Русская линия | Архимандрит Кирилл (Семенов) | 05.10.2007 |
Остров Айона — исток православной Шотландии. Часть II
Если от острова Айона отправиться на восток и пересечь Англию, то на противоположной её стороне мы найдём совсем крошечный клочок земли, именуемый Холи-Айленд (Святой Остров), более известный как Линдисфарн. Знаменит он прежде всего тем, что с 7-го века сделался духовным центром Нортумбрии да и всего англосаксонского мiра. После того как англы и саксы прочно закрепились на Альбионе, они основали семь королевств, из которых Нортумбрия была самым северным.
Начало активной христианизации этого края связано с именем святого короля-воина Освальда. Вынужденный в юности бежать из страны, Освальд нашёл прибежище у ирландских монахов на Айоне, у которых несколько лет обучался и принял святое крещение.
Вернувшись в Нортумбрию и став её законным королём, Освальд пригласил к себе из Айоны монаха Айдана, посвящённого специально для этой миссии во епископа, предоставив ему возможность широкой и свободной проповеди христианства в своих землях. Предшественником Айдана в Нортумбрии был епископ Павлин, которого поддерживал ещё отец Освальда король Эдвин. Однако Эдвин был убит, страна на время завоёвана язычниками и миссия Павлина потерпела неудачу. Айдан создал на о. Линдисфарн монастырь и сделал его местом своего пребывания. Однако этот первый кельтский миссионер в земле англов был в постоянном движении, путешествуя по Нортумбрии вдоль и поперёк. Некоторое время, пока Айдан не знал местного языка, его постоянным спутником был король Освальд, выступавший в смиренной роли переводчика. Дело проповеди продвигалось с огромным успехом, но св. Освальду не долго суждено было участвовать в просвещении собственного народа. 518 Августа 642 г. он погиб в битве с язычниками, напавшими на его страну. Тело святого короля было рассечено врагами на части и выставлено таким образом на поругание. Однако верным людям удалось собрать и сохранить честные останки мученика. Его глава упокоилась в Линдисфарне, а затем перенесена была в г. Дарем. Нетленная десница короля, которую некогда похвалил за щедрость к нищим св. Айдан, помещена была в раку в одной из церквей г. Бамбурга в Нортумбрии. Частицы св. мощей Освальда разошлись по всей Британии и христианской Европе, где также велико было почитание доблестного короля-мученика. Предание повествует, что верным спутником святого короля всю его жизнь был мудрый ворон, не покинувший Освальда и в последнем сражении. Потому и удостоен он чести быть рядом со своим господином и на его иконе. Память св. Освальда празднуется 18 Августа н.ст.
О святом Айдане мы имеем свидетельство знаменитого хрониста, богослова и поэта преп. Бе`ды Достопочтенного, автора «Церковной истории народа Англов», который также подвизался в Нортумбрии. Вот что писал Бе`да об Айдане: «Лучшим доводом в пользу его учения служило то, что он с его товарищами жил той же жизнью, которой учил. Ибо он не думал и не заботился о земных благах, но тут же с радостью отдавал первому встречному бедняку дары, полученные им от королей и сильных мiра сего. Повсюду, в городе и деревне, он путешествовал не верхом, а пешком… Во всём его жизнь отличалась от вялости нашего времени… Ни из почтения, ни из страха не умалчивал он о грехах богачей, но вразумлял их суровым порицанием… Все деньги, полученные в дар от богатых, он тратил на помощь бедным или на выкуп тех, кто был несправедливо продан в рабство. Многие из тех, кого он выкупил, позднее сделались его учениками и после его наставлений и поучений приняли священство…»
Неутомимый в проповеди Евангелия, св. Айдан воистину стал апостолом Нортумбрии, и это королевство сделалось духовной крепостью англосаксонских земель. Речь идёт о времени, когда вместе с христианством народы англов и саксов приобретали и свою национальную письменность. Разумеется, прежде всего это вызывалось потребностью сделать Священное Писание более близким и понятным новым христианам. Но письменность открывала новые возможности и для развития словесного творчества. Ирландия и в этом отношении была источником культуры и просвещения для англосаксов. Кельтские монастыри были единственной и несравненной школой для многих искателей знания как в Британии, так и в континентальной Европе. Отсюда, из ирландских обителей распространялись многочисленные рукописи, составившие основу большого числа библиотек по всей Британии (достаточно упомянуть книжные хранилища английских монастырей Уитби, Гластонбери, Ярроу).
Нортумбрию по праву можно назвать и родиной древнеанглийской поэзии (на местном диалекте написана почти половина всех сохранившихся древнеанглийских рукописей). Здесь в одном из монастырей жил и творил знаменитый и, как считается, первый английский поэт Кэдмон (хотя носил он кельтское имя и писал в рамках кельтской литературной традиции). О нём известно, что был он простым неучёным крестьянином. Однажды, оказавшись на богатом пиру, Кэдмон получил в руки арфу и повеление сыграть и спеть что-либо. Не умевший ни того, ни другого со стыдом должен он был покинуть пир. А ночью во сне было ему видение: некто, назвав его по имени, попросил его спеть. Кэдмон ответил, что не способен к этому. Но его таинственный гость просил снова и снова. «О чём же мне петь?» — недоумевал Кэдмон. «Спой о начале творения» — отвечал незнакомец. И Кэдмон запел, сам поражённый внезапно открывшемуся в нём дару. Проснувшись, он припомнил все слова гимна, спетого им ночью во сне:
Ныне восславим Небодержца могучего,
Судеб Вершителя замысел мудрый,
Дело преславное, дивно свершенное:
Владетель вечный вначале воздвигнул
Царство небесное, кровлю мира,
Чертог небожителям поставил Зиждитель.
После устроил Владетель Вечный
Мир срединный, крепкозданную землю —
Рода людского Господин всемогущий.
(пер. В. Заславского)
О Кэдмоне известно, что около 680 г. он стал монахом одного из монастырей в Нортумбрии, где прожил долгую и благочестивую жизнь. Духовная поэзия стала его призванием, и до наших дней дошло несколько сочинений, принадлежащих ему. Впоследствии Кэдмон был причислен к лику святых.
Однако вернёмся к нашему рассказу о св.Айдане. В то время как его усилиями обращалась ко Христу Нортумбрия, в южных англосаксонских королевствах не менее успешно действовала миссия, не имевшая никакого отношения к кельтской церкви, но направляемая непосредственно из Рима. Важно отметить, что церковь Ирландии не только была достаточно независима от римских епископов, но во многих отношениях предпочитала сотрудничать с Востоком — церквами Византии, Египта, Сирии и Палестины. Это касалось и времени празднования Пасхи, а также некоторых уставных и обрядовых особенностей. Именно Нортумбрии суждено было стать местом своеобразного столкновения кельтской и римской традиций.
Усилия римских пап, и прежде всего Григория Великого, по объединению всех западных церквей под властью Рима рано или поздно должны были войти в конфликт с независимым положением кельтской церкви. Нортумбрия, в отличие, например, от Суссекса или Кента была страной в равной степени заселённой как кельтами-бриттами так и пришлыми англами. Пока был жив св. Айдан, он делал всё возможное, чтобы сохранить церковь от раскола, да и Рим относился к великому миссионеру с уважением, избегая обострения назревающего кризиса. Св. Айдан преставился в 651 г. (память 13 Сентября н.ст.). А в 664 г. в Уитби состоялся знаменитый Собор, на котором встретились обе стороны и разгорелся спор о времени празднования Пасхи. Преемник Айдана в Линдисфарне епископ Колман уступил в этом споре и отправился со своими соратниками в Ирландию. Можно сказать, что с этого момента кельтская церковь и начала терять свою самобытность и независимость от всесильного Рима.
Наш рассказ о Линдисфарне не может обойти молчанием и другого выдающегося епископа — преподобного Кутберта, которого уже упоминавшийся нами отец Андрей Филлипс называет «Английским Серафимом Саровским». Св. Кутберт родился около 634 г. в Северной Англии и происходил из именитого рода. С раннего детства знаком он был с жизнью монахов, а в 17 лет и сам воспринял ангельский образ. Начав свой монашеский путь в обители Мелроуз (на юге Шотландии), Кутберт через несколько лет оказался в монастыре Линдисфарн. Здесь он поселился отшельником на крошечном островке, носящем до сих пор его имя. Но вскоре молва о его святости вышла далеко за пределы Линдисфарна. На Пасху 685 г. преп. Кутберт вынужден был оставить своё уединение ради епископского послушания. Всего лишь два года суждено было св. Кутберту возглавлять церковь Нортумбрии. Он отошёл ко Господу в марте 687 г. (память его 2 Апреля н.ст.). Такова внешняя картина жизни этого древнеанглийского святого, но жизнь его духа выходит далеко за границы этого скромного описания. Жизнь св. Кутберта, как она представлена в его житии, с самого раннего детства переплетена была с Чудом. Ему являлись ангелы, с которыми он собеседовал о тайнах иного мiра. Не оставляли его без внимания и падшие духи, с которыми св. Кутберт вёл непрестанную духовную брань. Молитва и пост, смирение и трезвение были оружием преподобного отца, который в полной мере воспринял духовный опыт величайших подвижников православного Востока, проходя в своей жизни путь древних Отцов. Поселившись на малом островке, преп. Кутберт построил крошечную келью и часовню, оградив их высокой стеной из дикого камня и торфа, чтобы глаза его не видели ничего иного, кроме Неба…
Жизнь в строгом затворе сменялась жизнью ради проповеди окрестным поселенцам и пастырским их окормлением. Никто не уходил от святого неутешенным, но никто не видел слёз, которые в уединении проливал преп. Кутберт о грехах своих духовных детей. Таким же оставался он и в епископском омофоре. Преп. Беда Достопочтенный так писал о нём в своей «Истории»: «Он охранял вверенную ему паству постоянными молитвами и обращал людей к небу целительными наставлениями. Он учил их тому, что следует делать, но сперва показывал на своём примере, как это делается, как и подобает истинному учителю. Прежде всего он был одержим Божественной любовью, здрав мыслью, терпелив, настойчив и упорен в трудах и молитве и добр ко всем, кто искал у него утешения…».
Через одиннадцать лет после кончины тело св. Кутберта было найдено нетленным, и от святых его мощей происходило великое множество чудесных исцелений. Время не властно над святыней. Святые мощи преподобного Кутберта почивают ныне в англиканском соборе г. Дарема. Есть свидетельства, что именно заступничеством этого святого город был спасён во время немецких бомбардировок в 1942 г. Более 80-ти церквей посвящены св. Кутберту в Англии и Шотландии. В 1104 г. при перенесении нетленных мощей святого под внутренней крышкой гроба было найдено Евангелие от Иоанна, переписанное в 7-м веке, и, возможно, принадлежавшее преп.Кутберту. В 1827 г. гробница святого была вновь исследована. На крышке гроба были обнаружены изображения Христа и евангелистов, двенадцати апостолов, архангелов и Пресвятой Богородицы. Мощи преподобного Кутберта вновь были обретены нетленными. Сохранилась расшитая епитрахиль святого, а также великолепный наперсный крест, в сердцевине которого находится морская раковина.
Линдисфарн — воистину Святой остров, который православные англичане сегодня с гордостью именуют Английским Афоном, ибо основанный здесь монастырь всего за полтора столетия своего существования сделался настоящей школой английского монашества. Кроме святых Айдана и Кутберта он прославлен именами ещё нескольких известных святых: Финана, Колмана, Иты, Эдберта и других. Преподобный Эдфрит ради памяти св. Кутберта собственноручно в течение двух лет переписал здесь Евангелие, ставшее знаменитым как Линдисфарнское — одно из древних сокровищ христианского мiра. Оно украшено изображениями четырёх евангелистов и использует ни много ни мало сорок пять цветовых оттенков, созданных с помощью самых разных подручных средств — от обыкновенной сажи до гималайского лазурита…
Нашествие викингов в 794 г. опустошило монастырь Линдисфарн настолько, что он более уже не возрождался. Сегодня святое место, сохраняющее руины обители и развалины древнего замка, а также остатки старинного кладбища, стало прибежищем диких птиц — бакланов и гаг, именуемых здесь утками преподобного Кутберта. Среди монастырских камней возвышается статуя святого Айдана, который по-прежнему незримо игуменствует над некогда созданной им великой и славной обителью.
4 Октября 2007 г.
http://rusk.ru/st.php?idar=112082
|