Русская линия
Русская линия Андрей Сигутин06.10.2007 

Почему у некоторых воцерковленных мирян отсутствует покаяние?

Наверное, в каждом приходе можно найти тех, кто регулярно в течение многих лет посещает храм и в то же время не умеет каяться. Обычно такие прихожане на словах — великие грешники, а в действительности и понятия не имеют, в чем они грешны. Ибо отсутствует у них исповедническое чувство, то есть боязнь оскорбить Возлюбленного Господа даже мысленно. По сути, нет у таких людей страха Божьего — начала мудрости. Например, если на исповеди священник у кого-то из «великих грешников» спрашивает: «Ну, а, конкретно, — в чем грешен?», — в ответ следует: «Не знаю… Во всём, батюшка, грешен!..». Дальнейшее уточнение, как правило, приводит к тому, что «подвижник» заявляет: «Грехов у меня нет: не крал, не убивал… Живу не хуже других… и вообще, чего вы от меня хотите?..». (Хотя, возможен вариант и сознательного оговаривания самого себя: придумывание несовершённых грехов с целью показаться самым лучшим грешником. Здесь уже проявляется смирение паче гордости).

А ведь если человек искренне не знает, в чем ему каяться, — это свидетельствует о том, что верующий еще не соединен с Богом. Как сказал Спаситель: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15). Отсутствие личных отношений со Христом — показатель бездуховной жизни. А значит, спасение души у подобного рода людей — под большим вопросом. Ибо без покаяния нет спасения…

Конечно, покаянное чувство, благодатное сокрушение сердечное и осознание всей мерзости греха, закабалившего душу, — это дар Божий. Однако, как известно, для обретения дара Свыше необходимы желание и готовность человека его принять. Следовательно, первый шаг к покаянию — решимость вымолить у Бога способность видеть собственные грехи (которые, по словам св. Отцов «бесчисленны, как песок морской»). Проще говоря, у тепло-хладных христиан совесть спит, а нужно испросить у Господа ее разбудить… Воистину: «Господи, дай мне зрети моя прегрешения…».

Каковы же основные причины того, что человек, называющий себя православным, не знает, в чем каяться? Почему отсутствует у него глубокое покаяние? Во-первых, оттого, что он не осознает своего призвания: уподобиться Иисусу Христу. (Ведь «Христос стал таким, как мы, чтобы мы стали такими, как Он»). Выражаясь современным языком, у человека нет желания стать похожим на Господа и иметь характер Христа. «Мы призваны не подражать Христу внешне. Мы призваны внутренне стать тем, что Он есть, приобщиться Ему жизнью…» [1]. «Согласно православной традиции, подражание Христу заключается в „соработничестве“ Бога и человека, возрожденного благодатью, для достижения последним богоподобия и обожения» [2]. К сожалению, нередко чадо Божие не видит вышеизложенной цели, к которой необходимо стремиться. Поэтому покаяние у такого верующего становится формальным и бесплодным. А исповедь частенько превращается просто в «допуск» ко Причастию. Ибо грех не рассматривается им как препятствие на пути к Господу, которое необходимо преодолеть. Более того, у «бесцельного» верующего происходит смещение акцента с Бога на себя. Как подметил один священник: несмотря на то, что покаяние — образ жизни, надо быть Христоцентричным, а не грехоцентричным. И потом, в себе нужно видеть не только грехи, но и образ Божий.

Во-вторых, потому что человек не имеет личных отношений со Христом и не понимает, какое это счастье — быть с Ним*. Выходит, у верующего нет мотива, чтобы двигаться в покаянии. Святейший Патриарх Алексий II сказал как-то: «…подлинная вера основывается… на внутреннем чувстве близости Бога, обретенном в молитвенном опыте и подвиге послушания воле Божией». А также, по словам Святейшего, «нам, христианам, необходимо со всей ответственностью осознавать свою миссию противостояния греху, свидетельства о красоте духовного мира и неоценимых радостях жизни в Боге». Но те, кто каются формально, обычно забывают, что христианство преисполнено радости о Христе Воскресшем. Старец Силуан же писал: «Как счастливы мы, христиане, какого Бога имеем…». Посему истинное покаяние должно перерастать в радость. Святитель Николай Сербский говорил: «Покаяние — радование!». Действительно, что может быть прекрасней того, чем выйти из тьмы к Свету, навстречу Спасителю… По выражению св. Антония Великого, грех есть медная стена между Богом и человеком. Покаяние же разрушает эту стену…

И, в-третьих, отсутствие покаяния возникает из-за невосприятия Слова Божьего как руководства к действию. Ибо подвижнику благочестия необходимо постоянно сравнивать свои чувства и образ мыслей с высокими идеалами Священного Писания, чтобы жить по воле Божией. Православные призваны иметь «ум Христов» и в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2). Не правда ли, если подходить к работе над своей душой с этой позиции, то появится стимул для непрестанного и глубокого покаяния? Тем более, что слово «покаяние» в переводе с греческого означает «перемена ума», то есть изменение себя и своей жизни.

Апостол Павел писал: «Мы… взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3). Как видим, мы преображаемся в образ того, что созерцаем. Поэтому необходимо предстояние пред Богом. Не случайно муж Божий Давид, написавший 50-й (покаянный) псалом, говорил: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня» (Пс. 15). Не потому ли Псалмопевец обладал безграничной жаждой о Боге и покаянным чувством, достойными подражания?.. Обобщая все вышесказанное, подведем итог: всем нам нужно живое, личное общение со Христом. И тогда в свете Его святости даже малейший наш грех не будет казаться чем-то безобидным и незначащим…

Примечания:

1 — Митр. Антоний Сурожский «Духовное путешествие», стр. 29.
2 — Георгий Мандзаридис «Обожение человека», стр. 59.

* - Для размышления. Слово святителя Николая Сербского о Христе. 1. «Его слово потрясло мiр, взбудоражило Палестину. Те, кому довелось увидеть Его хоть раз, ощущали потребность вновь побывать в Его присутствии: вечно на Него взирать и непрестанно слушать Его слова, через слух проникающие до глубин души». 2. «…и все преображаются от одного воззрения на Иисуса. Все забывают о том, о чем недавно думали и что чувствовали; в душе у всех одна-единственная мысль: «Иисус — Спаситель"…» (Свт. Николай Сербский «Библейские темы», стр. 197−202).

«Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства. Он внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета, падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но развевающаяся. Глаза голубые, но необыкновенно блестящие… Это прекраснейший из земнородных». (Из донесения проконсула Иудеи Публия Лентула римскому сенату).

http://rusk.ru/st.php?idar=112085

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Александр С    08.10.2007 13:43
Олег Тверской Друзья! А ведь статья-то и вправду актуальная. Да вы оглянитесь вокруг: многие ли приходят в Храмы ради Христа

Из исповедь сельского попа
Приходы чаще всего открываются не по инициативе христиан, реально нуждающихся в духовном окормлении, а по инициативе священнослужителей, которые рукоположились без прихода и которым надо где-то кормиться. Рядом с моим приходом один предприимчивый батюшка открыл по своей инициативе еще два прихода, в которых прихожан всего по 5 человек. Спрашивается: зачем нужны эти приходы? Ответ очень простой: затем, чтобы, надев драную рясу и сделав глупое и жалкое лицо, клянчить деньги на храм, а заодно и себе немножко. Ведь у нас не выставляют храмы на торги из-за невозможности заплатить налоги кесарю, вот можно под эту лавочку и с талантом Паниковского благополучно существовать.
Можно проповедовать служение сколько угодно, но результат этой проповеди будет нулевой, по словам известной басни: "А Васька слушает да ест". Просто люди не хотят служить в Церкви: они элементарно не хотят даже помыть полы в храме. Очень интересно всё складывается: полы в храмах моют уборщицы за деньги, поют на клиросе певчие за деньги, и так далее – всё за деньги, и если не платить, то все уволятся и храм не сможет функционировать. Если посмотреть со стороны, то налицо сходство внутреннего приходского устройства с обычной фирмой типа ООО. Люди приходят и пользуются услугами церковного ООО, оплачивая строго по прайсу свою религиозную нужду, и им проблемы этого ООО совсем по барабану. Ну а жить-то как-то надо, вот батюшка и надевает драную рясу, делает жалкое просящее лицо и идет к более успешным и жалостливым предпринимателям, которые и содержат наши храмы. А на Западе это невозможно, во многих странах попрошайничество запрещено законом. Вот там у приходов и нет иной альтернативы, кроме как выставлять на аукцион храмы.
В России сегодня наблюдается интересная картина: Церковь пытается доказать обществу, что она нужна ему, и что общество, кроме того, Церкви чем-то обязано. Общество, в свою очередь, подыгрывает Церкви и пытается использовать её в своих личных корыстных целях. В результате между Церковью и обществом создается общественный договор, который выражается именно в такой церковности и религиозности, которую мы наблюдаем сегодня. Вследствие этого компромисса Церковь всё дальше и дальше уходит от Христа и перестает быть востребована людьми. Да, Церковь нужна стране, но она перестает быть нужна людям, потому что перестает давать радость, мир и долготерпение, а требует от людей соблюдения каких-то правил, условий, совершенно далеких от Евангелия. И самое страшное, что Церковь – это мы, и мы сами этого хотим, потому что если бы не хотели, то было бы всё по-другому.
Поэтому для России события, которые происходят в Европе, совсем не за горами. А что делать? Не ужасайтесь: всему быть. Претерпевший до конца спасется.
Самара, Елховка, http://nikon71.livejournal.com/8379.html?view=423099#t423099
http://www.zagorsk.ru/forum/viewtopic.php?t=3117
  Владимир Бирюков    08.10.2007 13:42
Я думаю, что по настоящему человек начинает каяться только тогда, когда увидит и возненавидит грехи, живущие в нем самом. Об этом говорят святые Отцы. По своему опыту знаю, что, пока я знаю о грехе только «теоретически» исповедь его получается формальной. Умом понимаю – грех, но если сердце молчит, то ум, тут же находит оправдание. Первое о чем нам надо молиться – чтобы Господь открыл нам (и уму, и сердцу) наши болезни (грехи), просить у Господа силы на покаяние и на борьбу со грехом. И, когда бываем вновь, и вновь побеждаемы этим грехом, ни в коем случае не отступаться – упали, встали, и снова в бой с самим собой.
  Провинциал    08.10.2007 13:05
Для кого-то эта статья может и не актуальна, но не для меня. Завидую по-хорошему тем, кто ее перерос. Для меня чувство покаяния не всегда имеет нужную силу, да и для многих близких мне людей. Привычка, "традиция". А смысл, как я уже сам размышлял – недостаток веры. Она есть, вера-то, но более от разума, рассуждения. А когда в нечастые моменты получаешь подтверждение, свидетельство или помощь Божию, тогда-то по-настоящему и пронимает! А что многие верующие? От недоВерия – формализм в покаянии, обряд. Потому тут же и грешим. Не чуя Бога в душе, дерзаем постоянно нарушать Его заповеди. Не имея Бога, не имеем и любви к окружающим, кои, по нашему разумению, неправедны. А много ль, по словам Иисуса, мы будем иметь, если будем любить любящих нас?
А чувство любви также трудно воспитать в себе, как и покаянное.
Замечал, что когда ум и помыслы заняты повседневными делами, пусть и добрыми, когда влезаешь с головой в "механику" мирских дел, трудно иметь чувство Бога. А не имея веры, не боишься нарушить заповеди, отсюда – формальное покаяние. Трудно проводить работу в душе. Можно взять книгу с перечислением грехов и механически определить: это – мое, это – нет. Но уже зачастую это "определение" может затруднить. То ли мое, а может – нет? Напишу-ка, "на всякий случай"! Это от безчувстви духовного, от того, что разум и душа наполнены мирскими заботами. От этого же и разсеянность в молитве.
Часто ли сокрушение о своих грехах? Зачастую после перенесенных потрясений, которые и посылаются нам для вразумления.
Да, мы любим своих родных, все наши помыслы и заботы наполнены ими. А где место Богу? А ведь любовь к Богу – на первом месте должна быть!
Дорогие критики, у вас уже все как надо? – Тогда вы счастливые люди! Тогда, действительно, эта статья не для вас. Она для неокрепших душ, которые наверняка тоже читают. К сожалению, многие уже читают только в интернете.
Для меня же эта статья – отклик моим размышелниям.
Кто-то сказал, что в покаянии грех пожигается стыдом. Нужно обрести в себе чувство, способное подвигнуть нас к чуству стыда и желанию исповедать все свои мерзости без преукрашивания, не боясь показать свою слабость в повторных прегрешениях.
Считаю также, что нет ничего плохого, если люди будут знать истинный облик человеческой ипостаси Христа. Это также естесственно, как желание ребенка представить себе образ отца, который погиб до его рождения. А Спаситель наш был совершенен во всем. Многие современники описывали особую притягательность Его образа. Понятно, что это не главное. Но в то же время были же попытки современных безбожников очернить Его (и святых Его), рисуя в различного рода "исследованиях ученых" весьма неприглядный облик. Цель понятна. Так почему бы нам не сказать, что он был прекрасен и совершенен?
  Олегк    08.10.2007 11:55
Не о других, а о нас, вообще. Видимо автор так озаглавил свою статью потому что не решился приписать отсутствие покаяния всем воцерковленным мирянам.
  Алексей Филонов    08.10.2007 11:37
"Да вы оглянитесь вокруг: многие ли приходят в Храмы ради Христа, ради Спасения?"
Ну, тут я пас, братия, – не на той высокой ступени я пока, чтобы приходя в храм Божий, оглядываться по сторонам, ища – кто туда не ради Спасения пришёл, а токмо свечки свои поставить. Хотя и я, грешный человек, не откажусь рассказать об основах Веры, но именно тому, кто меня об этом попросит, а не тому, кого моя праведность выберет.
  Сапогов    08.10.2007 10:55
Чтобы призвать самого себя к покаянию не обязательно выходить на публику.Обсуждаемая публикация именно о ДРУГИХ и каждый читающий сам решает причислять себя к ним или нет.
  Олег Тверской    08.10.2007 10:40
Друзья! А ведь статья-то и вправду актуальная. Да вы оглянитесь вокруг: многие ли приходят в Храмы ради Христа, ради Спасения? Так, свечку поставить, традицию соблюсти, авось потом поможет, пригодится. Храм это что – такое место для сжигания свечей? Если люди перестают задаваться вопросом зачем они вообще приходят в Храм, то это уже не просто "проблема" – это беда. Можно оказывается до одури трудиться, считать при этом себя "спасателем Росссии", приходить в Храм, ставить свечи, даже к Исповеди ходить, Причащаться и выходить из Храма тем же нераскаяным грешником что и раньше!
К кому обращён призыв Андрея? К священникам? Да, безусловно, к тем что читает в интернете статьи духовной тематики.
К тем "захожанам" которые не имеют понятия о Покаянии? Несомненно! Вдруг заглянут (да хоть от скуки) те немногие, что пользуются интернетом и читают РЛ.
Ко всем верующим? Именно! Кроме призыва задуматься о личном Покаянии и Спасении, я усматриваю здесь побуждение каждого, кто считает себя человеком верующим, к тому чтобы рассказать об основах Веры хоть одному из тех кто рядом.
Так что – полезная статья, хоть и короткая.
  Алексей Филонов    07.10.2007 22:50
Промежуточный итог:
Поговорили об отсутствия покаяния У ДРУГИХ РАБОВ БОЖИИХ, пора, пожалуй, разойтись и сосредоточиться на своём личном покаянии, не надрывая душу о том, насколько мой брат/сестра хуже, чем я Богу предстоит…
Вычитал я недавно в ЖЖ одного матёрого "кочетковца" откровение о том, как у них в общине принято допытываться у брата, желающего причаститься: как он готовился, насколько готов, какова мера его покаяния, "могий ли он вместити" и т.п. фарисейско-комсомольский набор. Такие вот дела…
  Василий Ч.    07.10.2007 14:08
Тут люди день и ночь Россию спасают, а их тут психотравмируют россказнями об отсутствии покаяния.
  Александр С    07.10.2007 12:46
Андрей Сигутин
Каковы же основные причины того, что человек, называющий себя православным, не знает, в чем каяться? Почему отсутствует у него глубокое покаяние? Во-первых, оттого, что он не осознает своего призвания: уподобиться Иисусу Христу. Ведь "Христос стал таким, как мы, чтобы мы стали такими, как Он".

Что Вы, желание уподобиться святому отцу вызывает такой негатив братьев и сестер, что уподобление Самому Христу Богу, вызовет как минимум побитие камнями, как максимум четвертование, костёр, усекновение. Пинки, плевки, хамство, насмехательство, ёрничество, оскорбления, хула на веру не считаются, к этому привыкли.

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика