Русская линия
Русская линияСвященник Алексий Плужников15.12.2007 

Потерянная добродетель

Есть такой детский стишок:

«Вставай, сынок, —
Сказал Сурок, —
Тебе сегодня на урок.
И Крот и Мышь
Уже идут,
А ты всё спишь!
Сынок Сурок
Открыл глазок
И на другой
Улёгся бок:
— Ума вполне
Хватает мне.
А в школу
Я схожу…
Во сне.»
(Ладонщиков Т. «Хитрый соня»).

Встретился я однажды на улице с двумя тётушками-иеговистками пенсионного возраста. Заспорили, кто появились раньше: православные или «свидетели». Тётушки:

— Да ваше христианство только тыщу лет существует! Вас же там этот, как его — Николай в Днепр загонял, крестил!

— Какой ещё «Николай»? — Спрашиваю. — Вы что, в школе не учились, не знаете, кто Русь крестил? Вам не стыдно, а ещё русские люди!

Они, без тени смущения:

— А нам этого и не надо! Подумаешь, мы и так спасаемся!

Рассказываю эту историю на занятии приходской школы для взрослых. Смеются.

— А вы сами-то можете сказать, в каком году Русь приняла Крещение? — Задаю вопрос.

— М-м… Что-то вроде 980?..

— Нет! 1080, точно! Русь же крестил Владимир, этот — Красное Солнышко… или Мономах…

— Ну да! У него мать ещё Ольга…

Подсказываю:

— Тысячелетие Крещения Руси когда праздновалось?

Прихожанка помоложе:

— Года два-три назад, да?..

Старушка задумчиво:

— Помню, в моём детстве это было, мать ещё говорила…

Всем стало стыдно.

Увы. Мы потеряли великую добродетель — чувство истории, «любовь к отеческим гробам». Наша страна — не православная, страна наша — не русская. Она возникла сегодня утром за завтраком и умрёт вечером, когда мы выключим телевизор…

Чувство истории делает человека крепостью, основанной на скале памяти. Я — христианин. Я — единое целое с апостолами и Отцами Церкви, с Кириллом и Мефодием, князем Владимиром и преподобным Сергием. Я — сын Церкви.

Я — потомок Александра Невского и Суворова, я — читатель Пушкина и Достоевского. Я — сын России и у меня миллионы родных — разве я смогу их предать?!.

Без памяти же я — голый младенец, выбежавший в поле с деревянной сабелькой воевать с танками.

Знаете, в чём отличие шестиклассника, впервые взявшего в руки учебник физики, и доктора физических наук, разрабатывающего ядерный реактор? В 30−40 годах познания.

Обратите внимание на нашу приходскую жизнь. Что читают наши прихожане? Молитвослов, акафисты, псалтирь по усопшим, «Откровенные рассказы странника», книги о старцах, пророчествах, чудесах, шестёрках, конце света…

А кто читает о начале света, о просвещении? Кто читает жития «обычных» святых из житий свт. Димитрия Ростовского (а не только чудотворцев, помогающих с разменом квартиры и исцеляющих от всех немощей путём земельки и маслица)? Спросите, что прихожане знают об апостоле Павле, Иоанне Златоусте, Антонии и Феодосии Печерских, Паисии Величковском? Зато хором скажут, какая польза от «Матронушки» и «Макарушки"…

У нас стало не «модно» читать Закон Божий, историю Церкви, историю России.

Взять ту же Псалтирь. Все знают, как её читать по усопшим, знают, какой псалом помогает от зубной боли, а какой — от колдунов. Но Псалтирь — это ещё и великий учебник истории:

«Внемли, народ Мой, закону Моему, приклони ухо твое к словам уст Моих!
Отверзу в притчах уста Мои, изреку сокровенное от создания мира.
То, что слышали мы и познали, что отцы наши поведали нам,
Не утаится от потомков их; возвещу славу Господню, силу Его и чудеса, сотворенные Им.
Даровал Он откровение Иакову, закон положил Израилю, заповедав отцам нашим передать его сыновьям своим,
Да познают потомки, сыновья, ещё не рождённые, и возрастут они, и поведают также сынам своим.
Да возложат на Бога упование своё и не забудут деяний Божьих, исполнять будут заповеди Его!
Да не будут, подобно отцам их, родом строптивым и дерзким, родом, что не сохранил правды в сердце своём и не был верен Богу духом своим».
(Пс.77,1−8).

Лейтмотив всей Псалтири:
«Помни!» Помни, Израиль, рабство египетское и помни избавление своё.

Все наши церковные болезни: «ИННизм», «Царизм», «старцизм» и прочие «измы» отчего возникают? От невежества. От элементарного отсутствия гуманитарной культуры.

Кстати, большинство наших горе-проповедников — это бывшие «технари» или номенклатурные работники. А народ, внимающий им, — в основном, женщины старше 50-ти, неразвитые культурно, но зато очень активные в деле распространения подхваченных идей. (Пример тому — крестный ход 7 мая 2006 года, посвящённый 15-летию Волгоградской Епархии. Ветхие старухи с суровыми лицами и транспарантами в руках: «Нет печати! Нет экуменизму! Остановить преследования православных антиглобалистов!». Жаль, не довелось спросить у них, могут ли они вразумительно объяснить, кто же такие этот страшный «Экуменизм» и обиженный, «гонимый» «Антиглобализм»?..)

Возьмите любую современную проблему. Ведь всё уже было. Паспорта, перепись, тотальный контроль за всей жизнью? Было. И Юрьев день был, и крепостное право, и колхозы, где люди за всю жизнь могли никогда не увидеть своего паспорта. И старообрядцы, сжигающие себя вместе с детьми, за право жить без паспортов и с бородами… Как замечательно сказал уже почивший старец о. Николай Гурьянов с острова Залит по поводу принятия ИНН: «Ведь там не говорится, что бей да воруй. Понял?» Нет, не понимают. Борода дороже души.

Три шестёрки, Антихрист? Было. Московский собор 1666 г., утвердивший никоновские реформы (троеперстие и проч.) и воспринятый старообрядцами как антихристов. На роль Антихриста (или его предтечи, неважно) «претендовали» и Никон, и царь Пётр, и Наполеон, и Ленин, и Сталин.

Последние времена? Они и у апостолов были «последние», и Златоуст в четвёртом веке обещал скорый конец света. А в России пасхалию довели до 1492 г.(7000 г. от сотворения мира) и всё. А потом конец света, восьмая тысяча… То-то конфузу было, когда мир не захотел закончиться…

Что ещё? Царь, всероссийское покаяние за цареубийство? Как сказал протоиерей Глеб Каледа: «Не большевики первыми убили помазанника; убеждённые монархисты совершали цареубийство неоднократно.» Давайте, к примеру, покаемся за убийство Павла Первого? Чем он хуже? Не так помазан? Да нет, просто не он главный герой сегодня.

Спорим наперебой: какой политический строй самый православный. А если кто чуточку знает библейскую историю, тот сразу скажет: как только еврейский народ забывал Бога, то предавался в руки врагов, и никакой царь был не в силах изменить это. Когда же Израиль вновь обращался к Своему Богу, то спасался в любой политической обстановке.

Есть печальная поговорка: «уроки истории учат тому, что уроки истории никого ничему не учат». И вновь наступаем мы на те же грабли, вновь ломаем головы над проблемами, которые стары, как мир. Душа человеческая, грехи человеческие — они ведь не меняются. Все наши проблемы — суетны, и великий деятель истории, царь Соломон, это прекрасно понял: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека». (Еккл.12,13).

Сейчас на приходах просто необходимо устраивать воскресные школы для взрослых (учить детей и забывать про взрослых — только усиливать развал православных семей, ибо дети научатся не почитанию, а, наоборот, презрению к старшим, нежелающим изучать и любить свою веру). Пастырям нужно буквально теребить своих прихожан, заставлять их читать, причём самую элементарную, «детскую» православную литературу, а на занятиях выяснять, что и как они усвоили из прочитанного. Это очень непросто, но жизненно необходимо, иначе наша приходская жизнь будет всё больше скатываться в дремучие дебри язычества и суеверий.

Важнейшее значение имеет наличие на приходе общедоступной библиотеки, с качественной православной литературой и аудио-видео-продукцией развивающего типа. Подчеркну снова — общедоступной, т. е. доступной для абсолютно всех людей (а не только избранных прихожан), в удобное время (для людей, а не только работников этого прихода!). Не должно быть так, как в одной приходской библиотеке, куда записаться можно, только имея прописку того же района, где находится данный храм! Получается, что человек из соседнего района недостаточно «православен», чтобы пользоваться доверием?..

Но, конечно же, всё начинается с желания самого приходского священника быть культурно развитым человеком, знающим историю своей страны и Церкви. Здесь пастырю нужно избегать двух крайностей: впадения в «меньшивизм», т. е. уклонения вслед за о. Александром Менем в «сверхкультурность», когда уже Церковь начинают снисходительно судить «доценты с кандидатами», и вершинами православной мысли считаются философы Н. Бердяев и В.Соловьёв.

С другой стороны, нельзя поддаваться соблазну «ультраправославности», когда всё в истории и культуре человечества оценивается только по степени «церковности», «православности» данного явления или человека. Этим очень грешат труды приснопамятного митрополита Иоанна Снычёва. Владыка Иоанн, например, не задумываясь, отметает исторические свидетельства о зверствах царя Иоанна Грозного, о мученической кончине прп. Корнилия Псковского и митр. Филиппа на том лишь основании, что этого быть не могло в принципе, т.к. царь Иоанн написал несколько церковных стихир, а опричники ходили в скуфьях и подрясниках…

Настоящее чувство истории приобретается искренним, непредвзятым стремлением к истине, нельзя «прилизывать» исторические факты в угоду «культурности» или «православности». Наоборот, знание истории как она есть, во всём её разнообразии и противоречивости, а часто и неприглядности, способствует трезвомыслию и укреплению в православном мировоззрении. Меня, например, очень умиляет тот факт, что святые отцы Вселенских Соборов (память которых мы с таким благоговением несколько раз в году празднуем) на заседаниях устраивали настоящие потасовки и не стеснялись в выражениях, от которых «уши вянут». Значит, Отцы тоже были люди (а не ходячие иконы), значит, и им были не чужды человеческие ошибки и страсти, если даже императору приходилось выстраивать войска между враждебными партиями отцов, чтобы они не перекалечили друг друга… А значит, мы можем понять, что святость — это не космическая запредельность сверхчеловеков, на которых можно только со страхом и трепетом взирать снизу вверх (ведь отсюда пошло в народе мнение, что, мол, они -святые, куда нам до них!). Святость отцов — это результат их искреннего и горячего стремления служить Богу и Его истине, это путь через ошибки, согрешения, огорчения и покаяние. Но главное — у них была решимость. Как говорил прп. Серафим Саровский: «сейчас мало святых, потому что у людей нет решимости».

Поэтому постараемся приобрести решимость послужить Богу, начав с малого: с познания истории своей Родины и Церкви.
Священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда
Впервые опубликовано в газете «Православное слово», официальном органе Волгоградской и Камышинской епархии Русской Православной Церкви

http://rusk.ru/st.php?idar=112302

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Альфонцев Сергей Владимирович    21.10.2011 10:29
Я Альфонцев Сергей Владимирович, если есть какая то информация о Альфонцеве Виссарионе Евлампиевиче, дайте мне пожалуйста знать. Мой дед Альфонцев Борис Семенович рос в детдоме, родителей своих незнал. Альфонцев В.Е. был расстрелян в Казане в 1937 году, и я думаю , что это его отец. Подтверждающих фактов на то не нашел. Делал запрос в УВД, МВД, и епархию г.Казани. Ответа не было. Сам я алтарник, служу во славу Божию. Заранее от души благодарю за любую предоставленную информацию. Все что касается репрессий гонений и т.д- душой негодую на власть антихриста. Адрес моей электронной почты alfoncev@yandex.ru. С поклоном Альфонцев С.В.
  Ржевская Светлана    12.01.2008 16:18
Здравствуйте о. Алексий! Очень рада, что есть люди, которые начинают понимать в чем источник наших бед.
Очень тяжело любить людей, а тем более Бога, верить в него, если не знаешь даже своих корней… Кто ты? Откуда? Хорошо, если человек знает своих бабушку и дедушку… А спроси его девичью фамилию бабушки… И что??? А он об этом никогда не задумывался… Живем не видя друг друга… пробегаем мимо…
9-го вернулась из Казани… ездили группой поломников в Раифский монастырь, посетили храми в самом г. Казани. Рождество встречали рядом с иконой "Казанская Божья Матерь" (Извините, если что-то не так…) Были во многих православных храмах… И везде молились… , но не во всех храмах получалось … Как-то не очень искренне получалось у некоторых служителей церкви… (Не суди и несудим будешь…) Но очень хочется чистоты, любви, спокойствия… Учусь любить… Ищу свои корни… Вот и на Вас вышла случайно… (Девичья фамилия – Плужникова)…Господь ведет…
  Евгений Г.    03.01.2008 17:13
Восхищаюсь, Василий Ч., тем, как Вы ловко написали ПОЛУправду о моей работе!
нет слов!
  Lucia    24.12.2007 01:37
Читательнице. Поверьте, не так уже трудно отличить книги изданные в разное время. Ваши рекомендации убрать излишества я постараюсь передать куда следует, но видите, даже на форуме проблемы – навстречу не идут.
Р.Н.Юрьеву. А для чего мне первоисточники? Посмотрите, сколько историков и сколько интерпретаций. Смех, да и только. И так в любой теме. Великая Отечественная вовсе недавно была – а кто толком может ее описать? Неудивительно, то население истории не знает. Неоткуда узнать.
Не то чтобы я не могу поверить. что помазанник был столь плох. Просто меня удивляет. что у тех. для кого это уже доказанный факт еще есть какие-то надежды. Вот, о выборах расссуждают, правительством нынешним недовольны. Лучше завернуться в простыню и тихо угаснуть. никого не критикуя. Потому как ждать просто нечего.
  Василий Ч.    24.12.2007 00:52
"Пукающие бактерии" – это был наиболее веский аргумент.

Вы правы. Мне гораздо больше нравятся сказки В.Г.Жданова, чем сказки некоторых клириков о том, что алкогольсодержащие напитки "заповедано пить" и сказки о том, что это питие "может быть безвредно". При том, что уже почти официальные данные гласят: алкоголь и табак – ГЛАВНЫЕ причины смертности в России.
  Василий Ч.    24.12.2007 00:25
О потерянной добродетели.
Ответ Р.Н.Юрьеву на: "Ну, допустим, они были отравлены, что дальше? Это означает невинность Ивана Грозного?…Самое главное, какое это имеет отношение к вопросу о личности Ивана Грозного?"
Ответ Михаилу Сергеевичу на "Каким образом можно провести реабилитацию Иоанна Грозного в Церкви? …Что изменится от признания Распутина или Ивана Грозного святыми или величайшими подвижниками благочестия?"

Автор статьи, священник Алексий Плужников, резюмировал в конце статьи: "Поэтому постараемся приобрести решимость послужить Богу, начав с малого: с познания истории своей Родины и Церкви."
При этом сам и "начал с малого" – послужил Богу, в двух строчках заляпав то, над чем митрополит Иоанн работал всю жизнь. Послужил Богу, вспомнив об "исторических свидетельствах зверств" помазанника Божия. Послужил Богу вместе с Малером и компанией.

Что же есть эта потерянная добродетель? Это есть потеря способности различать за словами смысл. Автор вспомнил, ни с того, ни с сего, про "зверства". Произнес волшебные слова-штампы: "исторические свидетельства зверств". Совершенно естественно, что такие штампы являются аксиомой и доказательств НЕ требуют. Достаточно упомянуть "мученическую кончину", как это сделала бы работница трапезной на подворье, и можно "отмести, не задумываясь" все труды митрополита вместе с его честным именем.

Совсем НЕ обязательным становится и разбирать подробно, как делал митрополит, а СКОЛЬКО же жертв было? НЕ обязательно разбирать саму историю. НЕ обязательно вспоминать сами исторические источники. Можно лишь сказать слова-штампы. 3 слова священника перекрывают по значимости многостраничные исследования митрополита Иоанна. Вот это и есть ТО малое, с чего автор предлагает начинать познание истории.

Каким же смыслом обладают магические слова: "исторические свидетельства зверств"? Какова цель может быть у замены исторических 3-4 тысяч на "исторические свидетельства зверств"?
Цель такой замены (надеюсь, что священник был далек от нее) является воспитательной. Если во всех странах своих исторических деятелей любят и памятники ставят, и детей воспитывают на положительных примерах, то у нас в качестве хорошего тона принят исторический мазохизм. Существенно необходимо убедить нас (граждан нашего государства) в том, что у нас абсолютно нечем гордиться: муссируются "подвиги Распутина", "царь шизофреник сифилитик Грозный", "Екатерина распутница", "гомосексуалист Чайковский" и прочая историческая порнография. При этом ссылаются исключительно на неопровержимые "исторические свидетельства".

Некоторым может быть непонятно, ЗАЧЕМ это кому-то надо? Теорию заговоров не собираюсь доказывать. Скорее наоборот. Думаю, что нам абсолютно безразлично должно быть, есть у нас враги, которым надо очернить нашу историю, или их нет. Мы и сами прекрасно себя отхлестаем. За рубежом до таких "исторических доказательств", как, например у автора статьи, и не додумались бы.

Каким будет гражданин страны, как он будет участвовать в общественной жизни, и будет ли вообще участвовать? Наконец, будет ли он стараться сохранить страну? Очевидно, что если представлять историю, как совокупность правлений половых извращенцев, то ЗАЧЕМ нам такая история? Прекрасно поживем и с китайцами, и с африканцами, и с кем угодно.

Да не будет этого. Считаю, что "САМОДЕРЖАВИЕ ДУХА" является первым пособием по истории, которое должен усвоить гражданин и христианин, и маленький, и взрослый. И потом, при желании уже, изучать первоисточники, до чего, впрочем, мало у кого руки доходят.
  Филортодокс    24.12.2007 00:08
Алексей,
это не мои исследования , а фрагменты статей историков . На имена столь нелюбимых мной либералов историков Карташева и Скрынникова я конечно же обратил внимание, но намеренно не стал их вымарывать , т.к сам факт свидетельства в пользу Иоанна Васильевича его оппонентов мне показался весьма наглядным и веским.
  читательница    23.12.2007 23:45
Насчет детских книжек.. как раз в этом возможно надо не списывать то что говорит Luca. Я подозреваю, и это только догадка, что ещё может-быть не мало осталось учебников и детских книг в школах ещё с советских времён, а там ведь действительно русские цари, в том числе и Грозный, часто представлялись, по сколько я понимаю, в карикатунрых формах? Приходилось видеть советские фильмы где это было безусловно так. Может-быть все эти стенания об "очернении" может-быть происходят именно от этого? В таком случае проблемму можно просто разрешить, и тут никакой "реабилитации" не нужно, а просто убрать всякую карикатурность и излишества.
  М.Яблоков    23.12.2007 23:38
Наш проницательный диакон в очередной раз узрел прямые параллели с Ветхим Заветом… Какая неоспоримая правота и неповрежденная духовность? Даже милая Люсенька отдыхает. "Диякон всея Руси" не одинок. Нет повода к унынию. Все видится в "розовом" цвете…
  диакон Евгений    23.12.2007 23:19
вы углядели пессимизм там где его не было, просто Люся заявила, что никак не может поверить что наш "первый помазанник" был таким плохим, я не согласен по поводу "первости" Ивана IV, но в любом случае в священной истории был "первый помазанник" – это всем известный Саул. Так что опасения Люси более чем беспочвенны, кем был второй израильский помазанник вы надеюсь знаете?

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика