Русская линия
Русская линияПротоиерей Георгий Городенцев15.09.2009 

Канонизирован ли Патриарх Кирилл?
На фреске в алтаре храма Феодоровского монастыря в Городце Предстоятель Русской Церкви изображен с нимбом

Протоиерей Георгий Городенцев «В любом случае изображение живого человека с нимбом, особенно в храме, совершенно недопустимо, потому что такое изображение может ввести в соблазн. И тот факт, что фотографию этой фрески убрали с официального сайта Московской Патриархии, подтверждает правильность моей мысли. Нимб — это знак святости. Тот, кто изобразил на фреске в алтаре Патриарха Кирилла с нимбом, оказал Святейшему „медвежью услугу“, этот человек явно перестарался в своем стремлении угодить Патриарху, он, что называется, „перегнул палку“», — заявил в интервью «Русской линии» преподаватель Одесской Духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Георгий Городенцев, говоря о фреске в алтаре соборного храма Феодоровского монастыря в городе Городце, на которой изображен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с нимбом.

Об этом факте в своем блоге в «Живом журнале» сообщил протодиакон Андрей Кураев. «12 сентября Патриарх Кирилл совершил освящение храма Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области, — пишет отец Андрей. — На внутренней стороне алтарной преграды (т. е. на стороне иконостаса, обращенной внутрь алтаря) под потолком была фреска с надписанием „св. Кирилл, Патриарх Московский“. Считаю уместными несколько комментариев: 1) Еще вчера на сайте висела фотография этой фрески. Сегодня ее нет. Похоже, Патриарх счел неуместным тиражирование такой необычной фрески. 2) Я был на этой службе и не уверен, что Патриарх заметил эту фреску. Епископы, сослужившие ему, явно заметили ее лишь во время чтения апостола (хотя и прибыли в храм на час раньше Патриарха) и, улыбаясь, кивали в ее сторону. Но Патриарх с горнего места туда не смотрел».

Фреска в алтаре храма Феодоровского монастыря в Городце с изображением Патриарха Кирилла с нимбом«Это изображение и разговор о нем считаю важным в контексте полемики с почитателями Ивана Грозного. Они в качестве аргумента в пользу якобы уже совершившейся в древности канонизации Ивана IV приводят его фреску с нимбом в Грановитой Палате Кремля. На самом же деле столь впечатляющее наших реформаторов изображение Иоанна Васильевича в нимбе просто выдает меру их незнакомства с русской историей. Ведь нимб в иератической живописи — это не только знак личной святости, но и знак святости того служения, которое нес изображенный человек. Далеко не все люди, чьи изображения сопровождаются нимбами, прославлены Церковью. С нимбом изображали себя на монетах своей чеканки и св. князь Владимир, и непрославленный Церковью князь Ярослав Владимирович, и анафематствованный Церковью Святополк Окаянный (убийца своих братьев — свв. Бориса и Глеба). Фотографии монет и их описание см.: Петрухин В. Я. Христианство на Руси во второй половине Х — первой половине ХI в. // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002, сс. 104−107. Так и в Городце: изображение действующего Патриарха с нимбом не есть предвосхищение Божия суда и суда Церкви, не есть канонизация личности Патриарха Кирилла, но есть указание на святость Патриаршего служения. Несколько двусмысленное надписание „св“ может пониматься только как „Святейший“, то есть как часть официально-протокольного титулования Патриарха», — пишет миссионер.

«Признаюсь, когда один из владык обратил и мое внимание на эту фреску, я стал искать симметричную фреску нижегородского архиепископа Георгия. Но ее не было. (…) Фото убрали правильно, поскольку его значение понятно лишь для людей церковно-образованных. Феодоровский монастырь по замыслу его наместника игумена Августина должен стать образовательно-миссионерским центром, так что для богословски образованной братии вся система алтарной росписи была бы понятна, а прихожане этой фрески не видели бы. Признаюсь, я сам обратил внимание патриаршего фотографа на эту фреску и попросил ее снять. И, тем не менее, был удивлен, увидев ее на сайте», — признался протодиакон Андрей Кураев.

В свою очередь, протоиерей Георгий Городенцев заявил, что «изображение Патриарха Кирилла с нимбом — это проявление церковной вежливости, переходящей в лесть». «Человеком, делающим эту фреску, вероятно, двигало желание угодить, поэтому он что называется „пересластил“. Изображение с нимбом живых людей, а также неканонизированных почивших людей, не соответствует нашей традиции, оно не характерно. С нимбом обычно изображают святых, а также Господа. Если отец Андрей Кураев для всего может найти великие аргументы, то простых людей, не знакомых с древними книгами, рукописями, источниками, такое изображение может ввести в соблазн. Отец Андрей Кураев привел единичные отдельные примеры, которые, по сути, являются исключениями и аномалиями, и возвел эти исключения и аномалии в правило. Те примеры, которые привел отец Андрей Кураев, не являются повсеместной общепринятой практикой. Чтобы доказать, что-то или иное явление допустимо в Церкви, надо сперва доказать, что оно является повсеместной общепринятой практикой. Исключения, которые приводит отец Андрей Кураев, ничего ровным счетом не доказывают. Поэтому этот аргумент отца Андрея Кураева несерьезен. Другой его аргумент о том, что нимб относится не к святости человека, а к святости его служения, неизвестен простым людям. Такое изображение может спровоцировать микрорасколы на уровне приходов. Одни прихожане смирятся с этим изображением, другие будут недоумевать, как можно канонизировать человека при жизни».

«Я, конечно, признаю заслуги Святейшего, но зачем изображать его с нимбом? Зачем Патриарху сомнительная слава? Патриарх Кирилл не нуждается в увеличении личной славы, он обладает достаточной славой как Предстоятель Церкви, как выдающейся деятель нашей Церкви. Достаточно вспомнить его визит на Украину, который оценен по достоинству украинскими православными людьми. Авторитет Патриарха Кирилла на Украине после визита очень велик. Напротив, его изображение с нимбом вызовет смущение у людей. Уверен, что он, будучи умным человеком, узнав, распорядится уничтожить эту фреску. То, что Патриарх Кирилл изображен с нимбом среди святых, да еще и загораживая святого благоверного князя Александра Невского, ненормально. Такие вещи нельзя делать, они не прославляют человека, а только вызывают у народа смущение и соблазн. Более того, я уверен, что филаретовцы — эти враги Православия, узнав об этой фреске, воспользуются этим фактом для дальнейшей атаки на Патриарха Кирилла. Если раньше Филарет обвинял Патриарха Кирилла в том, что он стремится стать православным папой, то сейчас он начнет обвинять Святейшего в том, что он себе присваивает святость и объявляет о своей канонизации еще при своей жизни. Филаретовцы используют любой предлог для нападок для Патриарха Кирилла, а это фреска дает им уникальную возможность вновь атаковать Святейшего», — считает известный богослов.

«Отец Андрей Кураев путает святость с саном. Как будто он не знает из истории Церкви, что некоторые Патриархи были еретиками. Сан не делает человека святым. Святость достигается личным подвигом человека, а не благодаря его сану. Надо эти вещи различать. Но обычно люди четко различают сан и личную жизнь человека», — заключил протоиерей Георгий Городенцев.
Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=184947

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Д.Г.    09.10.2009 12:55
Понимая, что достаточно поздно присоединяюсь к обсуждаемому вопросу, впрочем, все же рискну задать один вопрос, который не существенно затронут в данном обсуждении (может на других сайтах и было).
Лично я склонен думать, что произошло именно недоразумение, подобных коим я за 14 лет государственной службы повидал немало. Когда какую-то срочную задачу курирует несколько уровней руководителей, то чем выше уровень, тем интереснее бывают «ляпы». Да и ладно, бывает! Все исправлено и здравомыслящие люди не будут делать из этого каких-то выводов, особенно касающихся личностей иерархов.
Но возникает вопрос: а это единственное такое недоразумение в наших храмах? Кто-то вообще за этим следит? Вопрос представляется серьезным поскольку иконографические произведения (вместе с творениями отцов, литургическими текстами, и т.д.) являются ни много ни мало памятниками церковного предания (думаю, что время их возникновения существенного значение не имеет).
Хорошо, в данном случае, ошибка каждому приходящему в храм, не видна. А где гарантия, что в остальной части храма, подобных (или не подобных) ошибок не допущено. Ее расписывали наверно не в меньшей спешке.
Мне кажется эта ошибка может наталкивать на серьезные размышления.
Если я чего-то недопонял, поясните, пожалуйста.
  Костик    04.10.2009 15:14
В голове не укладывается…
А мы-то… дураки!..
Так есть, наверное, какие-то службы в Церкви, которые следить должны за всем этим?
  Одиноков    03.10.2009 10:31
Вот это интересно!! Давненько я туда не заглядывал. Раньше храм святителя Петра был всё время закрыт. Теперь в монастыре собираются начать монашескую жизнь. О.Иоанн (Экономцев), отправлен, кажется, на покой. Но память о себе оставил даже на фресках?.. :-))
  Раиса Ильина    03.10.2009 09:00
Не будем лукавить. "Городецкая роспись" – не впервые предъявляет факт человекоугодия в нашей Церкви. Достаточно побывать в храме святителя Петра в Высокопетровском монастыре (Москва), в котором живописными работами руководил некто массажит Шейманидзе. Возможно поэтому настенная роспись древнейшего на Москве храма вдруг "обогатилась" физиономиями самого Шейманидзе, его кумира (игумена) Иоанна (бывшего руководителя синодального отдела Московской Патриархии)… Там никто не оправдывался.
  А.В.Шахматов    28.09.2009 19:09
Вот и любопытничайте,а я отдохну!
  Артур    28.09.2009 17:06
И то правда, дорогой Бригадир! :-)))))
  Сельскiй бригадиръ    28.09.2009 15:48
В наше время внешние эффекты имеют важное миссионерское значение. Так я бы не гнушался ими, уважаемый Артур, тем более в таком важном публичном представлении.
  Одиноков    28.09.2009 15:04
Вот даже как? В чём же здесь вы усмотрели экуменизм, любопытно?
  А.В.Шахматов    28.09.2009 14:44
Экуменистическое влияние.
  Артур    28.09.2009 11:29
Э… В некоторых случаях. Впрочем, можно и без внешних эффектов.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru