Русская линия | Николай Бурляев | 11.06.2009 |
X. По предложению нашего белорусского друга, Председателя Союза Кинематографистов Белоруссии Юрия Марухина мы пригласили на прошедший IX Кинофорум Благочинного Мичуринского Благочиния, протоиерея Александра Филимонова. Отец Александр был настолько потрясён и воодушевлён увиденным, что по возвращению домой он рассказал о виденном и пережитом на «Золотом Витязе» правящему архиерею, Архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Евгению и попросил благословения на проведение в Тамбове и Мичуринске акции Эхо Международного Кинофорума «Золотой Витязь». Владыка Евгений получил принципиальное согласие Губернатора Тамбовской области Олега Ивановича Бетина и в конце октября 2000 года большая делегация Всеславянского Кинофорума, в составе 21 кинематографиста из 7 стран прибыла в Тамбов. Тамбовская администрация подготовилась к нашему приезду настолько серьёзно, как будто они принимали сам Кинофорум «Золотой Витязь»: рекламные растяжки, транспаранты и плакаты висели по всему городу. Нас постоянно сопровождал эскорт милиции, всюду нам давали «зелёную улицу». За три дня состоялось множество встреч в Тамбове, Мичуринске и других городах, тепло встречавших замечательных артистов: Екатерину Васильеву, Александра Михайлова, Аристарха Ливанова, Дмитрия Золотухина, Ингу Шатову, белорусов — Александра Котенёва, Татьяну Мархель, украинцев — Игоря Черницкого и Николая Романова, серба — Йована Марковича, итальянца — Анжело де Дженти… За три дня на наших встречах побывало около 20 000 тамбовчан.
Губернатор Олег Иванович Бетин явно не подозревал, давая своё согласие принять Эхо «Золотого Витязя», какой мощный духовный заряд принесёт с собой это «Эхо». Мне пришлось быть ведущим заключительного гала-концерта и видеть, как каждый из артистов зажигался, от покидающего под аплодисменты сцену коллеги, высоким духовным подъёмом и старался не уронить планку. Каждый из артистов казалось творил своё лучшее, сокровенное выступление в жизни. Сердце Олега Ивановича полностью открылось «Золотому Витязю». Прощаясь, он предложил провести в Тамбове грядущий X Всеславянский Кинофорум в мае 2001 года.
24 мая 2001 года, 250 кинематографистов из 26 стран мира прибыли в Тамбов. Как ни старались мы ограничить количество фильмов, повышая требования к художественному уровню фильмов, и в том году конкурсная программа Кинофорума была обширная 200 картин. Свои картины представили Кшиштоф Занусси — «Жизнь как смертельная болезнь…», Михаил Пташук — «В августе 44-го…», Виталий Мельников — «Луной был полон сад». Среди документалистов были такие мастера, как Юрий Шиллер, Николай Ряполов, Борис Криницын, Людмила Коршик, Андрей Осипов, Тенгиз Семёнов, Александр Александров, Вячеслав Орехов, Тофик Шахвердиев, Валентин Курбатов, Евгения Головня… Как всегда сильную сербскую программу собрал Йован Маркович.
Утром 24 мая, в день Открытия Кинофорума, мы совершили, ставший традиционным, Крестных ход. Четыре колонны, вышедшие после литургии из четырёх тамбовских храмов, слились в единый поток, вышли к главному кафедральному собору, перед входом в который Владыка Евгений совершил молебен о Всеславянском Кинофоруме и предоставил слово Олегу Ивановичу и мне. Следуя совету Библии, я никогда не пишу заранее своих речей, надеясь на то, что придёт миг и Господь откроет мои уста, и найдутся нужные слова. В это солнечное утро, вглядываясь в глаза дорогих моих коллег, застывших среди тамбовчан, благоговейно внимающих совершающемуся на их глазах светлому, соборному действу, я не мог говорить обыденно, эмоции радости и печали переполняли моё сердце. Господь умудрил меня говорить об ответственности грешных кинематографистов пред народом, перед которым мы так виноваты, о нашем очищении, покаянии, смирении своей гордыни и тщеславия, о том, что мы стоим у открытых дверей Храма и молим Господа освятить нас верою, укрепить наши сердца, помочь нашему неверию…
Оперативное руководство Кинофорумом было в руках директора «Золотого Витязя» Валентины Алексеевны Степановой и начальника управления культуры Тамбовской области Александра Николаевича Кузнецова, который смиренно выполнял указания нашей волевой воеводы. Оргкомитет работал, как часы — слаженно и чётко. Казалось, что администрация области мобилизовала в распоряжение Всеславянского Кинофорума сотню помощников. К каждому артисту, каждой делегации были приставлены свои опекуны, свои машины. Все участники фестиваля отмечали заботу организаторов о каждом из них, все чувствовали себя желанными и необходимыми.
И торжественная церемония Открытия Кинофорума была, пожалуй, одной из лучших за эти 10 лет. Торжественно и горячо встречали зрители каждого из участников Кинофрума, которых за руку провожали через весь зал дети: Георгий Жжёнов, Евгений Матвеев, Лидия Федосеева-Шукшина, Лариса Лужина, Валентина Теличкина, Ивар Калнинш, Ивана Жигон, Анжело де Дженти, Здравко Велимирович, Йован Маркович, Игорь Масленников, Владимир Грамматиков, Виктор Мережко, Сергей Жигунов, Станислав Микульский, Барбара Брыльска… С какой любовью приветствовали их люди, встав со своих мест.
В этом году медали имени С.Ф.Бондарчука «За выдающийся вклад в славянский кинематограф» вручались Евгению Семёновичу Матвееву и моему дорогому другу Йовану Марковичу, который так много сделал за эти годы для становления «Золотого Витязя» и развития славянского кинематографа.
Е.С.Матвеев произнёс потрясающую речь поклонения памяти великого С.Ф.Бондарчука. Он говорил настолько эмоционально и страстно, что, покинув сцену, ему стало плохо с сердцем.
Йован Маркович перед выходом на сцену получил известие о том, что скончался его отец, и он должен немедленно вылететь в Белград. Его слова о том, какое значение имеет для него эта награда, вручаемая именно в этот день, были особенно понятны тем, кто знал о постигшем Йована горе. В новом каталоге, который я считаю самым лучшим и красивым из всех изданных нами за эти годы, Йован писал: «Десять лет существования „Золотого Витязя“ — это 10 лет моей жизни, моей души. Когда фестиваль открывается в Кремле или где бы то ни было, зажигаются прожектора, затихает гул в зале, наступает момент, по степени волнения схожий с мгновением перед прыжком с самолёта. А потом открывается парашют, и вы парите. Драма перед прыжком. Для нас, стоявших у истоков „Золотого Витязя“, он всегда является этой драмой перед прыжком.
В течение этих 10 лет, по стечению обстоятельств, драма разыгрывалась и в моей стране. 10 лет войны. Почти весь мир осудил и отверг нас… Драма во мне. От „Витязя“ к „Витязю“ есть только этот прыжок, а потом я парю между небом и землёй.
Я постоянно спрашиваю себя, чего мы добились, создав наш фестиваль? Из-за войн и этой драмы я постоянно вспоминаю „Илиаду“. Несмотря на описываемые там бои, колесницы и военные корабли, „Илиада“ прежде всего — история о любви во всех её проявлениях. Я всё время думаю о самом странном, но и о самом человечном проявлении любви, описанном в „Илиаде“, когда Ахиллес сжалился над своими врагами, отдал им тело Гектора и заплакал… На самом деле, он показал свою любовь к врагам.
Почему я думаю об этом сейчас? Разве мы, славяне, православные, русские, сербы, не окружены сегодня врагами, которые хотят уничтожить нас? И чего мы добиваемся, проводя наш „Золотой Витязь“? И я понял: мы тем самым показываем свою любовь к врагам. Может быть, так мы спасём и их, и себя.»
И ещё одного серба, черногорца Зорана Костича настигло в Тамбове горе — у Зорана в этот день умерла мать. И поскольку он тоже должен был немедленно покидать фестиваль, мы решили вручить Зорану его высокую награду: «Золотой Витязь» за лучший сценарий «Трепетова». Сценарий о жене Зорана Костича русской актрисе Елене Трепетовой, которая была награждена в 1992 году премией «За лучшую женскую роль» в фильме «Зверь выходящий из моря» В.Жалакявичуса. А в 1993 году я привёз Елену в составе нашей киноделегации в Нови сад. Зоран увидел её, влюбился и сделал ей предложение. Елена ответила Зорану взимностью и вскоре у них родилась дочь.
Тамбовское Открытие было грандиозным. Концертные номера тамбовчан их оркестр, ансамбли, танцоры были высочайшего профессионального уровня и ничуть не уступали столичным народным артистам.
Впервые после фестиваля в Нови Саде в 1993 году телевидение заинтересовано транслировало целиком программы Открытия и Закрытия и освещало каждый шаг Кинофорума. Правда, это касалось, лишь Тамбовского телевидения. Центральные каналы вновь не проявили к «Витязю» большого интереса. Завершалось Открытие премьерой нового фильма «Романовы. Венценосная семья», который приехали представить мои старые друзья Глеб Панфилов и Инна Чурикова, впервые посетившие «Золотой Витязь».
Спустя несколько дней я увидел в записи интервью моего сына Ивана, которое он дал перед началом Кинофорума, приехав в Тамбов раньше меня готовить церемонию Открытия. Меня поразило и порадовало то, что он говорил. Иван, ещё не зная окончательной фестивальной мозаики: состав участников, картин и прочих деталей, которые ещё только уточнялись в Москве, говорил в эфир то, что говорил бы и я. Мне нравилась его речь по сути, по достоинству, по идеологическому соответствию тому делу, которым занимается его отец, а теперь и он, являясь Арт-директором Кинофорума. Я видел, что Иван вжился за эти годы в «Золотого Витязя», ставшим для него родным. Годы становления нашего Кинофорума Иван учился в школе при Консерватории, а потом в самой Консерватории, где далеко не все разделяли деятельность его отца. Я видел, как он присматривается, пытается разобраться: где правда. Сегодня он не боялся говорить не модные нынче у столичной молодёжи слова о патриотизме и возвышении души человека. Первый раз я подумал — есть кому продолжать начатое мною.
Мы провели Третий Съезд Международного Объединения Кинематографистов Славянских и Православных Народов. Ввели в состав Президиума новых коллег: от Грузии Вице-президентом МОК СПН стал Реваз Давидович Чхеидзе, от Польши Барбара Брыльска и Малгожата Потоцка. Съезд принял решение о создании Российского национального Киноцентра.
Каждый день различные делегации разъезжались во все концы Тамбовского края. Радушие, гостеприимство, цветы, слёзы и слова благодарности зрителей, которым «Золотой Витязь» возвращал веру и надежду на нравственное возрождение кинематографа. За 10 фестивальных дней состоялось более 50 встреч, которые посетило около 100 000 зрителей. А если прибавить полтора миллиона телезрителей тамбовщины, то получится абсолютный зрительский рекорд «Витязя» за всё десятилетие его существования.
Ещё при проведении Эхо «Витязя» в Тамбове в прошлом году, узнав о наших планах создания национальной киностудии и киноакадемии, руководство администрации обмолвилось о том, что готово предоставить в распоряжение «Золотого Витязя» имение Воронцовых-Дашковых в селе Новотомниково и выделить 30 000 гектар земли.
Меня свозили в Новотомниково, показали дворцовый комплекс, парк, предоставили возможность облететь на вертолёте, предлагаемые нам 30 000 гектар земли. Заворожённый красотою смотрел я на леса, поля, озёра, извивы реки в солнечном сиянии… Здесь можно строить киностудию, снимать фильмы для нашего народа, воспитывать кадры и возрождать национальный кинематограф.
В день закрытия Кинофорума мы с Губернатором Олегом Ивановичем Бетиным подписали договор о создании в селе Новотомниково инфраструктуры Российского национального киноцентра. Мэры четырёх городов Тамбовской области объявили общественности о своей готовности предоставить под прокат «Золотого Витязя» свои кинотеатры.
Значит пришло время «Золотому Витязю» начинать прокатную деятельность.
«Гран при» Жюри присудило фильму «В августе 44-го…». Михаила Пташука не было в Тамбове — он завершал новый фильм в Голливуде. Вернувшись в Москву я пришёл с просьбой поддержать наше начинание к Заместителю Правительства России В.И.Матвиенко, к Председателю Госдумы Г. Н.Селезнёву, Полпреду Президента Г. С.Полтавченко. Каждый из них выразил одобрение и поддержку…
Спустя несколько месяцев О.И.Бетин навестил меня в Москве и сказал, что получил отписку Министра культуры М. Швыдкого о том, что Минкульт и так ежегодно оказывает поддержку «Золотому Витязю». Олег Иванович сказал, что этого следовало ожидать, не надо расстраиваться, нужно действовать постепенно, поэтапно…
Самое трогательное в этой нашей встрече было то, что Олег Иванович неожиданно сказал мне:
— А Вы помните, как мы с Вами шли по улице после закрытия фестиваля из зала Филармонии в Администрацию и группа юношей и девушек благодарили нас за этот праздник. Уста его говорили от избытка сердца, в глазах его я увидел слёзы. Слёзы в глазах крепкого русского мужика, действующего Губернатора… стоят дорогого. Значит не всё потеряно на Руси.
Впервые опубликовано на сайте Кинофорума «Золотой Витязь»
http://rusk.ru/st.php?idar=114269
|