Русская линия
Русская линияПротоиерей Геннадий Беловолов09.03.2009 

Протоиерей Геннадий Беловолов: «Это коммерческое подтверждение высокого авторитета Церкви»
Петербургский священник размышляет о проблемах использования православных понятий в названиях торговых марок и продукции

о.Геннадий Беловолов«Сейчас зайдя в магазин можно увидеть немало церковных названий на продукции самого различного ассортимента. И это является своеобразным коммерческим подтверждением высокого авторитета Церкви в современном обществе. Ни для кого не секрет, что в использовании церковных названий, прежде всего, лежит коммерческий интерес. Продают то, что покупают, тут действует закон: спрос рождает предложение», — сказал в интервью «Русской линии» известный петербургский священник, настоятель Леушинского подворья в Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов, комментируя проблему широкого использования в коммерческих целях православных и церковных понятий. Достаточно вспомнить такие торговые марки, как вино «Шепот монаха», пельмени «Русь Православная», ряженка «Соборная», творожная масса «Пасхальная», творог «Приходской», сметана «Церковная», водка «Александр Невский», кагор «Святые угодники», не говоря уже об изображении на винных этикетках ликов святых.

В связи с этим, отец Геннадий заметил, что с одной стороны, «в православной стране Православие должно быть не только в церковной ограде». «Все, с чем соприкасается человек, не должно быть вне воцерковления. И объективно этот процесс, помимо коммерческого эффекта, являет собой тенденцию воцерковления страны, показывая проникновение Православия в общество». «И в этом плане приятнее видеть нашу национальную символику, нежели символику, навязанную нам западными производителями. И если мы будем запрещать любое применение наших исторических или даже церковных понятий, символов, то мы можем потом увидеть наводнение западными эмблемами и символикой».

Но с другой стороны, справедливо указал пастырь, «приходится говорить и об издержках производства». «Как правило, нашим производителям свойственны небольшие познания в Православии и они называют свою продукцию так, как им заблагорассудится. Если в любой другой области они прибегают к помощи специалистов-консультантов, то в этой сфере советоваться с православным духовенством они не спешат. За все годы моей службы ко мне ни разу не обратился ни один предприниматель с вопросом можно ли использовать относящиеся к Православию и Церкви названия для наименования своей продукции или своего предприятия. В результате мы видим много примеров, порой забавных, а подчас и кощунственных. Самый яркий пример — это пельмени „Монастырские“. Мясной продукт очень странно смотрится с таким названием, учитывая, что монахи в принципе не вкушают мяса. Поэтому хочется пожелать нашим производителям обращаться за консультацией к священникам или архиереям, чтобы не допускать таких ляпсусов», — сказал священник.

Кроме того, обратил внимание отец Геннадий, «безусловно, надо помнить о церковных правилах и церковных канонах»: «Абсолютно исключено изображение на торговых упаковках креста, поскольку это святой символ. Упаковка после употребления выбрасывается, естественно вместе с ней в мусор будет отправлено и изображение святого символа, что станет его поруганием. Исключено и изображение икон святых, что очень распространено сегодня на бутылках кагора, на которых часто изображают Святителя Николая, а также Апостолов Петра и Павла. Производитель должен осознавать, что-то, что он изобразит на упаковке, может быть кощунственно выброшено, а это большой грех, который ляжет как на того, кто выбросил, так и на того, кто произвел эту продукцию, ведь это объективно осквернение и поругание. Изображения икон и крестов на упаковках и этикетках являются не только профанацией, но и настоящим кощунством. Использование икон в рекламных целях абсолютно недопустимо. Всегда надо помнить одну простую вещь, что иконы и кресты предназначены для почитания и для молитвы».

Священник также обратил внимание, что такое небрежение к святыне встречается иногда и в церковной среде. «Посмотрите на магазин „Софрино“, где любой товар пакуют в красивую бумагу, сплошь украшенной крестами, помещенными в круг — символом этого предприятия. И куда потом девать эту упаковку? Когда это делают производители, далекие от Церкви, — это одно, но когда это церковное производство, то здесь уже даже трудно понять, чем это объяснить. Подчас и издатели православных книг помещают на обложке изображения икон, поверх которых идут надписи, что тоже недопустимо и недостойно. Поэтому приходится признать, что даже в церковной среде утрачена культура благоговейного почитания святых изображений и символов. Поэтому, может быть, даже необходимо издать какое-то пособие по благочестию, чтобы восстановить подлинную православную культуру. Утрата культуры благочестия — это результат расцерковленности, и здесь большая нива для делателей церковных, для пастырей и архипастырей. Благочестие — это воплощенная нравственность, это религиозность в конкретных формах и её отсутствие очень опасный синдром», — заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=181727

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Ерофеич    09.03.2009 22:16
Пельмени "Русь Православная"… По-моему, это апофеоз идиотизма – и ничего более. Вот таким образом и профанируется великое и высокое. Пусть уж лучше пельмени называются именем производителя, равно как и водка. В старой России была "Смирновская" водка, "Шустовский" коньяк, шоколад "Эйнем", а Православием дорожили отнюдь не на прилавках.
  Б.В.В.    09.03.2009 20:58
Уважаемый о. Геннадий!
В советское время коммунисты также использовали национальную символику для товаров народного потребления, но при этом не употребляли свою коммунистическую символику (н.р.: конфеты "Ленинские", пельмени "Коммунистические" и колбаса "Съездовская" и пр.), т.к. использование идейной терминологии в мещанских целях принижает саму идеологию. Почему же именно православные названия должны служить защитой от проникновения иностранных названий и служить рекламой товаров для производителей (включая недобросовестных и даже недоброжелательных к Церкви).
Поэтому нужен закон, устанавливающий монополию РПЦ на использование церковной символики, аналогичный закону о государственной символике, а "миссионерство", при котором Православие проникает в общество не через духовные предметы, а через вещи, относящиеся к другим культам (чревоугодия и любостяжания) приведет нас не к Богу, а к мамоне.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика