Русская линия | 12.11.2011 |
За церковь, за околицу села
настойчиво тропинка привела,
казалось бы, без повода, без дела
подростка-внука на могилу деда.
Он словно голос с хрипотцой услышал
и дух махры знакомый уловил,
когда густым бурьяном к месту вышел
и у креста шаги остановил.
Звучал почти вживую глас нездешний:
- Ну, здравствуй, Васька,
друг ты мой сердешный!
Пришёл. Видать, по деду заскучал.
Давненько ты меня не навещал.
- Давненько, верно. — внук ответил тихо,
сердито следом гаркнула грачиха,
на гостя зыркнув глазом из гнезда.
- Прости, дедуля. А у нас беда.
- Что за беда? Выкладывай, а ну-ка, —
тревожно дед ответа ждал от внука.
- Да батя пьёт, как при тебе не пил,
вчера вот мамку ни за что побил,
в живот ударил и сломал ключицу,
пришлось её в район везти, в больницу.
- За что же бил?
- Да чтобы не рожала, —
у Васьки тело мелко задрожало
и по кресту к земле сползло понуро, —
чем, говорит, кормить вас буду, дура?!
- Как это чем — на нашей-то землице?
Ну-ну, не кисни, душу не терзай.
- У нас, дедуль, все мужики в столице,
там платят больше, чем за урожай.
- Колхоз-то жив?
- Вчистую разорили,
сам пред с дружками всё прибрал к рукам,
да чужаки паи за так скупили —
подсунули мякину дуракам.
- А сам-то как, внучок, — не бросил школу?
Иль тоже лыжи навострил в Москву?
- Не бросил, — внук глаза потупил долу, —
из-за того и дома не живу.
Уж год как я, дедуля, в интернате.
Закрыли школу — нет, мол, проку в ней.
- Так вот оно дела какие, значит,
у нас и то чуток повеселей.
Выходит, дед твой в самый раз пред Богом
предстал, не то бы горше смерть была.
Держись, внучок. В беде одна подмога —
закусывать покрепче удила,
на стойких и беда ломает шею.
Держись. Да заходи, когда невмочь.
Вдали закат зиял багровой щелью,
на землю тяжко опускалась ночь.
Шёл внук назад от дедовой могилы
и русый чуб в раздумье теребил —
а был ли разговор взаправду, был ли?
И голос в след шептал как будто — был.
Владимир Москалик
Здравствуйте, дорогой Владимир!
Благодарю за стихи. Вы, как и любой поэт, человек очень искренний и, судя по всему, очень хороший. Я весьма утешаюсь, когда имею радость пообщаться с такими как вы.
Но опубликовать решил только один стих — http://rusk.ru/st.php?idar=51 413
Остальные стихи, хоть и искренние, честные, но — неправильные. Вы, видимо, — человек молодой, и при коммунистах не жили, хотя у многих живших при них людей с короткой памятью появилась такая же ностальгия как и у вас. У меня этой ностальгии нет.
Вам горько, что колхозы разорили, а вы знаете, что такое колхоз? Расскажу. Я 51-го года, школу закончил в городе в 68-м и поступил в ВУЗ, а мой сокурсник на год старше меня — из деревни Тверской (тогда — калининской) области, из колхоза. Ему пришлось после восьмилетки ехать в Караганду (!) учиться в ПТУ на сантехника только для того, чтобы получить в 16 лет паспорт и иметь возможность поступить в институт. Почему в Караганду, а не в Тверь (при совке — город Калинин) или Москву, или Питер? Потому что его в этих городах никто бы в ПТУ не принял без прописки, а в Караганде тётка жила — прописала его к себе.
Дело в том, что крестьянам паспортов тогда не давали. Если бы он остался в колхозе заканчивать 10 классов, то его бы в 16 лет записали в колхоз и, соответственно, паспорта бы (как мне — городскому) не дали, а людей без паспорта не только в вуз, но и на стройку разнорабочим нигде не приняли бы. А если бы он не успел уехать из колхоза до 16-ти (возраст колхозного закрепощения), то — всё. Сиди и не вякай. Самое лучшее, если удалось бы по колхозной квоте в сельхоз-институт поступить, но паспорта всё равно не дали бы. Дали бы целевую справку с фотографией, чтоб не сбежал и обратно вернулся. Как и в случае, если колхозник выпросится куда-нибудь съездить за пределы своей малой родины, так сказать. Справку на месяц зимой может председатель дать, если ты с ним в хороших отношениях.
Для парней была ещё лазейка — армия, и ей пользовались 9 из 10 солдат из деревни. То есть, после дембеля бывшие колхозники ехали на стройки народного хозяйства (а откуда вы думаете коммуняги могли набрать столько дураков на свои стройки?) и там получали паспорта, а потом приезжали козырями в деревню в отпуск — свободные люди, не то что колхозники — езжай жить куда хочешь. А у колхозных девок был вообще единственный шанс освободиться — выйти замуж за городского. А вы по колхозу ностальгируете!
Больше всего угнетало не то, что придётся остаться в деревне, а то, что ты — человек второго сорта, что у тебя нет выбора. Мой товарищ — человек очень хороший, трудяга. Но он хотел стать инженером, да и город посмотреть, и я думаю, что, если бы он был свободным, он бы и не удрал из деревни навсегда, и так — очень многие. Причём, в деревне-то после коллективизации остались худшие (лучших давно коммунисты зачистили — http://rusk.ru/st.php?idar=51 416) и потомки худших, и то они были куда как лучше нас, сегодняшних! А теперь представьте на минутку какими были лучшие! Те, которых совок ликвидировал.
И что вы думаете, те коммунисты были лучше нынешних матвиенок и пр. Ничуть, точно такие же — ни стыда, ни совести. Ведь как коммунисты нами правили, так и правят, только свои партбилеты в семейные архивы для гордости потомкам попрятали. Так что ваша ностальгия по совку, хоть по-человечески и может быть понятна, но для меня — неприемлема. Ведь какие главные черты совка? — злоба и зависть. Коммунисты на этом и поймали русских, а ведь раньше главными были — смирение и кротость. Чуете разницу?
Да и задачей главной коммунистов, и они это не скрывали, а наоборот — гордились этим, было ликвидировать русский народ (если считать, что русский — неотъемлемо православный) и вместо него явить миру новую социальную сущность — советский народ (совок, то есть русский народ, отрёкшийся от Христа). И что самое печальное — им это удалось.
Что же касается сегодняшней ситуации, то как только до них (коммунистов) дошло, что как ни напрягай загнанный ими к себе в рабство совок, весь мир (с его мерседесами, итальянскими сапожками и прочими прелестями) им захватить не удастся, и сколько не призывай мировой пролетариат под своё «мудрое» начало (главный лозунг страны советов — «пролетарии всех стран — объединяйтесь!»), он, этот пролетариат, ни в какую под их ярмо не хочет, то они пошли другим путём — быстренько вписались в мировой капитализм и заполучили-таки себе в пользование все его вожделённые радости, и послали весь свой совок куда по далее. А что же совок? А он им и завидует и их же ненавидит, как его и обучили в своё время. И даже ностальгирует по прежнему, привычному.
Если же считать советский народ русским, а не совком, то это будет означать, что русский народ достиг пика своего могущества (в советские времена — в чём и главная ностальгия) отказавшись от Христа и Православия.
По-моему, русский народ — это не савок, он в лагерях сидел в советское время, под расстрел шёл, а от Христа не отрекался. Я был знаком с одним, светлой памяти, священником-монахом, который всю войну в советском концлагере провёл, но он для меня (а не какой-нибудь советский маршал-коммунист) всё равно — настоящий русский человек (как и святая мученица Наталия Скопинская — крестьянка, мать восьмерых детей, расстрелянная в 1937 году сталинскими приспешниками), потому что на каторгу пошёл, а Христа не предал, не отказался от Него ради чечевичной похлёбки.
Простите за горячность, но очень мне жалко, когда такие прекрасные молодые люди, как вы, ностальгируют по совку. Вы уверены, что ваш дедушка из стихотворения «Разговор с дедом» на том свете по колхозу сейчас сокрушается? Я — уверен, что нет. Он сейчас сокрушается о том, что умер без покаяния и церковного напутствия и предстал перед Всевышним Судиёй, не раскаявшись в грехах, потому что коммунисты лишили его этой возможности при его молчаливом (хорошо, если только так) согласии.
А вы — «Выходит, дед твой в самый раз пред Богом предстал»!
Надо так понимать — успел предстать сознательным советским колхозником, не то что сейчас — не известно кем, без советской школы (о которой вы так переживаете), хотя может быть если бы сейчас — то этот несчастный дед и покаяться успел бы у молоденького батюшки, и отпели бы его по-человечески в только что восстановленном из советских руин храме, а не гражданской панихидой в землю под красным флагом зарыли?
Возможно в тексте письма есть ошибки: не знаю точно, как правильно пишется: совок или савок?
Спаси Бог.
С уважением, гл. ред. РЛ Сергей Григорьев
http://rusk.ru/st.php?idar=51470
Страницы: | 1 | |