Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России
- свидетель
27.07.2009 12:58
Из книги "Наркомания и оккультизм".
Место публикации: http://www.caritashouse.ru/materials/2008/05.html
"Широкое распространение получили методы, связанные с введением больному несовместимых с алкалоидами медикаментозных средств долгосрочного действия. На наш взгляд, расценивать эту практику можно только как средство временной отсрочки, данной для совершения внутренней работы, выработки больным духовного иммунитета против болезни.
Программы для такой внутренней деятельности наиболее детально представлены сейчас, наверное, только «Обществом Анонимных Алкоголиков» («А.А.»), созданным в 30-х годах в Америке, и распространившемся в настоящее время во всём мире и «Анонимными Наркоманами» («А.N.»), использующими те же принципы. В основу их метода положена «Программа 12-ти Шагов», постепенная 12-этапная модель развития абстиненции и освобождения от алкогольной и наркотической зависимости. Уже преодолевшие её бывшие алкоголики или наркоманы становятся лидерами небольших групп, помогающих справиться со своим недугом недавно вступившим членам. При безусловно положительных аспектах этих часто очень действенных программ, есть и отрицательные.
К положительным нужно отнести ясное понимание глубокой духовной сути заболевания, необходимости духовного перерождения, обращения к Богу, покаяния и смирения пред Богом и людьми для исцеления, понимание важности религиозного, мировоззренческого фактора. Правилен подход к решению проблемы через создание товариществ бывших алкоголиков и наркоманов на бескорыстной основе, с применением чёткой постепенной программы, очень многое в которой соответствует и учению св. отцов о борьбе со страстями.
Отрицательные аспекты обусловлены особенностями современного, в первую очередь, американского, менталитета. Это, например, присущая традиционной американской религиозности, приземлённость, по которой мера праведности человека пред Богом оценивается материальным благополучием. Это противоположно святоотеческому учению о необходимости и благотворности скорбей для познания Бога. Поэтому обращение к Богу для «А.А.» или «А.N.» является не целью, а средством избавиться от недугов, оно утилитарно и нецельно, так как не ставит задачи дальнейшего религиозного развития. Поэтому, а также по причине традиционной многоконфессиональности, и влияния атеизма понятие «Бог» употребляется с добавлением «как ты его понимаешь» и даже часто заменяется понятием «Высшая Сила» и просто «Сила». Сами общества признают себя внеконфессиональными. Здесь проявляется разность исторических задач и идей, лежащих в основе существования Западной цивилизации и России. Там — стремление к материальному благосостоянию, здесь — хранение Православия. Не случайно такое частое уподобление новой жизни без алкоголя и наркотиков Широкой Столбовой Дороге в программной литературе «А.А.», столь противоположное словам Спасителя об узком и тернистом пути в Царствие Небесное.
Настойчивое признание необходимости для изменения жизни некоего сильного духовного переживания, без учета того, что оно может быть действием духа-обольстителя, свидетельствует о том, что «А.А.» и «А.N.» находятся вполне в духе традиций протестантского движения «ревайвелизма», многие духовные практики которого являются завуалированными формами оккультизма и медиумизма. Эта неопределённость в характере религиозного опыта, с одной стороны, и тенденция к замкнутости, самодостаточности, когда собрания группы «А.А.» или «А.N.» начинают играть в жизни человека большую роль, чем Церковь, с другой, порою придают этим обществам сектантский характер. Они начинают напоминать секты экуменического толка, находящиеся под влиянием масонской идеологии. Замена понятия «Бог» на «Высшая Сила» приводит на память переписку американского сатаниста, основателя Ку-Клус-Клана Альберта Пайка с Джузеппе Маззини о методах борьбы с Христианством. Ещё в 1871 г. он писал о возможности преподнесения «Люциферического Евангелия» разочаровавшимся в атеизме массам. Он рекомендовал не открывать сразу же антихристианского характера этой новой религии, но незаметно подменить, отождествить понятие Бога с «Высшими Силами», «Космическим Разумом» и т.д., что явится переходной мерой к принятию люциферианства .
Таким образом, в случае, если группы «А.А.» и «А.N.» остаются в своем развитии на уровне представлений о «Боге, как ты его понимаешь», они превращаются в одну из опосредованных форм этой новой синкретической религии, проводник её идеологии. Такое положение вещей, наверное, неизбежно для секуляризованной либеральной Америки. Но слепое перенесение этой американской схемы в условия России представляется совершенно неверным, так как не отвечает нашим историческим условиям, задачам и принципам. Возрождение русского народа и России в целом неотделимо от возрождения Православия, которому лежащая в основе «А.А.» и «А.N.» идеология исторически совершенно чужда. Иначе нам придётся строить из России вторую Америку, а второй Америки быть не может."
Журнал «Православная беседа», №№ 1-4, 2002 г.
|