Русская линия | Протоиерей Геннадий Беловолов | 09.03.2009 |
В связи с этим, отец Геннадий заметил, что с одной стороны, «в православной стране Православие должно быть не только в церковной ограде». «Все, с чем соприкасается человек, не должно быть вне воцерковления. И объективно этот процесс, помимо коммерческого эффекта, являет собой тенденцию воцерковления страны, показывая проникновение Православия в общество». «И в этом плане приятнее видеть нашу национальную символику, нежели символику, навязанную нам западными производителями. И если мы будем запрещать любое применение наших исторических или даже церковных понятий, символов, то мы можем потом увидеть наводнение западными эмблемами и символикой».
Но с другой стороны, справедливо указал пастырь, «приходится говорить и об издержках производства». «Как правило, нашим производителям свойственны небольшие познания в Православии и они называют свою продукцию так, как им заблагорассудится. Если в любой другой области они прибегают к помощи специалистов-консультантов, то в этой сфере советоваться с православным духовенством они не спешат. За все годы моей службы ко мне ни разу не обратился ни один предприниматель с вопросом можно ли использовать относящиеся к Православию и Церкви названия для наименования своей продукции или своего предприятия. В результате мы видим много примеров, порой забавных, а подчас и кощунственных. Самый яркий пример — это пельмени „Монастырские“. Мясной продукт очень странно смотрится с таким названием, учитывая, что монахи в принципе не вкушают мяса. Поэтому хочется пожелать нашим производителям обращаться за консультацией к священникам или архиереям, чтобы не допускать таких ляпсусов», — сказал священник.
Кроме того, обратил внимание отец Геннадий, «безусловно, надо помнить о церковных правилах и церковных канонах»: «Абсолютно исключено изображение на торговых упаковках креста, поскольку это святой символ. Упаковка после употребления выбрасывается, естественно вместе с ней в мусор будет отправлено и изображение святого символа, что станет его поруганием. Исключено и изображение икон святых, что очень распространено сегодня на бутылках кагора, на которых часто изображают Святителя Николая, а также Апостолов Петра и Павла. Производитель должен осознавать, что-то, что он изобразит на упаковке, может быть кощунственно выброшено, а это большой грех, который ляжет как на того, кто выбросил, так и на того, кто произвел эту продукцию, ведь это объективно осквернение и поругание. Изображения икон и крестов на упаковках и этикетках являются не только профанацией, но и настоящим кощунством. Использование икон в рекламных целях абсолютно недопустимо. Всегда надо помнить одну простую вещь, что иконы и кресты предназначены для почитания и для молитвы».
Священник также обратил внимание, что такое небрежение к святыне встречается иногда и в церковной среде. «Посмотрите на магазин „Софрино“, где любой товар пакуют в красивую бумагу, сплошь украшенной крестами, помещенными в круг — символом этого предприятия. И куда потом девать эту упаковку? Когда это делают производители, далекие от Церкви, — это одно, но когда это церковное производство, то здесь уже даже трудно понять, чем это объяснить. Подчас и издатели православных книг помещают на обложке изображения икон, поверх которых идут надписи, что тоже недопустимо и недостойно. Поэтому приходится признать, что даже в церковной среде утрачена культура благоговейного почитания святых изображений и символов. Поэтому, может быть, даже необходимо издать какое-то пособие по благочестию, чтобы восстановить подлинную православную культуру. Утрата культуры благочестия — это результат расцерковленности, и здесь большая нива для делателей церковных, для пастырей и архипастырей. Благочестие — это воплощенная нравственность, это религиозность в конкретных формах и её отсутствие очень опасный синдром», — заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=181727
Страницы: | 1 | |