Русская линия | Архимандрит Кирилл (Семенов) | 17.03.2007 |
«Я Патрик, грешник, человек весьма неученый, последний среди всех верных, совершенно презираемый многими…»
(«Исповедь»)
Жители Москвы за последние годы вполне уже привыкли к тому, что 17 марта на центральных улицах столицы происходит нечто из ряда вон выходящее. Ведь не каждый день увидишь, к примеру, на Новом Арбате процессии людей, разодетых, по преимуществу, в зелёные цвета и с ирландскими триколорами в руках. Не каждый день услышишь бодро вышагивающих волынщиков с их блеющими на всю окрестность волынками (мы в России и гармошку-то родную почти позабыли, а тут — инструмент столь диковинный и сама музыка такая необычная). Не каждый день подивишься на уличных танцоров, кружащихся по мостовой в каких-то явно нездешних стремительных плясках, сопровождаемых бубнами, флейтами и прямо по-цыгански разудалыми скрипками. И всё это странное людское сборище, радостно бредущее по московскому асфальту, пестрит ещё вдобавок изображениями трилистника — зелёной травки о трёх круглых листочках, известной и каждому русскому ребёнку как кислица, или заячья капустка. Но над всем этим развесёлым балаганом, так некстати оглашающим московскую землю в дни Великого поста, главенствует некто, ради кого весь этот сыр-бор и затеян. Именно так посольство Ирландской республики ежегодно делится радостью своего национального праздника, посвящённого святому Патрику, Просветителю Ирландии, с Москвой и москвичами. Святой Патрик именно главенствует, если добавить к этой пёстрой картине ещё и его колоссальную скульптуру, которую мне довелось однажды видеть, случайно пересекшись в этот день с праздничной процессией. Фигура святого, медленно везомая на какой-то платформе, достигала метров семи в высоту. Св. Патрик облачён был в епископские одежды зелёного цвета и высокую митру. В руке он сжимал огромный дубовый посох, а окладистая борода довершала его портрет, в котором столь явственно и знакомо проступали уже черты вполне себе русского архиерея…
Потом вся эта скоморошья компания по своей традиции разбредётся по многочисленным пабам — поближе к пивному апофеозу своего празднества. Нам же, людям трезвящимся и благочестивым, далее идти за праздными гуляками не след, а самое время задуматься о жизни и трудах этого удивительного святого, имя которого у нас, пожалуй, на слуху, но — и только. А ведь имя святого Патрика, по печальному недоразумению отсутствующее в русских святцах, возвращает нас к нашей древней традиции — знать, любить и почитать святых Вселенского Православия.
Передо мной лежит тоненькая книжечка тверского протоиерея Александра Шабанова, которая так и называется — «Святой Патрик, епископ и Просветитель Ирландии» (Тверь, 2000). Отец Александр известен и другими книгами о святых древней Кельтской церкви Британских островов — о св. Брендане Мореплавателе и св. Коламбе Шотландском. Я знаю, что материалы для этих книг искал о. Александр не только в библиотеках, но и на просторах Ирландии, Англии и Шотландии, которые он исколесил на автомобиле вдоль и поперёк. В предисловии к книге о св. Патрике он высказал очень важную мысль: «Когда речь идёт о прошлом Церкви, то наши православные интересы в большей степени сосредоточены на византийском христианстве и собственно русских событиях. На Запад мы смотрим редко, а если и делаем это, то взгляд наш критичен и суждения сдержанны. Мы хорошо знаем, что и как нас разделяет, и рискуем забыть о том, что нас связывало до XI века». Да, мы иногда исключительно по невежеству «отдаём» католикам древних святых ещё неразделённой Церкви; их перечень огромен — это святые Патрик, Брендан, Бригита Ирландская, Давид Уэльсский, Геновефа (Женевьева) Парижская, Герман Осеррский, Исидор Севильский… И сотни других святых, просиявших на европейском Западе, но всегда принадлежавших Православию! Немало потрудился над «возвращением» их имён в православные диптихи приснопамятный о. Серафим (Роуз), и почитание этих святых православными общинами в Европе и Америке — совершенно естественное явление. Вот один только пример, касающийся нашей неосведомлённости: любого человека, носящего имя Эдуард и пришедшего креститься, в девяти из десяти случаев священник наречёт иным именем, и всего лишь потому, что в русском церковном календаре он не найдёт имени английского короля-страстотерпца Эдуарда (+ 979 г., память 18/31 Марта), а в любом английском православном приходе есть икона этого православного святого.
Теперь же, наконец, расскажем о самом святом Патрике. Достоверных сведений о его жизни не так уж и много, и поэтому нам поневоле придётся следовать той канве его жития, которая так замечательно изложена в книге о. Александра Шабанова. Хотя имя св. Патрика связывается главным образом с Ирландией, но родился он в 389 г. на севере Англии в семье знатного британца кельтского происхождения Кальпурния, который совмещал служение диакона и должность городского чиновника на римской службе (напомним, что Британия до 410 г., когда оттуда были выведены римские легионы, являлась одной из провинций Римской Империи). Мать его носила имя Концесса; она была близкой родственницей св. Мартина Турского. Священником был и дед Патрика — Потит. Собственно, новорождённого мальчика нарекли совсем другим, кельтским именем Суккат, а при крещении дали имя латинское — Магон.
Много позже св. Патрик напишет свою «Исповедь», из которой нам известны основные события его жизни, начиная с детства. Вместе с двумя сёстрами Магон обучался дома обычному для того времени кругу наук — латыни, истории и Священному Писанию. Он не постыдится сказать о себе, что наука не особенно шла ему впрок, и к шестнадцати годам Магон отнюдь не отличался большой набожностью.
В 405 г. происходит, однако, событие, с которого и начинается постепенный переворот всей его жизни. Ирландские пираты, кормившиеся разбоем и работорговлей, нападают на богатую виллу Кальпурния, детей которого, включая Магона, и слуг разбойники захватывают как добычу и увозят в Ирландию. В «Исповеди» есть об этом скорбные строки: «Мы заслуженно всё претерпели, поскольку мы отвратились от Бога, не соблюдали Его заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о спасении. И Господь навел на нас пламень Своего гнева и рассеял нас среди народов, даже до края земли, где я, в ничтожестве моем, теперь пребываю как чужестранец».
В Ирландии Магон был продан одному из местных племенных вождей, который, как бы в насмешку над аристократическим происхождением юноши, дал ему прозвище Cothrige, что на местном наречии означало «знатный человек». Со временем имя это трансформировалось в латинское Патрик, Патрикий (Patricius), поскольку имело то же самое значение. С этим именем герой нашего повествования не расставался уже никогда.
Целых шесть лет прожил Патрик в плену. Однако, совсем ещё молодой человек, к тому же воспитанный в довольстве и сам имевший прежде слуг, не дрогнул душой, оказавшись рабом на чужбине. Годы мытарств, проведённые им в Ирландии, явились для него временем настоящего духовного взросления и молитвенного преображения. «Я каждый день пас стадо и каждый день молился множество раз. Любовь моя к Богу, страх Божий во мне и моя вера возрастали все более и более и дух мой побуждал меня к тому, что за день я произносил до ста молитв и почти столько же ночью, — и так даже тогда, когда находился в лесу или в горах, и я просыпался до восхода, чтобы молиться — в снегу, на ледяном холоде, под дождем, и я ни разу не занемог и не поленился, ибо, как я вижу теперь, дух полыхал во мне в те дни…».
Господь не оставлял своего верного послушника в этих тяжких испытаниях. В сонном видении Патрику открывается путь к свободе; таинственный голос говорит ему, что для него готов уже корабль на побережье, и одного этого становится довольно юноше, чтобы немедля встать и пойти. Куда? Он и сам, должно быть, не знал, куда же именно. Не имея никаких средств и ни малейшей защиты в чужой стране, где беглому рабу, в случае его поимки, оставалась только казнь, Патрик, ведомый Божиим Промыслом, направляется в сторону моря, пешком проходя не одну сотню миль… Там, куда он пришёл, и в самом деле стояло готовое к отплытию судно. Взять его на корабль капитан категорически отказывался — у Патрика при себе не было ни единой монетки. Но… разве не Сам Господь шёл перед рабом Своим?.. Горячие молитвы юноши услышаны, и он, согласный на любой корабельный труд, покидает берега Ирландии — страны, которая отпустила его всего лишь на время…
Патрик оказывается на континенте, в Галлии, разорённой к тому времени войнами и мятежами. Начинаются годы его новых странствий, снова вдали от родной земли, куда попадёт он не ранее, чем спустя ещё долгие семь лет.
Пройдя всю Галлию с севера на юг, Патрик попадает на остров Лерин, расположенный в нескольких милях от города Канны. Здесь в начале V века основан был знаменитый впоследствии монастырь, населённый по преимуществу монахами-кельтами и державшийся устава восточного образца. Именно здесь подвизался св. Викентий Леринский (+ 450 г.), знаменитый подвижник и богослов, который вполне мог быть учителем Патрика.
«Исповедь» говорит о том, что было дальше: «Итак, после нескольких лет отсутствия, я снова оказался в Британии среди своих родичей, которые приняли меня как сына и искренне упрашивали меня, чтобы теперь, после столь великих испытаний, перенесенных мной, я больше не покидал их и никуда не уходил. И там, одной из ночей, я увидел в видении мужа, по имени Виктор, как бы пришедшего из Ирландии, неся с собой несчетные послания. И он дал мне одно из них и я прочел начало послания: „Голос ирландцев“. И в тот миг, когда я читал начало послания, казалось, я слышал голоса тех, что обитали у западного моря, и они взывали как одним голосом: „Мы молим тебя, святой юноша, чтобы ты пришел и снова был среди нас“. И сердце мое было столь сокрушено этим, что я не мог больше читать, — и очнулся. Благодарение Богу, ибо после столь многих лет он даровал им то, о чем они просили». Для Патрика не было ни малейших сомнений в том, Кто и куда его призывает. Нетрудно представить, что пережили родственники едва вернувшегося после стольких лет отсутствия и неизвестности человека, который теперь вновь готов покинуть их, добровольно отправляясь туда, откуда он изведён был чудом. Но, как это почти всегда бывает в жизни святых, — то, чего не понимали родные, знал о себе Патрик: он уже не принадлежит никому, кроме Бога.
Нельзя сказать, что Ирландия к тому времени сплошь оставалась языческой; вдоль её побережья, а кое-где и в глубинке существовали христианские общины, и евангельская проповедь на «зелёном острове» звучала уже давно, пусть и не во весь голос. И тем не менее всякий, кто решался отправиться туда ради Христова дела, должен был обладать немалым мужеством.
Однако, Патрик не сразу возвращается в Ирландию. Прежде он вновь плывёт на континент, в знакомую для него Галлию, где в г. Осерр его ожидает встреча со св. Германом, епископом-миссионером, много сделавшим для крещения британцев. Патрик проходит период обучения под руководством святителя, и вскоре его посвящают в сан диакона. Он стремится поскорее направиться в Ирландию, но Церковь решает пока иначе, и посылает туда другого миссионера из числа клириков св. Германа — Палладия, который, пройдя все положенные степени, вскоре был ради этой цели рукоположен во епископа. Однако его миссия оказывается кратковременной и малоудачной. Заболев и вернувшись в Британию, Палладий умирает.
Вслед за этим в 432 г. св. Патрик, уже в епископском сане, отправляется, наконец, туда, где давно уже его сердце — в Ирландию. Страна раздираема была постоянными междоусобицами племенных вождей, именуемых по традиции королями. Все они были язычниками, и св. Патрик, высадившийся на ирландском берегу, встретил поначалу весьма недружелюбное к себе отношение. Камни, пущенные в св. Патрика и его людей, как нельзя лучше свидетельствовали об окаменелости сердец местных идолопоклонников в отношении к Благой Вести. Однако, какое-то время спустя проповедь святого обратила ко Христу сердце одного из местных вождей. Человек этот пожертвовал просторный амбар для устройства в нём первого храма.
Вслед за этим св. Патрик со своими спутниками направился в земли своего бывшего хозяина, у которого некогда находился на положении раба. Вождь этот пришёл в великий страх, решив, что Патрик идёт отомстить ему. Языческие жрецы — друиды — предсказали напуганному вождю, что Патрик одержит победу, и тот в безумном ужасе зажёг собственный дом и погубил себя в пламени…
Миссия св. Патрика медленно, но неотвратимо приносила добрые плоды. Сам он ни минуты не сомневался, что вся его жизнь и дело его жизни находятся в крепкой руке Господней. А со стороны человеков жизни этого отважного мужа постоянно исходила угроза. Делу его упорно противились не столько даже местные вожди-короли, сколько могущественная каста кельтских друидов. «Кто я такой, Господи?.. К чему Ты призвал меня, что Ты содействовал мне с такой божественной силой, так что теперь, среди варваров, я могу постоянно восхвалять и прославлять имя Твое, где бы я ни был, и не только во дни успеха, но и в дни испытаний?» — так будет позднее говорить св. Патрик, оглядываясь на пройденный путь.
Мы упомянули друидов как важнейших противников миссии св.Патрика. Скажем о них несколько подробнее словами о. Александра Шабанова: «Далеко в лесах, укрывшись под сводами сумрачных пещер, на берегах глухих озёр и рек, добраться до которых только и можно было что тайными тропами, жила древняя кельтская религия, её жрецы-друиды совершали своё служение и справедливо считались духовной элитой, аристократами кельтской цивилизации… Влияние друидов было огромным… Они боролись с римлянами, участвовали в восстаниях и имели высокий политический авторитет… В Ирландии свои загадочные ритуалы друиды совершали в священных рощах, около почитаемых источников…Спорным остаётся вопрос о человеческих жертвоприношениях. Внутри кельтского мiра жрецы-друиды были объединены в строго иерархическую организацию, надклановый религиозный орден, который реально обладал политической и духовной властью». Вот с этими-то людьми и предстояла св. Патрику духовная брань, от победы в которой зависела судьба всего его священного дела.
Вскоре, в конце первого года проповеди, накануне Пасхи святой безстрашно отправляется в Тару — сакральный центр Ирландии, где находилась ставка верховного короля страны, которому подчинялись все прочие вожди. Король Лоэгайре, окружённый воинами и друидами, встретил св. Патрика крайне враждебно. Предание рассказывает, что подосланные к святому убийцы стали свидетелями небывалого чуда: едва они появились перед св. Патриком и его восемью беззащитными спутниками, как святой муж воззвал к Небесам, и вместо людей убийцы увидели проходящих мимо оленей. Этот гимн св. Патрика — «Песнь оленя» — сохранился до сего времени. Все попытки запугать святого силой оружия и даже покушение на его жизнь оказались напрасными: скромного вида человек, в руках у которого был лишь деревянный посох, говорил с королём смело и вдохновенно. Св. Патрик предупредил короля Лоэгайре, что тот лишится Божия благоволения, если будет упорствовать в язычестве и противиться проповеди Евангелия. Друиды, используя всё магическое искусство и пытаясь помешать святому с помощью ложных своих чудес, оказались безсильны против истинных чудес, которые на глазах у короля совершал св. Патрик силою Святого Духа. Повторилась история духовного состязания пророка Божия Моисея с египетскими волхвами, но итогом поединка с друидами стало крещение короля Лоэгайре со всем его домом.
Скажем коротко об одном эпизоде из жития св. Патрика, который показывает его пастырскую ревность о своих духовных детях, его безстрашие перед лицом сильных мiра сего в защите тех, кто был вручён ему Богом. Однажды воины бриттского князя Коротика совершили вероломный набег на общину только что крещёных ирландцев; многие христиане были жестоко убиты, другие уведены в плен и проданы в рабство язычникам, имущество их разграблено. Св. Патрик обратился к Коротику с посланием, в котором призывал его вернуть пленных. Коротик оставил это послание без ответа. Тогда святой направил другое послание — подданным жестокосердого князя. «Кто из святых не содрогнется, веселясь с такими людьми или разделяя с ними трапезу? — писал св. Патрик, призывая их отвратиться от Коротика и его воинов. — Они наполнили свои дома добром мертвых христиан, они живут грабежом. Они не знают, несчастные, что предлагаемое ими друзьям и детям в пищу есть смертоносный яд, как Ева не понимала, что данное ею мужу — смерть. Таковы все, кто делает злое: они заслужили смерть как наказание вечное».
Житие св. Патрика рассказывает о множестве чудес, совершённых им в разное время его победоносного шествия по Ирландии. С именем святого связывают исчезновение с острова всех ядовитых змей. Об этом предании ярко говорит и иконография св.Патрика.
Миссионерское служение святого в Ирландии продолжалось не один десяток лет, в течение которых Патрик сделал чрезвычайно много. Он создавал новые общины и посвящал для них клириков. От него приняли рукоположение немало епископов, которые возглавили новые ирландские епархии. Крестилось очень большое число народа во главе с клановыми вождями. Ирландия украсилась множеством храмов и монастырей; последние сыграют в дальнейшем уникальную роль в деле христианского просвещения Европы. И речь идёт не только о западе, но и о землях к востоку от Балтики. Миссионерство сделается отличительной чертой кельтских, и особенно ирландских, монахов, которые своеобразным подвигом апостольского странничества приведут ко Христу тысячи душ повсюду, куда позовёт их Божий Промысл. Пешком, а чаще на маленьких кораблях или даже на утлых с виду, плетёных из ивняка и крытых кожами, лодках — кораклах — доберутся они до самых отдалённых уголков европейского континента. Есть, как нам кажется, небезпочвенные предположения о миссии кельтских монахов на о. Валаам (в ряде публикаций священника Стефана Красовицкого, например), да и в других частях будущего Русского Северо-Запада.
В начале статьи мы уже упоминали о трилистнике как об ирландском символе св.Патрика. Изображения троечастного листка обыкновенной кислицы или очень схожего по форме белого клевера — непременный атрибут многих изображений самого Просветителя Ирландии. Предание говорит о том, как св. Патрик, используя эту обычную подножную травку, учил ирландцев на её образе догмату о Пресвятой Троице. Надо сказать, что в мифологии кельтов число 3 всегда было наделено особенными сакральными значениями, и св. Патрик, как и его многочисленные ученики, относились к древней культуре ирландского народа бережно и благоговейно, мудро отделяя пшеницу от плевел. Два крупнейших кельтских празднества — весенний Белтейн и осенний Самхейн — именно начиная с эпохи св. Патрика постепенно утрачивают свои языческие черты, органически встраиваясь в новое — христианское мiроощущение ирландцев. Так, Самхейн становится Днём Всех Святых в календаре западных христиан. (И только горестного сожаления достойно видеть, как наши «расхристанные» современники на Западе, а теперь уже и в России делают из этого дня бесовский карнавал под названием helloween).
Стоит отдельно сказать о совершенно особенной форме так называемых кельтских крестов. По мнению ряда исследователей ирландских древностей, происхождение креста, в средоточии которого находится круг, напрямую восходит к святому Патрику. Читаем об этом у о.А.Шабанова: «Когда св. Патрик в очередном столкновении с друидами узнал об их поклонении солнцу, то произнёс следующие знаменитые слова: „Мы тоже верим в Солнце — Солнце Правды — Христа“. И приказал перечеркнуть круги, символизировавшие солнце, крестом. Так появился Кельтский крест, или крест св. Патрика, распространившийся по всему северо-западу Европы до России включительно (Новгород Великий, Изборск)». Кресты эти, порой достигавшие в Ирландии и Британии немалой высоты, чаще всего искусно вырезались из камня и включали в себя, помимо очень характерного кельтского орнамента, изображения Христа Спасителя, Пречистой Девы и святых.
Ирландия, некогда ставшая для юного Магона источником его горестей и страданий, впоследствии сделалась всем смыслом жизни святого Патрика. Последние строки его «Исповеди» полны благодарения Богу и одним только желанием: «…Да не отделит меня Бог мой от Своего народа, который Он приобрел Себе в этой дальней стране. Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины».
О времени блаженной кончины святого Патрика единого мнения нет; одни полагают, что она последовала в 461 г., другие называют более позднюю дату — 493 г. (память святого празднуется 17/30 Марта). Предание связывает это событие с городом Даунпатрик, где на кладбищенском валуне высечено его имя. Но в действительности, никому в точности не известно место погребения Апостола Ирландии.
Закончить этот рассказ нам хотелось бы надеждой на то, что имя этого великого святителя и миссионера древности, равно как и имена многих других святых, просиявших на православном Западе, однажды и навсегда станут достоянием и нашей молитвенной и богослужебной жизни. Это тем более важно, если учесть, что древняя Кельтская церковь имела очень много общего с православными церквами Востока.
Заслуживает ли святой Патрик, за которым стоит приведённая ко Христу страна Ирландия, нашего безпамятства и неведения?
Примечание. «Исповедь» святого Патрика в полном объёме можно найти здесь: http://antology.rchgi.spb.ru/St_Patrick/patrick.htm.
Желающих познакомиться с жизнью святого Патрика более подробно, отсылаем к только что вышедшей в свет книге Григория Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» («Молодая гвардия», 2007), где в качестве приложения помещено древнейшее Житие святого, относящееся к концу VII века.
http://rusk.ru/st.php?idar=111373
Страницы: | 1 | 2 | 3 | Следующая >> |