Русская линия | Евгений Юрьев | 23.07.2008 |
8 июля впервые в России отмечался как общенациональный праздник «День семьи, любви и верности». Он вызвал самые теплые и положительные отклики в народной среде. Сегодня мы отмечаем еще один памятный день, но уже в мировом масштабе. В этот день в 1987 году появился пятимиллиардный житель планеты. Чтобы привлечь внимание общества к демографическим проблемам, по рекомендации Совета управляющих Программы развития ООН с 1989 года ежегодно 11 июля отмечается Всемирный день народонаселения . Я поздравляю Вас и профессиональных демографов с этим Днем:
К сожалению общемировая и российские тенденции народонаселения отличаются кардинальным образом.
В 2007 году в России родился миллион шестьсот тысяч детей (1602,4 тыс. детей). В абсолютном выражении — это самый высокий результат после 1991 года. Такого прироста рождений (за 2007 г. составил 122,8 тыс. детей) не было последние 24 года, а темпов прироста (8,3% за год) — 52 года. Это прямое следствие мер демографической политики, улучшения экономической ситуации и, в первую очередь, благоприятной возрастной структуры, поскольку многочисленное поколение 80-х вступило в репродуктивный возраст.
План по реализации принятой демографической концепции содержит целую россыпь мер. Появляется оптимизм и некоторая успокоенность, которая всегда является препятствием для осуществления значительных, решительных шагов. Тем не менее именно об их необходимости мне хотелось бы говорить сегодня, поскольку без продолжения последовательной и наступательной демографической политики, направленной на повышение рождаемости, опасность возвращения к прежним демографическим тенденциям сохраняется.
Опыт Советского Союза, стран Восточной Европы свидетельствует, что меры поддержки семей с детьми, введенные в 1970—1980-е годы, не получив должного развития, сохраняли эффективность в течение 2−3 лет. Опыт Западной Европы, прежде всего Франции, Дании и Финляндии, напротив, говорит о том, что продолжительный характер и последовательная поэтапная интенсификация государственной демографической политики обеспечивают сохранение длительных положительных тенденций.
В определенных кругах научного сообщества распространено мнение о том, что меры семейной политики малоэффективны, при всей их дороговизне, в лучшем случае, приводят к сдвигу в календаре рождений и расходы на семейные выплаты не оправданы. Такое суждение противоречит опыту множества стран и опровергается целым рядом авторитетных исследований.
Сегодня среди развитых стран выделяются два кластера. Страны со слабой семейной политикой довольствуются уровнем рождаемости 1,2−1,45 детей на женщину. В странах с развитой семейной политикой рождаемость составляет 1,7−2,2 ребенка на женщину.
Так, во Франции, Дании, Ирландии, Норвегии, Швеции и т. д. высокие расходы государства на поддержку семей с детьми сочетаются с развитой системой услуг по уходу за дошкольниками, что дает в результате более высокую рождаемость. В Италии, Испании, Греции и странах Восточной Европы низкий уровень государственных расходов обрекает общество на сверхнизкую рождаемостью.
В США доля расходов государства на семейную политику в ВВП в несколько раз выше, чем в России, но ниже, чем, например, в Скандинавии. Однако сохранение традиционных семейных ценностей и гибкий рынок труда, позволяющий матерям совмещать семью и работу, в результате обеспечивают достаточно высокий уровень рождаемости.
В Германии (а также Венгрии, Чехии) расходы на семейную политику высоки. Однако эти страны — утратили, во многом, традиционные ценности семьи. К тому же в этой группе стран плохо функционирует система детских садов, что делает материнство социально рисковым. В результате рождаемость там низка.
Таким образом, лишь сочетание высокого уровня выплат семьям с детьми (2% ВВП и более), политики социальной защиты работающих матерей и работы с ценностными ориентациями может дать существенный прирост рождаемости.
Это подтверждает также опыт Советского Союза. Меры поддержки семьи начала 1980-х дали прирост в 0,3 ребенка на женщину, и только в конце 1980-х их действие было нивелировано социальными последствиями перестройки.
Ключевым фактором успеха является уровень государственных расходов на поддержку семей с детьми. В России, в странах Восточной Европы этот показатель аномально низок — 0,4% ВВП, в то время как Детский фонд ООН рекомендует уровень не менее 2% ВВП.
О необходимости увеличить социальную поддержку семей с нынешних 0,4% до 2% ВВП говорил Дмитрий Анатольевич Медведев, представляя в мае 2007 года разработанную Правительством Концепцию демографической политики на период до 2025 года.
К обсуждаемом сегодня общественностью страны проекте Концепции долгосрочного развития России до 2020 года «Расходы на семейную и демографическую политику» вообще отсутствуют среди целевых макроэкономических индикаторов . Хотя по важности он не уступает таким показателям, как расходы на НИОКР, образование и здравоохранение. Необходимо ввести его в данный перечень и установить достаточный уровень на всех трех этапах развития: не менее 1,2%ВВП к 2012 году, 1,8%ВВП — к 2018 и 2%ВВП после 2018 года . Это позволит создать необходимые условия для преодоления кризиса.
Не менее важным является выбор стратегии поддержки семей. Концепция демографической политики России на период до 2025 года и проект Концепции долгосрочного развития в качестве цели определяют рост численности населения России к 2025 году до 145 млн. человек . Одна из главных задач по ее достижению — обеспечить увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза, т. е. с нынешнего уровня до 1,95.
Это соответствует показателю рождаемости современной Франции. При таком уровне воспроизводства во Франции в 2005 году распределение женщин от числа рожденых детей на конец репродуктивного периода было следующим: с одним ребенком — 24%, с двумя детьми — 43%, с тремя и более — 33% («Generations end Gender» европейское обследование, 2005)
Для сравнения, в России по данным переписи 2002 года это распределение выглядело следующим образом: с одним ребенком — 26%, с двумя — 56%, с тремя и более — 18%. Отмечу, что в третьих и последующих рождениях — между нашими странами — почти двойной разрыв .
Очевидно, что первенцы и семьи с двумя детьми не решают проблему выхода из кризиса. Поставленная цель может быть достигнута только при существенном увеличении доли вторых и особенно третьих рождений. Семья с тремя детьми должна стать базовым типом семьи, получить режим наибольшего благоприятствования со стороны государства , как самая привлекательная в социальном и нравственном смысле.
Это ключевое направление семейной политики должно найти отражение в Концепции долгосрочного развития России и подкреплено соответствующими мерами.
Если комплекс мер, предложенный Президентом России В. Путиным в 2006 году, был направлен на «стимулирование рождения хотя бы второго ребенка», то новые меры должны обеспечить формирование потребности и условий для рождения и воспитания в семье трех и более детей.
Именно рождение детей является сегодня определяющим фактором погружения семей в бедность. Около 40% семей с 2 детьми и почти две трети многодетных имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, т. е. живут в бедности. Согласно данным Росстата в 2006 году более 11 млн. детей (11 830 тысяч) до 16 лет (44% от всех детей этого возраста) получали ежемесячное пособие, право на которое имеют только дети в семьях с доходом ниже прожиточного минимума.
В России самый высокий уровень бедных семей среди всех семей с детьми. По официальной статистике он достигает 32%, в то время как среди стран ОСЭР этот показатель в таких странах, как Мексика в 1,5 раза ниже.
Люди скатываются вниз по социальной лестнице именно от того, что рожают детей и строго в соответствии с количеством рожденных детей! А отказ от рождения детей дает шанс на достойную жизнь. Пока ситуация не изменится, говорить о преодолении депопуляции бессмысленно.
Данная логика позволяет установить критерий необходимого минимума поддержки семей. Вся совокупность мер семейной политики на всех уровнях — федеральном, региональном, местном должна предотвращать это низведение семьи на социальное дно по мере рождения детей.
Это не значит, что всех мам надо посадить на пособия и породить массовое иждивенчество. Речь идет о минимальных гарантиях со стороны государства. Платить скажем, начиная с третьего ребенка 100, 150 долларов в месяц. На эти деньги не разгуляешься, но это уже некоторая стабильность. В той же Франции, к примеру, аналогичное пособие подняли в 2005 году до 1000 Евро. И в России за принятого в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, ежемесячно платят в среднем 4000 рублей.
С точки зрения экономии средств, такой подход будет самым эффективным. На первом этапе при нынешней незначительной доле многодетных (всего 6,6% от всех семей с детьми) совокупные затраты на реализацию даже очень сильных мер поддержки не будут большими. При этом идеологическое воздействие будет значительным, и, напротив, нынешнее бедственное положение многодетных является «антирекламой» семейной политики.
Меры жилищной политики, стимулирующие рождение детей, сегодня малоэффективны. По данным Счетной палаты ипотека доступна всего 13−15% граждан, а по экспертным оценкам практически недоступна для многодетных семей. Существующие условия выплаты жилищных кредитов вынуждают семьи отказываться от следующих рождений детей.
Введение дополнительных мер нельзя откладывать надолго, поскольку благоприятная сегодня возрастная структура населения после 2010 года существенно ухудшится. Уже через 10 лет на смену нынешним 20−29-летним женщинам придет поколение, численность которого будет меньше на 25%, а через 20 лет — на 45%. Именно настолько должны будут расти показатели рождаемости, чтобы число родившихся оказалось в эти годы не меньшим, чем сейчас.
Эти меры должны быть введены, прежде всего, в демографически депрессивных регионах , где превышение числа умерших над числом родившихся значительно превосходит общероссийские показатели. К ним относятся практически все регионы Центрального федерального округа, за исключением Москвы, часть регионов Северо-Западного и Приволжского федеральных округов, республика Мордовия (всего 30 регионов). Доля данных регионов в населении России составляет — 34,5%. Они исторически, и прежде всего Центральная Россия , являлись главным ресурсом человеческого потенциала для освоения страны. В последние 15 лет темпы убыли населения в этих регионах были значительно выше общероссийских, а в 2007 году при общем улучшении ситуации разрыв увеличился почти до 2 раз. Не преодолев депопуляцию в этих регионах, Россия не сможет выйти из кризиса.
Доля расходов на реализацию предлагаемых мер в демографически депрессивных регионах не превысит 35% общероссийских и составит в среднем 40−50 млрд руб. в год или 0,15−0,17%ВВП (на 2007 год). Правда, без стоимости жилищных мер.
В российской действительности есть знаковые проблемы, препятствующие демографическому росту. Это сверхсмертность от таких причин, как чрезмерное употребление алкоголя, наркотиков. Сегодня в России, по оценкам экспертов, алкогольной зависимостью страдает 10 млн. человек, а тяжелой наркотической — 1 млн. Каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем. Если же оценить весь ущерб, потери составят примерно 5% ВВП в год, или более 0,5 трлн. рублей в расчете на 2008 г.
Эти проблемы требует решительной государственной политики в части регулирования производства, оборота и потребления алкоголя
Есть смысл добавить к приоритетным направлениям государственной демографической политики антиалкогольную, и антинаркотическую политики, а также направление по снижению числа производимых в России абортов без медицинских показаний , уровень которых в России по прежнему самый высокий в мире.
Главная особенность настоящего момента состоит в том, что в результате реализации мер демографической политики у населения уже сформированы значительные ожидания в части поддержки семей со стороны государства. Если эти ожидания не оправдаются, демографическая политика государства будет воспринята как очередная политическая кампания, и для возвращения доверия потребуются значительно большие время и ресурсы.
Комплекс мер поддержки рождения третьего ребенка мог бы стать стратегической инициативой Президента России в Год семьи и реализован в виде отдельной государственной программы и подкреплен Федеральным законом о дополнительных мерах социальной защиты многодетных семей.
На федеральном уровне мало норм, посвященных социальной поддержке многодетных семей. Единственным специальным нормативным актом является Указ Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах социальной поддержки семей», который носит рекомендательный характер для субъектов Федерации. Меры, предусмотренные им не реализованы полностью ни в одном регионе.
Указ был принят в 1992 году, когда процессы депопуляции только начали проявляться в России. Сегодня, когда государством и общественностью осознана глубина демографического кризиса должны быть реализованы более существенные меры, но и те, которые были декларированы по крайней мере должны быть выполнены.
Я предлагаю Год семьи завершить действенными акциями в поддержку семьи и детей. Пользуясь тем, что сегодня в нашем мероприятии участвуют высокие представители Государственной Думы и Совета Федерации предлагаю во втором полугодии 2008 года совместно с Общественной палатой России и общественными организациями регионов, экспертным сообществом разработать и внести в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы законопроект, предусматривающий систему мер поддержки многодетных семей. Это стало бы действенным государственным вкладом в укрепление семьи в Год семьи.
23 мая 2007 года на заседании Правительства за день до заседания президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, на котором был рассмотрен проект Концепции демографической политики до 2025 года, Дмитрий Медведев, представил Концепцию. Цитата: «Концепция — «идеологический документ», В нем указаны стратегические цели. Как рассказал Дмитрий Медведев, к 2015 году затраты на здравоохранение должны вырасти до уровня 6 процентов ВВП (сейчас они составляют 2 процента ВВП), а увеличение социальной поддержки семей должно возрасти с нынешних 0,4 процента ВВП до 2 процентов. «Однако важно учитывать, что финансирование демографической политики будет происходить не только на федеральном уровне, но и на региональном, и муниципальном».
Евгений Леонидович Юрьев,
Председатель Общественного совета ЦФО, член Общественной палаты РФ
http://rusk.ru/st.php?idar=113116
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |