Русская линия
Русская линияПротоиерей Вячеслав Пушкарев13.05.2009 

Православный кавказский узел необходимо разрубить

Почти семнадцать лет прошло после завершения горячей фазы грузино-абхазской войны на территории абхазской автономии, которая привела к жестокому разделению между двумя давно живущими рядом народами. Семнадцать лет прошло, но совершенно не заживают нанесённые враждой раны на национально-религиозном теле обоих народов.

Протоиерей Вячеслав ПушкаревПриглядываясь к грузинам-беженцам и абхазам-аборигенам, разговаривая с ними об Абхазии и о прошлых и дальнейших судьбах обоих народов, отчётливо понимаешь, что ситуация не имеет потенции к самоизлечиванию. Не имеет, прежде всего, в силу полного нежелания примиряться со стороны абхазского народа. Именно народа, а не руководства. Простым абхазам ненавистны любые разговоры о возвращении к статусу автономии в составе Грузии. Абхазы осмысленно презирают все миротворческие действия грузин и в любой беседе, даже дети и женщины, не преминут агрессивно высказаться против любых попыток примирения, покрывая грузин самыми не лестными эпитетами.

Ничуть не лучше обстоит дело с мироощущением грузин. Для любого грузина-беженца и континентала территория Абхазии — это законная территория Грузии, временно находящаяся («как это уже не раз бывало в истории») вне грузинской государственности и не при каких условиях не подлежащая отчуждению. Практически каждый из грузин-беженцев на вопрос о том, кто такие абхазы, без тени сомнения скажет: «Абхазы — недоразвитые дикари, только вчера спустившиеся с гор, язычники, глупцы, предатели и воры». И мы здесь не открываем Америки. Это у всех на устах.

Результатом подобного политико-исторического противостояния стала пятнадцатилетняя экономическая изоляция Абхазии, повсеместная разруха-запустение, полное разграбление и наглый захват (под видом военных трофеев) собственности 300 000 беженцев грузин, масса кровавых стычек на границе двух республик, последние события с захватом абхазами всего Кодорского района и не прекращающаяся националистическая риторика в СМИ по обеим сторонам границы.

Нам, православным христианам, можно было бы об этом не говорить и не заботиться, если бы это не касалось непосредственно нас, наших близких и нашей веры, если бы у нас не было понимания исторически религиозно-православной подоплёки под всем этим националистическим безумием. А ведь именно религиозно-национальный вопрос всегда смущал ситуацию в Абхазии. Не стоит также забывать неблаговидную роль Российской империи в этом вопросе.

Начиная с IX века и вплоть до 1795 года на территории современной Абхазии и части Западной Грузии существовал Абхазско-Имеретинский католикосат. Эта православная церковь, то была независимой, то находилась под Мцхетой, но факт её существования и исторической автокефалии неоспорим. Российское правительство интернировало последнего абхазского патриарха-католикоса Максима II в Россию и в нарушение канонов Церкви передало Абхазскую Церковь под управление Грузинского экзархата в составе РПЦ (незаконно пониженной в статусе — лишённой автокефалии Грузинской Церкви в 1811 году). Таким образом, Россия насильственно прекратила существование независимой Абхазской Церкви, заложив мину замедленного действия под будущее церковных отношений на Кавказе.

Точно такую же неблаговидную роль сыграла в разжигании этой нынешней розни и грузинская патриархия, которая после восстановления автокефалии в 1917 году воспользовалась последствиями сталинской национальной политики и не восстановила законную автокефалию Абхазского католикосата, узурпировав над ним власть. Мало того, многие действия грузинского духовенства на территории Абхазии были направлены на ассимиляцию абхазов и на упразднение абхазского языка из систематики православного богослужения.

В истории всё повторяется, и нет ничего нового. Если оглянуться и посмотреть назад, то мы увидим, что православие в Абхазии в 1992 году оказалась в ситуации подобной той, в которых пребывали Русь с 1448 года по 1589 год, т. е. до момента признания Константинополем автокефалии РПЦ, и Грузия с 1917 года, с момента провозглашения восстановления автокефалии, по 1943 год, когда Священный Синод РПЦ признал таки автокефалию Грузинского Католикосата. Глядя на эту странную историческую картину, невольно приходишь к выводу, что проблема Абхазского Католикосата временная, и способна быть разрешённой по схеме, подобной нашей и грузинской.

16 лет мучились и маялись с разрешением территориальной проблемы, а так не к чему и не пришли. Махнули рукой на то, «что об этом скажут» и разрубили узел противоречий признанием Российской Федерацией независимости Абхазии. Грузия пока молчит и её нужно понять, но процесс (пусть временного) восстановления независимости Абхазии совершился, и маленькая Грузия не в силах повлиять на решение России. У Грузии было время для положительного решения этой своей проблемы, но её политическая власть только усугубила ситуацию взаимной неприязни. Абхазия в состав Грузии пока не вернётся. Для этого необходимо всё залечивающее время. Так зачем же умножать ненависть? Грузия должна признать Абхазию и уважать её законный выбор, как это сделала Россия, признав де-факто незаконное отделение Грузии от СССР.

Соответственно и РПЦ, и ГПЦ, видя бесперспективность переговоров и помня о своей вине пред Абхазской Автокефальной Церковью, должны не затягивать узел православных противоречий на Кавказе, тем самым показывая всему миру, что единой православной цивилизации не существует, а свободно могут разрубить его, признав без согласований восстановление Абхазского католикосата. Не абхазской автономной епархии в составе РПЦ или ГПЦ (это будет несправедливо и продолжит смуту), а именно автокефалии Абхазской Православной Церкви. Константинополь признал нас? Признал! РПЦ признало ГПЦ? Признало! Вот вам и исторический прецедент. Давайте же и мы признаем АПЦ. Русский и Грузинский патриархи вместе рукоположат в католикоса Абхазии, устраивающего всех духовного лидера и тем воздадут Богу и его людям справедливость. Сколько ещё можно мучить людей, прикрываясь православными канонами? За всем за этим стоит один только национализм и трусость, а это противоречит основам нашей Православной веры.

P. S. В личной беседе, состоявшейся 4 мая сего года, священник Виссарион Аплиаа (называющийся в Абхазии И.О. управляющего епархией) сказал мне: «Абхазские христиане не желают никаких переговоров с ГПЦ и это вопрос для них закрыт. Также не может быть и речи о вхождении их епархии в юрисдикцию Константинополя. Речь может идти о епархиальной автономии в составе РПЦ или о возрождении автокефалии. Главная задача епархиального управления Сухумской и Абхазской епархии остаётся недопущение на территорию Абхазии раскольников и сохранение народа Божьего в лоне Вселенского Православия. Мы ждём смелых и справедливых решений от РПЦ и ГПЦ, а иначе православие в Абхазии не сможет развиваться и помогать людям спасаться. Мы хотим жить в мире с соседями и по каноническому благословению».
Не самое, согласитесь, плохое у них настроение, и это должно нас взбодрить для того, что бы мы нашли в себе силы поднять меч канонического правосудия и без политеса разрубить этот узел. Рубикон перейдён — государство совершило смелый и справедливый поступок. Теперь дело за нами.

Впервые опубликовано на сайте Иркутской епархии Русской Православной Церкви

http://rusk.ru/st.php?idar=114130

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  протоиерей Вячеслав Пушкарёв    26.06.2009 19:14
Беда в том, уважаемый Сергий, что Вы видите только то, что видится изнутри, а мы видим ещё и снаружи. Не знаю о каких 80000 грузин теперь проживающих в Абхазии Вы говорите. Там регулярно встречаются мингрелы, которые силу своего неопределившегося национального характера и в силу давления со стороны абхазкой пропаганды меняют свои фамилии на абхазское звучание, там проживает больше ста тысяч армян (по другим данным почти 200000), а вот грузин почти не заметно (хотя я встречал). Абхазская национальная пропаганда не удосуживается на выдумки и по поводу беженцев. Только я лично знаю несколько случаев, когда в списки участников военных действий были включены подростки и старики бежавшие из зоны военных действий ещё в самом начале конфликта и сделано это было только с целью захвата их собственности, что по сути и произошло. А сколько таких случаев на самом деле? Вы знаете сколько у нас в Иркутской обл. живёт грузин? Примерно около семи тысяч(!!!) и большинство из них беженцы из Абхазии. Умножьте 7000 на количество субъектов федерации в РФ и получите гигантскую цифру несчастных людей большинство из которых не имеет личного жилья, не имеет прописки, так как у них нет российского гражданства из-за дискриминационной политики российской паспортно-визовой службы к выходцам из бывшей Грузии… Это же ещё женщины и дети уже выросшие в России и они прибывают в полунищенском существовании не имея настоящей возможности вернуться назад в силу того, что их возвращение не выгодно захватчикам их имущества и квартир. Декларируя в эфире возможность возвращения для всех кто не участвовал в боевых действиях абхазское руководство всячески препятствует этому процессу на деле, так как будучи повязано кровными узами с захватчиками чужого имущества оно не может гарантировать беженцам мирного возвращения их земель, домов и квартир. Там звучат только слова, а дел на самом деле нет. Может Вы скажите, что такое положение справедливо? Неужели грабёж можно оправдать войной? Если Абхазия хочет всемирного признания она должна решить проблему с компенсациями для беженцев (о их возвращении уже нет смысла говорить, так как таковое приведёт к новым проблемам). "Платон мне друг, но истина дороже". А в церковном смысле ГАПЦ стоит на неканоническом основании и потому церковные проблемы Абхазии (до которых абхазскому народу пока нет дела) обязательно решатся в пользу Абхазии, но для этого грех народа связанный с Десятой заповедью [Исх.20:17] должен быть максимально исправлен, а иначе толку не будет. С уважением…
  Сергий( во крещ.)    26.05.2009 11:17
Обращаюсь к Вам отец Вячеслав как к священнику. , Непонятно как православному христианину – абхазу на сегодняшний день возможно совместное общение с Богоми, в том числе совершение таинство исповеди у священника грузинского Патриархата. Вы видите и слышите, что Католикос Илия не раз и не два называл войну за Абхазскую земли священным делом своей паствы. Упаси меня Бог себя причислять к его пастве. Ибо такое благословение противоречит, обязанности перед Богом защищать свое Отечество и своих ближних от врагов.
Руководство Грузинского Католикосата полностью оправдывает агрессивные действия всех политиков Грузии по отношению к народам Абхазии , Осетии, России. Более того оно оправдывает вероломные убийства русских миротворцев как в Абхазии на протяжении 15 лет, так и предательский растрел миротворческого батальона в августе пршого года в Цхинвале. Просто читаем заявления Католикоса Илии за последний год.
Он откровенно уповает на Бога в захвате тем или иным путем Абхазии и Южной Осетии. Никто не может Его осудить за это. Он, Католикос так понимает. Но у абхазов свое упование на Бога. В 1992 году после вторжения войск госсовета Грузии на Абхазию один пожилой воин абхаз сказал:" Мы будем воевать, а Бог нас рассудит".
Сейчас русский воин стал на защиту Абхазии и Южной Осетии, а вернее на защиту Святой Руси. А мы будем молиться о вразумлении грузинского Католикосата.
По поводу нагло захваченных домов 300 тысяч грузин, уважаемый отец Вячеслав, это неправда. Во первых до войны их не было в Абхазии столько.Не боле 250 000 человек А во вторых и сейчас их в Абхазии живет до 80 тысяч человек. Дай Бог им здравия и благополучия. Не стоит вводить в заблуждение друг друга по поводу наглого захвата абхазами Кодорского ущелья. После 1995 году по соглашению со сванами эта территория Абхазия была предоставлена в местное самоуправление, без права представления там грузинских представителей власти и вооруженных формирований. В июле 2006 грузинские подразделение в количестве до 1500 человек вошли туда через зону ответственности миротворцев. Фактически по непонятным причинам и вопреки мандату. С тех пор они висели там нам на погибель. Выбить их оттуда начав отдельную войсковую операцию стоило бы тысячи жизней и начало новой войны. Поэтому Абхазское руководство всячески искало другой путь их выдворения. Что и случилось.Фактически безкровное выдавливание группировки грузинских войск. Милостью Божией.
Непонятно, как-то. Вы просто это не знали? На песке дом не построишь, а на лжи – мира.
Руководство и народ Абхазии заявил сразу после прекращения огня о том, что все грузины , которые не участвовали в кровопролитии могут возвращаться домой.
Руководство же Грузии этому больше всего и противилось… Потому что как вы верно заметили, они хотят их вернуть только на коне, а точнее на броне, теперь уже НАТОвской. Об этом и уповают на Бога в Грузинском Католикосате.
Для начала хорошо бы поставить точку на вопросе о каноничности претензий грузинского Католикосата на территорию Абхазии. По серьезному, не в пылу полемики. Из материала видно, что вопрос стоит скорее о каноничности Абхазской Церкви над некоторыми областями Грузии. Это никому не в обиду, это просто история. Как носились в свое время с идеей "целостности" Грузии, которая на самом деле сформировалось в царской России и существовала в виде ГССР? Так и ныне миф о каноничности грузинского Католикосата в Абхазии может привести к непоправимому духовному урону праославным верующим Грузии, Абхазии и даже Всея Руси.
  Провинциал    15.05.2009 10:41
Спаси Вас Господи, батюшка!
  Провинциал    15.05.2009 10:39
"лучше предоставить суверенитет ингушам, чеченам, дагестанцам"

– Согласен! Их удержание не стоит тысяч русских жизней. тем более в условиях геноцида. (http://www.rus-sky.com/cgi-bin/publisher/show.pl?s=news&a=show_news&n=006893&m=5&y=2009)
  САВИН ИГОРЬ    14.05.2009 21:19
"..Давайте. Попробуйте для начала хотя бы на этом сайте помириться со всеми. "

Я разве с кем-нибудь ссорюсь.. Я просто четко отстаиваю свою ортодоксальнную позицию по православию, монархии и правам русского народа.. У некотрых другие мнения в этом вопросе и они готовы дать послабку
  САВИН ИГОРЬ    14.05.2009 21:16
"..Проблема между Ингушами и Осетинами не разрешима на договорной основе, так как межу ними нет даже серьёзных кровных связей и тем более нет духовных связей"

Интересно, какие духовно-кровные связи Вы, уважаемы й батюшка усматриваете между чеченами, дагестанцами и русскими?
Как ни горестно это признать , но лучше предоставить суверенитет ингушам, чеченам, дагестанцам, но так их сжав в мирных объятиях, чтобы они не смогли и повернуться в своих государствах-аулах. Независимости они все равно добьются , но какой ценой и каой след оставит в их душах эта борьба за независимость. Сегодня не 19 век и время не то что генерала Ермолова, но даже не полковника Буданова(слава Герою).
Сейчас 21 век и способы решения гос.конфликтов совсем другие..
Если бы у генерала ермолова были бы нынешние вооружения, то он просто смел бы с лица земли все аулы с их обитателями при любой попытке сопротивления и борьбы. Сейчас время усмирения другие. У нас есть не только мощное атомное оружие , но и электрорубильники, газовые задвижки и пр. способы воздействи я на несговорчивых гордых горцев. А толку нам от их солнечных аулов-ноль..Это раньше Кавказ сдерживал Персию и Турцию.. Сейчас , когда время подлета ракеты несколько минут, все поменялось в корне
  Михаил Чернушенко    14.05.2009 20:53
Да, Люся, с Вами я согласен, может, даже не в одном, а в двух или трех вопросах, что по нашим склочным временам немало. Когда-то я уже предлагал Вам (в ответ на Вашу скорбь о невозможности обсуждать Вам с Вашими близкими судьбу Карфагена) скинуть мне эсэмэску на +38068 3587433 с тем, чтобы встретиться как живым знакомым, поговворить за чаем или пивом про Карфаген (Carthago delenda est!) или за холеру в Одессе. И даже, если удастся, разрушить что-нибудь предлагал. Впрочем, сейчас я уже гипс с ноги снял, чувствую себя более ответственно, так что насчет разрушения не обещаю. Скорей всего, и без меня рухнет что-нибудь.
  протоиерей Вячеслав Пушкарёв    14.05.2009 15:27
По сути, Вселенский Патриархат весь ХХ-й век демонстрировал нам пример для действия в подобных ситуациях. Не на кого не глядя признаём Абхазию (главное чтобы правда была на нашей стороне, т.е. Божественная правда и историческая правда), а там как хотят (все остальные) так пусть и поступают. Все поместные церкви ревнуют к нашему возрождению и нашему величию и у всех на нас зуб, так что рассчитывать, что вселенское совещание будет на стороне АПЦ (т.е. на нашей) не стоит. Так только время потеряем.
  Агапит    14.05.2009 10:48
" и обоюдно признать восстановление автокефального статуса АПЦ."

Уважаемый о. протоиерей, Христос Воскресе! Полностью с Вами согласен, но только вот действие сие для ГПЦ невозможно по причинам сугубо земным, изложенным в Вашей статье. Ведь признать автокефалию Абхазской церкви=признать суверенитет самой Абхазии.
В составе Российской Империи (СССР) означенные вопросы были худо-бедно решены, по крайней мере не кровоточили.
Сейчас-слово за вселенским Православием.
  протоиерей Вячеслав Пушкарёв    14.05.2009 05:51
Проблема между Ингушами и Осетинами не разрешима на договорной основе, так как межу ними нет даже серьёзных кровных связей и тем более нет духовных связей. На этот случай и существует Россия, как гарант безопасности границ и суверенитета и религиозной идентичности. На Северном Кавказе все проблемы обозначены совершенно по иному, чем в Закавказье и на черноморском побережье Кавказа и потому сравнивать ситуации в этих регионах бесперспективно. На Северном Кавказе проблемы решаются только наличием превосходящей силы России, Закавказье же требует координативных технологий связанных более с переговорами и уступками. Вопрос связанный с автокефалией Абхазской Церкви решён уже очень давно Богом и церковной историей, РПЦ и ГПАЦ надо признаться в своих грехах перед абхазами (наши заслуги ни к то не отрицает) и обоюдно признать восстановление автокефального статуса АПЦ.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru