В начале сентября в Россию будут ввезены чудом найденные личные реликвии Царской семьи — хоругвь с иконой Казанской Божьей Матери и Хоругвь с иконой Князя Александра Невского, передает Информационное агентство Екатеринбургской епархии. До 1917-го года эти иконы находились в иконостасе Федоровского собора в Царском Селе. Этот собор был построен на личные деньги Государя Николая II и был его любимым храмом. После революции все иконы из Собора были распроданы за границу, утеряны, лишь небольшое их количество было отправлено на хранение в Музей истории религии в Санкт-Петербурге.В одной из зарубежных коллекций были найдены две хоругви. Эти реликвии были тайно вывезены за границу в тридцатые годы. И только сейчас, 80 лет спустя, стараниями российского бизнесмена Игоря Возякова они вернутся в Россию.
После сенсационной находки в Голландии был назначен ряд экспертиз. Никто из специалистов, включая историков Рублевского музея, Царского Села, музея Истории религии не верил в то, что эти иконы могли сохраниться.
Игорь Возяков сделал все возможное для того, чтобы найденные святыни вернулись на Родину — это событие произойдет 4 сентября. После этого Царские реликвии прибудут в Екатеринбург. 12 сентября архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий отслужит молебен перед этими иконами в Храме-на-Крови, а после этого вокруг храма пройдет Крестный ход. 13-го сентября хоругви будут выставлены в Храме-на-Крови, чтобы любой верующий мог помолиться перед ними. После этого хоругви вернутся в Москву. После 18 сентября каждый желающий сможет увидеть Царские реликвии в Доме Иконы на Спиридоновке, 4.
Обретение столь дорогих для православной России святынь не может не радовать русских людей, почитающих Царскую Семью и дорожащих культурным и религиозным наследием дореволюционной России. Тем более удивляет реакция протодиакона Андрея Кураева на сообщение о найденных реликвиях: «Какая же сволочь потребовала за эти безделушки такие огромные деньги?». «Безделушки по той причине, что любая вещь становится святыней лишь в Церкви Христовой. Вне нее или во вред ей она становится безделушкой. В данном случае именно так и произошло. А именно — бездумная трата огромных денег якобы во благо Церкви заставляет подозревать безумие и бессовестность самой Церкви, — пишет протодиакон Кураев в своем блоге. «Затрата 10 миллионов долларов на колокола в Лавре точно ли ничему не помешала? (например, строительству нового общежития для семинаристов)? 20 миллиардов (не миллионов!) рублей, которые сейчас выделяются на Новоиерусалимский монастырь точно ли лишние в российском кризисном бюджете?» — возмущается протодиакон.
Хотя зачем «подозревать безумие и бессовестность самой Церкви»? Распоряжаются своими доходами ведь не священноначалие, а крупные предприниматели. Или отец Андрей хочет запретить людям жертвовать на Церковь? Впрочем, при столь радостном событии не следует отвлекаться на скоропалительные суждения протодиакона. Проблема в том, что подобные пассажи в устах известного миссионера дискредитируют сам институт Церкви, порождая очередные домыслы о «попах в мерседесах» и пр. В данном случае отец Андрей играет на маргинальном поле, солидаризируясь с коммунистами, которых тоже сильно беспокоит богатство Церкви (см.
комментарий диакона Владимира Василика).
Не забыл протодиакон лягнуть и столь нелюбимых им монархистов: «не надо путать активистов монархической ностальгии со Христом. Для Христа ничего не сделано этим поступком. А для расчесывания романтическо-зудящих мест монархистов тратить 20 миллионов не стоит. Не Христу это дар. Даже если это дар в тот или иной храм — это еще не означает дара Христу. Служение Христу и служение нам, попам или даже храмам — не одно и то же. Не надо путать Христа и колокольню, Христа и духовенство, Христа и меня».
Корреспондент «Русской линии» попросил сказать несколько слов об обретении православных святынь и прокомментировать позицию протодиакона Кураева известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья
протоиерея Геннадия Беловолова .
«Странно из уст церковного публициста слышать замечания, напоминающие логику того апостола, который отпал от числа двенадцати, слишком увлекшись подсчетом апостольской казны и в конце концов прельстившегося на тридцать сребреников, — сказал отец Геннадий. — Что касается оценки стоимости святынь, то эта проблема была поставлена еще в Евангелии. Как известно, Иуда сетовал — зачем Мария принесла миро для Христа, когда его можно было продать и употребить на социальные нужды. Эта проблема всегда стоит, когда речь идет о выборе социальной деятельности и церковного строительства. Еще в недавнее время, в 90-е годы, нередко приходилось слышать — зачем строить храм Христа Спасителя — лучше на эти деньги построить дома для обездоленных детей. Но вся проблема в том, что вряд ли деньги, которые употреблены на те же хоругви, пойдут на те цели, на которые указывает нам протодиакон Андрей Кураев».
«Нужно поставить вопрос так: слава Богу, что эти деньги были потрачены на хоругви, а не были промотаны в казино или в каком-нибудь Куршевеле», — добавил протоиерей Геннадий. При этом он отметил, что сейчас не следует заниматься какой-то полемикой и недостойными спорами о «целесообразности» покупки русских реликвий, тем более в таком недопустимом тоне, как это делает протодиакон Андрей Кураев.
«Если встает вопрос о выкупе святынь, то мы за ценой не постоим, — подчеркнул священник. — В этом наша русская логика. Надо отдать должное и поблагодарить людей, которые вложили столь значительные средства для возвращения на Родину Царских святынь. Не зря Господь вложил в сердце человеку такую благую мысль — вернуть в Россию наши национальные святыни. Все, что связано с Царской Семьей для нас имеет особую ценность, прежде всего духовную. Не так много этих святынь осталось. Каждая икона и каждая вещь имеет для нас особый смысл, тем более хоругви. Хоругви — это символ церковной победы, это знамена Церкви»
«Недавно к нам привозили флаг с крейсера «Варяг», — напомнил настоятель Леушинского подворья. — Его материальная ценность сама по себе конечно невысока, но его духовную ценность невозможно переоценить. Для нас это символ нашей духовной победы. Взирая на этот флаг, мы поем гимн русской победы и наш дух укрепляется, становится несгибаемым. Обретенные хоругви — символ Царской победы. Символично, что именно хоругви, как церковные знамена, возвращаются в Россию. Как известно, полки и армии существуют до тех пор, пока у них есть знамена. И наоборот — захват знамени знаменует победу над противником».
В заключение священник выразил уверенность, что благородное деяние будет доведено до конца и завершится возвращением хоругвей в Россию. Однако, отметил пастырь, следовало бы их вернуть в свой родной храм — Федоровский Государев собор. «Это важное событие духовной жизни Санкт-Петербурга и всей России. И нам остается только одно встать под эти знамена и помолиться самому Царю-Мученику, как некогда он молился перед ними за Россию», — заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия