Русская линия | Сергей Лебедев | 05.10.2009 |
В опубликованной статье «Трансформации идеологии КПРФ» издание обращает внимание на то, что руководство партии «официально не отказывается от марксизма, от идеологии научного коммунизма, но на деле следование ей вызывает большие сомнения». «Как известно, в основе философии научного коммунизма лежат исторический и диалектический материализм. Отказаться от материалистической составляющей в марксизме, научном коммунизме, значит отказаться от этой философии вообще. (..) Но в самых верхах складывается явно нездоровая обстановка. Участие в религиозных обрядах стало чуть ли не правилом хорошего тона у высших партийных руководителей. А ведь Ленин, в свое время, при терпимости к просто верующим, высказывался однозначно за исключение из партии лиц участвующих в религиозных обрядах», — говорится в статье. Более того, заявляется далее, «похоже, что высшие эшелоны партийной власти начинают формироваться исходя из условия принадлежности их представителей к Русской Православной Церкви».
«То, что Г. А.Зюганов — человек воцерковлённый известно давно. «У Геннадия Андреевича вся семья — верующие православные люди, наши постоянные прихожане. И супруга Надежда, и дочь, и зять. Внука по воскресеньям причащают… Оказалось, что отец-настоятель Зюганова знает давно: «Для Геннадия Андреевича пойти в церковь — это серьезный шаг был. Больше года он готовился, прежде чем решился принять Святое Крещение. Решено было Таинство совершить на дому. Трехпогружательно, полным чином»», — приводит издание информацию о лидере КПРФ.
Далее в статье следуют многочисленные цитаты из выступлений Зюганова и других членов ЦК КПРФ, свидетельствующие о комплиментарном отношении представителей руководства партии к Русской Православной Церкви. Особое возмущение ортодоксальный коммунистов вызвали слова руководителя интернет-ресурса партии С.П.Обухова о том, что «в КПРФ отдают себе отчет, что присутствие религиозной этики в школе необходимо», а также слова пресс-секретаря Зюганова, депутата Госдумы А.А.Андреева, назвавшего действия Патриарха Кирилла «примером, достойным подражания».
Прокомментировать эти метаморфозы мы попросили известного петербургского политолога, доктора философских наук Сергея Лебедева.
«Как бы мы не относились к идеологии коммунизма и нынешней КПРФ, надо отметить, что эти понятия все же не вполне тождественные. В силу многих исторических обстоятельств коммунистическая идеология претерпела в России изменения: появившись как ультралевая западническая партия, ориентированная на мировую революцию, коммунисты, взяв в стране власть «всерьез и надолго», волей-неволей стали превращаться из партии мировой революции в партию защиты государственных интересов. Конечно, полностью оторваться от интернационального марксизма они не смогли, но большинство рядовых партийцев со временем превратились в своеобразных славянофилов. Этот процесс стал проявляться со второй половины 1930-х годов. Я совершенно не собираюсь оправдывать сталинские репрессии, но факт остается фактом — в результате коммунистическая партия оказалась в значительной степени зачищенной от интернационалистов-троцкистов, и когда грянула Великая Отечественная война Сталин, как известно, первым из коммунистов обратился к народу в своей знаменитой речи по церковному, произнеся «Братья и сестры». При нем же определенную свободу (пусть и очень относительную, но здесь надо делать поправку на существовавшую советскую систему) получила Русская Православная Церковь, было воссоздано Патриаршество, стали вновь открываться храмы. Конечно, это не могло быть доведено до конца, так как идеология правящей партии продолжала опираться на марксизм. Это не могло быть доведено до конца также и по той причине, что именно марксистская идеология и ее рассуждения о миссии рабочего класса, о партии и Ленине обеспечивали легитимность самой власти», — сделал исторический экскурс политолог.
«Сейчас же КПРФ находится в странном положении, — продолжил С.Лебедев. — Эта партия, с одной стороны является оппозиционной, а, с другой стороны, что признавал и сам Зюганов, системной. Сейчас КПРФ действительно имеет шанс перейти с коммунистических установок на наши исконные традиции. Ведь наиболее подлые и беспринципные деятели коммунистической партии переметнулись в другой лагерь еще в эпоху Горбачева — Ельцина; убежденные догматики составили ряд микроскопических и далеких от народа большевистско-фундаменталистских организаций; а нормальные члены, сохранившие советский менталитет, но не отрицающие своих русских православных корней, остались в КПРФ. И сейчас, после того как прошло уже 18 лет с момента утраты коммунистами власти, КПРФ пытается переходить на национально-патриотические позиции».
«Когда эту эволюцию КПРФ называют дрейфом в сторону «православного национал-социализма», то это намеренно некорректная формулировка, данная для того, чтобы вызвать негативную реакцию на это явление в обществе, — подчеркнул эксперт. — Но, тем не менее, национальные, патриотические и православные позиции всегда существовали в КПРФ и сейчас они действительно могут начать усиливаться. Другое дело, что пока во главе КПРФ находятся старые партийные бонзы (бывшие вторые секретари времен КПСС) до конца партия не сможет перейти на национально-православные позиции. Мне кажется, что такое возможно лишь при обновлении руководства партии, когда КПРФ возглавят люди, не ностальгирующие по прежней идеологии, не ноющие о том, как «все хорошо было во времена СССР», и более адекватно воспринимающие реалии нашего времени. В конце концов, мировая история знает множество примеров такой партийной эволюции».
«Сегодня КПРФ находится в затянувшемся переходном состоянии. Я считаю, что еще в 1993 году, когда стало очевидно, что у коммунистов нет возможности моментально взять власть в свои руки, им надо было об этом достаточно четко заявить. Ведь КПРФ в те годы довольно тесно сотрудничала с патриотическими партиями правого оттенка. Но тогда высший кадровый состав партии, настроенный ортодоксально-марксистки, не позволил создать крепкий патриотический союз, а среднее руководство также оказалось не на высоте (ведь не секрет, что у КПРФ полностью отсутствует коалиционная культура). В результате КПРФ упустила шанс стать центром национально-патриотического фронта. Но на мой субъективный взгляд, у КПРФ еще есть шанс стать национально-патриотической партией. Ведь кроме КПРФ других политических партий у нас в стране сегодня не существует. Партия власти, как бы она не называлась, это не более чем профсоюз государственных служащих. Я думаю, что со временем, когда в КПРФ не останется ни одного марксиста-ленинца, партия изменит свою идеологию и превратится в национальную патриотическую «постмарксисткую» структуру с русской спецификой, в которой уже не будет преобладать социализм», — заключил Сергей Лебедев.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=185254
|