Русская линия | Дмитрий Сергеев | 25.03.2011 |
Среди пользователей Интернета — в блогах и на форумах — получила широкое распространение статья о том, как крестят в православных храмах Санкт-Петербурга.
Мы предлагаем нашим читателям познакомиться с этим любопытным текстом.
Русская линия
+ + +
Крещение — таинство рождения в новую жизнь, жизнь в Боге. Кажется, что за этим словом стоит приоткрытая дверь в Царство Божие. В Древней Церкви для желающих принять Крещение нужны были поручители, которые ручались за то, что новый член Церкви не опозорит Её и не будет предателем. Так всё было серьёзно. А что же сегодня? Жесткие условия вхождения в Церковь в прошлом. Но так ли хорош отказ от древней строгости? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я решил опросить людей, только что принявших святое Крещение. Признаюсь, что одной из целей моего опроса было выяснить, насколько присоединившиеся к Церкви люди знакомы с основами христианской веры.
Для начала я пришел в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга. Действительно, с какого же ещё храма было начать, как не с того, где хранится чудотворный образ Спаса Нерукотворного — тот самый, который был с Петром Первым при закладке северной столицы?
Войдя, я заметил табличку на двери. На ней содержится запись как раз по теме этой статьи: Крещение в Спасо-Преображенском соборе совершается ежедневно в 12:00 и 17:00. Оформление — за 30 минут до начала.
Было как раз около 17, и я решил подождать начала Крещения. Был будний день, понедельник.
Кто же станет моим первым респондентом? Что это за человек?
Смотрю: мужчина средних лет возле купели разговаривает с батюшкой. «Ура! — радостно подумал я. — Дай Бог, чтобы он согласился рассказать о себе».
Пока шло Крещение, я решил купить подарок для своего первого собеседника. К сожалению, в соборе не оказалось книжной лавки. Среди икон и свечек лежало несколько книжек и журналов. Я остановился на красивом подарочном издании о Спасо-Преображенском соборе. Беру два экземпляра, и в подарок (!) получаю номер «Журнала Московской Патриархии» за нынешний август. Он меня, кстати, и выручил в тот день, но об этом чуть позже.
Дожидаясь, пока в нашей Церкви родится ещё один Её член, я обошел иконы, помолился. Наконец, встал в сторонке от купели в ожидании крестившегося. Им был довольно крепкий мужчина, на вид немного старше 30 лет. Если бы меня попросили угадать, кем он работает, то на вскидку сказал бы, что офицером ФСБ или МВД: видно, что человек образован и при этом как-то особенно собран, подтянут…
Подходя к выходу, он купил точно такую же книжку, которую я приготовил для него в подарок, — о Спасо-Преображенском соборе. Вот он выходит из храма, крестится на улице. И — я начинаю своё интервью. Сергей, как представился мужчина, совсем не возражал ответить на вопросы. Ему оказалось 34 года.
— Намерены ли Вы изменить свою жизнь после Крещения? — спрашиваю я. — Если да, то как?
— Намерен, но что конкретно — сложно сказать. Серьёзных шагов сразу делать я не буду. Самое главное, что могу сказать: я просто вступил в новую — не жизнь даже, — а какое-то новое измерение, которое для меня важно.
— Скажите, а кто глава нашей Церкви? — начинаю я проверку знаний.
— Глава Церкви — это Патриарх.
— А ещё кто-нибудь Церковь возглавляет?
— Есть ещё священники.
— Интересно, а что Вы знаете о Святой Троице? Какого пола Бог, Кто Такой Святой Дух?
— Боюсь, что в такие детали я не посвящен.
— А может быть, Вы знаете, из каких основных разделов состоит Библия?
— Боюсь ошибиться, для меня это дело новое.
— Ну, ясно. Скажите, а Вы стали бы «лечиться» у целителей, экстрасенсов?..
— Я общался с женщиной-экстрасенсом как-то. Кстати, именно она мне сказала в первые же минуты сеанса, что у меня много пустоты, которую нужно заполнить Крещением…
— А сейчас стали бы к ней обращаться?
— Думаю, да. Мне интересно было бы с ней поговорить. Просто она видит и чувствует больше, чем все остальные.
— Последний вопрос. Расскажите, пожалуйста, что Вам известно о Таинствах.
— Наверное, главное из них — Крещение. Плохо я осведомлен в этом, я же говорю…
На этом благодарю Сергея. Подарил ему, кстати, тот самый номер «Журнала Московской Патриархии», который сам недавно получил в соборе, и мы прощаемся.
Следующих своих респондентов я решил искать в Николо-Богоявленском соборе. Его история не менее богата, чем у Спасо-Преображенского. Ещё каких-нибудь двенадцать лет назад — кафедральный собор…
Я пришёл ко времени начала Крещения и был немного удивлён, увидев, что Таинство окончено. Священник, а им оказался сам настоятель, отец Богдан, дружелюбно общался с группой людей около купели в центральном приделе собора. Было понятно, что они окрестили младенца. Родственники только что крещенного ребёнка — судя по всему, люди статусные: все мужчины были в солидных дорогих пиджаках, ну, и женщины выглядели соответственно. Выйдя из собора, они направились к машинам. Я догнал молодого человека и девушку — крестных родителей, как оказалось. Попросил рассказать о том, как они думают воспитывать в вере ребёнка, но ребята засмущались. Переглянулись: «Воспитывать в вере?» Крестный только вздохнул почему-то, а крестная предложила побеседовать «в следующий раз».
Ну, что же — кто знает, может, когда-нибудь он и наступит — следующий раз.
Вернулся в собор. Там как раз начиналось ещё одно Крещение.
На этот раз рождались для Бога маленькая девочка-младенец и взрослый мужчина. Я присел на скамью и понаблюдал немного. Показалось интересным, что, когда было отречение от сатаны и всех дел его, трижды отрекалась уже крещенная женщина. Она так громко и торжественно всё произносила, что батюшка заметил это сразу же.
— Вы же крещенная уже?
— Да, крещеная.
— Вы бабушка девочки, как я понял.
— Бабушка.
— Вам отрекаться от сатаны не нужно, если Вы крещены. Вы это уже сделали.
После второго раза повторилось примерно то же самое. После третьего — священник ограничился пристальным взглядом на рабу Божию.
Дождавшись на ступенях своих «клиентов», я завёл с ними разговор. Так получилось, что они вышли вместе — мама с ребёнком на руках и только что присоединившийся к Церкви мужчина. Увидев диктофон, они нисколько не смутились. Наоборот, выразили полную готовность помочь благому делу.
— Михаил, — представился собеседник, мужчина лет сорока с простым добрым лицом.
— Мария, — добавила мама крещённой девочки, женщина лет тридцати.
— Я в своей жизни после Крещения ничего сильно менять не буду, — говорил Михаил в диктофон. — Я верил в Бога и раньше, но не был крещён. Я старался заповеди соблюдать, но не всегда получалось, как и у всех людей.
— Мария, расскажите, как Вы будете воспитывать в вере свою дочь?
— У нас старшая дочка крещёная, младшую, вот, покрестили. Будем растить в православной вере, но сразу хочу сказать, что не так активно, как это делают другие прихожане.
— А вы знаете, как часто нужно причащаться?
— Раз в год, — ответили Михаил и Мария, почему-то в один голос.
— Можете сказать, кто возглавляет нашу Церковь?
— Кирилл, — уверенно сказал Михаил и улыбнулся с таким видом, что, мол, как ни пытай, а это-то я точно знаю.
— Как его: Митрополит всея Руси Кирилл, — добавила Мария.
— Есть ещё папа Римский, какие-то протестанты, — задумчиво протянул новый член Православной Церкви Михаил, желая, видимо, развить тему.
— Иисус Христос — Сын Бога на земле, — ответила Мария на мой «провокационный» вопрос: «Иисус Христос — Бог или человек?»
— Наша Церковь учит, что Он — Бог, а как на самом деле — точно никто не знает. — Михаил при словах «наша Церковь» показал большим пальцем назад, за голову — в сторону собора, к которому он стоял спиной.
Немного «ошарашенный» услышанным, спрашиваю о Троице.
— Старшего в Троице нет, но при этом были расколы на этой почве: Кто старше, Кто младше, — рассуждает Михаил. — Но на самом деле, для обычного верующего, это совершенно неважно.
Готовый услышать уже совершенно что угодно и ничему не удивляясь, спрашиваю о целителях и экстрасенсах. Мария:
— Сила исцеления Церкви — это больше самовнушение. Человек просто верит и излечивает себя самовнушением.
— А какие Вы знаете Таинства Церкви?
— Крещение, Причастие, Исповедь, — как всегда, уверенно сказала Мария.
— Венчание ещё, — добавил Михаил.
— А из каких частей состоит Библия?
— Ветхий, Старый, Новый заветы и Евангелие, — перечислила Мария.
На этом я решил свое интервью завершить и подарил респондентам две приобретенных накануне книги о Спасо-Преображенском соборе.
На следующий день я отправился в Казанский кафедральный собор, надеясь хотя бы в нем найти людей, осознанно принявших Святое Крещение. Смотрители рассказали, что в крестильном храме, который расположен в нижнем, подземном ярусе, крестят нескольких человек. Дожидаясь их, купил на этот раз два экземпляра «Закона Божьего» протоиерея Серафима Слободского.
Увидев только что появившихся у меня братьев и сестёр во Христе, догоняю одного из них. Молодой человек представился Максимом, ему 20 лет, студент.
— Я, наверное, изменю свою жизнь. Но конкретно не готов сказать, это что-то внутреннее.
— О Троице не могу ничего рассказать.
— Иисус Христос — и человек, и Бог. Подробнее не могу сообщить, к сожалению.
— О сатане я тоже не компетентен рассказать что-либо.
В общем, половина интервью пролетала невероятно быстро.
— Сколько раз в неделю нужно ходить в храм? — не унимался я.
— Каждый в свою меру сам решает.
— Вы верите в реинкарнацию, то есть в переселение душ?
— Даже не знаю, как-то не задумывался об этом.
— Как часто нужно причащаться?
— Раз в месяц.
— А в чем заключается Причастие?
— Извините, но я не знаю.
— Последний вопрос, Максим. Кто глава нашей Церкви?
— Так, кто у нас… Если честно, я не помню.
После этого я подарил Максиму учебник «Закона Божьего», взяв с него обещание прочесть эту книгу.
В последний, четвертый, день своего опроса, я отправился в собор Владимирской иконы Божьей Матери. В нём любил молиться Достоевский, живший свои последние годы неподалёку.
Дождавшись у выхода из крестильной комнаты окончания Таинства, подхожу к молодому человеку — в тот день ещё крестили и младенца, но я решил сосредоточиться на взрослом члене Церкви.
— Меня зовут Денис, мне 26 лет, — началось последнее интервью.
Денис — крепкий парень, похож на капитана спортивной команды.
— Денис, планируете ли Вы как-то поменять свою жизнь, приняв Крещение?
— Конечно! Приняв Крещение, хочется быть более светлым. Есть более чистую пищу, более здоровую, вести более здоровый образ жизни. Делать лучшие поступки.
— Более чистая пища — что это? Поделитесь, пожалуйста.
— К примеру, это пища, выращенная в чистом поле, она отличается от той, что сделана на фабриках.
— Интересное мнение. Сегодня Вы крестились во Имя Господа Иисуса Христа. А Он — Бог или человек?
— Это Бог.
— А человеческая природа у Него есть?
— Конечно.
— Как это соотносится?
— Дух Божий поселился в теле Иисуса Христа… Иисус Христос — Сын Божий… Поскольку все мы дети Божии… мы носим в себе две составляющие: в нас есть какая-то наша темная сторона, и в силу этого внутри нас идёт борьба.
— Кстати, о темном. Кто такой сатана?
— Это тот самый змей-искуситель, который постоянно искушает человека совершать плохие поступки, это антипод Божий.
— А когда он появился?
— В тот момент, когда Ева съела яблоко.
— Так что же нам нужно для спасения?
— Нужно следить за мыслями и делами и нести за все ответственность.
— А как часто нужно молиться?
— По состоянию души. Для меня нет такого, чтобы молиться в определенное время. Я принял Крещение, чтобы быть с Богом и чтобы Он был со мной.
— А как часто нужно ходить в храм?
— Четыре раза в месяц, каждое воскресенье.
— Денис, что Вы знаете о Святой Троице?
— Наверное, не смогу ответить.
— Можно ли как-то «планировать» семью, пользоваться контрацептивами?
— Нужно как-то контролировать свою жизнь, но каким образом — каждый решает сам. Либо ты пользуешься контрацептивами, либо ты обязан быть аккуратным.
— Ох… Какие Вы знаете Таинства в Православной Церкви?
— Не могу сказать.
Денису, как и Максиму, подарил «Закон Божий».
Итак, подведем некоторые итоги. Интересно, что в течение четырех дней в разных храмах Санкт-Петербурга мне встречались крестившиеся взрослые мужчины и крестившие младенцев-дочерей женщины. Но самое важное, конечно же, в другом. Основной итог моего небольшого расследования можно выразить вопросом: являются ли членами Церкви мои респонденты? Как известно, в Церкви нас объединяет Евхаристия. Но как Она может объединить людей, которые затрудняются объяснить, в чем смысл Причастия?..
Добавим к этому ещё и «изюминки» каждого респондента.
Сергей (Спасо-Преображенский собор) готов обратиться к экстрасенсу, считает, что его знакомая женщина-экстрасенс «просто видит и чувствует больше, чем все остальные», в общем, для него это вполне приемлемо, и он не видит тут каких-либо проблем. Христианин готов обратиться к услугам тёмных сил, это ли не повод для пересмотра нынешней практики минимальной (в лучшем случае) катехизации перед Крещением? Может быть, «оформляться» нужно как-то иначе и не за 30 минут до начала?
Михаил (Николо-Богоявленский собор) считает, что точно никто не знает о том, Кто «на самом деле» Иисус Христос. Также Михаил уверен, что «обычному верующему» не нужно знать «подробностей» о Святой Троице — то есть, фактически, не нужно знать Символ Веры.
Мария (Николо-Богоявленский собор) убеждена, что исцеления у верующих людей происходят силой самовнушения. В Библии выделяет три Завета и Евангелие. Важно отметить, конечно же, что Мария не сама была крещена в Николо-Богоявленском соборе, но её понимание основ веры важно для того, чтобы понять, как она сама готова воспитать дочь в христианской вере. Церковь крестит младенцев по вере родителей, как известно.
Максим (Казанский кафедральный собор) «даже не задумывался» о реинкарнации. А что будет, когда он задумается? Не появится ли у нас крещеный буддист (не дай Бог!)?
Денис (Владимирский собор) намерен после Крещения питаться более здоровыми продуктами. Считает, что сатана появился, когда Ева съела яблоко. (Про комментарий насчет контрацептивов я промолчу.) Для того ли пришёл в мир Христос и принёс Себя в жертву, чтобы мы улучшали свой рацион?
Я достаточно кратко отметил только некоторые из самых острых сторон того, что открылось в ходе проведенных интервью. Да и открылось ли это только сейчас? Не будем лукавить — «открытия Америки» не произошло. Но не будем забывать, что тянущиеся к Богу люди мечтают узнать о том, Кто такой Бог, что нужно для Него сделать, каков Его замысел о людях и как получить спасение! Ищущие души часто не получают ответы на эти вопросы только потому, что им об этом не рассказывают.
Впрочем, об этих людях можно не беспокоиться: рано или поздно они на свои вопросы ответы найдут. Гораздо более серьёзна и, в общем-то, даже трагична ситуация с теми, у кого никаких вопросов нет — не было до Крещения и не возникли после Крещения. У них — к Богу вопросов нет. Но у Него к ним (назовем это «вопросами») неизбежно появятся. Это до Крещения, до Просвещения их жизнь вне Бога и христианских императивов могла оправдываться исходя из принципа «незнание освобождает от ответственности». Таинство же Крещения не только сообщает человеку Дары Святого Духа, но и возлагает на него величайшую ответственность. И беда, если он об этом не знает и не понимает, как теперь, с Богом, должна строиться его жизнь. А тем более — жизнь во Христе новокрещенных несмысленных младенцев, за которую, чаще всего и не подозревая об этом, взял на себя ответственность крестный отец (мать)…
Так в чём же причина такого равнодушия к людям, переступающим порог храма, желающих стать христианами? Да, они ещё ошибаются в мотивах крещения, да, они ещё не просвещены благовестием Христовым, но они пришли в наши храмы, обратились к нам! И что мы рассказали им о вере? Увы, пока ничего, только: «Пятьсот рублей и чистое полотенце"… Сколько лет уже проходят ежегодные епархиальные совещания о необходимости введения катехизации в Санкт-Петербурге, когда же они принесут плоды?
В общем, давайте подведем главный итог. А он в том, что нашей Церкви на уровне каждого прихода — нужно сделать выбор: Церковь — это бюро по оказанию определенного рода услуг или Тело Христово?
http://rusk.ru/st.php?idar=47501
Страницы: | 1 | |