Русская линия
Труд Евгений Мухтаров19.06.2002 

В Угличе открыт музей колдовства

В Угличе открыт Музей русской водки, который известен уже многим гостям этого древнего города. А теперь Углич прирос еще одной экспозицией — опять же первой в России: с недавних пор здесь действует частный «Музей суеверий и колдовства».
Художница Диана Галунова интересуется славянским фольклором не первый год. А особенно привлекали ее рассказы о нечистой силе, которых в народе ходило множество. Сейчас преданья забываются — в больших городах не до таких «мелочей». Поэтому в поисках легенд Диана перебралась из родного Санкт-Петербурга в маленький Углич. Здесь в январе этого года она и открыла музей.
Оригинальная экспозиция ютится в цокольном этаже одного из мрачных деревянных домов. Когда-то здесь была простая квартира, но теперь ее населяют другие «хозяева». Рядом с дверью притаился домовой, которого жители южных районов России уважительно называли «суседко». Считалось, что в эти косматые существа вселялись души срубленных для возведения избы деревьев. Как обычный человек, домовой мог жить бобылем или иметь семью, а также близких родственников — Дворового, Банника и Полевика. Последний обитал в посевах и отвечал, как думали славяне, за судьбу урожая. Он тоже прикорнул у стены музея, глядя на колосья пшеницы и ожидая, надо думать, супругу — Полудницу, которая в виде девушки появлялась летом на полях.
Для ведьмы со всем ее антуражем отведена целая комната. Здесь дремучая старуха с вороном на плече занимается гаданием на камнях и кусочках дерева.
— Но так колдуний представляли на Севере древней Руси, — уточняет Диана. — А образ южных ведьм был другим и лучше всех отражен в образе пикантной гоголевской Панночки. Она тоже тут — встает из гроба, тянет белую руку к посетителям.
Ритуал общения с «нечистью» занимал в жизни древних видное место, подчеркивает хозяйка заведения. Полевика было принято задобрять двумя куриными яйцами, оставленными на меже. Считалось, что если утром они исчезнут, урожай будет хорошим. Домового каждый год, 10 февраля, тоже радовали чаркой водки и тарелкой снеди. Но и разозлить его было очень просто. Наши предки верили, скажем, что именно он командует мышами и тараканами. Поэтому убивать «собственность домового» категорически запрещалось, а избавляться от нее надо было при помощи особого обряда. В музее на почетном месте висит длинная льняная нить. В Симеонов день ею обвязывали крупного таракана, а затем вся семья с самым серьезным видом тащила его, как в сказке про репку, подальше из избы. Считалось, что после такой магической операции из дома уйдут все остальные его сородичи.
Чтобы предохраниться от злых духов, существовали различные обереги. Искусство изготовления одних сегодня забыто, а другие вошли в нашу жизнь, растеряв по дороге весь мистический смысл. Поэтому в музее много вроде бы обыкновенных вещей, наделенных, оказывается, особыми свойствами. Железные гвозди заколачивали в рамы и притолоки для защиты от непрошеных гостей. Угольки брали с собой «на удачу». Обломок кости, найденной на кладбище, прикладывали к щеке, если болел зуб. Куриное яйцо, которое тоже есть в экспозиции, носили за пазухой роженицы, верившие, что дитя в этом случае будет здоровым. Осиновое полено бросали в могилу колдуна, чтобы он случайно не воскрес. Или вот рога домашних и диких животных… Во многих квартирах из них ныне сделаны обычные вешалки. Но еще тысячу лет назад рога оленей, лосей, коров и коз считались очень мощным оберегом. Когда в жертву богу Велесу приносили очередное животное, его череп полагалось вешать на домах, деревенских столбах и воротах городов, чтобы отпугнуть потусторонних существ да и вполне земных грабителей тоже.
Особое значение хозяйка музея придает гаданиям, которых в здешней коллекции собрано больше тысячи. Имеются даже особые карты, изготовленные одним рыбинским художником, с изображением русалок, бесов и прочей нечисти, а за фигурой самой гадалки притаился одетый в темную хламиду черт. На него осуждающе смотрит с ветки волшебная Птица Сирин. Древние славяне считали, что она прилетает к умирающим, дабы чудесными песнями облегчить их страдания. А при христианстве Птицу Сирин наделили другими обязанностями. Она должна была являться раз в сто лет и манить некрепких духом за собой в рай. Если человек вместо ежедневных молитв и утомительных постов соглашался на этот легкий путь, его душа гибла безвозвратно.
Все фигуры этого музея Диана сделала своими руками в натуральную величину из дерева и воска. Она же сшила костюмы и набила чучела птиц. Сейчас на очереди — изготовление Кикиморы, голова которой уже лежит на видном месте. По древним поверьям, если ребенок рождался мертвым, нечистая сила забирала его душу, вселяла в новое тело и воспитывала семь лет. Так и получались кикиморы. Обитая в домах, они старались помогать хозяевам. Однако всё, к чему прикасались кикиморы, обязательно оставалось незаконченным. Поэтому музейный экземпляр планируется усадить за прялку, хотя ясно, что ничего дельного из этого не выйдет.
Сама Диана с нечистой силой не встречалась, но уверена, что «дыма без огня не бывает». Одна в своем музее она, впрочем, остается без боязни, а частый ночной шум объясняет наличием мышей, которым глубоко наплевать на все суеверия.
Люди относятся к появлению ведовской экспозиции по-разному. Одни строго-настрого запрещают ходить сюда своим детям, хотя в «фильмах ужасов» сегодня и не таких страшилищ насмотришься. Другие охотно бывают здесь сами и рассказывают Диане легенды, которые слышали от собственных прабабушек. Остается добавить, что посещение уникального музея его хозяйка сделала бесплатным, но он себя окупает: помимо просто любопытствующих, особо суеверные граждане с удовольствием приобретают тут обереги на разные случаи жизни…
Ярославская область


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика