Русская линия
Русская линия Андрей Рогозянский01.10.2009 

Досадная ошибка, которая может дорого стоить

Тематика сект и борьбы с сектами в последнее время не на слуху. После начального шока «девяностых», когда в Россию были перенесены едва ли не все известные в мире доктрины и течения, впечатления в обществе притупились. Пестрота религиозной экзотики воспринимается в известной степени как естественная, продолжение театра абсурда, в котором «каждый сходит с ума по-своему».

В основном успокоилось церковное мнение. Сложно поверить, что 10 лет назад антисектантская полемика и апологетика служили вдохновением для лучших богословских умов. Иерархи Церкви говорили об угрозе иностранного миссионерского нашествия. Рядовая же воскресная проповедь приходского батюшки редко обходилась без сравнительного богословия и экзегезы. К концу «нулевых» и к началу кризиса тематика сект повторно возвращается к нам в виде дискуссий о месте Православия в светском государстве и соотношении его с другими религиозными сообществами. Оставленные без внимания, «новые религиозные организации» переходят в наступление, блокируя общественные инициативы РПЦ: армейское священство, преподавание в школах ОПК, запрет порнографии, этика на телевидении. Цель — обеспечить выбор «светской России», «толерантной России», в которой влияние православной веры не стало бы фактором национального сосредоточения.

В контексте толерантности и плюрализма внимание обычно следует за малыми религиозными группами. Права Православной Церкви представляются обеспеченными уже по факту ее большого масштаба и частого упоминания. Хотя известно: большому кораблю — большое плавание, и меру ответственности РПЦ невозможно сравнить с собранием неохаризматиков или приверженцев «Брахма кумарис». На практике, равенство прав конфессий оборачивается уравнением РПЦ с любой самодеятельной лавочкой. Активный промоушн сектантских и раскольничьих сообществ обеспечивают правозащитники, НПО и либеральные СМИ.

Неожиданный инцидент случился в Саратове. Православной епархии здесь впервые пришлось выступать в роли обороняющегося и отражать массированные атаки правозащитников, СМИ, протестантов различного толка и даже кришнаитов, обвиняющих ее в нетерпимости и нарушении межконфессионального мира. Саратовская область оказалась своего рода пилотным регионом в войне с РПЦ на местном уровне. Одно из крайних протестантских течений — неохаризматическое «Слово жизни» даже составило письмо Патриарху Кириллу с просьбой найти управу на епархию и ее главу, еп. Саратовского и Вольского Лонгина. Что называется, наудачу. И паче чаяния получило ответ. Из ОВЦС, от его председателя, архиеп. Илариона (Алфеева). Где черным по белому значилось: «Слово жизни» — никакая не секта, а братья во Христе, выход из ситуации в которыми следует искать путем взвешенного и спокойного обсуждения в диалоге.

Трудно сказать, что побудило архиеп. Илариона (Алфеева), занимающего столь значимый пост и притом такое непродолжительное время, на столь радикальные жесты. Каким образом владыка в реальности представляет мир и диалог епархии с неохаризматами? До него писем епархиям замиряться со всеми ОВЦС не рассылал. Теперь же, в контексте дипломатии, плюрализма и толерантности антисектантская работа смотрится все более бледно. Что остается православным, возмущенным засильем сект, — это, по-видимому, писать письма в РОСХВЕ (Союз христиан веры евангельской), организацию, представляющую интересы в т. ч. крайних неопятидесятников, гражданину Ряховскому, с жалобами на агрессивную протестантскую пропаганду.

Представители «Слова жизни» в Саратове не в первый раз проявляют себя как заядлые провокаторы. Стороннему наблюдателю адресуются фразы о межконфессиональном согласии и желании сотрудничать с епархией. В ближайшем рассмотрении возникает другая картина: уколов, подначек и пикировки, нечестной игры и вольного обращения с понятиями, которые православные считают священными. Сложно признать дружественной манеру сектантов, рядящихся под «просто христиан» и осуществляющих массированную вербовку. Несколько лет назад в рекламном видеоматериале «Слово жизни» использовало нарезку из выступлений митр. Филарета (Вахромеева). Разумеется, без согласования с Белорусским Экзархатом и комментариев. Слова уважаемого архипастыря сектанты беззастенчиво приспособили к своим агитационным задачам.

Так и на этот раз провокация в Саратове началась с того, что накануне памяти свв. Кирилла и Мефодия, Дня славянской письменности, на улицах появились многочисленные билборды, с которых «пастор» харизматов Дмитрий Таранов приветствовал горожан по случаю праздника от имени своей «Церкви». Саратовская епархия указала на неуместность такого явления. Неопятидесятники родом из Швеции садятся не в свои сани и в очередной раз вводят в заблуждение о себе. Казалось бы, очевидная провокация! Но в том и ловушка светского понимания, что нет ничего предосудительного в размещении кем-либо каких угодно плакатов и по какому угодно поводу. Если таковые не содержат призывов к насилию и размещаются за свои деньги. И так на епархию стали сыпаться обвинения в чрезмерно жесткой, нетолерантной позиции, где не харизматики, а православные оказывались зачинщиками конфликта, ищущими повода наступить на «братьев своих меньших».

Весьма скоро выяснилось, что кампания прекрасно координируется, и участие в проблемах харизматиков из «Слова жизни» готовы принять московские «Славянский правовой центр», «Институт религии и права», небезызвестный «Портал-Кредо.ру», адвокаты, журналисты, правозащитники. Уже одно это должно было насторожить. 27 мая появилось послание Патриарху Кириллу группы неопятидесятнических «пасторов», озаглавленное: «Обращение пасторов церквей „Слово жизни“ г. Саратова и Саратовской области к Патриарху Кириллу по поводу разжигания межрелигиозной розни со стороны Саратовской епархии РПЦ МП» (www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=70 817&cf=). Из него следовало, что Саратовская епархия в последнее время является возмутителем спокойствия, в регионе: она проводит крайне неудачную политику, едва ли не всех настроила против себя, и является центром разжигания религиозных экстремизма и розни. Подложным образом послание апеллировало к Патриархии не столько от лица саратовского «Слова жизни», репутация которого сомнительна даже в среде протестантов, сколько от лица всех «евангельских, протестантских церквей города», которые якобы решились выступить с критикой епархиального руководства. Уверенная, набитая рука столичных кураторов ясно прочитывалась в льстивом обращении к «Основам социальной концепции РПЦ», обильном использовании бюрократической дипломатической лексики в духе «толерантности» и «межконфессионального сотрудничества».
За кадром осталось главное: агрессивные по отношению к традиционному Православию структуры, либерально и фрондерски настроенные по отношению к Патриархии и ее политике, предлагали РПЦ самой себя высечь, во имя торжества светскости и плюрализма.

Случай с Саратовом становится прецедентным. В светском государстве дипломатия для Церкви — вещь неизбежная и во многом оправданная. Но худо, когда к ней привыкают настолько, что забывают о собственно церковном понимании. Письмо саратовских сектантов сработало ровно так, как и задумывалось: руководство ОВЦС удовлетворили пространные и витиеватые политкорректности. С формально учтивыми неопятидесятниками и господами Пчелинцевым и Лункиным, укрывшимися за неопятидесятниками, в каком-то отношении приятней и проще. Ведь они играют в одну общую дипломатическую игру! Саратовской епархии было поставлено на вид. Дубликат ответного послания «братьям во Христе» вполне символично и многозначительно отправили из ОВЦС епископу Лонгину.

На данном месте приходится в очередной раз недоумевать, ужели архиеп. Иларион (Алфеев) намеревается распространить новую практику и на другие епархии? Если петиции, сходные с саратовской поступят в ОВЦС (а таковые почти наверняка поступят) из десятков других регионов… И большинство епархий в глазах сектантов окажутся неугодными, сеятелями межконфессиональной розни… Получат ли все епархии РПЦ порицание? И будут ли удовлетворяться все требования сектантов и стоящих за ними либеральных лоббистов? По памяти, за последние годы в епархиях острые ситуации по правозащитной линии случались в Орле, Туле, Самаре, Воронеже, Мурманске, Ставрополе, Хабаровске, Новгороде Великом, других городах. То, что всегда относилось к направлению антисектантской борьбы, все чаще квалифицируется как нарушение законодательства и дипломатических правил. Общественность пытаются уверить, что Русская Православная Церковь и радения харизматиков — это равновеликие вещи, и лавочки, напоминающие саратовскую «Слово жизни», наравне с Церковью достойно представляет интересы верующей части населения. В странной игре в плюрализм Божественного откровения, которую в последнее время затеяла бюрократия, подобная уравниловка никого не удивляет и только приветствуется.

Можно с высокой степенью вероятности назвать адреса очередных провокаций: Казань, Ростов-Дон, Комсомольск-на-Амуре. Именно в этих городах открываются «филиалы Института религии и права», которые проще охарактеризовать как «филиалы пятой колонны по подрыву влияния РПЦ в обществе». Ибо направленность «правозащиты» для них, к сожалению, определена. Вряд ли в производстве дел обнаружатся иски рериховцев к кришнаитам или баптистов к адвентистам. (www.word4you.ru/news/1117/) Директор «Института» Роман Лункин вполне откровенен в отношении своих целей и методов.

Кроме перспектив антисектантской работы и взаимоотношений с епархиями ОВЦС предстоит решить и такую щекотливую проблему, как взаимоотношения с т. н. «альтернативными православными юрисдикциями», а, сказать коротко, с раскольниками и самосвятами. Ибо, признав нарекания харизматиков справедливыми, логично ли оставлять без последствий стенания о разжигании розни «истинно-православных»? Ужели одним русанцовцам с витальевцами будет воспрещено свободно ступать по Руси, в то время как всякий протестантский или эзотерический «сэйшн» будет надежно охраняться неприкосновенностью и прочими благами «межконфессионального мира»? (www.portal-credo.ru/site/?act=comment&id=1640) Гражданин Лурье, именующий себя «епископом Григорием», во всяком случае, давно спит и видит день, когда плюрализм с толерантностью дадут его карликовой «ИПЦ» возможности требовать от властей своих, отдельных «церковно-государственных отношений».

Итак, вопросов рождается великое множество. Пока же Саратов и область вынуждены как-то привыкать к тому, что РПЦ и РПЦ — это «две большие разницы». Харизматики уже раструбили повсюду, что в Москве, в Патриархии их де принимают лучше, чем в местной епархии. Чиновники в смятении: на кого и чье мнение ориентироваться? Быть может, столица дает отбой, и вместо общественных инициатив РПЦ следует, наоборот, подробнее углубиться в изучение перечня экзотических культов? Одним словом, досадная ошибка, что и говорить. Странно, если в ОВЦС этого не видят.

http://rusk.ru/st.php?idar=114611

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Ф. Ф. Воронов    13.10.2009 21:09
А вот и теплая встреча:
http://www.slovos.ru/gosudarstvenno-konfessionalnyie-otnosheniya/na-vstreche-s-arhiepisk opom-ilarionom-predsedatelem-ovtss-moskovskogo-patriarhata.html Ключевой момент, выражающий главное отличие позиции ОВЦС и лично археп. Илариона от ПРАВОСЛАВНОЙ, заключается в следующих словах: "Архиепископ Иларион добавил, что соседствующие приходы православных и протестантов должны дружить. Единственным условием этой дружбы должно стать отсутствие прозелитизма как с одной стороны, так и с другой".

Т.е.: истина (православие) не имеет НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ. Главное—не заходить на чужую ниву. Верующие понимаются просто как объект "окучивания". Вы окучиваете своих, а мы своих. И никакого тебе "прозелитизма". На этой основе предлагается договориться и с римокатоликами. Как многократно повторялось, например, по поводу встречи нашего патриарха с римским папой, всё будет возможно, если разрешится досадная проблема "прозелитизма" и как-то улучшится ситуация на Западной Украине с униатами. Опять-таки, по принципу: не важно, правы католики или ошибаются, папизм ересь или не ересь. Главное—раздел территории. ЭТО ЕСТЬ ПРИНЦИАЛЬНЫЙ ОТКАЗ ОТ ПРАВОСЛАВИЯ, КОТОРЫЙ И НАЗЫВАЕТСЯ "ЭКУМЕНИЧЕСКОЙ ЕРЕСЬЮ".

Таковая ересь (или "все-ересь", как ее еще называют) на протяжении десятилетий --- после отстранения и, предположительно, убийства через отравление, митрополита Николая (Ярушевича) в 1961, см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%28%D0%AF%D1%80%D1%83%D1%88% D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%29 --- является официальной позицией ОВЦС. Именно против нее робко возражала Русская Зарубежная Церковь при переговорах об воссоедиении, а теперь, приходится сделать вывод, --- "присоединилась к большинству".

Архиеп. Иларион не сделал ничего нового, а повторил ту позицию, которая была утверждена до него…
  Иван Прокофьев    13.10.2009 18:33
А вот что утверждают "наши братья во Христе":

"Многие люди задают вопрос: а почему вы не православные? Ответ прост: каждый должен быть на своём месте. При всем моем уважении к православию, я остаюсь евангельским христианином, потому что верю, что это моё призвание.

Конечно, за 1000 лет православная церковь сделала очень много для нашего народа, поэтому мы уважаем и почитаем православную церковь.

Но если посмотреть на количество искренне верующих людей в России, становится понятным, что сегодня нашу страну трудно назвать христианской. И это не результат семидесятилетнего правления безбожной власти.

Язычество, переплетенное с христианством, доминировало и до революции 1917 года. Гадание на рождество, масленица, проводы зимы, поход на кладбище в день пасхи, вера в домовых, различные приметы и многое другое берут свое начало в языческих обрядах. В Библии даются многочисленные примеры того, как подобные явления обращались в проклятье для народа Божьего. По-видимому, такое положение вещей и породило самое воинственное и безбожное государство в истории.

Может быть, и сегодня большинство проблем в нашей стране возникает из-за того, что мы называем себя христианами, а живем как язычники…

Я убежден, что если человек искренне верит во Христа, в какую бы церковь он не ходил (разумеется, речь идет о христианских церквях), Бог может дать ему спасение .
Но наше предназначение, хочу повторить это еще раз, – жить в соответствии со Словом Божьим.

Поэтому мы не молимся святым, а стараемся подражать им; не зажигаем свечи, а сами горим для Господа; не осеняем себя крестным знамением, а, умирая для своих греховных желаний, подобно как Он умер на кресте, служим Господу…"

http://www.slovos.ru/hristianstvo-segodnya/pochemu-vyi-ne-pravoslavnyie-ili- prednaznachenie-evangelskih-tserkvey.html
  Иван Прокофьев    13.10.2009 18:23
Ну вот и расставлены точки над "е". Архиепископ Илларион обратился к руководству неохаризматической секты "Слово Жизни" со словами "Уважаемые братья во Христе!". После этого письма под вопросом оказывается не только деятельность российских сектоведов, но и определение Архиерейского собора 1994 года.

Редакции РЛ. Мне кажется, в этой ситуации необходимо взять комментарий у А.Л.Дворкина, чтобы прояснить позицию РАЦИРС по данному вопросу.
  Дмитрий А.    13.10.2009 17:26
http://www.slovos.ru/gosudarstvenno-konfessionalnyie-otnosheniya/chego-zhe-mozhet-stoit-dosadnaya-oshibka.html
  Одиноков    12.10.2009 10:29
Хочешь-не хочешь, а придётся подождать обещанного Дмитрием А.
Я подожду с надеждой на то, что А.Б.Рогозянский, которого все знают, всё-таки "был введен в заблуждение".
  Вера.    12.10.2009 07:33
http://www.newsnn.ru/portal/content/view/12452/279/

«Я их спросил: «Вы понимаете, что, начиная такую акцию, вы бросаете вызов российскому обществу и Православной церкви?» Мне ответили: «Да мы понимаем», – приводит фрагмент диалога с представителями центра «Ощути силу перемен» о.Игорь.»

ОНИ понимают. МЫ понимаем. ВСЕ понимают(?)
  Дмитрий В.Ч.    12.10.2009 00:21
Вы знаете – не верится.
То есть написать-то Вы можете – но вот веры написанному не будет.
1) Неизвестно, кто Вы (а кто такой А.Б.Рогозянский – всем известно). Вы публикуете текст письма – а откуда Вы его взяли? Вы что – работаете в секретариате отправителя? Или в секретариате получателя? Но в обоих случаях Вы бы не имели права публиковать переписку без согласия руководства. Значит, что получается: руководство не желает выступить официально и пыьается погасить вопрос анонимными материалами. Типа: погасим костер бензином.
2) Вы публикуете урезанный текст письма – без обращения, в котором, по правилам делопроизводства, и должны были в первую очередь содержаться цитируемые Рогозянским слова, если они вообще были в письме.
3) Вы обвиняете Рогозянского в "вопиющей провокации", тогда как максимум что можно ему инкриминировать при самом неблагоприятном для него исходе – что он был введен в заблуждение.

В общем, впечатление такое, что Вы считаете и автора, и форумчан людьми недалекими. Ошиблись, однако!
  Иван Прокофьев    11.10.2009 22:54
Одним словом, ОВЦС… Тайна за семью печатями :-)
  Eugenie    11.10.2009 22:43
Странно изначально выдавать подобные статьи, не имея возможности предоставить этот самый подлинник. Потом еще дожидаться ОФИЦИАЛЬНОГО опровержения ОВЦС…
Как минимум, несолидно…
  Дмитрий А.    11.10.2009 22:36
Самый первый комментарий:
"Раиса Ильина 01.10.2009 08:29
"Братья во Христе" – презентация неохаризматиков архиепископа Иллариона – это не ошибка. Это предательство Господа нашего."
А как по-вашему это называется? Не Иуда ли предал нашего Господа?
Чтобы источник представленного был всем известен на этой неделе я напишу реакцию на эту статью со всеми подробностями и сканированными документами. Ссылку на статью оставлю здесь.
Господин автор публикации Вы бы лучше подумали теперь о том, как не стыдливо объяснить людям где же все-таки владыка Иларион сказал, что "Слово Жизни" не секта?
Ваша статья – это пример вопиющей провокации и это мое мнение, имею право, не обижайтесь.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика