Русская линия | Джек Тримпи | 17.04.2008 |
8. Исключительность (единственный путь ко спасению).
В «писаниях» АА нет прямых упоминаний о загробной жизни, зато имеются рассуждения о высшем состоянии бытия, наподобие рая или нирваны — спокойствии. Спокойствие достигается старательной проработкой шагов, которая ведет к духовному пробуждению, невыразимо прекрасному, вдохновенному опыту религиозного преображения.
Спокойствие — это состояние личного спасения верой, оно есть высочайший уровень достижения в пошаговом мирке.
От спокойствия идет все доброе: добрые дела, добрые чувства, да и вообще добродетель как таковая. Словом, спокойствие священно; оно возвышается над религиозным опытом традиционных иерархических религий. Общая установка сообщества «Анонимных алкоголиков» по отношению к традиционным религиям есть снобистская сдержанность, еще раз отражающая глубокие, неотъемлемые противоречия, которыми пронизано АА.
9. Самопогруженность (главной является секта как таковая).
Свод практических знаний и рекомендаций АА наполнен всевозможными запретительными нормами, исполняя которые человек сможет посвятить всю свою жизнь проявлениях исключительно секте. Никто не способен воздерживаться от спиртного или избавиться от отчаяния самостоятельно, единственный благодетель — это АА или бог, а единственно правильное отношение — это благодарность. Книга «Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций"[2] формулирует Первую традицию так: «Наше общее благополучие должно стоять на первом месте». АА преподносит себя как нечто, жизненно необходимое: «…без АА мы все погибнем». Какая бы то ни было критика программы или организации АА считается ересью, опасной для жизни членов АА всегда и везде, и ее нужно пресекать лозунгами или предостережениями. Членами АА становятся навечно, прорабатывая шаги самостоятельно и посещая [собрания] как некие слагаемые методичного духовного роста. 12-ти шаговые встречи сфокусированы на философских рассуждениях невысокого уровня, а в книжные магазины поступает неиссякаемый поток все новых и новых книг по излечению с помощью 12 шагов, многие из которых опубликованы Центром Хейзелден[3].
10. Экономическая эксплуатация.
Представляется весьма вероятным, что АА подорвало экономические основы большего числа семей, чем сам алкоголизм. Между терапевтическими группами и лечебными центрами существует неразрывная связь: непрерывный двусторонний поток клиентов обеспечивает материальную поддержку тем и другим, а в итоге в предъявляемых счетах встречаются астрономические для любой семьи суммы. Существуют данные о том, что для оплаты очередного лечения в центрах некоторые хронически срывающиеся пациенты были вынуждены брать кредиты и закладывать недвижимость. Если бы помощь была эффективной, в счетах не набегало бы столь огромных сумм, однако, в лечебных центрах весьма четко осознают, что всего 5% из тех, кто проходит все необходимые процедуры, сохранят трезвость надолго. В индустрии лечения зависимостей лучший бизнес — это повторяющийся бизнес, хотя большинство лечебных центров и утверждает, что их «коэффициент успеха» составляет 60−70%.
АА само установило рекомендуемую сумму, которую члены общества могут вносить на собраниях (в 1990 она составляла не более 500 долларов в год), но атмосфера встреч делает процедуру сбора взносов похожей на погашение долгов по закладной. Только в одном из многочисленных территориальных округов АА сумма, перечисленная в АА за 1989 год, потянула на 11 миллионов долларов.
Экономическая эксплуатация отрицается утверждением типа: «В АА никто не зарабатывает ни цента». Не совсем так.
11. Собственничество (идут на все, лишь бы удержать своих членов).
Известный борец за свободу мысли и действий телеведущий Джин Бёрнс, заметил как-то: «АА проявляет собственнический инстинкт в отношении любого человека, который слишком много пьет». Спустя некоторое время, мы обнаружили, что почти ежедневно слышим от людей: «В итоге я покинул группу, потому что они возомнили, будто я их собственность», «Они продолжали звонить в промежутках между встречами и говорить мне, что я могу сойти с ума или умереть, если перестану посещать собрания», «Из-за пропущенных собраний я чувствовал себя на встречах, будто нашкодивший ребенок». Один человек, подавленный, напуганный, но явно трезвый, говорил: «Мне необходима помощь. Они идут за мной». Предположив, что кем-то была вызвана полиция или скорая помощь, Луиз спросила: «Вы угрожали сами себе или кому-то другому?». Он сказал: «Нет, они ищут меня. Я нахожусь в доме у сестры, а они позвонили и сюда, и это уже явно чересчур». Луиз спросила: «Да кто «они?». Человек ответил: «Люди из АА. Они не желают оставить меня в покое. Они уже едут сюда». Луиз посоветовала абоненту прогнать их, но тот ответил сказал: «Бесполезно. Я не смогу им перечить, когда они окажутся здесь» — и бросил трубку.
Нам звонят многие люди, которые долгие годы находятся в устойчивом состоянии трезвости, но от них до сих пор требуют посещения лечебных программ. Это касается профессионального лицензирования, установления опеки над детьми и людей, привлеченных к ответственности за вождение в нетрезвом состоянии.
Обычным делом для тех, кто прекратил ходить в группу, становятся подобные звонки от членов АА: «Не видел тебя уже столько-то времени. Ты в порядке?» Это — не проявление заботы или дружеского участия, а всего лишь манипуляция, цель которой — вернуть людей на собрания. Когда «прогульщики» ясно дают понять, что больше не вернутся в АА, нет никакой вероятности, что член группы будет продолжать общение или звонить по каким-либо другим поводам.
12. Использование методик контроля сознания. Запугивание.
В то время как в некоторых сектах тем, кто их покидает, вслед посылаются проклятия и предвещания божьего или кармического наказания, АА обещает отщепенцам ад на земле, в виде либо неизбежного пьянства, либо болезни, которую они имунеют «сухим пьянством». Концепция «сухого пьянства» — одна из наиболее зловещих мошеннических уловок, когда-либо изобретенных для удержания в секте заблудших членов. С глубоким знанием того, насколько плохо зависимые люди представляют возможность получения удовольствия от жизни без употребления химических веществ, а также пониманием неутолимого желания продолжать пить или употреблять наркотики, новичкам рассказывается о том, что простой отказ от выпивки или употребления наркотиков не имеет смысла, поскольку зависимый человек не умеет быть счастливым, не умеет справляться с обычными жизненными стрессами, и в конце концов, он попросту пропадет в результате продолжительных страданий и непомерного напряжения сил.
Методика АА давно снискала себе репутацию «лозунготерапии»; впрочем, все секты использует повторяющиеся фразы для внушения собственных теорий. Как и в прочих сектах, все лозунги и девизы АА — это искажение истины или банальность, за которой скрывается равнодушие. В организации встреч двустороннее общение запрещено; кто-то один имеет право «поделиться «чем-то с группой, при этом комментарии либо минимальны, либо вовсе отсутствуют. Одобрение или неодобрение выражается при помощи колких шуточек, либо невербально — жестами и т. д.
Фактически, все новички страдают похожими функциональными расстройствами: амбивалентностью[4] с частым изменением намерений, что делает их легкой добычей для испытанных ветеранов, которые умеют предсказывать ход мыслей зависимых. Вместо того чтобы помочь людям избавиться от зависимости, познакомив их с простыми истинами, которые должны знать все, они используют слабости новичков для вовлечения в секту. Каждый трезвый анонимный алкоголик очень хорошо знает о том, что употребление алкоголя или наркотиков есть дело свободного выбора, а самоизлечение — не только возможное, но и весьма типичное явление. Воздействуя на чувство вины и преданности группе, они повторяют официальную догму о том, что АА — спасательная шлюпка для всех зависимых, и покинуть ее смерти подобно.
АА доходит до того, что в каждой группе настаивают: «Вашей Высшей Силой может стать все, что угодно: чайная чашка, дверная ручка, камень». В этом пылу исчезает какое бы то ни было уважение к здравому смыслу и свободному самоопределению человека — в угоду собственной логике, рассматривающей все с точки зрения логики абсолютного контроля над сознанием. Они говорят: «Сначала вы приходите, потому что вы должны приходить, а потом — потому что вам нравится приходить».
Ни одна из упомянутых выше сект не достигала такой изощренности в применении способов контроля сознания: сторонний наблюдатель или не замечает, или не предполагает грубого вмешательства. Достигается это чаще всего следующими способами:
А. Зависимый человек называется больным, недееспособным, не понимающим очевидных вещей, заслуживающим применения к нему самых радикальных методов и насильственного подчинения, то есть унижения. Приверженцы АА будут воспринимать эти, по сути своей, оскорбления как нечто необходимое и вполне уместное в данных обстоятельствах — вроде хирургической операции.
Б. Игра на доверии. Использование людей и понятий, внушающих авторитет: врачи, психологи, профессиональные ассоциации и т. д. для проталкивания 12-ти шаговой программы. Раз у них есть государственные лицензии, значит, они действительно знают, что делают, и если они говорят, что это правильно, значит, это правильно.
В. Ложь. Мощное отрицание реального положение вещей — например, когда говорится, что «АА не предоставляет своего имени никаким посторонним организациям», в то время как практически все лечебные программы управляются профессиональными «анонимщиками», которые успешно внедряют там 12-ти шаговую методу. Использование СМИ для постоянного повтора бессмысленных словосочетаний типа: «болезни зависимости», «работа исцеления», «не пить только сегодня», «выздоровление — это процесс», «на пути к выздоровлению», «выздоравливающий», «отрицающий», «лечение зависимости» и т. д., что вызывает у общественности привыкание и предохраняет ее от справедливого возмущения истинным содержанием избавления от зависимости в американском стиле.
Г. «Шаготреп» — то есть объяснения, которое дадут вам инструкторы, когда вы станете интересоваться их странными верованиями и подозрительными занятиями: «АА не религиозное движение, а духовное», «Никто не может делать бизнес на АА. Мы — содружество заинтересованных лиц, существующее всецело за счет собственных пожертвований», «Возьмите то, что вам нравится, и отбросьте остальное». А «12 шагов», от которых, якобы, зависит выживание членов, — это «только советы».
Д. Критика, несогласие и здравый анализ расцениваются как патология. Программа есть божественно вдохновленное произведение, а посему не может быть подвергнута критике. Личности, отрицающие культовую доктрину, подвергаются остракизму, дисциплинарным взысканиям, рассматриваются как больные, психически нездоровые, беспомощные, запойные, органически не способные к нормальному образу жизни и вообще обреченные. Критики АА — всегда злобные, беспомощные, параноидальные, больные личности. Скептикам и всем прочим, кто пытается поверить учение АА логикой, даются советы типа: «Вынь затычки из ушей и засунь их себе в рот».
13. Закрытая, непроницаемая среда.
Мы ежедневно слышим рассказы людей об их пребывании в лечебных центрах, где их лишали любого чтения за исключением АА-литературы, общения с семьей или друзьями, возможностью пользоваться телефоном. Если речь идет не о закрытом лечебном учреждении, пациентам угрожают полной (без скидок) оплатой счетов в случае, если те покинут больничные стены: страховка не распространяется на счета пациентов, нарушивших режим. Более того, сопротивление лечению фиксируется в истории болезни, если кто-то выписывается раньше времени. Эти записи являются доказательствами для дальнейшего предъявления в суде или перед правлением профессиональных организаций. От членов семей требуют войти в программу помощи созависимым в качестве условия оплаты услуг.
«90 встреч за 90 дней» — эдакий промышленный стандарт, который делает секту замкнутой средой, позволяющей тратить крайне ограниченное время на все, кроме участия в ее собраниях. Хотя пациенты могут спать и есть дома, эффект ежедневного присутствия в секте выражается в виде социальной дезориентации вплоть до того, что люди дома чувствуют себя как на собраниях. Если эта нелепая принудиловка не является следствием судебного предписания[5], то в качестве исполнителей вытспуают члены группы оно подкрепляется группой (постоянных членов, работающих посменно, разумеется), которая постоянно напоминает людям, что если они откажутся от посещений собраний, то им грозит саморазрушение.
14. Методики вовлечения с помощью обмана (обман, притворство).
Основная ложь, исходящая от АА, заключается в том, что они представляются организацией, посвятившей себя помощи людям в преодолении химической зависимости. Но АА печется не о выздоровлении людей — АА занято собой. Первая Традиция, которая ставит ценности общего благополучия группы над всеми ее зависимыми членами — это красный флажок, тщательно защищающий секту от общественного наблюдения. «Шаги» сами по себе вводят в заблуждение новичка, представляясь ему выражением некоего противодействия деградации, свойственной зависимым людям. Самое опасное то, что «шаги» не содержат даже и намека на то, чтобы научить человека бросить пить и научиться воздерживаться. Они лишь дают инструкции, как перестать пытаться бросить пить и переложить ответственность за это на секту и ее придворное божество — некую Высшую Силу, как кто-то ее понимает. Эта аморфная высшая Сила, хоть и именуется богом — существо совершенно уникальное, нигде кроме АА не встречающееся, поскольку имеет свойство превращаться в некое «алкогольное божество», дух, вселяющийся в человека и контролирующего его волю. «Иногда человек не в силах противостоять желанию выпить, — объясняют они, — но ваша Высшая Сила будет защищать вас. Отпустите ситуацию и доверьтесь». Подавление воли «алкогольным божеством «является основным показателем хорошей работы программы, а также антитезой свободной воле, самоопределению, силе воли — то, есть «отрицанию».
Поскольку члены группы объединились вместе именно потому, что в течение долгого времени находились в плену удовольствий, периодические срывы фактически являются нормой, хотя на словах и утверждают, что нормой является полная трезвость. Запои после будут называться «рецидивами», «пробуксовками» или просто «болезнью роста». Этот лживый сговор вводит членов АА в соблазн: они продолжают делать то, что хотят, то есть выпивать, на словах демонстрируя полную преданность идее трезвости. По существу, АА — это еще один наркотический культ, в распоряжении которого имеются некоторые вещества для «осквернения святынь», которые, в конечном итоге, оказываются необходимыми для очищения души. Явно, речь идет не об организации, посвятившей себя обучению людей способам выхода из химической зависимости.
Иногда для ничего не подозревающих и оттого особенно уязвимых пьяниц проводится вечеринка-сюрприз, под названием «лечебная интервенция». Эмоциональная осада под командованием профессиональных членов АА планируется заблаговременно, с приглашением значимых для субъекта лиц, включая родственников, старых друзей, соседей, членов семьи, начальников с настоящего и предыдущего мест работы, и кого-то еще, кто мог бы максимально способствовать запланированному унижению субъекта «интервенции». Каждому из участников сообщается, что тот болен ужасной болезнью — алкоголизмом и находится в состоянии отрицания болезни, преодолеть которое может только жесткая любовь и вызов в нем чувство стыда. Они проводят репетиции, каждый выискивает примеры неприличного поведения и морального падения субъекта. Нередко сразу после встречи к входу подкатывает автомобиль организатора действа (он, как правило, работает в ближайшем лечебном центре), и всхлипывающего субъекта сопровождают в экипаж, чтобы доставить куда следует. Мы не знаем ни одного человека, которому помогла бы эта жестокая и бесцеремонная практика, включая и тех, кто потом со стеклянными глазами произносит потом заученные слова благодарности за «интервенцию».
Нам звонит немало людей, которых в лечебных центрах неправильно информировали относительно сущности предоставляемых услуг. Большинство людей, имевших в прошлом был неприятный опыт общения с «Анонимными алкоголиками» специально просит, чтобы их больше не направляли туда, и заявляют, что не пойдут лечиться, если они (АА) здесь всем заправляют… Персонал, работающий на приеме (всегда члены АА) беззастенчиво лжет, обещая, что никаких АА здесь не будет. Чуть позже пациенту объяснят, что «Анонимные алкоголики» не предоставляют своего названия никаким организациям, но единственная вещь, которая работает в случаях зависимости — это программа 12-ти шагов…. Бесконечное извращение истины, начинающееся с лживого «духовное, а не религиозное», есть путь постоянного предательства собственной личности, кульминацией которого является полная утрата способности критически мыслить и капитуляция перед сектой.
15. Манипуляция с использованием чувства вины.
«Интервенция» — это наглядный пример применения «Анонимными алкоголиками» сектантских эмоционально жестких мер, чтобы заполучить новобранцев, но и каждое собрание АА — пример манипуляции с чувством вины человека. От большинства беглецов из АА мы слышим рассказы об огромном чувстве вины, возникающем на встречах, особенно во время проработки шагов, включающих морализирование и призывы к совершенствованию. Есть одна тревожная закономерность:… люди, которые провели много тяжелых лет и даже десятилетий в круговращении рецидивов и воздержаний,…. не хотят как бы то ни было критиковать АА и даже признаться в том, что они были одурачены 12-ти шаговым учением. «Раз они кому-то помогают, не стоит их ругать. Есть разные пути к выздоровлению…».
Много лет назад мы описали эту патологическую защиту и включили ее в список признаков групповых расстройств в терапевтическом движении, ведь она не так уж и отличается от классической беспечной готовности сектантов принести себя в жертву.
16. Эсхатологизм[6]. (Ожидание скорого конца света).
Сегодня в АА есть фракция, которая верит в то, что Билл У. был воплотившимся Христом, что настоящий Иисус был… автором 12-ти шагов, что Тайная Вечеря была первым собранием АА, что ветхозаветные пророки предсказали возвышение АА в наше время в качестве главной мировой религии, и что Эра Трезвости — это на самом деле то самое Царство Божие на земле, которое те предсказывали, а начало его придется на 2000 год. Книга «История Выздоровления от Марка» Уильяма Меллона подгоняет АА под христианство путем лингвистических ухищрений и перетолкования Библии, выдавая шокирующие утверждения о Христе и природе спасения. По утверждению Меллона, в Галилее существовало изрядное количество 12-ти шаговых групп, основанных еще Иисусом… Согласны, это гнусно и оскорбительно, но нет бизнеса, который мог бы соперничать в гнусности с сектантским бизнесом.
17. Насилие и притеснение.
Если в понятие насилия включать и насилие интеллектуальное, то все секты насильственны, а «Анонимные алкоголики» превосходят большинство из них. Все эти игры с понятием «отрицание», когда любая попытка самоопределения объявляется симптомом заболевания, наносят новичкам, если можно так выразиться, «удары под коленки», выбивающие у них из-под ног почву, а идеале — делающим их интеллектуальными инвалидами на всю оставшуюся жизнь. Интервенции — это эмоциональное насилие; является формой насилия и сплошная череда шаблонных предсказаний смерти и деградации тем, кто сопротивляется программе. Направление в АА по решению суда — это самое настоящее насилие, ведь порядок в суде поддерживаются с помощью оружия.
Здесь я бы хотел заострить внимание на дефектах характера — эта тема часто обсуждается в группах самопомоощи. Создается впечатление, что в самой атмосфере АА витает нечто такое, что делает людей заносчивыми и недалекими. И чем серьезнее человек принимает программу «12 шагов», тем более странным, непохожим на себя прежнего, он становится. При общении с близкими он все чаще проявляет настоящую жестокость — конечно же, исключительно ради их собственного исцеления и выздоровления…
Десятки тысяч позвонивших нам отчаявшихся людей стали жертвами всякого рода оскорблений со стороны «Анонимных алкоголиков»: товарищей по группе; наставников; поддерживающих 12-шаговую программу психиатров и консультантов; судей и врачей-терапевтов. Все эти случаи удивительно похожи, их можно разделить на несколько типов. Но чаще всего встречается навязчивое, внушающее чувство тоски и безысходности утверждение: членство в АА — единственно возможный способ исцеления. Использование угрозы смерти представляет собой универсальный прием в движении АА, при этом заимствуется стиль и целые пассажи из «Большой Книги», предвещающей смерть всем неверам и отщепенцам.
Предостережение типа: «Если ты не сделаешь (того-то и того-то), то непременно выпьешь» — основной постулат группового движения; само собой, подразумевается, что тот, кто пьет, заканчивает свою жизнь «в тюрьме, больнице или приюте для умалишенных». И хотя тому имеется некоторое статистическое подтверждение, происходит это отнюдь не в результате отхода от программы. На самом деле, не исключено, что само по себе предсказание гораздо больше способствует пьянству, чем недобросовестная проработка 12-ти шагов. Жестокая ирония заключается в том, что когда подобное предсказание принимается на веру, а после сбывается, ни для кого не остается сомнений в том, что пьянство явилось результатом человека отхода от программы 12 шагов. Если же человек строго придерживается программы и все же пьет, то это — просто срыв.
Консультирование по вопросам химической зависимости представляет собой профессиональную организацию, созданную движением АА для того, чтобы членам движения было удобнее насаждать «шаги» в общественных учреждениях и комиссиях. Некоторые консультанты по вопросам зависимости могли только мечтать о том, чтобы стать консультантами. Вступив в АА, они получили возможность работать в «хорошей программе» и получать за это «хорошие деньги», поэтому неудивительно, что в целом они не могут похвастаться ни хорошим образованием, ни профессиональными навыками и умениями. Своих клиентов они видят людьми глубоко неполноценными, не умеющими связно выражать свои мысли, и обладающими целым набором дефектов характера, граничащих с социопатией. Подобная философия решительным образом отличает консультантов от профессионалов в области медицины и смежных областей. Они считают, что их клиенты, где бы те ни находились — на улице, на работе, дома, в тюрьме — не заслуживают той же степени уважения и доверия, что все прочие люди, что они всегда будут нуждаться в дополнительном лечении посещении собраний АА.
Они ведут записи приема пациентов, не пряча папки с историями болезни (разве что в самых серьезных случаях), они тратят непомерное количество времени в психосоциальных «экспедициях» по отлову клиентов, интервьюируя их, собирая записи и наблюдения, которые «оценивают» и «доказывают» гипотетическую патологию. Навыки консультирования у этих людей не простираются дальше ограниченных в самих себе 12-ти шагах, а посему создать настоящие терапевтические взаимоотношения они не способны.
Примечания:
[1] Джек Тримпи — основатель движения «рационального выздоровления» (1966). Суть метода — постепенный отказ от употребления спиртного с помощью знаний и навыков, почерпнутых в книгах, видеокассетах, на специальных тренингах и т. д. Основная составляющая его методики — техника распознавания голоса зависимости (AVRT, подробнее см. http://www.narcom.ru/selfhelp/crash.html).
[2] ALCOHOLICS ANONYMOUS WORLD SERVICES, INC. НЬЮ-ЙОРК, 1989
[3] Лечебный центр для страждущих в штате Миннесота.
[4] Амбивалентность — двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства.
[5] Законы многих штатов предусматривают подобные меры в отношении, напрмер, пьяных водителей.
[6] В оригинале — Millenarianism, то есть ожидание конца света, который должен был наступить, по мнению многих, в 2000 году, когда могли выйти из строя все компьютеры на планете. Напомним, что статья Дж. Тримпи написана в конце 90-х годов. Мы сочли возможным использовать при переводе более общий термин — эсхатологизм.
Перевод с английского Елены Иконниковой.
Впервые перевод статьи Джека Тримпи опубликован на сайте Прихода Никольской церкви в селе Ромашково Московской области
http://www.romashkovo.org/vifesda/materials/2008/12.html
http://rusk.ru/st.php?idar=112693
Страницы: | 1 | |