Русская линия
Русская линия Андрей Игонин05.03.2009 

Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России
Обзорное сообщение

В обзоре известного ученого-психиатра, доктора медицинских наук, профессора, руководителя отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ «ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского» А. Л. Игонина, опубликованном в № 1 за 2007 год журнала «Наркология» РАМН, анализируются различные аспекты деятельности общества Анонимных Алкоголиков (АА) и Анонимных Наркоманов (АН). В своей работе автор рассматривает механизмы воздействия ячеек общества АА (АН) на наркологических больных, приводит данные об эффективности работы этих организаций, анализирует характер взаимосвязей общества АА (АН) с обычными наркологическими центрами, в частности, в рамках Миннесотской модели лечения больных с зависимостью от психоактивных веществ, констатирует, что в России движение АА (АН) не получило широкого распространения.

Движение Анонимных Алкоголиков (АА) (прим. авт. — здесь и далее при использовании термина Анонимные Алкоголики (АА) подразумевается, что речь идет также и о сообществах Анонимных Наркоманов (АН)) зародилось в США в 1935 году. В последующем его ячейки были созданы и в других странах, преимущественно западных, но координирующим центром этой организации по-прежнему являются Соединенные Штаты (штаб-квартира — в Нью-Йорке). Считается, что число членов общества АА в мире в настоящее время насчитывает несколько десятков миллионов человек. В начале 50-х годов XX века стали создаваться также дочерние организации общества: Ал-Анон, в которую входят члены семей больных алкоголизмом, и Ал-Атин, предназначенная для подростков, детей пациентов. Примерно в это же время возникло общество Анонимных Наркоманов (АН).

Методология функционирования движения АА сводится к трем основным компонентам:

— Обращению к религиозным чувствам своих членов;
— Взаимодействию пациентов в группе;
— Созданию особой антиалкогольной (антинаркотической) социальной среды.

Говоря о религиозной основе деятельности общества АА, необходимо отметить, что используемые им методы относят к так называемым духовно-ориентированным [13]. Для достижения главной задачи, которая ставится при проведении любого наркологического лечения — отказа от употребления ПАВ — воздействие на духовную сферу человека является даже более важным, чем собственно медицинское (биологическое) вмешательство.

Религиозная основа деятельности общества АА изложена в двенадцати так называемых шагах. Данная терминология используется для того, чтобы подчеркнуть, что излечение от наркологического заболевания возможно только в процессе длительного, «шаг за шагом» духовного очищения и приближения человека к Богу. Текст шагов носит характер сугубо религиозного документа и содержит апелляции к Богу. Шаги изложены в торжественно-приподнятой манере, что подчеркивает особую значимость отказа от приема алкоголя или наркотиков нового члена общества АА. Каждый шаг начинается с местоимения «мы», например: «Мы признали свое бессилие перед алкоголем…». Говоря «мы», больной идентифицирует себя с группой, что дает ему возможность преодолеть ощущение одиночества и непонимания окружающими, неизбежно сопутствующее данному недугу.

Шаги сформулированы таким образом, что могут трактоваться, как и любой религиозный текст, многозначно, с разных позиций. Поэтому попытка изложить смысл шагов является непростой задачей. Первые три шага посвящены осознанию больным того факта, что он страдает алкоголизмом (наркоманией) — тяжелой болезнью, делающей человека неспособным контролировать свое поведение. Признание наличия у себя зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) как тяжелой болезни смягчает бремя ответственности пациента за происходящее и, таким образом, ослабляет характерное для наркологических больных чувство вины за совершенные прегрешения. Также важна поддержка группы, которая позволяет сохранить оптимизм и веру в свое излечение.

Следующие два шага — четвертый и пятый — посвящены анализу наркологическим больным своего характера и поведения. С помощью партнеров по группе он начинает осознавать, что, кроме зависимости от алкоголя или наркотиков, он страдает глубокими изъянами характера — врожденными и вызванными злоупотреблением ПАВ, — что приводит к совершению множества неправедных поступков. Больной должен ощутить и продемонстрировать раскаяние, желание искупить свою вину. Таким образом, первые пять шагов символизируют начальный этап прохождения программы АА.

Шаги с шестого по девятый предназначены для «продвинутых» наркологических больных, длительное время воздерживающихся от ПАВ. Для достижения стойких позитивных результатов начатый после прохождения предыдущих шагов процесс самосовершенствования должен длиться многие месяцы и годы. Реальные жизненные трудности постоянно испытывают бывшего больного на прочность и подталкивают к совершению неправедных поступков, а также к рецидиву наркологического заболевания. Поэтому необходимы беспощадный самоанализ и признание в тех или иных ситуациях своей неправоты. Как и при прохождении первых шагов, осознать истинную цену своего поведения бывший больной может, только обсудив его с партнерами по сообществу. Поэтому он должен сохранять открытость, готовность выслушать чужое мнение о себе и потребность в дальнейшей работе над собой.

Десятый и одиннадцатый шаги закрепляют результаты процесса самосовершенствования, который проходит бывший наркологический больной благодаря своему участию в обществе АА. В результате этого процесса его члену, благополучно миновавшему предыдущие этапы, удается углубить свое понимание Бога и достичь духовного пробуждения. В своих обращениях к Богу излечившийся больной просит не оставлять его и даровать силы для исполнения своего предназначения.

Последний, двенадцатый шаг посвящен деятельности исцелившегося наркологического больного по привлечению в общество новых членов и опеке над ними.

Идеологи общества АА утверждают, что вступить в него может человек, исповедующий любую религию и даже агностик. Каждый член общества «обращается к Богу так, как он его понимает». Тем не менее, по своему духу, а также по характеру принятых в обществе ритуалов религиозная часть идеологии АА вытекает из западной ветви христианства (протестантизма).

Вторым компонентом деятельности общества АА является групповое взаимодействие. Следует отметить, что использование данного феномена не является изобретением только создателей общества АА. Так называемое групповое движение, частным вариантом которого является групповая психотерапия при наркологических заболеваниях, получило свое развитие в западных странах, в первую очередь в США, еще в начале XX века.

В обычных наркологических центрах интенсивное взаимодействие клиентов в коллективе используется при проведении так называемой групповой недирективной психотерапии. Независимо от того, применяется ли данный метод членами общества АА или психотерапевтами обычных наркологических центров, достигается ряд крайне важных для излечения пациента эффектов. Одно из перечислений этих эффектов принадлежит Yalom (цит. по В. В. Батищеву и Н. В. Негеришу, 2001): достижение сплоченности, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, множественный перенос, межличностное обучение, развитие умений в общении с окружающими, имитирующее поведение, катарсис.

Создание особой социальной среды является третьим компонентом деятельности общества АА. Наркологические больные и члены их семей общаются не только во время заседаний ячеек общества, но и вне их. Они ведут общественную деятельность по пропаганде трезвого образа жизни и распространению опыта деятельности АА в тех странах, где это движение еще не получило своего развития.

Характерны поездки членов общества АА по миру, во время которых миссионерская деятельность сочетается с обычным туризмом. Возможны более тесные контакты семей наркологических больных, во время которых реализуются общие интересы и увлечения, а также оказывается помощь товарищам по несчастью. Следует, однако, отметить, что люди на Западе, в отличие, например, от россиян, не склонны к слишком тесному общению в семейном кругу, поэтому члены ячейки общества АА вне заседаний обычно сохраняют определенную дистанцию между собой.

Интенсивное взаимодействие во время заседаний и многообразная совместная деятельность позволяют членам общества АА формировать свою собственную социальную среду, в которой риск их вовлечения в ситуации, связанные с употреблением алкоголя или наркотиков, резко уменьшается.

Условия функционирования общества АА изложены в 12-ти «традициях». Красной нитью в них проходит требование к членам сообщества соблюдать анонимность и независимость. Не рекомендуется, в частности, совместная деятельность с медицинскими и просветительскими организациями. Это не исключает, однако, активного участия членов общества в пропаганде трезвого образа жизни. Подчеркиваются также демократический характер устройства сообщества, отсутствие в нем какой-либо иерархической структуры и свобода при вступлении в группу и выходе из нее. Общество АА состоит из множества групп (ячеек), создающихся по территориальному принципу. В их организации ключевую роль играют консультанты — бывшие алкоголики или наркоманы, заслужившие уважение членов сообщества.

Общество АА публикует и бесплатно распространяет литературу, в которой освещается деятельность этой организации. Наиболее известны большая (синяя), голубая и желтая книги. В большой книге, впервые изданной еще в 1939 году, излагаются общие, исходные принципы работы членов этой организации и приводятся примеры из жизни ее членов, мотивирующие заинтересованных читателей на вступление в общество («Анонимные алкоголики», 1989). В голубой книге, имеющей название «Двенадцать шагов и двенадцать традиций» (1989), дается подробное истолкование этих понятий. В желтой книге приводятся советы и рекомендации, касающиеся поведения членов АА в повседневной жизни («Жить трезвыми», 1990).

Говоря о взаимоотношениях между обществом АА и обычными наркологическими (психиатрическими) центрами, следует отметить, что идеологи АА дистанцируются, как уже отмечалось выше, от официальной медицины. Поэтому в настоящее время в США и других западных странах работа с больными алкоголизмом и наркоманиями, находящимися вне острых состояний, может вестись параллельно как в традиционных медицинских учреждениях, так и в ячейках общества АА.

Каждый из этих двух подходов имеет свои достоинства и недостатки. Так, многие наркологические больные в силу низкой мотивации на воздержание от ПАВ и наличия каких-либо отклонений в поведении не удерживаются в среде членов общества АА. Им доступны только традиционные курсы лечения. В условиях обычных наркологических центров высококвалифицированные специалисты могут вызывать у таких пациентов позитивные сдвиги в состоянии, добиться которых непрофессиональные активисты общества АА не способны.

С другой стороны, обычное рутинное лечение в наркологических центрах оказывается недостаточным для высоко мотивированных амбициозных личностей. В обществе АА они находят благодарную сферу приложения своих сил и добиваются общественного признания. Таким образом, они компенсируют крайне фрустрирующий их факт наличия зависимости от ПАВ, повышают свою самооценку и укрепляются в намерении воздерживаться от ПАВ.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство, касающееся вовлечения в движение больных наркоманиями. Ячейки анонимных наркоманов формируются с гораздо большим трудом и функционируют менее стабильно, чем ячейки анонимных алкоголиков. Это связано с тем, что больные наркоманиями менее, чем больные алкоголизмом, склонны к организации сообществ с позитивной социальной направленностью, таких как общество Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов. Они сохраняют подверженность влиянию своих сверстников, партнеров по так называемым референтным группам, нормы и ценности которых могут резко отличаться в худшую сторону от норм и ценностей основной части общества. Поэтому большинству этих пациентов влиться в движение Анонимных Наркоманов не удается. Они лечатся в обычных наркологических центрах.

В конце 40-х годов XX века в США была предложена так называемая Миннесотская модель помощи больным с зависимостью от ПАВ. Данная система интегрирует усилия работников медицинских учреждений и активистов общества АА, хотя это и противоречит духу двенадцати традиций этого общества. Миннесотская модель допускает даже прием бывших больных алкоголизмом и наркоманиями в качестве консультантов в штат государственных наркологических (психиатрических) учреждений.

В соответствии с принципами работы данной модели наркологические больные параллельно проходят как медицинское (биологическое) лечение, так и воздействие на их духовную (психологическую) сферу, осуществляемое по методам АА. Участие в лечебном процессе активистов общества АА начинается уже на этапе стационарного лечения. Хотя внедрение данной двойной схемы всегда вызывает определенные трудности из-за трений, возникающих между представителями этих двух групп персонала, Миннесотская модель получила определенное распространение в мире.

Один из наиболее сложных вопросов — эффективность деятельности общества АА. Это связано с тем, что члены общества всегда очень активно (даже агрессивно) рекламируют свои успехи. В среде общественности Запада считается чуть ли не кощунством усомниться в преимуществах данного метода перед какими-либо другими. Тем не менее, был проведен ряд исследований, в которых делались попытки сравнить эффективность работы общества АА и традиционных наркологических центров (Батищев В. В., Негериш Н. В., 2001).

Эти работы показали, что результаты лечения наркологических больных, посещающих ячейки общества АА, действительно выше, чем результаты лечения пациентов, их не посещающих. Но при этом некоторые исследователи отмечали, что сравнение между обществом АА и обычными наркологическими центрами является не совсем корректным, поскольку в группах АА отсев пациентов намного больше, чем в контингентах, проходящих лечение в наркологических центрах. Так, среди наркологических пациентов, обратившихся за помощью в ячейки общества АА, через несколько дней или недель может отсеяться подавляющее большинство новичков. В то же время специалисты, работающие в наркологических центрах, вынуждены удерживать в лечебных программах большинство включенных в них больных. Делаются попытки довести до конца даже лечение лиц с грубыми дефектами поведения и слабыми установками на воздержание от ПАВ. Это приводит к искажению впечатления о сравнительной эффективности двух указанных подходов.

Оценивая перспективы деятельности общества АА в России, необходимо отметить, что в последние 15 лет и, особенно в середине 90-х годов, предпринимались активные попытки создать сеть ячеек общества в крупных городах нашей страны. Россию посещали активисты движения из США с целью обмена опытом. Очень много внимания данной проблеме было уделено в средствах массовой информации, особенно либеральной направленности. Авторы публикаций отзывались о движении АА, как правило, в восторженных тонах и объявляли его чуть ли не панацеей в борьбе со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.

Сообщения об успехах общества АА увязывались с критикой государственной системы помощи наркологическим больным в России. Высказывалась даже точка зрения о том, что наркологическую службу надо расформировать, а дело помощи больным алкоголизмом и наркоманиями передать в надежные руки координаторов общества АА. Эта идея не была, однако, реализована, и наркологическая служба сохранилась в том же виде, что и прежде.

В наркологической литературе была опубликована серия материалов, в которых анализировался опыт работы общества АА (Валентик Ю. В., 2001; Дудко Т. Н., 2002; Дудко Т. Н. с соавт., 2005; Зыков О. В., Цетлин М. Г., 2001; Москаленко В. Д., Валентик Ю. В., 1989 и др.). Их авторы положительно оценивали деятельность общества АА, хотя их суждения и не были столь восторженными, как высказывания авторов статей в средствах массовой информации. В некоторых из профессиональных публикаций было отмечено, что метод имеет такие особенности, которые серьезно ограничивают его возможности (о них уже говорилось выше в данном сообщении). Кроме того, научные статьи носили обзорный характер и не основывались на собственном опыте их авторов.

Исключение составила монография В. В. Батищева и Н. В. Негериша (2001), в которой были изложены данные о применении в течение ряда лет в одной из наркологических больниц города Москвы Миннесотской модели помощи больным с зависимостью от ПАВ. Указанная система была модифицирована авторами работы, исходя из специфики российской действительности. У больных, прошедших экспериментальный курс лечения, результаты терапии были выше, чем у пациентов, подвергшихся обычному лечению.

Ранее в данном сообщении уже были изложены аргументы, которые приводили некоторые западные специалисты, подвергавшие сомнению достоверность подобного сопоставления. Эти аргументы могут быть использованы и в данном случае. Результаты лечения больных, согласившихся пройти экспериментальный курс лечения и не выбывших из программы, надо крайне осторожно сравнивать с результатами лечения основной массы наркологических пациентов. Тем не менее, применение указанными авторами модифицированной Миннесотской модели лечения наркологических больных следует считать успешным.

Но при этом возникают сомнения в возможности ее широкого и повседневного применения в наркологических учреждениях страны. Программа очень сложна, ее внедрение требует создания органами здравоохранения особых условий для исполнителей, в частности, дополнительного финансирования. Едва ли в рядовом наркологическом учреждении можно будет найти такое большое количество высококвалифицированных специалистов, а также энтузиастов из общественности, готовых принять участие в работе.

Однако накопленный указанными авторами опыт, безусловно, окажется полезным для отечественных специалистов, а отдельные фрагменты программы могут быть внедрены в наркологическую практику.

Пока же описанная практика использования Миннесотской модели в России является единичной. Более характерны традиционные ячейки общества АА, работающие в амбулаторных условиях (они созданы в ряде крупных городов). В деятельность городских наркологических учреждений эти ячейки не интегрированы. Среди наркологов активисты общества АА распространяют списки телефонов, по которым можно связаться с ними.

В настоящее время необходимо, однако, констатировать, что общество АА независимо от форм его работы не получило в России сколько-нибудь значительного развития. Для наркологов, через которых проходит основной поток больных алкоголизмом и наркоманиями, деятельность общества АА в России практически незаметна. Ячейки общества АА функционируют крайне нестабильно, легко организуются, но так же легко распадаются.

Автор данного сообщения непосредственно перед его подготовкой опросил полтора десятка врачей наркологов, которые пролечили в последние годы сотни больных алкоголизмом и наркоманиями. Большинство из этих пациентов наблюдаются опрошенными врачами постоянно, исчезая по разным причинам на более или менее продолжительное время и вновь возвращаясь к ним. Опрошенные врачи сообщали больным данные о ячейках общества АА.

В результате проведения мини-исследования оказалось, что подавляющее большинство наркологических больных, получивших координаты активистов общества АА, постоянными посетителями его заседаний так и не стали. Съездив по полученному адресу один или несколько раз, пациенты, как правило, туда не возвращались. Из 100 больных, посетивших ячейки общества АА, максимум 2−3 человека задерживались в них на более или менее продолжительное время.

Автор сообщения рискует предположить, что плохая приживаемость движения АА в России объясняется отличиями в менталитете западного (в первую очередь, американского) и российского жителя. Во-первых, у нас мало истинно верующих людей. Во-вторых, и это является, видимо, решающим, двенадцатишаговая программа основывается не на нашей, восточной, а на западной ветви христианства — протестантизме.

Деятельность ячеек общества АА проникнута духом так называемой протестантской этики с ее прагматизмом, рационализмом, индивидуализмом (несмотря на декларации о взаимопомощи), нежеланием подчиняться авторитетам, культом жизненного успеха, который понимается преимущественно с меркантильных позиций и другими известными качествами. Наш человек более эмоционален, открыт, доверчив, альтруистичен. Кроме того, он больше ориентируется на авторитеты, нуждается в опеке и духовном наставничестве.

В России плохо приживаются даже внешние формы деятельности ячеек обществ АА. Наркологические пациенты в нашей стране едва ли способны, подобно западным товарищам по несчастью, приученным к долгим собраниям протестантской общины, обсуждать тему их приближения к Богу по шесть часов в день, несколько раз в неделю. Поэтому большинство из вновь организованных ячеек обществ АА быстро прекращают свое существование. Есть, конечно, отдельные примеры их длительного функционирования. В таких случаях лидер группы, как правило, врач-психотерапевт, удерживает объединение пациентов от распада. Но при этом религиозная идеология двенадцатишаговой программы выхолащивается, а сообщества уже следует квалифицировать как обычные устойчивые психотерапевтические группы (Гузиков Б. М. с соавт., 1980). Безусловно, длительное поддержание функционирования групп само по себе является большим достижением психотерапевта.

Если речь ведется о сообществах пациентов на религиозной основе, то в большинстве случаев более успешной их деятельность оказывается в тех случаях, когда они созданы под эгидой традиционных для нашей страны религиозных организаций. Наиболее известны сообщества наркологических больных при Русской православной церкви. Они оказываются более жизнестойкими и стабильно функционирующими, чем ячейки общества анонимных алкоголиков и наркоманов. Примером такого рода является деятельность Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Москве, руководимого отцом Анатолием (Берестовым).

Следует учитывать еще одно обстоятельство. Экспансия движения АА на Россию, при безусловной позитивной направленности движения, способствует приобщению российского населения к западным религиозным течениям. Общий смысл духовных текстов двенадцатишаговой программы, а также формы заседаний и других мероприятий общества АА соответствуют традициям западных религий.

Необходимо также отметить, что в России имеется позитивный опыт организации сообществ наркологических больных, деятельность которых не имеет религиозной основы. Одним из первых и наиболее известных в стране сообществ такого рода является реабилитационный центр, организованный Б. М. Гузиковым и другими сотрудниками Научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в г. Санкт-Петербурге (Гузиков Б. М. с соавт., 1980, 2000). Главные компоненты воздействия на наркологических больных в рамках деятельности этого центра те же, что и в обществе АА. Высококвалифицированные специалисты проводят групповую психотерапию (психотерапию «в малой группе»). Кроме того, функционирует семейный клуб. Идеологической основой деятельности клуба является простое и естественное стремление семей наркологических больных вернуться к здоровому образу жизни, восстановить утраченные интересы и увлечения, обрести поддержку в решении житейских проблем. Естественно, что создается специфическая социальная среда, резко уменьшающая риск для бывшего больного алкоголизмом вернуться к употреблению спиртных напитков.

Опыт организации сообществ наркологических больных на нерелигиозной основе имеется также в Томске (Прядухин Ю. И. с соавт., 1981), Москве (Бурно М. Е., 1982), Владивостоке (Михалева Л. Д., 1988), Калининграде (Аменицкий В. Е. с соавт., 1998), Тольятти (Михайлова Л. А., 2000) и ряде других городов России. Такого рода организации обычно создаются под эгидой государственных наркологических учреждений вне рамок движения АА. В них проводится групповая психотерапия и, так же как в Санкт-петербургском центре, функционируют семейные клубы. Многим из специалистов, работающим в упомянутых сообществах, удается добиваться больших успехов. Но, к сожалению, об этом мало знают даже специалисты, не говоря уже о широкой общественности.

Следует отметить, что в последние годы в стране появилось много новых негосударственных реабилитационных центров, в работе которых используются как раз указанные выше методические приемы. Создание таких центров является, несомненно, положительным явлением, хотя уровень работы сотрудников многих из них оставляет желать лучшего. Из-за отсутствия квалифицированных специалистов акцент делается на традиционных (иногда крайне упрощенных) медицинских методах, а достичь интенсивного социально-психологического воздействия на пациентов, как правило, не удается. Кроме того, плата за лечение в таких центрах оказывается слишком высокой для того, чтобы ими могли воспользоваться широкие слои населения.

Заключение

Общество Анонимных Алкоголиков (Анонимных Наркоманов) нашло широкое применение на Западе (в первую очередь, в США) и добилось больших успехов в деле помощи наркологическим больным. Оно предлагает им идеологию (на религиозной основе), позволяющую преодолеть недуг. Достижение этой цели облегчается в условиях группового взаимодействия пациентов на заседаниях ячеек общества АА. Члены сообщества создают также особую антиалкогольную (антинаркотическую) социальную среду, которая уменьшает неблагоприятное воздействие на больных ситуаций, связанных с употреблением алкоголя (наркотиков).

Следует, однако, отметить, что, несмотря на активные попытки создать сеть ячеек общества АА в России, к особому успеху эта деятельность не привела. Такого рода организации в нашей стране пока малочисленны и далеки от стабильного функционирования.

Вероятно, плохая приживаемость ячеек общества АА в России связана с тем, что менталитет россиян отличен от менталитета американцев. Кроме того, жители нашей страны исповедуют иную религию либо являются агностиками. Более успешна деятельность сообществ наркологических больных при традиционных для России религиозных организациях, в первую очередь, при Русской православной церкви.

Кроме того, у нас в стране накоплен значительный опыт работы реабилитационных центров, деятельность которых не основана на религиозной идеологии. В этих центрах, как и в ячейках общества АА, проводится групповая психотерапия и функционируют семейные клубы. К сожалению, несмотря на получаемые организаторами таких центров позитивные результаты, их опыт оказался мало востребованным. Он почти не освещен в специальной литературе, не говоря уж о средствах массовой информации. Отсутствует и должная государственная поддержка.

Автор данного сообщения никоим образом не предлагает на основании изложенных соображений ограничивать деятельность общества АА (АН) в России. Распространение в нашей стране общественных движений, приносящих пользу в деле борьбы со злоупотреблением алкоголем или наркотиками (естественно, если они не занимаются противозаконной деятельностью), можно только приветствовать. Безусловно, какая-то часть наркологических больных, скорее всего небольшая, будут с пользой для себя посещать именно ячейки общества АА. Но в то же время не следует объявлять метод, используемый АА панацеей и пытаться искусственно его внедрять даже в тех случаях, когда он отвергается специалистами и самими пациентами.

Следует также осторожно относиться к требованию либеральной общественности финансировать эти организации за счет государства и предоставлять им какие-либо иные существенные преференции. Необходимо поощрять, в первую очередь, собственный позитивный опыт организации сообществ наркологических больных, функционирующих как на традиционной для нашей страны религиозной основе, так и под эгидой светских учреждений, в основном, наркологических диспансеров.
Андрей Леонидович Игонин, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России

Список литературы:

Аменицкий В. Е., Санникова Л. Г., Цетлин М. Г. Подходы к организации системы работы по преодолению наркотической зависимости: Опыт калининградских наркологов // Вопросы наркологии. — 1998. — № 4. — С.58−63.
Анонимные алкоголики: Рассказ о том, как многие тысячи мужчин и женщин вылечились от алкоголизма. — Нью-Йорк: Alcoholics Anonymous World Services, Inc., 1989. — 184 с.
Батищев В. В., Негериш Н. В. Методология организации программы психотерапии и реабилитации больных зависимостью от психоактивных веществ, имеющих низкий уровень мотивации на лечение. Программа «Решение»: теория и практика. — М., 2001. — 181 с.
Берестов А. И., Полиенко Е. М., Козлов А. А. Опыт лечения и реабилитации наркозависимых в Душепопечительском центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского // Наркология. — 2002. — № 5. — С.34−36.
Бурно М. Е. Антиалкогольный клуб: Методические рекомендации. — М.: Минздрав СССР, 1982. — 18 с.
Валентик Ю. В. Реабилитация в наркологии: Учебное пособие. — М.: Прогрессивные биомедицинские технологии. — М., 2001. — 34 с.
Гузиков Б. М., Зобнев В. М., Мейроян А. А., Рыбакова Т.-Г. Групповая и семейная психотерапия при алкоголизме: методические рекомендации. — М.: Минздрав СССР, 1980. — 30 с.
Гузиков Б. М., Зобнев В. М., Ревзин В. Л. Терапевтическое сообщество в системе реабилитации наркологических больных: Пособие для врачей. — СПб., 2000. — 27 с.
Двенадцать шагов и двенадцать традиций. — Нью-Йорк: Alcoholics Anonymous World Services, Inc., 1989. — 213 с.
Дудко Т. Н. Реабилитация наркологических больных // Руководство по наркологии. — Т.2, глава 9 / под ред. Н. Н. Иванца. — М.: Медпрактика-М" 2002. — С.222−289.
Дудко Т. Н., Пелипас В. Е., Цетлин М. Г., Рыбакова Л. Н. Организационно-методические аспекты реабилитации наркологических больных в Российской Федерации // Современные проблемы наркологии: Сб. научных трудов. — М., 2005. — С.236−256.
Жить трезвыми. — Нью-Йорк: Alcoholics Anonymous World Services, Inc., 1990. — 166 с.
Зыков О. В., Цетлин М. Г. Духовно ориентированные методы лечения наркологических заболеваний // Лекции по наркологии / Под ред. Н. Н. Иванца. — 3-е изд. — М.: Мед-практика, 2001. — С.320−324.
Михайлова Л. А. Реабилитационный центр для больных наркоманиями «Воскресение»: три года работы // Вопросы наркологии. — 2000. — № 3. — С.21−26.
Михалева Л. Д. Организация самоуправления, социотерапевтических воздействий и поддерживающего лечения больных алкоголизмом в условиях стационара при промышленном предприятии: Методические рекомендации. — М., 1988. — 34 с.
Москаленко В. Д., Валентик Ю. В. Общество анонимных алкоголиков в США: подход и терапевтические возможности // Вопросы наркологии. — 1989. — № 2. — С.51−57.
Прядухин Ю. И., Красик Е. Д., Миневич В. Б. Реабилитация в наркологии // Журнал невропатологии и психиатрии, 1981. — № 4, — С.607−608.

Первая электронная публикация: http://www.narkotiki.ru/expert_6426.html
Сайт «Нет — Наркотикам», Москва, 2007 г.

http://rusk.ru/st.php?idar=113899

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Николай Каклюгин    28.07.2009 09:20
Ещё одно маленькое пояснение. Не для Петра Петрова. Его цели и задачи понятны – работает торговым представителем в России американской программы "12 шагов".

Это для читателей форума. Не имеет никакого смысла пропагандировать группы "Анонимные Алкоголики / Анонимные Наркоманы" как приводящие к воцерковлению их членов. Это профанация – такие случаи единичны. Какой смысл строить на пути к православным храмам баррикады из этих абсолютно нехристианских экуменических групп с сектантскопротестантским душком, осложняя дорогу в Православие?

Именно для этого по России создаются православные трезвеннические общины, душепопечительские центры. Программа "12 шагов" им здесь не в помощь, а во вред, поскольку является ловко выстроенной подделкой с червивой духовной начинкой.
  Николай Каклюгин    28.07.2009 08:59
Цитата:
  Журнал «Православная беседа», №№ 1-4, 2002 г.

"Хотя сейчас уже есть сведения и о достаточно позитивных плодах деятельности некоторых групп «АА» в нашей стране, приводящих своих членов не только к выздоровлению, но и к сознательному воцерковлению."

Место публикации: http://www.caritashouse.ru/materials/2008/05.html  


В 2002 году об этом ещё можно было говорить, поскольку было мало информации об этих группах. Через 5 лет результаты экспертизы данных проектов таковы:

"Московское общество православных врачей

Научно-методический отдел по профилактике зависимостей
и реабилитации лиц с зависимым поведением
Душепопечительского православного центра
святого праведного Иоанна Кронштадтского

Отделение наркотической и демографической безопасности
Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка

Национальный научный центр наркологии

Исх. № 388/04 от 15.01.2008 года

Его Святейшеству Святейшему
Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

… … …

… в течение короткого времени участники Программы усваивают специфическую терминологию, начинают мыслить ее категориями и используют «12-ти шаговую» лексику и фразеологию для манипулирования другими людьми. При этом в поведении реабилитируемого таким методом человека проявляется выраженное рассогласование между «правильными» Программными высказываниями и реальными действиями, особенно по отношению к близким и родным. Это делает подобные группы если и не сектами, то, по крайней мере, сектоподобными образованиями. Самое страшное, что данная ересь проникает теперь и в лоно Русской Православной Церкви.

В связи с этим возникает вопрос: нуждаются ли Православные люди в такой духовности или все же мы найдем, с Божьей помощью, в себе силы жить во всех отношениях трезво и благочестиво, опираясь на богатые отечественные традиции и опыт Русской Православной Церкви, не поддаваясь ловким и лукавым манипуляциям тех, кто осознанно или неосознанно стремится лишить нас собственной идентификации?
"

Электронный адрес документа: http://www.religare.ru/article50114.htm

Как вы считаете, господин лукавый лоббист интересов антицерковной американской сектантскопротестантской организации?

Давайте-ка обратим внимание на фрагмент текста, который не выделил жирным шрифтом свидетель:

"Замена понятия «Бог» на «Высшая Сила» приводит на память переписку американского сатаниста, основателя Ку-Клус-Клана Альберта Пайка с Джузеппе Маззини о методах борьбы с Христианством. Ещё в 1871 г. он писал о возможности преподнесения «Люциферического Евангелия» разочаровавшимся в атеизме массам. Он рекомендовал не открывать сразу же антихристианского характера этой новой религии, но незаметно подменить, отождествить понятие Бога с «Высшими Силами», «Космическим Разумом» и т.д., что явится переходной мерой к принятию люциферианства."

Источник тот же самый – журнал "Православная беседа" за 2002 год.

Из каких таких тёмных мест прибыли на православную "Русскую Линию"? Космический Разум прислал?…

Стыд и срам быть такими как псевдоним Петр Петров. Назвались бы уж сразу Иудой, чтобы всем стала понятна ваша роль.
  Петр Петров    27.07.2009 21:12
Журнал «Православная беседа», №№ 1-4, 2002 г.
"Хотя сейчас уже есть сведения и о достаточно позитивных плодах деятельности некоторых групп «АА» в нашей стране, приводящих своих членов не только к выздоровлению, но и к сознательному воцерковлению."
Место публикации: http://www.caritashouse.ru/materials/2008/05.html
  свидетель    27.07.2009 12:58
Из книги "Наркомания и оккультизм".

Место публикации: http://www.caritashouse.ru/materials/2008/05.html

"Широкое распространение получили методы, связанные с введением больному несовместимых с алкалоидами медикаментозных средств долгосрочного действия. На наш взгляд, расценивать эту практику можно только как средство временной отсрочки, данной для совершения внутренней работы, выработки больным духовного иммунитета против болезни.

Программы для такой внутренней деятельности наиболее детально представлены сейчас, наверное, только «Обществом Анонимных Алкоголиков» («А.А.»), созданным в 30-х годах в Америке, и распространившемся в настоящее время во всём мире и «Анонимными Наркоманами» («А.N.»), использующими те же принципы. В основу их метода положена «Программа 12-ти Шагов», постепенная 12-этапная модель развития абстиненции и освобождения от алкогольной и наркотической зависимости. Уже преодолевшие её бывшие алкоголики или наркоманы становятся лидерами небольших групп, помогающих справиться со своим недугом недавно вступившим членам. При безусловно положительных аспектах этих часто очень действенных программ, есть и отрицательные.

К положительным нужно отнести ясное понимание глубокой духовной сути заболевания, необходимости духовного перерождения, обращения к Богу, покаяния и смирения пред Богом и людьми для исцеления, понимание важности религиозного, мировоззренческого фактора. Правилен подход к решению проблемы через создание товариществ бывших алкоголиков и наркоманов на бескорыстной основе, с применением чёткой постепенной программы, очень многое в которой соответствует и учению св. отцов о борьбе со страстями.

Отрицательные аспекты обусловлены особенностями современного, в первую очередь, американского, менталитета. Это, например, присущая традиционной американской религиозности, приземлённость, по которой мера праведности человека пред Богом оценивается материальным благополучием. Это противоположно святоотеческому учению о необходимости и благотворности скорбей для познания Бога. Поэтому обращение к Богу для «А.А.» или «А.N.» является не целью, а средством избавиться от недугов, оно утилитарно и нецельно, так как не ставит задачи дальнейшего религиозного развития. Поэтому, а также по причине традиционной многоконфессиональности, и влияния атеизма понятие «Бог» употребляется с добавлением «как ты его понимаешь» и даже часто заменяется понятием «Высшая Сила» и просто «Сила». Сами общества признают себя внеконфессиональными. Здесь проявляется разность исторических задач и идей, лежащих в основе существования Западной цивилизации и России. Там — стремление к материальному благосостоянию, здесь — хранение Православия. Не случайно такое частое уподобление новой жизни без алкоголя и наркотиков Широкой Столбовой Дороге в программной литературе «А.А.», столь противоположное словам Спасителя об узком и тернистом пути в Царствие Небесное.

Настойчивое признание необходимости для изменения жизни некоего сильного духовного переживания, без учета того, что оно может быть действием духа-обольстителя, свидетельствует о том, что «А.А.» и «А.N.» находятся вполне в духе традиций протестантского движения «ревайвелизма», многие духовные практики которого являются завуалированными формами оккультизма и медиумизма. Эта неопределённость в характере религиозного опыта, с одной стороны, и тенденция к замкнутости, самодостаточности, когда собрания группы «А.А.» или «А.N.» начинают играть в жизни человека большую роль, чем Церковь, с другой, порою придают этим обществам сектантский характер. Они начинают напоминать секты экуменического толка, находящиеся под влиянием масонской идеологии. Замена понятия «Бог» на «Высшая Сила» приводит на память переписку американского сатаниста, основателя Ку-Клус-Клана Альберта Пайка с Джузеппе Маззини о методах борьбы с Христианством. Ещё в 1871 г. он писал о возможности преподнесения «Люциферического Евангелия» разочаровавшимся в атеизме массам. Он рекомендовал не открывать сразу же антихристианского характера этой новой религии, но незаметно подменить, отождествить понятие Бога с «Высшими Силами», «Космическим Разумом» и т.д., что явится переходной мерой к принятию люциферианства .

Таким образом, в случае, если группы «А.А.» и «А.N.» остаются в своем развитии на уровне представлений о «Боге, как ты его понимаешь», они превращаются в одну из опосредованных форм этой новой синкретической религии, проводник её идеологии. Такое положение вещей, наверное, неизбежно для секуляризованной либеральной Америки. Но слепое перенесение этой американской схемы в условия России представляется совершенно неверным, так как не отвечает нашим историческим условиям, задачам и принципам. Возрождение русского народа и России в целом неотделимо от возрождения Православия, которому лежащая в основе «А.А.» и «А.N.» идеология исторически совершенно чужда. Иначе нам придётся строить из России вторую Америку, а второй Америки быть не может."

Журнал «Православная беседа», №№ 1-4, 2002 г.
  форумчанин    22.07.2009 21:27
Цитата:
  Но все же назначали. Т.е. применяли кодирование, что как говорят опытные пастыри является НЕДОПУСТИМЫМ насилием над личностью?  


То, что поведал нам священник, в прошлом работающий с иеромонахом Анатолием Берестовым, не означает, что опытные пастыри-душепопечители ПРИМЕНЯЛИ кодирование. Возможно, кого-то врачи из мирян НАПРАВЛЯЛИ на кодирование. Не надо смешивать понятия. Такие действия выглядят некрасиво.

Цитата:
  Чем лучше кодирование, чем НЛП?  


Кодирование – это и есть нейро-лингвистическое программирование.

Как пример НЛП-шников.

"Семинар по теме «Лечение зависимостей: различные виды кодирования и лекарственная терапия» (лечение алкогольной, наркотической, никотиновой зависимостей и др. видов зависимостей) рассчитан на специалистов, владеющих НЛП и эриксоновским гипнозом, либо прошедших семинары по НЛП и гипнозу данной программы, т.к. все техники кодирования базируются на НЛП и эриксоновском гипнозе."

Здесь всё написано – http://www.psyinst.ru/seminar.php?id=7&d=759

А вот что предлагает тем, кто ещё не научился разбираться, где Свет, а где Тьма, некий психологический центр "ДВИЖЕНИЕ" :

"Обучающие, терапевтические программы

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП – базовый курс, 7 ступеней) ---»

Программа Миннесота (терапия зависимостей – подготовка специалистов) ---»

Программа "12 шагов" (терапия зависимостей и созависимости) ---»

Выздоровление – обыкновенное чудо ---»

Тело – храм Души ---»

Основы гештальт-терапии (две ступени) ---»

Метод краткосрочной системной терапии по Берту Хеллингеру ---» …"

Все ереси и богопротивные мерзости в одном флаконе.

Сюда лучше не заглядывать – можно нездорового вредоносного духа поднабраться, но всё же даю ссылку в подтверждение – http://helpcentre.narod.ru/Raspisanie.html

Вот ещё одни аферисты. Используют у себя как всё т же "12 шагов", так и не гнушаются НЛП.

Йошкар-Ола. Местные "помощники" в трудных ситуациях.

"Программа "12 шагов" работает в 150 странах мира и объединяет миллионы выздоравливающих алкоголиков и наркоманов. Теперь подобный Центр, где работают сертифицированные психологи-консультанты, прошедшие обучение в АНО "Соломинка" в Москве, открылся и в Йошкар-Оле. Центр проводит индивидуальное консультирование групповую психологическую коррекцию по программе "12 шагов" и различных психометодик, основанных на принципах экзистенциальной психологии, телесно-ориентированной терапии, нейро-лингвистическом программировании и др."

Вот такие опасные для духа и души коктейли в "анонимном" ключе.

http://www.yoshkar-digest.ru/article.php?id=7289
  Николай.    22.07.2009 12:23
Цитата:
  На конференции, на которую вы так любите ссылаться, были озвучены цифры "успешности" вашего Центра – 80%. Мне всегда было интересно: а правда, сколько? Неужели действительно 80%?

А оказалось – менее 10.  


Мне неизвестно, откуда отец Димитрий взял эти цифры: "С алкоголиками дело обстоит хуже. Примерно из такого же числа обратившихся (около 3700) лишь 300 человек вылечились."

Он не является в настоящее время сотрудником Душепопечительского центра и вряд ли в свою бытность там владел в полном объёме статистической информацией.

Вот что пишет в той же статье "СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК РЕАБИЛИТАЦИИ АЛКОГОЛЬ- И НАРКОЗАВИСИМЫХ: ПРАВОСЛАВНОЙ И ПРОГРАММЫ «12 ШАГОВ»" руководитель Центра, доктор медицинских наук, игумен Анатолий (Берестов):

"Выведение молодёжи из наркозависимости и активная профилактическая работа в детских и юношеских коллективах приведёт к уменьшению смертности в стране, особенно молодежной, к увеличению участия молодых людей в активной социально-трудовой жизни, к укреплению российской семьи и увеличению активности созависимых лиц. Уменьшаться расходы на борьбу с преступностью и на содержание осуждённых в местах лишения свободы. Русская Православная Церковь увеличит число своих прихожан. И это всё не пустые слова.

Практика деятельности нашего Православного Центра уже показала, что это так и есть. По 2003 годы число лиц, вошедших в состояние устойчивой ремиссии, составило у нас 85%, число прошедших реабилитацию за этот период составило более 3000 человек. По установленным нами данным (они не точны, так как со многими приезжими из других городов мы не смогли связаться) в состоянии е ремиссии из 1906 (из числа только обследованных катамнестически) в состояние устойчивой ремиссии вошло 1620 человек. После 2003 года, как я уже отмечал, из-за объективных причин в число вошедших в состояние ремиссии стали входить 60-70%.

Подавляющее большинство этих молодых людей хорошо вошло в социум и они успешно адаптировались в семье. Многие женились или вышли замуж, рожают детей. Среди 80 молодых людей, прошедших за эти годы активную духовную и социальную реабилитацию в общинах, вошли в состояние устойчивой ремиссии 69 человек, или 78,5%. У 8 человек отмечено значительное улучшение и только трое молодых людей остались наркозависимыми. Можно считать, что никакого результата реабилитации не наблюдалось всего у 4% наркозависимых, проходивших активную реабилитацию в монастырях, общинах ДПЦ. Однако необходимо помнить, что этот процент непостоянен: он может меняться (и меняется) в зависимости от времени, прошедшего с момента начала реабилитации и пребывания молодых людей в той или иной среде пребывания. Истинное число молодых людей, отказавшихся от наркотиков и изменивших образ жизни, покажет время. В отличие от светских реабилитационных центров у нас отмечается «эффект ножниц»: чем больше времени проходит от начала реабилитации, тем большее число реабилитантов входит в состояниие устойчивой ремиссии. Мы наблюдали немало случаев, когда заканчивали приём наркотиков такие лица, которые считались нами совершенно бесперспективными. В светских реабилитационных центрах наблюдается, как правило, другая картина: чем больше времени проходит после окончания реабилитации, тем большее число начинают вновь приём наркотиков. К сожалению, это так.

С 2004 года у нас ухудшилась реабилитация и в общине: очень сильно портит дело легальный наркорынок, ведь так легко приобрести в аптеке, к примеру, наркосодержащие препараты «Терпинкод» или «Коделак». Но в течение 2006-2007 годов мы усилили дисциплину, «ужесточили» режим дня и срывы стали редкими явлениями в процессе реабилитации. Вследствие этого значительно возросла эффективность общинной реабилитации.

Вне всякого сравнения, эта работа гораздо плодотворнее, чем работа филиалов программы «12 шагов». Однако, как бы я ни хвалил нашу собственную программу, это вовсе не означает, что она даёт 100% положительный результат. До 2003 года результаты реабилитации были гораздо лучшими. Но и в настоящее время 65-70% – это потрясающий результат. Пусть он не составляет 80-85%. Но это результат, который можно считать уникальным. Да, конечно же, были досадные срывы, уходы (даже был, к сожалению, 1 случай перехода в сектантство после активного воцерковления. Анализ показал, что здесь имело место неправильное поведение неверующих родителей, поддавшихся активному сектантскому влиянию), переход на алкоголь – в тех случаях, когда в преморбидном состоянии было активное увлечение алкоголем. Но всё же случаи эти были редкими, они были исключением из правил.

Было бы, конечно неправильным считать, что всё у нас проходит гладко и, если ты вошёл в православие, значит, ты уже спасён. Конечно же, это не так. Я должен честно признаться, что общинный тип реабилитации для нас самый тяжёлый, потому что в общине необходимо строго соблюдать предписанный Устав, дисциплину, режим дня, а для наркозависимых это составляет тяжелейший духовный труд. Они часто давали срывы в соблюдении Устава и дисциплины, и поэтому приходилось исключать их из общины или они покидали её сами. И всё же подавляющее большинство общинников вышли вместе с нами победителями и стали совершенно нормальными и здоровыми людьми – действительно бывшими наркозависимыми.

Как бы там ни было, но плоды нашей работы говорят сами за себя: «По плодам их узнаете их» (Мф., 7,16,20)."

Источник: http://www.rusk.ru/st.php?idar=112129

Бывшими наркозависимыми, а не выздоравливающими всю жизнь в группах. У отца Анатолия в Центре акцент сделан на работу с потребителям наркотиков, а не на алкоголиков.

Этим вопросом активно занимается семейные клубы трезвости, организованные священником Алексием Бабуриным в подмосковном селе Ромашково.

Почитайте на досуге и возвращайтесь поскорее в нормальный мир вне своей сектообразной организации. Всю жизнь считать себя больным – что может быть позорнее для настоящего мужчины.

Даю ссылки о деятельности общины о.Алексия Бабурина:

http://www.romashkovo.org/vifesda/materials/2007/05.html или http://www.rusk.ru/st.php?idar=113283. Статья "Душепопечение наркологических больных в условиях прихода". Опубликовано в журнале РАМН «Наркология», №10, 2008 год.

http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=9&id=7098 или http://rusk.ru/st.php?idar=112817. Статья "Либо пей по уставу, либо вовсе не пей". Впервые опубликовано на сайте комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы 29.04.2008 года.

http://www.romashkovo.org/vifesda/materials/2008/15.html или http://www.rusk.ru/st.php?idar=113027. Статья "Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий".

http://caritashouse.ru/materials/2008/03.html. Доклад протоиерея Алексия Бабурина на конференции «Трезвость и будущее России» 30 января 2008 года.

Цитата:

"Сейчас господствует американская концепция: алкоголизм – болезнь. Это давно уже опровергнуто наукой. В 60-е годы эксперты заслушали доклад хорватского профессора, выдающегося психиатра Владимира Удолина, где он четко и ясно дал понять, что алкоголизм – не болезнь, а образ жизни, нарушения поведения. Это как нельзя больше соответствует православной концепции. Алкоголизм – это страсть."

Запомните этот постулат на всю оставшуюся жизнь и передайте своим собратьям по несчастью быть ловко обманутыми "братьями" из США, все теми же пресловутыми "анонимными алкоголиками".
  вопросов больше нет    21.07.2009 21:10
Вопросов к вам более не имею, потому что ответов на них у вас нет, раз вы отсылаете меня к о.Димитрию.
На конференции, на которую вы так любите ссылаться, были озвучены цифры "успешности" вашего Центра – 80%. Мне всегда было интересно: а правда, сколько? Неужели действительно 80%?
А оказалось – менее 10. Жаль… думалось, что все-таки дела обстоят получше…
  Николай.    21.07.2009 17:10
Товарищ "Анонимный алкоголик"!

Являясь членом группировки американского сектантскопротестантского происхождения, вы пытаетесь здесь дискредитировать деятельность Русской Православной Церкви на ниве душепопечения страждущих. Свои "а может?" оставьте для оказавшихся рядом с вами собратьев по несчастью, считающих себя навечно больными безвольными людьми. Центр по-прежнему функционирует, демнстрируя неплохие результаты, несмотря на всё более скудеющее финансовое обеспечение.

В отношении всех ваших домыслов отвечу словами руководителя Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, игумена Анатолия (Берестова) из его статьи "СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК РЕАБИЛИТАЦИИ АЛКОГОЛЬ- И НАРКОЗАВИСИМЫХ: ПРАВОСЛАВНОЙ И ПРОГРАММЫ «12 ШАГОВ»"

"Почему же мы не согласны с лоббистами 12-ти шаговой программы?

Мы утверждаем, что, согласно православному учению, зависимость – это болезнь души.. Для преодоления зависимости прежде всего нужно исцелить душу. Но каким образом достигается это исцеление? Святые отцы Церкви учат, что для этого нужно пройти определённый путь. Его же определяет и указывает нам Вера.

Мы, православные, придаём очень большое значение сохранению Веры в вопросах проведения (лечения) лечебно-реабилитационного процесса с алко- и наркозависимыми лицами, потому что знаем: при изменении Веры неизбежно меняется и лечение. Именно поэтому мы против вмешательства протестантских и других программ (несущих иную духовность, или чаще бездуховность) в реабилитацию и лечение наших сограждан. Привнося иную духовность в лечение, мы искажаем путь спасения. Понимая это, православные имеют полное право отказаться от внедрения в лоно Русской Православной Церкви изначально протестантской «12-ти шаговой Программы», противоречащей всем канонам вероучения и способной внутри Церкви извратить суть Православия до неузнаваемости.

Православная вера ведёт к исцелению страждущих россиян одним путём, протестантизм – совершенно другим, чуждым исконно русскому человеку. Мы придаём величайшее значение сохранности в процессе излечения догматов Веры от каких бы то ни было искажений, потому что рискуем не достичь благоприятного исхода (возможность которого дает истинное лечение) и потерять возможность истинного Спасения."

От себя добавлю – и ИСЦЕЛЕНИЯ, а не пожизненного выздоровления.

Как видите, в православном душепопечении программе "12 шагов" нет места. Что касается её поддержки российской наркологией, то это вопрос отражён в задавшей тон всей этой дискуссии расположенной выше статье профессора А.Л.Игонина "Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России".

Цитата:

"Если речь ведется о сообществах пациентов на религиозной основе, то в большинстве случаев более успешной их деятельность оказывается в тех случаях, когда они созданы под эгидой традиционных для нашей страны религиозных организаций. Наиболее известны сообщества наркологических больных при Русской Православной Церкви. Они оказываются более жизнестойкими и стабильно функционирующими, чем ячейки общества анонимных алкоголиков и наркоманов. Примером такого рода является деятельность Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Москве, руководимого отцом Анатолием (Берестовым).

Следует учитывать еще одно обстоятельство. Экспансия движения АА на Россию, при безусловной позитивной направленности движения, способствует приобщению российского населения к западным религиозным течениям. Общий смысл духовных текстов двенадцатишаговой программы, а также формы заседаний и других мероприятий общества АА соответствуют традициям западных религий."

То есть, по сути – малоэффективная пустышка с ядовитой для духа русского человека начинкой.

Цитата:
  Тогда что же батюшка, говоря, что «– Опять же, опираясь на опыт работы с зависимыми в Центре Иоанна Кронштадтского, могу сказать, что кодирование мы назначали в очень редких случаях.» – говорит неправду?  


Поезжайте в храм Рождества Пресвятой Богородицы в г.Королёв Московской области и уточните у отца Димитрия. Лично я об отправке кого-либо из пациентов на кодирование с благословения священников Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского не слышал.
  еще два вопроса Николаю    20.07.2009 20:01
Цитата:
  Сразу поясню, что не все обратившиеся за помощью, остаются проходить курс реабилитации в Душепопечителськом центре. Поэтому такие цифры. Всё дальше многие уходят от Бога во Мрак. От того бывает и непросто прийи ещё раз.  

А может, все проще? Может некоторые сотрудники Центра более занимаются разоблачением анонимных алкоголиков, чем реальной помощью страждущим? Может, просто мало в Центре любви и молитвы?
Цитата:
  При мне кодирование в Душепопечительском центра никто пациентам из православных психологов, психотерапевтов, психиатров и уж тем более священнков не ркомендовал как средство исцелиться от алкоголизма и ли наркомании.  

Тогда что же батюшка, говоря, что «– Опять же, опираясь на опыт работы с зависимыми в Центре Иоанна Кронштадтского, могу сказать, что кодирование мы назначали в очень редких случаях.» – говорит неправду?
  Николай.    20.07.2009 14:08
Прочитал Ваш вопрос. Для начала представьтесь, пожалуйста. Обычно с этого начинают диалог уважающие друг друга оппоненты.

Сразу поясню, что не все обратившиеся за помощью, остаются проходить курс реабилитации в Душепопечителськом центре. Поэтому такие цифры. Всё дальше многие уходят от Бога во Мрак. От того бывает и непросто прийи ещё раз.

В СВОЙ адрес никакие похвалы я не возносил, не лукавьте. Понятно, что будучи анонимным, делать это куда проще.

При мне кодирование в Душепопечительском центра никто пациентам из православных психологов, психотерапевтов, психиатров и уж тем более священнков не ркомендовал как средство исцелиться от алкоголизма и ли наркомании.

Не там копаете, неизвестный вопрошающий. Давно ль группу "Анонимных алкоголиков" посещали?…

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru