Русская линия
Русская линияПротоиерей Алексий Бабурин09.06.2008 

«Либо пей по уставу, либо вовсе не пей»

При Никольском храме села Ромашково Одинцовского района Московской области более 15 лет существует община трезвости. Деятельность ее осуществляется в рамках «Душепопечительского центра имени преподобномученицы Елизаветы Федоровны „Дом милосердия“.

Протоиерей Алексий Бабурин с православными трезвенниками прихода храма святителя Николая Чудотворца села РомашковоСело Ромашково известно с ХVI века и принадлежало дому Романовых. Уже в 1627 году здесь находилась деревянная церковь, а каменная была освящена в 1867 году. В 1941 году Никольскую церковь закрыли, а в здании разместили колхозный склад, а затем склад кинопленки. Осенью 1989 года был снова создан приход, а в 1990 году настоятелем церкви был назначен священник Алексий Бабурин. До того как принять сан, о. Алексий был врачом-психиатром, работал в Кардиологическом центре, занимался проблемами медико-психологической помощи при табакокурении. Когда отец Алексий принял сан священника, он не оставил медицину и работал по совместительству в наркологическом диспансере № 11 г. Москвы, в Научном центре психического здоровья и проводил эту работу также на приходе. В 1995 при храме начала действовать община трезвости под руководством протоиерея Алексия Бабурина.

До революции обществ трезвости по стране было около трех тысяч, и в них состояло около двух миллионов трезвенников, а в начале 1900-х годов были проведены даже два всероссийских съезда деятелей по борьбе с народным пьянством. „Многие святые отцы возглавляли общества, потом, когда начались гонения, их в первую очередь расстреливали, уничтожали“, — говорит отец Алексий. Общества трезвости просуществовали до 1930 года. Только в 1986 году возобновилась кампания по борьбе с наркоманией и алкоголизмом. „Но, к сожалению, подход был неправильным, — говорит о. Алексий, — сделали большой акцент на административные меры, борьба по-комсомольски: вывесим портреты всех пьяниц на доски позора и так победим алкоголизм. А когда бездумно что-то начинаешь делать, даже самые светлые идеи можно дискредитировать“.

Сейчас трезвенническое движение в России опять набирает силы, но его размах не такой, какой был до революции. Сильные общины трезвости существуют в Петербурге и Екатеринбурге. В Москве — в основном в Подмосковье, в селе Ям Домодедовского района и в селе Озерецкое Дмитровского района действуют братства трезвости, а в селе Ромашково — семейные клубы трезвости. Есть общество трезвости „Вера“ в Коломне.

За прошедшие тринадцать лет общину в Ромашково посетило несколько сотен человек, и многие обрели здесь трезвость. Среди людей, которые каждую неделю на протяжении года и более приезжали в Ромашково на встречи общины, 76,7% не употребляют более психоактивных веществ (спиртного или наркотиков).

Все общинники — москвичи и жители ближнего Подмосковья. Некоторые тратят на дорогу по два с половиной часа. Социальный состав самый разный: интеллигенты (учительницы, доцент математики, журналист, музыкант, художник, хореограф, технари, адвокат, менеджеры и не только среднего звена), есть трудяги (автослесарь, строитель), много бывших военных и милиционеров, много охранников, есть и студенты, и пенсионеры, и безработные, порой встречались новые русские. Здесь можно встретить разных людей: тех, кто только хочет бросить пить; тех, кто уже постепенно избавляется от своей пагубной страсти; тех, кто дал обет трезвости на всю жизнь… Одни приходят семьями, другие в одиночестве. Есть так называемые созависимые. Кстати, ромашковская община трезвости — семейная, и в идеале ее должны посещать семьи целиком, тогда и эффективность возрастает. Но, увы, это удается не всегда. Некоторые женщины ходят сюда, чтобы научиться правильно вести себя с пьющими мужьями, сыновьями, а порой и родителями, которые упрямо остаются дома. И им, по собственному признанию, община помогает. „Легче на душе становится, — говорит Татьяна, одна из таких женщин, — и меньше ошибок совершаешь дома, меньше говоришь ненужных слов, учишься не раздражаться, любить. Ведь только с любовью можно помочь страждущему человеку“.

Собрание, на котором мне посчастливилось оказаться, было необычным. В этот день не только собрались сразу обе группы трезвости (около 50 человек), но и приехали гости из Нижегородской области, которые хотели бы организовать у себя при храме общину, подобную ромашковской. Занятие вел о. Алексий. Это случается раз в месяц.

„До конца 2007 года встречи всегда проводил батюшка, но община стала настолько большой, что нам пришлось разделиться. Теперь занятия проводят люди, сами исцелившиеся здесь от своего недуга и прошедшие обучение под руководством о. Алексия“, — объясняет Екатерина Савостьянова, ведущая одной из групп общины трезвости. Обе группы собираются вместе редко: когда бывают паломнические поездки (последняя — в Оптину пустынь), на молебны пред иконой Божией Матери „Неупиваемая Чаша“ (служатся на приходе раз в месяц), походы в театр „Камерная сцена“, (там нередко проходят массовые собрания, на которые приходят и ветераны — те, кто ходил в общину 7−10 лет назад), выезды на природу и пр.

На собрании раздают листки. В них нужно указать фамилию, имя и срок воздержания. Когда человек приходит в общину, он не дает никаких обязательств по поводу воздержания, он должен быть хотя бы просто настроен на трезвую жизнь. „Срок воздержания мы указываем, чтобы понять, кто чем дышит, насколько успешно идет процесс исцеления, — говорит Е. Савостьянова. — Иногда человеку трудно поднять руку и сказать: „я сорвался“, а в листочке напишет. К тому же, листочек этот многих удерживает от срыва. Стыдно писать все большие сроки — месяц, два, три, а потом прийти и бац! — вторая смена: „срок воздержания — два дня“. Приходится начинать все сначала“.

В этот раз на встрече было много новых людей. Сначала мне показалось, что пьющих людей не было, а только члены их семей. „Просто все неплохо уже выглядят, пришли-то совсем другими“, — развеяла мои сомнения Екатерина. Да, многие приходят не в лучшем виде. Самое важное в общине — это поддержка друг друга. На таком собрании человек может вслух при всех остальных, не боясь осуждения, излить свою душу, рассказать о своей беде, поделиться с другими своей болью. А это подчас — самое сложное.

„Проговаривая проблемы, обсуждая их с разных сторон, мы обогащаем свой опыт — говорит о. Алексий. — Здесь уместно сравнение с летчиками, которые, прежде чем отправляться в небо, оттачивают летные премудрости на тренажере, учась мгновенно принимать правильное решение, нажимать нужную кнопку. В экстремальных ситуациях не будет времени на раздумья: действовать придется мгновенно и автоматически. Так и человеку, вставшему на путь избавления от пагубной страсти, нужно быть готовым ко всему“.

Отец Алексий в своей работе придерживается концепции Владимира Удолина, который был основателем движения Семейных клубов трезвости, а также диалогического подхода православного психолога Т.А. Флоренской. Но полное исцеление возможно только при помощи Божьей, и потому отец Алексий говорит о „сочетанном воздействии на личность страждущего церковного врачевания и медико-психологической помощи“.

Т.А. Флоренская (1936−1999), доктор психологических наук, профессор, действительный член Нью-Йоркской академии наук и искусств. Успешно разрабатывала концепцию диалога как личностно и духовно развивающего общения. Автор более 70 научных работ и публикаций, наиболее значительные из которых: „Диалог в практической психологии“ (1991); „Диалог как метод в психологии и консультировании (духовно-ориентированный подход“ (1994); „Диалогическое общение как путь духовного преображения личности“ (1995); „Мир твоему дому“ (1999). Перед самой смертью она завершила работу над книгой по православной психологии.

Владимир Удолин (1922−1996), всемирно известный психиатр, профессор Кафедры неврологии, психиатрии и клинической психологии Медицинского факультета Загребского университета, директор университетской психо-неврологической и наркологической клиники больницы „Сестры милосердия“ в Загребе, президент Всемирной социально-психиатрической ассоциации, президент Средиземноморского общества социальных психиатров, член группы экспертов ВОЗ по психическому здоровью, алкоголизму и другим видам зависимостей, автор социально-экологической теории алкоголизма, основатель движения семейных клубов трезвости, им опубликовано около 60 книг и более 500 научных статей на тему алкоголизма.


+ + +

Подробнее об алкогольной зависимости и о методах лечения мы поговорили с о. Алексеем Бабуриным после собрания общины.

— Отец Алексий, с точки зрения современной медицины алкоголизм — это болезнь?

- И да, и нет. Алкоголизм как заболевание впервые описал в 1849 году шведский врач и общественный деятель Магнус Гусс. В 1952 году Всемирная организация здравоохранения утвердила понятие алкоголизма как болезни. С 1964 года Владимир Удолин начал развивать социально-экологическую теорию, согласно которой проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков не могут отождествляться с болезнью в классическом смысле. Предпочтительно рассматривать их как тип отклоняющегося поведения, стиль жизни. Тогда это была революционная идея, и многие приняли ее в штыки — в основном, кстати, сами пьющие люди. Ведь так приятно быть больным, чтобы тебя лечили, тебя жалели. Если это болезнь — стало быть, человек не ответственен за свое поведение. А согласно концепции Удолина, это — следствие неправильного образа жизни, который ты ведешь. В 1979 г. термин „алкоголизм“ был изъят из Международной классификации болезней, разрабатываемой ВОЗ, и заменен термином „синдром алкогольной зависимости“. В Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (используется всеми врачами для кодирования медицинских диагнозов с 1999 года по настоящее время), все алкогольные расстройства классифицируются как „психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ“. Таким образом, мы постепенно начинаем понимать, что алкоголизм — собирательный термин для обозначения расстройств поведения, возникающих вследствие злоупотребления алкоголем.

— Сейчас много говорят о движении» «Анонимных алкоголиков. Как вы относитесь к этой методике?

- Я не пропагандирую ее, так как считаю, что для большинства страждущих участие в АА неприемлемо по ряду соображений. Люди, которые знают Священное Писание, читают Святых Отцов, окормляются у своих духовников, прибегают к Таинствам церковным, используют для исцеления иную «лествицу». Согласно исследованиям некоторых социологов, АА подходят людям с более авторитарной личностью.

— А к вам неверующие алкоголики приходят?

- Конечно. Приходят разные люди: совсем невоцерковленные, крещеные или некрещеные, даже атеисты — если не воинствующие. Ведь атеисты бывают разные: по недоразумению, по воспитанию, по недомыслию. Кто приходит, с тем мы и занимаемся. Они ходят на встречи и меняют свой образ жизни, через покаяние, конечно: некоторые воцерковляются, кто-то крестится. Процесс носит естественный характер. Наша программа не просто калька с той, которую создал профессор Удолин, мы ее видоизменили. У нас даются обеты трезвости после длительной подготовки, существуют паломничества, мы молимся друг за друга.

— Отец Алексий, расскажите подробнее про обет трезвости.

- Обет трезвости — не современное изобретение. Этот опыт существует с незапамятных времен. Все знают, что Иоанн Предтеча не пил ни вина, ни сикеры. Он был назареем — человеком, посвятившим себя Богу и давшим обет воздержания.

В России обеты трезвости получили широкое распространение с конца XIX века. Дача обета не цель, а вспоможение. Обет способствует стяжанию Божией помощи в борьбе со страстью. По свидетельству людей, которые сделали этот шаг, после дачи обета у них прибавляются силы бороться с грехом.

Теперь задача — не расслабляться, контролировать свои помыслы и поступки, молиться, укрепляться в вере.

К разговору подключается Е. Савостьянова:

- Ты даешь обещание не пить (не курить, не играть, не употреблять наркотики). Естественно, тут нет никаких лазеек. Другое дело, что можно дать обет, скажем, на год, на три, а потом — продлить его на всю жизнь. За это время человек успевает ощутить всю радость трезвой жизни и ему редко хочется возвращаться к прежнему. Так что чаще всего люди обет продлевают. Я, например, дала сначала на год — у мощей свт. Тихона Задонского, а потом — на всю жизнь — у мощей прп. Нила Столобенского.

Недавно, кстати, мы отметили 10-летие первого обета трезвости, данного в нашей общине. Он не нарушен. Дал его актер театра «Камерная сцена» Аркадий Аверин, сейчас он уже — заслуженный артист России, отец троих детей.

— Так что же, нет другого выхода, кроме как полного воздержания? Даже по праздникам нельзя выпить?

- Для людей, которые пристрастились к психоактивным веществам, есть только один выход — отказаться навсегда, потому что иначе будет возврат.

— Но ведь вино полезно для крови, для пищеварения…

- Да, апостол Павел рекомендует апостолу Тимофею употреблять немного вина из-за болезни желудка, но это рекомендация не является рецептом для всех и каждого. Я против мифического отношения к вину, которое нам насаждалось со времен расцвета культа Диониса. Он распространялся и среди иудеев Антиохом Епифаном, сирийским царем, и какой был протест! С этого началась иудейская война. Но зло не в вине, а в неправильном его использовании. К употреблению вина следует относиться по-христиански: либо строго по церковному уставу, либо, ради блага, вовсе отказаться от хмельных напитков. Мы знаем, что Христос говорит о себе: «Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь есть». И, когда вино называют сильнейшим наркотиком в мире и всех людей без разбора отвращают от вина, тем самым, делая и вино, которое в Таинстве Евхаристии прелагается в истинную Кровь Христа, неприемлемым, это уже крайность. Я знаю одного батюшку, у которого на вино страшная аллергия, ему надо ставить капельницу, если он выпьет глоток вина, но когда он причащается и потребляет оставшиеся Дары, то у него никакой реакции не бывает. Однако, как говорит апостол Павел: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего твой ближний претыкается, соблазняется или изнемогает».

— А запивка после причастия?

- Зная о том, что к Святому Причастию подходят разные люди, в том числе и те, кто страдает алкоголизмом, мы в своем приходе используем в качестве запивки просто сиропы. В екатеринбургской епархии, например, предлагают святую воду. Нет такого правила, чтобы запивка непременно состояла из вина. Раньше, когда алкоголизм был явлением исключительным, никто и не задумывался на такие темы. Если бы люди жили по церковному уставу и потребляли малое количество вина, разбавленное водой и по большим праздникам, у них никогда не развилось бы никакой зависимости.

— А не может ли у реабилитантов появиться другая страсть — осуждения и ханжества: мы праведные, не пьем, а мир во зле лежит, все пьяницы и т. п.

- Когда такое прошел, не до ханжества. Грех твой пред тобою есть выну. Как же можно осуждать, если ты завтра, оказавшись без благодатной помощи Божией, снова можешь пасть. У тех, кто обращается к жизни трезвой, не возникает фарисейства. Наоборот, они хотят помочь другим, привести друга, страдающего алкоголизмом; они лучше понимают и сострадают ближнему, впавшему в зависимость.

— Многие ли покидают приход и остаются при этом трезвенниками? Не привязываете ли вы людей к своей общине?

Екатерина Савостьянова : «Покидают приход» — не совсем правильно. Не все, кто ходит на общину, становятся прихожанами ромашковского храма. Далеко не все.
Сначала человек ходит каждую неделю. Ходит год, два, кто-то — больше. Потом, крепко встав на ноги, человек посещает общину все реже и реже, может появляться и раз в несколько месяцев уже в качестве гостя. Новичкам всегда очень интересно и полезно посмотреть на ветерана, послушать реальную историю исцеления с помощью Божией. Отец Алексий не привязывает людей к своей общине, иначе у нас сейчас было бы столько людей, что вся церковная территория не вместила бы (она, правда, не очень велика). Цель общины — не бросить пить, а изменить образ жизни. Трезвость не является добродетелью, как писал великий педагог и апостол трезвости XIX века С.А.Рачинский, она — лишь условие для развития добродетелей. В общине при православном храме естественным образом происходит воцерковление, и это является главным изменением образа жизни. Меняется круг друзей, интересов, меняются ценности — меняется вся жизнь. Вот у «Анонимных Алкоголиков» членство пожизненное, но не у нас.
Материал подготовила Елена Тюлькина

Адрес храма:
143 025, Московская область, Одинцовский район,
п./о. «Немчиновка», село Ромашково.
Телефон: (495) 591−95−81.
http://www.romashkovo.org/

Впервые опубликовано на сайте Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы
29.04.2008 года.

http://rusk.ru/st.php?idar=112817

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Е.Савостьянова    01.07.2008 11:48
Вчера только с радостью обнаружила, что статья о нашей общине опубликована и на "Русской линии". Еще более радостно было видеть целых две страницы откликов на материал. Увы. Отклики оказались совсем не о том. Разве что глубокоуважаемый Полезный ярославец попытался вернуть обсуждение в русло, собственно, самой темы… Спаси его Господи.
Я скажу удивительную и, быть может, кощунственную для многих вещь: мы НЕ БОРЕМСЯ С ПЬЯНСТВОМ на общине. Как справделиво заметил кто-то, это – дело безнадежное. Недаром, даже обсудить эту тему не получилось в столь узком кругу: сразу заговорили о сухом законе, Думе, правительстве…
В статье о Ромашково нет ни единого слова об этом, ни единого – поверьте (или проверьте). Речь – о людях. О конкретных людях, которые приходят за помощью, столкнувшись в своей жизни с очень серьезной проблемой. Эта проблема влечет за собой массу других проблем (на работе, в семье, с друзьми, с деньгами), так как никогда не живет одиночества. Все эти проблемы составляют собой образ жизни. Образ жизни пьющего человека.
Цель общины трезвости – ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ. При социальных условиях, законах, состоянии медицины, существующих в обществе на данный момент – других пока никто не предлагает. То есть речь, об изменении образа жизни человека, а не государства.
Мало бросить пить, надо научиться жить по-другому. Первый шаг – это решимость отказаться от спиртного (наркотиков, игровых автоматов, нужное почеркнуть). Это – уже оружие. Это – первое условие дальнейшего пути, полного неожиданностей, подвохов и засад неприятеля. На наших встречах мы учимся этим оружим пользоваться. Учимся очень постепенно, медленно, без лозунгов и громких фраз. (Политика у на, кстати, вообще- запретная тема, иначе беседа, построенная по принципу духовно ориентированного диалога превращается в бесплодный и эмоциональный диспут).
Узнать подробнее можно на нашем сайте в рубрике "Личный опыт" (http://www.romashkovo.org/experience/main.html). Конечно, многим хочется, чтобы все происходило быстрее, громче и эффектнее – но вот эффективнее такой процесс точно не будет.
  Полезный ярославец    18.06.2008 00:35
Дорогая редакция! 12.06.2008 23:52 я высказался, в ответ на реплику "Вредного москаля" от 10.06.2008 10:24
Но с обсуждения статья о.Алексия была снята (надеюсь, не из-за моей реплики).
Считаете ли вы, что тема полностью исчерпана и желающих высказаться больше не будет? Или какие-то другие причины? И как можно вернуть статью на форум?
  Полезный ярославец    12.06.2008 23:52
Мне тоже показалось, что на параллельной ветке обсуждение как-то ушло в сторону. Поэтому позволю себе высказаться по существу обсуждаемой статьи и некоторых уже имеющихся комментариев.
Мне думается, дело не во власти (правителях), не в том, что они (правители) выполняют "приказы мирового правительства" или боятся алкомафии, или предпочитают заботиться только о своих личных интересах, а не о своем народе (хотя и это имеет место быть).
К сожалению, личные взгляды и предпочтения в отношении алкоголя и алкогольной проблемы подавляющего большинства наших правителей, в том числе, "глубоко православных", абсолютно расходятся и с научным, и, тем более, с духовным подходом. И в этом ничего удивительного нет. На самом деле, они лишь выражают то, что «думает» и что «хочет» наш народ. А вот народ «думает» и «хочет» то, чего хотят «властители дум». А это не только, как мы знаем, различные средства массового оболванивания (СМО), не только наши учителя, писатели, поэты, киношники, актеры и прочая «творческая» публика…
Гораздо, на мой взгляд, важнее и опаснее то, что подобные взгляды и предпочтения свойственны огромному большинству наших православных пастырей, в том числе даже монашествующим. Причем особую опасность представляет заблуждение, что «пить надо в меру». А «меры», почему-то, у совсем юного монаха и у «маститого» протодиакона оказываются разными… Как же быть? Более того, в процессе «обучения» весьма часто проблемы возникают как у «обучаемых», так и у «обучающих».
Следовательно, не наш это путь. Нам надо следовать примеру Предтечи Христова Иоанна («…ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера…»);
примеру апостола Павла ("Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего твой ближний претыкается, соблазняется или изнемогает");
примеру преподобного Иринарха Ростовского, который «… сидит в затворе и постится, носит на себе многие тяжелые железа, не пьет хмельного и мало ест, да и братию учит делать то же: пребывать в "трудах" и поститься, хмельного и в уста не брать, говоря, что это есть самое большое зло; следует, говорит, монахам быть, как ангелам, ни о чем не скорбеть и плоти своей не щадить: многими скорбми подобает нам внити в Царство Небесное».
А еще конкретнее для каждого из нас – и мирянина, и священника, и монаха, и епископа – сказано святителем Тихоном Задонским:
"Есть две дороги, выбирай лю¬бую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справ¬ляй крестины, свадьбы, похороны с угощением — и по¬служишь врагу.
Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много и мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадь¬бах, крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога.
Дело это не шутка. И если мы не на словах только хрис¬тиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сде¬лаем так, и помоги нам Бог".
  Одна из многих    12.06.2008 02:11
+О.Алексий:
"До революции обществ трезвости по стране было около трех тысяч, и в них состояло около двух миллионов трезвенников, а в начале 1900-х годов были проведены даже два всероссийских съезда деятелей по борьбе с народным пьянством.
…Сейчас трезвенническое движение в России опять набирает силы, но его размах не такой, какой был до революции."

Побольше бы таких отцов и активных мирян, не на словах, а на деле.
Необходимо, чтобы о них вся Россия знала.
Враг коварен и хитёр, с ним только сообща справиться можно.+
  Lucia    11.06.2008 23:05
Реклама наркотиков существует, хоть и непрямая. но весьма навязчивая.
  Одна из многих    11.06.2008 20:59
"Теперь думайте и сопоставляйте."

+Вот что я думаю и сопоставляю – отчего в благополучных, в материальном отношении, странах тоже много алкоголиков, наркоманов, проституции и пр., причём начиная с детского возраста?
Да от того, что куда угодно можно "запихнуть" человека и весь мир, не иеющего СТРАХА Божия. Западное христиантво его не имеет.
Россия тоже, уже давно держится только молитвами преподобных и мучеников.
Сейчас идёт "последний и решительный бой". Исход борьбы зависит от добровольного выбора каждого – жить со Спасителем, или погибнуть без Него с Западом.
Впрочем, я была бы рада, если бы Россия приняла "сухой закон", хотя бы на какое-то время. И обязательно надо помогать, с Божьей помощью тем, кто уже страдает от этого зла.+
  Триколор    11.06.2008 11:59
Это все мы уже проходили в 20хгодах прошлого века .
После Гражданской были высокие цены на продукты и их дефицит , плюс комиссарам нужно было на деле воплощать свои безумные сатанинскиепланы по перераспределению (ограблению) имущества народа и порочие непопулярные меры . Они нашли выход . Хлеба не было , но везде стали продавать дешевую водку (которая была дешевле хлеба).
Ее стали пить не для загулов , а от голода и желания снять стресс от действий ЧК, продотрядов и почих большевицких ужасов . Так за короткиий срок Россиию "запихнули " в водочную бутылку .
Теперь думайте и сопоставляйте.
  Одна из многих    11.06.2008 00:35
"Вы упомяли правительство, так там, только что глава этого "правительства" узнал что население уже лет десять пьет сухое молоко. Очень мудрый премьер-министр."

+Что плохого в том, что премьер-министр, только приступив к своим обязанностям, сразу узнал про сухое молоко? Будучи президентом, он знал про алкогольную проблему в России. Не забыл он о ней и сейчас. Когда водка стала многим "не по карману" люди стали пить всё, что ни попадя, лишь бы одуреть. Насильно же никто никому в глотку не льёт.
А почему растёт число наркоманов? На наркотики-то реклама запрещена.
Не уверена, что "сухой закон" приведёт к желаемым результатам. Согласна, что необходимо запретить рекламу на табачную и пиво-вино-водочную продукцию, в любом виде и любом месте. Вполне достаточно иметь только необходимую информацию о товаре для покупателей в соответствующих отделах, а лучше, – в специализизированных магазинах.+
  Триколор    10.06.2008 14:04
"Не найдейтесь на князя, на сына человеческого , в них же несть спасения…"
  Вредный москаль    10.06.2008 12:49
"Вот тебе бабушка и Юрьев день! Вместо сухого закона в духе комиссаров 20х годов решили сделать водку досупнее всем слоям населения "
Ну вот, уже поздно…Пузырь приравнять цене батона хлеба, и все, Россия-матушка сдохнет не к 2050 году, а к 2020. Вы упомяли правительство, так там, только что глава этого "правительства" узнал что население уже лет десять пьет сухое молоко. Очень мудрый премьер-министр.

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru