самостоятельно принимают решения по судебным делам, не требующим исследования. Если же дело требует исследования, епископ передает его в епархиальный суд, судебная власть которого проистекает из канонической власти архиерея.
В силу делегированного характера церковного судопроизводства, решения епархиальных судов вступают в силу после их утверждения епархиальным архиереем, а решения Общецерковного суда — после утверждения Священным Синодом или Патриархом. Важным аспектом принятого Положения является предусмотренная им система апелляций на решения суда. По ходатайству сторон епархиальный архиерей может направить дело в епархиальный суд на повторное рассмотрение. Решения епархиальных судов, содержащие резолюцию епархиального архиерея, могут быть обжалованы сторонами в Общецерковный суд при надлежаще мотивированном несогласии стороны с повторным решением епархиального суда, принятым по ходатайству стороны о пересмотре дела, а также при несоблюдении епархиальным судом установленного Положением порядка церковного судопроизводства. Апелляции на решения Общецерковного суда рассматриваются Архиерейским собором.
Русская линия
В рамках Архиерейского Собора РПЦ состоялся брифинг для журналистов
Представители четырех секций Собора рассказали о первых итогах своей работы и ответили на вопросы корреспондентов
Вначале они кратко рассказали об итогах деятельности четырех секций Собора, после чего журналистам была предоставлена возможность задать вопросы участникам брифинга. Больше всего вопросов было к архиепископу Иоанну; владыка рассказал о миссионерской деятельности РПЦ (он выступал с докладом по этому вопросу), а также коснулся деятельности и о Обращения епископа Анадырского и Чукотского Диомида.
Архиепископ Иоанн сообщил, что на заседании секции была обсуждена эта тема, был предложен богословский анализ посланий епископа Диомида; эти послания вызвали единодушное осуждение участников секции. На вопрос — какие меры прещения будут приняты к епископу Диомиду, владыка Иоанн ответил, что не стоит предварять решение Архиерейского Собора, об этом станет известно в ближайшее время.
Также архиерей коснулся и вопросов миссионерской деятельности, вокруг которых в последнее время разгорелись жаркие дебаты. Он обвинил тех, кто критикует различные аспекты деятельности Миссионерского отдела РПЦ, который он возглавляет, в том, что они часто недочитывают до конца документы, предлагаемые отделом, и им постоянно что-то «кажется». А когда кажется — сострил архиепископ — нужно креститься. Он отверг обвинения в стремлении к церковной реформации и заявил, что так называемое миссионерское богослужение не является реформой, — оно направлено на то, чтобы молящиеся понимали смысл богослужения, а также евангельские тексты.
Коснулся архиепископ Иоанн также вопроса об «облегченном» варианте канона Андрея Критского, который был предложен миссионерским отделом Белгородской епархии, и отметил, что это не попытка «русифицировать» канон, а только попытка облегчить понимание трудных мест в тексте. Своих критиков он назвал «революционерами» с советским мышлением, а их тезисы тезисами «оранжевой революции». Говоря об основной задаче церковной миссии сегодня, владыка Иоанн отметил, что главной задачей является превращение каждого прихода в миссионерский приход, а также привлечение к активной миссионерской деятельности мирян.
Протоиерей Всеволод Чаплин сообщил журналистам, что буквально накануне брифинга Архиерейский Собор утвердил «Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека». Отец Всеволод разъяснил присутствующим необходимость принятия такого документа (предварительно на заседании Собора им был зачитан доклад).
Протоиерей Всеволод Чаплин, отвечая на вопросы корреспондентов, также отметил, что на Соборе обсуждается вопрос об ИНН, и в итоговых документах будет выражена тревога в связи с тем, что машинная обработка данных может привести к посягательству на свободу личности. Также активно обсуждается вопрос о границах и формах межхристианского общения, сказал зампред ОВЦС, отвечая на вопрос — обсуждают ли архиереи экуменизм и участие РПЦ во Всемирном Совете Церквей.
Наш корреспондент задал вопрос архиепископу Берлинскому Марку о том, что неоднократно представители Русской Зарубежной Церкви говорили о сохранении дореволюционного уклада приходской жизни как об одной из заслуг РПЦЗ, о том, что этот уклад должен быть принят всей полнотой Церкви (об этом говорил в своем докладе Предстоятель РПЦЗ митрополит Иларион). На вопрос — выработан ли механизм передачи этого опыта всей церковной полноте, архиепископ Марк ответил, что на сегодняшний день такого механизма нет, но архиереи РПЦЗ участвуют в работе всех секций и активно влияют на выработку документов. Один из журналистов задал вопрос — обсуждалась ли тема созыва Поместного Собора. Владыка Марк сказал, что ничего не слышал об этой теме, но отметил, что Собор продолжает свою деятельность.
Русская линия
В России нет притеснения мусульман со стороны государства
Российские политики и религиозные деятели осудили заявление главы Исламского комитета Гейдара Джемаля о «дискриминации» мусульманского населения
Считаете ли вы, что мусульмане в России подвергаются притеснениям со стороны государства? Должны ли СМИ нести ответственность за публикацию такого рода откровенно экстремистских заявлений? С такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента, а также к религиозным деятелям. Парламентарии и религиозные деятели решительно осудили высказывания Гейдара Джемаля. По их мнению, попытки вбить клин между российскими мусульманами и остальными гражданами объективно направлены на подрыв социальной и политической стабильности страны.
Мусульман в России никто не преследует, убежден председатель Комитета Совета Федерации (СФ) по образованию и науке, представитель в СФ от правительства Кабардино-Балкарской республики Хусейн Чеченов. «Мне о преследованиях мусульман России ничего не известно», — заявил сенатор. В то же время парламентарий отметил, что в любой многонациональной, многоконфессиональной стране существуют определенные проблемы. Но решать их, убежден Чеченов, «следует не в ультимативной форме, а путем дискуссий, обсуждений, через институты гражданского общества». При этом политик добавил, что, на его взгляд, «федеральный центр должен больше внимания уделять Кавказу как с точки зрения безопасности этого региона и страны в целом, так и с точки зрения повышения там качества жизни».
«Странными» назвал заявления Гейдара Джемаля заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в СФ от Законодательного органа власти Костромской области Александр Тер-Аванесов. «Никакого преследования мусульман в России и недопущения их во власть я не наблюдаю» — заявил сенатор. «Тем не менее, это определенный сигнал и надо понять, откуда он исходит», — добавил он.
Парламентарий рассказал, что, в частности, в Совете Федерации его окружает много коллег-мусульман. По его словам, практически во всех мероприятиях, на которых ему доводится бывать, присутствуют представители ислама. «Мусульман много и в Госдуме, есть они и среди членов правительства, и в администрации Президента. А то, что сам глава российского государства не является мусульманином, то им он и не должен быть», — подчеркнул Тер-Аванесов и напомнил, кроме того, о строящихся в России мечетях и широко отмечаемых мусульманских праздниках. Заявление Джемаля о том, что вооруженное сопротивление на Кавказе крепнет, политик также считает «бездоказательным». «Я был в Чечне и не заметил, что бандиты там активизировались», — отметил политик.
Не соответствующими действительности считает высказывания лидера Исламского комитета России заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания республики Ингушетия Василий Лихачев. Парламентарий рассказал, что большую часть своей политической деятельности он проработал в республиках, где коренным населением являются мусульмане. «Я работал в Татарстане, а сейчас являюсь сенатором от Ингушетии, поэтому за отношением к мусульманам со стороны федеральных властей я наблюдал и наблюдаю не со стороны, а изнутри. Могу заявить со всей ответственностью: в последнее время диалог власти и исламских структур активизируется. И Федеральный центр, и власти республик Северного Кавказа, включая президента Ингушетии Мурата Зязикова, делают очень многое для достойной жизни мусульман, для того, чтобы положения, зафиксированные в международно-правовых соглашениях, выполнялись», — подчеркнул Лихачев. Политик также сообщил, что, например, в Ингушетии существует Совет по делам религий при президенте республики и Совет муфтиев, которые помогают решать все спорные вопросы. «И ни от кого мне не доводилось слышать, что таких-то мусульман преследуют, а этих незаконно посадили», — заметил сенатор.
В. Лихачев призвал все СМИ «предельно осторожно и аккуратно публиковать высказывания различных политических деятелей в такой тонкой области, как межнациональные и межконфессиональные отношения, поскольку ответственность за сказанное интервьюируемыми предельно высока».
Известный российский исламовед Роман Силантьев высказал недоумение по поводу заявления председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля. «От имени кого выступает Гейдар Джемаль — непонятно. Дело в том, что в его Исламском комитете стоит немногим больше трех человек, а нормальные мусульмане его и единоверцем-то не считают, так как он исповедует не ислам, а джемализм какой-то. У него нет никакого права выступать от имени мусульман России, и к ситуации на Кавказе он отношения не имеет», — заявил он.
«Гейдар Джемаль — счастливый обладатель справки о том, что он инвалид II группы по шизофрении. В связи с этим, я думаю, нужно провести проверку, и, в случае подтверждения диагноза, его следует изолировать от общества, как опасного душевнобольного, а в случае опровержения — судить по всей строгости закона за экстремистские высказывания», — резко сказал он. «К сожалению, он не годится даже на роль клоуна, так как его заявления причиняют вред российским мусульманам. Дело в том, что 90% ответственности за получившую сейчас распространение исламофобию лежит на плечах таких людей, как Гейдар Джемаль, Нафигулла Аширов и им подобных. Поэтому, мне кажется, что оставлять это без ответа нельзя, следует определиться: душевнобольной, или экстремист?» — добавил он.
Джемаль — известный скандалист, не пользующийся никакой поддержкой ни среди мусульманского духовенства, ни среди мусульманского населения, уверен муфтий Ростовской области Джафар-хаджи Бикмаев. «Я муфтий уже 26 лет, и не знаю случаев притеснения мусульман со стороны государства», — заявил он. «Гейдар Джемаль знаменит только благодаря различным передачам и форумам, нуждающимся в скандале. Лично я вообще не понимаю, кто его избрал на должность председателя Исламского комитета России, поскольку своими высказываниями он только портит отношение к мусульманам, а не улучшает его. Это его заявление, основанное на каких-то выдуманных случаях, ничем не отличается от остальных. Лучше всего, просто не обращать на него внимания», — сказал муфтий.
Русская линия
Олег Кассин: «Либеральная прозападная общественность намеренно вводит народ в заблуждение»
Координатор «Народного Собора» дал оценку попыткам либералов поддержать Сахаровский центр
В среду в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция на тему «Спасти Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова», сообщает Scilla.Ru. На пресс-конференции поднималась тема бедственного положения музея и зазвучали призывы к оказанию ему финансовой помощи. В мероприятии приняли участие директор музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров, а также ряд либеральных политиков и так называемых «правозащитников», в том числе — лидер «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспаров, бизнесмен и политик Борис Немцов, исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев.
Участники конференции призвали российское гражданское общество к тому, чтобы оказать посильную помощь известному в демократических кругах музею. Б. Немцов недоумевает, почему музей и центр имени Сахарова живет в основном на деньги западных фондов, хотя делает огромную работу по развитию демократии в России. Г. Каспаров заявил, что «помощь музею Сахарова — это гражданская позиция», а не просто благотворительный взнос. Л. Пономарев выразил надежду, что в России впервые будет создан «народный фонд поддержки музея и центра имени Сахарова» и это, по его мнению, будет «показателем развития и солидарности общества». С ним согласился и подошедший позже «правозащитник» Сергей Ковалев, который заявил, что, даже если не наберется достаточно средств на деятельность и развитие музея, начало таких сборов будет в любом случае полезно, потому что, по его словам, «может возникнуть устойчивая тенденция осознания ответственности гражданского общества за его институты».
По словами О. Кассина, «господа Самодуров, Немцов, Пономарев, Каспаров, Ковалев и иже с ними поднимали вопрос о трудном финансовом положении Сахаровского центра. Они просто не понимают, почему россияне отказываются оказывать финансовую помощь музею». «Как они сами признают, эта структура финансируется на деньги иностранных спонсоров. Известно, кто платит — тот и заказывает музыку. Становится ясно, кто становится заказчиком всех этих провокаций, кто разжигает у нас в стране межнациональную и межрелигиозную вражду, оскорбляет Российскую Армию и общественную мораль. Ясно, что Сахаровский центр работает на деньги американских фондов», — подчеркнул общественный деятель.
«Я глубоко сомневаюсь, что, если бы Сахаров был жив, он приветствовал бы деятельность, которую ведет фонд, прикрываясь его именем. Известно, кстати, что у ученого среди предков были и священники. Имя Сахарова еще при жизни использовали не слишком чистоплотные люди, но это продолжается и после его смерти. Этим занимаются разные сомнительные личности — „оранжевые“ либералы, сексуальные извращенцы и чеченские террористы из „Кавказ-центра“. И неудивительно, что россияне не желают финансировать подобные мероприятия,» — сказал координатор «Народного собора».
«Вся эта либеральная прозападная общественность намеренно вводит народ в заблуждение по поводу характера устраиваемых ими выставок. Они пытаются изобразить их преследование как подавление свободы мысли, хотя на самом деле это пропаганда всяческого разврата и антипатриотизма», — заключил Олег Кассин.
Русская линия
Кому имена Ленина и Дыбенко ласкают слух?
Координатор общественного движения «Возвращение» Юрий Бондаренко прокомментировал нежелание руководства Петербургского метрополитена расставаться с советскими названиями
По ее словам, нежелание руководства петербургского метрополитена менять названия станций, носящих имена революционеров-болшевиков, устроивших в начале XX века в России красный террор, связан с нежеланием чиновников. работать. Как заметила Шавель, смена названий станций повлечет за собой не только «смену табличек», но и «огромную» работу по замене всей документации, чего в питерском метрополитене не хотели бы, сообщает петербургская интернет-газета «Фотанка.ru». Шавель также добавила, что для нее остается непонятным, почему нужно менять исторические названия станций. «Если бы они носили другие имена, а мы бы потом их сменили, то решение топонимической комиссии было бы оправдано. Но ведь эти станции кто-то так назвал раньше, нужно уважать историю», — подчеркнула Шавель.
Отметим, что по инициативе городского комитета по культуре топонимическая комиссия одобрила изменение названия станции метро «Проспект Большевиков» на «Оккервиль», а станции метро «Улица Дыбенко» — на «Веселый поселок». Соответствующий проект постановления правительства уже подготовлен и в ближайшее время будет рассмотрен и подписан губернатором. Изменение названий будет приурочено к открытию нового радиуса метрополитена. Причиной, по которой топонимическая комиссия вынесла свое решение, стало «желание вернуть исторический акцент микрорайонам». «Эти станции обслуживают историческую зону, с глубокими историческими корнями. Это не политическое решение, мы хотим вернуть этим местам историческую направленность», — сообщили в пресс-службе топонимической комиссии.
По словам Юрия Бондаренко, руководство петербургского метрополитена состоит из людей, «выросших в советскую эпоху, для которых имена Дыбенко, Ленина, Войкова и прочих большевиков — ласкают слух. К счастью, топонимическая комиссия Санкт-Петербурга — намного более интеллигентная и думающая о своем городе, чем в Москве. К сожалению, московская комиссия состоит из бюрократов, которые не желает возвращать какие-либо исторические названия».
По меткому выражению Бондаренко, эти функционеры «просто запрограммированы до конца своих дней на то, чтобы хвалить все большевистское и советское, но это еще полбеды». «Кроме всего прочего, они проецируют эти установки и на новое поколение. Я могу лишь повторить слова историка Сергея Волкова о том, что советская топонимическая модель — это работающая модель, которая ежедневно, ежечасно воспроизводит соответствующие стереотипы. То есть, если человек видит, что улица по имени Советская находится в хорошем состоянии, великолепно выглядит — то это все работает не на тех, кто ее привел в порядок, а на тех, кто ее назвал Советской, на всю советскую эпоху. Неслучайно во время встречи с Медведевым ветераны Великой Отечественной войны, разумеется, с ведома Лукашенко, призвали российского Президента переименовать Санкт-Петербург в Ленинград. Это означает, что идет постоянная борьба, и Лукашенко, как и все коммунисты, хочет повернуть историю вспять», — заключил координатор общественного движения «Возвращение» Юрий Бондаренко.
Русская линия
«Фактическое сожительство неприемлемо»
Синод Болгарской Церкви осудил новый проект Семейного кодекса
«Мы прекрасно сознаем, что задача государства — упорядочивать общественные отношения, и нам известно, что многие молодые болгары живут в незаконном сожительстве, — но вместе с тем мы сознает, что юридическое признание фактических сожительств не только не даст того результата, на который рассчитывают законодатели, но лишь усугубит проблему, которую они пытаются разрешить», — считает Святейший синод Болгарской Церкви.
В тексте документа, опубликованном на сайте Regions.ru, говорится, что фактическое сожительство лишено одного из основных элементов брака: «твердая и ясно выраженная готовность пары посвятить себя друг другу в нерасторжимом союзе, чья цель, выраженная в святом венчании, — единение в Господе. Такое сознательно принятое решение человек стремится в меру своих сил исполнить, а если оно закреплено и венчанием в церкви, то к этому добавляется и упование на укрепляющую благодать Божию. В фактическом же сожительстве, даже если ему придать юридический статус, такой ответственности нет. Каждый из партнеров чувствует себя вправе уйти, если почувствует, что ему трудно, неприятно или просто скучно. Как показывают исследования, фактические сожительства недолговечны и домашнее насилие в них распространено гораздо больше, чем в парах, состоящих в браке».
Синод Болгарской Церкви отмечает, что государство, помимо прочих своих обязанностей, должно вместе с Церковью радеть о морали и поддерживать в болгарском народе добрые нравы. «Поэтому мы не можем согласиться со сведением семейных отношений, гарантируемых браком, к обыкновенной регистрации фактических сожительств, которые любая сторона единоличным решением может разорвать в любой момент. Неприемлемо для нас и введение брачных договоров, которые, оговаривая лишь имущественные отношения между супругами, дополнительно облегчают им решение расторгнуть брак, таким образом, лишая ценности брак как таковой и ведя к деградации этого священного института. Мы не можем согласиться с превращением союза любви в сделку», — отмечается в заявлении Синода.
«Мы не можем согласиться с тем, что эти новые институты, чуждые нашему правосознанию, обеспечат равенство между законными и внебрачными детьми, поскольку это равенство и без того закреплено в действующем законодательстве, и поскольку считаем, что нет более подходящей среды для нормального и полноценного воспитания детей, чем здоровая и сплоченная узами любви семья», — говорится в документе.
Основываясь на всем, изложенном выше, Святейший синод Болгарской Церкви считает необходимым заявить, что согласно воззрениям Святой Православной Церкви фактическое сожительство неприемлемо, что оно противоречит многовековой церковной и гражданской традиции и нравственным устоям христианского общества. Святейший синод призвал законодательный орган, ответственный за утверждение этого кодекса, «проявить мудрость и отвергнуть неприемлемые с точки зрения морали болгарского общества новые институты в семейном законодательстве».
«В случае же, если Народное собрание не прислушается к тревожному голосу Святой Православной Церкви, мы будем вынуждены выразить свое недовольство и принять необходимые церковно-канонические меры. Мы также предлагаем придать законную силу церковному браку», — говорится в заключении заявления Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви.
Русская линия
«Харьков — столица русской культуры на Украине»
В Харькове прошла международная научно-практическая конференция, посвященная проблемам функционирования в стране русского языка и культуры
Как отметил один из инициаторов принятия данной Программы, председатель Контрольной комиссии Харьковского областного совета Владимир Алексеев, это первая из серии конференций, призванных дать ответ на вопрос, что же реально происходит в этнокультурной сфере нашего государства и какие меры следует предпринять, чтобы обеспечить мир и согласие в обществе на основе европейских правовых норм, в соответствии с которыми культурно-языковые проблемы решаются в странах Европы.
Представители научной и культурной общественности, руководители научно-культурных обществ, учреждений культуры, объединений граждан, депутаты областного и городского советов, а также гости из России, приглашенные сотрудники областной государственной администрации и Генерального консульства Российской Федерации собрались в Доме народного творчества, чтобы проанализировать состояние русской культуры и функционирования русского языка в Харькове и наметить меры по их сохранению и развитию.
Участники конференции единодушно отметили, что многовековые традиции совместного проживания на территории Слобожанщины русского, украинского и других народов, взаимообогащение их культур создали мощный фундамент межнациональной терпимости на Харьковщине, а их совместные усилия по созданию интеллектуального, культурного и творческого потенциала Харькова, неоценимый вклад в его создание деятелей русской культуры и науки по праву позволяет Харькову считаться столицей русской культуры на Украине.
По мнению участников конференции, на Харьковщине отсутствуют конфликты и противостояние на этнической почве, чему способствует взвешенная политика местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, проводимая в межнациональной сфере, а также малочисленность и ничтожно малое влияние организаций национал-радикальной направленности. Проблемы, имеющие место в сфере удовлетворения культурно-языковых потребностей граждан нетитульных национальностей на Харьковщине, обусловлены причинами, находящимися за пределами области, и, в первую очередь, — присутствием в высших органах государственной власти лиц, исповедующих идеологию украинского этнического национализма, безнадежно устаревшую и крайне опасную для поддержания межнационального мира, согласия и сохранения целостности такого многонационального государства, каким является Украина, и противоправно навязывающих ее обществу и государству.
Как отмечено в резолюции конференции, обязательным условием бесконфликтного развития общественно-политической ситуации на Украине является: неукоснительное соблюдение норм конституции Украины, гарантирующей «свободное развитие, использование и защиту русского языка» (ч.3 ст. 10), «право на обучение на родном языке» (ч. 4 ст. 53), предусматривающей «содействие изучению языков межнационального общения» (ч. 4 ст. 10) и «содействие развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств» (ст. 11), а также категорически запрещающей «привилегии или ограничения по языковым признакам» (ч. 2 ст. 24); выполнение норм Закона о языках, предусматривающего обязательность изучения русского и украинского языков в школе (ч. 5 ст. 28) включая начальное образование, представление результатов научно-исследовательских работ на русском языке (ст. 30), право граждан принимать собственные имена в соответствии с национальными традициями (ст. 39); соблюдение международных обязательств Украины в сфере культурно-языковой политики, принятых государством согласно Закону Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» N 802-IV, в том числе по обеспечению права на образование на родном языке (ст. 8 Хартии), использованию русского языка в деятельности органов власти (ст. 10 Хартии), при организации вещания телерадиокомпаниями (включая дублирование и субтитрование фильмов и телепередач на русский язык в соответствии со ст. 11−12 Хартии), а также обеспечение свободы ретрансляции программ российских телерадиокомпаний на Украине (ч. 2 ст. 11 Хартии).
Принимая во внимание необходимость неукоснительного соблюдения норм конституции Украины о запрете цензуры, о свободе творчества и защите интеллектуальной собственности, конференция приняла решение обратиться к президенту Украины, лидерам парламентских партий и депутатских фракций с просьбой при подготовке новой редакции конституции исключить из нее норму, предусматривающую существование на Украине Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию.
В обращении к Харьковским городскому и областному советам участники конференции ходатайствовали о расширении перечня мероприятий и создании дополнительных программ, направленных на сохранение культурного и интеллектуального потенциала Харьковщины и обеспечение беспрепятственного функционирования его основы — русского языка и русской культуры в Харькове.
В связи с этим участники конференции отметили, что в Харькове и области имеет место негативная тенденция сокращения образования на русском языке. Так, в областном центре 66.9% населения определили своим родным языком русский, тогда как число школ с русским языком обучения составляет 27%. Ущемлением прав русско-культурных граждан является запрет со стороны Министерства образования и науки Украины преподавать в русскоязычных школах гуманитарный цикл на русском языке. Поэтому первоочередной является реализация пункта Программы развития и использования русского языка в Харьковской области на 2007−2012 годы о внесении изменений в уставы школ, с целью обеспечить выбор языка обучения школьников исключительно по заявлениям родителей.
Участники конференции отмечают, что межнациональный мир и общественное согласие, характерные для Харьковщины, являются неоценимым достижением, залогом стабильности в регионе и нуждаются в усилиях по их сохранению и укреплению. В связи с этим участники конференции высказывают требование прекратить практику насильственной дерусификации, инспирируемой представителями партий националистической ориентации, представленными в парламенте и в правительстве, и, в первую очередь, отменить нормативно-правовые акты, согласно которым введены запреты на использование русского языка в кинопрокате, в деятельности телерадиоорганизаций, в высшей школе, при тестировании выпускников школ.
Как отмечено в резолюции конференции, только реальное равенство всех граждан вне зависимости от их национальности или родного языка способно обеспечить сохранение Украины как целостного государства, ее развитие по демократическому пути и сделать Украину родным домом для всех ее граждан.
Русская линия
Памяти русского офицера
В Москве и Новочеркасске вспомнили генерала Маркова
В Москве, родном городе генерала, поминовение Сергия Маркова прошло в Большом монастырском соборе в честь Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре, а также в подмосковном Спасском храме Подольского Благочиния, в котором в конце 1990-х годов было заложено духовное основание проекта «Белые Воины».
В Новочеркасске панихида прошла в Свято-Вознесенском соборе, в котором в 2002 году был установлен памятный киот с иконой Св. Прп. Сергия Радонежского, посвященный С.Л. Маркову. В этом храме в 1918 г. отпевали погибшего недалеко от нынешнего города Сальск генерала и именно в этом соборе было заложено духовное основание в фундамент памятника Маркову, воздвигнутому в Сальске спустя год после установки киота. По сообщению заместителя атамана Всевеликого Войска Донского В.В. Воронина, в кафедральном соборе Новочеркасска почтить память русского офицера собрались казаки войска и все, кому дорога память одного из наиболее талантливых русских офицеров начала XX века.
ИА «Белые Воины»
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память русских летчиков — героев Великой Отечественной войны А.С.Маслова и Н.Ф.Гастелло
Он родился 22 ноября 1907 года в селе Андреевском Московской губернии. Окончив 4 класса коломенской заводской школы и школу крестьянской молодежи, три года работал киномехаником в Коломне при отделе народного образования. В октябре 1929 года был призван в Красную армию, служил в 10-м Туркестанском стрелковом полку в Ленинграде. Отслужив положенный срок, Александр Маслов поступил в военно-теоретическую школу летчиков, вслед за которой окончил курсы командиров. Великую Отечественную войну летчик встретил командиром 3-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й авиадивизии дальнего действия Западного особого военного округа. Его авиаполк оказался одним из первых, который столкнулся с вторгнувшимся в наше Отечество неприятелем — Маслов принял участие в этой войне с первых ее часов. 26 июня 1941 г. во время бомбежки вражеской танковой колонны в районе Минска, самолет Маслова был подбит неприятелем. С пробитым бензобаком экипаж самолета принял решение бросить полыхающую пламенем машину на автоколонну противника, пожертвовав своими жизнями.
Однако подвиг капитана Маслова — один из первых в годы Отечественной войны, из-за возникшей путаницы оказался незаслуженно забытым. В спешке, советская пропаганда приписала этот первый таран вражеской техники сверстнику и однополчанину Маслова — командиру 4-й эскадрильи Николаю Францевичу Гастелло, также подбитому немцами и павшему смертью храбрых в том же бою.
Николай Гастелло родился 23 апреля 1907 г. в семье рабочего-белоруса (по другим данным — обрусевшего немца) Франца Гостыло. По окончании школы военных летчиков он участвовал в боях на р. Халхин-Гол и в Советско-финской войне 1939−40 гг. К началу Великой Отечественной войны капитан Гастелло служил в одном авиаполку с капитаном Масловым. В тот же день — 26 июня 1941 г. — его эскадрилья также бомбила неприятеля. Самолет Гастелло был сбит и весь его экипаж (лейтенанты А.А.Буденюк, Г. Н.Скоробогатый и старший сержант А.А.Калинин) погиб. По некоторым данным, Гастелло также пытался направить свою машину на неприятеля, но горящий самолет не сумел долететь до противника. Посмертно Гастелло был награжден званием Героя Советского Союза, а члены его экипажа — орденом Отечественной войны 1-й степени. Имя Николая Гастелло стало известно каждому советскому школьнику, а об Александре Маслове забыли. Ошибка вскрылась в брежневские времена, но о ней предпочли умолчать. Лишь 2 мая 2004 года справедливость была восстановлена — капитану А.С.Маслову было посмертно присвоено звание Героя России.
Русская линия
«Карта русского» — от проекта к закону
Фонд «Русские» провел круглый стол с участием известных политиков и экспертов
По «Карте русского», которую Фонд предлагает ввести законодательно, русский человек, проживающий за рубежом, формально оставаясь иностранным гражданином, приобретает, в частности, право на получение: многократной бесплатной визы в Россию; образования в России на общих основаниях с российскими гражданами; работы в России и разрешения заниматься предпринимательской деятельностью на тех же основаниях, что и российские граждане; пособия от России на третьего, четвертого и последующего родившегося в семье ребенка. «Карта русского» должна также гарантировать ее обладателям преимущества при получении российского гражданства. Вместе с тем авторы законопроекта предлагают обусловить получение «Карты русского» определенными нормами — такими, например, как: владение русским языком; соотнесение себя по родству и (или) в духовно-культурном плане с русской нацией, приверженность русским обычаям и традициям; православное вероисповедание или для атеистов и представителей других конфессий — уважительное отношение к православию.
Реализация проекта «Карта русского», считают его авторы, резко повысит защищенность русских соотечественников от насильственной ассимиляции, дискриминации и русофобии. И одновременно будет способствовать консолидации расколотой русской нации, сплочению русских общин за рубежом и повышению тем самым демографического потенциала и геополитического веса России, ее возможностей отстаивать свои национальные интересы.
Участвовавший в круглом столе член Попечительского совета фонда сопредседатель движения «Народный Собор» М.Ю.Лермонтов в своем выступлении особо подчеркнул, что «карта русского» — это проект прежде всего культурологический, призванный объединить разделенный границами Русский народ в единое целое прежде всего в духовном и культурном плане, наложив на это единое информационное пространство. Разумеется, задача не может быть решена без участия государства. Но участие это зависит, прежде всего, от того, насколько общество окажется в состоянии предъявить власти свое видение базовых духовных и культурных ценностей, которые должны стать основными национальными интересами России и основой ее развития. При этом в Фонде исходят из понимания того, что «русский» — это понятие одновременно и этническое, и духовно-политическое, и культурно-историческое. Иными словами, к русским можно отнести не только этнически русских людей, но и того, кто самоидентифицирует себя как русского, кто воспринял в качестве собственных базовых ценностей русскую государственность, русскую культуру и русский язык, кто воспринимает Россию в качестве своей исторической Родины и связывает свою судьбу с русским миром, русской цивилизацией.
Русская линия
Святейший Патриарх Алексий вручил архиереям высокие церковные награды
«Дорогие архипастыри, за прошедшее время у многих из вас были значительные юбилеи, поздравляя вас, я сообщал вам о наградах, а сейчас имею возможность их вручить. Хочу поблагодарить вас за усердное служение Церкви Божией и пожелать, чтобы Господь и дальше хранил вас в добром здравии и помогал вам в архипастырских трудах, чтобы еще не единожды мы вручали вам награды Церкви как оценку вашего служения», — в частности сказал Святейший Патриарх Алексий.
Высоких наград удостоились:
Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, удостоен ордена святителя Алексия, митрополита Московского, II степени
Ириней, митрополит Днепропетровский и Павлоградский, удостоен ордена святителя Алексия, митрополита Московского, III степени
Алексий, архиепископ Тульский и Белевский, удостоен ордена прп. Серафима Саровского II степени
Анастасий, архиепископ Казанский и Татарстанский, удостоен ордена святителя Алексия, митрополита Московского
Варфоломей, архиепископ Ровенский и Острожский, удостоен ордена св. блгв. кн. Даниила Московского II степени
Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский, удостоен ордена прп. Серафима Саровского II степени
Василий, архиепископ Запорожский и Мелитопольский, удостоен ордена прп. Серафима Саровского II степени
Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский, удостоен ордена св. блгв. кн. Даниила Московского II степени
Феодор, архиепископ Каманец-Подольский и Городокский, удостоен ордена прп. Серафима Саровского II степени
Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский, удостоен ордена св. блгв. кн. Даниила Московского II степени
Пантелеймон, архиепископ Майкопский и Адыгейский, удостоен ордена прп. Серафима Саровского II степени
Михаил, епископ Женевский и Западно-Европейский, удостоен ордена прп. Сергия Радонежского II степени
Иов, епископ Каширский, викарий Московской епархии, удостоен ордена прп. Сергия Радонежского II степени
Амвросий, епископ Черниговский и Новгород-Северский, удостоен ордена св. блгв. кн. Даниила Московского II степени
Софроний, епископ Могилевский и Мстиславский, удостоен ордена св. блгв. кн. Даниила Московского II степени
Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, удостоен ордена прп. Серафима Саровского II степени
От лица награжденных архиереев Святейшего Патриарха Алексия поблагодарил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Обращаясь к Его Святейшеству, владыка Владимир, в частности, сказал: «В истории нашей Церкви Вы единственный Патриарх, кто так много служит и делает, не щадит себя и своего здоровья. Большое Вам Спасибо!».
Русская линия
Архиерейский Собор утвердил православную концепцию прав человека
Документ был представлен участникам Собора председателем отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. По его словам, документ разрабатывался с лета 2006 года по июнь 2008 года рабочей группой, в которую входили православные священнослужители, богословы, ученые и общественные деятели.
«Настоящий документ принимается в развитие основ ее (РПЦ) социальной концепции и является официальной позицией Московского патриархата по теме прав человека», — говорится в определении Собора.
В тексте документа «Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека», в частности, указывается, что РПЦ «усматривает огромную опасность в законодательной и общественной поддержке различных пороков — например, половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия». «Равно недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного», — подчеркивается в документе.
Кроме того, отмечается, что «недопустимым и опасным является истолкование прав человека как высшего и универсального основания общественной жизни, которому должны подчиняться религиозные взгляды и практика». «Никакими ссылками на свободу слова и творчества нельзя оправдать надругательство в публичной сфере над предметами, символами или понятиями, которые почитаются верующими людьми,» — указывается в документе.
Архиерейский Собор постановил включить изучение «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» в учебный план духовных школ Московского Патриархата, а также рекомендовать светским учебным заведениям ознакомление с этим документом в рамках учебных курсов, посвященных РПЦ. А верующим и всем церковным подразделениям велено руководствоваться «Основами учения РПЦ о правах человека» во взаимоотношениях с государством и обществом.
Русская линия
Арсен Мартиросян: Первым объявил народу о начале Великой Отечественной войны не Сталин, а митрополит Сергий
«О нападении Германии, уверен, местоблюститель узнал непосредственно от Сталина. А знаете, для чего Иосиф Виссарионович ему об этом сообщил? Чтобы именно он, местоблюститель Патриаршего престола Русской Православной Церкви, в судьбоносный для страны момент лично подвел черту под противостоянием государства и Церкви», — считает историк. Тем самым владыка Сергий, по словам Мартиросяна, «инициировал бы исконно русский патриотизм, необходимый для массированного отпора врагу». И только после обращения митрополита у Сталина «появились основание и возможность произнести в речи от 3 июля знаменитые слова — „Братья и сестры!“ — и реальный шанс рассчитывать на то, что эти проникновенные слова будут правильно поняты народом», — заключил историк.
Русская линия
Президент России решил превратить рубль в региональную резервную валюту
Д.Медведев поинтересовался также, не приведет ли к созданию для банков каких-либо проблем, если в договорах будет стоять оговорка, в которой будет говориться о том, что рубль будет в качестве резервной валюты, а не какая-либо иностранная валюта. Он отметил, что это особенно важно в условиях биржевых торговых операций.
А.Костин заявил, что сегодня уже можно рассматривать Москву в качестве одного из финансовых центров. Например, валютный рынок в Центральной и Восточной Европе, который проходит через Москву, исчисляется в полтора триллиона долларов. Более половины штаб-квартир крупных корпораций и их представительств находятся в Москве. «Но создать такую систему без усилий центра невозможно. Нужна соответствующая правовая баз, корректировка налоговой системы», — отметил Костин. Он сообщил Президенту, что банковское сообщество уже подключилось к решению этой задачи и высказало свои предложения, исходя из опыта мировых финансовых центров. По его мнению, задача превращения Москвы в один из резервных финансовых центров «вполне выполнима». Костин отметил при этом, что расчеты его банка в пяти странах СНГ уже проходят в рублях. По его словам, рубль как резервная валюта приобретает все больший авторитет, учитывая сильно пошатнувшийся авторитет доллара как расчетной валюты. Для банков превращение Москвы и рубля в один из центров запасной расчетной валюты «не создаст никаких проблем», заявил президент ВТБ.
Напомним, что ранее в интервью «Русской линии» известный экономист, президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин отметил, что при нынешней денежной политике российских властей у рубля нет никаких шансов стать региональной, и тем более, мировой резервной валютой.
Русская линия
МИД России: «Воспевание пособников нацистов недопустимо»
«Удивлены подобным отношением МИД Украины к преступлениям, которые были осуждены Нюрнбергским трибуналом. Воспевание пособников нацистов недопустимо. Оно оскверняет память миллионов людей многих стран и национальностей, погибших в борьбе с фашизмом. И никакими ссылками на „внутреннее дело“ здесь не прикрыться», — отмечает Министерство иностранных дел России.
Русская линия
В Ингушетии боевики обстреляли дом сотрудников МВД и УФСКН
В настоящее время проводятся оперативно-розыскные мероприятия по установлению и задержанию лиц, совершивших бандитскую вылазку. Предыдущей ночью в Ингушетии также был обстрелян дом одного из сотрудников милиции. Никто не пострадал.
Русская линия
Сергей Иванов будет координировать сферу погранполитики
Он предложил также включить С. Иванова в состав данной комиссии в качестве заместителя ее руководителя. Кроме того, по мнению премьера, необходимо в рамках аппарата правительства создать специальный рабочий орган организационно-технического обеспечения деятельности Госпогранкомиссии.
«Все это позволит более оперативно решать проблемы межведомственного характера и избавиться от излишних бюрократических процедур», — сказал В.Путин. Выступая на заседании, он прямо заявил, что не удовлетворен тем, как исполняются решения по развитию пограничной инфраструктуры. По его словам, «пограничная инфраструктура должна стать по-настоящему современной и удобной для законопослушных граждан, полностью отвечать самым высоким международным стандартам, содействовать расширению внешнеторговых и гуманитарных связей».
В.Путин напомнил, что в рамках федеральной целевой программы на обустройство важнейших участков госграницы были направлены серьезные ресурсы, практически завершено создание пограничной инфраструктуры на Северном Кавказе, где «буквально с нуля построены 72 заставы, 7 пограничных управлений, жилье и социальные объекты». По словам В. Путина, новое качество инфраструктуры помогло ускорить перевод пограничной службы ФСБ на контрактную основу. Этот перевод будет окончательно завершен уже в текущем году, сообщил премьер.
В настоящее время председателем Государственной пограничной комиссии является В. Путин, его заместителем — глава ФСБ России Александр Бортников. В состав комиссии входят вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев, а также министр связи с коммуникаций Игорь Щеголев и другие.
Русская линия
Комитет Госдумы по международным делам призвал оценить действия Литвы, ухудшающие российско-литовские отношения
«В последнее время мы ощущаем со стороны властей Литвы, ее сейма, правительства и президента усиление таких действий, которые идут вразрез двусторонним литовско-российским отношениям», — подчеркнул Косачев. Он отметил, что эти «новые политические наслоения» в Литве Москве представляются более серьезными, чем действия «не менее проблематичных Латвии и Эстонии».
Глава комитета перечислил ряд факторов, которые вызывают особую озабоченность российских парламентариев. Это, прежде всего, принятый еще в 2000 году закон о компенсациях за оккупацию Литвы как фашистской Германией, так и бывшим Советским Союзом. «Как подтвердили на встрече с нами парламентарии литовского сейма, там началось обсуждение новых обращений к России и Германии по выплате компенсаций», — пояснил Косачев. Он также напомнил, что 17 июня парламент Литвы проголосовал за принятие закона, которым российская государственная символика фактически приравнена к нацистской.
Косачев также отметил, что в последнее время были отмечены демарши литовской стороны по вопросу выработки нового соглашения между ЕС и Россией. Кроме того, отметил российский парламентарий, сейм Литвы принял поправки в действующее законодательство, которые «затрудняют приход российского капитала в Литву».
Напомнив, что литовские власти опровергли слухи о том, что между ними и Вашингтоном ведутся негласные переговоры о возможности размещения американской ПРО на территории Литвы, если на это не согласится Польша, Косачев отметил, что полной ясности по этому вопросу Вильнюс так и не внес. «Мы не удовлетворены нынешней реакцией литовских властей, которые, отрицая сам факт таких переговоров, не дали оценку гипотетической их возможности», — сказал Косачев. Он сообщил, что в проекте заявления Государственной Думы «российские парламентарии обращаются к своим литовским коллегам с призывом задуматься, к каким последствиям может привести подобная политика». Косачев сообщил, что данное заявление в случае его принятия Государственной думой будет направлено в парламентские ассамблеи Совета Европы, ОБСЕ, Евросоюза.
Русская линия
Святослав Гайкович: Строительство «Охта-центра» может привести к социальной революции
Отметим, что возведенное на 26-й линии Васильевского острова здание Товарно-фондовой биржи оказалось на 3,68 метра выше допустимого, в результате чего, объект стал виден с обзорных панорамных точек города. Это вызвало сильнейший резонанс среди петербургской общественности, вследствие чего даже губернатор Валентина Матвиенко на заседании совета по сохранению культурного наследия высказалась за понижение высотности биржи.
Русская линия
В Киеве выпустят уникальную литографическую икону для слепых
Прообразом литографической иконы стал образ князя Владимира, который сейчас находится в одноименном храме в Печерском районе столицы. В 2005 году специально для церкви его изготовила киевлянка Татьяна Петренко. Теперь творение женских рук размером 25×30 см находится в центре храма. «Почему князя Владимира? Как известно из жизнеописания, Владимир незадолго до Крещения Руси ослеп. И пребывал в неведении до самой купели. А крестившись, вышел прозревшим не только духовно, но и телесно. Это было чудо. Может, оно стало и основанием к последующему Крещению Руси. Поэтому князь Владимир в какой-то степени покровительствует слепым», — отметил архимандрит Феодосий.
Литографическая копия иконы будет формата А5 — это половина альбомного листа. Напечатают ее в типографии под Киевом. Готовятся выпустить 10 000 экземпляров! По словам священника, такое количество икон с тиснением — рекорд не только на Украине, но и в мире. Первые картонные иконы, которые сойдут с конвейера в середине июля, освятит митрополит Владимир. И потом их разошлют всем слепым гражданам Украины. Сегодня на Украине проживает около 40 000 незрячих людей, поэтому иконы со временем допечатают.
Русская линия
Ветеран Великой Отечественной войны Василий Кононов выиграл в Европейском суде иск против Латвии
Напомним, что Сенат Верховного суда Латвии в сентябре 2004 года оставил без изменений приговор, согласно которому Кононов был приговорен к тюремному заключению на срок один год и восемь месяцев. Назначенный судом срок заключения он уже отбыл — с 18 августа 1998 года до 25 апреля 2000 года. Кононов обвинен в убийстве девяти гражданских жителей в деревне Малые Баты летом 1944 года.
Русская линия
В Полтаве собирают подписи за установку памятника Мазепе
С подобной инициативой вышла городская организация «Национальный альянс» и народный депутат (фракция НУНС) Мыкола Кульчинский. Именно Кульчинский является главным организатором и вдохновителем антирусского фестиваля «Мазепа-Фест», который проводится в городе уже 6 лет. «Сборщики подписей» сообщают, что «мэр Полтавы запретил устанавливать памятник, и Мыкола Кульчинский просит народ поддержать наличие в городе памятника гетману-герою».
Для Информцентра Объединения «Русское содружество» ситуацию прокомментировал председатель Русской общины Полтавской области Виктор Шестаков:
«Судя по всему, происходящее является элементом продолжающегося конфликта городского головы и главы Полтавской областной государственной администрации Валерия Асадчева. Конфликт этот начался в связи с запретом со стороны горисполкома и городского головы члена БЮТ Матковского устанавливать памятник Петлюре там, где хотел националист Асадчев. Асадчев оказался злопамятным и перекрыл своему оппоненту доступ к бюджету, выделенному на празднование юбилея Полтавской битвы. Компания Матковского, входящая в Оргкомитет по подготовке к празднованию 300-летия Полтавской битвы, беспрестанно обвиняет Асадчева в „замыливании денег“. Именно Оргкомитет, созданный при горисполкоме, инициировал установление памятника Мазепе и даже шведскому оккупанту Карлу XII. Именно в этом комитете собраны „национально-озабоченные“ паны, чьи однозначные подходы к битве и ее героям хорошо известны. Например, советник городского головы по вопросам культуры Александр Келым неоднократно заявлял, что в „Полтаве нет места для памятников российскому империализму“. Не отсюда ли постоянные осквернения памятников, простоявших в городе не одно столетие?
Оргкомитет даже не делает намеков на присутствие здесь „русского фактора“. Победы русского оружия в их видении результатов Полтавской битвы нет, а Россия рассматривается лишь как источник ресурсов, альтернативных тем, которые „замылил“ губернатор Асадчев».
Русская линия
Премьер-министр Сербии посетил Патриарха Сербского Павла в Военно-Медицинской академии Белграда
Митрополит Амфилохий причастил Святейшего Патриарха Святых Христовых Таин. Во время посещения владыка Амфилохий встретился со старшим врачом академии профессором Зораном Хайдуковичем, по словам которого, состояние Его Святейшества очень хорошее. Затем митрополит Амфилохий, прибывший в больницу премьер-министр Сербии Воислав Коштуница и академик Матия Бечкович встретились с Патриархом Сербским Павлом.
Русская линия
Германия продолжает выступать против присоединения Украины к ПДЧ
«Мнение наше не изменилось», — сказал Рейнхард Шеферс. По его словам, апрельский саммит НАТО в Бухаресте определил ряд задач, которые должна выполнить украинская сторона. «Сейчас это не сделано», — добавил дипломат.
Вместе с тем Рейнхард Шеферс отметил, что украинская и немецкая стороны в рамках сотрудничества Украины с НАТО будут проводить совместные мероприятия для стабилизации и сохранения мира в Европе.
Как известно, на саммите НАТО в Бухаресте заявка Украины по поводу ПДЧ не была поддержана. Противниками предоставления ПДЧ Украине были, в частности, Германия и Франция. Вопрос о предоставлении Украине ПДЧ будет вновь рассмотрен в декабре этого года министрами иностранных дел стран-членов НАТО.
Русская линия
Фестиваль русской культуры должен объединить все русские организации
С 27 апреля 2009 года в Киеве уже в четвертый раз будет проходить Фестиваль русской песни и поэзии, организуемый «Русским собранием».
«Думаю, что опыт, накопленный обществом „Русское собрание“, может быть положен в основу более масштабного Всеукраинского фестиваля русской культуры, который должен, начиная с 2009 года, проводиться ежегодно. Центром такого Фестиваля, разумеется, должен стать Киев. А в Киеве главной организацией, ответственной за проведение такого фестиваля, может выступить, на наш взгляд, именно „Русское собрание“. Под эгидой этой организации, при Всеукраинском Координационном Совете организаций соотечественников, который, надеюсь, будет создан на всеукраинской конференции в этом году, может действовать соответствующий Оргкомитет» — считает Сергей Протоваров.
«Такой фестиваль нам давно нужен, — говорит председатель Правления „Русского содружества“. — он давно назрел. Важно только добиться взаимопонимания между различными организациями, чтобы это мероприятие, которое может идти от трех дней до недели, действительно приобрело всеукраинский масштаб, и чтобы никому не было стыдно за его качество. „Русское содружество“, все наши организации-члены, я уверен, готовы сотрудничать со всеми дружественными русскими организациями. И завтра мы можем снова прикоснуться к замечательному опыту такой работы, представленному стараниями руководства и актива „Русского собрания“».
27 апреля 2009 года в Киеве откроется Всеукраинский фестиваль русской песни и поэзии, проводимый по инициативе национально-культурного просветительского общества «Русское собрание» (председатель Алла Вячеславовна Потапова). Торжественное открытие состоится в 16.00 по адресу: Зал Государственного Духового Академического оркестра Украины (Малый зал национальной филармонии Украины), Европейская площадь, Владимирский спуск, 2.
Русская линия
Нижняя палата испанского парламента ратифицировала Лиссабонский договор
Лиссабонское соглашение предполагает введение должности президента Евросоюза, который будет избираться на 2,5 года. Кроме того, документ предусматривает реформу исполнительного органа ЕС — Еврокомиссии (ЕК), в которую будет введен наделенный широкими полномочиями еврокомиссар по внешней политике. Он будет отчитываться перед лидерами ЕС. Сама же ЕК будет к 2014 г. сокращена по составу с нынешних 27 еврокомиссаров до 17. Состав ЕК будет избираться на 5 лет.
Русская линия
Представители крымской общественности заявили о незаконном характере прописки репатриантов на земельных участках
Участники заседания — депутаты Верховного Совета Крыма — члены Русской общины Крыма и представители общественности — обсудили план действий Рабочей группы на ближайшую перспективу.
В ходе заседания представители организации «Таврический союз» подняли вопрос о прописке депортированных граждан и их потомков на объектах незавершённого строительства, а по сути — на земельных участках. Сергей Цеков уделил этому вопросу особое внимание, заявив о том, что соответствующее постановление Совета министров Крыма носит незаконный характер. Сегодня, когда жители Крыма разных национальностей остро нуждаются в земле, подзаконный акт, принятый Советом министров Крыма в 1993 году на временной основе, продолжает действовать. Таким образом, на одном участке могут быть прописаны десятки граждан, которые сразу заявляют о своем первоочередном праве на получение земли в данном районе. Сергей Цеков поручил депутатам Верховного Совета Крыма — членам Рабочей группы — выступить с инициативой отмены соответствующего постановления Совета министров Крыма.
В ходе заседания также рассматривался вопрос о работе над «Дорожной картой», фиксирующей потребности крымчан на получение земельных участков.
Депутатам от Русской общины Крыма поручено подготовить запрос на имя председателя Рескомзема Крыма Н. Голубева с просьбой о предоставлении информации о резервных участках в городах и районах Крыма, которые могут быть использованы для реализации прав граждан на получение земельных участков.
Участники встречи инициировали проведение круглого стола на тему: «Об обеспечении прав граждан на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство» с участием представителей общественных организаций, политических партий, представителей власти.
Ориентировочная дата проведения круглого стола — 15 июля.
Русская линия
Глава Siemens пожаловался на засилье белых мужчин в руководстве компании
Как сообщает Lenta.Ru со ссылкой на AFP, Лёшер добавил, что в первую очередь нужно приглашать топ-менеджеров из таких стран как Китай и Индия. Если же этого сделать не удастся, то фирма «станет значительно менее конкурентоспособной».
При этом Лёшер подчеркнул, что речь не идет о квотировании: «Я бы хотел, чтобы китайское подразделение управлялось китайцем, а индийское — индийцем». Примечательно, что сам Лёшер по национальности является австрийским евреем.
По мнению Лёшера, если компания не представляет в полной степени своего глобального потребителя, то ей не получится полностью реализовать свой потенциал.
Русская линия
Профессору Казарину присвоено звание Заслуженный работник образования России
За эти годы под его руководством защищено 13 кандидатских и 5 докторских диссертаций. С 2001 года он является председателем Специализированного ученого совета по защите докторских диссертаций по специальностям «русский язык», «русская литература» и «зарубежная литература» при ТНУ им. В. И. Вернадского.
Профессор В. П. Казарин был инициатором и организатором открытия отделений эллинской филологии, крымскотатарской филологии (ныне — самостоятельный факультет) и турецкой филологии в ТНУ им. В. И. Вернадского. Он был инициатором создания ряда высших учебных заведений на Украине, среди которых Черноморский филиал Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в Севастополе, Крымский университет культуры, искусств и туризма, Симферопольский факультет Донецкой государственной музыкальной академии им. С.С. Прокофьева и другие.
Профессор В.П. Казарин автор более 1 700 публикаций, в том числе более 60 книг, сборников и отдельных изданий. Редактор более 200 выпусков журналов, монографий и научных сборников.
Главный редактор филологической серии «Ученых записок ТНУ им. В. И. Вернадского», журналов «Вопросы русской литературы», «Филологические Студии», «Крымский Архив», «Информационный вестник Форума русистов Украины». Член редколлегий более 25 научных журналов, периодических сборников и альманахов. Организатор свыше 250 симпозиумов и конференций, инициатор установки в Крыму более 60 памятников и памятных досок, создания более 10 музеев и музейных экспозиций, возрождения ряда воинских и семейных некрополей.
Многогранная и многоаспектная деятельность В. П. Казарина в области высшего образования по достоинству оценена руководством страны.
Русская линия
Впервые за 40 лет на факультете журналистики МГУ избран новый декан
Избрание на пост декана Вартановой состоялось 25 июня. Ее кандидатура была поддержана единогласно. «Она соответствует высоким требованиям, которые предъявляют к современному декану, руководителю, профессионалу», — сказал Ясен Засурский, бессменно возглавлявший факультет журналистики до Вартановой. На заседании Садовничий поблагодарил Засурского «за ту огромную работу, которую он провел» и обратился к новому декану с речью, в которой указал приоритетные направления работы факультета. «Нужно развиваться, но при этом не потерять фундаментальность образования, ведь именно этим отличаются выпускники факультета журналистики МГУ от выпускников факультетов других вузов», — сказал Садовничий.
По мнению ректора МГУ, нужно особое внимание уделять воспитанию студентов журфака. «Воспитание важно для всего Московского университета, но для факультета журналистики важно даже не в квадрате, а в кубе, потому что выпускники факультета имеют возможность обращаться к широкой общественности и влиять на сознание общества. Это необычайная ответственность», — отметил Садовничий.
Вартанова пообещала активно развивать вверенный ей факультет. «У нас прекрасный факультет, великолепные научные школы. Сегодня мы подошли к тому моменту, когда должны достигать синергетического эффекта, чтобы факультет приобрел новое положение. После голосования работа только начинается», — сказала новый декан.
Русская линия
Институт Социологии РАН представил доклад о бедности в России
В отличие от докладов ведущих социологических компаний, результаты исследований которых зачастую встречают с изрядной долей скепсиса из-за заведомо ангажированного, заказного характера их опросов, представители чистой академической науки из РАН представили исследование, поразившие многих своей глубиной, честностью и беспощадностью выводов.
144-страничный доклад специалистов Института Социологии РАН позволил авторам исследования сделать неутешительные выводы о необратимости процессов социального расслоения общества.
По данным, приведенным Михаилом Горшковым, самой массовой категорией населения в России являются малообеспеченные граждане, а также те, кого социологи назвали «нуждающимися». По состоянию на весну 2008 года, когда проводилось исследование, они составляли 43 процента от населения страны.
Объясняя методологию исследования, профессор Горшков подчеркнул, что ученые-социологи использовали около 50 индикаторов, определяющих социальный уровень жизни индивидуума. Базисным же, для зачисления граждан в категорию малообеспеченных, служил ежемесячный среднедушевой доход на одно домохозяйство. Для «бедных» эта цифра составляла 4449 рублей на человека, для «малообеспеченных» и «нуждающихся» — 5789 рублей.
Оценивая социально-профессиональный портрет российских бедняков, социологи отметили, что характер трудовой деятельности не является главным при определении социального уровня в современной России.
«44 процента малообеспеченных граждан в России — это рабочие, — заявил профессор Горшков. — 25 процентов составляют квалифицированные специалисты».
Гораздо важнее, по мнению исследователей, место проживания. По их данным, 70 процентов малообеспеченных проживают в малых городах и селах — местах с депрессивным рынком труда.
По данным, полученным социологами, для наших бедняков характерен высокий уровень социальной апатии и пассивности. Особенно это касается молодежи, которая не интересуется политикой, не готова защищать свои социальные права и интересы.
«У малообеспеченных слоев населения практически отсутствует осознание своих групповых интересов, — заявил профессор Горшков. — Особенно это касается молодежи. У них нет понимания социальной солидарности, политической самоидентификации. Они живут по принципу „мой дом — моя крепость“. Такой подход тормозит развитие гражданского общества в России».
Подводя итоги доклада, М. Горшков сделал вывод, что социальная политика в России за последние 15 лет потерпела полный крах. «Если мы хотим избежать катастрофы, социального взрыва через 15−20 лет, государству необходимо в корне пересмотреть принципы социальной политики», — заявил социолог.
Русская линия