Русская линия | Архимандрит Кирилл (Семенов) | 20.09.2007 |
Сакральная география такой страны как Англия начинается, безусловно, с монастыря Гластонбери, живописные руины которого расположены на юго-западе, в графстве Сомерсет. Место это во многих отношениях уникальное. Удлиненный высокий холм, издалека радующий глаз изумрудным своим одеянием, возносит к небу камни своих строений, которые когда-то были домом молитвы, известным на всю Европу. По некоторым данным, первая церковь на холме появилась ещё в 166 г. и была построена первым христианским королём окрестных земель Луцием. Однако христианская история Гластонбери началась на целое столетие раньше, когда, согласно известному преданию, в 63 г. по Р.Х. сюда вместе с учениками св. апостола Филиппа прибыл праведный Иосиф Аримафейский, навсегда покинувший враждебную Иудею. Святой Иосиф привёз с собой знаменитую Чашу, которая послужила в дальнейшем источником легенд о св. Граале, поиски которого, между прочим, продолжаются в разных уголках Европы до сих пор.
Одни предания называют Чашу св. Иосифа той самой, из которой Господь наш Иисус Христос вкушал со Своими учениками Вино Тайной Вечери. Другие говорят о том, что в эту Чашу собрана была Кровь Спасителя на Голгофе. Со св. Иосифом связано ещё одно предание, удивительным образом соотносящееся с нашей современностью: на вершине гластонберийского холма сей праведный муж водрузил свой посох, который чудесным образом пустил корни в благодарную землю Англии и вырос в куст колючего терновника, который не только растёт в Гластонбери до сего дня, но расцветает дважды в год — на Пасху и на Рождество Спасителя. Причём, что не менее удивительно, именно к 7-му января нового стиля! Англия — страна, умеющая хранить свои традиции, и поэтому с давних времён и до сих пор ежегодно на Рождество Христово Её Величеству Королеве преподносят в дар цветущую ветку терновника из Гластонбери.
Ещё одно предание, неотделимое от истории Гластонбери, приводит нас к знаменитому королю бриттов Артуру и его супруге Гвиневере. Из артуровского цикла сказаний известно, что легендарный король был после своей кончины погребён на острове Авалон. Давно доказано, что в древности во время весенних паводков окрестности гластонберийского холма затоплялись водой, и холм на время фактически становился островом. Может быть, поэтому Гластонбери упоминается в кельтских мифах как Стеклянный остров. Предание утверждает, что король Артур и его супруга были погребены именно здесь, на вершине холма. В конце 12-го века монахи-бенедиктинцы, основательно перестраивая обитель после пожара, обнаружили гробницу, в которой покоились останки двух человек — мужчины огромного роста и светловолосой женщины. С этого момента монастырь надолго стал местом паломничества именно к останкам великого короля-христианина, в чём не сомневались ни монахи, ни многочисленные пилигримы. Во время Реформации, впрочем, когда повсеместно в Британии христианские монастыри и святыни упразднялись, а то и вовсе уничтожались, исчезла и могила, долгое время соотносившаяся с королём Артуром.
Наконец, нельзя не упомянуть и о св.Патрике — просветителе Ирландии. Связан ли был каким-то образом Гластонбери с этим великим святым, место погребения которого доподлинно неизвестно? Но ещё одно предание утверждает, что именно здесь св. Патрик завершил своё земное странничество.
Монастырь в Гластонбери появляется ок.700 г., и обязан своему возникновению англо-саксонскому королю Айне. Обитель посвящается Пресвятой Богородице. Но своего расцвета Гластонбери достигает во время игуменства в нём святого Дунстана, о котором у нас уже шла речь, когда мы говорили о короле-страстотерпце Эдуарде.
Дунстан родился ок.910 г. неподалёку же от Гластонбери; он происходил из благородной семьи, состоявшей в родстве с королевским домом, и по старинному обычаю отдан был в детстве на воспитание ирландским монахам, с которыми тогда никто не мог равняться в учёности. Монашество завладевает всеми его помыслами, и Дунстан, приняв постриг, становится священником в монастыре Гластонбери, поселяясь в тесной монашеской келье. Около 943 г. он поставляется игуменом этой большой обители, и как яркий светильник светит всем вокруг, являясь примером для братии в добрых делах, молитвенности и стоянии за Истину. В этой ревности о правде Божией он пострадал вплоть до того, что распоряжением короля Эдвина был на два года сослан во Фландрию.
Именно такой человек вскоре потребуется для того, чтобы возглавить Английскую церковь, и св. Дунстан, уже при новом короле, в 957 г. избирается вначале епископом Уорчестера, а затем и архиепископом Кентерберийским. Король Эдгар Миролюбивый приблизил к себе архиепископа настолько, что тот стал главным его советником в важнейших делах. Св. Дунстан точно также помогал и его сыну, святому королю Эдуарду, которому, к сожалению, править пришлось совсем недолго… Главным делом св. Дунстана сделалась реформа монастырской жизни и самого монашества. Святитель стремился возбудить в иноках и прилежание к молитве, и любовь к труду собственными руками. Благодаря св. Дунстану православное английское монашество поднялось на достаточно высокий духовный уровень, не ослабевавший вплоть до всеанглийской катастрофы, которой явилось для страны поражение при Гастингсе в 1066 г. и завоевании Англии норманнами.
Сам же святитель Дунстан отошёл ко Господу в 988 г. Почитание его в церкви Англии было всеобщим, и в 1012 г. часть его св. мощей перенесена была в дорогой его сердцу Гластонбери. Память св. Дунстана 19 мая ст.ст./ 1 июня нов.ст.
Достойно внимания, что на иконах св. Дунстан часто изображается в окружении ангелов Божиих и с клещами в руке. Этому есть своё объяснение. Однажды святому было видение ангелов, сопровождавшееся небесным пением. Св. Дунстан сам любил играть на арфе и петь; с древнейших времён он считается покровителем церковного пения. Клещи же в его руке — знак того, что ещё иноком он нёс кузнечное послушание в обители. Предание живо и простодушно повествует о том, как однажды, когда сатана явился к святому и искушал его, Дунстан схватил клещи и ущипнул искусителя за нос… В Англии, как и в России, тоже существует древний обычай вешать над дверью подкову — так сказать, на счастье. Житие св. Дунстана, по-видимому, и легло в основание этого обычая на Альбионе. Однажды, когда святой работал в кузнице, появился диавол и потребовал подкову для своего копыта. Мудрый монах сразу же узнал врага рода человеческого и взялся за работу с таким усердием, что сатана взвыл о пощаде. Св. Дунстан отпустил диавола только тогда, когда тот согласился на одно условие: никогда не переступать порога, над которым висит подкова. Как бы ни относиться к этому повествованию, но в поэтичности ему всё же не откажешь…
Обитель Гластонбери пользовалась особым расположением и покровительством английской короны. К моменту составления Описи всех земель Англии (т.н. «Книги Страшного Суда») в 1086 г. монастырь был едва ли не самым богатым в стране. Однако, ровно сто лет спустя он почти полностью был уничтожен пожаром, но восстановлен в прежнем величии волей короля Генриха II. Ещё несколько столетий продолжалась слава Гластонбери, пока Реформация, официально поддержанная в Англии королём Генрихом VIII в 16 в., не нанесла монастырю удара, от которого он больше не оправился. Протестанты уничтожили монастырскую святыню — икону Божией Матери. Пытались извести они и чудесный терновый куст, но сделать это им так и не удалось.
…Вот уже почти сорок лет Гластонбери превращён в место проведения ежегодного рок-фестиваля, который собирает здесь десятки тысяч фанатов культуры, ничего общего, пожалуй, не имеющей со святыми Иосифом и Дунстаном. Как тут грустно не улыбнуться строчкам из песни Б. Гребенщикова, которого тоже здесь, в Гластонбери, «искушал один бес», и, судя по всему, одолел-таки нашего «беспечного русского бродягу"…
Искренне верующие англичане продолжают называть Гластонбери своим «Новым Иерусалимом». Это, безусловно, правильно, потому что святыня этого места, несмотря на все внешние разрушения и современные попытки приспособить бывшую знаменитую обитель к запросам сегодняшнего секуляризованного человека, продолжает жить в веках и привлекать сюда немалое число искателей той доброй старой Англии, которая прежде всего — страна, когда-то посвящённая Христу.
8 сентября 2007 г.
http://rusk.ru/st.php?idar=112028
Страницы: | 1 | |