Русская линия | Сергей Григорьев | 11.04.2005 |
Таинства в Православной Церкви имеют две стороны: сакральную и обрядовую, причём для действительного совершения таинства немаловажна, а в отдельных случаях и критична, обрядовая его сторона. В значительной степени это касается совершения первого таинства — таинства крещения. Целый ряд канонов накладывает тягчайшие прещения на священников, допустивших нарушения формулы крещения «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь». Если эта формула не была нарушена, то таинство считается совершенным и действенным, хотя не во всех случаях одинаковые благодатные дары получает крещаемый. Полноценным считается только крещение, совершенное согласно полному чину таинства крещения. Если по необходимости, вынужденно, в связи с форс-мажорными обстоятельствами, а только такие обстоятельства могут служить оправданием для совершения крещения с отступлением от канонического чина богослужения, христианин был крещен вместо полного погружения обливанием, то такой христианин становится в некотором смысле неравноправным по сравнению с другими православными. К примеру, неправильное крещение является в общем случае препятствием для вступления его в клир (12-е правило Неокесарийского собора). Иными словами крещеный обливанием, также как и двоеженец, или женатый на разведенной, не может стать священником или дьяконом.
Современная практика совершения таинства крещения в большинстве храмов Русской Православной Церкви очень далеко отстоит от канонической. То есть исключение, допускаемое из-за трудных обстоятельств, становится правилом. Как же должно совершаться таинство крещения? Это не секрет. Заглянем в требник. Чин крещения предваряется обязательным оглашением крещаемого, в ходе которого тот (или крестный отец за младенца) исповедует православную веру и отрекается от сатаны и всех дел его. После оглашения освящается вода для крещения и елей для помазания крещаемого. Сам акт крещения совершается троекратным ПОГРУЖЕНИЕМ в освященную воду с канонической формулой крещения «Крещается…» Крещающийся должен скрываться в воде согласно с буквой и духом 50-го Апостольского правила. Священник после троекратного погружения передает крещенного восприемнику и облекает его в крест и белые одежды.
Современные отступления от чина, помимо множества сравнительно мелких, чаще всего связаны с крещением обливанием и сокращением чина крещения. Особенно это коснулось запрещающих молитв во время оглашения, которые по невежеству или лени некоторые священники или вовсе опускают, или вычитывают не полностью. Совершенным анахронизмом становятся белые крестильные одежды, более того, сплошь и рядом до таинства допускаются люди, не имеющие восприемников и одетые буднично и до и после крещения. И самый главный день в их жизни становится повседневным, будним днём. Причём сохраняется тенденция упрощения таинства, когда на десяток человек заливают в купель литр — полтора воды, и обливание постепенно переходит в окропление. Всё меньше и меньше по размеру выпускаются купели, как будто младенцы у нас мельчают. У нас в храме софринская купель, в которой никакого младенца покрестить полным погружением просто невозможно.
Если в 90-х годах такая практика могла быть оправдана громадным потоком желающих покреститься, когда заново крестилась Русь, то сейчас для отступлений от православного чина крещения никаких оправданий нет. А ведь таким пренебрежением к таинству мы отягчаем жизнь наших потомков, следующих поколений православных русских. Если сейчас абсолютное большинство младенцев крестят неправославно, то откуда будет взяться через 30 лет канонически безукоризненно поставленным священникам?
Что же делать? Строить баптистерии! Удобные не только для проведения полного чина крещения как младенцев, так и взрослых, но и для оглашения и создания особой атмосферы праздника (Лк.15.7). В Санкт-Петербурге такой баптистерий устроен в Казанской церкви — подворье Валаамского монастыря.
Если на сегодняшний день подобные баптистерии невозможно быстро устроить во всех храмах, не беда, архиерей может в каждом городе или благочинном округе назначить один или несколько храмов с имеющимися баптистериями, в которых допускается совершать таинство крещения, а остальным, до лучших времён, запретить совершение таинства крещения (кроме неотложных случаев). Можно предположить, что такая постановка вопроса сильно стимулирует настоятелей храмов к организации баптистериев. И жертвователи для такого дела найдутся. Это же нас, прихожан в первую голову касается, ведь наши дети и внуки сегодня принимают крещение неправославно, нам и позаботиться нужно о том, чтобы священник мог спокойно покрестить наших близких в соответствии с канонами Русской Православной Церкви.
http://rusk.ru/st.php?idar=6749
Страницы: | 1 | |