Русская линия
Русская линияАрхимандрит Кирилл (Семенов)28.09.2007 

«От Восток солнца до Запад…»
Остров Айона — исток православной Шотландии. Часть II

Терновник из Гластонбери. Часть I

У меня в столе лежит засохшая веточка вереска и белая плоская галька с нарисованным на ней крестом — это привёз мне на память с далёкого шотландского острова Айона побывавший там знакомый священник. Нехитрые сувениры, вполне выражающие характер этого маленького клочка земли, окружённого холодными водами северной Атлантики. Айона (Iona), где сегодня постоянно проживает не более 200 человек, принадлежит к группе небольших островов Внутреннего Гебридского архипелага неподалёку от юго-западных берегов Шотландии.

Остров АйонаИмя этого островка дало некогда название одному из древнейших монастырей здешнего края и неразрывно связано с именем святого Колумбы. В 563 г. этот ирландский монах вместе с двенадцатью спутниками высадился здесь, чтобы построить храм и первые монастырские кельи. Окрестные места населяли язычники-пикты, которые от Колумбы впервые услышали о Христе. Для ирландских монахов, которые смотрели на странничество ради проповеди Евангелия как на своё особое призвание, плавание по морю было привычным, хотя, разумеется, небезопасным делом. Лёгкие двух-трёхместные лодки — кораклы, сплетённые из ивовых прутьев и обшитые шкурами животных или аналогичные суда, но немного покрупнее — каррахи, позволяли ирландцам плавать гораздо дальше, нежели к соседним берегам Шотландии и Англии.

Святой Колумба (его ирландское имя — Колум Килле, «Голубь Церкви») родился, как думают, около 520 г. на севере Ирландии и происходил из королевского рода Уи Нейлов, но своё призвание обрёл не в обладании властью и богатством, а в смиренном монашеском служении и суровой аскетической жизни. Колумба был одним из самых образованных людей своего времени; он обучался у св. Финиана, и вскоре снискал себе известность не только как проповедник, но и как поэт. Деятельная, энергичная его натура сочеталась с глубокой молитвенностью и духовной сосредоточенностью. Несколько вариантов Жития св. Колумбы (наиболее известен тот, что написан преп. Адамнаном, девятым по счёту игуменом Айоны, почти через сто лет после кончины основателя обители) рисуют его высоким и худым, «точно журавль», атлетически сильным и громкоголосым человеком. Воспитанный некогда как возможный претендент на королевский трон, в обители Колумба никому не позволял услужить себе, и даже став игуменом, ни минуты не пребывал в праздности, ища для себя самой тяжёлой работы. Он не гнушался тем, что омывал ноги нищим странникам, но при этом случалось ему противиться и королям, если св. Колумба видел их несправедливость.

Святой КолумбаПредание сохранило некоторые черты его сложного и решительного характера в рассказе о том, из-за чего святому пришлось покинуть Ирландию. Колумба был уже хорошо известен в своей стране, поскольку основал к тому времени несколько монастырей (главным из них был Дерри). Но однажды он рассорился с королём Диармайдом, когда тот приказал сжечь церковь, где укрывался его враг. Возмущённый поступком короля, Колумба поднял против него людей своего клана. Произошла битва, в которой погибло около трёх тысяч человек. Вину за эту трагедию возложили на Колумбу, и решением собора епископов его даже хотели отлучить от Церкви, но заступничество святого Брендана избавило Колумбу от этого страшного исхода. В глубочайшем раскаянии Колумба решил отправиться в языческую Шотландию и не возвращаться на родину до тех пор, «пока не обратит он ко Христу столько людей, сколько погибло в той битве».

Обосновавшись на безлюдном о. Айона, св. Колумба, не страшась смерти, отправлялся отсюда в свои миссионерские походы в Шотландию. В течение 15 лет исходил он пешком горы и долины этой суровой страны. Ему удалось обратить ко Христу короля пиктов Бруда и огромное число его подданных. Житие говорит, что проповедь св. Колумбы производила на пиктов потрясающее впечатление, хотя проповедник так и не смог изучить их языка и постоянно имел при себе монаха-переводчика. Четыре обители созданы были св. Колумбой для просвещения и обучения вере обращённого ко Христу народа.

В 575 г. святой Колумба отправился в Ирландию, где принял участие в церковном соборе, на котором вступился за филидов — хранителей древней ирландской поэтической традиции, защищая их от несправедливых гонений. Здесь же св. Колумба поднял свой голос и в защиту женщин, добиваясь для них особенного покровительства во время кровопролитных и жестоких войн. Дар сострадания был в особенности присущ этому святому. Как говорит о нём житие, он «всех любил, лицо имел счастливое, радуясь в сердце своем радостью Святого Духа». Другой чертой его святости была удивительная прозорливость. Сидя в своей келье на Айоне, св. Колумба мог видеть собратьев-монахов, терпящих бедствие в открытом море за много миль от него, или быть свидетелем того, какая духовная битва разворачивается за душу только что умершего человека. Житие рассказывает и о таких удивительных знаках, сопровождавших жизнь святого Колумбы, как сияние и благоухание, исходившие от его тела.

Святой Колумба предсказал и день собственной кончины. Накануне он сидел с одним из учеников возле кельи, когда к ним подошла белая лошадь и уткнулась мордой в грудь святому. Ученик хотел прогнать животное, но св. Колумба сказал ему: «Оставь её, она пришла поплакать обо мне».

Некий ирландец, бывший за много-много миль от Айоны, когда св. Колумба преставился, рассказывал позднее монахам: «В ночь его блаженной кончины я видел остров, залитый ярким светом, исходившим от ангелов. Воздух и небо над островом были наполнены сиянием бесчисленных ангелов, посланных с небес унести домой его душу». Это была ночь на 9/22 июня 597 г. Святой Колумба завещал похоронить его на о. Айона, сказав братьям перед кончиной: «Пусть здесь и настанет час моего воскресения». Долгое время сохранялась Псалтирь св. Колумбы, которая почиталась ирландскими королями как великая реликвия. Из творений святого осталось несколько духовных гимнов, написанных на древнеирландском языке и латыни. Мы предлагаем небольшой фрагмент одного такого стихотворного гимна:

В сердце мое раскаянье внидет
о зле, что свершил я,
Буду в молитвах прощенья
просить о грехах несчислимых.
Буду в молитвах Господа славить,
жизнь Даровавшего Небу высокому,
крепкой земле и бескрайнему морю.
Многие книги желал бы прочесть —
для души то полезно;
В песнях прославить Бога,
Кому отдано сердце,
Разумом хитрым пытаться
объять Божье величие,
Руками работать до пота седьмого,
но без принужденья,
Еду добывать, рыбачить,
иль бедным помощь оказывать,
Или же в келье над книгой склониться,
молитве предаться.
Пред ликом Господним в молитве стоял я,
и слово услышал: Бог,
которому я служу, Меня не оставит.
(перевод В. Заславского).


+ + +

Миниатюра Божией МатериМонастырь, созданный св. Колумбой на о. Айона, сделался очагом просвещения для окрестных земель. В конце VIII в. в монастырском скриптории создана была знаменитая рукописная Келлская Книга (известная и как «Книга св. Колумбы») — богато иллюстрированное миниатюрами и орнаментом Евангелие, хранящееся ныне в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине. В ней, в частности, имеется древнейшее на Западе рукописное изображение Божией Матери.

Остров Айона длительное время служил не только религиозным центром, влиявшим на жизнь христиан Шотландии и Ирландии, но являлся и местом погребения королей обеих стран. В начале IX в. монастырь разделил печальную участь многих других обителей на британском и ирландском побережьях — он был разграблен и сожжён викингами и многие монахи были убиты. Возрождалась монастырская жизнь здесь медленно, поскольку набеги морских разбойников на долгое время стали настоящим бедствием для Ирландии и Британии.

После норманнского нашествия XI в. на Айоне, как и по всей Британии, православная церковная традиция вытесняется католической, и в 1203 г. обитель, некогда основанная святым Колумбой, превращается в женский августинский монастырь, останки которого сохранились и по настоящее время.

Вот что говорит автор замечательной книги о св. Колумбе протоиерей Александр Шабанов: «Айона — многострадальный остров! В свои древнейшие скалы он впитал кровь кельтских праведников. Эта известная всему христианскому Западу шотландская обитель периодически оживала после бессмысленных разрушений викингов, но чуть было не погибла в недоброе время реформаторских войн. Акт 1561 г. позволил пресвитерианам Собора, заседавшего в Аргилле, превратить цветущую землю в священную пустыню. Многочисленные строения оказались снесены, 360 крестов были разбиты, сняты или брошены в море. Колокола аббатства были похищены, могилы и захоронения разграблены. Самой тяжёлой утратой стала гибель обширнейшей библиотеки, где хранились сокровища искусства и литературы, старинные шотландские манускрипты и записи, сделанные рукой самого св. Колумбы…».

Однако и сегодня православный паломник, вступающий на землю небольшого шотландского островка, может прикоснуться своим сердцем святыне здешних мест, хранящих память о великом православном подвижнике и просветителе Шотландии — святом Колумбе.
19 Сентября 2007 г.

http://rusk.ru/st.php?idar=112055

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  игумен Кирилл (Семёнов)    31.03.2009 13:30
Дорогой Виталий!
Ваш отклик для меня большая радость, спаси Вас Господь! И особенно мне приятно узнать о Вашем бережном и благодарном отношении к своему родословию, к своим корням. Помоги Вам Господь передать это и своим потомкам.
Мне известно, что отдельные – немного- и малочисленные – православные общины имеются и в Ирландии, и в Шотландии. Созданы они уже значительно позднее римской экспансии в Британию и Ирландию, в Новое время, во многом, кстати, благодаря русским эмигрантам (как и повсюду – в Англии, во Франции, в США, в Австралии). Некоторые из них теперь в юрисдикции Московского Патриархата. В частности, довольно большой приход в Дублине. (http://www.stpeterstpaul.net/). Насколько они напрямую связаны с именами свв.Патрика и Колумбы? Ну, прежде всего через большое почитание этих родных для них святых. На о.Айону устраиваются паломничества. Большего сказать, к сожалению, не могу.
  Vitaliy Negoda    31.03.2009 12:32
Dia dhuibh! ( Господь с Вами!)

Дорогой Отец Кирилл,

Хочу выразить Вам свое восхищение и сердечную благодарность за Ваши
статьи о добрых святых Кельтского Православия.

Меня зовут Виталий. Мне 26 лет. Я из Краснодара,Россия. Принадлежу к Русской
Православной Церкви, и горжусь этим.
Особенно мне понравилась Ваша статья о священном острове Айона и о Святом
Колуме Килле.
Дело в том, что согласно нашей семейной традиции, некоторые мои предки по моей материнской линии приехали в Россию из Ирландии в начале 18 века и они были из шотландского Клана МакДугалл/МакДауэлл. Согласно клановым генеалогиям, наш Клан был основан Дугаллом в 1164 году. Дугалл был старшим сыном великого правителя западных шотландских островов Сомерледа, а предком Сомерледа был Святой Колум Килле. Я никогда не был на священном
острове Айона, но у меня есть маленький разноцветный камешек с Айоны, который мне подарил в прошлом году мой кузен Уильям МакДугалл из Арлингтона,США. Этот камешек, я считаю нашей семейной реликвией.
Я бы хотел поинтеесоваться, Отец Кирилл, у Вас. В 12 веке Западное Православие в Шотландии и Ирландии попало под власть Рима, но что стало
с православными общинами Ирландии и Шотландии, сохранялось ли наследие
Святого Патрика и Святого Колума, сохранялись ли и сохраняются ли сейчас православные общины в Ирландии и Шотландии, ведущие свое начало от Святого Патрика и Святого Колума?

Храни Вас Господь и Святой Андрей,
Виталий Негода из Клана МакДугалл

Краснодар, Россия

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru