Русская линия
Русская линияПротодиакон Сергий Шалберов31.10.2008 

Роль православного мировоззрения в подготовке национальных кадров

От редакции. 30−31 октября 2008 года в Балтийском техническом университете «Военмех» им. Д.Ф.Устинова прошла III межотраслевая научно-практическая конференция «Проблемы и пути решения задачи подготовки кадров для военно-промышленного комплекса Российской Федерации», посвященная 100-летию со дня рождения Д.Ф.Устинова, выпускника «Военмеха» (1934 г.), выдающегося организатора оборонной промышленности, Наркома вооружения, Министра обороны СССР, внесшего неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне, в создание ракетно-ядерного щита и освоение космического пространства в послевоенные годы.
Сегодня РЛ публикует доклад принимавшего участие в торжествах выпускника «Военмеха» протодиакона Сергия Шалберова, посвященный крайне актуальной в нынешних условиях проблеме.

Сегодня, под новым углом зрения перелистывая страницы жизни Дмитрия Федоровича Устинова, мы можем сказать, что для нас, живущих в эпоху интенсивнейшего научно-технического прогресса, он оставил прекрасный, достойный подражания пример служения людям и Родине — как человек, инженер, организатор и руководитель. И так трудились в те годы миллионы наших соотечественников. Скажем больше, если бы они не поступали так тогда, наша страна не смогла бы выстоять, победить и остаться самой собою после целого ряда невиданных потрясений: революции, гражданской войны, классового террора, коллективизации, второй мировой войны.

И не потому ли в свое время годы «холодной войны» сменились эпохой мирного сосуществования двух цивилизаций, что те, кто стоял у истоков создания нашего боевого оружия, твердо держались заветов, известных русским воинам еще со времен Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского и Дмитрия Донского.

Все это нужно, очень нужно помнить нам сейчас, когда, поняв бессмысленность смертоносной атомной войны, человечество оказалось совершенно беспомощным перед лицом нового, еще более разрушительного оружия — информационного [1], которое тем и опасно, что направлено, прежде всего, против бессмертной души человека. И потому всегда нам надо держать в сердце и уме предупреждающие слова Спасителя: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12:4,5).

Но что же мы, ныне живущие, можем сказать о своем служении науке, Родине как данном нам Богом послушании, если мы фактически отказываемся от него, когда нас никто не преследует и в лагеря не сажает? Можем ли мы сейчас трудиться не для себя, а для Родины с таким же воодушевлением и подъемом, с таким же напряжением всех жизненных сил, как трудились люди прежде?

Увы, напротив, мы зачастую сами, своими же руками «разваливаем» тот десятилетиями отлаженный сложнейший организм отечественной науки и промышленности, уезжаем на заработки в «теплые златые клетки» стран дальнего зарубежья. А это значит, что таланты, данные Богом, мы зарываем в песок, подобно евангельскому скупому, или, подобно блудным сыновьям, растрачиваем наследство отцов на чужбине, ради жалких крох от неправедного прибытка тех, кто стремится превратить страну нашу сначала в обескровленный сырьевой придаток, а затем и в свалку промышленных и «духовных» отходов западной цивилизации. [2]

Значительная часть выпускников наших вузов по наиболее востребованным в мире специальностям покидают Россию до сих пор. А если мы возьмём ещё и аспирантов, и молодых учёных, уже защитившихся, то получается, что две трети нашей интеллектуальной элиты уезжают за границу. [3]

А ведь наши учёные и инженеры пока ещё способны и сейчас проводить глубокие исследований, конструировать и воплощать новейшие технические разработки. Жизненно необходим качественный рывок на новом этапе научно-технического прогресса. Но, как ныне водится, если не видно прямой материальной выгоды, то это — «неприоритетно». Время уходит, редеют ряды специалистов, накопивших бесценный опыт и знания, исчезает преемственность поколений. Происходит всеобщее оскудение духа, утрата национального энтузиазма и пассионарности. И поэтому, как некогда на Куликовом поле, нужны сейчас России богатыри духа — новые Пересвет и Ослябя, которые выйдут вперед, чтобы подвигом жизни своей упредить силу неприятеля и разрешить победный исход сражения.

Они — это наша будущая продуктивная элита, многие представители которой сегодня сидят на студенческой скамье. Принадлежность к элите должна прежде всего определяться по духовному признаку. Это и ведущие наши инженеры, и культурные деятели, и часть чиновничества, которые живут не только работой и телевизором. Даже если человек мыслит карьерными устремлениями, но живет интересами своего народа, своей нации, своего государства, то и он является частью национальной элиты.

В советское время из недр народа была искусственно создана элита, заточенная под конкретное государственное устройство. Д.Ф.Устинов — ярчайший ее представитель. Сейчас ситуация иная — современное постиндустриальное общество, обладает рядом уникальных черт. Главное — это превращение новых знаний, информации и методов их использования в основной экономический ресурс . [4] Примитивное понимание этой информационной революции и по сей день состоит в представлении об усилении технологического компонента всех видов человеческой деятельности, повышении роли компьютерных технологий. Всё это действительно имеет место, но «новые технологии» — это не только новые технические новинки, это и новые методы управления организациями, и новые способы манипуляции людьми . Это, в первую очередь, изменения в образе мышления , а не в области науки и техники.

Для подготовки будущих руководящих кадров чрезвычайно важны две составляющие: профессионализм и мировоззрение. Высококомпетентные технократы, циники без духовных ориентиров, пренебрегающие во имя корпоративных или личных целей национальными интересами и моралью, способны нанести вред ничуть не меньший, чем полуграмотные дилетанты, даже движимые благими побуждениями.

Способность к самостоятельному принятию решений, поиску новых идей, обучению и эффективным коммуникациям — всё это современный бизнес хочет получить от наёмного профессионала. При этом понятно, что эти качества отнюдь не способствуют превращению человека в корпоративный винтик. Интеллектуальным работникам — будь то управленец или инженер — по сути, для работы не нужно ничего, кроме компьютера, да и тот порой служит лишь как вторичный инструмент реализации идей, которые сами по себе могут быть легко записаны на листке бумаги или же вообще остаться идеями в уме их автора. Выполнять свою работу современный инженер может как в офисе, так и дома, а при наличии мобильной связи и ноутбука — практически везде и всегда. Традиционные схемы коллективной работы в одном помещении, в одном учреждении, и даже в одном государстве, приобретают для него скорее дисциплинарную и организационную функцию.

Многочисленные специалисты по рекламе, маркетингу и пиару, используя возможности новых сетевых технологий, все чаще агрессивно навязывают молодежи уже не конкретный информационный продукт, а неосязаемые вещи — эмоции, технологии общения, социальный статус — то, что непосредственно воздействует на душу человека .

Таким образом, формируется особая мировоззренческая позиция — культ вседозволенности, гедонизма и стяжательства, который стимулирует потребительский индивидуализм и социальную разобщенность. Происходит подмена традиционного христианского мировоззрения новым псевдорелигиозным культом рыночных отношений к ближнему. Такое переосмысление духовного наследия означает разрыв не только с национальной культурной традицией, но и утрату гражданского мира и социального согласия.

Для России всегда был свойственен религиозный тип сознания — она всегда возвышалась совестью, свет совести равно сиял и в праведниках наших, и в лучших инженерах и ученых, и в душах наших великих предков. «Совесть — голос Божий» — прекрасное выражение христианского учения об источнике нравственного закона в человеке. Верующий человек всегда будет действовать исходя из национальных интересов, будет работать не ради взяток, не потому, что он боится наказания, а потому, что он отвечает перед Богом.

Увы, сейчас государственная кадровая политика строится по принципу личной преданности и круговой поруки. Система основана на двух мотивах: деньги и страх! И в этом смысле люди, на самом деле глубоко верующие, и люди, которые относятся ответственно к своему делу, не вписываются в существующую иерархическую структуру. Из-за этого страна никак не может выйти на нормальный путь развития, хотя мы видим, что в последние годы глава государства и многие руководители правительства постоянно декларируют о переходе на инновационный путь развития.

У древа европейской цивилизации есть много ветвей, а также имеются и корни — христианство. Эти корни здоровыми соками обезвреживают многие ядовитые плоды, чего не происходит, если плоды насаждаются в культурной пустыне. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» ясно сказано:«Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание». [5]

Но в то же время мы видим и огромную опасность того, как внешне имитируется поддержка религии и культуры, в то время как средства массовой информации на практике отданы на растерзание всякого рода творцам «культурной пустыни», когда высочайшими и приоритетнейшими национальными достижениями, вызывающими неумеренные восторги и ликование, объявляются эстрадные победы во второразрядных европейских конкурсах или некоторые спортивные достижения российских команд. Нынешним юношам и девушкам с утра до вечера внушают, что наша жизнь — карнавал, на котором надо успеть повеселиться.

В былое лихолетье отцы и деды наши выстояли, не дали погубить душу земли русской. И сейчас есть немало людей, облачённых в мантию власти и имеющих немалое состояние, которые воспитывают своих детей в духе русской православной культуры, ибо они ощущают ответственность за то, чтобы Россия сохранила и продолжила себя как явление мировой истории и культуры.

В России отношения Церкви, государства, общества и человека, всегда носили иной характер, чем на Западе. Церковь — прибежище и укрытие, в котором мы защищены от растлевающего действия врага спасения рода человеческого, действующего сегодня особо изощренно и лукаво, в особенности, через средства массовой информации…

Чтобы преодолеть последствия либеральных экспериментов над страной и в очередной раз нужно подготовить с участием Церкви особый слой ответственных и образованных государственников , которые возьмут на свои плечи тяжесть работы с иновационными технологиями Запада с позиции национального ценностного выбора. Иными словами, у нас должна быть обеспечена значительная идеологизированность экономики и культуры, т. е. признание высших религиозно-нравственных целей общественной и культурной деятельности. [6]

Для того чтобы будущая элита была двигателем нации в истории, а не её разрушителем, она должна быть носителем национального наследия и культуры, свободных от раболепного комплекса неполноценности перед другими культурами и цивилизациями. При этом она не должна замыкаться в себе, но знать и владеть достижениями мировой культуры, понимать место и роль России в мире, не бояться отстаивать честь России, осознавая при этом её грехи и несовершенства.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своей речи на Х Всемирном Русском Народном соборе предельно четко определил позицию Церкви: «Суверенитет страны — это не только нефть и ракеты, но прежде всего ее духовная и интеллектуальная сила » [7].
Протодиакон Сергий Шалберов , к.т.н., Свято-Троицкий Измайловский собор

Примечания:

1 — - Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М. 2002
2 — Сервер национальный прозы. Александр Ратыня. http://www.proza.ru/author.html?ratynya
3 — Кто составляет современную национальную элиту России? ТРМ, № 9, 2008.
4 — Восканян М.В. Конфликт капитала и интеллекта. ТРМ, № 9, 2008.
5 — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2005
6 — Казин А.Л. Храм, рынок и держава. ТРМ, № 9, 2008
7 — Права человека и нравственная ответственность. «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке», М., 2006.

http://rusk.ru/st.php?idar=113474

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Непомнящих Игорь    03.11.2008 07:41
Да, все упирается именно в Образ-ование. Например, президент объявил борьбу с коррупцией. Подчитывает многомиллиардные потери от коррупции. Но если бы потратили немного от них на Образ-ование, на прекращение поборов с учеников в школе, то и в борьбе с коррупцией забрезжил бы свет.
  Lucia    03.11.2008 02:35
Даже университет (настоящий, а не эти новообразования) учит просто ремеслам. Ремесло химика, ремесло психолога. Правда, философский факультет предполагает какое-то Образование, зато здесь отсутствует профессия. Начиная со школы человеку в голову пихают разные вещи, авось пригодится, а гвоздика, чтобы все это повесить – нет. Так все это и валяется, проку мало, пыли много.
  Lucia    02.11.2008 22:41
Вот учебник Плешакова для 4 класса. То. что у детей теперь вместо природоведения. Немного о космосе и Солнечной системме. Думаете, там написано, кто первым полетел в космос? Или кто придумал луноход или кто придумал способ сфотографировать обратную стоону Луны? Нет! Зато указано, что первый. кто ступил на Луну – был Американский астронавт. Впрочем. во второй части этого учебника описана вкратце история России и это еще хуже. Не хочется представлять. кто вырастет, учась по этим учебникам.
Лучше вообще не учиться. "Не следует обучать детей простолюдинов наукам, которые должны знать лишь благородные, ибо простолюдины, как люди невежественные, не способны подняться до понимания таких вещей, а лишь становятся высокомерными, позорят и унижают государство; им достаточно изучить дело своих отцов".
Теперь придумали лучше. Для простолюдинов – а это мы с вами – придумали вот такую науку и такое образование. Если кто давно не читывал школьных учебников – загляните в них и увидите будущее России. Оно печально. И до сих пор находятся люди, которые считают. что домашнее образование – это что-то некачественное, "на коленке", а школа – это профессиоализм, это класс! Да, профессионализм. Учебники составлены великолепно. думаю, мастерство педагогов не уступает.
  Непомнящих Игорь    02.11.2008 06:56
Все образование в России – школа, ВУЗы технические, гуманитарные, военные – все построено по западным лекалам. Сюда же относятся и СМИ, в которых господствует западное мировоззрение.
Однако западное образование было привнесено в Россию ради создания армии по западному образцу. Это позволило остоять государственную независисмость, но сделало нас рабами западного мировоззрения.
Мощь Запада основана на современной науке, основанной, в свою очередь, на рационалистическом мышлении. В этом мышлении нет понятия истины, есть только понятие полезности. Это и есть основа западной цивилизации, которая ведет мир к полному падению нравсвенности, к ужесточению экономического неравентсва в мире, к экологической катастрофе – к гибели всей человеческой цивилизации. То есть понятие пользы не только аморально, но и лживо.
Русская цивилизация сегодня размывается изнутри и именно по западному образованными людьми – уже не гражданами России, а гражданами западного мира.
Поэтому надо начать с образования, – чтобы оно отвечало ценностям русской цивилизации, а не западной. Такое образование должно отказаться от постулатов западной науки (предпочтение пользы перед истиной). Поэтому нужно создать науку, основанную на православной мировоззрении, которое и является основой русской цивилизации.
См:
http://www.rusk.ru/st.php?idar=113304
http://www.rusk.ru/st.php?idar=11311 9
http://www.rusk.ru/st.php?idar=112482

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru