Для православных христиан не привыкать быть отличными от мира сего, который по слову Апостола и Евангелиста Иоанна, лежит во зле (1 Иоан., 5:19). Классический пример этого еще перед глазами, поскольку в очередной раз происходил не далее двух месяцев назад: все вокруг празднуют новогоднее пустое выдуманное веселье с салатами, шампанским и фейерверками, а у нас идут самые духовно напряженные последние предрождественские дни поста. Понятно, что и предложенный властью в лице старо-нового Президента вариант сокращения зимних каникул, которое само по себе может быть и оправдано здравыми соображениями, выглядит наиболее неприемлемо именно для православных сограждан: попраздновали Рождество Христово один день, а на следующий будьте добры на работу. Как будто это рядовое торжество, и не готовились мы к его встрече четыредесять дней. Впечатление такое, что наши «православные» лидеры совершенно не в курсе церковного календаря. Может даже не слышали общемирового понятия «Рождественские каникулы»?
Точно также и с выборами. Взять, например, выборы в Государственную Думу. Они проводились в России (по новому стилю) 12 декабря 1993 года, 17 декабря 1995 года,; 19 декабря 1999 года, 7 декабря 2003 года, 2 декабря 2007 года и 4 декабря 2011 года. Все эти даты, как нетрудно видеть, выпадают на дни Рождественского поста. На мой убогий взгляд, это больше, чем простое совпадение. Вот и предстоящие на днях выборы Президента: наступил Великий Пост, и на первую его седмицу пришлись наиболее жаркие дебаты кандидатов со взаимными оскорблениями и нешуточными страстями. Народ как будто нарочно погружают в пучину политических страстей. Ну и дата самих выборов подобрана, как обычно, постовая. Сначала это был нестрогий Петров пост (12 июня 1991 года и 16 июня-3 июля 1996 года), а затем, очевидным образом совершенно «случайно», произошла корректировка на мартовские дни наиболее строгого Великого поста. Исключением (которое, как говорится, лишь подтверждает правило) было только 2 марта 2008 года, когда пост у православных еще не начался. А остальные дни прошедших выборов: 26 марта 2000 года, 14 марта 2004 года, 4 марта 2012 года — это все Великий пост. Время покаяния. Время принесения Господу десятины самой своей жизни. Вот и возникает наивный вопрос — зачем это так делается? Те, кто назначает дату выборов, имеют ли малейшее понятие о духовной жизни? Берут ли они благословение на это у своих духовников или Священноначалия? Короче говоря, глупость или измена?
Глубокомысленные и премудрые мужи видят в ситуациях февраля 1917 года и марта (февраля по старому стилю) 2012 года политическую аналогию вплоть до календарных тонкостей, вроде той, что и отречение Государя, и нынешние выборы пришлись на начало Великого поста. Понятно, что там верховодили всем масоны-генералы и масоны-думцы. Сейчас их функциональным аналогом в известной мере действительно выглядят Немцов, Каспаров и Навальный, которые «вне системы». С этим трудно не согласиться. Ну, а куда же христианам деваться? За кого голосовать? Как поступить в этой ситуации? И самого очевидного ответа глубокомысленные мужи не видят. Он прост и лежит на поверхности: не надо вообще православным ходить голосовать. Раз это выборы без выбора для нас, лучше всего и не терзаться политическими страстями, все упование свое возложив на Господа. Где просто, там ангелов со сто.
По мне, неключимому и ленивому рабу Господню, так аналогия сейчас намного уместнее с событиями 400-летней давности. Что там польская оккупация и раздрай на Руси, что сейчас иго малого народа (того, что из «Русофобии» Шафаревича) вкупе с духовными шатаниями самих русских людей. И там, и здесь выход один — через всенародное покаяние. Что же до смысла февраля 1917-го, то там было отречение Монарха, а не возведение на Престол. Событие прямо противоположное выбору формально нового (пусть и повторно в одном из вариантов) правителя для народа внутри существующей политической системы. Там русский народ вместе с утратой власти Помазанника лишился и Божественной помощи, поскольку перестал соответствовать своему предназначению в очах Божиих. По законам духовной жизни покаяние в этом грехе, без принесения которого мы и дальше будем лишь умаляться на земле, означает отказ от признания подлинности во всякой иной власти над собой, кроме царской. Тогда участие в «выборах» иной власти для православных едва ли не греховно? Чем-то напоминает евангельское «нет у нас царя, кроме кесаря» (Иоан., 19:15). Пусть без нас выберут нам правителя чуть ли не на дюжину лет вперед, как им кажется. Мы будет повиноваться ей как попущению Божиему для нашего вразумления. Но Господь всеведущий увидит наше неприятие сущего устроения дел. И как любящий отец, поможет, если будем просить искренне. Участие же в приведении во власть над страной лица, известного своими, мягко говоря, неоднозначными предыдущими свершениями, вовсе не есть покаяние в измене Царю, на мой убогий взгляд.
О духовной сути выборного процесса как такового говорит и еще одно обстоятельство, невольно обращающее на себя внимание. Посмотрите, кого многие претенденты на высший пост выбирают в свои доверенные лица. Преимущественно это эстрадные певцы, киноактеры, профессиональные спортсмены и тому подобная публика, которую, к великому сожалению, по канонам Церкви и хоронить-то рядом с могилами верных чад Церкви нельзя. Не говоря уже о таких богохульниках, как Невзоров. Тех ли мы слушаем?