Русская линия | Игумен Серапион (Митько) | 19.06.2009 |
Димитров, в частности, предложил отреставрировать 23 монастыря близ Софии, известные как «Малый Афон» или «Софийская Святая гора», и сделать их основой культурного туризма в столице, сообщает Regions.ru со ссылкой на болгарские СМИ. «Из всего уникального ожерелья святых мест вокруг столицы полностью отремонтированы и отреставрированы только 2 монастыря: Кремиковский и Сеславский», — отметил Димитров. По его мнению, наряду со знаменитой Боянской церковью (X — XIII в.), одна из главных достопримечательностей, расположенных близ болгарской столицы — Драгалевский монастырь (XIV в.), где, в частности, находится одна из патриарших резиденций. Он нуждается в немедленной и полной реставрации.
Заместительница софийского городского головы Йорданка Фандыкова также считает, что при должной рекламе храмового комплекса как туристического объекта проект будет иметь успех. «Ремонт монастырей не только от нас зависит: большинством из них владеет Церковь. Но мы можем подумать, как создать рекламу этому уникальному созвездию обителей около нашего города, мы можем помочь им, создав подходящую инфраструктуру», — сказала она.
В данное время город готовит рекламный альбом, посвященный девяти культурным туристическим маршрутам по столице, и один из них как раз и посвящен «Софийской Святой горе». Чтобы облегчить доступ к монастырям, предполагается проложить туристические тропы и велосипедные дорожки, разработать пешеходные и конные маршруты, которые свяжут между собой эти монастыри, расположенные у подножия Старой планины (так в Болгарии называют Балканский хребет). Болгарская Православная Церковь своего отношения к проекту еще не высказала.
«На первый взгляд кажется неправильным, — заметил игумен Серапион (Митько), — если монастыри станут объектом посещения туристами, многие из которых окажутся весьма далекими от православной церковности. Но, с другой стороны, если посмотреть на эту проблему иначе, на примере Ярославской епархии, мы увидим, что многие святые места оказываются вне проложенных туристических маршрутов, и часто люди, желающие посетить ту или иную святыню, не имеют такой возможности, так как не знакомы с транспортной схемой местности, с условиями проживания. Например, в Ярославской области было создано несколько новых туристических мест таких, как родина Бабы Яги, родина Водяного, в одном из городов пытались создать центр почитания Кикиморы. Это свидетельствует о том, что определенные силы, связанные с туристической индустрией, стремятся переформатировать сакральное пространство, подменив исторически сложившиеся места почитания какими-то новыми рыночными брендами».
«Поэтому, несомненно, святые места Православия должны включаться в современные туристические маршруты. С другой стороны, нужно сохранить тонкую грань между подлинной церковностью и уединенностью монастырской жизнью и степенью ее открытости миру. Для этого необходимо отделять места посещения, доступные для туристов, от закрытой монастырской территории, которая является местом подвига монашествующих. Туристы должны соблюдать определенные правила поведения не только в храме, но и на территории монастыря. Должно быть гарантировано, что территория, прилегающая к монастырю, не станет местом устроения самочинных торговых точек и особенно продажи алкогольных напитков. Все зависит от степени церковности наместника и настоятельницы», — отметил священник.
«В России есть масса примеров, когда именно благодаря такой продуманной позиции монастыри, являющиеся местом посещения большого количество туристов, сохраняют подлинно церковный дух и условия для совершения монашеского подвига. Далеко за примерами ходить не стоит, в частности, это Толгский женский монастырь, который, с одной стороны, является образцом церковности, а, с другой стороны, в определенной степени доступен для тех людей, которые желают его посетить. Вопрос о развитии церковного туризма нельзя рассматривать однозначно. Есть монастыри, которые фактически брошены, в Болгарии, кстати, много таких монастырей, и появление людей будет способствовать развитию жизни. Немаловажно отметить, что по опыту многие насельники сегодняшних монастырей приходят именно после посещения их в составе туристических групп. Это некая форма поиска монашеских призваний, эта некая форма открытия монастырской жизни для общества. Если это является формой миссии монастыря в миру, то это соответствует церковной традиции, если это является лишь некой формой поиска пожертвований для восстановления монастыря, то чаще всего возникают сложности», — обратил внимание миссионер.
«В тех монастырях, которые являются местом посещения туристов и паломников, необходимо создавать миссионерско-просветительские центры, давать возможность туристам общаться не только с экскурсоводами, но и со священнослужителями. Для туристов необходимо организовывать лекции, просмотр православных кинофильмов. Кроме того, туристам необходимо предоставить возможность исповеди в то время, в которое они посещают монастырь. Иначе говоря, сохранение традиций монашеского подвига внутри монастыря является гарантией от его обмирщения в условиях развития современного туризма», — заключил игумен Серапион (Митько).
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=183557
|