Русская линия | Михаил Прасковьев | 24.01.2008 |
В духовно безграмотной юности, конечно, отношение к голгофскому образу Адама было другое: «череп с костями», «мертвая голова» никак не вязались с Первым Человеком, о котором уже читал в Библии. Вспоминался и ернический кукольный спектакль в театре Сергея Образцова по картинкам какого-то француза Эффеля. И в семидесятые, и потом в восьмидесятые годы его с определенной регулярностью показывали весной по телевизору.
Чужестранный художник или марионеточное кривляние ни смеха, ни улыбки у меня никогда не вызывали. Напротив было невыразимое чувство неловкости от натужных шуток на библейские темы. Уже потом, в начале восьмидесятых, трудясь в системе Гостелерадио, узнал о механизме регулярности телетрансляции образцовской «Божественной комедии»: ее показывали по «ящику» либо в дни чтения Великого Покаянного Канона Преподобного Андрея Критского в начале Великого Поста, либо на Страстной Седмице…
А еще говорят, что в советское время не было свободы! Была полная, абсолютная свобода глумления над Православием! Конечно, глумление это касалось вроде бы и других религий, где чтут Адама и Еву, — магометанства, караимства, талмудического иудаизма и, видимо, других «адамических» сект и толков. Но телеглумление совершалось именно по Православному календарю с учетом подвижных пасхалий. И всем, в том числе иноверцам, было совершенно ясно, на кого оно нацелено.
В наши дни большевистское телеглумление над религиозным сознанием напоминает детские шалости рядом с современными сидонскими, гоморрскими, аморрейскими, моавитскими, содомскими и прочими библейскими мерзостями. Так, например, две недели подряд перед григорианским Новым годом по каналу «НТВ» рекламировали ночное новогоднее представление о «райской» жизни «Пожар в джунглях». Весь предновогодний период в рекламных клипах в дневное время практически голые люди распевали детские песенки последних десятилетий прошлого века. Но в их текст были вкраплены жаргонизмы «сексуальных игр». О содержании этой программы могу судить также по оценкам, которые ей дали в средствах массовой информации (СМИ) православные священники и общественные деятели.
Мне совершенно очевидно, что извращенцы и пропагандисты порока в массовом сознании опираются на ряд псевдомифов (1) о Святых Праотцах Адаме и Еве, которые внедрялись в российское светское общество еще в эпоху «Просвещения», в эпоху Новикова и Радищева, Сумарокова и князя Щербатова, а век спустя они охватили и более широкие обывательские слои.
К таким псевдомифам относятся, во-первых, басня о том, что грехопадение Адама и Евы состояло в половом соитии, что до вкушения запретного плода Первопредки, якобы, в отличие от других живых творений Божиих, были неспособны к размножению, к деторождению. Басня эта жива до сих пор. Так, например, в аннотации упоминавшегося выше кукольного спектакля эта басня выглядит так:
«В центре нашей „Божественной комедии“ — история человеческого грехопадения. Создал Бог Адама и Еву, поселил в Раю. Хорошо жилось им в Раю — и красиво, и тепло, и сытно. Одно плохо — скучно. У всех зверей, у всех птиц — дети, а у них нет, потому что безгрешны. Скучно! Съели Адам и Ева запретное яблоко. Изгнал их Бог из Рая. Трудно им стало, да зато не скучно. А если бы не вкусили Адам с Евой запретного плода, если бы они побоялись Божьего гнева?! Не родились бы у них дети, а у тех детей — свои дети. Не было бы и нас с вами» (2).
Священное Писание в самом начале Книги «Бытия» (по-гречески — «Генезис») утверждает прямо противоположное: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу (Быт. 1, 27−29; выделено мной. — М.П.).
Сотворенные как венцы Божьего творения для Жизни Вечной, Адам и Ева порождали бы и детей, и внуков, и все человечество для блаженной вечности. Но их грехопадение произошло прежде, чем родился у них первенец. Само же грехопадение к половым взаимодействиям первых людей отношения не имело. Напротив, Господь для еще подразумеваемого потомства Адама и Евы завещал: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть (Быт. 2, 24; выделено мной. — М.П.).
Грехи первых людей заключались в непослушании Адама и Евы своему Творцу, своему Отцу, Который повелел им, во-первых, царствовать, повелевать над всеми тварями земными, а не наоборот — слушаться их, и, во-вторых, заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду [Едемском] ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16−17). Здесь, говорится, конечно, не о мгновенной смерти, а о том, что плоть Адама из вечно живой станет смертной, и безсмертие сохранится только для души и духа.
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в Раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди Рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3, 1−7).
Святое детское безстыдство кончилось. Наши Прародители догадались, что совершили следующие грехи:
а) Ева послушала змия, вместо того чтобы проявить свою законную власть и цыкнуть на него и заставить замолчать, когда тот стал оспаривать Творца;
б) Адам послушал Еву, хотя, как муж, должен был держать в послушании жену;
в) они оба вкусили запретного плода. При этом неоднократное ослушание Творца и вкушение плода от древа познания добра и зла было лишь грехами.
Грехопадение свершилось только тогда, когда Адам — по гордости от тайно обретенного знания — не раскаялся перед Богом, не попросил у Творца прощения за эти грехи и спасения своей жизни, а стал лукавить и оправдываться. Вот это и было собственно грехопадением. Это называется первородным грехом, поскольку по плоти, то есть генетически и физически, этот грех наследуется всеми потомками Адама и Евы до сих пор. Существует одно исключение. В Своей Плоти Иисус Христос не унаследовал первородный грех, будучи единственным безгрешным, безпорочным Сыном Человеческим.
Всю оставшуюся после изгнания из Рая земную жизнь, которая продлилась 930 лет (Быт. 5, 1−5), Адам с Евой провели в покаянных трудах и страданиях. Он познал лицо смерти задолго до своей собственной кончины — в гибели своего второго сына Авеля (Быт. 4, 8) и двух прапраправнуков от их первенца Каина (Быт. 4, 22−23).
Души Адама и Евы после смерти были помещены Господом в Ад, в особой области, которая в новозаветном Священном Писании стала именоваться: Авраамово лоно (Лк. 16, 23). Там обретались души ветхозаветных праведников, там их не терзали бесы. Демоны не могли подвергать праведников мучениям, которым они подвергали и подвергают души грешников (3). А после Крестной смерти Иисус Христос сошел во Ад и возвел души праведников — и в первую очередь Своих Прародителей Адама и Евы — в Рай Небесный, где они в сонме Святых пребывают и ныне.
Как Прародители по плоти Иисуса Христа Святые Праотцы Адам и Ева почитаются Православною Церковью в 28 и 29 Неделю по Пятидесятнице, которые соответственно называются — Неделя Святых Праотец и Неделя Святых Отец (4), приходятся эти праздники на Предпоследнее и Последнее Воскресенье перед Рожеством Христовым. Их почитание по существу ничем не отличается от почитания новозаветных Святых, например, Святителя Николая Чудотворца, Великомученика и Победоносца Георгия, Преподобного Сергия Радонежского, Святых Равноапостольных Царицы Елены и Великой Княгини Ольги: «Верою Праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь: хвалятся в славе Святии, яко от семене их есть Плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас» (5).
И, понятное дело, всякое смешливое, шутливое, ироничное отношение к памяти Святых, к их личностям и поступкам, даже к тем прегрешительным поступкам, которые были совершены ими до покаяния, граничит с глумлением. Искажение же смысла их жития, клевета на Святых является прямым глумлением. Конечно, шутники могут иметь совершенно атеистическое сознание, считать, что лично они произошли от обезьяны, и потому совершенно не чувствовать моральной ответственности перед памятью своих Прародителей.
Но людям мало-мальски верующим, признающим происхождение человечества и их лично от Святых Праотцев Адама и Евы, в случае безпечноего юморения на счет Первопредков, постоянно нужно напоминать, что подобный грех в Библии получил наименование Хамова греха, проклятого Богом и Праотцем Ноем (Быт. 9, 22−27). Отсюда и грех Хамства, грех непочтения к старшим и своим предкам. Вот, собственно, мы и подошли к главной теме нашей истории…
В Москве прямо возле здания станции метрополитена «Новокузнецкая» в запущенном московском сквере, где до 1934 года высилась церковь XVI столетия Святой Великомученицы Параскевы-Пятницы (6), более полугода назад развернулась стройка, которую огородили обычным строительным забором. Несмотря на то, что именно этот древний храм, стоявший на месте станции метро и сквера, дал наименование поныне существующей знаменитой на всю Россию Пятницкой улице, сразу было ясно, что храм восстанавливать никто не собирается. Из объявления на заборе следовало, что в сквере будет устроен фонтан.
К сожалению, я не обратил тогда на это особого внимания. Фонтан и фонтан… Ну что тут такого?! Однако в газете «Вечерняя Москва», по одному из московских телеканалов и на некоторых сайтах Рунета ещё в Августе прошлого года прошли сообщения, что же именно должно тут возникнуть. Причем журналисты датой открытия этого фонтана называли день города в Сентябре 2007 года. Возможно, в Дни Города 1−2 Сентября забор временно убирали, но после торжества сразу же и восстановили. Что-то не заладилось, и работы за забором продолжались вплоть до конца Декабря.
И вот иду на работу, кажется, это было в Пятницу — 28 Декабря, и вижу: забор и строительные леса убрали. В центре сквера показалась скульптурная композиция в виде двух обнаженных фигур мужчины и женщины, восседающих под шарообразной кроной символического дерева на вершинах синусоиды извивающегося змия. Мужчина — на хвосте, женщина сидит ближе к голове гада, у женщины в руках яблоко. Возможно, кому-то сия «змейка», на которой и восседают бронзовые фигуры обнаженных молодых людей, напомнит безобидного и даже симпатичного удава из мультфильма «38 попугаев». Но духовное содержание этого масштабного произведения городской скульптуры отнюдь не безобидно. Характерно и то, что забор вокруг фонтана был убран в канун Недели Святых Праотец, которая в 2007 году приходилась на Воскресение — 17/30 Декабря.
В изложении идеологии замысла лучше предоставить слово руководителю всего проекта и скульптору. Руководитель авторского коллектива по реконструкции сквера у «Новокузнецкой» архитектор В.И.Симонихин (7) еще в начале работ в одном из радиоинтервью так пояснял свой замысел:
«- Адам и Ева будут до или после изгнания из Эдемского сада изображены?
— По крайней мере, в тот момент, когда искушает Ева Адама, с подачи искусителя змея.
— Искуситель будет присутствовать?
— Да, обязательно. Они будут восседать на этом бедном искусителе — необычная будет композиция. Изложу историческую справку: касательно того, что этот скверик создается и конструируется фонтан в рамках большой городской программы по строительству фонтанов, и кроме этого создается золотое туристическое пешеходное кольцо в центре Москвы. Этот сквер будет одним из элементов этого золотого кольца. Одним из первоочередных появился фонтан около Третьяковской галереи, второй будет в этом сквере, у станции метро Новокузнецкая. По этому поводу был проведен конкурс в 2002 году, и нашей мастерской было предложено в нем участвовать. По результатам мы выиграли этот конкурс и получили право на проектирование этого объекта. В составе у нас был небольшой коллектив в составе архитекторов Симонихина, Некрасова, Синкина, Сорокина. Скульптор Левинская Марина — замечательный скульптор» (8).
В другом интервью Владимир Симонихин свидетельствует, что вполне осознает, что в основе проекта именно религиозный сюжет, но творческая цель — профанировать религиозный смысл: «Тема хоть и библейская, но восприниматься фонтан будет исключительно в романтическом ключе — это фактически фонтан Любви» (9).
Исполнитель скульптурной композиции скульптор Марина Левинская (10) также вполне отдавала себе отчет о религиозной основе сюжета. Над скульптурной группой фонтана она работала четыре года, «…безчисленное число раз переделывала композицию по собственной воле, не жалея сил. И не могла остановиться. Даже в самый последний момент изменила ее кардинально, усадив Адама и Еву, увлеченных разговором, на змею, словно на скамейку. Ева более продвинутая, она уже держит в руке яблоко, которое, возможно, уже откусила. — Это действительно самая первая любовь наших прародителей, — говорит скульптор. — С этого все началось, появились и знания. Еву я лепила со своей дочери, которая помогала мне. Она выпускница Суриковки и тоже скульптор. А в образе Адама, пожалуй, можно уловить некоторые черты ее бойфренда. Я очень люблю бронзу, из которой и выполнена скульптура. Бронзу мы состарили, сделав ее зеленоватой, зато яблоко в руке у Евы, яблочки на дереве, хохолки птичек и крылышки насекомых блестят сусальным золотом» (11). Почему же многолетние творческие муки привели к такому странному решению: усадить голых людей на змея?!
Хотел бы привести высказывание еще одного из городских деятелей, причастных к осуществлению проекта, — руководителя стройки на Пятницкой Владимира Наумова (Гормост): «Думали, что при земляных работах что-нибудь раскопаем, как у Третьяковки: строили фонтан — нашли древнюю кольчугу. Таких, говорят специалисты, раз-два и обчелся. А здесь, на месте павильона станции метро „Новокузнецкая“, стояла Пятницкая церковь, разобранная в 1930 году, когда делали метро. Но нам ничего не попалось, кроме склянок. Когда-то рядом была аптека…» (12). Позволю себе предположить, что наличие на территории сквера значительного количества старинного стекла связано вовсе не с аптекой, а с иной причиной. Наверняка при храме с XVI-го столетия и, по крайней мере, до начала XIX века существовал погост, кладбище для священников и церковнослужителей храма, его ктиторов и наиболее знатных прихожан. Дело в том, что в старину существовал такой обычай. Пузырьки из-под освященного масла и святой воды или осколки от этих сосудов нельзя было выбрасывать вместе с бытовым мусором. Поэтому их либо бросали в речные омуты или неглубоко закапывали на кладбищах в любую могилу. Поэтому, когда в русских городах в советское время уничтожались церковные кладбища, устраивались на их местах стройки, то во время земляных работ обнаруживалось большое количества стекла. Весьма вероятно, что на месте современного сквера с фонтаном в старину было кладбище.
Однако выясняется, что у руководителя проекта В.И.Симонихина намерения были весьма благие: «Самое важное, чтобы понравилось горожанам» (13).
Что-то не припомню, чтобы в Москве проводились какие-либо опросы о приемлемости проекта. Даже если предположить, что я сам что-то упустил, подобное мероприятие обязательно было бы отражено в Рунете. Но ничего подобного попросту не было. А ведь мимо сквера из метро проходят разные горожане — прихожане многих замоскворецких церквей, преподаватели и студенты Свято-Тихоновского Богословского университета, деятели Центра славянской письменности и культуры. Видимо, проходят тут в мечеть и мусульмане. По крайней мере, я часто здесь видел девушек и женщин в платках-хиджабах и длинных платьях, которые символизируют целомудрие. Трудно предположить, что этим категориям москвичей может «понравиться» столь вызывающее монументальное хамство.
Стараюсь не обращать внимания на всякие причуды этих параллельных во времени и пространстве мiров. Но уж слишком навязчиво они бросаются в глаза! Вероятно, по замыслу городских властей, эта монументальная пропаганда эротики должна способствовать решению проблем, относящихся к демографии и веротерпимости. Но, боюсь, результат будет обратный: абортов будет больше, а градус религиозного возмущения только возрастет. Сразу представил себе тысячи смущенных или, скорее, ироничных улыбок входящих в этот сквер девушек и юношей. Так отцы города, архитектор, скульптор и другие участники проекта соблазняют нашу молодежь Хамовым грехом!
Почему-то вспомнился эпизод патриотического вечера конца восьмидесятых годов в Лужниках. Тогда один из выступавших настойчиво требовал совлечь с себя ветхого человека! Конечно, призыв был правильный. Только вот заметно, что в общественном сознании «совлеченный» ветхий человек — это и есть Адам, который почему-то был отдан на откуп светскому искусству, где он, как повелось, изображался нагим дурачком, которого вдруг посетил блудный помысел. Теперь и вовсе оказывается, что имена Праотца и Праматери стали брэндом сомнительных фирм и магазинов «Для взрослых». Чтобы убедиться в этом, достаточно в любой поисковой системе сделать запрос «Адам и Ева». Выйдет многостраничный список, который и читать-то не рекомендую.
Басенный глумливой эротизм отсекает от наших сердец, от нашего сознания подлинное значение Адама. Глядя на скульптуру Марины Левинской, менее всего можно задуматься о том, чем был и есть Святой Праотец Адам для нас. Задуматься о том, как он нарекал растения, животных, моря, реки, горы и звезды, то есть вскрывал речевое содержание природы, сотворенной Богом-Словом. Задуматься о том, как ему, обладавшему царственным даром, кротко подчинялись ныне свирепые звери. Задуматься о том, что он стал крестьянином и возделывал землю.
Вспоминая крестьянские труды Праотца Адама, я вспоминаю, что десятки и сотни поколений моих пращуров также хозяйствовали: выращивали хлеб и разводили скот. По грехам нашим, лет так девяносто тому назад и хозяйства никакого не стало. Не стало и Хозяина Земли Русской. А мы пошли в батраки…
Неделю не видел бронзовое изваяние и засомневался, подумал: какое мне дело до этого фонтана? Как говорится, у них своя свадьба, у нас — своя… Допустим даже и так: некие горожане, отдыхая в сквере знойным летом с бутылочкой пива, попытаются вспомнить о том, что был некогда Адам: «А что, если он — их праотец? А вдруг, все-таки, обезьяна тут ни при чем? Было, вроде бы, и некое дерево, возле которого ползала коварная змеюка…»
В самом деле, может быть, я неадекватно оцениваю этот артефакт? Между тем, монумент на Пятницкой по периметру оброс колоннами в псевдоклассическом стиле, фонтан окружили тяжелые скамьи, облицованные мрамором, по цвету и оттенкам очень схожим с тем, что на Мавзолее. Стало жутковато: то ли кладбище «новорусское», то ли капище идольское эпохи упадка языческого Рима?
Вспомнилось еще вот что. В Новоспасском монастыре есть фреска с изображением ада и змия, пожирающего грешников. Однажды видел, как мальчик лет семи, проходя мимо, невзначай ткнул этого самого змия кулаком по ноздрям… Конечно, взрослый верующий человек вряд ли придет с ломом, чтобы бить по художественным карикатурам Адама и Евы, но кого-нибудь с кувалдой, который треснет по башке гаду, представить можно легко. И язык не повернется его назвать вандалом. Зачем простодушие ревнителей христианства, мусульманства или ортодоксального иудейства доводить до такого?! А ведь в композицию с фонтаном помимо труда вложены большие городские деньги: более 200 миллионов рублей.
Для меня ясно одно, что в будущем, когда атеистический и квази-религиозный угар постсоветской эпохи будет преодолен, с подобными образчиками монументального хамства и постмодернистского безстыдства придется что-то делать: либо продавать их на Запад, либо помещать в какие-то галерейные форматы, наподобие аналогичного сюжета Зураба Церетели, который хранится в атриуме здания Академии художеств на Пречистенке. По-любому подобные произведения необходимо лишать их площадного пропагандистского воздействия. Наверное, с годами будет учтено и то, что здание станции метро «Новокузнецкая» и сквер располагаются на месте церкви Параскевы-Пятницы. Пока же надеюсь, что кроны многочисленных деревьев, которые обещают высадить в сквере, будут густыми и скроют от глаз это капище.
Фото Нины Болотиной
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. К слову и понятию «миф» отношусь положительно: в переводе с греческого языка оно в первую очередь означает «предание». В церковном сознании — предание — явление исключительно положительное. Онтологическое содержание мифа и мифологии с христианской позиции наиболее ярко раскрыто в философии великого русского мыслителя А.Ф.Лосева. Здесь же идет речь именно о ложных мифах, псевдо-мифах или квази-мифах, о баснях.
2. http://www.teatrbilet.ru/announce/58
3. Латинствующие «богословы» Запада на основании этого новозаветного свидетельства о лоне Авраамовом создали еретическое учение о чистилище и лимбе. Но, согласно Православному учению, лоно Авраамово перестало существовать после того, как Спасителем были выведены из Ада все ветхозаветные праведники от Святого Праотца Адама до Святого Пророка Божия и Предтечи Иоанна, включая самого Патриарха Авраама.
4. Слово «неделя» первоначально, этимологически означает день отдохновения, посвященный Богу. Он соотносится с ветхозаветной Субботой. В Богослужебном Церковно-Славянском Языке и во многих Славянских Языках слово «неделя» обозначает не семидневный цикл, как это в Русском Языке, а только один день, соответствующий русскому понятию «Воскресенье». Праздничные Недели, в отличие от «неподвижных» праздников с точно установленными календарными датами, являются праздниками преходящими, то есть меняющимися год от года. Так, Неделя Святых Праотец может в разные годы приходится на дни между 11 и 17 Декабря включительно (по Православному календарю). Впрочем, надо добавить и то, что церковное воспоминание об этом недельном праздновании продолжается и в последующие шесть дней вплоть до Всенощной в следующую Субботу, когда начинает праздноваться другая Неделя. И еще одна особенность Церковно-Славянского и Русского Языка. В Недели Святых Праотец и Святых Отец празднуются не только предки-мужчины — собственно отцы, но женщины, жены, то есть матери: множественная форма «Праотцы» является собирательным термином и для праведниц. Также мои предки могли называть собирательно «нашими Царями» — Царя, Царицу и Царевича. Поэтому странные для современной обиходной речи словосочетания «Святые Праотцы Адам и Ева» или «Святые Отцы Адам и Ева» грамматически и стилистически совершенно верны в церковном контексте.
5. Тропарь в Неделю Святых Праотец, глас 2
6. Паламарчук П.Г. Сорок Сороков. Том 2. М., 1994. С. 612−614. Святая Великомученица Параскева-Пятница жила в III веке в Римской Империи, в городе Иконии. Родители ее были людьми знатными, тайно исповедовавшими Христианство. В Седмице они особенно чтили Пятницу — день, в который пострадал Господь наш Иисус Христос, и потому, когда родилась у них дочь в этот именно день, назвали и ее Параскевою, что по-гречески означает Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту девственной души, приняла обет девства и заботилась о распространении Веры Христовой среди язычников. В 300-м году пришел в город военачальник Императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать Святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело Святой Параскевы. От Мощей Великомученицы подавались исцеления болящим. У православных христиан Святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась любовью и почитанием во множестве благочестивых обычаев. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее покровительницей полей и домашнего скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды осеннего урожая для освящения. На Руси на множестве торгов и ярмарках обязательно стоял храм или часовня в честь Параскевы-Пятницы, либо в ближайшем храме был киот с ее чтимой иконой. Особенно почитали Святую Параскеву промышленники, торговцы и путешественники. В дореволюционной Москве было четыре храма в ее честь. Один в торговом Охотном ряду. Другой — в купеческом Замоскворечье. Здесь на границе Москвы Пятничный храм был возведен в эпоху Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного. На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей же молились девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви и поскорее. Память Святой Великомученицы Параскевы-Пятницы празднуется Святой Православной Церковью 28 Октября /10 Ноября. Тропарь, глас 4-й: Премудрая и всехвальная Христова мученице Параскево, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо радующися иду ко Христу, Жениху моему; тоя молитвами Христе Боже спаси души наша. Величание: Величаем, величаем тя, страстотерпеце Христова Параскево, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.
7. Симонихин Виктор Иванович (р. 9 Марта 1945), с 1992 года руководитель ООО «Архитектурная мастерская В.И.Симонихина». Расположена по адресу: 117 335 Москва, Нахимовский пр-т, 63−186, т/ф: (095) 128−6028 / 128−6028. http://www.restec.ru/exhibitions/featured/expohome/list.ru.html?exhib=72&id=2861
8. 30 Июля 2007 года. СИТИ-FM. http://www.cityfm.ru/news/?id=237 754&p=7.
9. 30 Августа 2007 года: http://www.stroi.ru/periodical/d2498dr423765.html.
10. Марина Левинская родилась в Москве в 1947 году. Закончила Московский педагогический институт, затем школу-студию скульптора О.Д.Яновского. Член Объединения московских скульпторов и Секции скульптуры Московского союза художников. Работает с различными материалами: бронза, метал (литьё), камень (гранит, мрамор), керамика. Работая с пластическими мотивами, она намеренно искажает форму, чтобы добиться выразительности. Некоторые её работы (светильники, вешалки, шахматы) можно использовать и в повседневной жизни. Марина — постоянный участник выставок в Москве, России и за рубежом, как в залах, так и на открытом воздухе. Она принимала участие в реконструкции интерьеров Храма Христа Спасителя. В 2000 году Мариной был создан скульптурный комплекс фонтана «Аполлон» в Саду Аквариуме в Москве. Её работы находятся в галереях и собраниях Министерства культуры России и Художественного фонда, в галерее «Кросна» (Москва), «Мур-Мур» (Париж), «Космо-клуб» (Вашингтон) и в частных коллекциях в России, США, Канаде, Франции, Германии и Швейцарии. (Курсив мой. — М.П.). http://www.oms.ru/lev/about.htm. Конечно, странно, что скульптор, принимавший участие в благоукрашении Храма Христа Спасителя, вероятно, хотя бы сочувствующий Христианству, в другой своей работе глумится над основами мiровых религий.
11. Никольская Ольга. Кольцо мостов, кольцо фонтанов // Вечерняя Москва. 20.08.2007. http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=38 170.
12. Там же.
13. Реконструкция сквера у «Новокузнецкой» // Moscow-live. 25 Июля 2007. http://moscow-live.ru/2007/07/25/rekonstrukcija_skvera_u_novokuzneckojj.html.
http://rusk.ru/st.php?idar=112416
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Следующая >> |