Русская линия | Александр Тимофеев | 15.07.2008 |
C основным докладом выступила председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Вера Дементьева. По ее словам, вопрос, связанный с возможностью воссоздания церкви Апостола Матфия, вызвал «пристальный интерес общественности». «У меня на руках письмо протестующих против воссоздания храма и около 100 подписей общественности района. Запрос прокуратуры. Группа граждан сделала в наш адрес заявление о том, что воссоздавать храм не надо, поскольку они в таком случае потеряют сквер. Они подвергли сомнению правильность нашего решения от 2001 года, поставившее фундамент храма под охрану как объект культурного наследия. Они потребовали проведение общественных слушаний», — отметила глава КГИОП.
Вера Дементьева напомнила, что в 2001 году фонду «Православие» было выдано задание на архитектурно-археологическое обследование фундамента храма и разрешение на такое обследования. «Абсолютно ясно для чего они нужны, это вопросов у меня вообще не вызывает, для того, чтобы определить степень разрушения фундамента, степень его сохранности», — подчеркнула она. Задание и разрешение на архитектурно-археологическое обследование выдал сотрудник КГИОП Константин Плоткин. Группа граждан, возмущенное его решениями, подала заявление в прокуратуру с требованием проверить обоснованность взятия фундамента церкви под охрану как объекта культурного наследия. В результате 11 июля К. Плоткина вызвали в прокуратуру для того, чтобы дать показания об обоснованности принятого им решения.
По мнению члена Совета Михаила Мильчика, постановка фундамента церкви под охрану как объекта культурного наследия не вызывает никакого сомнения. «Это фундамент храма XVIII века, а из этой констатации естественным образом следует другой вывод, что необходимо изучать памятник, который поставлен на учет. А стало быть, организовать археологические раскопки в Матвеевском саду. Тем более у нас есть определенный опыт введения таких работ в центре города», — напомнил Мильчик. В свою очередь, Вера Дементьева напомнила, что с 2002 года все фундаменты разрушенных церквей были поставлены под охрану. «Эти объекты внесены в нашу учетную документацию, существует опорный план, который не вызывал ни у кого сомнения с 2002 года», — подчеркнула председатель КГИОП.
Напротив, Матвеевский сквер, который боятся потерять противники воссоздания храма, по ее словам, не находится под государственной охраной. «Сквер позднейший, исторической планировки не имеет. Ценных пород деревьев в нем также нет, в основном это тополя. На сегодняшний день были проведены предварительные исследования для того, чтобы определить возможность раскопок фондом «Православие». Комитет по охране памятников выдал разрешение на проведение исследования фундамента. Церковь сама по себе не вызывает сомнений, что это абсолютно мемориальное место, известное по меньшей мере с 1720 года. Первоначальную церковь Петра и Павла с Петропавловской крепости переносят сюда, с тех пор она обрастает еще двумя приделами. Редкость церкви заключается в том, что она посвящена Апостолу Матфию. Это было связано с тем, что в день празднования его памяти состоялась чудесная победа русского оружия под Нарвой. Это событие решили увековечить. Вначале это был деревянный сруб Петропавловского собора, потом его сделали каменным, фасады несколько раз переделывали. Поэтому мы считает, что в соответствии с 47 статьей нашего закона 73 РЗ работы могут проводиться, для этого есть все основания. Напомню 47 статью: «Воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической ценностью указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания», — напомнила Вера Дементьева.
Она подчеркнула, что воссоздание храма всегда осуществляется посредством реставрации, и процедура общественных слушаний на проведение реставрационных работ не предусмотрена. «Вопрос о проведении общественных слушаний не является делом нашего совета. Мы просто можем порекомендовать в обязательном порядке сделать это муниципальным властям и фондом «Православие» с тем, чтобы люди понимали, что происходит», — заявила глава КГИОП.
Со своей стороны президент фонда «Православие» Святослав Аракелов сообщил, что работы по археологии введутся по согласованию с благочинным Петроградского округа настоятелем Смоленского храма митрофорным протоиереем Виктором Московским. Духовное окормление и поддержку работам оказывает настоятель храма Рождества св. Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин. «Но у нас нет благословение на строительство. Наша задача провести раскопки и остановиться. Передав эта на суд специалистам. У нас есть возможности воссоздания этого храма, фундамент которого занимает всего лишь 7% Матвеевского сада», — заявил С. Аракелов, добавив, что именно поэтому страх некоторых противников восстановления храма «потерять сквер» в случае, если храм будет возрожден, «сильно преувеличен».
По его словам, ни в прокуратуре, ни в милиции, ни в органах дознания, ни в ГАТИ (Государственной административно-технической инспекции. — РЛ) в действиях фонда «Православие» не было найдено ни одного нарушения закона. «Мы обеспечили свободный проход населения по предоставленному нам в аренду участку сквера. Мы имеет предложения от известных ученых по фундаментам с желанием провести эту работу», — отметил президент фонда «Православие». По мнению же заместителя председателя КГИОП Бориса Кирикова, раскопки необходимо провести в кратчайшие сроки. «Мы должны санкционировать и содействовать проведению полномасштабных раскопок после чего возможно дальнейшее развитие сюжета, например, может наступить ситуация, когда мы будем обсуждать вопрос о воссоздании и т. д.», — считает чиновник.
На заседании также выступила научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, кандидат исторических наук Наталья Соловьева, начальник археологической экспедиции, по поручению КГИОП возглавляющая раскопки. Она сообщила, что до сих пор никаких археологически-полевых работ не проводилось. «Собор, безусловно, является памятником архитектуры, мы представили историческую справку о том, что мы провели историко-архивные, искусствоведческие исследования, справка была представлена только неделю назад. Для того чтобы понять, можно ли воссоздавать на этом фундаменте церковь, нужно вскрыть фундамент. И затем уже в зависимости от состояния фундамента можно принимать дальнейшее решение: воссоздавать ли храм, или поставить мемориал на этом месте, например, крест. Если начинать проводить раскопки и полевые работы, то в археологии есть такой термин «полевой сезон», так вот в данное время полевой сезон стремительно уходит, осталось максимум полтора месяца, когда можно будет проводить подобного рода работы. За полтора месяца мы успеем дойти до верхних последних перестроек, а собор по нашим данным перестраивался трижды, написать отчет, который предоставим в отдел полевых исследований, в КГИОП и дальше специалисты примут решение, снимать ли позднейшие ремонты или оставлять собор в таком состоянии. Поэтому решать этот вопрос нужно немедленно», — считает эксперт.
Далее Наталья Соловьева рассказала о причинах протестов против раскопок и воссоздания храмов. «К сожалению, фондом «Православия» был неправильно избран метод работы с населением, он не провел слушания, не поговорил с населением, я была на этой площадке, там гуляют две мамы с детьми и семь собак с хозяйками. Все понимают значимость собора, но есть две группы. Группа, которая поддерживает воссоздание храма, и группа, которая против. А, как известно, громче выступают обычно те, кто протестует», — справедливо отметила археолог. «Когда я приезжаю на площадку, я говорю людям: не хорошо, если собака гуляем по остаткам храма, не правильно, если ребенок на санях катается с развалин храма. С ребенком можно гулять и вокруг храма, и, наверное, будет правильнее гулять вокруг воссозданного храма. А для собак так хватит места, там огромный сквер, церковь занимает не более 7% всего сада. Мы не устаем говорить о той России, которую мы потеряли, вот это и есть часть потерянной России. Каждый из тех, кто протестует, может принять участие в возврате той России, которую мы утратили. Тем, что поучаствует в работах по воссозданию храма. Это единственный памятник, который напрямую связан с историей создания нашего города. Мне бы хотелось, чтобы эти люди поумерили свой пыл. И когда я слышу утверждения о том, что здесь будет построен вовсе не храм, а бизнес-центр, то мне с такими людьми разговаривать не хочется. Мы не говорим о строительстве нового собора, мы говорим о воссоздании исторического облика города, о воссоздании мемориального комплекса, об оживлении памяти народной», — заключила Наталья Соловьева.
Напомню, что 7 мая в Санкт-Петербурге в Матвеевском сквере, находящимся на улице Большая Пушкарская д. 35, был отслужен молебен Великомученику Георгию Победоносцу на начало архитектурно-археологического вскрытия фундамента церкви Святого Апостола Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы. В конце мая был установлен специальный забор, огораживающий место раскопок. Начало проведения подготовительных работ вызвало возмущение части местных жителей. 22 мая группа агрессивно настроенных людей ворвалась на место раскопок и потребовали прекратить археологические работы. Нападавшие попытались уничтожить специальную ограду, в результате им удалось сорвать металлические ворота. Кроме того, ими был поврежден информационный стенд, на котором были опубликованы сведения об утраченном храме. В то же самое время стали появляться анонимные листовки, в которых говорилось о ненужности восстановления храма, и о том, что следует убрать Закладной крест. 28 мая по предложению начальника Санкт-Петербургского отдела Российского Имперского Союза-Ордена Бориса Туровского был отслужен молебен с чтением акафиста Покрову Пресвятой Богородицы в поддержку общины церкви Святого Апостола Матфия в ее борьбе против безбожников, после молебна прошел крестный ход. В молебне также приняли участие представители Русского Имперского Движения. Однако протесты не прекратились, протестующие устраивали митинги, на которые приглашали телевидение и прессу, заваливали районные и городские государственные органы протестными обращениями, требуя остановить археологические работы.
Все это время «Русская линия» внимательно следила за развитием конфликта, осуждая как насильственное противодействие восстановительным работам со стороны некоторых местных жителей, так и кощунственное поведение владельцев собак, выгуливающих домашних животных прямо на том месте, где стоял разрушенных храм. Всему происходящему мы стремились дать объективную и взвешенную оценку, называя вещи своими именами, а также избегая оскорблений и хамства. Тем не менее, твердая и последовательная позиция агентства в отстаивании Православия и прав верующих возмутила противников восстановления храма. 29 мая в редакцию РЛ поступило анонимное письмо от группы граждан, в котором нам грозили «судом за клевету». Из их письма мы узнали, что люди, требующие не восстанавливать храм, связанный с памятью небесной покровительницы нашего города блаженной Ксении Петербуржской «отнюдь не безбожники», что среди них есть прихожане Князь-Владимирского собора. Именно тогда РЛ сделала для себя удивительное «открытие»: оказывается, можно быть православным и протестовать против восстановления православного храма, заявляя, что «мы протестуем не против религии или Церкви, а против недобросовестных и незаконных действий».
Поэтому для нас не стала неожиданностью позиция журнала Санкт-Петербургской епархии «Вода живая», выраженная в статье «Санкт-Петербургская епархия не причастна к строительству храма в Матвеевском садике», опубликованной 3 июля. Хотя разница между мнением рядовых мирян и позицией официального органа епархии, что не говори, налицо. Особенно возмутительным в этой публикации, появившейся буквально накануне заседании КГИОП, является стремление ее автора отмежеваться от православной общины, защищающей от поруганий фундамент утраченного храма. Вообще сложилась абсурдная ситуация, при которой официальное издание епархии Русской Православной Церкви заняло сторону противников воссоздание православного храма. Честно говоря, даже в голове не укладывается тот факт, что интересы Православия отстаивает не официальный орган православной епархии, а государственные чиновники! Мало того, что авторы официального издания встали на сторону противников воссоздания храма, они еще и откровенно передергивают факты. В частности, в вышеуказанной статье утверждается, что разрешение на проведение раскопок противоречит закону «О зеленых насаждениях общего пользования». Однако это утверждение не соответствует действительности. Дело в том, что фундамент храма в 2001 году признан объектом культурного наследия, и именно поэтому он не регулируется данным законом. Статус фундамента церкви предполагает проведение архитектурных, археологических и реставрационных работ вплоть до восстановления разрушенного безбожной властью храма. Ложным также является вывод «Воды живой» о финансовых проблемах фонда «Православие». Именно поэтому, по «сведению» издания, в Матвеевском сквере до сих пор не проводятся строительные и археологические работы. Ссылаясь на Институт истории материальной культуры, которому были заказаны изыскательские работы, автор публикации сообщает, что раскопки не проводятся потому, что фонд не перечислил Институту деньги на их проведение. Я попросил президента фонда «Православие» Святослава Аракелова прокомментировать это сообщение. По его словам, данная информация не имеет никакого отношения к действительности. Он подтвердил тот факт, что раскопки до сих пор не начаты, но причина этого заключается не в том, что у фонда нет соответствующих финансовых средств, а в том, что всего лишь неделю назад были закончены историко-архивные и искусствоведческие исследования. Он заметил, что без осуществления этих исследований проведение раскопок невозможно. На это обстоятельство на заседании КГИОП также указала научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьева, возглавляющая раскопки. Сетования же автора статьи, опубликованной в «Воде живой», о том, почему в Матвеевском сквере не проводятся строительные работы, вообще смехотворны. Речь о строительных работах пока даже не идет.
Напоследок хочется сказать, что на фоне единодушной поддержки проведения раскопок утраченного храма, высказанной на заседании КГИОП, позиция официального издания Санкт-Петербургской епархии «Вода живая», оправдывающая и фактически защищающая владельцев собак, оскверняющих место, где ранее находился православный храм, вызывает сожаление. Теперь, после того, как в лице КГИОП была выражена государственная мудрость и политическая воля, после того, как ведущие археологи и историки России выказали желание провести раскопки с перспективой восстановления церкви, перед каждым участником этой истории встал выбор: либо мы продолжим оправдывать кощунственные поступки наших сограждан, оскверняющих место православной святыни, либо будем защищать Православие и великую историю России и историю града святого первоверховного Апостола Петра.
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=213421
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | Следующая >> |