Русская линия
Русская линияАрхимандрит Кирилл (Семенов)17.03.2007 

Святой Патрик Ирландский: путь к русскому сердцу

«Я Патрик, грешник, человек весьма неученый, последний среди всех верных, совершенно презираемый многими…»
(«Исповедь»)

Жители Москвы за последние годы вполне уже привыкли к тому, что 17 марта на центральных улицах столицы происходит нечто из ряда вон выходящее. Ведь не каждый день увидишь, к примеру, на Новом Арбате процессии людей, разодетых, по преимуществу, в зелёные цвета и с ирландскими триколорами в руках. Не каждый день услышишь бодро вышагивающих волынщиков с их блеющими на всю окрестность волынками (мы в России и гармошку-то родную почти позабыли, а тут — инструмент столь диковинный и сама музыка такая необычная). Не каждый день подивишься на уличных танцоров, кружащихся по мостовой в каких-то явно нездешних стремительных плясках, сопровождаемых бубнами, флейтами и прямо по-цыгански разудалыми скрипками. И всё это странное людское сборище, радостно бредущее по московскому асфальту, пестрит ещё вдобавок изображениями трилистника — зелёной травки о трёх круглых листочках, известной и каждому русскому ребёнку как кислица, или заячья капустка. Но над всем этим развесёлым балаганом, так некстати оглашающим московскую землю в дни Великого поста, главенствует некто, ради кого весь этот сыр-бор и затеян. Именно так посольство Ирландской республики ежегодно делится радостью своего национального праздника, посвящённого святому Патрику, Просветителю Ирландии, с Москвой и москвичами. Святой Патрик именно главенствует, если добавить к этой пёстрой картине ещё и его колоссальную скульптуру, которую мне довелось однажды видеть, случайно пересекшись в этот день с праздничной процессией. Фигура святого, медленно везомая на какой-то платформе, достигала метров семи в высоту. Св. Патрик облачён был в епископские одежды зелёного цвета и высокую митру. В руке он сжимал огромный дубовый посох, а окладистая борода довершала его портрет, в котором столь явственно и знакомо проступали уже черты вполне себе русского архиерея…

Потом вся эта скоморошья компания по своей традиции разбредётся по многочисленным пабам — поближе к пивному апофеозу своего празднества. Нам же, людям трезвящимся и благочестивым, далее идти за праздными гуляками не след, а самое время задуматься о жизни и трудах этого удивительного святого, имя которого у нас, пожалуй, на слуху, но — и только. А ведь имя святого Патрика, по печальному недоразумению отсутствующее в русских святцах, возвращает нас к нашей древней традиции — знать, любить и почитать святых Вселенского Православия.

Св.Патрик ИрландскийПередо мной лежит тоненькая книжечка тверского протоиерея Александра Шабанова, которая так и называется — «Святой Патрик, епископ и Просветитель Ирландии» (Тверь, 2000). Отец Александр известен и другими книгами о святых древней Кельтской церкви Британских островов — о св. Брендане Мореплавателе и св. Коламбе Шотландском. Я знаю, что материалы для этих книг искал о. Александр не только в библиотеках, но и на просторах Ирландии, Англии и Шотландии, которые он исколесил на автомобиле вдоль и поперёк. В предисловии к книге о св. Патрике он высказал очень важную мысль: «Когда речь идёт о прошлом Церкви, то наши православные интересы в большей степени сосредоточены на византийском христианстве и собственно русских событиях. На Запад мы смотрим редко, а если и делаем это, то взгляд наш критичен и суждения сдержанны. Мы хорошо знаем, что и как нас разделяет, и рискуем забыть о том, что нас связывало до XI века». Да, мы иногда исключительно по невежеству «отдаём» католикам древних святых ещё неразделённой Церкви; их перечень огромен — это святые Патрик, Брендан, Бригита Ирландская, Давид Уэльсский, Геновефа (Женевьева) Парижская, Герман Осеррский, Исидор Севильский… И сотни других святых, просиявших на европейском Западе, но всегда принадлежавших Православию! Немало потрудился над «возвращением» их имён в православные диптихи приснопамятный о. Серафим (Роуз), и почитание этих святых православными общинами в Европе и Америке — совершенно естественное явление. Вот один только пример, касающийся нашей неосведомлённости: любого человека, носящего имя Эдуард и пришедшего креститься, в девяти из десяти случаев священник наречёт иным именем, и всего лишь потому, что в русском церковном календаре он не найдёт имени английского короля-страстотерпца Эдуарда (+ 979 г., память 18/31 Марта), а в любом английском православном приходе есть икона этого православного святого.


+ + +

Теперь же, наконец, расскажем о самом святом Патрике. Достоверных сведений о его жизни не так уж и много, и поэтому нам поневоле придётся следовать той канве его жития, которая так замечательно изложена в книге о. Александра Шабанова. Хотя имя св. Патрика связывается главным образом с Ирландией, но родился он в 389 г. на севере Англии в семье знатного британца кельтского происхождения Кальпурния, который совмещал служение диакона и должность городского чиновника на римской службе (напомним, что Британия до 410 г., когда оттуда были выведены римские легионы, являлась одной из провинций Римской Империи). Мать его носила имя Концесса; она была близкой родственницей св. Мартина Турского. Священником был и дед Патрика — Потит. Собственно, новорождённого мальчика нарекли совсем другим, кельтским именем Суккат, а при крещении дали имя латинское — Магон.

Много позже св. Патрик напишет свою «Исповедь», из которой нам известны основные события его жизни, начиная с детства. Вместе с двумя сёстрами Магон обучался дома обычному для того времени кругу наук — латыни, истории и Священному Писанию. Он не постыдится сказать о себе, что наука не особенно шла ему впрок, и к шестнадцати годам Магон отнюдь не отличался большой набожностью.

В 405 г. происходит, однако, событие, с которого и начинается постепенный переворот всей его жизни. Ирландские пираты, кормившиеся разбоем и работорговлей, нападают на богатую виллу Кальпурния, детей которого, включая Магона, и слуг разбойники захватывают как добычу и увозят в Ирландию. В «Исповеди» есть об этом скорбные строки: «Мы заслуженно всё претерпели, поскольку мы отвратились от Бога, не соблюдали Его заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о спасении. И Господь навел на нас пламень Своего гнева и рассеял нас среди народов, даже до края земли, где я, в ничтожестве моем, теперь пребываю как чужестранец».

В Ирландии Магон был продан одному из местных племенных вождей, который, как бы в насмешку над аристократическим происхождением юноши, дал ему прозвище Cothrige, что на местном наречии означало «знатный человек». Со временем имя это трансформировалось в латинское Патрик, Патрикий (Patricius), поскольку имело то же самое значение. С этим именем герой нашего повествования не расставался уже никогда.


+ + +

Целых шесть лет прожил Патрик в плену. Однако, совсем ещё молодой человек, к тому же воспитанный в довольстве и сам имевший прежде слуг, не дрогнул душой, оказавшись рабом на чужбине. Годы мытарств, проведённые им в Ирландии, явились для него временем настоящего духовного взросления и молитвенного преображения. «Я каждый день пас стадо и каждый день молился множество раз. Любовь моя к Богу, страх Божий во мне и моя вера возрастали все более и более и дух мой побуждал меня к тому, что за день я произносил до ста молитв и почти столько же ночью, — и так даже тогда, когда находился в лесу или в горах, и я просыпался до восхода, чтобы молиться — в снегу, на ледяном холоде, под дождем, и я ни разу не занемог и не поленился, ибо, как я вижу теперь, дух полыхал во мне в те дни…».

Господь не оставлял своего верного послушника в этих тяжких испытаниях. В сонном видении Патрику открывается путь к свободе; таинственный голос говорит ему, что для него готов уже корабль на побережье, и одного этого становится довольно юноше, чтобы немедля встать и пойти. Куда? Он и сам, должно быть, не знал, куда же именно. Не имея никаких средств и ни малейшей защиты в чужой стране, где беглому рабу, в случае его поимки, оставалась только казнь, Патрик, ведомый Божиим Промыслом, направляется в сторону моря, пешком проходя не одну сотню миль… Там, куда он пришёл, и в самом деле стояло готовое к отплытию судно. Взять его на корабль капитан категорически отказывался — у Патрика при себе не было ни единой монетки. Но… разве не Сам Господь шёл перед рабом Своим?.. Горячие молитвы юноши услышаны, и он, согласный на любой корабельный труд, покидает берега Ирландии — страны, которая отпустила его всего лишь на время…

Патрик оказывается на континенте, в Галлии, разорённой к тому времени войнами и мятежами. Начинаются годы его новых странствий, снова вдали от родной земли, куда попадёт он не ранее, чем спустя ещё долгие семь лет.

Пройдя всю Галлию с севера на юг, Патрик попадает на остров Лерин, расположенный в нескольких милях от города Канны. Здесь в начале V века основан был знаменитый впоследствии монастырь, населённый по преимуществу монахами-кельтами и державшийся устава восточного образца. Именно здесь подвизался св. Викентий Леринский (+ 450 г.), знаменитый подвижник и богослов, который вполне мог быть учителем Патрика.


+ + +

«Исповедь» говорит о том, что было дальше: «Итак, после нескольких лет отсутствия, я снова оказался в Британии среди своих родичей, которые приняли меня как сына и искренне упрашивали меня, чтобы теперь, после столь великих испытаний, перенесенных мной, я больше не покидал их и никуда не уходил. И там, одной из ночей, я увидел в видении мужа, по имени Виктор, как бы пришедшего из Ирландии, неся с собой несчетные послания. И он дал мне одно из них и я прочел начало послания: „Голос ирландцев“. И в тот миг, когда я читал начало послания, казалось, я слышал голоса тех, что обитали у западного моря, и они взывали как одним голосом: „Мы молим тебя, святой юноша, чтобы ты пришел и снова был среди нас“. И сердце мое было столь сокрушено этим, что я не мог больше читать, — и очнулся. Благодарение Богу, ибо после столь многих лет он даровал им то, о чем они просили». Для Патрика не было ни малейших сомнений в том, Кто и куда его призывает. Нетрудно представить, что пережили родственники едва вернувшегося после стольких лет отсутствия и неизвестности человека, который теперь вновь готов покинуть их, добровольно отправляясь туда, откуда он изведён был чудом. Но, как это почти всегда бывает в жизни святых, — то, чего не понимали родные, знал о себе Патрик: он уже не принадлежит никому, кроме Бога.

Нельзя сказать, что Ирландия к тому времени сплошь оставалась языческой; вдоль её побережья, а кое-где и в глубинке существовали христианские общины, и евангельская проповедь на «зелёном острове» звучала уже давно, пусть и не во весь голос. И тем не менее всякий, кто решался отправиться туда ради Христова дела, должен был обладать немалым мужеством.

Однако, Патрик не сразу возвращается в Ирландию. Прежде он вновь плывёт на континент, в знакомую для него Галлию, где в г. Осерр его ожидает встреча со св. Германом, епископом-миссионером, много сделавшим для крещения британцев. Патрик проходит период обучения под руководством святителя, и вскоре его посвящают в сан диакона. Он стремится поскорее направиться в Ирландию, но Церковь решает пока иначе, и посылает туда другого миссионера из числа клириков св. Германа — Палладия, который, пройдя все положенные степени, вскоре был ради этой цели рукоположен во епископа. Однако его миссия оказывается кратковременной и малоудачной. Заболев и вернувшись в Британию, Палладий умирает.

Вслед за этим в 432 г. св. Патрик, уже в епископском сане, отправляется, наконец, туда, где давно уже его сердце — в Ирландию. Страна раздираема была постоянными междоусобицами племенных вождей, именуемых по традиции королями. Все они были язычниками, и св. Патрик, высадившийся на ирландском берегу, встретил поначалу весьма недружелюбное к себе отношение. Камни, пущенные в св. Патрика и его людей, как нельзя лучше свидетельствовали об окаменелости сердец местных идолопоклонников в отношении к Благой Вести. Однако, какое-то время спустя проповедь святого обратила ко Христу сердце одного из местных вождей. Человек этот пожертвовал просторный амбар для устройства в нём первого храма.

Вслед за этим св. Патрик со своими спутниками направился в земли своего бывшего хозяина, у которого некогда находился на положении раба. Вождь этот пришёл в великий страх, решив, что Патрик идёт отомстить ему. Языческие жрецы — друиды — предсказали напуганному вождю, что Патрик одержит победу, и тот в безумном ужасе зажёг собственный дом и погубил себя в пламени…

Миссия св. Патрика медленно, но неотвратимо приносила добрые плоды. Сам он ни минуты не сомневался, что вся его жизнь и дело его жизни находятся в крепкой руке Господней. А со стороны человеков жизни этого отважного мужа постоянно исходила угроза. Делу его упорно противились не столько даже местные вожди-короли, сколько могущественная каста кельтских друидов. «Кто я такой, Господи?.. К чему Ты призвал меня, что Ты содействовал мне с такой божественной силой, так что теперь, среди варваров, я могу постоянно восхвалять и прославлять имя Твое, где бы я ни был, и не только во дни успеха, но и в дни испытаний?» — так будет позднее говорить св. Патрик, оглядываясь на пройденный путь.

Мы упомянули друидов как важнейших противников миссии св.Патрика. Скажем о них несколько подробнее словами о. Александра Шабанова: «Далеко в лесах, укрывшись под сводами сумрачных пещер, на берегах глухих озёр и рек, добраться до которых только и можно было что тайными тропами, жила древняя кельтская религия, её жрецы-друиды совершали своё служение и справедливо считались духовной элитой, аристократами кельтской цивилизации… Влияние друидов было огромным… Они боролись с римлянами, участвовали в восстаниях и имели высокий политический авторитет… В Ирландии свои загадочные ритуалы друиды совершали в священных рощах, около почитаемых источников…Спорным остаётся вопрос о человеческих жертвоприношениях. Внутри кельтского мiра жрецы-друиды были объединены в строго иерархическую организацию, надклановый религиозный орден, который реально обладал политической и духовной властью». Вот с этими-то людьми и предстояла св. Патрику духовная брань, от победы в которой зависела судьба всего его священного дела.

Вскоре, в конце первого года проповеди, накануне Пасхи святой безстрашно отправляется в Тару — сакральный центр Ирландии, где находилась ставка верховного короля страны, которому подчинялись все прочие вожди. Король Лоэгайре, окружённый воинами и друидами, встретил св. Патрика крайне враждебно. Предание рассказывает, что подосланные к святому убийцы стали свидетелями небывалого чуда: едва они появились перед св. Патриком и его восемью беззащитными спутниками, как святой муж воззвал к Небесам, и вместо людей убийцы увидели проходящих мимо оленей. Этот гимн св. Патрика — «Песнь оленя» — сохранился до сего времени. Все попытки запугать святого силой оружия и даже покушение на его жизнь оказались напрасными: скромного вида человек, в руках у которого был лишь деревянный посох, говорил с королём смело и вдохновенно. Св. Патрик предупредил короля Лоэгайре, что тот лишится Божия благоволения, если будет упорствовать в язычестве и противиться проповеди Евангелия. Друиды, используя всё магическое искусство и пытаясь помешать святому с помощью ложных своих чудес, оказались безсильны против истинных чудес, которые на глазах у короля совершал св. Патрик силою Святого Духа. Повторилась история духовного состязания пророка Божия Моисея с египетскими волхвами, но итогом поединка с друидами стало крещение короля Лоэгайре со всем его домом.

Скажем коротко об одном эпизоде из жития св. Патрика, который показывает его пастырскую ревность о своих духовных детях, его безстрашие перед лицом сильных мiра сего в защите тех, кто был вручён ему Богом. Однажды воины бриттского князя Коротика совершили вероломный набег на общину только что крещёных ирландцев; многие христиане были жестоко убиты, другие уведены в плен и проданы в рабство язычникам, имущество их разграблено. Св. Патрик обратился к Коротику с посланием, в котором призывал его вернуть пленных. Коротик оставил это послание без ответа. Тогда святой направил другое послание — подданным жестокосердого князя. «Кто из святых не содрогнется, веселясь с такими людьми или разделяя с ними трапезу? — писал св. Патрик, призывая их отвратиться от Коротика и его воинов. — Они наполнили свои дома добром мертвых христиан, они живут грабежом. Они не знают, несчастные, что предлагаемое ими друзьям и детям в пищу есть смертоносный яд, как Ева не понимала, что данное ею мужу — смерть. Таковы все, кто делает злое: они заслужили смерть как наказание вечное».


+ + +

Икона Св.Патрика ИрландскогоЖитие св. Патрика рассказывает о множестве чудес, совершённых им в разное время его победоносного шествия по Ирландии. С именем святого связывают исчезновение с острова всех ядовитых змей. Об этом предании ярко говорит и иконография св.Патрика.

Миссионерское служение святого в Ирландии продолжалось не один десяток лет, в течение которых Патрик сделал чрезвычайно много. Он создавал новые общины и посвящал для них клириков. От него приняли рукоположение немало епископов, которые возглавили новые ирландские епархии. Крестилось очень большое число народа во главе с клановыми вождями. Ирландия украсилась множеством храмов и монастырей; последние сыграют в дальнейшем уникальную роль в деле христианского просвещения Европы. И речь идёт не только о западе, но и о землях к востоку от Балтики. Миссионерство сделается отличительной чертой кельтских, и особенно ирландских, монахов, которые своеобразным подвигом апостольского странничества приведут ко Христу тысячи душ повсюду, куда позовёт их Божий Промысл. Пешком, а чаще на маленьких кораблях или даже на утлых с виду, плетёных из ивняка и крытых кожами, лодках — кораклах — доберутся они до самых отдалённых уголков европейского континента. Есть, как нам кажется, небезпочвенные предположения о миссии кельтских монахов на о. Валаам (в ряде публикаций священника Стефана Красовицкого, например), да и в других частях будущего Русского Северо-Запада.

Лист клевераВ начале статьи мы уже упоминали о трилистнике как об ирландском символе св.Патрика. Изображения троечастного листка обыкновенной кислицы или очень схожего по форме белого клевера — непременный атрибут многих изображений самого Просветителя Ирландии. Предание говорит о том, как св. Патрик, используя эту обычную подножную травку, учил ирландцев на её образе догмату о Пресвятой Троице. Надо сказать, что в мифологии кельтов число 3 всегда было наделено особенными сакральными значениями, и св. Патрик, как и его многочисленные ученики, относились к древней культуре ирландского народа бережно и благоговейно, мудро отделяя пшеницу от плевел. Два крупнейших кельтских празднества — весенний Белтейн и осенний Самхейн — именно начиная с эпохи св. Патрика постепенно утрачивают свои языческие черты, органически встраиваясь в новое — христианское мiроощущение ирландцев. Так, Самхейн становится Днём Всех Святых в календаре западных христиан. (И только горестного сожаления достойно видеть, как наши «расхристанные» современники на Западе, а теперь уже и в России делают из этого дня бесовский карнавал под названием helloween).

Кельтский крестСтоит отдельно сказать о совершенно особенной форме так называемых кельтских крестов. По мнению ряда исследователей ирландских древностей, происхождение креста, в средоточии которого находится круг, напрямую восходит к святому Патрику. Читаем об этом у о.А.Шабанова: «Когда св. Патрик в очередном столкновении с друидами узнал об их поклонении солнцу, то произнёс следующие знаменитые слова: „Мы тоже верим в Солнце — Солнце Правды — Христа“. И приказал перечеркнуть круги, символизировавшие солнце, крестом. Так появился Кельтский крест, или крест св. Патрика, распространившийся по всему северо-западу Европы до России включительно (Новгород Великий, Изборск)». Кресты эти, порой достигавшие в Ирландии и Британии немалой высоты, чаще всего искусно вырезались из камня и включали в себя, помимо очень характерного кельтского орнамента, изображения Христа Спасителя, Пречистой Девы и святых.


+ + +

Ирландия, некогда ставшая для юного Магона источником его горестей и страданий, впоследствии сделалась всем смыслом жизни святого Патрика. Последние строки его «Исповеди» полны благодарения Богу и одним только желанием: «…Да не отделит меня Бог мой от Своего народа, который Он приобрел Себе в этой дальней стране. Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины».

О времени блаженной кончины святого Патрика единого мнения нет; одни полагают, что она последовала в 461 г., другие называют более позднюю дату — 493 г. (память святого празднуется 17/30 Марта). Предание связывает это событие с городом Даунпатрик, где на кладбищенском валуне высечено его имя. Но в действительности, никому в точности не известно место погребения Апостола Ирландии.


+ + +

Закончить этот рассказ нам хотелось бы надеждой на то, что имя этого великого святителя и миссионера древности, равно как и имена многих других святых, просиявших на православном Западе, однажды и навсегда станут достоянием и нашей молитвенной и богослужебной жизни. Это тем более важно, если учесть, что древняя Кельтская церковь имела очень много общего с православными церквами Востока.

Заслуживает ли святой Патрик, за которым стоит приведённая ко Христу страна Ирландия, нашего безпамятства и неведения?


Примечание. «Исповедь» святого Патрика в полном объёме можно найти здесь: http://antology.rchgi.spb.ru/St_Patrick/patrick.htm.
Желающих познакомиться с жизнью святого Патрика более подробно, отсылаем к только что вышедшей в свет книге Григория Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» («Молодая гвардия», 2007), где в качестве приложения помещено древнейшее Житие святого, относящееся к концу VII века.

http://rusk.ru/st.php?idar=111373

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Елена-полукровка    04.02.2012 21:55
Здравстуйте,благодарю Вас за статью!я большой поклонник Ирландии и Кельтов с 12 лет(сейчас мне 21).Давно "присматриваюсь"к Святому Патрику,о его Православности узнала буквально на днях…недаром тянуло меня все эти годы.Я очень люблю Ирландскую культуру,хотя я чисто русско-украинская можно сказать,хотя,кото знает…Сперва я узнала об этом из краткого видео о.Андрея Кураева,таперь вот здесь))я просто сейчас в эйфории от счастья!меня огорчает то,что многих святых за рубежом приписываю католичеству,хотя многие святые жили до Разделения Церкви.Возникакет вопрос,во всех ли РПЦ спокойно отреагируют,если я,к примеру,хочу дать ребенку при крещении имя данного святого?ведь по-моему,на Руси часто всречалось отчесво Патрикеевна)))
  Инна Конвай (Conway)    18.07.2009 23:59
Здравствуйте!
большое спасибо за статью..я потомок кельтов (по мужской линии), русская православная..очень рада, что могу гордиться и этими своими корнями..а особенно приятно было узнать про кельтский крест..я купила его (очень мне понравился), но боялась, что это языческая реликвия..к счастью, это не так..
еще раз, большое вам спасибо!
  Вестовой    02.05.2009 00:46
Спасибо за ответ, отец Кирилл! Спаси Вас Господи!
  игумен Кирилл (Семёнов)    01.05.2009 22:42
Воистину воскресе!
Благодарю за тёплое слово. Это предание древней британской церкви. Оно едвали, конечно, чем-то документировано, как и подавляющая часть того, что является преданием Церкви. И это вопрос веры. Также, наверное, как вопросом веры является наше местное предание о путешествии Апостола Андрея не только по Днепру до места будущего Киева, но и выше, в грядущие новгородские пределы (а шотландцы верят, что Апостол Андрей северным путём достиг и их страны, почему и национальный флаг Шотландии несёт на себе белый андреевский крест на синем фоне). Я лично не вижу в этом ничего невероятного. А в чём суть предания о св.Иосифе? Трудно сказать. Но известно, что древняя кельтская церковь на островах очень много общего имела долгое время не с Римом, а именно с православным Востоком. Может быть здесь прослеживается глубинная какая-то связь. Нужно упомянуть также Апостола от 70-ти Аристовула, являвшегося первым епископом древних британцев (это уже предмет не предания только, а подтверждённых исторических сведений).
  Вестовой    01.05.2009 21:48
Христос Воскресе! Спасибо за интересную статью и Ваши труды по сбору сведений о Православных Святых, просиявших на Британских островах! Во время телетрансляции схождения Благодатного Огня в Великую Субботу 18 апреля 2009 года диктор упомянул о существовании предания, говорящего о том, что Святой Иосиф Аримафейский бывал на Британских островах. Игумен Кирилл, подскажите пожалуйста, в чем суть этого предания и насколько можно ему доверять? Спаси Вас Господи!
  игумен Кирилл (Семёнов)    01.05.2009 16:44
Дорогая Людмила, Христос воскресе!
Благодарю за отзыв. Вы очень хорошо сказали о наших святых.
Небольшая поправка: VITA PATRUM (Житие Отцов).
  Людмила Бабаджанян    01.05.2009 15:30
Спаси Господи за публикацию. И о.Серафим ( Роуз), и блаженный святитель Иоанн (Максимович) благословили бы этот труд, который стал бы продолжением начатой ими "VITA PATRIUM", ведь Православие – это не сужение, а расширение во Христе. Благодарение и память всем святым, они наши молитвенники, особенно сейчас.
  Артур    30.03.2009 17:37
У меня есть давний знакомый по одному форуму – большой специалист в древнейшей истории. Он придерживается того же мнения и у него есть на сей счет соответствующие и довольно тщательно разработанные гипотезы. :-)

Имя настоящее, однако мотивы мне родители толком не смогли объяснить. Но вряд ли это кельтские корни. Скорее, влияние пресловутой оттепели 60-х и зараженность западными веяниями. :-)

Спаси Господи, отец Кирилл! И Вас с праздником!
  игумен Кирилл (Семёнов)    30.03.2009 17:16
Да чего там, почти наши люди! :)) Немного занимаясь кельтскими святыми, я открыл для себя немало общего между кельтским и славянским строем души. У меня порой бывает даже ощущение, что мои корни где-то в Шотландии или Ирландии, хотя никаких реальных доказательств этому нет. Ваше имя (если не ник), быть может, тоже неспроста дано Вам родителями?.. :)
С днём святого Патрика!
  Артур    30.03.2009 16:59
Согласен. А вот кельты очень гордятся тем, что у них в языке есть звук "ы", который не могут произнести англичане :-)

Страницы: | 1 | 2 | 3 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru