Русская линия
Русская линияАрхимандрит Кирилл (Семенов)20.09.2007 

«От Восток солнца до Запад…»
Терновник из Гластонбери. Часть I

Ещё не многие, быть может, знают об одном очень важном событии церковной жизни, имевшем место в середине Успенского поста. 21-го августа Священный Синод Русской Православной Церкви постановил совершать общецерковное празднование Собору Святых Британии и Ирландии ежегодно в третью Неделю по Пятидесятнице. Очень символично, на наш взгляд, это календарное соседство с днём памяти Всех Святых в земле Российской просиявших, совершаемой на неделю раньше. И сразу вспомнились слова английского православного священника, отца Андрея Филлипса, сказанные им о своих соотечественниках, возвращающихся к Истине: «Каким-нибудь образом, свидетельством и заступничеством древних святых Англии… мы сможем еще указать остальным путь к Святому Православию и к Святой Руси — единственный выход из современного хаоса и духовной смерти» («Святая Русь и Англия» http://orthodoxengland.org.uk/rusengr.htm). Но и нам, русским православным людям, открывается теперь иной взгляд на Запад, туда, где вновь восходит заря Православия для народов, забывших свои подлинные духовные корни. И мы отчётливее сможем увидеть теперь древних православных святых, которые некогда составляли духовную славу Британии и Ирландии. Теперь это воистину и наши святые!

Руины монастыря ГластонбериСакральная география такой страны как Англия начинается, безусловно, с монастыря Гластонбери, живописные руины которого расположены на юго-западе, в графстве Сомерсет. Место это во многих отношениях уникальное. Удлиненный высокий холм, издалека радующий глаз изумрудным своим одеянием, возносит к небу камни своих строений, которые когда-то были домом молитвы, известным на всю Европу. По некоторым данным, первая церковь на холме появилась ещё в 166 г. и была построена первым христианским королём окрестных земель Луцием. Однако христианская история Гластонбери началась на целое столетие раньше, когда, согласно известному преданию, в 63 г. по Р.Х. сюда вместе с учениками св. апостола Филиппа прибыл праведный Иосиф Аримафейский, навсегда покинувший враждебную Иудею. Святой Иосиф привёз с собой знаменитую Чашу, которая послужила в дальнейшем источником легенд о св. Граале, поиски которого, между прочим, продолжаются в разных уголках Европы до сих пор.

Праведный Иосиф АримафейскийОдни предания называют Чашу св. Иосифа той самой, из которой Господь наш Иисус Христос вкушал со Своими учениками Вино Тайной Вечери. Другие говорят о том, что в эту Чашу собрана была Кровь Спасителя на Голгофе. Со св. Иосифом связано ещё одно предание, удивительным образом соотносящееся с нашей современностью: на вершине гластонберийского холма сей праведный муж водрузил свой посох, который чудесным образом пустил корни в благодарную землю Англии и вырос в куст колючего терновника, который не только растёт в Гластонбери до сего дня, но расцветает дважды в год — на Пасху и на Рождество Спасителя. Причём, что не менее удивительно, именно к 7-му января нового стиля! Англия — страна, умеющая хранить свои традиции, и поэтому с давних времён и до сих пор ежегодно на Рождество Христово Её Величеству Королеве преподносят в дар цветущую ветку терновника из Гластонбери.

Ещё одно предание, неотделимое от истории Гластонбери, приводит нас к знаменитому королю бриттов Артуру и его супруге Гвиневере. Из артуровского цикла сказаний известно, что легендарный король был после своей кончины погребён на острове Авалон. Давно доказано, что в древности во время весенних паводков окрестности гластонберийского холма затоплялись водой, и холм на время фактически становился островом. Может быть, поэтому Гластонбери упоминается в кельтских мифах как Стеклянный остров. Предание утверждает, что король Артур и его супруга были погребены именно здесь, на вершине холма. В конце 12-го века монахи-бенедиктинцы, основательно перестраивая обитель после пожара, обнаружили гробницу, в которой покоились останки двух человек — мужчины огромного роста и светловолосой женщины. С этого момента монастырь надолго стал местом паломничества именно к останкам великого короля-христианина, в чём не сомневались ни монахи, ни многочисленные пилигримы. Во время Реформации, впрочем, когда повсеместно в Британии христианские монастыри и святыни упразднялись, а то и вовсе уничтожались, исчезла и могила, долгое время соотносившаяся с королём Артуром.

Наконец, нельзя не упомянуть и о св.Патрике — просветителе Ирландии. Связан ли был каким-то образом Гластонбери с этим великим святым, место погребения которого доподлинно неизвестно? Но ещё одно предание утверждает, что именно здесь св. Патрик завершил своё земное странничество.

Монастырь в Гластонбери появляется ок.700 г., и обязан своему возникновению англо-саксонскому королю Айне. Обитель посвящается Пресвятой Богородице. Но своего расцвета Гластонбери достигает во время игуменства в нём святого Дунстана, о котором у нас уже шла речь, когда мы говорили о короле-страстотерпце Эдуарде.

Св.Дунстан КентерберийскийДунстан родился ок.910 г. неподалёку же от Гластонбери; он происходил из благородной семьи, состоявшей в родстве с королевским домом, и по старинному обычаю отдан был в детстве на воспитание ирландским монахам, с которыми тогда никто не мог равняться в учёности. Монашество завладевает всеми его помыслами, и Дунстан, приняв постриг, становится священником в монастыре Гластонбери, поселяясь в тесной монашеской келье. Около 943 г. он поставляется игуменом этой большой обители, и как яркий светильник светит всем вокруг, являясь примером для братии в добрых делах, молитвенности и стоянии за Истину. В этой ревности о правде Божией он пострадал вплоть до того, что распоряжением короля Эдвина был на два года сослан во Фландрию.

Именно такой человек вскоре потребуется для того, чтобы возглавить Английскую церковь, и св. Дунстан, уже при новом короле, в 957 г. избирается вначале епископом Уорчестера, а затем и архиепископом Кентерберийским. Король Эдгар Миролюбивый приблизил к себе архиепископа настолько, что тот стал главным его советником в важнейших делах. Св. Дунстан точно также помогал и его сыну, святому королю Эдуарду, которому, к сожалению, править пришлось совсем недолго… Главным делом св. Дунстана сделалась реформа монастырской жизни и самого монашества. Святитель стремился возбудить в иноках и прилежание к молитве, и любовь к труду собственными руками. Благодаря св. Дунстану православное английское монашество поднялось на достаточно высокий духовный уровень, не ослабевавший вплоть до всеанглийской катастрофы, которой явилось для страны поражение при Гастингсе в 1066 г. и завоевании Англии норманнами.

Сам же святитель Дунстан отошёл ко Господу в 988 г. Почитание его в церкви Англии было всеобщим, и в 1012 г. часть его св. мощей перенесена была в дорогой его сердцу Гластонбери. Память св. Дунстана 19 мая ст.ст./ 1 июня нов.ст.

Достойно внимания, что на иконах св. Дунстан часто изображается в окружении ангелов Божиих и с клещами в руке. Этому есть своё объяснение. Однажды святому было видение ангелов, сопровождавшееся небесным пением. Св. Дунстан сам любил играть на арфе и петь; с древнейших времён он считается покровителем церковного пения. Клещи же в его руке — знак того, что ещё иноком он нёс кузнечное послушание в обители. Предание живо и простодушно повествует о том, как однажды, когда сатана явился к святому и искушал его, Дунстан схватил клещи и ущипнул искусителя за нос… В Англии, как и в России, тоже существует древний обычай вешать над дверью подкову — так сказать, на счастье. Житие св. Дунстана, по-видимому, и легло в основание этого обычая на Альбионе. Однажды, когда святой работал в кузнице, появился диавол и потребовал подкову для своего копыта. Мудрый монах сразу же узнал врага рода человеческого и взялся за работу с таким усердием, что сатана взвыл о пощаде. Св. Дунстан отпустил диавола только тогда, когда тот согласился на одно условие: никогда не переступать порога, над которым висит подкова. Как бы ни относиться к этому повествованию, но в поэтичности ему всё же не откажешь…

Обитель ГластонбериОбитель Гластонбери пользовалась особым расположением и покровительством английской короны. К моменту составления Описи всех земель Англии (т.н. «Книги Страшного Суда») в 1086 г. монастырь был едва ли не самым богатым в стране. Однако, ровно сто лет спустя он почти полностью был уничтожен пожаром, но восстановлен в прежнем величии волей короля Генриха II. Ещё несколько столетий продолжалась слава Гластонбери, пока Реформация, официально поддержанная в Англии королём Генрихом VIII в 16 в., не нанесла монастырю удара, от которого он больше не оправился. Протестанты уничтожили монастырскую святыню — икону Божией Матери. Пытались извести они и чудесный терновый куст, но сделать это им так и не удалось.

…Вот уже почти сорок лет Гластонбери превращён в место проведения ежегодного рок-фестиваля, который собирает здесь десятки тысяч фанатов культуры, ничего общего, пожалуй, не имеющей со святыми Иосифом и Дунстаном. Как тут грустно не улыбнуться строчкам из песни Б. Гребенщикова, которого тоже здесь, в Гластонбери, «искушал один бес», и, судя по всему, одолел-таки нашего «беспечного русского бродягу"…

Искренне верующие англичане продолжают называть Гластонбери своим «Новым Иерусалимом». Это, безусловно, правильно, потому что святыня этого места, несмотря на все внешние разрушения и современные попытки приспособить бывшую знаменитую обитель к запросам сегодняшнего секуляризованного человека, продолжает жить в веках и привлекать сюда немалое число искателей той доброй старой Англии, которая прежде всего — страна, когда-то посвящённая Христу.
8 сентября 2007 г.

http://rusk.ru/st.php?idar=112028

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Дмитрий Б.    21.09.2007 21:26
Была новость на сайте Патриархии и Pravoslavie.ru:
http://www.patriarchia.ru/db/text/283840.html
http://www.pravoslavie.ru/news/0 70822093104
  игумен Кирилл (Семёнов).    21.09.2007 20:47
Федору:
На официальном сайте Русской Православной Церкви, конечно же, было об этом сообщение, на некоторых других ресурсах тоже. Но, боюсь, даже в календаре Издательского совета МП на будущий год скорее всего Собор этих святых не будет упомянут, так как это издание сдаётся в печать чуть ли ещё не весной…
  Федор    21.09.2007 18:28
А почему об этом решении Синода ничего не известно? Я вот даже в интернете как-то ничего не встретил…
  Алексей Попов    20.09.2007 12:55
Слава Тебе, Господи! Восстановление на Западе именно православного почитания древних святых началось подвигом русского рассеяния, в первую очередь – святого блаженного Иоанна Максимовича. Наши русские люди, утратившие свою Родину на земле, помогли англичанам и французам, взыскующим Истины, обрести их полу-забытое небесное Отечество, в том числе – и в его древних подвижниках. И начал это дело русский архиерей – невидный собой, косноязыкий, казавшийся даже юродивым, но воистину бывший, яко един от древних.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru