Русская линия
Русская линия Николай Яременко03.09.2009 

Свеча Константина Великоросса
3 сентября 1942 года родился художник К.А.Васильев

Россия, Русь, храни себя, храни,
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нахлынули они,
Иных времен татары и монголы.
Н. Рубцов


Константин Васильев прожил короткую жизнь. Ему было всего тридцать четыре года в тот роковой вечер 29 октября 1976 года, когда он вдвоем с приятелем спешил на вечер в Зеленодольске, где должно было происходить обсуждение его картин после выставки, и их обоих нашли под поездом… Как всегда вырывается из сердца надрывное: «В самом расцвете сил и таланта…» С безвременных смертей Пушкина и Лермонтова наших гениев преследует эта страшная традиция.

Константин Васильев. Автопортрет. 1976 г. Да, Константин Алексеевич Васильев прожил мало. Но он успел создать свой огромный и неповторимый мир. Удивителен его предсмертный портрет. На нем изображен зрелый, много испытавший и переживший человек. Глаза полны решимости, силы, мысли, скорби. Он подобен Достоевскому, сидящему перед чистым листом бумаги. Правой рукой он забрасывает за левое плечо немецкую пивную кружку с орлом — он окончательно прощается с зигфридами и валькириями. Фон красный — там, сзади, еще горит пожар. Но на лицо уже падает белый светлый луч. Художник переполнен творческими силами, он идет к истине и свету… Таким принял его Господь.

Помню одну из первых его выставок в здании Московского речного вокзала, где был выставлен самый популярный цикл среди почитателей Васильева — это картины «Старец», «Жница», «Ожидание», «Море», «Шторм», «Нечаянная встреча», «Северный орел», «У чужого окна», «Великан». Образы русских людей здесь не те, которые мы видим в зеркале или с экрана телевизора, но те, которые где-то очень глубоко в нас сумел разглядеть художник Васильев. Художник, сумевший предугадать наше время из глубины глухих 70-х, прозревший в идейных сумерках, увидевший нынешнее противоборство сил. В бесчинстве длящегося лихолетья его творчество звучит чистой и ясной нотой, лики картин не лгут.

Среди известных художников первым на Васильева обратил внимание Илья Глазунов. Увидев работы «Нечаянная встреча» и «Гуси-лебеди», Глазунов позвонил министру культуры и сказал, что готов организовать выставку Константина Великоросса (таков был творческий псевдоним художника). Из Казани работы привезли на самосвале. Выставку тогда сделать не удалось, слишком сильна была «воинствующая серая посредственность у власти», но главное тогда Глазунов вдохновил Васильева на создание цикла картин, посвященного русским былинам, теперь они занимают целый зал в Музее творчества Константина Васильева. Так пересеклись пути двух выдающихся художников-патриотов.

Константин Васильев. Витязь Васильев — художник героического миросозерцания. Главная тема его живописи — это Россия в ожидании героя-освободителя. Кто этот грядущий герой? Может быть, это «Человек с филином» (сам художник в кругу друзей именовал эту картину «Грядущий»), седовласый пророк с вещей птицей, символизирующей мудрость, вызревшую в сумерках истории. Старец ступает по облакам, держа в руке плеть — знак власти, которой должно пасти и вразумлять народы, бесчисленные, как песок морской. Под свистящими ударами этого воловьего бича побегут в ужасе глумливые ненавистники России, и развеется марево напасти над Землею Русской. В ногах старца горит свиток с надписью: «Константин Великоросс, 1976», — это псевдоним и год гибели художника. Но из пламени сгорающего имени возникает, подобно птице Феникс, молодой дубок, свежая, юная поросль. В этом пророческом образе, завершенном художником за считанные дни до трагической гибели, дается обетование — сгорая, Васильев завещает силу духа и путь грядущим сынам России, ее молодой поросли, которой суждено могущество.

Герои былин и сказаний Земли Русской, образы народной генетической памяти, дремлющие под спудом каждой русской души, — обрели живописную плоть под кистью Васильева. Художник уподобился древнему певцу-баяну, вызывавшему к жизни тени великих предков. Сознание родства с могучими героями-предками придавало слушателям былин силы их прародителей и благородную чистоту помыслов.

Самой знаменательной фигурой русских былин для Васильева был Илья Муромец, которому посвящены работы: «Илья Муромец освобождает узников» и «Илья Муромец и голь кабацкая». Сродни Илье-богатырю и Микула Селянинович и Добрыня и Вольга и Василь Буслаев, и Садко, гость Новгородский, изображенный Васильевым на картинах «Садко в море» «Садко и Владыка Морской"… Но настало грозное лихолетье. Плачет-убивается княгиня Ярославна на картине «Плач Ярославны», она оплакивает не только участь мужа, но и саму Святую Русь приснопамятную. Воздетые к небу руки, глаза наполненные слезами… Безутешные рыдания княгини о минувшем и безвозвратном на фоне наползающих сумерек. Осиротевшая душа кричит в бездонную небесную бирюзу, горе пронзило юное сердце. Но у Васильева нет мертвого — есть уходящее.

Константин Васильев. Нашествие Заключительный героический период в творчестве Васильева — это период Великой Отечественной войны. Это было великое нашествие на Русь, пожалуй, величайшее за всю историю, если исключить последние времена. Одна из картин художника так и называется: «Нашествие». Работа выполнена в черно-серых грозовых тонах. Кажется ничто не сможет препятствовать нахлынувшим на Русь полчищам. Но в самом живописном образе разлито недоброе молчание, это затишье перед грозой.
Зловещую тишину нарушает только четкий шаг вражеского войска по пыльной дороге. На самом деле на картине Васильева главное противостояние двух сил — покорившей полмира фашистской орды и Святой Руси, которая смотрит на супостатов с древних фресок. Образ лаконичен, но он исчерпывающе выражает истинный характер противостояния. Когда в 1812 году шедший на Русь Наполеон переходил через Западную Двину, он задрал голову к небесам и крикнул дерзко: «Тебе — небо, мне — земля!» В этих словах заключен смысл всякого нашествия на Землю Русскую. И русский витязь в очередной раз поразил змея, флаг Отечества взвился над поверженным Берлином…

Наследие Васильева самодостаточно, оно образует законченную систему образов, но в этой системе символического реализма Васильева Север — понятие священное, представляется художнику духовной святыней. Краски Севера наложили свою печать на цветовую палитру Васильева. Белый цвет снегов, серое, большей частью мглистое небо, багрянец морозного рассвета, это навеки запечатлелось в заповедной глубине русской души.

Константин Васильев. Прощание славянки Васильев — живописец зимы. Красный цвет у него чаще всего означает духовную напряженность перед схваткой. Синий цвет означает некий предел. Это предел, за которым кроется тьма. Синий цвет ночи, в которой царствуют чудовища, окаймляет окно в «Ожидании», но эта зловещая ночь отступает вместе с меркнущими звездами, перед белой свечой, которая маяком зовет из-за края земли «Грядущего» со свечой и плетью «Человека с филином». За синим пределом ночи клубится враждебная жизни чернота, исчадия которой бегут с Малой, Белой и Великой Руси перед наступающими днями — Красна Солнышка.

Очевидцем этой незримой битвы и был художник Константин Васильев, или Константин Великоросс, — этим своим творческим псевдонимом, как богатырской броней, он до сих пор страшен ненавистникам России и люб ее защитникам.

Помочь народу вспомнить героическое прошлое — значить предуготовить его к великому будущему. В этом — главная заслуга Константина Васильева.

http://rusk.ru/st.php?idar=114490

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  belost    04.09.2012 18:02
Почитайте хорошую статью «ТАЙНА ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВА»,
там же оригинальный стихотворный портрет: http://www.stihi.ru/2012/09/04/4666
  Тимофей Черепанов    03.10.2010 16:33
если мы считаем что защищать Музей картин Васильева нельзя руководствуясь тем что мол под заявлением подписались язычники и в музее проходили их выступления, то по этой логике не надо было защищать нашу страну против национал-социалистичской Германии в 1941-45 гг. опять же по соображениям мол – страна безбожная языческая, в ее армии есть безбожники-марксисты в ее учреждениях ведут безбожную пропаганду, а надо переходить на сторону национал-социалистов, двигавшихся на нашу землю. Надо задать вопросы зачем спор кому выгодны те или иные точки зрения и для его. и если присмотреться то выделяются вполене полярные среди них и если подумать, то ипонятно их задачи. Давайте искать правильный путь как Христос к которому подходили иудеи искушая его. "Богу Божие, а кесарю кесарево". К нам и теперь подходят эти самые иудеи с теми же намерениями. Будем молить Бога дать нам мудрое решение. За Русь Святую!
  Родная    24.10.2009 16:47
Я проработала в Картинной галерее Константина Васильева (Казань) 6 лет, хорошо знакома с друзьями Васильева, среди них нет ни одного язычника. Когда в прессе активно обсуждался вопрос о вере Васильева, в галерее было решено сделать аудиозаписи друзей художника, рассуждающих о вере. Никто не сказал о том, что Васильев был язычником.
Казанская галерея К.Васильева – это очень сильно отличающееся учреждение от московского музея. В галерее не собираются язычники, не проводятся языческие обряды и концерты. В экскурсиях, проводимых на материалах экспозиции не говориться о художественных образах Васильева, как о языческих.
  Вестовой    06.09.2009 20:07
Константин Васильев – самобытный художник, обогативший русскую культуру могучими образами былинных богатырей и картинами великой природы Русского Севера! Трагическая гибель художника-почвенника в расцвете его творческих сил наталкивает на мысль, что как и в случае с Сергеем Есениным, Николаем Рубцовым, Василием Шукшиным, это НЕ было случайностью!
Упокой Господи, душу раба Твоего Константина в селениях праведных! Вечная ему память!
  Филимонов    04.09.2009 15:52
Да не мучает меня никакая эстетика и картины меня не смущают. Мне кажется принципиально неправильным и недопустимым то, что под маркой "Васильева", как бы к нему и его произведениям ни относиться, ведется вполне конкретная неоязыческая, антихристианская проповедь. А неции православные, из соображений "патриотизма", считают допустимым этому способствовать, поддерживать сохранение одного из эпицентров распространения духовной инфекции. Двадцать раз был бы этот Васильев великим художником, светочем земли Русской, и все такое. Ну сделайте православный центр имени Васильева, повесьте там иконы, пригласите батюшку, объясняйте приходящим, что на самом деле его картины проникнуты духом веры, прощения врагов и любви к людям по заповеди Христовой. Если бы это действительно удалось, это было бы великое дело, ибо не здоровые имеют нужду во враче, но больные, и в том числе – больные неоязычеством. Но не можем же мы, православные, поддерживать тех, кто ратует за сохранение нынешнего музея, со всеми его неприглядностями!
  Провинциал    04.09.2009 14:58
Знаете, что мучает Вас и что привлекает почитателей язычества?
Не пантеон языческих богов, а эстетика древнего и дохристианского мифа. Что-то очень национальное (можно сказать, националистическое). Хотя мы видим увлечение раннего Васильева германским эпосом (Нибелунги).
Но позже тот же Васильев пишет полотна, на которых осуждает фашисткое нашествие и возвеличивает нашу Победу. Укажите, какая из картин Вас смущает? – Разве что обнаженные русалки?
Можно отринуть всё нехристианское и светское. Но это уже будет монашество.
  Провинциал    04.09.2009 14:33
Предлагается выступить в защиту музея и его картин, а не в защиту вышеназванных Вами людей или их теорий.
А картины должны быть достоянием России, а не распродаться по аукционам.
Вы знаете, какой смысл в изображение креста владывали розенкрейцеры? И что, после этого от креста отречетесь? А если эти люди будут защищать творчество, например, Брюллова? И фэнтези, может, и неполезная литература, но, в большинстве своем, просто сказка для взрослых.
Эти люди – наши соочественники и если они ратуют за доброе дело – почему бы не присоединиться? Почему-то вы не говорите о том, что картины Васильева размещены уже давно на православном сайте rus-sky, да и на нем одном.
Уверен, творчество К. Васильева дорого и многим православным людям.
  Urus    04.09.2009 12:50
Думаю, вы не совсем правы. Я в своё время серьёзно увлекался творчеством Константина Васильева и сделал для себя «крамольный» вывод о том, что язычество и православие, как собственно религиозные феномены, сами по себе большой ценности для него не представляли. Для Константина Васильева главной была РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ во всём её историческом многообразии. И он пытался передать эту русскость через синтез языческих и христианских образов, стараясь не замечать их очевидную дихотомию. В результате в его творчестве (как и в нём самом) постоянно боролись языческие и христианские начала, что видно, в частности, на примере образа Ильи Муромца. И эта борьба, в известном смысле, есть отражение процессов, происходящих внутри всего русского народа: ведь и по сей день тот же Илья Муромец для одних – это исключительно православный святой, а для других – лишь эпический персонаж, который в Киеве с церквей маковки с крестами сшибал.
Таким образом, ошибаются и те, кто видят в Константине Васильеве апологета язычества, и те, кто пытается разглядеть в нём православного подвижника. Кстати, в 1988 году Константину Васильеву была посмертно «вручена» Премия комсомола Татарии им. М.Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне. И тогда же «демократы» начали клеймить его в прессе, как «певца расового превосходства» и поклонника нацистской идеологии. Так что «поводы» для того, чтобы тусоваться в Музеях Константина Васильева, могут найти ещё и коммунисты с фашистами.
Но, в любом случае, творчество Константина Васильева менее русским от всего этого не станет.
  Филимонов    04.09.2009 12:20
Я совершенно не собираюсь осуждать самого Васильева, Бог ему судья. Вполне возможно, что сам он хотел лишь одного хорошего, и нынешние поклонники глубоко извратили смысл его творчества (хотя лично мне оно никак уж не напоминает "добрую сказку". Но более чем странно видеть на православном форуме заявления в поддержку этого самого музея, где, насколько я понимаю, проводились, например, лекции кощунника "Доброслава"! Факты таковы, что сегодня пропаганда творчества Васильева – это в значительной части пропаганда неоязыческая и антихристианская. Если кто-то сумеет изменить эту ситуацию (хотя как – непонятно, сама статья Николая Яременко не показалась мне убедительной), тогда – милости просим. Но поддерживать нынешние объединения почитателей Васильева… Вы посмотрите, кто подписал это "Заявление в защиту музея".

Сергей Алексеев, автор языческих фэнтези, который считает, что "вся историческая наука, это касается филологии и этимологии, работала в угоду христианства вообще и православия в частности. Надо было доказать, что Россия существует тысячу лет, а до того была кромешная тьма беспросветная и люди жили аки звери». Задорнов, ныне – соратник Алексеева по пропаганде всяческой арийско –ведической мути, «расшифровки» всех слов через «Ра» и т.п. Горячев – этот в эмблеме своего скиновского журнала умудрился совместить «крест Константина» и «Копье Перуна». Барановский, который занимается «правовой поддержкой» скинов, осужденных за убийства и нахваливает свое кино, где «представлены эксклюзивные ранее нигде не демонстрировавшиеся кадры хроники на которых Дмитрий Боровиков нарекается Коловратом на празднике Перуна» . Это только то, что я нашел навскидку, за пятнадцать минут.

Милые мои, и это – наши единомышленники?! Это те деятели, которых мы должны поддержать в борьбе за «музей Васильева»? Очевидно, что движение поклонников Васильева – сборище погановеров и врагов Церкви. Это плохо – но многажды хуже то, что мы, не глядя, готовы подать руку каждому, кто заявляет о себе, что он, видите ли, «патриот». Нам катастрофически не хватает иммунитета, не хватает трезвомыслия. По моему глубокому убеждению, борьба с активно действующим в России неоязычеством неизмеримо важнее поддержки музея художника, глядя на картины которого многие, как мы видим, не оказались способными сохранить ясность ума и чистоту чувств.
  Провинциал    04.09.2009 10:06
Чушь! Он никакой не апологет, в его творчестве нет языческой веры, есть иллюстрация мифа, сказки. Или всерьез думаете, что художник веровал в "Рождение Дуная" в том виде, как изобразил?
К. Васильев не был истинно православным христанином, как и большинство людей того времени. И я тогда таковым не был.
Он был просто насквозь русским, воспевавшим русское, доброе, поэзию русской сказки.
Вы походи на начальника пионерского лагеря в своей осторожности. "Посторонним В!"

Страницы: | 1 | 2 | 3 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru