Русская линия
Русская линия12.11.2011 

Разговор с дедом

За церковь, за околицу села
настойчиво тропинка привела,
казалось бы, без повода, без дела
подростка-внука на могилу деда.
Он словно голос с хрипотцой услышал
и дух махры знакомый уловил,
когда густым бурьяном к месту вышел
и у креста шаги остановил.
Звучал почти вживую глас нездешний:
- Ну, здравствуй, Васька,
друг ты мой сердешный!
Пришёл. Видать, по деду заскучал.
Давненько ты меня не навещал.
- Давненько, верно. — внук ответил тихо,
сердито следом гаркнула грачиха,
на гостя зыркнув глазом из гнезда.
- Прости, дедуля. А у нас беда.
- Что за беда? Выкладывай, а ну-ка, —
тревожно дед ответа ждал от внука.
- Да батя пьёт, как при тебе не пил,
вчера вот мамку ни за что побил,
в живот ударил и сломал ключицу,
пришлось её в район везти, в больницу.
- За что же бил?
- Да чтобы не рожала, —
у Васьки тело мелко задрожало
и по кресту к земле сползло понуро, —
чем, говорит, кормить вас буду, дура?!
- Как это чем — на нашей-то землице?
Ну-ну, не кисни, душу не терзай.
- У нас, дедуль, все мужики в столице,
там платят больше, чем за урожай.
- Колхоз-то жив?
- Вчистую разорили,
сам пред с дружками всё прибрал к рукам,
да чужаки паи за так скупили —
подсунули мякину дуракам.
- А сам-то как, внучок, — не бросил школу?
Иль тоже лыжи навострил в Москву?
- Не бросил, — внук глаза потупил долу, —
из-за того и дома не живу.
Уж год как я, дедуля, в интернате.
Закрыли школу — нет, мол, проку в ней.
- Так вот оно дела какие, значит,
у нас и то чуток повеселей.
Выходит, дед твой в самый раз пред Богом
предстал, не то бы горше смерть была.
Держись, внучок. В беде одна подмога —
закусывать покрепче удила,
на стойких и беда ломает шею.
Держись. Да заходи, когда невмочь.
Вдали закат зиял багровой щелью,
на землю тяжко опускалась ночь.
Шёл внук назад от дедовой могилы
и русый чуб в раздумье теребил —
а был ли разговор взаправду, был ли?
И голос в след шептал как будто — был.
Владимир Москалик


Здравствуйте, дорогой Владимир!

Благодарю за стихи. Вы, как и любой поэт, человек очень искренний и, судя по всему, очень хороший. Я весьма утешаюсь, когда имею радость пообщаться с такими как вы.

Но опубликовать решил только один стих — http://rusk.ru/st.php?idar=51 413

Остальные стихи, хоть и искренние, честные, но — неправильные. Вы, видимо, — человек молодой, и при коммунистах не жили, хотя у многих живших при них людей с короткой памятью появилась такая же ностальгия как и у вас. У меня этой ностальгии нет.

Вам горько, что колхозы разорили, а вы знаете, что такое колхоз? Расскажу. Я 51-го года, школу закончил в городе в 68-м и поступил в ВУЗ, а мой сокурсник на год старше меня — из деревни Тверской (тогда — калининской) области, из колхоза. Ему пришлось после восьмилетки ехать в Караганду (!) учиться в ПТУ на сантехника только для того, чтобы получить в 16 лет паспорт и иметь возможность поступить в институт. Почему в Караганду, а не в Тверь (при совке — город Калинин) или Москву, или Питер? Потому что его в этих городах никто бы в ПТУ не принял без прописки, а в Караганде тётка жила — прописала его к себе.

Дело в том, что крестьянам паспортов тогда не давали. Если бы он остался в колхозе заканчивать 10 классов, то его бы в 16 лет записали в колхоз и, соответственно, паспорта бы (как мне — городскому) не дали, а людей без паспорта не только в вуз, но и на стройку разнорабочим нигде не приняли бы. А если бы он не успел уехать из колхоза до 16-ти (возраст колхозного закрепощения), то — всё. Сиди и не вякай. Самое лучшее, если удалось бы по колхозной квоте в сельхоз-институт поступить, но паспорта всё равно не дали бы. Дали бы целевую справку с фотографией, чтоб не сбежал и обратно вернулся. Как и в случае, если колхозник выпросится куда-нибудь съездить за пределы своей малой родины, так сказать. Справку на месяц зимой может председатель дать, если ты с ним в хороших отношениях.

Для парней была ещё лазейка — армия, и ей пользовались 9 из 10 солдат из деревни. То есть, после дембеля бывшие колхозники ехали на стройки народного хозяйства (а откуда вы думаете коммуняги могли набрать столько дураков на свои стройки?) и там получали паспорта, а потом приезжали козырями в деревню в отпуск — свободные люди, не то что колхозники — езжай жить куда хочешь. А у колхозных девок был вообще единственный шанс освободиться — выйти замуж за городского. А вы по колхозу ностальгируете!

Больше всего угнетало не то, что придётся остаться в деревне, а то, что ты — человек второго сорта, что у тебя нет выбора. Мой товарищ — человек очень хороший, трудяга. Но он хотел стать инженером, да и город посмотреть, и я думаю, что, если бы он был свободным, он бы и не удрал из деревни навсегда, и так — очень многие. Причём, в деревне-то после коллективизации остались худшие (лучших давно коммунисты зачистили — http://rusk.ru/st.php?idar=51 416) и потомки худших, и то они были куда как лучше нас, сегодняшних! А теперь представьте на минутку какими были лучшие! Те, которых совок ликвидировал.

И что вы думаете, те коммунисты были лучше нынешних матвиенок и пр. Ничуть, точно такие же — ни стыда, ни совести. Ведь как коммунисты нами правили, так и правят, только свои партбилеты в семейные архивы для гордости потомкам попрятали. Так что ваша ностальгия по совку, хоть по-человечески и может быть понятна, но для меня — неприемлема. Ведь какие главные черты совка? — злоба и зависть. Коммунисты на этом и поймали русских, а ведь раньше главными были — смирение и кротость. Чуете разницу?

Да и задачей главной коммунистов, и они это не скрывали, а наоборот — гордились этим, было ликвидировать русский народ (если считать, что русский — неотъемлемо православный) и вместо него явить миру новую социальную сущность — советский народ (совок, то есть русский народ, отрёкшийся от Христа). И что самое печальное — им это удалось.

Что же касается сегодняшней ситуации, то как только до них (коммунистов) дошло, что как ни напрягай загнанный ими к себе в рабство совок, весь мир (с его мерседесами, итальянскими сапожками и прочими прелестями) им захватить не удастся, и сколько не призывай мировой пролетариат под своё «мудрое» начало (главный лозунг страны советов — «пролетарии всех стран — объединяйтесь!»), он, этот пролетариат, ни в какую под их ярмо не хочет, то они пошли другим путём — быстренько вписались в мировой капитализм и заполучили-таки себе в пользование все его вожделённые радости, и послали весь свой совок куда по далее. А что же совок? А он им и завидует и их же ненавидит, как его и обучили в своё время. И даже ностальгирует по прежнему, привычному.

Если же считать советский народ русским, а не совком, то это будет означать, что русский народ достиг пика своего могущества (в советские времена — в чём и главная ностальгия) отказавшись от Христа и Православия.

По-моему, русский народ — это не савок, он в лагерях сидел в советское время, под расстрел шёл, а от Христа не отрекался. Я был знаком с одним, светлой памяти, священником-монахом, который всю войну в советском концлагере провёл, но он для меня (а не какой-нибудь советский маршал-коммунист) всё равно — настоящий русский человек (как и святая мученица Наталия Скопинская — крестьянка, мать восьмерых детей, расстрелянная в 1937 году сталинскими приспешниками), потому что на каторгу пошёл, а Христа не предал, не отказался от Него ради чечевичной похлёбки.

Простите за горячность, но очень мне жалко, когда такие прекрасные молодые люди, как вы, ностальгируют по совку. Вы уверены, что ваш дедушка из стихотворения «Разговор с дедом» на том свете по колхозу сейчас сокрушается? Я — уверен, что нет. Он сейчас сокрушается о том, что умер без покаяния и церковного напутствия и предстал перед Всевышним Судиёй, не раскаявшись в грехах, потому что коммунисты лишили его этой возможности при его молчаливом (хорошо, если только так) согласии.

А вы — «Выходит, дед твой в самый раз пред Богом предстал»!

Надо так понимать — успел предстать сознательным советским колхозником, не то что сейчас — не известно кем, без советской школы (о которой вы так переживаете), хотя может быть если бы сейчас — то этот несчастный дед и покаяться успел бы у молоденького батюшки, и отпели бы его по-человечески в только что восстановленном из советских руин храме, а не гражданской панихидой в землю под красным флагом зарыли?

Возможно в тексте письма есть ошибки: не знаю точно, как правильно пишется: совок или савок?
Спаси Бог.
С уважением, гл. ред. РЛ Сергей Григорьев

http://rusk.ru/st.php?idar=51470

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Татьяна-Бут.    12.12.2011 22:14
Ругаете советское время, а сами ( редакция) поступаете так же, как партийные руководители того времени – помещаете только те коментарии, которые соответствуют вашим взглядам, и не приемлете иных .
  А.Клыков    06.12.2011 15:55
Уважаемый Сергей Михайлович, спасибо Вам за этот спокойный и очень дельный (как мне кажется) ответ искреннему (и талантливому, что редкость!) русскому поэту. Лично у меня не хватает спокойствия так постепенно, рассматривать и отвечать на ложь и подмену, которая в геометрической прогрессии растёт на наших глазах. Я о нео-коммунизме или нео-сталинизме.
Сменовеховские иллюзии некоего национального перерождения февральско-октябрьской революции (см. Устрялова) – это самый горячий, развлекающий и разлагающий "тренд" современной русской мысли. Впрочем не уверен, что здесь можно говорить о мысли. Скорее это некое фанатическое остервенение не меньшее, и не менее опасное, чем либеральная "дем-шиза" – это сектантское мировоззрение метастазами проникнувшее и в нашу церковь.
Церковь (как собрание верующих) – срез общества, почти идеальный, сильно очищенный от шкурного эгоизма, потому-то и являющий борьбу идеологий, убеждений. Сейчас мы часто наблюдаем, как две модернистские идеологии: нео-сталинизм и нео-либерализм ведут отнюдь не конструктивный диалог о будущем и Церкви, и России. Но как ни костерят они друг друга, а на деле прекрасно дополняют и вместе создают устойчивую систему, основанную на ненависти и желании всё исправить в мире с помощью аппарата УПРАВЛЕНИЯ. Ведь управление – единственный аспект ВЛАСТИ, который интересует атеиста или агностика. И не суть, какое это управление – электронный концлагерь и скотоподобное телевидение или лагерь материальный из трухлявого бетона и ржавой колючки и красные флаги. Главное орудие их управления – ложь. А следствие – презрение к обманутому – к народу.
Вспомним, как "десталинезаторы" катали на троллейбусе улыбающуюся голову генералиссимуса ради "единства истории" России. А что значит это "единство"? Только то, что национальное становится выше Божьего: русское (читай советское) всегда добро. Помните, как раньше всё советское (читай – русское) было злом и глупостью? Знак сменили, не задумываясь, как только финансирование пошло из тюменской нефтяной трубы, а не от МВФ. Сменят и ещё раз, когда протянут руку Китаю или Индии или чорту лысому…
Но пока РФ "на коне" у них в моде непризнание национального падения, самооправдание (в Европе, де и не такое ещё было), стремление к созданию чего-то неясного, но великого на территории бывшей России любой ценой, чтобы это "что-то" (СССР, РФ, ЕЭС далее везде) было сильно и едино, но безлико и УПРАВЛЯЕМО. Здорово?
Только одного у них не достаёт: не задают они вопроса даже себе – зачем Россия? Зачем РФ? Зачем (за что) был СССР? Зачем Евразия или нео-совдепия?
Если бы сталинистов не было, либералам бы стоило их придумать, поскольку это настоящая ржавчина русской мысли, её коррозия и смерть, как, впрочем, и либерализм. Они борются в одном поле и любого своего противника стараются "вписать" в это поле, в плоскость своей партийной возни. Бороться с подобным тебе "управленцем" понятно и предсказуемо, особенно когда у тебя в руках УПРАВЛЕНИЕ. Каждый антисоветчик у них русофоб и либеральный диссидент (читай агент ЦРУ), а русский монархист – антисемит, мракобес и фашист (коммунист).
Если не перехватить инициативу у тех и других, русским в России ещё раз места не будет. Только уже и бежать-то будет некуда.
Так что надо бы уже вчера было спасать молодёжь от патетической лжи.
А это клубная, вдумчивая работа, здоровое народное сопротивление по местам.
Чёткое размежевание русского и советского через определения конечной цели борьбы: безликий интернациональный СССР или Православное Самодержавное Царство – русское в стержне и открытое всем людям и народам доброй воли по самой своей природе Царства, как общего дома, где есть один хозяин – Царь.
Ещё раз спасибо за ответ и за стихотворение, конечно, тоже. А. Клыков.
  Виталий Липатов    27.11.2011 22:33
И я так думаю, если и есть какая-то жалость к разрушенному советскому, то жалко труда тех людей, которые это делали: воздвигали ныне разрушенные заводы, строили коровники (я один кирпичный лет 12 назад лично разбирал на кирпичи – кладка правда никакая, песок, а не раствор)… жалко людей, которые работали в колхозе и быть может на что-то надеялись… Идеологию не жалко… А люди всё же за "железным занавесом" подобротнее были, всё же по советской морали жили, не так может расслабленно, как сейчас многие.
Я не защищаю, я о том только, что в то время, совковое или большевицкое, жили наши предки, достойные порой люди. И они вполне были частью этого строя.
А что правят нами сейчас те же партийные люди – ну прямо в точку. Методы сейчас ну чисто советские. Показуха и давление. Разве что ещё деньгами манят, раньше таких пирожков не было. Ну и на выборах раньше никто не мухлевал – просто говорили, кого выбрать надо :)
  Эрик Лямпе    25.11.2011 22:06
Я вполне понимаю поэта, потому что когда сам последние годы проезжаю по сельским дорогам, вижу брошенные совхозные яблоневые сады, заросшие березами пашни, разваливающиеся коровники с пустыми глазницами вместо окошек, пустые машинные дворы, где когда-то рядами стояли комбайны. И сердце ломит от этих видов, и кажется: что, конец мира скоро? Но могло ли быть иначе, когда Ленин и Сталин отняли у крестьянина возможность быть собственником на своем наделе в несколько десятков гектаров? Ведь отняли не только землю, но и инициативу крестьянина, который по многовековому опыту знал, что ему и когда сажать, что продать, что купить, чем семью кормить. Вместо инициативы – разнорядка на работу. Вместо индивидуального и творческого подхода к землице – нелепые планы, спускаемые сверху. Вместо ощущения себя хозяином – ощущение, что бы унести сегодня в свою норку. Ну и главное, если всем руководит номенклатура, то если эта номенклатура решила жить по-другому, простому работнику ничего не остается, как плыть по течению. Вот и плыли, когда разваливались колхозы. Зачем номенклатуре колхозное мясо, если есть дешевое западное мясо, мороженное, которое на Западе лучше разделывают (благодаря техническому прогрессу). Закупай его и пускай в промпереработку. И плевать на то, что недопустимо дважды перерабатывать мясо с длительной полной заморозкой между этими переработками. Наделали "копченостей" с помощью специальной жидкости для "копчения", и в магазин, втридорога, а супербарыши – в карман. Так же и с другой сельхозпродукцией. Только вот пшеничка не везде хорошо в мире растет. Нет там таких черноземов, как в России! Потому возделывают и на запад отдают, получая обратно готовую пасту-спагетти, комбикорма и другую пищевую продукцию для людей и скота. Сами то даже комбикорм не во состоянии делать уже. В общем, вписались в мировую экономику. И не надо ничего. Помню, как в 90-ые было очнулись люди и хотели ринуться на землю, в фермеры. Только ринулись, придушили налогами, поборами и просто рэкетом! И сбежали с земли фермеры! И не хочет никто работать на земле. Да и растащена она теперь спекулянтами и бывшими председателями и директорами колхозов-совхозов. Попробуй, купи! От 20000 рублей за гектар – это еще по-Божески. А сколько надо окупать крестьянину эти 20000 р.?! Да жизни не хватит! Сами посчитайте: урожайность пшеницы с гектара – 2.5-3 тонны в среднем, цена тонны – 5000 р. Производственные затраты и налоги – чуть ли не всю цену за тонну съедают. Солярка аж под 25 р.! Дороже литра молока! А стоимость техники! Трактор "Беларусь" аж за 700 000 р зашкалит скоро! Так еще ведь надо и навесное к нему (плуга, бороны, итп.). Неподъемно всё это. И кредиты из-за диких процентных ставок неподъемны. И всем на это, похоже, начхать. Где вы, новые премьеры Столыпины, ау!?
  Лусия    25.11.2011 13:41
В Совхозах были пролетарии. Люди работали. ак на заводе. Цель Ленина и была превратить всех крестьян в сельских пролетариев. Но, поскольку в деревне работа тяжелее, то все старались убежать в город. Там пролетарием быть приятнее.
  Александр Озерецкий    14.11.2011 03:46
Хочется добавить ВКПБ «Второе крепостное право Большевиков». Первый памятник уничтоженный лично Лениным, был памятник царю освободителю Александру II. Большевики ругая Аракчеева, за его солдатские поселения, почти повторили его систему.
Ленин, как пролетарий, животно ненавидел крестьян. Для него каждый крестьянин выглядил буржуем, капиталистом. Рабочий приходил себе на завод, и был вынужден работать на станке не принадлежащему ему, а крестьянин, имел свою курицу, или корову. А это значит, крестьянин был собственником, а собственничество при соцыализме должно быть уничтоженным. Кстати, Израиль решил попробовать на себе Колхозы, и организовал Кибуцы. Со временем выяснилось, что Кибуц не должен превышать более 200 человек, а иначе он начинает хиреть. Относительно правильными были Совхозы, там и зарплату платили и паспарта не отбирали.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика